Темы лекций по психологии. Конспект лекций по дисциплине «Психология» для студентов дневного и заочного отделения

Психология. Краткий конспект лекций

Конспект

Психология и эзотерика

Краткий конспект лекций. Психология Складановская М.Г. ст. преподаватель кафедры философии Тема. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ. ЧТО ИЗУЧАЕТ ПСИХОЛОГИЯ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУК. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛО...


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3259. Техническая эксплуатация систем горячего водоснабжения 64.5 KB
Техническая эксплуатация систем горячего водоснабжения Назначение, классификация и устройство систем горячего водоснабжения зданий. Техническое обслуживание и ремонт систем горячего водоснабжения зданий. Назначение, классификация и устройство сист...
3260. Обжиг сырьевой смеси 57.5 KB
Обжиг сырьевой смеси Для обжига сырьевой смеси как при мокром, так и при сухом способе производства почти исключительно применяют вращающиеся печи. При сухом способе производства иногда используют шахтные печи. Длина современных вращающихся печей пр...
3261. Демократия как политический режим 39.66 KB
Сущность демократического политического режима В переводе с греческого демократия означает власть народа (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом...
3262. Сущность права 59.76 KB
Одним из важнейших признаков права является формальная определенность, характеризующая его ясность, недвусмысленность, точность, структурированность, устойчивость во времени и по кругу лиц. Если эти качества не обеспечиваются, то возникает...
3263. Повышение мотивации труда 121.54 KB
Результаты изучения моделей мотивации не позволяют с психологической точки зрения четко определить, что же побуждает человека к труду. Изучение человека и его поведения в процессе труда дает только некоторые общие объяснения мотивации, но даже они позволяют разрабатывать прагматические модели мотивации работника на конкретном рабочем месте.
3264. Европейский Союз: особенности формирования, этапы и перспективы развития 74.19 KB
Закономерным результатом развития международных экономических отношений, а именной международной торговли и международного движения факторов производства, стала экономическая интеграция, являющаяся особым этапом интернационализации хозяйст...
3265. Возникновение планетных систем и земли 96.38 KB
Согласитесь, сегодня человек, в какой бы самой отдаленной области науки или народного хозяйства он ни работал, должен иметь представления, хотя бы общее, о нашей Солнечной системе, звездах и современных достижениях астрономии. Сравнительное...
3266. Агрессия как социально-психологический феномен 60.36 KB
Ни одно общество не свободно от таких явлений, как убийство и разрушение. Наше непосредственное окружение полно красноречивых сцен: омерзительная пьяная драка на улице, убийство из ревности, ограбление. Насилие устрашает, повергает в смятен...
3267. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства 53.74 KB
Современный этап развития мирового хозяйства отличается всевозрастающими масштабами потребления природных ресурсов, резким усложнением процесса взаимодействия природы и общества, интенсификацией и расширением сферы проявления специфических...

Министерство образования и науки Украины

Приазовский государственный технический университет

Кафедра социологии и социальной работы

В.В. Маслова

Конспект лекций по дисциплине

«Психология»

для студентов дневного и заочного отделения

технических специальностей

Мариуполь 2009

Психология. Конспект лекций для студентов дневного и заочного отделения технических специальностей. / ПГТУ. Каф. Социологии и социальной работы, ИПФ; сост. В.В.Маслова. – Мариуполь.2009.- 92 с.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственными требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу ”Социально–гуманитарные дисциплины”. В предлагаемом курсе лекций приведены основные психологические понятия и категории, а также их характеристика. Особое внимание уделено психологии личности; раскрыты психологические механизмы становле­ния личности и ее взаимодействия с другими людьми.

Предназначено для студентов технических специальностей.

Рецензент: М.Д.Лапина, ст.пр.

Сост. В.В. Маслова, ст.пр.

Ответственный за выпуск: В.В.Харабет, доц.,к.п.н.,

Зав.каф.социологии и

Социальной работы

Утверждено

На заседании кафедры

«Социология и социальная работа»

Протокол № 3 от 16.10.2009г.

Утверждено

На заседании ученого совета

Инженерно-педагогического факультета

Протокол № от 2009г.

введение

Особенности современного этапа развития нашего общества обу­словливают необходимость коренного улучшения подготовки специалистов, овладения ими основами психологических знаний и успешного применения их на практике.

Учебное пособие подготовлено для широкого круга студентов независимо от профессионального направления и специальности, предназначено для концентрированного изучения и систематизации учебного материала по дисциплине ”Психология”.

Пособие представляет собой компактный очерк теории и практики психологии. Учебный материал пособия депрофессионализирован, изложен в краткой и доступной форме, как по содержанию, так и по стилю изложения.

