Женщины-военнослужащие ркка в немецком плену. Почему немцы не признавали советских женщин военнослужащими и как издевались над отважными красноармейками Пытки во время вов

О.Казаринов "Неизвестные лики войны". Глава 5. Насилие порождает насилие (продолжение)

Психологи-криминалисты уже давно установили, что изнасилование, как правило, объясняется не желанием получить сексуальное удовлетворение, а жаждой власти, стремлением подчеркнуть своё превосходство над более слабым путём его унижения, чувством мести.

Что же как не война способствует проявлению всех этих низменных чувств?

7 сентября 1941 года на митинге в Москве было принято воззвание советских женщин, в котором говорилось: «Нельзя передать словами того, что чинят фашистские злодеи с женщиной во временно захваченных ими районах Советской страны. Их садизму нет предела. Эти подлые трусы гонят впереди себя женщин, детей и стариков, чтобы укрыться от огня Красной Армии. Изнасилованным ими жертвам они вспарывают животы, вырезают груди, они давят их машинами, разрывают танками…»

В каком состоянии может находиться женщина, подвергающаяся насилию, беззащитная, подавленная чувством собственной осквернённости, позора?

В сознании возникает ступор от творящихся вокруг убийств. Мысли парализованы. Шок. Чужие мундиры, чужая речь, чужие запахи. Они даже не воспринимаются как насильники-мужчины. Это какие-то чудовищные существа из другого мира.

И они безжалостно разрушают все воспитанные годами понятия целомудрия, порядочности, стыдливости. Они добираются к тому, что всегда скрывалось от посторонних глаз, обнажение чего всегда считалось неприличным, о чём шушукались в подворотнях, что доверяют только самым любимым людям и врачам…

Беспомощность, отчаяние, унижение, страх, отвращение, боль - всё переплетается в одном клубке, разрывающем изнутри, уничтожающем человеческое достоинство. Этот клубок ломает волю, сжигает душу, убивает личность. Выпивает жизнь… Срывают одежду… И нет никакой возможности противостоять этому. ЭТО всё равно произойдёт.

Я думаю, тысячи и тысячи женщин проклинали в такие моменты природу, по воле которой они родились женщинами.

Обратимся к документам, которые более показательны, чем любое литературное описание. Документам, собранным лишь за 1941 год.

«…Это произошло в квартире молодой учительницы Елены К. Средь бела дня сюда ворвалась группа пьяных немецких офицеров. В это время учительница занималась с тремя девочками, её ученицами. Закрыв на ключ дверь, бандиты приказали Елене К. раздеться. Молодая женщина решительно отказалась выполнить это наглое требование. Тогда фашисты сорвали с неё одежду и изнасиловали на глазах у детей. Девочки пытались защитить учительницу, но мерзавцы так же зверски надругались над ними. В комнате оставался пятилетний сын учительницы. Не смея кричать, ребёнок смотрел на происходящее широко раскрытыми от ужаса глазёнками. К нему подошёл фашистский офицер и ударом шашки разрубил его надвое».

Из показаний Лидии Н., г. Ростов:

«Вчера я услышала сильный стук в дверь. Когда я подошла к двери, по ней били прикладами, пытаясь выломать её. В квартиру ворвались 5 немецких солдат. Моего отца, мать и маленького братишку они выгнали из квартиры. После я нашла труп моего брата на лестничной клетке. Немецкий солдат сбросил его с третьего этажа нашего дома, как мне рассказали очевидцы. У него была разбита голова. Мать и отец были застрелены у подъезда нашего дома. Сама я подверглась групповому насилию. Я была без сознания. Когда я очнулась, то слышала истеричные крики женщин в соседних квартирах. В этот вечер все квартиры нашего дома были опоганены немцами. Они изнасиловали всех женщин». Жуткий документ! Пережитый страх этой женщины невольно передаётся несколькими скупыми строчками. Удары прикладов в дверь. Пятеро чудовищ. Страх за себя, за уведённых в неизвестном направлении родных: «Зачем? Чтобы не видели, что произойдёт? Арестовали? Убили?» Обречённость на мерзкую пытку, лишившую сознания. Многократно усиленный кошмар от «истеричных криков женщин в соседних квартирах», словно стонет весь дом. Нереальность…

Заявление жительницы села Ново-Ивановка Марии Таранцевой: «Ворвавшись ко мне в дом, четыре немецких солдата зверски изнасиловали моих дочерей Веру и Пелагею».

«В первый же вечер в городе Луга фашисты поймали на улицах 8 девушек и изнасиловали их».

«В гор. Тихвине Ленинградской области 15-летняя М. Колодецкая, будучи ранена осколком, была привезена в госпиталь (бывш. монастырь), где находились раненые немецкие солдаты. Несмотря на ранение, Колодецкая была изнасилована группой немецких солдат, что явилось причиной её смерти».

Каждый раз содрогаешься, когда думаешь о том, что скрывается за сухими текстом документа. Девушка истекает кровью, ей больно от полученной раны. Зачем началась эта война! И, наконец, госпиталь. Запах йода, бинты. Люди. Пусть даже нерусские. Они ей помогут. Ведь в госпиталях людей лечат. И вдруг вместо этого - новая боль, крик, звериная тоска, доводящая до безумия… И сознание медленно угасает. Навсегда.

«В белорусском местечке Шацк гитлеровцы собрали всех молодых девушек, изнасиловали их, а затем голых выгнали на площадь и заставили танцевать. Тех, кто сопротивлялся, фашистские изверги расстреливали на месте. Подобные насилия и надругательства захватчиков были повсеместным массовым явлением».

«В первый же день в деревне Басманово Смоленской области фашистские изверги выгнали в поле более 200 школьников и школьниц, приехавших в деревню на уборку урожая, окружили их и перестреляли. Школьниц они вывезли в свой тыл „для господ офицеров“». Я силюсь и не могу представить этих девочек, которые приехали в деревню шумной группой однокашников, со своей подростковой любовью и переживаниями, с присущей этому возрасту беззаботностью и весёлостью. Девочек, которые потом сразу, одномоментно, увидели окровавленные трупы своих мальчишек и, не успев осмыслить, отказываясь верить в случившееся, оказались в аду, созданном взрослыми людьми.

«В первый же день прихода немцев в Красную Поляну к Александре Яковлевне (Демьяновой) явились два фашиста. Они увидели в комнате дочь Демьяновой - 14-летнюю Нюру - хилую и слабую здоровьем девочку. Немецкий офицер схватил подростка и изнасиловал её на глазах у матери. 10 декабря врач местной гинекологической больницы, осмотрев девочку, констатировал, что этот гитлеровский бандит заразил её сифилисом. В соседней квартире фашистские скоты изнасиловали другую 14-летнюю девочку Тоню И.

9 декабря 1941 г. найден труп финского офицера в Красной Поляне. В кармане обнаружена коллекция женских пуговиц - 37 штук, счёт изнасилованиям. И в Красной Поляне он изнасиловал Маргариту К. и тоже сорвал с её кофточки пуговицу».

У убитых солдат часто находили «трофеи» в виде пуговиц, чулок, локонов женских волос. Находили фотографии, запечатлевшие сцены насилия, письма и дневники, в которых они описывали свои «подвиги».

«В письмах гитлеровцы с циничной откровенностью и бахвальством делятся своими похождениями. Ефрейтор Феликс Капдельс посылает своему другу письмо: „Пошарив в сундуках и организовав хороший ужин, мы стали веселиться. Девочка попалась злая, но мы её тоже организовали. Не беда, что всем отделением…“

Ефрейтор Георг Пфалер без стеснения пишет матери (!) в Саппенфельд: „В маленьком городке мы пробыли три дня… Можешь представить себе, сколько мы съели за три дня. А сколько сундуков и шкафов перерыли, сколько маленьких барышень перепортили… Весёлая теперь наша жизнь, не то что в окопах…“

В дневнике убитого обер-ефрейтора имеется следующая запись: „12 октября. Сегодня принимал участие в очистке лагеря от подозрительных. Расстреляли 82. Среди них оказалась красивая женщина. Мы, я и Карл, отвели её в операционную, она кусалась и выла. Через 40 минут её расстреляли. Память - несколько минут удовольствия“».

