Верона церкви и храмы. Православные храмы и приходы в италии

ВЕРОНА - город на северо-востоке Италии, в области Венеция, у подножия Альп, по обоим берегам реки Адидже с населением около 300 тысяч человек. Верона - это город-жемчужина, скрывающий за своими изящными фасадами многовековую и многославную историю, город, воспетый Петраркой, Шекспиром, Гете, Байроном, это город Ромео и Джульетты, который, однако, не утратил своей романтической ауры. Она повсюду: в лабиринте старых улиц, в арках и воротах, в почтенных дворцах, тихих храмах и садах. БАЗИЛИКА СВЯТОГО ЗИНОНА ВЕРОНИЙСКОГО Одна из самых красивых романских церквей Вероны, возведенная на месте погребения покровителя города Зинона Веронийского, бывшего также первым местным епископом. Святой Зинон умер в конце 4 века, и уже несколько десятилетий спустя над его могилой по указу императора Теодориха Великого была построена небольшая церковь. Она просуществовала около четырех столетий, пока в 807 году не была разрушена, а на ее месте не появился новый храм, в который поместили мощи Зинона.
Эта церковь простояла еще меньше - в начале 10 века во время венгерского нашествия она была практически полностью уничтожена, а мощи святого перенесли в кафедральный собор.
Строительство нынешнего здания базилики было завершено во второй половине 10 века по указу императора Оттона Великого, а в 11 веке была построена колокольня. Несмотря на то, что здание сильно пострадало при землетрясении 1117 года, уже к 1138 году оно было восстановлено.
В конце 14 века здесь проводились очередные ремонтные работы - была заменена крыша, создан плафон центрального нефа и пристроена апсида в готическом стиле. Затем на долгое время храм оказался полузаброшенным, и в начале 1800-х годов находился в удручающем состоянии. Его полная реставрация была завершена только в 1993 году. Нынешнее здание базилики построено из местного вулканического туфа с редкими мраморными вкраплениями, которые декорированы барельефами на тему Страшного Суда. Автор этих барельефов, которые сегодня, к сожалению, плохо различимы, - скульптор Бриолото. Он же создал и круглое окно-розетку в центре фасада, называемое «Колесом фортуны». Вход в церквоь украшает готический портал, созданный в 12 веке мастером Николо.
Внутренне убранство храма поражает своей роскошью: здесь можно увидеть купель 12 века, вырезанную из цельного куска мрамора, каменный резной алтарь, фрески 13-15 веков и другие произведения искусства, в том числе знаменитый триптих Андреа Мантеньи «Мадонна на престоле с ангелами и святыми».




В одном из нефов хранится огромная порфировая чаша, обнаруженная при раскопках древнеримских терм. А в крипте в хрустальной раке находятся мощи святого Зинона.

К базилике пристроен клуатр XII века. Его галереи обрамлены многочисленными двойными колонками с арками. На северной стороне расположен небольшой павильон (эдикула), в котором установлен памятник папе Иоанну Павлу II. В клуатре выставлено несколько средневековых надгробий, одно из которых 1313 года принадлежит представителю рода Скалигеров и сохранился ряд средневековых росписей. К клуатру примыкает лапидарий - собрание античных надписей.



ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ МАРИИ Римско-католический храм и одно из самых посещаемых мест в Вероне. Архитектурно церковь представляет собой трехнефную базилику в романском стиле.
Первоначальное здание церкви, построенное в VII веке было разрушено землетрясением 1117 года. Современное здание церкви было освящено в 1185 году патриархом Аквилейским. В период правления Скалигеров церковь выполняла функции дворцовой капеллы. Здание представляет собой небольшую постройку в романском стиле с колокольней. Стены выполнены из чередующейся кирпичной и каменной кладки. Церковь имеет аскетический интерьер без выдающихся произведений искусства. Рядом с церковью находятся арки Скалигеров - готические надгробия правителей Вероны, из которых надгробие Канграде I Делла Скала украшает вход в церковь. ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ АНАСТАСИИ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦЫ Самая крупная из городских церквей. Строительство началось в 1290 году и продолжалось до 1481 года. Изначально предполагалось посвятить собор веронскому святому мученику Петру, однако горожане продолжали называть базилику именем святой Анастасии.
Базилика имеет высокую апсиду с пристроенной к ней колокольней, завершающейся островерхим щипцом с белыми нервюрами. Главный фасад церкви остался незавершённым (верхняя часть лишена облицовки). Портал церкви имеет два дверных проёма и украшен барильефами работы Риджино ди Энрико на сюжеты Нового Завета и житий святой Анастасии и апостола Петра, а также истории доминиканского ордена.
Мозаичный мраморный пол церкви выложен Пьетро да Порлецца в 1462 году из белого, розового и серо-голубого мрамора. Мрамором тех же цветов была облицована аркатура входного портала базилики.
Базилика является трёхнефной, нефы разделены колоннадой из 12 круглых колонн из красного мрамора, которые поддерживают своды, украшенные растительным орнаментом. У двух колонн, расположенных у входа в церковь устроены водосвятные чаши (XVI век), опирающиеся на гротескные статуи, называемые горбунами святой Анастасии.
ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ Церковь построена в пятом веке, многократно перестраивалась после двух крупных пожаров. В начале пятнадцатого века алтарь был изменен с украшением передней арки апсиды. Авиаудар 4 января 1945 причинил значительный ущерб зданию, особенно гробницам, крыше, часовне, а также прилегающей лоджии.
Колокольня ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО БЕРНАРДИНА Церковь построена в честь святого Бернарда, который по дороге в Верону совершил чудо - помолился за умершего и тот воскрес.


ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ Церковь построена между 1074 и 1077 годами. За все эти годы аббатство изменилось до неузнаваемости и многократно перестраивалось.
Внутри находятся многочисленные сохранившиеся фрески
Церковь Святой Троицы не состоит в цепи исторических церквей Вероны, таким образом, доступ свободный. Хотя обычно открыта для посетителей на протяжении всего дня.
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР Строительство храма в романском стиле было начато в первой половине XII века, освящение состоялось в 1187 году. В середине XV века он был надстроен и расширен в результате чего приобрёл позднеготичекие черты. Над порталом в люнете находится рельефное изображение Девы Марии в сцене поклонения пастухов и волхвов. Портал украшен скульптурными изображениями ветхозаветных пророков, сценами охоты и фигурами двух рыцарей из каролинского эпоса - Роланда и Оливьера.
Собор трёхнефный, внутреннее убранство выполнено в готическом стиле который подчёркивают колонн из красного веронского мрамора, стрельчатые аркады, крестовые своды с золотыми звёздами на голубом фоне. Боковые алтари и приделы устроены в особых секциях, расписанных в XVI веке Джованни Фальконетто.