Цели и задачи изучения дисциплины ”Психология”:

Получить представление о природе психики человека, о соотноше­нии природных и социальных факторов в ее становлении, а также о том, как происходит осознание человеком окружающего мира и самого себя;

Научиться давать психологическую характеристику лич­ности, а также объяснять собственные психические процессы, свойства, состояния;

Овладеть простейшими приемами их психической саморегуляции;

Научиться осознавать особенности взаимодействия людей в процессе общения и совместной деятельности;

Овладеть прие­мами, повышающими эффективность общения.

Последовательность изложения тем в предлагаемом курсе лекций отражает логику восприятия будущим специалистом нового круга проблем. Пособие включает в себя пять тем, относительно самостоятельных по содержанию, но взаимосвязанных между собой.

Для удобства освоения курса каждая из программных тем подразделена на несколько относительно самостоятельных вопросов, которые могут стать предметом выступлений на семинарских занятиях, послужить темой рефератов.

Круг проблем, рассматриваемых в предлагаемом курсе лекций, конкретизирован в перечне умений, предваряющем каждую тему.

Осознанному и более глубокому усвоению материала будет спо­собствовать поиск ответов на контрольные вопросы и задания, пред­ложенные к каждой теме. При этом целесообразно пользоваться ис­точниками, приведенными в списках литературы к каждой теме.

ЛЕКЦИЯ 1

^ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

1. Предмет, принципы и отрасли психологии.

2. Этапы становления и направления психологической науки.

3. Методы психологического исследования.

4. Понятие о психике. Классификация психических явлений.

5. Сознание как высшая ступень развития психики.

6. Особые состояния психики и сознания человека.

Основные понятия : психология, принципы психологии, направления психологии, методы психологии, психические явления, сознание, сознательное, подсознательное, бессознательное.

Изучив данную тему, вы должны уметь :

Сформулировать предмет и задачи психологии как науки;

Объяснить методологические принципы психологии;

Выделить основные этапы становления психологической науки;

Выявить место психологии в системе наук о человеке;

Перечислить отрасли и основные направления психологической науки;

Проанализировать методы психологии и условия их правильного применения;

Раскрыть сущность понятия психика, перечислить основные формы проявления психики;

Объяснить взаимосвязь сознательного, подсознательного и бессознательного.

^ 1. Предмет, принципы и отрасли психологии

Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой. Психология (psyche – душа, logos – наука) – изучает мир душевных явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых человеком.

В целом методология (от греч. methods - путь исследования, по­знания, logos - учение) определяет те принципы, приемы, которыми руководствуется человек в своей деятельности. Отечественная психология в качестве методологических выделяет следующие принципы материалистической психологии:

1) Принцип детерминизма означает, что пси­хика определяется образом жизни и перестраивается с изменением образа жизни.

^ 2) Принцип взаимосвязи психики и деятельности , принцип единства сознания и деятельности озна­чает, что сознание проявляется и формируется в процессе осуществления деятельно­сти человеком.

^ 3) Принцип развития психики, сознания в деятельно­сти означает, что психика и сознание рассматриваются как продукт развития и результат деятельности (игро­вой, учебной, трудовой и др.).

^ 4) Принцип изучения психики человека во взаимосвязи биологических и со­циальных факторов ;

5) Личностный подход означает, что при изучении любых психических явлений человека (свойств, состояний, процессов) учитывается включенность явления в структуру целостной личности.

Психология тесно взаимосвязана с другими науками, занимая ва­жное место в системе наук о человеке. Так, долгое время, являясь одним из разделов философии , психо­логия неизбежно взяла из этой науки принципиально важные теорети­ческие положения, определяющие подход к решению проблем. Таким образом, философия является методологической основой психологии. Очевидна связь психологии с естественными науками – биоло­гией, физиологией, химией, физикой и др., с помощью которых можно изучить физиологические и биологические процессы мозга, ле­жащие в основе психики. Психологию сближают с гуманитарными науками (социологией, историей, языкознанием, искусствоведением и др.) изучение взаимо­действия личности и ее ближайшего окружения; интерес к особенно­стям психического, душевного склада человека в различные истори­ческие эпохи; роль языка в культурном и психическом развитии человека, проблема творчества. Не менее очевидна связь психологии с педагогикой . Эффективно обучать и воспитывать можно только на основе знания закономерностей, по которым развивается психика человека. Многообразны связи психологии с медициной . Общие точки со­прикосновения эти науки находят в изучении проблемы нарушения психической деятельности, в психологическом обосновании особен­ностей взаимодействия врача и пациента, в диагностике и лечении целого ряда заболеваний. Взаимосвязь психологии и технических наук проявляется, с одной стороны, в выявлении оптимальных психологических условий взаимодействия человека и машины, с другой – в разработке технических средств, приборов для изучения проявлений психики.