С пленными, которые не успели избавиться от подобных компрометирующих их документов, разговор был короткий: отводили в сторону и - пуля в затылок.

Женщина в военной форме вызывала у врагов особенную ненависть. Она не только женщина - она ещё и воюющий с тобой солдат! И если пленных солдат-мужчин ломали морально и физически варварскими пытками, то солдат-женщин - изнасилованием. (К нему же прибегали во время допросов. Девушек из «Молодой гвардии» немцы насиловали, а одну обнажённой бросили на раскалённую печь.)

Попавших в их руки медработниц насиловали поголовно.

«В двух километрах к югу от села Акимовка (Мелитопольщина) на машину, в которой находились два раненых красноармейца и сопровождавшая их женщина-фельдшер, налетели немцы. Женщину они уволокли в подсолнухи, изнасиловали её, а потом пристрелили. У раненых красноармейцев эти звери вывернули руки и также пристрелили их…»

«В селе Воронки, на Украине, немцы разместили 40 раненых красноармейцев, военнопленных и медицинских сестёр в помещении бывшей больницы. Медсестёр изнасиловали и расстреляли, а возле раненых поставили охрану…»

«В Красной Поляне раненым бойцам и раненой санитарке не давали 4 дня воды и 7 дней пищи, а затем напоили солёной водой. Санитарка начала агонизировать. Умирающую девушку фашисты изнасиловали на глазах у раненых красноармейцев».

Извращённая логика войны требует от насильника проявить ПОЛНУЮ власть. А значит, одного только унижения жертвы недостаточно. И тогда над жертвой совершаются немыслимые издевательства, и в заключение у неё отбирают жизнь, в качестве проявления ВЫСШЕЙ власти. Иначе, чего доброго, она возомнит, что доставила тебе удовольствие! А ты можешь выглядеть в её глазах слабым, раз не совладал со своим сексуальным желанием. Отсюда садистское обращение и убийства.

«Гитлеровские разбойники в одной деревне схватили пятнадцатилетнюю девочку и зверски изнасиловали её. Шестнадцать зверей мучили эту девочку. Она сопротивлялась, она звала свою мать, она кричала. Они выкололи ей глаза и бросили её, растерзанную, заплёванную на улицу… Это было в белорусском местечке Чернин».

«В городе Львове 32 работницы львовской швейной фабрики были изнасилованы и затем убиты германскими штурмовиками. Пьяные немецкие солдаты затаскивали львовских девушек и молодых женщин в парк Костюшко и зверски насиловали их. Старика священника В.Л. Помазнева, который с крестом в руках пытался предотвратить насилия над девушками, фашисты избили, сорвали с него рясу, спалили бороду и закололи штыком».

«Улицы села К., где некоторое время бесчинствовали немцы, были устланы трупами женщин, стариков, детей. Уцелевшие жители села рассказали красноармейцам, что фашисты согнали в здание больницы всех девушек и изнасиловали их. Затем заперли двери и подожгли здание».

«В Бегомльском районе жену советского работника изнасиловали, а потом посадили на штык».

«В Днепропетровске на Большой Базарной улице пьяные солдаты задержали трёх женщин. Привязав их к столбам, немцы дико надругались над ними, а затем умертвили».

«В деревне Милютино немцы арестовали 24 колхозника и увели их в соседнее село. Среди арестованных находилась тринадцатилетняя Анастасия Давыдова. Бросив крестьян в тёмный сарай, фашисты стали пытать их, требуя сведений о партизанах. Все молчали. Тогда немцы вывели из сарая девочку и спросили, в каком направлении угнан колхозный скот. Юная патриотка отказалась отвечать. Фашистские мерзавцы изнасиловали девочку и затем застрелили».

«К нам ворвались немцы! Двух 16-летних девушек ихние офицеры затащили на кладбище и над ними надругались. Затем приказали солдатам повесить их на деревьях. Солдаты выполнили приказание и повесили их вниз головами. Там же солдаты надругались над 9-ю пожилыми женщинами». (Колхозница Петрова из колхоза «Пахарь».)

«Мы стояли в деревне Большое Панкратово. Это было в понедельник 21-го числа, в четыре часа утра. Фашистский офицер пошёл по деревне, заходил во все дома, отбирал у крестьян деньги, вещи, грозил, что перестреляет всех жителей. Потом мы пришли в дом при больнице. Там находились врач и девушка. Он сказал девушке: „Следуйте за мной в комендатуру, я должен проверить ваши документы“. Я видел, как она спрятала на груди свой паспорт. Он завёл её в сад возле самой больницы и там изнасиловал. Потом девушка бросилась в поле, она кричала, видно было, что она лишилась рассудка. Он её нагнал и вскоре показал мне паспорт в крови…»

«Фашисты ворвались в санаторий Наркомздрава в Августове. (…) Немецкие фашисты изнасиловали всех женщин, которые были в этом санатории. А потом изуродованные, избитые страдалицы были расстреляны».

В исторической литературе неоднократно отмечалось, что «при расследовании военных преступлений обнаружено множество документов и свидетельств об изнасилованиях молодых беременных женщин, которым потом перерезали горло и протыкали штыками груди. Очевидно, ненависть к женской груди в крови у немцев».

Я приведу несколько таких документов и свидетельств.

«В селе Семёновское Калининской области немцы изнасиловали 25-летнюю Ольгу Тихонову, жену красноармейца, мать трёх детей, находившуюся на последней стадии беременности, причём шпагатом связали ей руки. После изнасилования немцы перерезали ей горло, прокололи обе груди и садистски высверлили их».

«В Белоруссии, возле города Борисова, в руки гитлеровцев попали 75 женщин и девушек, бежавших при приближении немецких войск. Немцы изнасиловали, затем зверски убили 36 женщин и девушек. 16-летнюю девушку Л.И. Мельчукову по приказу немецкого офицера Гуммера солдаты увели в лес, где изнасиловали. Спустя некоторое время другие женщины, также отведённые в лес, увидели, что около деревьев стоят доски, а к доскам штыками приколота умирающая Мельчукова, у которой немцы на глазах других женщин, в частности В.И. Альперенко и В.М. Березниковой, отрезали груди…»

(При всей моей богатой фантазии я не могу представить, какой нечеловеческий вопль, сопровождавший мучения женщин, должен был стоять над этим белорусским местечком, над этим лесом. Кажется, услышишь такое даже вдали, и не выдержишь, заткнёшь уши обеими руками, и побежишь прочь, потому что знаешь, что это КРИЧАТ ЛЮДИ.)

«В селе Ж. на дороге мы видели изувеченный раздетый труп старика Тимофея Васильевича Глобы. Весь он исполосован шомполами, изрешечён пулями. Невдалеке в саду лежала убитая нагая девушка. Глаза у неё были выколоты, правая грудь отрезана, в левой торчал штык. Это дочь старика Глобы - Галя.

Когда фашисты ворвались в село, девушка пряталась в саду, где провела трое суток. К утру четвёртого дня Галя решила пробраться к хате, надеясь достать чего-нибудь поесть. Здесь её настиг немецкий офицер. На крик дочери выбежал больной Глоба и костылём ударил насильника. Из хаты выскочили ещё два бандита-офицера, созвали солдат, схватили Галю и её отца. Девушку раздели, изнасиловали и зверски над ней издевались, а отца держали, чтобы всё видел. Выкололи ей глаза, правую грудь отрезали, а в левую вставили штык. Потом раздели и Тимофея Глобу, положили на тело дочери (!) и били шомполами. А когда он, собрав остатки сил, попытался убежать, его нагнали на дороге, пристрелили и закололи штыками».