Лежащие грифоны
ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ЕВФИМИНИИ
Строительство было начато в 1275 году, освящение храма состоялось в 1331 году. Здание неоднократно перестраивалось и приобрело свой современный облик к XV веку. Был возведён готический портал, украшенный статуями святых, на фасаде сделаны два высоких окна, разделённых колонкой. К зданию пристроена колокольня в романском стиле. Церковь однонефная, украшена современными фресками. Колокольня церкви ЦЕРКОВЬ САН ФЕРМО Эта интересная церковь расположена в самом центре Вероны в самом конце улицы Леони. Она включает в себя части двух старинных строений: романского фундамента XI века и готических стен XIII века. Внутреннее убранство полностью соответствует готическим канонам, но стоит вам спуститься вниз в подвальное помещение, как вы окунётесь в атмосферу романской церкви.
МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ Основан в XI веке, в 1440-е годы перешел к венецианскому братству святого Георгия в Альге. Во второй половине XV века был полностью перестроен и монастырский комплекс стал состоять из главного храма и пристроенных к нему небольших жилых помещений. На его фасаде видны следы от пуль, появившихся в ходе боя между французами и австрийцами на берегах реки Адидже 18 октября 1805 года.
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ЛОРЕНЦО Церковь неоднократно перестраивалась: в XV веке к ней пристроили колокольню, позднее ренессансный боковой портик. Несмотря на это церковь является ценным образцом романского стиля с рядом элементов норманнского и византийского зодчества. Среди них - матронеум, галереи, предназначенные для женщин.
Винтовые лестницы, встроенные в круглые башни, выделяющиеся на фасаде церкви (выполнен из чередующихся полос камня и кирпича). Интерьер храма сохранился с XII века. Церковь трёхнефная, свет поступает через небольшие окна высокого центрального нефа.
Распятие Христа
Мадонна
СВЯТИЛИЩЕ БОГОМАТЕРИ МИРА
Строительство церкви было начато в 1559 году. ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО НАЗАРИЯ И КЕЛЬСИЯ Посвящена миланским мученикам Назарию и Кельсию (пострадали в середине I века). Здание церкви построено в 1464-1483 годы (работы по каменной кладе были завершены в первые два года строительства) на месте более древней постройки VIII века. Позднее на кирпичном фасаде были сделаны крупные ренессансные окна, в 1552 году к церкви пристроили колокольню. В 1575 году был расширен пресбитерий В 1688 году вход в церковный двор был украшен неоклассическим порталом и барочной оградой. Церковь имеет три нефа, разделённых дорическими колоннами. Над боковыми нефами устроены хоры, выходящие в пространство центрального нефа аркадой с ионическими колоннами. ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ТЕРЕЗЫ Строительство было закончено только в 1750 году, хотя фасад был завершен еще позже. Церковь была изначально посвящена Деве Благовещения и Святого Гавриила Архангела, а затем босых кармелитов и их покровителя, ТерезЫ ​​из Авилы. Церковь была закрыта 8 июля 1806 года, как и многие другие церкви по указу Наполеона, и, с 1883 года, была использована в качестве тюрьмы. Здание было разрушено в результате бомбардировок во время Второй мировой войны.
ИЕЗУИТСКИЙ МОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ СВОБОДЫ Церковь, основанная в Х веке в честь Святого Сиро, стоит среди руин Римского театра. Внутри корпуса есть четыре алтаря и две боковые часовни открыты в конце восемнадцатого века, с портретами, а главный алтарь из мрамора.
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО СТЕФАНА Построена в пятом веке, одна из немногих церквей, которые не были разрушены от мощного землетрясения 1117 года.
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ТЕУТЕРИЯ Освящена в 751 году епископом Ханно: поэтому является самой старой церквью в регионе Венето.
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ТОМАСА Церковь построенная кармелитами в пятнадцатом веке в романско-готическом стиле. Вдоль правой стороны церкви, стоит колокольня, высотой 60 метров, которая была построена в конце пятнадцатого века в романском стиле. В ней располагаются десять колоколов.
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ЗЕНОНА Согласно легенде, именно на этом месте молился и ловил рыбу на берегу реки Адидже Зенон Веронский. В церкви сохранился древний камень, на котором Зенон рыбачил. В римскую эпоху здесь находился некрополь. В ХII веке сразу после землетрясения 1117 года здесь построили (или восстановили ранее существующую) романскую церковь, которую начали почти сразу же перестраивать (открыли окна на фасаде и готический портал со стороны улицы).
Церковь была закрыта в эпоху Наполеона в 1808 году и лишилась всех своих ценностей и произведений искусства. Возродилась стараниями Фра Джакомо Соломоне в 1827, который внёс изменения во входной портал во дворик храма и алтарь на левой стене. В церковь собрали произведения живописи, скульптуры и архитектуры из закрытых или разрушенных соборов. Во время второй мировой войны церковь сильно пострадала, в 1957 году обрушился правый неф и были утеряны ценные фрески, изображающие Св.Франциска. Проведённая реставрация вернула многие оригинальные структуры постройки ХIII века и более поздние - балюстраду красного мрамора и мраморный пол.
Фасад церкви с интересным романским порталом розового мрамора. В люнете фреска Мадонна с младенцем. Круглое окно на фасаде и узкие боковые окна выполнены в готическом стиле. Внутри церковь трёхнефная с деревянным потолком. На стенах, ранее полностью покрытых фресками, сохранились отдельные фрагменты росписей XIII и XIVвека. Над входом Распятие работы неизвестного веронского живописца приблизительно 1330 года.

