Улан-Удэ основан раньше официальной даты, считает краевед Эдуард Дёмин. Улан удэ история города основание города улан Когда началось строительство гостиного двора в верхнеудинске

Территория Забайкалья являлась с глубокой древности составной частью Центрально-азиатской историко-культурной области. Население района прямо или косвенно в течение тысячелетий входило в орбиту грандиозных исторических событий этой части планеты. Интереснейшей страницей в древнейшей истории Забайкалья является его гуннский период (конец III века до нашей эры - конец I века нашей эры). В гуннском государстве были собраны разноэтнические племена, прежде всего протомонгольские, частично прототунгусские и протоиранские. Согласно историческим свидетельствам, гунны создали мощное государство кочевников Центральной Азии, просуществовавшее три столетия.
Последующие государственные образования кочевников сменяли друг друг на протяжении тысячелетий до образования в 1206 году Монгольской империи, в которой Чингис-хан объединил все основные монгольские племена. Подчиняясь строжайшей государственной дисциплине, народы Забайкалья участвовали в завоевательских походах Чингис-хана и его преемников.

После распада империи Чингис-хана монгольское государство, раздираемое феодальными раздорами, продолжало существовать. Племена, кочевавшие в Забайкалье и Предбайкалье, неизменно оставались в его составе.

В 16-м веке российская империя начала интенсивно расширять свои рубежи на восток. Крупные исторические события, надвигавшиеся в сторону Байкала, коснулись судьбы народов, обитавших на этих территориях. В 1666 году на высоком берегу реки Уда русские казаки воздвигли деревянную крепость, которая положила начало крупному купеческому городу Верхнеудинску, впоследствии ставшему столицей Бурятии - Улан-Удэ.

Установление Россией устойчивых пограничных рубежей привело к обособлению бурятских племен от остального монгольского мира. Царское правительство установило свою административно-управленческую систему в Забайкалье, однако внутреннее самоуправление осуществлялось бурятской знатью под контролем восточно-сибирской администрации. Строительство Транссибирской железной дороги, проходящей и через территорию Забайкалья, а также традиционные караванные пути, связывающие Россию со странами Юго-Восточной Азии, привели в 18-19 веках к интенсивному экономическому развитию региона.

30 мая 1923 года была образована Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая республика.
Еще раньше две Бурят-Монгольские автономные области были созданы в составе РСФСР и Дальневосточной республики (буферного государства, созданного Советской властью в тактических целях).
30 мая 1923 года президиум Всесоюзного Центрального исполнительного комитета принял постановление об объединении этих областей в республику с центром в городе Верхнеудинске.
Столица Бурят-Монголии в 1934 году была переименована в Улан-Удэ. В 1937 году из состава республики был выведен ряд районов, на их основе созданы два бурятских автономных округа, вошедших в состав соседних областей: Агинский в составе Читинской и Усть-Ордынский в составе Иркутской области.
В 1958 году Бурят-Монгольская АССР получила новое название – Бурятская АССР.
8 октября 1990 г. был провозглашен государственный суверенитет Бурятской Советской Социалистической Республики и объявлен отказ от статуса автономной республики. 27 марта 1991 года парламент Бурятии исключил из названия республики определения «Советская» и «Социалистическая», и она получила современное название. С 1994 года в Республике Бурятия действует нынешняя Конституция. В ней закреплено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, определена система органов государственной власти, включающая Президента, Правительство, Народный Хурал, Конституционный суд, а также Верховный суд и другие судебные органы.

В Бурятии мирно соседствуют различные религии и конфессии. Наиболее распространенными и традиционными из них являются буддизм и православие. В Бурятии находится центр Буддизма России, возводится первый буддийский женский монастырь.

Коренное население республики - буряты. Общества бурятской культуры зарегистрированы в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Иркутске. В республике зарегистрировано более 300 общественных объединений, здесь традиционно спокойная общественно-политическая обстановка.

УЛАН-УДЭ (ВЕРХНЕУДИНСК) - СТОЛИЦА БУРЯТИИ

Город Улан-Удэ - административно-политический, экономический и культурный центр Республики Бурятия. Это - один из старейших крупных городов Сибири и Дальнего Востока.

Улан-Удэ расположен на живописном месте. С северной и южной сторон город окаймлен горами, покрытыми хвойными лесами, а к западу от него раскинулась Иволгинская долина. Через город, словно гигантские артерии, величаво несут свои воды забайкальская красавица-река Селенга и быстротечная Уда.

История возникновения и развития города неразрывно связана с историческим процессом добровольного вхождения Бурятии в централизованное русское государство, с историей совместной жизни и деятельности бурятского и русского народов по хозяйственному освоению Забайкалья - богатейшего края Сибири.

История Улан-Удэ, как и почти всех старых сибирских городов, начинается с постройки зимовья, острога. В 1666 году русский казачий отряд поставил в устье реки Уды, на высоком скалистом берегу маленький деревянный домик, названный "Удинским казачьим зимовьем". Удинское зимовье было создано в основном для сбора ясака.

Дальнейшему развитию Удинского зимовья, превращению его в острог, а затем в город во многом способствовало очень выгодное его географическое расположение - на перекрестке главных торговых путей России с Китаем и Монголией. Учитывая удобное географическое и стратегическое месторасположение Удинского зимовья, Московское правительство решило построить здесь острог (военный городок). В 1689 году его строительство было закончено, и назван был острог Верхнеудинским. В 1690 году Верхнеудинский острог был переименован в город.

Верхнеудинск в административном отношении с восьмидесятых годов XVII века входил в состав Иркутского воеводства. Занимая выгодное положение на торговом пути России с Китаем и Монголией, Верхнеудинск сравнительно быстро превратился в один из главных торговых центров России на Востоке. Здесь взимались торговые пошлины и, таким образом, контролировалась, по существу, вся торговля России с другими странами.

Предпринимательство в Бурятии имеет богатую историю. В Верхнеудинске с 1780 года стали проводиться ярмарки. Чуть позже началось строительство Гостиных рядов (1791-1856гг.) в центре города, которые сохранились и по сию пору. Известными купцами тех лет были Митрофан Курбатов, Петр Фролов, Иакин Фролов, Петр Трунев.

Развитие промышленности в городе было связано со строительством транссибирской магистрали, которое велось с двух сторон, с Запада и Востока одновременно, в течение 13 лет, с 1892 года по 1905 год. 15 августа 1899 года жители Верхнеудинска встречали первый поезд.

Транссибирская магистраль связала Верхнеудинск со всей страной, и к 1913 году в городе насчитывалось уже 13 тысяч жителей.

Сегодня Улан-Удэ - крупный промышленный центр Республики Бурятия.