Какой-то особой «удалью» считалось насиловать и мучить женщин на глазах у близких им людей: мужей, родителей, детей. Может быть, зрители были необходимы, чтобы перед ними продемонстрировать свою «силу» и подчеркнуть их унизительную беспомощность?

«Повсеместно озверевшие немецкие бандиты врываются в дома, насилуют женщин, девушек на глазах у их родных и их детей, глумятся над изнасилованными и зверски тут же расправляются со своими жертвами».

«По деревне Пучки шёл колхозник Терёхин Иван Гаврилович со своей женой Полиной Борисовной. Несколько немецких солдат схватили Полину, оттащили в сторону, повалили на снег и на глазах у мужа стали поочерёдно насиловать. Женщина кричала, сопротивлялась изо всех сил.

Тогда фашистский насильник выстрелил в неё в упор. Полина Терехова забилась в агонии. Муж её вырвался из рук насильников и бросился к умирающей. Но немцы догнали его и всадили ему в спину 6 пуль».

«На хуторе Апнас пьяные немецкие солдаты изнасиловали 16-летнюю девушку и кинули её в колодец. Туда же они бросили и её мать, пытавшуюся помешать насильникам».

Василий Вишниченко из деревни Генеральское показывал: «Немецкие солдаты схватили меня и повели в штаб. Один из фашистов в это время потащил мою жену в погреб. Когда я вернулся, то увидел, что жена лежит в погребе, платье на ней разорвано и она уже мертва. Злодеи изнасиловали её и убили одной пулей в голову, другой - в сердце».


Испокон веков война была уделом мужчин. Однако Великая Отечественная опровергла этот стереотип: тысячи советских патриоток ушли на фронт и наравне с представителями сильного пола сражались за свободу Отечества. Гитлеровцы впервые столкнулись с таким количеством женщин в частях действующей Красной Армии, поэтому не сразу признали их военнослужащими. Почти на протяжении всей войны действовал приказ, согласно которому красноармейки приравнивались к партизанам и подлежали расстрелу. Но многим советским женщинам и девушкам была уготована не менее трагическая участь – пережить немецкий плен, пытки и издевательства.

Ужасающая судьба женщин-медработников в немецком плену


Десятки тысяч женщин-медработников были мобилизованы в Красную Армию. Многие, пройдя курс обучения, добровольцами отправлялись на фронт или в народное ополчение. Несмотря на гуманность профессии медика, немцы относились к захваченным медсёстрам, санитаркам и санинструкторам с такой же жестокостью, как и к остальным военнопленным.

Существует немало свидетельств о зверствах, учинённых над советскими женщинами-медработниками. Пленённую медсестру или санитарку могла изнасиловать целая рота солдат. Очевидцы рассказывали, как зимой находили на дорогах расстрелянных русских санитарок – обнажены, с непристойными надписями на телах. Как-то советские солдаты нашли окоченевший труп девятнадцатилетней девушки-медсестры, посаженной на кол, с выколотыми глазами, отрезанной грудью и поседевшими волосами. А попавших в концлагерь ожидали непосильный труд, нечеловеческие условия содержания, издевательства и насилие со стороны надзирателей.

Что ожидало женщину-снайпера в немецком плену


Ни одна армия мира не могла похвастать таким количеством снайперов, как это было в годы Великой Отечественной в РККА. Только лишь с середины лета 1943-го до конца войны Центральная женская школа снайперской подготовки выпустила свыше тысячи снайперов и более 400 инструкторов. Женщины-стрелки нанесли живой силе противника урон не меньший, чем снайперы-мужчины. Фашисты боялись и люто ненавидели отважных красноармеек и окрестили их «невидимым ужасом».

Известны случаи, когда немецкие военнослужащие все же проявляли некоторое снисхождение к юным снайпершам, однако, как правило, гендерный фактор не играл никакой роли. Девушки осознавали, что в плен им лучше не попадать, поэтому помимо необходимого снайперского снаряжения брали с собой гранаты и нередко, будучи окружёнными врагами, подрывали себя. Тех, кто не смог сделать этого, ожидали страшные муки.

Так, Герой Советского Союза Татьяна Барамзина, прикрывая отступление своих товарищей, получила тяжёлое ранение, попала в руки нацистов и была подвергнута жестоким пыткам. Её тело нашли с выколотыми глазами и головой, пробитой выстрелом из противотанкового ружья.


Снайпер Мария Голышкина рассказала, что её напарница Анна Соколова попала в плен и после изощрённых пыток была повешена. Гитлеровцы пытались перевербовать попавших в концлагерь девушек-стрелков, однако свидетельств о том, что кто-то их них дал согласие на сотрудничество, нет. Прошедшие концлагеря женщины-снайперы предпочитали не вдаваться в подробности пребывания в фашистской неволе, не желая вспоминать ужасы прошлого.

Трагическая история женщин-разведчиц, попавших в плен к немцам


История знает немало подвигов, совершенных юными советскими разведчицами. Символом героизма и самоотверженности стало имя комсомолки Зои Космодемьянской, бойца разведывательно-диверсионной части штаба Западного фронта. Вчерашняя школьница ушла на фронт добровольцем. В ноябре 1941 года при выполнении задания командования – совершить поджоги в нескольких населённых пунктах Московской области – попала в руки немцев.

Девушка подверглась многочасовым нечеловеческим истязаниям и унижениям. По словам хозяйки дома, в котором пытали диверсантку, Зоя мужественно переносила издевательства, не просила пощады и не выдала врагу никакой информации. На показательную казнь согнали всех жителей деревни Петрищево, и бесстрашная восемнадцатилетняя партизанка успела обратиться к соотечественникам с пламенной речью. Для устрашения местных жителей тело около месяца провисело на площади, и пьяные фашисты, забавляясь, кололи его штыками.

Почти одновременно с Зоей трагически погибла её соратница по диверсионной группе, 22-летняя Вера Волошина. Жители совхоза Головково, возле которого была схвачена девушка, вспоминали, что она, истекавшая кровью, до полусмерти избитая винтовочными прикладами, перед смертью держалась очень гордо и с петлёй на шее пела «Интернационал».


Советские женщины не только проявляли чудеса героизма на фронтах. Во время пребывания в плену они поражали гитлеровцев своими моральными качествами.
При поступлении в концлагерь все женщины проходили осмотр у гинеколога с целью выявления венерических заболеваний. Немецкие медики с удивлением констатировали факт, что более 90% незамужних русских женщин в возрасте до 21 года сохранили девственность. Этот показатель разительно отличался от аналогичных данных по Западной Европе. Советские девушки демонстрировали высокую нравственность даже на войне, где женщина постоянно находилась среди представителей противоположного пола и была объектом их пристального внимания.

Пребывая в местах заключения, советские женщины поражали своей стойкостью. Узницы вынуждены были существовать в ужасных санитарных условиях, без малейшей возможности соблюдения гигиены. Кроме того, они тяжело трудились физически, часто подвергались сексуальному насилию, за попытку уклонения от которого жестоко наказывались. Ещё одной характерной чертой советских женщин-военнопленных была непокорность. Так, прибыв в концлагерь Равенсбрюк, русские женщины потребовали соблюдения норм Женевской конвенции, отказывались выходить на работу, объявляли голодовки. А получив наказание в виде нескольких часов маршировки по плацу, превратили его в свой триумф – вышагивали, исполняя хором «Вставай, страна огромная…».