Верона - город, в основном известный благодаря «Ромео и Джульетте», ведь именно здесь происходят описываемые Шекспиром события. Однако, во дворик Джульетты я так и не попал и ни разу не жалею, ведь в Вероне огромное количество других, гораздо более примечательных памятников. В этом посте я расскажу о четырех соборах города: Дуомо, Сан Дзено, Сан Фермо и Сант’Анастасья. Это огромный пост с кучей фотографий и букв. Начну, пожалуй, с Дуомо - кафедрального собора, построенного в XII в. в романском стиле. Заметная реконструкция XIV-XV вв. придала собору готические черты.
Дошедшая до наших дней кампанила строилась в несколько этапов - фундамент и первые несколько метров - романские, середина - начала XVI в. (проект Микеле Санмикели), а верхняя часть была построена лишь в XX в. Однако, кампанила так и не была завершена. Из-за отсутствия финансирования уже долгое время проект достройки остается лишь на бумаге.
От романского собора сохранились некоторые каменные украшения фасадов. Во-первых это потрясающий портал главного фасада с портиком. Портик создавался местным мастером Никколо. На фото рельефный люнет над входом - по центру «Богородица с младенцем», слева - «Поклонение пастухов», справа - «Поклонение волхвов».
Один из двух грифонов.
На откосах за колоннами изображены апостолы. Ещё детали главного фасада (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).
На южном, боковом фасаде, также сохранились скульптурные группы, но выполненные позднее, в «ломбардском стиле». Особенно примечательны львы
Заходим внутрь. Интерьер преимущественно XV-XVI вв.
Главные художественные ценности это «Поклонение волхвов» Либерале да Верона… … и «Вознесение Богородицы» Тициана. Последний получил заказ после того, как написал для венецианской Фрари алтарный образ на тот же сюжет. Капелла, в которой представлена картина, построена по проекту Якопо Сансовино.
Колонны центрального нефа выполнены из красного веронского мрамора. Центральный алтарь - проект Микеле Санмикели.
Гробница Святой Агаты - работа ломбардских мастеров Кампионе. Почему тут гробница Святой Агаты - не знаю, её мощи хранятся, насколько я знаю, в Катании, где она и приняла мученическую смерть. Возможно, тут частичка. Внутри алтаря вот такие фрески авторства Франческо Торбидо (ученик Джорджоне и Либерале да Верона). К Дуомо пристроена церковь Сан Джованни ин Фонте, ранее выполнявшая функции соборного баптистерия.
Главное, на что тут стоит обратить внимание - восьмигранная купель конца XII в., вырезанная из единого куска красного веронского мрамора мастером Бриолото.
На каждой из восьми граней - рельеф с евангельским сюжетом.
На стенах вокруг купели - фрески конца XV - начала XVI вв., приписываемые Фальконетто, Паоло Фаринати и Джован Франческо Карото. Но это ещё не все. К Дуомо также пристроена церковь Святой Елены. Вот её интерьер.
Примечательна она тем, что в конце XX в. здесь провели археологические раскопки и обнаружили фундамент и мозаичный пол алтаря и пресвитерия самого первого храма Вероны IV в.(!)

Перенесемся теперь в другую часть города, к собору Сан Дзено Маджоре.
Собор построен для хранения мощей Святого Зенона Веронского (почитаемого как в католической, так и в православной церквях). Существующее романское здание гораздо старше Дуомо - его построили в середине X в. на месте первых двух церквей V и VIII вв. На следующей фотографии слева от собора - башня ныне не существующего бенедиктинского монастыря (XIII в.), а справа - кампанила (XI в.).
Входной портал, как и у кафедрального собора, создан мастером Никколо в XII в.
В центре люнета Святой Зенон, он благословляет представителей знати (они верхом) и народа (они с флагом города). Снизу сцены из жития святого.
Лев Портал выглядит гораздо более навороченным, чем портал Дуомо за счет 18 боковых панелей. Сюжеты, в основном, библейские, но есть также легендарные и бытовые, посвященные жизни Теодориха Великого. Те, что справа - работа того же мастера Никколо.
Те, что слева приписывают мастеру Джульермо, известному также работой в соборах Пизы и Кальяри.
На следующих фотках другие фигуры рельефного оформления портала. С трудом различимые рельефы на фасаде (не на портале) - работа мастера Бриолото (того же, что сделал купель в Сан Джованни ин Фонте).
Его же авторству приписывается окно-роза «Руота делла фортуна» (‘Колесо Фортуны’) и шесть окружающих его фигур, изображающих непостоянство человеческих успехов и неудач. Это один из первых примеров такого окна в романской архитектуре, в последствии такие окна стали неотъемлемым элементом готических соборов.
Уже изнутри можно подойти к центральному порталу и посмотреть на фантастические двери XI в., составленные из 48 бронзовых панелей. Известно, что над панелями работали как местные мастера, так и приглашенные из Саксонии. На панелях изображены святые, добродетели, музыкальные алегории, донаторы собора и прочее. Рядом с собором сохранился клуатр ранее упомянутого бенедиктинского монастыря.
Остальные постройки монастыря уничтожены в ходе завоевания Италии Наполеоном.