^ Отрасли психологии

Зоопсихология - изучает особенности психики животных.

Возрастная и педагогическая психология - изучает психологические особенности людей разного возраста, а также закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания

^ Социальная психология - изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, социально-психологические проявления в больших группах.

^ Психология труда - рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология - изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники.

^ Медицинская психология - изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии

Патопсихология - изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

^ Юридическая психология - изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса, психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

^ Дифференциация психологии на отрасли дополняется встречным процессом интеграции , в результате которой происходит стыковка психологии практически со всеми науками: через инженерную психологию – с техническими науками; через педагогическую психологию – с педагогикой; через социальную психологию – с общественными и социальными науками.

^ 2. Этапы становления и направления

психологической науки

Становление психологической науки можно условно разделить на 4 этапа :

1 этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более 2-х тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

2 этап – психология как наука о сознании. Возникает в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием.

3 этап – психология как наука о поведении. Возникает в конце 19 – начале 20 века. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно увидеть – поведение, поступки, реакции человека.

4 этап – психология как наука, изучающая закономерности, проявления и механизмы психики.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека учитывать особенности психического склада людей. Первые психологические представления обозначились в древнем мире в связи с попытками мыслителей того времени дал ответ на вопрос: что такое душа? При этом выделились, различные подходы к изучению сущности души – материалистический и идеалистический.

Сторонник первого подхода Демокрит (около 460-370 до н.э.) утверждал, что душа состоит из подвижных атомов, которые при­водят тело в движение. Со смертью тела погибает и душа.

Платон (428- 348 до н.э.), напротив, утверждал, что душа бес­смертна. Цель души - познание идей, которые существуют вечно и сами по себе, образуя особый мир, противостоящий миру материи.

Идеи античных философов были систематизированы и развиты Аристотелем (384-322 до н.э.) в трактате «О душе». Этот трактат был первым собственно психологическим трудом, в связи с чем Аристотеля часто называют основателем психологии. В его представлении душа – бестелесная сущность живого тела, посредством кото­рой человек чувствует и мыслит.

В средние века в результате усиления позиций религии душа рас­сматривается в основном как божественное, сверхъестественное на­чало, руководящее человеком в его поисках высшего смысла жизни. В то же время накапливается знание об анатомо-физиологических особенностях организма человека как одной из основ психики. В связи с этим особо следует отметить деятельность арабских ученых Ибн -Сины (Авиценны, 980-1037), Ибн-Рушды (Аверроэса, 1126-1198), а также выдающегося деятеля эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519).

Второй этап в становлении психологии связывают с развитием естественных наук в XVII веке, когда ведущие ученые того времени пытались сформировать новые представления о мире и человеке, рас­сматривая психологию как науку о сознании. Так, французский уче­ный Р. Декарт (1596-1650) в своих трудах предпринял попытку раскрыть механизмы поведения человека, используя в качестве аналога законы механики и введя новое понятие - рефлекс. Б.Спиноза (1632-1677) и Г.Лейбниц (1646-1716), которые раз­рабатывали вопросы о соотношении физиологического и психичес­кого, а также Дж.Локк (1632-1704), который ввел в психологию понятие ассоциации (от лат. associatio - соединение, связка) - связи между явлениями, при которой возникновение одного из них вызы­вает появление другого. Именно это понятие было положено в основу возникшей в XVIII веке ассоциативной психологии (Д. Гартли , 1705-1757), в рамках которой утверждалось, что нервная система подчиняется физическим законам и, следовательно, явления сознания образуются путем ассоциации (механической связки) более простых элементов. В этот же период Г. Кониский (1717-1795) указывал на активный характер отображения психикой объективной реальности. Г. С. Сковорода (1722-1794) необходимым условием познания действительности считал самопознание человеком себя, своей сущности.

Началом третьего этапа – становления психологии как самостоя­тельной экспериментальной науки - можно считать 60-70-е годы XIX века, когда в психологию пришел эксперимент. Развитие экспери­ментальной психологии связывают прежде всего с немецким ученым В.Вундтом (3832-1920), открывшим в 1879 году первую в мире психологическую лабораторию.

На основе накопленных экспериментальных данных, работ И.М.Сеченова (1829-1905), И.П.Павлова (1849-1936), З. Фрейда (1856-1939) и многих других выдающихся ученых был сделан вы­вод о невозможности ограничения предмета психологии одним со­знанием, использования ассоциаций в качестве универсальной кате­гории, объясняющей всю психическую деятельность.

Это привело к возникновению в XX в. нескольких новых напра­влений психологии, каждое из которых по-своему определяло, что же должна изучать эта наука: поведение, бессознательное и пр.

