Простейшие. Зоология Признаки относящиеся к простейшим животным

(Protozoa), таксономическая группа микроскопических, в принципе одноклеточных, но иногда объединенных в многоклеточные колонии организмов. Примерно 30 000 описанных видов. Все простейшие - эукариоты, т.е. их генетический материал, ДНК, находится внутри окруженного оболочкой клеточного ядра, что отличает их от прокариотных бактерий, у которых оформленное ядро отсутствует. Структурные и физиологические признаки . Хотя тело простейших состоит из единственной клетки, это полноценные организмы, координированно осуществляющие все жизненно необходимые функции, включая питание, выделение продуктов распада и размножение. Большинство простейших - гетеротрофы, т.е., подобно животным, питаются готовыми органическими веществами, присутствующими в окружающей среде. Однако некоторые виды содержат пигмент хлорофилл и, как растения, способны, используя солнечную энергию, образовывать (фотосинтезировать) органические вещества (углеводы) из неорганических, т.е. питаться автотрофно. В связи с этим простейших относили то к растениям, то к животным, то выделяли в особую группу. Одна из современных классификационных схем помещает простейших вместе с одноклеточными водорослями и некоторыми другими организмами в царство протистов (Protista), в рамках которого простейшие считаются самостоятельным подцарством. Основные группы . Форма и строение клеток простейших весьма разнообразны; для некоторых групп характерны поверхностные чешуйки, раковины и даже сложно устроенные твердые скелеты. Однако по способу локомоции (речь идет прежде всего о свободноживущих, не паразитических организмах) их можно разделить на три главные группы: 1) жгутиковые, передвигающиеся с помощью немногих, но длинных нитевидных придатков (жгутиков); 2) ресничные (инфузории), использующие для этой цели обычно многочисленные, но короткие волосовидные структуры (реснички); 3) амебоидные (корненожки), «перетекающие» по твердому субстрату благодаря изменениям формы клетки. Некоторые очень мелкие паразитические виды обходятся без локомоции.

Самые мелкие простейшие относятся к роду

Некоторые простейшие покрыты органическими или минерализованными чешуйками, панцирями и раковинками, различными по строению и составу, или же обладают жестким внутриклеточным скелетом, обычно представляющим собой сложную решетчатую структуру.

Физиология . Простейшие фотосинтезируют органику (автотрофы) либо поглощают из среды органику (гетеротрофы), или же используют оба способа питания (миксотрофы). Гетеротрофы либо всасывают растворенные вещества поверхностью клетки (осмотрофы), либо заглатывают с помощью различных механизмов твердую пищу (фаготрофы), включая другие организмы (в том числе простейших), иногда преследуя для этого добычу. Твердые продукты обмена удаляются из клетки в окружающую среду путем слияния содержащих их вакуолей с наружной мембраной, иногда в специализированном ее участке (клеточной порошице, цитопрокте). Избыток воды с некоторыми растворенными метаболическими отходами активно выкачивается наружу сократительными вакуолями.

Дыхание простейших бывает анаэробным (бескислородным) или аэробным (требующим кислородной среды). Для облигатных анаэробов кислород вреден, и в богатой им среде они гибнут. Некоторые облигатные анаэробные простейшие в бедных кислородом водных местообитаниях дышат с помощью симбиотических бактерий. Интенсивность дыхания прямо пропорциональна температуре, а также зависит от типа метаболизируемого субстрата, т.е. молекул, расщепляемых для получения энергии, и таксономической группы.

Часть С

Тема: «Надкласс Рыбы»

Часть А

А1 – 3, А2 – 1, А3 – 3, А4 – 3, А5 – 1, А6 – 4, А7 – 3, А8 – 3, А9 – 4, А10 – 3, А11 – 3, А12 – 4,А13 – 3, А14 – 4, А15 – 3, А16 – 3, А17 – 2, А18 – 1, А19 – 3, А20 – 3.

Часть В

В1. А, Б, Г, Д, Ж.

В2. А, В, Г, Д, З.

В3. А – 1, 3, 5, 6; Б – 2, 4, 7, 8.

В4. А, В, Д, Г, Б.

Часть С

С1. Кислород у костных рыб запасается в плавательном пузыре. На глубине кислорода мало, и он с трудом усваивается организмом. Поэтому и необходим такой способ накопления резерва этого газа.

С2. Это объясняется степенью развития заботы о потомстве. Чем она выше, тем меньше плодовитость, позже наступает половозрелость и дольше сроки развития зародыша.

С3. Светящимися органами или яркой окраской самцов, брачными танцами.

С4. Это связано с тем, что до ХХ в. не знали, как и где размножается угорь. Только в начале ХХ в. дат-
ский биолог Иоганнес Шмидт раскрыл эту тайну и выяснил, что угри размножаются в Саргассовом мо-ре в Атлантическом океане. Там речные угри откладывают икру, из которой выводятся личинки. Через три года подросшие личинки возвращаются в реки.

Тема: «Класс Земноводные»

Часть А

А1 – 1, А2 – 4, А3 – 4, А4 – 4, А5 – 2, А6 – 4, А7 – 4, А8 – 2, А9 – 3, А10 – 1, А11 – 2, А12 – 2, А13 – 2, А14 – 1, А15 – 2, А16 – 3, А17 – 4, А18 – 2, А19 – 4, А20 – 3, А21 – 2, А22 – 5, А23 – 3, А24 – 3, А25 – 4, А26 – 1, А27 – 4.

Часть В

В1. А, Б, Г, Д, Ж.

В2. А, Б, Д, Е.

В3. А – 1, 2, 4; Б – 3, 5, 6.

В4. В, А, З, Б, Г, Ж, Д, Е.