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУРЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ им. В.Р.ФИЛИППОВА

Кафедра истории

Реферат
по Истории Бурятии на тему: «История основания города Улан-Удэ»

г. Улан-Удэ,
2011г.
Содержание
Введение

    История города Улан-Удэ

      Город в XVIII-XIXвеках
      В настоящее время
Заключение
Список литературы

Введение
Улан-Удэ, как и многие сибирские города, был основан в XVII веке русскими землепроходцами. 1666 год принято считать временем основания города. Расположен на берегах двух рек - Селенги и Уды.
Название свое получил от одной из них, поскольку основан был и строился преимущественно на берегу Уды. А так как на Иркутской земле тоже есть река Уда и город на ней был назван Нижнеудинском, то город, возникший в Забайкалье, окрестили Верхнеудинском. В советское время, а именно в 1934 г., его, как столицу автономной республики, переименовали в Улан-Удэ, т.е. красная Уда - красный советский город, находящийся на берегу реки Уды.
В XVI-XVII веках шло освоение земель за Уралом. По мере продвижения первых землепроходцев строились остроги, прокладывались дороги, начиналось хозяйственное освоение края. Так, в 1647 году был построен Верхнеангарский острог, в 1648 году - Баргузинский, в 1665 году казаки Баргузинского острога основали Селенгинский острог. А в 1666 году, русский казачий отряд поставил в устье реки Уды, на высоком скалистом берегу (около нынешнего моста через реку Уду), маленький деревянный домик, названный "Удинским казачьим зимовьем". Удинское зимовье было основано как центр сбора ясака с местного населения, укрепленный военный пункт для обороны от враждебных нападений и как одна из баз для продвижения русских на Восток.

    История города Улан-Удэ
      Священное место и начало развития
Современные города, как правило, основаны на тех территориях, которые в далеком прошлом были освоены человеком.
Имеются сведения, что примерно семь тысяч лет назад на территории современного Улан-Удэ появлялись люди.
Из имеющихся сведений можно отметить: погребение в поселке Шишковка, относящееся к эпохе неолита, станция Дивизионная - стоянка бронзового века, захоронения эпохи средневековья на окраине Этнографического Музея народов Забайкалья и поселка Зеленый, а также архивные сведения об обнаружении в районе поселка Силикатный захоронений эпохи хунну (3 век до н.э.). Окрестности города изобилуют археологическими древностями, свидетельствующие об истории города до периода освоения его русскими переселенцами.
Город Улан-Удэ расположен на слиянии двух рек: Селенги и Уды и начинался с небольшого казачьего зимовья в пору присоединения Восточной Сибири к Русскому государству (17 век). Место для города было выбрано казаками и называлось "Заудинским камушком", через него проходила дорога, которую местные люди называли "ханской дорогой звонкой" и действовала удобная переправа через реку Селенгу.
Это место почиталось бурятским населением как священное.
В 1666 году отрядом казаков Гаврилы Ловцова здесь было построено Удинское зимовье, что совпало по времени с отправкой из Москвы в Китай первого русского торгового казенного каравана по пути, в дальнейшем получившим название "Чайного пути". Через 14 лет в 1678 году томским сыном боярским Иваном Поршённиковым были возведены оборонительные стены Удинского острога. Выбор места диктовался удобной, с точки зрения обороны, позицией, что позволяло осуществлять контроль за перемещениями по территории Западного Забайкалья.
В 1687 году Удинский острог был реконструирован по приказу царского посланника, впоследствии генерал-фельдмаршала, друга Петра I Ф.А. Головина, прибывшего в Забайкалье для заключения Нерчинского пограничного договора с Китаем. Острог был обнесен большими тройными надолбами, рвом, был сделан тайный ход к реке, построены башни, караульная изба, посад, двойное ограждение (бревенчатый тын и рогатки), артиллерийская батарея, двое ворот, часовня.
В посаде располагалось около 100 казачьих изб. Зимой гору, на которой стоял острог, поливали водой, чтобы неприятель не мог подобраться к его стенам.
В 1689 году по ходатайству Ф.А. ГоловинаУдинский острог получает статус города и становится административным и военным центром Забайкалья. Сооружение Удинского острога - города сыграло огромную роль в установлении мирной жизни в Забайкалье и развитии торговли с Китаем.
Историческое место, которое занимал Удинский острог, находится над правым скалистым берегом Уды.
Простоял Удинский острог до второй половины 19 века, после чего он был разобран населением города на дрова.
Сейчас на месте острога установлен памятный знак и каменный крест.
Превращению Удинского острога и крепости в город способствовали приток русских переселенцев в долину Селенги и экономический подъем прилегающих районов. Удинский острог становится основным пунктом хранения товаров и формирования караванов для торговли с соседями. Благодаря своему выгодному географическому положению город превратился в административный и торговый центр Забайкалья, посредника между Монголией, Китаем и городами Восточной Сибири.
      Город в XVIII-XIX веках
По мере развития города стали намечаться дороги в направлении городов Иркутска, Нерчинска, Читы, ставшие впоследствии основными при создании первых планов города.
К 1735 году в городе было уже 120 жилых домов. Первая планировочная структура города компактная, с ясно выявленной композиционной идей, частично сохранилась и до наших дней. Впечатляли своеобразием и красотой постройки деревянного и каменного зодчества, а также Одигитриевский собор (построен в 1741-1785 годах), Спасская (в 1786-1800 годах) и Троицкая церкви (в 1798-1806 годах). Одигитриевский собор - первое каменное сооружение Верхнеудинска является оригинальным памятником культовой архитектуры Сибири 18 века. Его положение приняли за исходную точку при определении сетки улиц на проектах планировки 18-19 веков.
С 1768 года была учреждена торговая ярмарка, с 1780 года она стала проводиться два раза в год и была самой крупной по размерам торгового оборота в Забайкалье. Город развивался, как один из крупных центров оптовой торговли на "Чайном пути", в нем проживала большая колония богатых купцов, на средства которых были построены многие общественные здания.
С 1783 город называется Верхнеудинском и становится уездным городом. Учреждается его герб, свидетельствующий о его торговом значении. Изображенный на гербе жезл Меркурия и рог изобилия символизировал, что "в сем городе производится знатный торг". Основными предметами торга были мануфактурные, кожевенные, скобяные, бакалейные, москательные и парфюмерные товары, сахар и чай. По описанию современников, Верхнеудинск напоминал сплошной торговый центр, который делился на две части - городскую, состоящую из деревянной крепости и слободскую с магазинами, торговыми лавками, частными домами и церквями.
В связи с расположением на Московском тракте, город стал крупным этапным пунктом на пути следования к месту назначения каторжных и ссыльных. Политические ссыльные, начиная с декабристов, способствовали распространению в Забайкалье просвещения и культуры.
В 1793 году было открыто первое учебное заведение - малое народное училище, преобразованное в 1806 году в уездное. В нем работал известный педагог и поэт Д.П.Давыдов, автор песни "Славное море священный Байкал".
Преимущественно деревянный город часто подвергается пожарам, один из наиболее сильных пожаров в 1878 году уничтожает три четверти строений города. В 1830 и 1862 годах город переносит сильные землетрясения, а в 1867 году на него обрушилось наводнение, когда значительная часть города была залита водой.
Первая перепись населения 1897 года показывает, что в городе проживало около 8 тысяч человек. Социальный состав города в середине 19 века был разнородным и включал в себя мещан (1212 чел.), военных (717 чел.), разночинцев (480 чел.), купцов (171 чел.), дворян (109 чел.), чиновников (98 чел.), дворовых (71 чел.), духовенство (60 чел.), ссыльных (28 чел.) и др. Население города по религиозным конфессиям состояло из представителей самых разных вероисповеданий: православных, иудеев, магометан, католиков, древлеправославных, буддистов, лютеран и др.
В городе проживали люди разных национальностей - русские, евреи, поляки, буряты, китайцы, татары, грузины, армяне и пр.
В 19 веке в городе возводятся новые каменные общественные здания, среди которых публичная библиотека и городской банк.
На средства купца М.К.Курбатова строится первый мост через реку Уду. В 1803 году собрание купцов и богатых мещан решает на акционерных началах построить каменный Гостиный двор, строительство которого продолжалось до 1856 года. Гостиный двор стал главным общественным сооружением центра Верхнеудинска конца 19 века и до сегодняшнего дня сохранил важные элементы торговой площади, выполненные в формах русского классицизма.
В 1875 году в Верхнеудинске введено Городовое положение, согласно которому избирается первая Городская Дума, а городской Головой избран купец I гильдии И.П.Фролов. В 1873 году через город проезжает наследник русского престола, великий князь Алексей, а в 1891 году город посещает цесаревич Николай, впоследствии ставший царем Николаем II. Он возвращался по Читинскому тракту из своего кругосветного путешествия и останавливался в доме купца I гильдии И.Ф. Голдобина, в котором находится сейчас Музей истории города. В честь его приезда купечеством возведена торжественная арка - "Царские ворота", а день его прибытия 20 июня ежегодно отмечался горожанами как праздничный день.
С 1900 года открылось регулярное сообщение по железной дороге, связавшей Забайкалье с центром России. Строительство в конце 19 - начале 20 веков Великой Транссибирской магистрали привело к коренным изменениям всей экономической жизни города. В городе открываются отделения крупных банков, доходные дома, строятся новые предприятия - в 1913 году их насчитывалось 18, первая электростанция, работают гостиницы, иллюзион.
В 1912 году построена первая городская телефонная станция, появился первый автомобиль и установлено автомобильное почтово-пассажирское сообщение Верхнеудинск- Троицкосавск. Город живет активной общественной жизнью: организуются благотворительные вечера, концерты, театральные выступления, парады, ярмарочные балаганы, маскарады, а также первые спортивные состязания. В 1915 на Базарной площади (ныне площадь Революции) состоялся первый футбольный матч между командами "Спартак" и "Гладиатор".
Революционные события меняют уклад жизни города. В 1917 году был образован Верхнеудинский Совет рабочих и солдатских депутатов, под председательством В.М.Серова. Второй съезд трудового населения Прибайкалья поддержал установление Советской власти. В 1918 году город был занят войсками белочехов и белогвардейцев.
В 1920 году в нем устанавливается Советская власть. Верхнеудинск становится столицей Дальневосточной Республики, а в 1921 году губернским центром Прибайкальской губернии. В 1923 году создана Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика, включающая территории Бурятии, Усть-Ордынского и Агинского округов, а Верхнеудинскобъявлен ее столицей.
В 1926 году начинается воздушное сообщение Верхнеудинск-Улан-Батор, первый аэродром находился на месте нынешнего республиканского ипподрома. Открылся первый профессиональный театр, приступила к вещанию небольшая радиостанция.
В 1929 году построен судостроительный завод, открыт Бурят-Монгольский институт культуры - первое академическое научное учреждение республики.
Тридцатые годы - это годы бурного строительства. В это время население города быстро увеличивается за счет приезда специалистов и рабочих с запада страны. В 1934 году Верхнеудинск переименован - теперь он называется Улан-Удэ.
Город развивается, преимущественно, как промышленный центр республики - строятся заводы, фабрики, пищевой и перерабатывающей продукции, крупные машиностроительные предприятия. Вместо паромной переправы через реку Селенгу построен автомобильный мост. Начинает функционировать общественный транспорт - первые 19 автобусов обслуживают 4 маршрута протяженностью 29 км.
и т.д.................