^ Основные направления психологической науки

Одним из наиболее значимых для развития психологии XX века направлений является психоанализ , основателем которого считается австрийский психолог и психиатр 3. Фрейд.

Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только его сознанием, но и бессознательными вле­чениями и желаниями, к которым Фрейд относил, прежде всего, стремление к любви и в то же время к смерти, разрушению. Эти вле­чения сосредоточены в особом структурном образовании психики, получившем название ”Ид” (Оно). Вторичный слой психики – ”Эго” (Я) – призван соизмерять влечения Ид с требованиями реального мира, представленными в ”Супер-Эго” (Сверх-Я) - носителе моральных стандартов. Поскольку требования Ид и Супер-Эго несовместимы, Эго пребывает в состоянии конфликта, напряжения, от которого спаса­ется с помощью специальных психологических защит (вытеснения, проекции, сублимации и пр.).

Учение 3. Фрейда развили его ученики. Так, центральной идеей А. Адлера (1870-1937), создателя индивидуальной психологии, явля­ется тезис о бессознательном стремлении человека к совершенству, которое определяется переживанием чувства неполноценности и необходимостью его компенсации.

По К. Юнгу (1875-1961), согласно принципам созданной им ана­литической психологии, психическое развитие личности в целом оп­ределяется коллективным бессознательным (архетипами), запечат­левшими опыт человечества.

Влиятельным направлением в психологии явился бихевиоризм (от англ. Behaviour – поведение), основателем которого считают аме­риканского исследователя Д. Уотсона (1875-1958). Научная про­грамма Уотсона основывалась на схеме S R, согласно которой вне­шнее воздействие, или стимул (S), порождает определенное поведе­ние организма, или реакцию (R). Отсюда следовал вывод: достаточно подобрать нужный стимул, чтобы получить требуемое поведение. Та­кие понятия внутреннего, психического мира человека, как созна­ние, переживание, игнорировались, считались ненаучными.

Еще одним направлением психологической науки явилась гештальтпсихология (от нем. Gestalt - образ, форма). Возникновение данного направления связано в первую очередь с именами немец­ких ученых М. Вертгеймера (1880-1943), К. Коффки (1886-1941), В. Келера (1887-1967), которые в противовес положениям ассоци­ативной психологии выдвинули идею целостности образа, свойства которого не могут быть выведены из свойств отдельных его частей. Так, М. Вертгеймером была показана возможность восприятия дви­жения при фактическом его отсутствии. В проводимых им опытах два отрезка, находящиеся друг от друга на расстоянии, поочередно высве­чивались и затемнялись. Оказалось, что при уменьшении интервалов времени между вспышками восприятие двух отрезков сменялось вос­приятием перемещения одного отрезка. (Это явление, получившее название (φ-феномена, применяется, например, в световой рекламе.)

Основной задачей когнитивной (от лат. Cognilio – знание) психо­логии, возникшей в 60-х годах XX в. как направление психологи­ческой науки, явилось доказательство решающей роли знания в пси­хическом развитии человека. Представители этого направления (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, А. Пайвио, У. Найссер, Л. Фестннгер и др.) сосредоточили свои усилия на изучении психических, прежде всего познавательных, процессов, которые по аналогии с ЭВМ рассматри­вались как последовательные блоки сбора и переработки информации. В результате были выявлены важнейшие свойства познавательной деятельности (зависимость от внешней среды, избирательность и др.). Одно из основных понятий когнитивной психологии - схема (внутренняя программа сбора и переработки информации). Схема за­дает развертывание всех познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и пр.) подобно тому, как генотип определяет стро­ение организма.

Одним из ведущих направлений современной психологической науки является гуманистическая психология , которая, по определе­нию одного из ее основоположников А. Маслоу (1908-1970), представляет собой третью силу, противопоставляющую себя бихеви­оризму и психоанализу. В противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отде­льных событий, представители гуманистической психологии К. Род­жерс (1902-1987), Г. Олпорт (1897-1967) и другие рассматривают личность как единое целое. В отличие от психоаналитического под­хода предметом гуманистической психологии обозначается психоло­гически здоровая личность. При этом гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, наси­лие возникают в результате воздействия окружающей среды. Выс­шими основополагающими потребностями человека является потребность в самоосуществлении (самоактуализации) или, по В. Франклу (род. 1905), основоположнику логотерапии, в нахожде­нии собственного смысла. В соответствии с этими представлениями в рамках гуманистичес­кой психологии разрабатываются подходы к обеспечению психичес­кого благополучия личности.