Посмотреть на фото отважных гражданок Советского Союза, которые не смотря на эти ужасы нашли в себе мужество защищать свою страну -

**************************************

Рассказ содержит сцены пытки, насилья, секса. Если это оскорбляет вашу нежную душу - не читайте, а идите на х... отсюда!

**************************************

Сюжет происходит во время Великой Отечественной войны. На оккупированной фашистами территории действует партизанский отряд. Фашисты знают, что среди партизан много женщин, вот только как вычислить их. Наконец им удалось поймать девушку Катю, когда она пыталась зарисовать схему расположения немецких огневых точек...

Пленную девушку ввели в небольшую комнату в школе, где сейчас располагалось отделение гестапо. Допрашивал Катю молодой офицер. Кроме него в комнате было несколько полицаев и две вульгарного вида женщины. Катя знала их, они прислуживали немцам. Вот только не до конца знала как.

Офицер дал указание охранникам, держащим девушку отпустить ее, что они и сделали. Жестом он велел ей сесть. Девушка села. Офицер велел одной из девиц принести чай. Но Катя отказалась. Офицер отпил глоток, потом закурил. Предложил Кате, но она отказалась. Офицер начал разговор, причем он неплохо говорил по-русски.

Как вас зовут?

Катерина.

Я нам известно, что вы занимались разведкой в пользу коммунистов. Это правда?

Но вы такая молодая, такая красивая. Вы наверняка попали на службу к ним случайно?

Нет! Я комсомолка и хочу стать коммунисткой, как мой отец, Герой Советского Союза, который погиб на фронте.

Я сожалею, что такая молодая красивая девушка попалась на удочку красножопых. В свое время, мой отец служил в Русской армии в первую мировую войну. Он командовал ротой. На его счету много славных побед и наград. Но когда к власти пришли коммунисты - за все заслуги перед родиной его обвинили врагом народа и расстреляли. Нас с матерью ждала голодная смерть, как детей врагов народа, но один из немцев (который был в плену, и которого отец не разрешил расстреливать) помог нам бежать в Германию и даже поступить на службу. Я всегда хотел быть героем как мой отец. И теперь я прибыл спасать родину от коммунистов.

Ты фашистская сука, захватчик, убийца ни в чем неповинных людей...

Мы ни когда не убиваем невиновных. Наоборот, мы возвращаем им то, что у них отняли красножопые. Да, мы недавно повесили двух женщин, которые поджигали дома, где временно селились наши солдаты. Но солдаты успевали выбежать, а хозяева теряли последнее, что не отняла у них война.

Они воевали против...

Своего народа!

Неправда!

Хорошо, пусть мы захватчики. От вас сейчас требуется ответить на несколько вопросов. После этого мы определим вам меру наказания.

Я не буду отвечать на ваши вопросы!

Хорошо, тогда назови с кем вместе вы организовываете теракты против немецких солдат.

Не правда. Мы наблюдали за вами.

Тогда зачем мне отвечать?

Чтобы не пострадали невинные.

Я ни кого вам не назову...

Тогда я предложу мальчикам развязать твой упрямый язычок.

У вас ни чего не выйдет!

А это мы еще посмотрим. Пока не было ни одного случая из 15 и чтобы у нас ни чего не вышло... За работу мальчики!

В «Редакции Елены Шубиной» был издан единственный сохранившийся дневник девушки-остарбайтера из СССР. Юная курянка Александра Михалева была угнана немцами на работы в 1942 году, где пробыла до конца войны и все это время записывала то, что с ней происходило.

Отрывок из дневника девушки-остарбайтера

1942 год

5 июня

В 6 часов тронулся поезд с Курского вокзала. В нем были русские молодые люди, отправляющиеся в Германию работать. Едем в товарном вагоне, 43 девочки. Со многими познакомились. Наши лучшие попутчики. Вера - умная, рассудительная, хорошая во всех отношениях девочка, Зина. Спим все вповалку на соломе.

7 июня

В 10 часов прибыли в Минск, получили супу и, поев, легли спать. Для каждого выгона выделен немецкий солдат - бригадир. Интересно, как белорусы смотрели на нас, выглядывавших из вагонов. Было воскресенье. Жители стояли все разодетые в праздничные костюмы. Многие пожилые женщины плакали, глядя на нас.

8 июня

Всю ночь ехали и рано утром были уже в Польше.

На польских станциях работают польские евреи. Молодые юноши и девушки, отмеченные желтыми звездами спереди и сзади.

Русские пленные работают повсюду, и мы едем все дальше и дальше от родины. Вот уже 3-й день. Получили всего около 1 кг хлеба, 1 раз пили чай.

Сейчас 10 часов утра, поезд стоит в Барановичах. Здесь поели, на сей раз хорошего супу. Едем полями, лесами подряд много часов. Наконец в половине 5-го приехали в польский город Волковысск - хороший, небольшой городок, сильно разрушенный немецкими бомбами.

От долгой езды у моей [двоюродной сестры] Гали пошла из носа кровь, она плакала.

9 июня

В 5 часов утра прибыли в Белосток. Здесь мы прошли медицинскую комиссию. Предварительно перед ней просмотрели наши головы, промазали их какой-то мазью и потом искупали. Затем дали поесть супу и, усадив снова в товарные вагоны, только без соломы, повезли дальше. Ночью в вагоне было особенно тесно. Без соломы оказалось очень плохо спать.

Проснулась на рассвете, поезд подъезжал к столице Польши - Варшаве. Огромный город, разделенный рекой на западную и восточную части. Много фабрик и заводов. Промышленные районы сильно разрушены бомбежками.

11 июня

Подъезжаем к границе Германии. Мелькают городишки и деревни. Поля аккуратно размечены, чисто обработаны.

В 5 часов вечера прибыли в германский город Галле. Долго стояли на вокзале. Потом по улицам города нас повели в баню. Шли мы длинной колонной по три человека в ряд. Много среди нас было деревенских - плохо, потрепанно, неуклюже одетых. По улицам проходили шикарно одетые немки с причудливыми прическами и гордо, высоко держали свои красивые заплоенные головы.

Улицы асфальтированные, сплошь заставленные большими кирпичными зданиями. Все серые и мрачные, хмурые и строгие, как и сами жители. Ни громкого смеха, ни дружелюбной улыбки здесь не встретилось. Вообще население смотрит на нас как на обузу - наверное, наговорило радио, что мы приехали к ним добровольно - спасаться от голода.

В действительности добровольно из нашей области отправился целиком только 1-й эшелон. Остальные - а наш эшелон по счету был 5-й - отправлены были насильно, по повесткам.

После бани мы долго шли по улицам города с чемоданами, деревенские с мешками и наконец пришли в захолустный район, в построенные для нас деревянные, правда чистые, домики с нарами для спанья. Очень хотелось есть. Ели мы, еще когда были в дороге, в 12 часов дня пили кофе с хлебом и после этого ничего больше не получили, легли спать голодными.

12 июня

Разбудили рано. Бока болели - твердо было спать на дощатых нарах. Построив всех, вручили каждой тройке по батону. Было очень холодно, пасмурно. Небо холодное, серое, неприветливое. Мы стоим во дворе и уминаем хлеб.

Вскоре нас ведут на комиссию - уже 3-ю по счету. Комиссия не строгая, долго не останавливаются - быстро откидывают в сторону как пригодных. Возвратились в бараки. Ужасно хочется есть.

Замерзшие и промокшие, мы не сразу вошли в бараки, потому что пришли шефы - забирать рабочую силу. Они осматривали нас, переговаривались. Стали отсчитывать. Мы очень волновались - боялись, что нас разъединят. В нашей группе были почти все городские. Одну партию забрали на поля. Нас, группу в 70 человек, забрал шеф фабрики и другой фабрикант. Сначала наш хозяин - старый человек с тонкими губами и голубыми, правда добродушными, хитрыми глазками - всем понравился.