Сегодня, когда мы строим социальное государство, в обществе нет ясного понимания, что же получится в итоге? И что такое «социально ответственный бизнес»? Тогда как в истории столицы нашей республики есть довольно продолжительный период, когда такой бизнес существовал.

На торговых путях

В торговом городе Верхнеудинске основными жертвователями были, конечно, купцы. Если простой горожанин при сборе средств жертвовал от 1 до 3 рублей (что было немало в ценах тех лет), то купцы жертвовали от 100 рублей и выше. И это было заметное явление в общественной жизни. Незадолго до революционных потрясений, в 1903 году, в Верхнеудинске было основано Общество по оказанию помощи бедным, избрано правление, которое возглавила Елизавета Голдобина, супруга именитого купца. Но это финальный этап благотворительного движения. А как всё начиналось?

Уже к началу 18-го века Верхнеудинск мог считаться крупным торговым центром Забайкалья. Торговля с Китаем, добыча золота, пушнины привели к появлению зажиточного слоя – купечества. Это были активные граждане: купцы строили магазины и заводы, выступали в качестве меценатов. Значительную долю в купеческом сословии составляли старообрядцы – люди, крепкие в вере, имевшие твёрдые моральные принципы.

Они жертвовали большие деньги на благие дела: строили и содержали больницы, сиротские, инвалидные дома, приюты для бедных и престарелых, вносили пожертвования в пользу церкви и школ. В конце 18-го и начале 19-го веков купцы составляли 12,8% населения города. В конце 18-го века в Верхнеудинске вели торговлю 20 купцов, записанных в гильдии. В 1844 году в городе насчитывалось уже 69 гильдейских купцов.

Купцы I гильдии торговали в Кяхте по границе с китайцами и внутри империи. Купцы II гильдии торговали оптом и в розницу по городам и ярмаркам. Торговля же купцов III гильдии ограничивалась Верхнеудинском и его уездом. Но были и мелкие торговцы, которые тоже не чурались благотворительности, что считалось богоугодным делом.

Среди купцов Верхнеудинска в первой половине 19-го века наиболее именитыми считались Митрофан Курбатов – владелец стеклоделательного завода и лучшего в городе двухэтажного каменного дома, братья Мордовские, купцы Пётр Лебедев, Пётр Фролов, Гаврило Михайлов, Александр Шевелев, Александр Кобылкин, Яков Рубинштейн, семьи Сотниковых, Лосевых, Меньшиковых, Труневых, Налетовых и других.

Была ли благотворительность выгодной? В соответствии с Регламентом Главного магистрата 1721 года купцы получали достаточные льготы и возможности предпринимательства, так как освобождались от рекрутской повинности. Им разрешалось покупать крестьян и переводить их в чернорабочие, а также нанимать работников из другого сословия.

Регламент ускорил концентрацию капитала в купеческой среде и положил начало выделению её в купеческое сословие. К концу 18 века, с принятием Городового положения – «Грамоты на права и выгоды городам Российской империи», купеческое сословие окончательно оформилось. О некоторых из них расскажем ниже.

Отцы города

В архивных материалах того времени содержатся документы, свидетельствующие о том, что «генераторами идей» и главными исполнителями общественно-полезных дел были два купца-мецената - Митрофан Курбатов и Александр Шевелёв. Митрофан Кузьмич был купцом I гильдии, почётным гражданином города Верхнеудинска и городским головой с 1816 по 1819 годы. На паях с московским купцом по фамилии Гуляев, баргузинским купцом Иваном Черных и суздальским купцом Невзоровым он построил мыловаренный и стекольный заводы, первый из которых был на то время единственным в Забайкалье.