В 60-х годах XX века обозначилось еще одно направление - трансперсональная психология, изучающая предельные возможности чело­веческой психики с нетрадиционных позиций. Основными теоретическими источниками трансперсональной пси­хологии являются психоанализ и восточные философские системы, принципы которых сформулированы на основе представлений об энергетической природе мира. В центре этого направления - так называемые измененные состо­яния сознания, которых можно достичь с помощью специально орга­низованного интенсивного дыхания (С. Гроф) и особой, трансцен­дентальной музыки.

Отечественная психология в XX веке пошла по особому пути раз­вития на основе философии диалектического материализма. На развитие представлений о природе психического, сложившихся в отечественной психологии, существенно повлияли работы таких выдающихся ученых, как И. М. Сеченов. И. П. Павлов, В. М. Бех­терев (1875-1927), Л. С. Выготский (1896-1934), А. Н, Леонтьев (1903-1979), С. Л. Рубинштейн (1889-1960) и др.

Так, Л. С. Выготский явился создателем культурно-исторической концепции психического развития человека, в которой раскрываются механизмы формирования высших психических функций (логичес­кой памяти, абстрактного мышления и пр.) в процессе освоения че­ловеком культуры.

А. Н. Леонтьев, ученик и последователь Л. С. Выготского, основ­ное внимание уделял изучению строения и функционирования психи­ческого отражения реальности в процессе деятельности.

В русле теории деятельности была разработана концепция поэтапного формирования П. Я. Гальперина (1902-1988), практическая реализация которой позволяет повысить эффективность обучения.

С. Л. Рубинштейн фундаментально исследовал взаимосвязь внут­реннего и внешнего, сформулировав принцип детерминизма при объяснении психических явлений.

Выдающийся украинский психолог Г. С. Костюк (1899-1982) рассматривал психическое явление как особый вид деятельности, причем деятельности не мозга, а человека, который более или менее осознанно создает собственную психику.

В последние годы в отечественной психологии предпринимаются попытки объединить философский, культурологический и собственно психологический подходы к определению сущности психологических явлений человеческого бытия (А. В. Киричук, В. А. Роменец и др.). При этом возникновение и развитие всех психических феноменов опре­деляются взаимодействием ситуативного, мотивационного и других компонентов поступка как единицы анализа личности человека.

^ 3. Методы психологического исследования

Методологические принципы воплощаются в специальных методах психологии, с помощью которых выявляются существенно важные факты, закономерности и механизмы психики.

Методы, применяемые в психологическом исследовании, подразделяют на четыре группы :

^ 1. Организационные методы

Сравнительный метод - (метод “поперечного среза”) заключается в сопоставлении различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению (студенты и рабочие).

^ Лонгитюдный метод - (метод “продольного среза”) состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени (сту­денты на протяжении пяти лет обучения).

^ Комплексный метод - способ изучения, при котором в иссле­довании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода.

^ 2. Эмпирические методы

Наблюдение – преднамеренное и фиксируемое восприятие внешних проявлений психики. Самонаблюдение – наблюдение человека засобственными психическими явлениями.

Эксперимент – целенаправленное изменение некоторых факторов и регистрация изменений в состоянии и поведении изучаемого, отличается от наблюдения вмешательством исследователя.

Тест - система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного качества (свойства) личности. Подразделяются на тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности.

Анкета - представляет опросный лист для получе­ния ответов на заранее составленную систему вопросов, служит для получения первичной со­циально-психологической информации.

Социометрия - метод психологического исследования меж­личностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Интервью - метод, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее сформулированные, вопросы.

Беседа - предусматривает прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения.

3. Методы обработки данных : количественный и качественный анализ.

^ 4. Интерпретационные методы :

Генетический метод (анализ материала в плане развития с выделением отдельных стадий),

Структурный метод (установление структурных связей между характеристиками психики).

^ 4. Понятие о психике.

классификация психических явлений

С лово психика (по-гречески “душа”) имеет двойственное значение.

Одно значение – смысл сущности какой-либо вещи. Психика – это отражение объективного мира в его связях и отношениях, это виртуальное сжатие природы. Другой смысл связан с проблемой субстрата психики. Многие слышат и говорят: “Душа ушла в пятки”, “Волнение души”. В этих высказываниях присутствует некое движение, некоторый субстрат движения. Как предполагают некоторые физики - это могут быть микролептоны - мельчайшие ядерные частицы.

Связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению: неполноценность мозга приводят к неполноценности психики. Но доказана и независимость психического и физиологического процесса мозга – теория психофизиологического параллелизма , согласно которой психическое и физиологическое составляют 2 ряда явлений, которые соответствуют друг другу, но никогда не влияют друг на друга.