Интерьер.
В южном нефе - распятие Лоренцо Венециано.
Большинство фресок центрального нефа датируются XIII-XIV вв. Мастера неизвестны.
Особенно выделяется огромное изображение Святого Христофора.
А также распятие, приписываемое мастерской Альтикьеро да Дзевио. Деревянный потолок центрального нефа в виде усеченного трилистника также сохранился с XIII в.
Алтарь расписан ранее упомянутым Франческо Торбидо в XVI в.
Самое главное сокровище собора алтарный полиптих - «Пала ди Сан Дзено» Андреа Мантеньи. Нижние панели - копии, оригиналы были украдены войсками Наполеона и до сих пор хранятся во Франции.
А вот и крипта с саркофагом Св. Зенона.
Третий собор Вероны - Сан Фермо Маджоре.
Именно на этом месте святой Фермо и святой Рустико приняли мученическую смерть в III в. Существующий верхний храм построен францисканцами в XIII-XIV вв. Под ним частично сохранился старый храм, выстроенный бенедиктинцами в XI в. Апсида и боковые фасады церкви украшены в XV в.
Детали главного фасада (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).
Портал бокового фасада.
Интерьер.
Справа от входа - амвон XIV в. из белого и красного мрамора, окруженный фресками местного художника Мартина ди Верона. Детали амвона (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке). Слева от входа - монумент Никколо Брензони - шедевр флорентийского скульптора Нанни ди Бартоло и полюбившегося мне художника Пизанелло (это самая ранняя подписанная работа мастера). Увы, подойти и как следует рассмотреть живопись нет возможности, стоят какие-то перегородки. Детали смотрите тут: 1, 2, 3, 4, изображены Благовещение и архангелы Рафаил и Михаил. Над на контрфасаде, прямо над входным порталом, видна фреска XIV в. «Распятие» - шедевр Туроне ди Максио, учителя Альтикьеро да Дзевио.
Центральный алтарь с фресками XIV-XVIII вв.
Над боковым порталом также «Распятие», мастерская Турионе ди Максио.
И, конечно, невозможно не обратить внимание на потрясающей формы деревянный свод единственного нефа.
А теперь - нижний храм.
Фрески на колоннах датируются XII-XIV вв. Стоит обратить внимание на «Крещение Христа» XII в.
Алтарь с деревянным распятием XIV в.
На лестнице между старым и новым храмом можно посмотреть на гробницу адвоката Антонио Пелакани, также XIV в. Фреска изображает Богородицу с младенцем и святыми, а рельеф - самого Антонио и его учеников. И, наконец, последний из четырех и самый крупный собор Вероны - Сант’Анастасья. Этот собор изначально строили в готическом стиле, с XIII по XIV вв. Церковь строилась одновременно с Занниполо в Венеции, их фасады очень похожи.
Колокольня высотой в 72 метра.
Слева от фасада - гробница кондотьера и мэра Вероны - Джульельмо да Кастельбарко начала XIV в. Это первый пример подобного расположения гробниц (балдахин). Насколько я знаю, характерно только для Вероны. По примеру этой построены расположенные неподалеку более известные «Арки Скалигеров» Центральный портал. Что ж, заходим внутрь. Интерьер невероятно красочный и уютный.

При входе сразу обращаешь внимание на двух «горбунов», поддерживающий чаши со святой водой. Тот, что слева - авторства Габриеле Калиаре, отца Паоло Веронезе. А тот, что справа приписывается скульптору Паоло Орефиче.
Как и остальные соборы Вероны - этот богат живописью. Начнем с трансепта. В алтаре на правой стене - фреска «Страшный суд» Турионе ди Максио, уже знакомого по Сан Фермо.
На левой же стене алтаря - гробница Кортезиа Середжо XV в. Скульптурную составляющую приписывают тосканцу Пьетро ди Николо Ламберти (либо Нанни ди Бартоло), а живопись - венецианцу Микеле Джамбоно. Справа от алтаря - капелла Пеллегрини. Основной её шедевр спрятался под самыми сводами трансепта - это фреска «Святой Георгий и принцесса» работы Пизанелло. Рассмотреть ее без бинокля или телевика очень трудно. Но это того стоит!
На фреске изображен Георгий Победоносец перед его отправлением для сражения со змием (змий в левой части фрески, сохранился лишь частично). Справа от святого стоит принцесса Трапезунда, которую как раз пришел черед отдавать змею на съедение. Обратите внимание на лошадок, вы видели ещё хотя бы одну картину или фреску того периода (XV в.) с такими ракурсами?
Сама капелла украшена терракотовыми панелями, также XV в. Алтарный образ - «Богородица Смирение» XIV в.
В капелле Кавалии, на правой стене, рядом с гробницей Федерико Кавалии XV в. - единственная в Вероне фреска Альтикьеро да Дзевио конца XIV в. - «Поклонение семейства Кавалии Богородице». Фрески левой стены трансепта.
В боковых нефах также немало красивейших капелл. Вот, например, алтарь семейства Пидемонте, украшенный картиной «Святой Мартин» Франческо Карото.
Капелла распятия.
Капелла Фомы Аквинского.
Капелла Девы Марии. В люнете фреска «Снятие с креста» Либерале да Верона. Ну и напоследок ещё несколько видов прекрасного интерьера Сант’Анастасьи.

Ну вот и всё.

Эта интересная церковь расположена в самом центре Вероны в самом конце улицы Леони. Она включает в себя части двух старинных строений: романского фундамента XI века и готических стен XIII века. Внутреннее убранство полностью соответствует готическим канонам, но стоит вам спуститься вниз в подвальное помещение, как вы окунётесь в атмосферу романской церкви.

Церковь святого Георгия (Chiesa di San Giorgio in Braida)

Церковь святого Георгия расположена в средневековом квартале Веронетта между Адидже и трассой на город Тренто (150 метров на север от собора). Церковь была построена в 16 веке, а колокольня осталась от разрушенного романского монастыря, построенного в 11-12 веках, к которому относился также маленький клуатр к северу от церкви он был перестроен в позднейшие эпохи. Колокольня осталась незавершенной. В ней находится колокола, вылитые известными веронскими мастерами в 18 и 19 веке.

Фасад церкви выполнен из белого мрамора, в то время как остальные части церкви выложены из кирпича. Он состоит из двух ярусов пилястр: ионических – внизу и коринфских – наверху. В боковых нишах – две статуи святого Георгия и святого Лаврентия (венецианского епископа).

Церковь имеет один широкий неф, построенный в 30-40 года 16 столетия. Купол над обширным пространством хоров был сконструирован Микеле Санмикели в 1540 году. В церкви содержится несколько важных произведений искусства. К ним, прежде всего, относятся шедевры ренессансной живописи картина Тинторетто «Крещение Христа», расположенная над центральным входом, и полотно Паоло Веронезе «Мученичество святого Георгия» под куполом. Кроме того, в церкви находятся картины таких видных художников, как веронец Паоло Фаринати и представитель венецианской школы Моретто да Брешиа.

В Вероне десятки церквей, самые древние из которых были основаны ещё в раннехристианские времена в Римской империи. Практически все из них невероятно интересны и изобилуют шедеврами искусства, поскольку к созданию многих «приложили руку» великие итальянские (венецианские) мастера.

В этой статье представлен гид по храмам Вероны , прочитав которую, вы узнаете, на какие из них стоит обратить особое внимание во время прогулки по этому итальянскому городу.