Наши хозяева повели нас на вокзал - очень красивый, освещенный, большой. Мы должны были ехать в другой город. Уселись в пассажирский поезд, все еще голодные и усталые от долгой ходьбы.

В поезде произошел интересный случай. С нами в вагоне были две девушки. Они стали показывать нам фотокарточки, в числе которых были фото германских солдат. В вагоне, оживленно разговаривая и кушая бисквит, сидела немецкая девушка в железнодорожном костюме. Когда одна из немецких фотокарточек была в моих руках, подскочила эта девушка и, взяв из моих рук карточку, быстро взглянув, сильно покраснела. Затем прочитала написанное на обратной стороне карточки и изменившимся голосом спросила, чья карточка, от кого. И так как девушка-русская не знала, к чему ведут эти вопросы, и вдобавок растерялась, то ответила: мой друг.

Немецкая девушка взволнованным голосом стала переговариваться с немцем. Затем немец отобрал все немецкие фото у русской девушки, объяснив, что немецкий солдат не должен дарить карточки и что если полиция увидит карточку солдата у русской девушки, то солдату «отрежут голову».

На самом деле это было не так. Солдат оказался женихом этой немецкой девушки. Это мы поняли из ее разговора с немцем.

Так в одном вагоне сошлись немецкая и русская девушки - соперницы по любви.

Мы ехали дальше. Было две пересадки. На одной из них нас поделили. Один хозяин взял себе 25 человек, другой - 45. Мы с Галей, Юлей и нашими лучшими попутчиками попали к последнему. А наши соседки, две сестры - Галя и Зоя - к первому.

Было очень обидно. Мы просили присоединить их к нам, но нас и слушать не стали.

Было 10 часов вечера. Мы вышли на перрон. Деревенские девушки не могли сразу построиться в ряд по три. Они растерялись. Да и городские тоже вели себя не развязно, получалась суматоха. Хозяин злился. Одну из деревенских девушек он ударил по лицу. Он злился и кричал на нас, как на стадо овец. Вскоре нас всех усадили в большой товарный вагон - грязный и темный - и, закрыв двери, повезли дальше.

Проехав немного, мы вышли из вагона и пошли к заводу. С каким тяжелым, душераздирающим чувством переступили мы порог завода. Слышался шум машин. Нас привели в рабочую столовую - простые столы, никакой роскоши. Раздали по небольшому кусочку бутерброда и крепкий кофе. Затем повели в бараки. Бараки нам после дороги и первых бараков понравились.

В одной комнате поместилось 12 девочек. В комнате было 5 спальных нар. На каждой кровати 2 девочки - наверху и внизу. Разместившись, мы улеглись спать.

13 июня

Рано утром разбудила нас немка - наша начальница. Умывшись и прибрав постели, пошли группой с полицейским во главе в столовую. Попили холодного кофе с бутербродом.

В 12 часов ели суп без хлеба. Горько было смотреть, как русские, украинцы и другие рабочие жадно ели суп и, сбивая друг друга с ног, лезли к немецкому повару за добавкой.

В 4 часа пришли к нам молодые девушки, приехавшие на эту фабрику раньше. Стали рассказывать про здешние порядки.

Они навели на нас страх и ужас. Видно, держали их как пленных. Много рассказывали про свою жизнь на Украине. Все они такие приветливые, задушевные.

Мы пока сегодня не работаем. Все время в нашу комнату приходят из других комнат, смотреть нас - новеньких. Потом мы все писали письма домой. Было очень досадно, что не было возможности писать свободно. Письма закладывали в конверт и оставляли его открытым для проверки. Причем на домашний адрес совсем нельзя было писать. Надо было писать на комендатуру или на немецкого солдата.

Настроение было очень тяжелое. Многие, вспомнив про родных, всплакнули. Не находилось ни слов, ни дел для утешения, для успокоения расшатанных нервов и волнующегося сердца.

Вернемся ли мы теперь хоть когда-нибудь домой? Какова наша будущность? Каков исход этой проклятой войны, заставившей страдать почти весь мир. Правда, многие живут даже лучше, чем до войны. Это люди, равнодушные к внешней обстановке. Им безразлично, кто победит - Россия или Гитлер. Они умеют прожить в достатке и довольствии при той и другой власти. Особенно в эту войну люди, совсем не участвовавшие в ней, так разбогатели и разжирели, что и не чувствовали чужого страдания, не замечали голода и слез других.

14 июня. Воскресенье

Никто не работает. Погода дождливая, холодная. Мы зябнем, хочется спать, какая-то усталость, лень.

Вообще, сколько мы здесь, да и кто раньше прибыл сюда, не видал еще здесь хорошей, теплой, солнечной погоды. К вечеру дождь перестал, но было еще холодно. Мы сидели под окном. Окна все были открыты, и в них сидели девушки, по улице за перегородкой прогуливались молодые парни - украинцы, хорваты и представители других национальностей, работавшие на немецких фабриках уже давно. Они останавливались, переговаривались с девушками. Многим хотелось выйти погулять, побегать. Но выходить за забор строго запрещалось.

Девушки-украинки, быстро полюбившие нас, наперебой приглашали нас в свои комнаты. Присоединившись к одной из групп девушек, затянули мы украинскую песню.

Парни стояли и слушали нас. Вдруг подошли 3 немецких солдата. Один из них, подойдя вплотную к одному из парней, спросив у него что-то, сильным ударом замахнулся ему в лицо. Попало и другому. Остальные быстро разошлись.

Девушки, испугавшись, разбежались. Вечером, собравшись в одной комнате, решили повеселиться. Запели плясовые песни, девушки заплясали. Было весело. Одна девушка сквозь смех, незаметно для себя плакала. На наши песни к окнам подбежали хорватские девушки, находившиеся здесь на лучшем положении, чем другие нации, потому что войскоунгарское воевало вместе с немцами против России. А наши братья и отцы были их врагами.

15 июня

Первый день работы на заводе.

Нас расставили каждую у машины и велели внимательно следить за ходом работы. Немецкий рабочий, к которому меня поставили, посмотрел на меня, улыбнулся и продолжил быстро работать, нажимая винтики, вертя колесом. Я смотрела непонимающими глазами, стараясь сделать свою физиономию поумнее. Я даже не могла приглядеться, с чего начинается, к чему ведется, и стояла, оглушенная шумом, наблюдая, как движется всеми своими частями, словно живая, машина.

Наш барак работал эту неделю с 3 часов дня и до часа ночи с двумя перерывами по полчаса. Девочки, стоя каждая у своей машины, перемаргивались, улыбались и показывали знаками, что ничего, мол, не понять.

Приглядевшись, я увидела и начало и конец. Рабочий заставил меня саму сделать самую легкую часть, я смогла. Потом еще дальше предложил, я старалась, спешила, но забывала, что за чем следует, и сбивалась.

В 7 часов был перерыв. Затем опять подошли к машинам. Понемножку, правда часто сбиваясь, я смогла что-то сделать. В 12 часов ночи стали заканчивать.

Мой «учитель» стал убирать, обтирать машину. Я старалась помочь ему. Темной ночью шли мы к баракам, освещенные фонарем полицейского.

22 июня. Понедельник

Вторую неделю как я работаю на заводе, который изготавливает оружие. Мы помогаем немцам в их борьбе с нашими отцами и братьями. Я с Галей работала в револьверном цеху, на станке. В этом цеху только русские девушки стояли за этой, по существу, мужской работой. Немецкие девушки и женщины трудились в других цехах, на более легкой сидячей работе. Эти патриотки своей «победительницы-родины» с гордостью и удовольствием приходили на завод: в шелках, крепдешинах, богато, но безвкусно одетые, все с одинаковыми, навихренными прическами, большинство кривоногие, бесфигуристые.