Купец Курбатов , не получивший систематического образования, серьезно и основательно занимался самообразованием, слыл интеллигентным человеком. На свои средства в 1817 году он построил на Селенге дамбу для «отвода стремительной воды, которая... приносит до сих пор спасительную пользу и будет примером служить позднему потомству и благодарности жителей города». Эта дамба сохранена до нашего времени, возле нее находится городской пляж.

Дом Курбатовых был центром культурной жизни Верхнеудинска

В 1822 году Митрофан Курбатов собрал наплавной мост через Уду, за что был награжден золотой медалью «За заслуги» и званием «Почетный гражданин Верхнеудинска». Дом Курбатовых был центром культурной жизни Верхнеудинска.

Дом Курбатова, наши дни. Russianstock.ru, Зорикто Дагбаев

Александр Шевелёв был одним из крупных жертвователей на развитие просвещения Верхнеудинска. Он сделал щедрый дар городу, подарив ему дом под училище и обеспечив квартирами учителей. За это он был награжден серебряной медалью на алой ленте «для ношения на шее». Как и Курбатов, Шевелёв состоял в числе первых акционеров строящегося Гостиного двора. Наследником своих капиталов он оставил сына Григория.

Григорий Александрович , как и отец, занимался строительными подрядами. B 1830 году им был получен казенный подряд на строительство лечебного корпуса на горячих туркинских дюнах (ныне курорт Горячинск).

Также Григорий Шевелёв арендовал земельный участок вблизи города, возле реки Березовки (ныне Стрелка) до впадения её в Уду, и занялся здесь опытами по выращиванию американского табака и китайской пшеницы, овощей и производством клея. Он первым в Забайкалье занялся разведением мериносовых овец, взялся за коневодство, проводил опыты по разведению пчел. Внук Александра Шевелёва Михаил Григорьевич основал первое на Дальнем Востоке пароходство, суда которого ходили между Ханьхоу (Китай) и Владивостоком.

Ещё один купец (I гильдии) - Яков Немчинов. Почётный гражданин города Верхнеудинска, меценат, он немало сделал для обустройства города. В 1906 году при открытии 3-го и 4 классов реального училища арендовал второй этаж своего дома. На средства Немчинова была построена каменная часовня во имя первого епископа самостоятельной Иркутской епархии Святителя Иннокентия, иркутского чудотворца. Его сын, купец Андрей Яковлевич Немчинов, известный человек в городе, пожертвовал 1000 рублей на организацию встречи наследника русского престола цесаревича Николая Романова в Верхнеудинске.

Встреча цесаревича. К его визиту в Верхнеудинске возвели триумфальную арку



«Царские врата» сегодня. Russianstock.ru, Зорикто Дагбаев

До наших дней

Щедрым даром для нужд города прославился Пётр Фролов – почетный гражданин Верхнеудинска, мещанин, владелец усадьбы. В 1870 году благодаря его помощи было открыто первое в Забайкалье среднее мужское учебное заведение – реальное училище, которому он выделил свой двухэтажный каменный дом (ул. Ленина, 11). Позже при Верхнеудинском реальном училище была учреждена стипендия имени жертвователя. Еще один благотворительный жест он сделал, завещав свой капитал в сумме 100 тысяч рублей, согласно пожеланиям, выраженным епископом Забайкальским и Нерчинским, для возведения храма во имя Святого Иоанна Крестителя.


То самое, первое в Забайкалье мужское реальное училище

Иван Голдобин – иркутский купец I гильдии, также потомственный почётный гражданин Верхнеудинска. Ивану Флегонтовичу и его жене Елизавете Евграфовне правительством выдана грамота на потомственное почётное гражданство. О благотворительной деятельности купца было известно всему городу.


Дом купца Голдобина



А сегодня здесь располагается музей истории города

Большой заслугой Голдобина считается приём в своем доме (ул. Ленина, 26) наследника русского престола цесаревича Николая Романова. В главном доме усадьбы Голдобина цесаревич останавливался 21 июня 1891 года по возвращении из своего кругосветного путешествия.

Музей истории города, интерактивное представление «Карьера купца И.Ф.Голдобина». Russianstock.ru, автор Марк Агнор

Его супруга - Елизавета Голдобина – потомственная почётная гражданка Верхнеудинска, была попечительницей приюта для арестантских детей. В 1896 году она завещала Верхнеудинску 25 тысяч рублей на строительство богадельни и приюта. Как почетная попечительница верхнеудинской женской гимназии пожертвовала в пользу этого учебного заведения 1000 рублей. Была удостоена в 1904 году Высочайшего Его Императорского Величества благоволения.

Александр Кобылкин гражданин Верхнеудинска, купец I гильдии, владел пивоваренным, стеклоделательным минеральных вод на Батарейной площади и усадьбой. В 1901 году он взял в аренду на 38 лет также участок земли в 2400 кв. саженей напротив своего пивоваренного завода (на Батарейке) для устройства павильона и беседок для отдыха горожан. Главный дом усадьбы Кобылкина (ул. Ленина, 27) сохранился до сих пор. Стоит на учете как памятник архитектуры местного значения…

Улан-Удэ - Верхнеудинск, фотоистория Свою историю город Улан-Удэ ведет с 1666 года, когда на крутом берегу реки Уда («Заудинском камушке») было поставлено зимовье для сбора ясака. К 1680 году на его месте уже стоял острог, защищавший южные рубежи России от набегов кочевников, а после подписания мирного договора с табангутскими сайтами город Удинск начинает расти и развиваться. С первой половины 18 века через Верхнеудинск проходит Сибирский тракт, или как его еще называли «Великий чайный путь», по которому проходила основная торговля России с Китаем.

В современном Улан-Удэ (так стал называться Верхнеудинск посте 1934 года) немало домов и памятников 19 века. Некоторые из них в начале XX века были запечатлены на фотографии, благодаря чему мы можем сравнить старые виды города и современные. Nota Bene:Фотографии начала XX века взяты из открытых источников Интернета. Большая улица (улица Ленина)



На карте

Улица Ленина (бывшая Трактовая, Большая, Большая-Николаевская), как и в прежние времена остается главной улицей города.
Царские ворота



На карте

20-21июня 1891 года во время путешествия по Восточной Сибири, г. Верхнеудинск посетил цесаревич Николай Александрович. В честь этого события была построена Триумфальная арка «Царские ворота», которая тогда называлась «Царские врата». Украшали арку двуглавые орлы, которые были сброшены в феврале 1917 года. Сама арка простояла до 1936 года и затем тоже была снесена. Ко дню города 12 июня 2006 года Триумфальную арку восстановили. Слева от арки – приют арестантских детей.
Большая улица



На карте

Вид на царские ворота снизу. Справа на фотографии 7 запечатлен Музей Природы Бурятии и театр кукол "Ульгэр". Здание это было построено в 1917 году как дом общественного собрания. Строили его пленные австрийцы.
Почтово-телеграфное управление