Кафедральный собор

Главный собор Вероны, его еще иногда называют Дуомо ди Верона, место, где находится кафедра епископа. Первые христианские церкви появились на месте собора еще во времена Римской империи, однако от них практически ничего не сохранилось из-за стихийных бедствий. В 1117 году мощное землетрясение в Вероне окончательно разрушило все, что еще оставалось на месте нынешнего собора, и после на этой же территории возвели новый собор в романском стиле. На протяжении истории его фасад и интерьер несколько раз реконструировались и обновлялись, из-за чего сегодня Дуомо выглядит довольно новым. Внутри собора вы можете увидеть работы такие выдающихся мастеров Ренессанса, как архитектора и художника Джованни Фальконетто (фрески), Либерале да Верона, Никколо Джольфино, Франческо Торбидо и «Вознесение Девы Марии» великого Тициана (такая работы была выполнена Тицианом в Венеции для собора Санта-Мария Глориоза деи Фрари, и позже он написал подобную для Кафедрального собора Вероны) .

Вход платный (2,5 евро), с Verona card – бесплатно.

Церковь Святой Анастасии

Церковь в готическом стиле, строительство которой велось с 1290 по 1481 годы. Она находится возле моста Петра, в одном из самых древних мест Старого города Вероны, где сохранились свидетельства присутствия римской цивилизации. Эта церковь похожа по своей структуре на венецианскую церковь Санти-Джованни э Паоло.

Над созданием внутреннего убранства церкви Святой Анастасии работали самые талантливые мастера XIII-XV веков и позже, её интерьер поражает и похож на настоящую художественную галерею с многочисленными работами признанных живописцев и архитекторов. Снаружи обратите внимание на потрясающий готический портал церкви. Внутри церкви самая грандиозная по масштабу из художественных работ – это одна из всего двух сохранившихся работ мастера Ренессанса Антонио Пизанелло («Святой Георгий, освобождающий принцессу»). Алтари и капеллы церкви украшены работами таких авторов, как Пьетро да Порлецца, Данезе Каттанео, Микеле да Фиренце, Либерале да Верона, Джольфино и многих других веронских творцов.

Базилика Сан-Дзено

Без сомнений, это один из самых древних и хорошо сохранившихся экземпляров романской архитектуры во всей Северной Италии. Она была построена на месте захоронения первого епископа города – Зинона Веронийского, умершего в конце IV века нашей эры. Мощи святого Зинона на протяжении нескольких веков хранились на этом месте в небольших церквях, однако лишь в 806 году здесь была построена подобающая уровню святыни базилика, которую можно увидеть по сей день. Страшное землетрясение 1117 года, разрушившее большинство зданий Вероны, повредило и Сан-Дзено, однако её основание устояло. Колокольня церкви относится к XI веку, а башня XIII века была монастырем для бенедиктинцев, совершавших молитвы во славу божью и христианского святого Зинона. Монастырь Сан-Дзено был закрыт в 1770 году.

Здание базилики сделано из веронского золотистого туфа, обратите внимание на круглое окно-розу под названием «Колесо фортуны» и мощные бронзовые двери. Внутри – фрески местных художников XIII-XIV веков, среди которых самая известная работа – триптих Андреа Мантеньи, а также статуя первого епископа Вероны, известная как «Улыбающийся святой». В крипте базилики хранится хрустальная рака с мощами святого Зинона (после обветшания церкви и опустения монастыря мощи были обнаружены в 1838 году исследователями в одном из помещений). Интересен также клуатр XII века.

Церковь ди Сан-Фермо

Эта красивейшая церковь была построена на берегу реки Адидже на месте мученической смерти двух раннехристианских святых – Фирма (Фермо) и Рустика (Рустико). Это произошло примерно в 304 году нашей эры при императоре Максимилиане. Приблизительно в V-VI веках в память мучеников была построена первая церковь. В течение нескольких веков священнослужители (прежде всего епископ Вероны святой Аннон) заботились о сохранности останков, перенося их в разные церкви. На этом месте строения сменяли друг друга, пока между 1065 и 1114 годами монахи-бенедиктинцы не возвели здесь большой храм, состоящий из двух уровней – подземного (для хранения реликвий) и верхнего – собственно для служб. В сегодняшнем виде церковь ди Сан-Фермо сформировалась в 1261 году, когда перешла под управление монахов-францисканцев, а основные работы были закончены в 1350 году. В течение следующих столетий были окончательно оформлены алтари, часовни, элементы декоры и могильные памятники. Можно сказать, что верхняя часть церкви относится к готическому архитектурному стилю, а нижняя – к романскому.

Церковь настолько красива и гармонична снаружи, что трудно выделить какие-то отдельные элементы строения, хочется всё время разглядывать её фасад и изящные готические детали. Внутри стоит обратить внимание на фрески XIV-XV веков всё той же плеяды талантливейших веронских мастеров живописи – Либерале да Верона, Туроне, Торбидо, Пизанелло и некоторых других.

Вход – 2,5 евро, c Verona Card – бесплатно.

Монастырь Сан-Джорджио ин-Брайда

На берегу реки Адидже, за пределами Старого города Вероны находится бенедиктинский монастырь Сан-Джорджио ин-Брайда, огромный купол которого неизбежно притягивает взгляд, если вы прогуливаетесь по набережной. Он был основан в XI веке, однако впоследствии был полностью перестроен. Внутри немало прекрасных работ венецианских художников – Якопо Тинторетто, Паоло Веронезе, Джованни Франческо Карото и других.

Вход свободный

Базилика ди Сан-Стефано

Между Замком Святого Петра, расположенным на холме, и монастырем Сан-Джорджио ин-Брайда находится старейшая романская церковь Вероны. И дело даже не в её почтенном возрасте (она была освящена в 421 году нашей эры), а в её удивительном виде – больше, чем какая-либо церковь Вероны, она выглядит принадлежащей римской эпохе, несмотря на некоторую модернизацию фасадов. На протяжении нескольких столетий эта базилика была местом захоронения епископов Вероны, а крипта была построена в первой половине X века.

Интерьер Сан-Стефано украшен картинами живописцев XIV века – Джакомо да Рива и Мартино, и ренессансных мастеров – Паоло Фаринати, Джованни Карото и Баттиста дель Моро.

Вход свободный

Интервью с настоятелем храма во имя Святителя Николая в Вероне (Италия) протоиерем Борисом Развеевым.