Сегодня годовщина войны Германии с Россией. Год, как немецкие войска перешли русскую границу. Почти уже 8 месяцев, как немцы захватили мой родной город Курск, как я не вижу своего родного, любимого отца.

Вчера было воскресенье, водили нас гулять. Шли мы по 4 человека в ряд с немецкой надзирательницей. Городок замечательный, прямо райский уголок, кругом окруженный горами, пышными от сплошных лесов. Дома - чистенькие, красиво построенные, с балконами, украшенными цветами, - были почти не заметны среди лесов. Очень красиво, уютно в этом местечке Вальтерхаузене.

Уже 2-й день все мы чувствуем себя голодными. Особенно в воскресенье. В 10 утра дали 50 г хлеба с кофе, в 12 на двоих выдали по тарелке картофеля, прелого и вонючего, и по половнику подливки, и закончилось «кормление» в 7 вечера куском хлеба с маслом.

24 июня

Чувствую себя разбитой. Не могу привыкнуть к трудной работе. Не высыпаюсь. Поднимают беспощадным криком прямо в самое крепкое, сладкое время сна, в 3 ночи. Тело, как пришибленное, ломит, руки болят, ноги болят, голова тяжелая, глаза слипаются, все кружится, шумит в ушах. С трудом поднявшись с постели, наскоро одевшись, съев по маленькому кусочку батона, идем всем бараком на работу.

На дворе еще темно, еле брезжит предутренний рассвет. Очень холодно. Холод охватывает неостывшие еще от постели тела. Лица у всех желтые, глаза красные, заспанные. На работе еле стоишь и с нетерпением ждешь перерыва. В 7 часов дают хлеба с маслом. С жадностью проглатываешь этот хлеб, кажущийся таким вкусным. Потом опять идешь в цех. Начинаешь работать.

Делаем какую-то часть для револьвера. Основной ход работы механически запомнили, но понять никто ничего не понял. Ослабевшие руки еле удерживают строгающий рычаг, горячие стружки обжигают руки, летят в лицо, от неопытности режешь руки. За длинными столами сидят браковщики - старые мужчины. Они бесчувственными, тупыми лицами смотрят на молодых русских, еще не совсем отцветших, девчат. Осматривают с ног до головы крепкие тела, красивые ноги, груди русских девушек. Время от времени они едят хлеб, толсто намазанный маслом, и пьют что-то из фляжек, раздражая наш аппетит. По цеху то и дело проходит главный мастер с каменным лицом. Он подолгу стоит у каждого станка, строго следит за работой.

26 июня

Ночью нас разбудили, сказав, что воздушная тревога. Заставили одеться и идти в убежище. Сторож-немец кричал, ругался, загоняя всех в убежище. Страха не чувствовалось - уже столько раз видела и слышала я бомбежки. Хотелось спать, ужасно замерзла.

Тревога продолжалась 10 мин. В 3 часа снова подняли на работу. Так противно стоять у станка, только и считаешь время до перерыва. Девчонки, чтобы получить горбушки, уходят, прячутся в уборную, за 15 мин. до звонка. Потом, когда получают хлеб, за эти большие куски драка, немка - толстая, пышная дама - зовет на помощь полицейского, т. к. толпа голодных молодых девушек приперла ее к стене.

Съев этого хлеба, снова шли к станкам и с 7 до 11 стояли, с нетерпением ожидая обеда. Неприятное чувство охватывает меня, когда бывает смотришь, как все, с разгоревшимися глазами, покрасневшими и вспотевшими лицами, сбивая друг друга с ног, бегут к налитым тарелкам и с жадностью глотают горячий суп. Ложки сверкают, все спешат получить добавки. В дверях часто стоят немецкие рабочие, мастера, женщины-работницы и смотрят, как забывая стыд и гордость, все девушки, не похожие сами на себя, зло ругая друг друга, нахально лезут за добавкой. Полицай кричит, обзывает нас свиньями и объясняет все это безобразие некультурностью и свинством русских людей.

Сегодня в 11 дня давали картошку с соусом, жидким и кислым. Причем картошку дают в мундире, и много попадается прелых картофелин. У кого больше, у кого меньше, кто посмелее, лезет еще за добавкой. В 7 вечера опять была картошка с кислым творогом. Не успели мы еще доесть картошку, как к нашему столу подошла немецкая девушка, раздававшая картошку, и просила Галю и Юлю станцевать - как-то раз она видела, как девчата в палатке плясали и теперь попросила: полицай, мол, хочет посмотреть. Настроения не было, картошку еще не всю доели, но немка так просила, что пришлось Гале и Юле танцевать в столовой, не доев картошку.

28 июня

Выходной день. За эту неделю мы так переутомились, притом погода пасмурная, холодная, что весь день провели в постелях, сходив только один раз в столовую. Лежим в кроватях, хочется есть. На ум лезут всякие вкусные кушанья, вспоминаем, как кушали дома, на праздничных обедах, а есть хочется все больше и больше.

С нетерпением ждем 7, когда должны дать по два тоненьких кусочка батона, слегка намазанных. Все девчата договаривались запротестовать, т. е. отказаться от этого хлеба, после которого остаешься голодным, даже еще более ощущаешь голод. Но как только немка стала раздавать аккуратно завернутые в бумагу кусочки, все быстро побежали за хлебом, не вытерпели.

В один миг съев этот хлеб, мы решили пойти сказать немке, что голодные. Мы с Верой открывали двери в каждую комнату и звали девчат за добавкой. Собралась большая толпа. На шум вышла немка, спросила, что случилось. Одна из девушек сказала, что мы хотим есть и что герр сказал, будто бы нам в воскресенье должны давать 4 кусочка хлеба вместо 2.

Немка закричала на нас и толкнула в спину 2-х девочек. Все разбежались по комнатам. Потом немка ходила из комнаты в комнату и предупреждала, что если мы будем так себя вести, то она позовет полицая и зачинщиков арестуют. Вечером, когда мы все еще лежали в постелях, в комнату вошли три солдата с начальницей, которая отрекомендовала нашу комнату как самую плохую. Мы не знали, зачем они пришли. Они увидели, как мы на одной постели лежали втроем и что-то сказали насчет наших причесок и другие комплименты. Начальница подбежала к нам и, вся покраснев от злости, кричала и тянула за одеяло и даже шлепнула Веру по заднице. Вообще наши «классные дамы» не считались с нами, кричали на нас, били по лицу.

В столовой всегда ругательства, крики, драки. Спорят, кто меньше, кто больше съел. Каждый старается прийти в столовую первым. Лезут, давя друг друга. Полицейский не в силах сдержать эту сильную от голода толпу.

11 июля

Как тяжела для меня работа. Машина не слушается. Руки порезаны, опухли, ноют от боли. За такими станками работают только мужчины, да и то не все. Машину совершенно не понимаем. Механически запомнив основные шаги работы, делаем какие-то штучки для зениток. Стоя за машиной, все время вспоминаю отца. Как он честно работал в типографии за своей машиной. Я навещала его, он радовался, объяснял мне свою работу.

Вот уже 7-й месяц, как не видела я его, не слышала его ласковых, шутливых слов.

Германия! Это твои руководители во главе с Гитлером перевернули все вверх дном. Это ты играешь на человеческих нервах всего мира. Сколько крови, слез пролито. Люди стали как звери.