На карте

Почтово-телеграфная контора. Почтовая служба до Селенгинска и Нерчинска по «государеву указу» была организована в городе в 1733 году. Представленное на снимках здание почтово-телеграфной конторы было построено в конце XIX века, причем первый этаж здания кирпичный, второй – бревенчатый. Дело в том, что своего кирпича в городе не было, а везти его через Сибирь было тяжело и дорого, поэтому для удешевления строительства иногда применялась вот такая комбинированная технология. 1 января 1895 года здесь была открыта первая сберегательная касса.
Дом купца Голдобина (Музей истории города)



На карте

Дом купца Голдобина И.Ф., ныне музей города, а в 1891 году, во время приезда цесаревича Николая Александровича, он на короткий промежуток стал резиденцией будущего императора Николая II. На первой фотографии дом снят, как раз, в момент ожидания прибытия Его Императорского Высочества.
Усадьба Курбатова



На карте

Дом купца первой гильдии Курбатова М.К. (с колоннадой на старой фотографии) был построен еще в начале XIX века и считался самым богатым домом города. В 1824 году путешественник Алексей Мартос, проезжая через город, записал: «Дом купца Курбатова чистой архитектуры с правильным портиком есть одно из лучших зданий в городе».В 1875 году этот дом был продан купцам братьям Бутиным (со всеми надворными постройками) за 25 тыс. рублей серебром. В 1950 году был разобран портик и надстроен второй этаж, утрачены лепной фриз мезонина и декоративные дымники на трубах. Вследствие этих изменений дом утратил многие архитектурные достоинства.
Магазин-пассаж Второва



На карте

Магазин-пассаж товарищества "А.Ф. Второв съ сыновьями". Второв А.Ф. – иркутский купец первой гильдии, крупнейший торговец текстильными товарами в Сибири. Имел многие магазины и мануфактуры по всей России: Верхнеудинск, Иркутск, Екатеринбург, Томск, Новониколаевск, Петровский Завод, Барнаул, Бийск, Троицкосавск, Сретенск, Камень, Чита. В начале XX века товарищество Второва обладало основным капиталом в 10 млн. рублей.
Дом Капельмана



На карте

Дом купца Нафтолия Леонтьевича Капельмана, известный более как «здание Буркоопсоюза» или «дом с Атлантами». Дом был построен в рекордно короткие сроки: всего за 4 месяца, о чем горделиво сообщает надпись на фасаде здания «2 июня – 1907г. – 5 октября». Часть помещений особняка занимала семья хозяина, часть – сдавалась. Здесь торговал чаем китаец Син Тай Лунь, размещалась популярная кофейня Цыгальницкого, а врач-стоматолог Зубовский (!) принимал своих пациентов.
Городская библиотека



На карте

Здание городской библиотеке. В советское время и сейчас здесь размещается… городская библиотека.
Дом Трунева



На карте

Дом купца Трунева был заложен в 1874 году и перестраивался 5 раз. До революции здесь размещалось Верхнеудинское отделение Русско-Азиатского банка, директором которого был П. Т. Трунев. А в 20 января 1920 года в доме открыла свою канцелярию японская военная миссия. 6 марта 1920 года, после изгнания семеновцев и интервентов из Прибайкалья, в здании находилось правительство Дальневосточной Республики (в 1920-1922 г.г. де-юре независимое государственное образование с капиталистическим укладом в экономике в Забайкалье и Дальнем Востоке).
Дом Пахолкова/ Полицейское управление



На карте

Дом мещанина Пахолкова – первое каменное жилое здание в городе (1801-1804 гг). В 1809 г. дом был куплен государственной казной под размещение присутственных мест, уездного казначейства. Позже здесь размещались уездный и земские суды, полицейское управление г. Верхнеудинска, а в связи с расположением в дворовой части пожарной команды, на крыше появилась надстройка - двухъярусная деревянная пожарная каланча с сигнальной мачтой. (Кстати пожарная часть во дворе находится до сих пор) Во время сильного пожара 1878 года каланча пострадала, но была восстановлена. Сняли ее с крыши дома только в 30-х годах прошлого века.
Городской садикъ



На карте

Сердце старого города – это гостиные ряды (слева за часовней) – памятник архитектуры XIX столетия. Иннокентиевская часовня слева была воздвигнута в 1830 году в честь Святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца. Ровно через сто лет, в 1930 году, она была разрушена и восстановлена только в 2003. В центре на новой фотографии (на старой – выглядывает из-за деревянной будки) можно увидеть кубическое здание общественного колодца.
Гостиный двор



На карте

Гостиные ряды. Такие, думаю, есть почти в каждом старом сибирском городе. Строились по образцу гостиных рядов в Санкт-Петербурге.
Торговые ряды



На карте

Центральная часть торговых рядов купца Курбатова (его дом представлен на снимках 12, 13). Как видно, в поздние времена был достроен второй этаж.
Городское училище



Основатели города Верхнеудинска, ныне носящего имя Улан-Удэ, знаменитые казаки-землепроходцы пятидесятник Гаврила Ловцов и десятник Осип Васильев... Сегодня имена "служилых людей", заложивших зимовьё на берегу реки Уды, на месте которого впоследствии появилась столица Бурятии, привлекают внимание историков и обывателей не только из-за праздного интереса. В первых числах сентября Улан-Удэ отметит юбилейную дату - 350-летие со дня основания города. О людях, положивших начало столице республики, исторических хрониках и памяти предков, читайте в материале ИА UlanMedia.

"Пионеры Забайкалья", или "сибирские конкистадоры"

Отметим, что о личностях Гаврилы Ловцова и Осипа Васильева известно крайне мало. О самом существовании этих исторических персонажей известно лишь благодаря служебной документации – различным "отпискам" воеводам казачьих острогов. Существует несколько "рапортов", составленных лично Осипом Васильевым, где сообщается об их дипломатической и строительной деятельности совместно с Гаврилой Ловцовым, и ещё некоторое количество подобных документов, составленных их коллегами, где фигурируют имена этих двоих. Эти документы датируются периодом с 1665 по 1684 годы. Из подобного рода служебной документации извлечь какие-то биографические данные об основателях столицы Бурятии почти невозможно.

Это ведь семнадцатый век, хорошо, что сохранились хотя бы такие упоминания о Ловцове и Васильеве, - говорит историк Леонид Орлов.

К сожалению, очень много документов той поры просто погибло в последующие эпохи. Тем не менее, некоторые исследователи пытались по отрывочным сведениям воссоздать портреты основателей Улан-Удэ. Один из них – знаменитый краевед Эдуард Дёмин , написавший немало трудов по истории Забайкалья. Его труд "Удинск. Очерки начальной истории, нераздельной с Селенгинском", вышедший в 2014 году, довольно подробно описывает становление Удинского и Селенгинского острогов. В частности, автор уделяет много внимания именно историческим личностям, основавшим остроги. Так кто же были эти два мужественных русских "конкистадора", плечом к плечу шедших сквозь дебри Сибири?