Две равноуважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья…

Этими словами начинается шекспировское произведение «Ромео и Джульетта». И эти строки сразу вспомнились мне, когда узнал, что давний друг нашей редакции, священник Борис Развеев , получил назначение в этот воспетый еще Шекспиром город - итальянскую Верону… За плечами у отца Бориса годы религиозного диссидентства, потом башкирская тюрьма, где он два срока томился как «узник совести»… Служение настоятелем в уфимском храме Рождества Богородицы, где в начале девяностых годов произошло первое массовое мироточение икон в современной России. Отъезд из родной Башкирии в Москву, служение в храме на Ваганьковском кладбище. Казалось бы, все у него там наладилось: отец Борис за три года построил храм во имя Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане - новом микрорайоне Москвы. И вдруг - Верона…
Недавно протоиерей Борис Развеев побывал в нашей редакции и рассказал о своих впечатлениях от восьми месяцев своего служения за границей.
- Верона находится в северной части Италии, недалеко от известной всем Венеции, - рассказывает священник . - Священный Синод вынес решение ехать мне туда. Приехал я в Верону в апреле - тогда только десять человек ходило в храм, а на последней службе было 53 человека. Не хотелось мне уезжать из Москвы, ведь появились в столице чада духовные… А сейчас вот на родине вспоминаю уже свою итальянскую паству - и скучаю по ней… Служу я в храме Святителя Николая в Вероне, еще службы совершаю в Мерано, на границе с Австрией, а также в Домодосело, возле Швейцарии, где тоже приход во имя Святителя Николая. Наш приход принадлежит Италийскому благочинию Корсунской епархии. Правящий Архиерей - Архиепископ Корсунский Иннокентий - живет в Париже. В епархию входят четыре благочиния. Кроме нашего, это португальское, испанское и французское благочиния. Во французском благочинии шесть Православных приходов и четыре монастыря, в португальском - три прихода, в испанском два, а у нас, в италийском - 22 Православных прихода!
…Семью я перевез в Верону. Сын Серафим, ему 11 лет, три месяца ходит в итальянскую школу - он уже освоил итальянский язык… Это частный лицей, с традициями - он действует уже четыре века. Обучение в нем стоит 400 евро в месяц. Это больше, чем весь доход нашего храма… Но Серафиму как сыну Православного священника, по ходатайству представителя местной католической епархии по межконфессиональным связям, предоставили возможность учиться безплатно (я бы просто не смог оплачивать его учебу). Вообще католическое духовенство относится ко мне очень тепло. Им нравится, что я приехал сюда по указу Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Раньше к ним уже обращались разные люди с просьбой содействовать в открытии Православного храма, но они помогают только официальным представителям Московской Патриархии.
- Кто ваши сегодняшние прихожане?
- Это русские эмигранты новой волны, кто-то из них женились на местных или вышли замуж за итальянцев. Вот, например, Марина Мартиросова, она закончила Суриковский художественный институт, вышла за итальянца замуж, живет в Вероне, пишет иконы. Все иконочки новые в храме - ею писанные. Правда, нам не разрешают ничего вешать на стены, так как храм старый, памятник архитектуры… Одну девушку я благословил читать Псалтирь на церковнославянском. Вскоре она очень серьезно заболела и из-за простуды даже говорить не могла. И вот после Причастия в нашем храме она полностью исцелилась! Она была этим изумлена. Она хотя и была человеком верующим, но не представляла, что до такой степени Господь касается в Таинстве тленного человеческого естества… Другой прихожанин, Дмитрий, из числа тех пятерых русских, которые сохранили этот храм, когда там три года не было постоянного священника. Однажды он пришел на Литургию и сказал, что хотя и постился положенное время, но все равно духовно не считает себя готовым принять Тело и Кровь Христовы… Пока я исповедовал, по традиции в храме читали святоотеческие поучения. В этот раз читалось слово святого Иоанна Кронштадтского. И вот вдруг Дмитрий подходит ко мне и говорит: «Батюшка, благословите причаститься». Слово святого Иоанна так вошло в его душу…
В Италии со мной молится очень хороший, грамотный, энергичный народ. Вряд ли эти люди уже вернутся в Россию, но на родине многие из них бывают каждый год. Связи с ней не теряют. Психология верующих там заметно отличается от российской: наши люди за границей привыкли полагаться на себя, самостоятельно решать свои проблемы. Духовные советы у священника они спрашивают редко.
В Италию приезжает много молдаван. Не все они хотят ходить в румынские храмы. Ведь там новый стиль, а они привыкли, что, например, Преображение празднуется именно 19-го августа!.. Приходят к нам…
- Межнациональные браки часто оказываются и межрелигиозными. Это создает проблемы в духовной жизни ваших прихожан?
- У одной нашей прихожанки недавно родился сын. А муж у нее итальянец, практикующий католик. Родители мужа настаивали, чтобы ребенка крестили в католичестве. Она пришла ко мне. Спрашивает: как быть? Я ей ответил так: крещение католическое нашей Церковью признается. А приедешь на родину, иди с ребенком в храм, и пусть его священник миром помажет (у католиков конфирмация проходит в зрелом возрасте). Ребенка покрестили у католиков. А вскоре его мать приехала в Киев, и в Лавре мальчика помазали святым миром. Он стал Православным. Мама приносит его в наш храм причащать.
А один парень родом из Подольска, музыкант-барабанщик, закончил в Москве Гнесинский институт и женился на католичке. У нее есть претензии и к Православным, и к католикам. Но вот недавно я эту пару венчал… У прихожанки Ирины муж католик, но он ходит к нам в храм вместе с супругой. Вскоре он сказал жене, что на наших службах вдруг понял - у нас в храме происходит нечто более сокровенное, чем у католиков. Там служба прагматичная, внешне отлаженная, а тут чувствуется присутствие Духа. За душу берет! Он сказал, что хочет принять Православие. Я посоветовал ему не торопиться с этим решением, а сначала все хорошенько обдумать, потому что это выбор на всю жизнь.
- Расскажите про свой храм.