Уже год идет война. Сначала всем была страшна смерть, помню, как все ужасно боялись воздушной тревоги, когда не было видно и слышно неприятельского самолета. Постепенно привыкли ко всем неожиданностям, стали равнодушными, но ужасно нервными, жадными, злыми. Вот когда люди действительно не живут, а прозябают. Нам - молодым людям - выпала на долю тяжелая участь. Мы - сотни и тысячи молодых русских людей - рабы. Нас насильно оторвали от матерей и из родного, приветливого гнездышка перебросили в чужую страну, погрузили на дно беспробудного недовольства, мрака, сна.

Для нас нет ничего ясного, все непонятно, все неизвестно. Мы должны работать, а про свои чувства человеческие забыть. Забыть про книги, театры, кино, забыть про любовные чувства молодых сердец. И как можно скорее отвыкнуть ощущать голод, холод, притерпеться к унижениям, издевательствам со стороны «победителей».

Мы, кажется, уже привыкли, по крайней мере это заметно с внешней стороны. Все работают, хочется или не хочется, на насмешки не обращают внимания, наоборот, еще более возбуждают эти насмешки своим каким-то особенно нехорошим, обращающим на себя внимание поведением.

Например: ругаются и даже часто дерутся молодые девушки между собой в столовой, выказывают себя без стеснения некультурными, невоспитанными.


Ленин столкнул в кровавой схватке десятки миллионов людей, открыл Соловецкий лагерь особого назначения и содействовал совершению массовых убийств. Святой?.." - спрашивает Андрей Харитонов в газете "Куранты" (Москва, 02.04.1997).

Хвалебные совецкие словеса, а на практике?
* * * * *
"Бережная изоляция идейных противников, трогательно возвещенная советской властью, весьма успешно достигает и иногда даже превышает "довоенные нормы" - царскую каторгу. Поставив себе ту же цель - уничтожение социалистов, и не смея делать это открыто, советская власть старается придать своей каторге приличный вид. Давая на бумаге кой-что, на деле лишают всего: а за то, что мы имеем, мы заплатили страшной ценой... если по краткости срока, количественно еще вы не догнали каторги, то качественно даже с излишком. Соловецкий расстрел - перед ним бледнеют и Якутская история и Романовская и все другие. В прошлом мы не знали избиения беременных женщин - избиение Козельцевой кончилось выкидышем... " (Е.Иванова. Заявление в Президиум ЦИК СССР. 12.07.1926. ЦА ФСБ РФ. Н-1789. Т. 59. Л. 253 об. Цит. по. Кн. Морозов К. Судебный процесс социалистов-революционеров и тюремное противостояние (1922-1926): этика и тактика противоборства. М.: РОССПЭН. 736c. 2005. )

* * * * *

"Вспомнил такой случай. В 1929 году на Соловецком острове работал я на сельхозлагпункте. И вот однажды гнали мимо нас мамок. Так на Соловках называли женщин, которые рожали там ребенка. В пути одна из мамок занемогла, а так как время было к вечеру, конвой решил заночевать на нашем лагпункте. Поместили этих мамок в бане. Постели никакой не дали. На этих женщин и их детей страшно было смотреть; худые, в изодранной грязной одежде, по всему видать голодные. Я и говорю уголовнику Грише, который работал там скотником:
— Слушай, Гриша, ты же работаешь рядом с доярками. Поди, разживись у них молоком, а я пойду к ребятам, попрошу, что у кого есть из продуктов.

Пока я обходил барак, Григорий принес молода. Женщины поили им своих малышей. Сердечно благодарили они нас за молоко и хлеб. Конвоиру мы отдали две пачки махорки за то, что позволил нам сделать доброе дело. Потом мы узнали, что эти женщины и их дети, которых увезли на остров Анзер, все там погибли. Каким же извергом нужно быть, чтобы творить этот произвол. (Зинковщук Андрей. Узники Соловецких лагерей. Челябинск. Газета. 1993. 47 с. ) http://www.solovki.ca/camp_20/woman.php

* * * * *

Профессор И.С.: Большевизм в свете психопатологии

В июле месяце 1930 г. в Соловки был доставлен один заключенный, доцент-геолог Д., и помещен сразу же в нервно-психиатрическое отделение под наблюдение. Во время моего обхода отделения он внезапно набросился на меня и разорвал халат. Лицо его, в высшей степени одухотворенное, красивое, с выражением глубокой скорби, показалось мне настолько симпатичным, что я приветливо с ним заговорил, несмотря на его возбуждение. Узнав, что я обыкновенный заключенный врач, а не "врач-гепеушник", он со слезами стал просить у меня прощения. Я вызвал его в своей врачебный кабинет и по душам поговорил.

"Не знаю, здоровый я или сумасшедший?" - сказал он про себя

При исследовании я убедился, что он был душевно здоров, но, перенеся массу нравственных пыток, давал так называемые "истерические реакции". Трудно было бы не давать таких реакций после того, что он вытерпел. Жена его пожертвовала для спасения мужа своей женской честью, но была грубо обманута. Брат его, поднявший по этому поводу историю, был арестован и расстрелян. Сам Д., обвиняемый в "экономической контрреволюции", целую неделю допрашивался конвейером следователей, не дававших ему спать. Потом он сидел около двух лет в одиночной камере, причем последние месяцы в "камере смертников".

"Мой следователь сам застрелился, - закончил свой рассказ Д., - а меня, после десятимесячного испытания у профессора Оршанского, приговорили к 10 годам концлагеря и прислали в Соловки с предписанием держать в психоизоляторе, впредь до особого распоряжения"…

Из многочисленных рассказов Д. мне наиболее ярко запомнился один - о вдовом священнике (умершем в тюремной больнице), которого какой-то изувер-следователь заставлял отречься от Христа (!), мучая на его глазах детей - десяти- и тринадцатилетнего мальчиков. Священник не отрекся, а усиленно молился. И когда в самом начале пыток (им вывернули руки!) оба ребенка упали в обморок и их унесли - он решил, что они умерли, и благодарил Бога!

Выслушав этот рассказ в 1930 г., я подумал, что пытки детей и пытки детьми - единичный случай, исключение… Но впоследствии я убедился, что подобные пытки в СССР существуют. В 1931 г. мне пришлось сидеть в одной камере с профессором-экономистом В., к которому применяли "пытку детьми".

Но самый жуткий до кошмара случай таких пыток мне стал известен в 1933 году

Приведённая ко мне полная простая женщина лет 50 поразила меня своим взглядом: её глаза были полны ужаса, а лицо было каменное.

Когда мы остались вдвоем, она вдруг говорит, медленно, монотонно, как бы отсутствуя душой: «Я не сумасшедшая. Я была партийная, а теперь не хочу больше быть в партии!». И она рассказала о том, что ей пришлось пережить в последнее время. Будучи надзирательницей женского изолятора, она подслушала беседу двух следователей, из которых один похвалялся, что может заставить любого заключенного сказать и сделать всё, что захочет. В доказательство своего «всемогущества» он рассказал, как выиграл «пари», заставив одну мать переломить пальчик своему собственному годовалому ребенку.

Секрет был в том, что он ломал пальцы другому, 10-летнему её ребенку, обещая прекратить эту пытку, если мать сломает только один мизинчик годовалому крошке. Мать была привязана к крюку на стене. Когда её 10-летний сын закричал — «Ой, мамочка, не могу» — она не выдержала и сломала. А потом с ума сошла. И ребёнка своего маленького убила. Схватила за ножки и о каменную стену головкой хватила…

«Так вот я, как услышала это, — закончила свой рассказ надзирательница, — так я себе кипяток на голову вылила… Ведь я тоже мать. И у меня дети. И тоже 10 лет и 1 годик»…" (Профессор И.С. Большевизм в свете психопатологии. Журнал "Возрождение". Литературно-политические тетради. Под ред. С.П.Мельгунова. Изд. "La Renaissance". Париж. Т.6, 11-12.1949 .) http://www.solovki.ca/camp_20/prof_is.php

* * * * *

Принуждение к сожительству

Когда домогательства наталкиваются на сопротивление, чекисты не гнушаются мстить своим жертвам. В конце 1924 г. на Соловки была прислана очень привлекательная девушка — полька лет семнадцати. Ее вместе с родителями приговорили к расстрелу за "шпионаж в пользу Польши" . Родителей расстреляли. А девушке, поскольку она не достигла совершеннолетия, высшую меру наказания заменили ссылкой на Соловки на десять лет.