Существуют и другие теории о связи психических и физиологических процессов. ^ Теория механического тождества утверждает, что психические процессы – физиологические процессы, мозг выделяет психику, т.е. происходит отождествление психики с нервными процессами. Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны, что психика - системное качество мозга.

Но обратим внимание, что человеческая психика не дана человеку в готовом виде от рождения, она развивается только в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Психика человека проявляется в различных формах - психических явлениях.

^ Классификация психических явлений

Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы,

2) психические свойства личности,

3) психические состояния личности.

^ Психический процесс – акт психической деятельности, имеющий объект отражения и регуляционную функцию. Психическая деятельность человека - совокупность психических процессов.

^ Психические свойства личности - типичные для данного человека осо­бенности его психики. К психическим свойствам относятся: темперамент, характер, способности, направленность.

^ Психическое состояние - это временное своеобразие психической де­ятельности, определяемое содержанием деятельности и отношением человека к этой деятельности (например, раздражение).

Психические процессы, состояния и свойства человека - это единое проявление его психики.

ЧЕРНОЖУК Ю.Г.

модуль 1//Психология -наука о психике, психических явлениях и процессах

Тема 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

Психология (от греч. «псюхе» - душа и «логос» - наука) - наука, которая изучает закономерности развития и функционирования психики. Психика - свойство мозга отображать объективный мир, выстраивать его субъективную картину и на ее основании регулировать поведение и деятельность человека. Психика обнаруживает себя в различных психических явлениях.

Во-первых, это психические процессы , с их помощью человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь). Выделяют также эмоционально-волевые процессы (воля, эмоции, чувства).

Во-вторых, это психические свойства (упрямство, работоспособность, эгоизм и т.д.) и психические состояния (возбуждение, интерес, меланхолия и т.д.). Они регулируют общение человека с другими людьми, руководят его действиями и т.п. Психические процессы, свойства, состояния человека, его общение и деятельность, составляют единое целое, которое называют жизнедеятельностью .

Психология, как и любая другая наука, исследует четко очерченный круг вопросов. Главные из них – это:

Как человек ориентируется в окружающем мире (исследование восприятия);

Как влияет на него приобретенный опыт (исследование процесса овладения знаниями и навыками);

Как он запоминает и воспроизводит то, что запомнил (исследование памяти);

Как решает жизненные задачи (исследование мышления и интеллектуальных способностей);

Как переживает собственное отношение к определенным объектам; к процессу удовлетворения актуальных потребностей (исследование чувств и эмоций);

Как управляет собственной психикой и поведением (исследование процессов саморегуляции);

Почему направляет деятельность на определенные объекты (исследование мотивации) и т. п.

Из истории развитияпредмета психологии

Долгое время психология не была самостоятельной наукой, а развивалась в русле других наук. Первые научные представления о психике возникли в Древнем мире (Єгипет, Китай, Индия, Греция, Рим). Они отражались в работах философов, врачей, педагогов. Можно выделить ряд этапов развития научного понимания психики и предмета психологии как науки.

На первом этапе (6 – 5 вв. до н.э. – 17 в. н.э.) явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином «душа» и были предметом одного из разделов философии, названного «психологией». Современные исследователи спорят о происхождении этого термина. Существует две основных версии. Первая – он был придуман в 16 в. либо Ф.Меланхтоном, либо О.Кассманом, либо Р.Гоклениусом (книга последнего, изданная в 1590 г, называлась «Психология»). Вторая – этот термин в 17 веке ввел в употребление немецкий философ Х.Вольф, снабдив его эпитетом «рациональная».


Второй этап развития научной психологи начинается в 17 в. Прогресс естествознания, получивший свое отражение в трудах философов Р.Декарта, Б.Спинозы, Ф.Бэкона, Т.Гоббса, обусловливает смену предмета психологи: им становится сознание , познаваемое человеком через самонаблюдение (интроспекцию ). Этот етап продолжается до второй половины 19 в.

На третьем этапе (конец 19 – начало 20 века) сознание, как предмет исследования, а также интроспекция, как его метод, подвергаются резкой критике представителями бихевиоризма (от англ. «behavior» - поведение), которые предлагают рассматривать в качестве предмета психологии – поведение.

Среди современных психологов нет единого понимания предмета психологии. Наиболее универсальным его определением, которое не противоречит взглядам большинства исследователей, является следующее. Предмет психологической наукисоставляют факты психической жизни, механизмы и закономерности психики (показать на примере эмоции «гнев»).

Задачи психологии . Современная психология решает две группы задач. Первая – задачи теоретические . Их решение предусматривает углубление, расширение, интеграцию (объединение) и систематизацию (приведение в систему) существующих знаний о психике. Вторая – задачи практические . Это решение повседневных психологических проблем в разных областях человеческой деятельности (образование, медицина, спорт, бизнес и т.д.).