- Храм находится в центре Вероны, недалеко от того места, где сохранился дворик Ромео и Джульетты. Это большой католический храм святой Евфимии, у него есть пристрой, который католики передали в пользование Православным. Раньше они брали за наши Богослужения деньги. А теперь и денег не берут. Храм этот у католиков тоже называется Никола Маци (в честь Николая Угодника). Раньше там был ревностный настоятель, который заставлял нас всякий раз после службы все иконы убирать - хотел в этом приделе служить каждую пятницу. Сейчас мы иконы не убираем. Видимо, радением Святителя Николая поставили другого настоятеля, который не мешает нам. И в этом пристрое католики уже не служат. Сейчас мы добиваемся у них разрешения на установку иконостаса.
- Вы служите на общем Престоле с католиками?
- Да, они на этом большом мраморном Престоле раньше служили. Но ведь у них антиминсов нет… Правда, когда мы делали индитий (облачение для Престола), я увидел, что у них тоже вложены в Престол какие-то мощи… Этот храм - раннехристианский. Он был построен еще в III или IV веке, то есть этот храм раньше был Православный! Но было сильное землетрясение в Вероне в VIII веке, храм разрушился, осталось одно основание. И на нем возвели новое здание. Когда я первый раз вошел в этот храм, то ощутил духовный холод. Но все же чувствовалось, что мы стоим на очень древнем основании. И постепенно наша молитва согрела храм! Православная Божественная Литургия, Таинство Евхаристии изменили в корне духовную ситуацию: сейчас входишь в храм, и уже чувствуется тепло!
На некоторых Православных приходах в Италии служат священники- итальянцы, принявшие Православие. Они служат на русском в «итальянской транскрипции» (русские слова для них написаны итальянскими буквами). Один из них женился на гречанке, принял Православие, потом стал священником. И вот этот священник Георгий Орнетти из Падуи однажды сказал: «Италия страна католическая - по недоразумению!» Настоящие итальянцы, принявшие Православие, воспринимают католичество как экспансию… А многие католики искренне рады, что к ним приезжают Православные люди, Православные священники. Это подтверждает справедливость приведенных мной слов…
- На минуту представьте такую фантастическую ситуацию: к нам в Россию приезжает католический священник, ему Православные передают для службы свой храм!.. Сразу произошел бы громкий скандал, появились бы пикетчики с призывами: «Руки прочь!..» Я и сам, наверное, встал бы в такой пикет… А в Италии все по-другому. Почему?
- Да, у нас такое невозможно. Почему-то мы, Православные, зачастую всего боимся. А мы ничего не должны бояться, кроме личного греха. А ведем себя так, как будто у нас и силы-то нет никакой… Я это так понимаю. Наверное, у себя в Вероне католики не видят в нас противников. А мы у себя дома - видим… А ведь мусульманам католики свой храм не передали бы!
- Мне кажется, есть и другая причина. Они чувствуют, что Православие лучше латинства сохранило предание древней Церкви, и оттого к нам у себя дома лояльны. К тому же мы в Италии не ведем экспансии, как католики в России…
- В католическом храме в Бари, где хранятся мощи Святителя Николая, недавно произошел характерный инцидент. Храм этот принадлежит францисканцам, и вот там недавно поставили молодого настоятеля, и он одно время не разрешал паломникам из России заходить в католический алтарь и прикладываться к находящейся там тумбе, где покоятся мощи Николая Чудотворца, - потому только, что этого настоятеля-католика в Москве Православный священник не пустил в алтарь… Ему показалось это обидным, ведь он никогда не препятствовал Православным паломникам прикладываться к мощам Святителя Николая. И вот после такого приема в Москве и он отдал соответствующее распоряжение… Но настоятель Православного храма в Бари священник Владимир Кучумов очень мудро и быстро это урегулировал…
- И все же, как вам служится в некогда католическом храме?
- Когда служишь Божественную литургию - ни времени нет, ни пространства… Предстоишь у Престола в Италии так же, как в России. К каждой Литургии нужно относиться как к последней в жизни… Литургия по сути всегда одна и та же, она как бы «равна самой себе», когда совершаешь ее с благоговением. И это поражает в чужой стране. Когда все вокруг чужое - язык, стены храма, Престол… Но все вдруг духовно изменяется под воздействием благодати и становится как дома! А в Мерано я служу в исторически Православном храме. Там лечились больные туберкулезом, а у русской женщины Бородиной очень сильно болела дочка. Ее не удалось вылечить. И мать оставила денег, чтобы построили два санатория для бедных русских офицеров, чтобы они могли здесь лечиться. До тысячи русских там собиралось, и по ходатайству в Священный Синод там был построен храм в честь Святителя Николая. До сих пор в храме старинные облачения, старинная Чаша…
- Как вы думаете, почему Господь призвал вас на служение в далекую Италию?
- Мое предназначение - копать. У многих в России есть ошибочное представление, что раз Запад - значит, много денег. Это не так! У нас бедный приход, едва сводим концы с концами. Да и разве меня бы в богатый приход направили? Посылают меня всегда туда, где надо фундамент класть, что-то пробивать, начинать строительство.
Я построил храм в Теплом Стане. Вызвали в Патриархию, сказали: готовься, будешь там настоятелем. Я ведь с ноля строил храм! Был там такой случай. Надо было выбить землю под храм. А В Москве это непросто. Пошел я в соответствующую службу. Прихожу, начальница начинает говорить, что вот выдаст мне землю, а там потом вместо храма коттедж поставят, да еще с баней… Я сижу, молюсь. Вижу, у нее глаза как пеленой покрыты! Молюсь дальше. И вдруг перевожу взгляд и вижу - у нее ведь красивые, глубокие синие глаза. Пелена с глаз сошла! Я даже вздрогнул от удивления… И она начинает совсем другое говорить… Выделила нам землю под честное слово: что там будет именно храм, а не что-то другое. Там в округе сто тысяч русского населения - а храма нет… Так и построил церковь. И вот вскоре позвонила мне староста и говорит: а нам прислали сюда батюшку с «указом»… Настоятелем!
Оказалось, у этого молодого батюшки тесть - известный московский протоиерей. Мне, провинциалу, пришлось уступить… И вот Господь, наверное, решил меня утешить Вероной. Владыка Иннокентий - человек интеллигентный, в прошлом китаист. Да и на мое место вряд ли кто станет претендовать…
- В Италии много Христианских святынь. Как нам к ним относиться? Удалось ли вам совершить паломничества по этой стране?