Девушка имела несчастье привлечь внимание Торопова. Но у нее хватило мужества отказаться от его отвратительного домогательства. В отместку Торопов приказал привести ее в комендатуру и, выдвинув ложную версию в "укрывательстве контрреволюционных документов", раздел донага и в присутствии всей лагерной охраны тщательно ощупал тело в тех местах, где, как ему казалось, лучше всего можно было упрятать документы.

В один из февральских дней в женском бараке появился очень пьяный чекист Попов в сопровождении еще нескольких чекистов (тоже пьяных). Он бесцеремонно влез в постель к мадам Икс, даме, принадлежащей к наивысшим кругам общества, сосланной на Соловки сроком на десять лет после расстрела мужа. Попов выволок ее из постели со словами: "Не хотите ли прогуляться с нами за проволоку?" — для женщин это означало быть изнасилованными. Мадам Икс, находилась в бреду до следующего утра.

Необразованных и полуобразованных женщин из контрреволюционной среды чекисты нещадно эксплуатировали. Особенно плачевна участь казачек, чьи мужья, отцы и братья расстреляны, а сами они сосланы. (Мальсагов Созерко. Адские острова: Сов. тюрьма на дальнем Севере: Пер. с англ. - Алма-Ата: Алма-ат. фил. агентства печати "НБ-Пресс", 127 с. 1991 )
Положенiе женщин - поистинe отчаянное. Онe еще болeе безправны, чeм мужчины, и почти всe, независимо от своего происхожденiя, воспитанiя, привычек, вынуждены быстро опускаться. Онe - цeликом во власти администрацiи, которая взымает дань "натурой"... Женщины отдаются за пайки хлeба. В связи с этим страшное распространенiе венерических болeзней, наряду с цынгой и туберкулезом. " (Мельгунов Сергей. "Красный террор" в Россiи 1918-1923. Изд. 2ое дополненное. Берлин. 1924)
* * * * *

Сексуальные насилия над женщинами СЛОНа

Соловецкая "Детколония" официально называлась "Исправительно-трудовая колония для правонарушителей младших возрастов от 25 лет" . В этой "Детколонии" было зарегистрировано "детское правонарушение" - групповое изнасилование девочек-подростков (1929).

"Однажды мне пришлось присутствовать при судебно-медицинском вскрытии трупа одной девушки из заключенных, вынутой из воды, со связанными руками и камнем на шее. Дело оказалось сугубо секретное: групповое изнасилование и убийство, совершенное заключенными стрелками ВОХР (военизированная охрана, куда набирались заключенные, прежде, на свободе, работавшие в карательных органах ГПУ) под предводительством их начальника-чекиста. Мне пришлось "беседовать" с этим монстром. Он оказался садистом-истериком, бывшим начальником тюрьмы."
(Профессор И.С. Большевизм в свете психопатологии. Журнал "Возрождение". №9. Париж. 1949. Цит. по публ. Бориса Камова. Ж. "Шпион", 1993. Вып.1. Москва, 1993. С.81-89 - События, рассказанные профессором И.С., происходили в городе Лодейное Поле, где находилось главное управление Свирских лагерей - части лагерей в составе Беломорско-Балтийских ИТЛ и СЛОНа. В качестве эксперта-психиатра проф. И.С. неоднократно проводил экспертизы сотрудников и заключенных этих лагерей...)

Женщины в Голгофском скиту

"Женщины! Где ярче контрасты (столь любимые мною!), чем на наших многодумных островах? Женщины в Голгофском скиту !

Их лица - зеркало ночных московских улиц. Шафранный цвет их щек - чадный свет притонов, тусклые безразличные глаза - оконца хаз и малин. Они приехали сюда с Хитрого, с Рваного, с Цветного. В них еще живо смрадное дыхание этих выгребных ям огромного города. Они еще кривят лицо в приветливо-кокетливой улыбке и со сладострастно-зазывной развальцей проходят мимо вас. Их головы повязаны платками. У висков с обезоруживающей кокетливостью локоны-пейсики, остатки от стриженных волос. Их губы алы. Об этой алости поведает вам угрюмый канцелярист, запирающий красные чернила на замок. Они смеются. Они беззаботны. Кругом зелень, море, как пламенный жемчуг, в небе самоцветные ткани. Они смеются. Они беззаботны. Ибо зачем заботиться им, бедным дочерям безжалостного большого города?

На склоне горы погост. Под бурыми крестами и плитами - схимники. На крестах череп и две кости." (Цвибельфиш. На острове на Анзере. Журнал "Соловецкие острова", №7, 07.1926. С.3-9 ). http://www.solovki.ca/camp_20/woman_moral.php

* * * * *

"Санитария и гигиена"

"...среди мусора я обгоревшего камня, помещается так называемая "центро-кухня", в которой варят для заключенных "обеды"... Подходя к "центро-кухне" необходимо зажимать пальцами нос, такой смрад и вонь идет постоянно из этой клоаки. Достоин увековечения тот факт, что рядом с "центро-кухней", в тех же руинах сгоревшего "Настоятельского корпуса", уголовный элемент заключенных устроил уборную, которая — вполне официально — называется "центро-сортиром". Заключенных, теряющих в Соловках человеческий вид, такое соседство не тревожит... Дальше, рядом с "центро-сортиром", помещается так называемая "каптерка" — склад пищевых продуктов" (А.Клингер. Соловецкая каторга. Записки бежавшего. Кн. "Архив русских революций". Изд-во Г.В.Гессена. XIX. Берлин. 1928.)
"В общую же баню интеллигентные заключенные избегают ходить, ибо она является рассадником вшей и заразных болезней. Я вывел заключение, что чекисты намеренно поддерживают и развивают ужасающую грязь и вонь в этой бане, не брезгуя ничем для достижения заветной цели ГПУ: возможно скорее свести в могилу всех соловецких узников." (А.Клингер. Соловецкая каторга. Записки бежавшего. Кн. "Архив русских революций". Изд-во Г.В.Гессена. XIX. Берлин. 1928.)

* * * * *
"Сам факт существования каннибалов в СССР бесил Компартию больше, чем появление голодомора. Людоедов старательно выискивали по селам и зачастую уничтожали на месте. Запуганные и обессиленные крестьяне сами бывало показывали друг на друга, не имея на то достаточных доказательств. Каннибалов или обвиненных в каннибализме не судили и никуда не вывозили, а выводили за село и там кончали. В первую очередь это касалось мужчин - их не жалели ни при каких условиях." Ярослав Тинченко. "Киевские ведомости", Киев, 13.09.2000.

Ленинизм в действии: в России людоедство, а фермеры Германии кормят зерном свиней...

(Записки Соловецкого узника)

"Борейша впервые услышал это пружинистое слово «демпинг». Он тогда пошел к знакомому руководящему товарищу за разъяснениями, и тот разъяснил: «Для индустриализации нужна валюта. Любой ценой. Поэтому вывозим в Европу продукты. По дешевке. Потом сильными станем - все с них обратно сдерем. Без жертв мировую революцию не сделать».

Павлу полегчало, но тут его направили с агитбригадой в рейд по селам. Он не только видел брошенные хаты и трупы на дорогах, но и обезумевшую от голода колхозницу, съевшую своего двухлетнего ребенка.