Психологические знания необходимы человеку, во-первых, для успешного приспособления к изменениям в природе и социальной среде; во-вторых, для более глубокого понимания себя и окружающих, установления с ними эффективных взаимоотношений, в-третьих, для самоусовершенствования, оптимального использования личностного потенциала, повышения эффективности профессиональной деятельности, налаживания успешного взаимодействия со сложной современной техникой и т. п.

Методы психологических исследований

Метод – это способ познания, исследования определенного круга явлений. В психологических исследованиях используются следующие методы.

Наблюдение. Наблюдение – это целенаправленное восприятие тех или иных психических явлений без вмешательства в их ход.

Виды наблюдения.

черножук Ю.Г., канд. психол. наук, доцент пнпу им. .Д.Ушинского

Конспект лекций по психологии

содержательный модуль І . ПсихологИя как наука . ПсихологИя личности

Тема 1. Предмет, задачи и отрасли психологии

Предмет психологии

Психология (от греч. «псюхе» - душа и «логос» - наука) - наука, которая изучает закономерности развития и функционирования психики. Психика - свойство мозга отображать объективный мир, выстраивать его субъективную картину и на ее основании регулировать поведение и деятельность человека. Психика обнаруживает себя в различных психических явлениях.

Во-первых, это психические процессы. Среди них выделяют те, с помощью которых человек познает мир (познавательные процессы : ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь), а также может выражать свое отношение к миру, управлять собственными действиями (эмоционально-волевые процессы : эмоции, чувства, воля).

Во-вторых, это психические свойства (упрямство, работоспособность, эгоизм и т.д.) и психические состояния (возбуждение, интерес, меланхолия и т.д.).

Они определяют как ситуативное , так и устойчивое (т.е. типичное для конкретного человека) поведение. Психические процессы, свойства, состояния человека, его общение и деятельность, составляют единое целое, которое называют жизнедеятельностью .

Психология, как любая наука, исследует определенный круг вопросов. Главные из них:

Как человек ориентируется в окружающем мире (исследование восприятия);

Как влияет на него приобретенный опыт (исследование процесса овладения знаниями и навыками);

Как он запоминает и воспроизводит то, что запомнил (исследование памяти);

Как решает жизненные задачи (исследование мышления и интеллектуальных способностей);

Как переживает собственное отношение к определенным объектам; к процессу удовлетворения актуальных потребностей (исследование чувств и эмоций);

Как управляет собственной психикой и поведением (исследование воли, процессов саморегуляции);

Почему направляет деятельность на определенные объекты (исследование мотивации) и т. п.

Долгое время психология не была самостоятельной наукой, а развивалась в русле других наук. Первые научные представления о психике возникли в Древнем мире (Єгипет, Китай, Индия, Греция, Рим). Они отражались в работах философов, врачей, педагогов. Можно выделить ряд этапов развития научного понимания психики и предмета психологии как науки.

На первом этапе (6 – 5 вв. до н.э. – 17 в. н.э.) явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином «душа» и были предметом одного из разделов философии, названного «психологией». Современные исследователи спорят о происхождении этого термина. Существует две основных версии. Первая – он был придуман в 16 в. либо Ф.Меланхтоном, либо О.Кассманом, либо Р.Гоклениусом (книга последнего, изданная в 1590 г, называлась «Психология»). Вторая – этот термин в 17 веке ввел в употребление немецкий философ Х. фон Вольф.

Второй этап развития научной психологи начинается в 17 в. Прогресс естествознания, получивший свое отражение в трудах философов Р.Декарта, Б.Спинозы, Ф.Бэкона, Т.Гоббса, обусловливает смену предмета психологи: им становится сознание , познаваемое человеком через самонаблюдение (интроспекцию ). Этот этап продолжается до второй половины 19 в. В конце 19 в. психология отделяется от философии и становится самостоятельной экспериментальной наукой.

На третьем этапе (начало 20 века) сознание, как предмет исследования, а также интроспекция, как его метод, подвергаются резкой критике представителями бихевиоризма (от англ. «behavior» - поведение). Создатель этого научного направления, американский психолог Джон Бродэс Уотсон, полагал, что психология должна изучать только то, что можно непосредственно наблюдать, т.е. поведение , которое и предлагалось рассматривать в качестве предмета психологии. Поведение человека и животных может быть объяснено исходя из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями на организм физических раздражителей (стимулов) и также непосредственно наблюдаемыми ответами организма (реакциями). Отсюда и главная формула бихевиоризма: «стимул → реакция» (S-R). Развитие бихевиористских идей привело к созданию необихевиоризма (Э.Толмен, Р.Скиннер) и социального бихевиоризм (А.Бандура, Дж.Роттер).