Осип Васильев

Десятник Осип Васильев по предположению Эдуарда Дёмина был интеллектуальным лидером "тандема", будучи более образованным и опытным, История не сохранила сведений о дате или месте его рождения, также как о дате и обстоятельствах смерти. Из немногочисленных связанных с ним документов, известно, что он "сибирский уроженец", который неоднократно исполнял функции переводчика ("толмача"), владел грамотой, что свидетельствовало о хорошем образовании, часто писал служебные документы.

Макет Селенгинского острога. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Впервые имя Осипа Васильева упоминается в документе от 7 мая 1645 года – допросах свидетелей гибели казака Семёна Скорохода от рук баргузинских тунгусов. Осип Васильев расписался вместо одного из допрошенных, видимо по причине неграмотности последнего.

"К сему допросу вместо промышленого человека Леонтия Васильева Пенечкина по его велению енисейской казак Оська Васильев руку приложил" - говорится в тексте.

Можно предположить, что это тот самый Осип Васильев, основатель Селенгинского и Удинского острогов, ведь грамотные люди в те времена были редкостью, а большинство отписок по строительству Селенгинского острога написаны Осипом Васильевым. Таким образом, Осип Васильев начинал карьеру как служилый Енисейского острога, и возможно, родился где-то на территории современного Красноярского края либо Иркутской области. Учитывая хорошее знание им монгольского языка, не исключено, что он был рождён в смешанном браке.

Более поздние документы с упоминанием Осипа Васильева датированы уже 1666 годом. В них Осип Васильев предстаёт служилым Баргузинского острога в чине десятника, участвующим в экспедиции с целью основания Селенгинского острога.

Согласно отписке, отправленной Осипом Васильевым енисейскому воеводе Василий Голохвастову, он был командирован из Енисейского острога в 1662 году "на байкаловскую службу в Баргузинский острог", получив "двоегодное денежное, хлебное и соляное жалование" - на два года вперёд. Речь, вероятно, идёт о двухгодичной "вахте". В той же отписке говорится, что Осип Васильев в 1664 году вызвался участвовать в экспедиции в верховья Селенги с целью строительства Селенгинского острога. Это совпадает с содержанием послания енисейского воеводы Василия Голохвастова в Сибирский приказ на имя царя Алексея Михайловича, сделанного в 14 августа 1666 года. В нём говорится что Осип Васильев подавал соответствующую "челобитную" вместе с Гаврилой Ловцовым, они и стали во главе рискованного предприятия.

Именно с 1664 года и можно формально отсчитывать появление их "тандема", хотя знакомство и сотрудничество двух "служилых людей", вероятно, началось намного раньше. Отметим, что именно в ходе этой экспедиции состоялись два главных свершения Ловцова и Васильева: основание Селенгинского острога и Удинского ясачного зимовья.

Эдуард Дёмин предполагает, что Осипу Васильеву, учитывая звание десятника, в это время было около 30 лет или больше. Между тем, в Средневековье, к которому и относится XVII век, средняя продолжительность жизни была существенно ниже нынешней, соответственно, планки юности и зрелости были меньше современных. Напомним, что даты рождения Ловцова и Васильева, или их возраст на момент каких-то событий нам неизвестны даже приблизительно. Что до вероисповедания Осипа Васильева и Гаврилы Ловцова, они родились задолго до церковной реформы, соответственно, согласно современным представлениям были древлеправославными-старообрядцами.

В отписке Василия Голохвастова говорится, что в 1665 году после строительства Селенгинского острога Осип Васильев ездил с дипломатической миссией к монгольскому царю Кукан-хану: так в русских летописях именовали халхаского хана Даши-хунтайджи, и убедил того отправить троих послов русскому царю. Учитывая, что Осип Васильев в подобного рода переговорах часто выступал как переводчик, Эдуард Дёмин предлагает рассматривать его как основателя традиций славной плеяды казачьих толмачей Забайкалья.

Следует сказать, что за успешную селенгинскую экспедицию Осип Васильев вместе с Гаврилой Ловцовым удостоились в 1667 году "царского милостивого слова" от самого Алексея Михайловича. В письме в Енисейский острог самодержец подробно отметил их заслуги, упоминается там и Удинское ясачное зимовьё.

В 1669 году Осип Васильев отправляется в Москву, чтоб отвезти "переписные книги", скорее всего, документацию из новопостроенного Селенгинского острога, затем возвращается в Селенгинск. В "Переписной книге служилых людей Енисейского уезда от 1669 года" о нём упоминается "Оска Васильев, толмач, детей у него Оски, нет, в нынешнем 177 году послан с переписными книгами к Москве".



Казачий молебен у поклонного креста на месте основания Улан-Удэ. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Четыре года спустя, в 1673 году, Осип Васильев снова участвует в дипломатической миссии "сына боярского" Ивана Перфирьева к монгольскому Тушету-хану с целью вручения ему жалованья и переговоров об открытии доступа в Китай. В этой экспедиции Осип Васильев исполняет функции переводчика, и фигурирует уже в звании пятидесятника. Таким образом, человек, вошедший в историю как "десятник Осип Васильев" дослужился до более высокого чина.

Последний раз имя Осипа Васильева упоминается в "Писцовой книге 1686 года" Иркутского острога. В хрониках того периода, согласно Эдуарду Дёмину, упоминается и пашенный крестьянин Осип Васильев, бывший "гулящий человек". Хотя речь идёт как будто о разных людях, краевед не исключает версию, что Осип Васильев, осев в Иркутском остроге, решил уйти на покой и заняться мирным хлебопашеством.

"Осип приезжал Селенгинский город строить, и тому уже 23 года. И с того времени вашего царского величества [со] служилыми людьми мы в совете и любви промеж собой жили".

Практически такие же слова произносят другие монгольские послы в "Статейном списке Фёдора Головина", охватывающего период с 1686 по 1692 год. Дата смерти Осипа Васильева неизвестна, явные потомки в исторических документах не прослеживаются.

Гаврила Ловцов

Сведения о жизни пятидесятника Гаврилы Ивановича Ловцова ещё более скудные. Впервые он упоминается в отписках Осипа Васильева от 1665 года как "пятидесятник" и как "Енисейского острогу десятник казачий", в звании пятидесятника он фигурирует и в отписке Василия Голохвастова. Можно видеть, что Гаврила Ловцов также был "служилым" Енисейского острога, как и Осип Васильев. Логично предположить, что так же как и Осип Васильев был отправлен из Енисейского острога служить в Баргузинский острог. Далее, в древних отписках говорится об участии Гаврилы Ловцова в селенгинском походе, инициатором которого он был вместе с Осипом Васильевым. Позже Гаврила Ловцов сопровождал из Селенгинского острога в Иркутский трёх послов от Кукан-хана, с которыми должен был ехать к царю. Как следует из служебной переписки, эта попытка налаживания дипломатических связей провалилась – по неизвестной причине монгольские послы сбежали.

Согласно версии историка Евгения Залкинда, до послов дошли недостоверные слухи о военном конфликте между Кукан-ханом и казаками, и те испугались, что русские выместят на них гнев.