- Собственно католических святынь в Италии нет. Это святыни древние, Православные. Это святыни нашей Церкви. К сожалению, у католиков установилась традиция прятать святыни от паломников. К мощам не приложишься, они глубоко сокрыты… Служили мы Литургию в католическом соборе Сен-Марко в Венеции. Там под Престолом покоятся мощи Апостола и Евангелиста Марка. Сначала нам разрешили в крипте служить, под мощами. А потом впервые разрешили молебен совершить прямо возле Престола. Очень благодатно было! Мы ощутили благодатное присутствие святого Марка… Но ведь мощи святого там даже и не увидишь! Они где-то глубоко под спудом, за семью печатями…
Я стараюсь выучить итальянский язык и для того, чтобы смог собирать в Италии частицы мощей святых еще того времени, когда Рим не отпал от Православия. А мощей в Италии великое множество! К историческим святыням итальянцы относятся с большим уважением. Но все же отношение к святыням там не такое, как в России. Сами итальянцы, побывавшие в России, признают, что такого трепетного почитания святынь, как у нас, нигде больше нет.
- Всем нам известны серьезные заблуждения католичества. И закрывать на эти теневые стороны глаза невозможно. И все же можно ли нам хоть чему-то хорошему поучиться у современных католиков?
- Когда нас представили епископу Вероны, я был немало удивлен. Это капуцинский монах, и он вышел к нам в характерном подряснике с капюшоном, препоясанный веревкой и… чуть ли не босиком! Какие-то легкие сандалии на нем были. Во всем его виде светились простота и нестяжательство. Католическая иерархия (по крайней мере, в провинции) не слишком богата. Епископ получает скромную зарплату, не роскошествует. Католическое духовенство не имеет семей, там узаконен целибат. И потому любой священник готов в любую минуту ехать служить в любую точку земного шара… Итальянцы считают своим долгом по воскресеньям ходить в храм. Повсеместное почитание Божией Матери даже на бытовом уровне поражает. Куда ни пойдешь, везде увидишь у них на балконах, в домах скульптуры Божией Матери. Я думаю, за это их отношение к Царице Небесной милость Божия изливается на итальянцев… Но многое в католицизме мне режет глаза. Особенно в области богослужения. Если у нас есть вечерняя, утренняя служба, идет некий процесс (все время и у нас, к сожалению, сокращаемый) внутренней духовной подготовки человека ко вступлению в самое сокровенное состояние Богообщения в таинстве Причащения, то у католиков этого не осталось! Службы там короткие. Человек может лишь час попоститься и идти к Причастию… Мне видится в этом недолжное отношение к святыне.
- Полюбили вы итальянцев?
- Интересно, что итальянцы лучше немцев, французов относятся к эмигрантам. Им даже как будто стыдно, что они живут состоятельнее приезжих… Такого отношения нигде больше не встретишь. Хороший народ! Основа у него Христианская… И наверное, промыслительно столько итальянцев сейчас принимает Православие…
Но как-то в Вероне я молился и вдруг ощутил, что при всем внешнем спокойствии и благополучии этой страны дыхание всадников Апокалипсиса здесь слышнее… Вроде и люди живут хорошие, но сама ситуация такова: люди там особо не нуждаются в помощи Божией. Самая трагическая утрата, которую несет человечеству прогресс, - это утрата потребности в Боге. Есть формальный момент, по которому люди считают себя верующими, но нет сердечной устремленности к Богу. Потребность в Боге становится не такой яркой, не такой насыщенной, как это еще недавно было в России, где всегда жилось труднее. И из-за этого формального отношения к Богу, формального участия в Богослужении человек постепенно перерождается. Такого обращения к вере, как было у нас в 90-е годы (один батюшка в Уфе за один раз крестил 300 человек! А мне приходилось в 1991 году по сто и более людей крестить, однажды я крестил сразу 137 человек!), - на Западе больше не будет… Да и у нас - будет ли?
- Вы приехали в отпуск на родину. Что вас дома тревожит сильнее всего?
- В Италии я не живу, а служу. Жить и умереть я хочу в России. Как бы ни была красива Италия, и там я молюсь все больше о России…
Наша беда в том, что мы оказались выкинуты из суточного круга Богослужения. А ведь Богослужение является основной составляющей нашего внутреннего преображения. Раньше в каждой Православной семье - от Царской и до крестьянской - читалась Псалтирь, а на приходе обязательно совершался суточный круг Богослужения. Было положено чтение часов. А у нас осталось только утреннее и вечернее келейное правило. С ним и идем на Литургию. Человек выпал из постоянного Богообщения. А раньше оно не было уделом только монахов, духовенства. Так жили простые миряне - крестьяне, рабочие… Мне один человек рассказывал (он позднее стал батюшкой): когда он работал трактористом в колхозе, всегда знал - вот сейчас начинается служба. И находясь на тракторе, вместе с молящимися внутренне находился на службе. Всегда пребывал в церковном процессе. На Западе этого почти не осталось. Но и у нас это все исчезает. Попробуй начни это возрождать, и сразу начнутся конфликты. А чего мы друг другу потакаем? Люди не могут долго молиться, им ведь идти на работу, так давайте служить поскорее… Не растягивайте Литургию, а тем более вечернюю службу, ведь люди устали после работы… Все время нечто подобное слышишь. Но если ты устал после работы и пришел в храм, так стой всю службу. И ты отдохнешь так, как не отдохнешь лежа на диване или за телевизором. Будь готов к тому, что ты всю ночь простоишь на Всенощной, а утром пойдешь на работу и будешь работать. «Как же можно не отдохнувши…» И мы потворствуем людям, и потому они редко ходят или совсем не ходят в храм. Получается, что на службу идут тогда, когда хочется, и на столько, на сколько хочется присутствовать на службе. А это неправильно. В Уфе я решил читать каждой день после вечерней службы акафист Иверской иконе Божией Матери. Мне говорили: народ от тебя сбежит… А я отвечал: наш народ любит молиться! Благословение мне дал Архиепископ Уфимский Никон, и вскоре люди из других храмов после вечернего Богослужения спешили к нам на акафист, и храм у нас наполнялся молящимся народом.
…Недавно меня пригласили на встречу со студентами одного престижного московского вуза. И я увидел такую благодатную паству! Так внутренне порадовался! Эти ребята 18-20 лет так внимательно меня слушали! Такие хорошие вопросы задавали… Я был этим напряженным вниманием поражен. Их интерес к Православию был неподделен. Значит, у нас еще есть нива! Вскоре после этого я во время молитвы вспомнил притчу о девяносто девяти и одной потерянной овце. И стало вдруг ясно, что пока вот эта последняя овца не будет обрящена для Царства Небесного, не наступит конец света.