В 20 в. возникает еще ряд направлений психологической науки, каждое из которых имеет свой собственный предмет исследований. К ним относятся психоанализ, гештальт-психология, гуманистическая психология, когнитивная психология и др.

Психоана́лиз (глубинная психология) – психологическая теория, разработанная в конце 19 - начале 20 в. австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Психоанализ развивался в различных направлениях Альфредом Адлером (индивидуальная психология), Карлом Юнгом (аналитическая психология), а позднее Эрихом Фроммом, Карен Хорни, Гарри Салливаном, Жаком Лакан и др. (нео-фрейдизм). Основные положения психоанализа: 1) человеческое поведение, опыт и познание во многом определяются инстинктами, внутренними и иррациональными влечениями; 2) эти влечения бессознательны, попытки их осознания приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов; 3) индивидуальное развитие во многом определяется событиями раннего детства; 4) конфликты между сознанием и бессознательным (вытесненными из сознания фактами, воспоминаниями и т.п.) могут приводить к психическим нарушениям (невроз, страх, депрессия и т.п.); 5) освобождение от влияния бессознательного может быть достигнуто через его осознание (например, при поддержке психоаналитика).

г ештальт-психология была создана немецкими психологами Максом Вертгеймером, Куртом Коффкой и Вольфгангом Кёлером в первой трети 20 в. Согласно гештальтистам, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не как сумма отдельных элементов, а как гештальты (целостные образы, структуры). При этом свойства гештальтов не равны сумме свойств их элементов. Так, восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей.

Гуманистическая психология (нач. 60-х гг. 20 в.) – направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая стремится к самоактуализации, т.е. максимальной реализации заложенных в человеке возможностей. К данному направлению могут быть отнесены Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Роло Мэй, Джеймс Бьюдженталь. Основное положение гуманистической психологии: человек творит самого себя, он обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл.

Когнитивная психология – раздел психологии, изучающий когнитивные (познавательные) процессы. Данное направление возникло в США в 50-60 гг. 20 в. и основывается на аналогии между преобразованием информации в компьютере и процессом познания у человека («метафора компьютера»). Исследования когнитивных психологов обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Основными представителями этого направления являются: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер и др.

Среди современных психологов нет единого понимания предмета психологии. Наиболее универсальным его определением, которое не противоречит взглядам большинства исследователей, является следующее. Предмет психологической науки составляют факты психической жизни, механизмы и закономерности психики. Пример.

Задачи психологии

Современная психология решает две группы задач. Первая – задачи теоретические . Их решение предусматривает углубление, расширение, интеграцию (объединение) и систематизацию (приведение в систему) существующих знаний о психике. Вторая – задачи практические . Это решение повседневных психологических проблем в разных областях человеческой деятельности (образование, медицина, спорт, бизнес и т.д.).

Психологические знания необходимы человеку, во-первых, для успешного приспособления к изменениям в природе и социальной среде; во-вторых, для более глубокого понимания себя и окружающих, установления с ними эффективных взаимоотношений, в-третьих, для самоусовершенствования, оптимального использования личностного потенциала, повышения эффективности профессиональной деятельности, налаживания успешного взаимодействия со сложной современной техникой и т. п.

Основные отрасли психологии

Основу психологической науки составляет общая психология - фундаментальная дисциплина, которая исследует сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Она стала базой для развития ряда прикладных (специальных) дисциплин, к которым относятся:

Дисциплина

Что изучает

Возрастная психология

Развитие психики на протяжении всей жизни человека

Педагогическая психология

Психологические основы обучения, воспитания и педагогической деятельности

Социальная психология

Взаимоотношения, возникающие при общении и взаимодействия людей в различных группах (семья, школьный класс, трудовой коллектив и т.п.)

Психология личности

Психологические особенности личности

Психогенетика

Взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании психики человека

Дифференциальная психология

Индивидуальные различия в психике

Психодиагностика

Разрабатывает теорию, принципы, инструменты измерения и оценки психических явлений;

Специальная психология

Психику людей с различными отклонения в развитии психики, которые обусловлены врожденными либо приобретенными дефектами НС. Она включает психологию слепых (тифлопсихология ), глухих (сурдопсихология ), умственно отсталых (олигофренопсихология ) и тесно связана с дефектологией

Зоопсихология

Психику животных

Музыкальная психология

Психические явления, которые порождены музыкой, а также особенности личности и профессиональной деятельности музыкантов

Психология творчества

Психологические аспекты творчества

В наше время также успешно развиваются, психология бизнеса , психология спорта , психология танца, военная , юридическая , медицинская психология и другие области психологической науки, связанные с разными видами человеческой деятельности.