Из отписки Осипа Васильева также следует, что побег произошёл по "простоте и небрежению" Гаврилы Ловцова, что может быть признаком неких трений в "тандеме", возможно, соперничества, хотя в других документах подобное не прослеживается. Отметим, что согласно отписке Василия Голохвастова от 1666 года Гаврила Ловцов договорился с Кукан-ханом, чтобы тот дал двух новых послов взамен сбежавших, коих он благополучно доставил в Енисейский острог, а после сопровождал в Москву в Сибирский приказ. Гаврила Ловцов, как и Осип Васильев, удостаивается похвалы в письме царя от 1667 года.



Реконструкция облика землепроходцев. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Позже имя Гаврилы Ловцова фигурирует в выписке 1672 года из ясачной книги Енисейского уезда о количестве ясака, собранного с бурят. Там сообщается о количестве пушнины, собранной Гаврилой Ловцовым в Селенгинском остроге с 1670 по 1671 годы. Тогда же, в 1672 году Гаврила Ловцов снова сопровождает в Москву монгольское посольство, о чём подробно говорится в отписке тобольского воеводы Ивана Репнина. В 1673 году Ловцов доставляет из Москвы "жалованную грамоту" и подарки монгольскому хану Очирою и его брату тайше Батуру.

Уже в 1675 году, в отписке енисейского воеводы Михаила Приклонского тобольскому воеводе Петру Салтыкову Гаврила Ловцов фигурирует в чине "приказного человека" Селенгигского острога и в статусе "сына боярского". Это карьерный рост, повышение статуса – причисление к "детям боярским", низшему слою феодального сословия на Руси. В самой отписке говорится о товарах из Китая, отправленных Гаврилой Ловцовым царю. Товары были получены в результате торговли, которую Гаврила Ловцов вёл с Китаем в государственных интересах, на ясачную пушнину, а также от пошлины с частной торговли. Таким образом, Гаврила Ловцов проявил себя грамотным хозяйственником, налаживающим внешнюю торговлю, и организовавшим, пожалуй, первую в Бурятии таможню. Отметим, что в 1689 году посол Федор Головин использовал составленные Гаврилой Ловцовым нормы "подённого корма", снаряжая в Москву послов монгольских тайшей, принявших русское подданство.

В документах 1681 года Гаврила Ловцов извещает воеводу Ивана Власова о грабительских набегах монголов, позже отчитывается о карательной операции, в ходе которой селенгинские служилые люди отбили у монголов угнанный скот.

Последний раз Гаврила Ловцов фигурирует в переписях селенгинских поселений от 1693 года. В более поздних переписях упоминается множество казаков с фамилией Ловцов, вероятно, его потомки. Отметим, что в "Переписной книге служилых людей Енисейского уезда от 1669 года" Гаврила Ловцов, подобно Осипу Васильев, упомянут как бездетный. Можно предположить, что он решил обзаводиться детьми после того как жизнь в Селенгинском остроге наладилась и стала более безопасной. Что касается даты смерти легендарного основателя Верхнеудинска, о ней также ничего неизвестно. Но по предположениям Эдуарда Дёмина, учитывая звание пятидесятника, на момент селенгинской экспедиции Гавриле Ловцову должно было быть около 30 лет, соответственно, на момент последних документальных упоминаний – около 60 лет. Умер он, скорее всего, где-то в Селенгинске.

Можно видеть, что Гаврила Ловцов был физически и духовно сильный человек, не чуждый авантюризму, риску. Оценивая деятельность этого исторического персонажа, Эдуард Дёмин считает, что Гаврила Ловцов отличался волей и административным талантом. И таким образом, дополнял "интеллектуала" Осипа Васильева. Вдвоём же они стали силой, которая навсегда изменила течение истории на правом берегу Байкала.

Селенгинская экспедиция

Селенгинская экспедиция, 1664-1665 годов в верховья Селенги, где в неё впадает река Чикой, стала событием, вписавшим имена Ловцова и Васильева в историю современного Улан-Удэ и Бурятии. В наши дни памятниками того авантюрного рейда можно считать столицу республики и посёлок Новоселенгинск в Селенгинском районе Бурятии. Экспедиция должна была основать опорный пункт у Чикоя, обложить ясаком местных эвенков, а также бурят, откочевавших от Братского и Балаганского острогов.

Эдуард Дёмин оценивает это как авантюру "служилых" Баргузинского острога, совпавшую с планами Сибирского приказа по дальнейшей экспансии на восток. Из исторических документов следует, что подготовка экспедиции началась в 1664 году, а результаты в виде построенных опорных пунктов появились в 1665 году.

В отряде насчитывалось 85 участников, известных поимённо. Согласно отчётам Осипа Васильева, администрация Баргузинского острога выделила довольно скромное материальное обеспечение, предоставив два судна в плохом техническом состоянии, полковую пушку и небольшое количество боеприпасов. Остальное вооружение и запасы пришлось закупать в долг в острогах на реке Ангаре. Отмечается, что были предусмотрены и подарки для задабривания коренных народов, привлекаемых в русское подданство.

"…и всякия Руские товары, сукна красные и медь в котлах и олово и всякая мелочь иноземцам на подарки, чем нам ласкою и приветом дарить и удобрять иноземцов Братцких и Тунгуских людей, и внов призывать и уговаривать всякою ласкотою и добротою великим государем царского величества высокую руку, чтобы оне иноземцы великим государем в ясачном соболином платежу были покорны", - гласит отписка Осипа Васильева от 1665 года.



Маршруты землепроходцев. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Это свидетельствует, что обложение бурят и эвенков ясаком строилось, по крайней мере, не одной лишь угрозой насилия.

По отчётам Осипа Васильева можно составить маршрут, по которому двигалась Селенгинская экспедиция: из Баргузинского острога через Байкал в Ангару до Нижнего Братского, Балаганского и Иркутского острогов, потом снова через Байкал и вверх по Селенге до её притока, реки Чикой. В свете некоторых исторических документов возникает предположение, что 350-летие основания Улан-Удэ, которое будут торжественно отмечать в первых числах сентября 2016 года – в действительности следовало отмечать годом раньше...

Когда всё-таки был заложен Улан-Удэ?

Согласно устоявшейся версии историков, Удинское зимовьё было построено в 1666 году. Этот год выбран, поскольку им датируется отписка Осипа Васильева (ориентировочно 7 мая 1666 года), долгое время считавшаяся самым ранним упоминанием о существовании зимовья.

"…а для тех новых призовных иноземцов поставлено ясачное зимовье на усть Уды реки" - говорится в тексте.

В итоге, 1666 год был принят как дата основания Верхнеудинска – Улан-Удэ на официальном уровне. Но по мнению Эдуарда Дёмина, в действительности Удинское зимовьё было построено в 1665 году – одновременно с Селенгинским острогом, или даже раньше.

Краевед отстаивает эту версию, опираясь на более раннюю отписку Осипа Васильева в Сибирский приказ, посвящённую постройке Селенгинского острога. Она также датируется 1666 годом, не ранее 26 марта. В ней тоже упоминается зимовьё: "Да в нынешнем же, великие государи, во 174 году сентября в 27 день призваны были вам, великим государем, царьского величества под высокую руку в вечное неотступное холопство и в ясачной платеж иноземцы - тунгуские люди Люлеленкурсково роду 25 человек к Селенге на усть Уды-реки к ясачному зимовью".

27 сентября 7174 года по старому русскому летоисчислению "от сотворения мира" соответствует 7 октября 1665 года по григорианскому календарю.

Из данного исторического документа следует, что на момент официальной даты основания Селенгинского острога зимовьё уже существовало и функционировало для сбора ясака с окрестных эвенков. По словам Эдуарда Дёмина, данная отписка по какой-то причине просто выпала из поля зрения историков. В итоге, в силу своеобразной инерции, установилась некорректная на его взгляд дата основания столицы Бурятии.



Стилизация под старинную карту в музее истории Улан-Удэ. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Эдуард Дёмин предполагает, что Удинское зимовьё было построено даже раньше Селенгинского острога, эту теорию он строит, опираясь на ряд обстоятельств.

В обычае русских первопроходцев, когда они двигались вглубь Сибири и Дальнего Востока, было оставлять после себя зимовья – охотничьи, ясачные. Это было оправдано: они идут в неизвестную страну, и нужно поддерживать обратную связь. Зимовья позволяли им и передохнуть, и пополнить запасы, - говорит Эдуард Дёмин.

Краевед также предлагает рассмотреть маршрут, по которому двигалась экспедиция. Кроме того, он призывает принять во внимание, что суда, предоставленные отряду Ловцова и Васильева, согласно отпискам, имели очень сильный износ, и в какой-то момент стали непригодны для использования. Ввиду всего перечисленного, краевед предполагает, что отряд первопроходцев, поднимаясь по Селенге, на устье Уды сделал остановку, чтобы починить изношенные суда, которые согласно отпискам, требовали серьёзного ремонта. Тогда же на слиянии Уды и Селенги было поставлено зимовьё, и уже тогда начаты переговоры с окрестными эвенками о переходе в российское подданство. А само место, ввиду стратегического удобства, было присмотрено, наверное, ещё прежними экспедициями землепроходцев – Петра Бекетова в 1654 году и Афанасия Пашкова в 1657 году. Этим логично объясняется готовность зимовья на момент строительства Селенгинского острога. И если зимовьё было построено в 1665 году, это логично объясняет противоречия прежней версии, поскольку в 1666 году Ловцов и Васильев участвовали в дипломатической миссии в Монголии и не могли непосредственно участвовать в его постройке. Таким образом, версия о 1665 году аккуратно расставляет всё по местам.

Что касается превращение Удинского зимовья в Удинский острог, историки ориентировочно относят это на 1678 год, а в казачьих отписках Удинский острог уверенно фигурирует примерно с 1684 года. Учитывая даты последних упоминаний о Ловцове и Васильеве, можно предположить, что Удинский острог был построен при их жизни, не исключено, что и с участием.

Первые дипломаты

Говоря о роли Гаврилы Ловцова и Осипа Васильева как основателей Улан-Удэ и Новоселенгинска, исследователи, как правило, упускают их вклад в развитие дипломатических отношений с Монголией. Например, налаживание контактов с "Кукан-ханом", которого убедили снарядить посольство русскому царю, или участие в переговорах с Тушету-ханом, где Осип Васильев явно был не просто толмачом, но лицом, влияющим на принятие решений. Опять же, можно вспомнить благие отзывы монголов об Осипе Васильеве спустя 23 года после строительства Селенгинского острога.



Один из эскизов памятника Ловцову и Васильеву. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Эдуард Дёмин отмечает, что для строительства Селенгинского острога казакам должно было требоваться много лошадей в качестве тягловой силы. Но казаки передвигались водным транспортом, на котором сложно везти лошадей. Поэтому Эдуард Дёмин предполагает, что лошади могли быть закуплены или выпрошены у тех же монгольских тайшей, что вновь предполагает дипломатические контакты.

Так или иначе, можно наглядно видеть, что Гаврила Ловцов и Осип Васильев были не только воинами и строителями, но и дипломатами, заложившими фундамент серьёзных внешнеполитических отношений в нашем регионе.

Вместо заключения

История богата биографиями славных путешественников, землепроходцев и просто смелых людей. В прежние времена далекие земли могли покорить только отчаянные люди, готовые к лишениям и неудобствам, но также и свершениям, открытиям и встречам с новыми землями. Гаврила Ловцов и Осип Васильев, заложившие основы для формирования современных Улан-Удэ и Бурятии, были как раз таким людьми. Версия о корыстных мотивах их экспедиций многим историкам, в том числе и Эдуарду Дёмину, кажется спорной, учитывая, что землепроходцы редко наживали богатство, при полной тягот и опасностей жизни, скудном жалованье.

Следует отметить, что землепроходцы шли не как завоеватели, а скорее, как альтернативная политическая сила, предлагавшая новым подданным защиту и государственность. По словам Эдуарда Дёмина, монгольские ханы строительство острогов восприняли спокойно, конфликты начались много позже, когда бурятские и эвенкийские племена перестали платить им дань, перейдя в русское подданство. Кроме того, землепроходцы были слишком малочисленны, чтобы что-то навязать народам Сибири одной лишь силой, и неуклюжее огнестрельное оружие той эпохи отнюдь не обеспечивало решающего преимущества.

Как следует из казачьих отписок, землепроходцы старались больше прибегать к дипломатии. Возвращаясь же к личностям Ловцова и Васильева, можно видеть ярких и талантливых исторических персонажей. Тем удивительнее, что в Бурятии имена этих двух землепроходцев долгое время были известны лишь узкому кругу профессиональных историков и краеведов. Широкой общественности эти имена стали известны лишь после бурных дискуссий в республиканских СМИ по вопросу установки памятника основателям Улан-Удэ. К слову о памятнике – приходится констатировать, что помпезный 350-летний юбилей город встретит без мемориала своим основателям. И таким образом, по меткому выражению общественников Бурятии, получится юбилей без юбиляра. Между тем, в Улан-Удэ нет даже улицы, названной в честь Ловцова и Васильева.

В то же время в других городах Сибири и Дальнего Востока своих основателей чтят: так, в Омске установлен памятник Ивану Бухгольцу, Петру Бекетову - в Чите и Якутске, Якову Похабову - в Иркутске, в Хабаровске и Владивостоке также стоят мемориалы основателям городов.

Во многих городах Сибири и Дальнего Востока есть памятники легендарному сибирскому губернатору, графу Муравьёву-Амурскому, в Иркутске в 2015 году был поставлен бюст другого сибирского губернатора Михаила Сперанского, кстати, отлитый в Улан-Удэ. Только в столице Бурятии нет ни одного мемориала деятелям эпохи основания Сибири.



Ранний эскиз памятник основателям Улан-Удэ. Фото: "Верхнеудинский вестник"

Можно вспомнить, как американцы сумели романтизировать в мировой массовой культуре образ Фронтира, пионеров Дикого Запада. Узнаваем в мире и образ идальго-конкистадора в кирасе и шлеме. А ведь эпоха освоения Сибири - непаханный пласт для создания не менее ярких образов, захватывающих приключенческих произведений. Популяризация образа землепроходцев Сибири в массовой культуре может привлечь дополнительный поток туристов в регион. А пока служилые люди Гаврила Ловцов и Осип Васильев ждут талантливого писателя-беллетриста, который описал бы их приключения в форме художественно-исторического романа.