Часть С

С1. Сигнал о начале метаморфоза подается гормонами щитовидной железы, которые обеспечива-

ют перестройку организма. Это генетически запрограммированное событие. При удалении щитовидной железы метаморфоз не происходит, и головастик вырастает до очень больших размеров.

С2. Личинка перед выходом начинает выделять вещества, растворяющие оболочку яйца.

С3. В тропиках климатические условия непостоянны – то засуха, то дожди, поэтому у многих видов возникли различные механизмы охраны потомства. Животные тратят меньше энергии на откладывание яиц и больше – на защиту потомства.

С4. За движущийся, т.к. жабы и лягушки хватают только движущуюся добычу, меньшую по размерам, чем они сами.

С5. Язык лягушек и жаб липкий и вывернут задом наперед, т.е. прикреплен к нёбу передним концом. Задний конец свободен. Длина языка у крупных жаб – около 10 см. Язык «выстреливает» изо рта, и жертва прилипает к нему. Жаба как бы завертывает добычу в заднюю часть языка.

С6. Жаба – потребитель второго порядка, т.е. питается слизнями.

С7. Жаба пропускает червяка между пальцами, «смывая» с него грязь. Перепачканные губы она вытирает лапами.

Тема: «Класс Пресмыкающиеся»

Часть А

А1 – 3, А2 – 2, А3 – 3, А4 – 2, А5 – 4, А6 – 3, А7 – 4, А8 – 2, А9 – 1, А10 – 3, А11 – 3, А12 – 2, А13 – 2, А14 – 1, А15 – 2, А16 – 2.

Часть В

В1. А, В, Г, Ж.

В2. А – 2, 4, 5; Б – 1, 3, 6.

Часть С

С1. Роговые покровы, сухая кожа, легочное дыхание, появление коры головного мозга, откладывание яиц на суше, защитные оболочки у яйца, внутреннее оплодотворение, прямое развитие

С2. У пресмыкающихся, т.к. у них кожа не выполняет функций дыхания, как у амфибий.

С3. У змей кости правой и левой челюстей соединены подвижно, поэтому змея может свободно заглатывать добычу, как бы наползая на нее. Пища обильно смачивается слюной. Кроме того, ребра грудной клетки не замкнуты, что обеспечивает свободное продвижение пищи по пищеварительному тракту.

С4. У многих змей (питонов, африканских гадюк и др.) существует термолокатор, или, как его еще называют, «третий глаз». Это датчик температуры.

С5. Лягушки – анамнии. Их яйца не имеют плотной оболочки и воздушной камеры. Продукты обмена веществ зародыша выделяются непосредственно в воду. Пресмыкающиеся – амниоты, их яйцо имеет скорлупу и воздушную камеру, в которую выделяются продукты газообмена.

С6. При нахождении под водой большинство кровеносных сосудов животного сужается и основная масса артериальной крови поступает к сердцу и мозгу. Поэтому кислорода хватает на длительный срок.

С7*. Это объясняется относительно пассивным образом жизни, привязанностью к водной среде, частичным смешением крови, общим низким уровнем обмена веществ.

Тема: «Класс Птицы»

Часть А

А1 – 3, А2 – 1, А3 – 3, А4 – 3, А5 – 4, А6 – 1, А7 – 2, А8 – 1, А9 – 2, А10 – 3, А11 – 4, А12 – 3, А13 – 2, А14 – 2, А15 – 4, А16 – 4, А17 – 2, А18 – 3, А19 – 3, А20 – 3, А21 – 2, А22 – 2.

В1. А, Б, В, Е.

В2. А, Б, Д.

В3. А, Б, Г, Е.

В4. Б, Г, Е.

Часть С

С1. Перьевой покров, развитие органов зрения, слуха, координация движений. Развитие коры мозга, мозжечка; усиление обмена веществ, облегчение скелета, двойное дыхание, четырехкамерное серд-це, полное разделение кругов кровообращения, теплокровность; обтекаемая форма тела, клюв без зубов, крылья.

С2. У птиц развиты: насиживание яиц, охрана потомства, строительство защищенных гнезд, часто групповая защита птенцов, выкармливание, обучение выводка и т.д.

С3. О характере пищи, способах ее добывания и обработки – например вылущивание, долбление (дятлы), просеивание (кулики), косьба (фламинго). Длинный изогнутый вниз клюв говорит о питании червями, почвенными насекомыми; плоский (утиный) клюв – о питании водной растительностью, рыбой и т.д.

С4. У птиц хорошо развиты слух, зрение, у некоторых (киви) обоняние. Зрение цветное, очень острое благодаря способности изменять форму хрусталика и расстояние между хрусталиком и сетчаткой.

С5. Воробьи – птицы мелкие. Для того чтобы обмен веществ был достаточно эффективным, он должен быть очень быстрым. Для этого нужно много есть. Чем меньше птица, тем чаще и больше она ест.

С6. Нет. Воздух дважды проходит через легкие птиц, где и происходит газообмен. Воздушные мешки – это резервуары воздуха.

С7. Скорость работы ферментов зависит от температуры тела, количества фермента и количества расщепляемого вещества. Нормальная температура для теплокровных – 36,5–38 °C (у млекопитающих) и 42 °C (у птиц)

С8. Кровеносная система обеспечивает клетки питательными веществами, которые поставляет пищеварительная система. В клетках питательные вещества окисляются кислородом воздуха, поступающим через органы дыхания.

Тема: «Класс Млекопитающие»

Часть А

А1 – 3, А2 – 4, А3 – 4, А4 – 3, А5 – 4, А6 – 1, А7 – 3, А8 – 2, А9 – 2, А10 – 3, А11 – 1, А12 – 3, А13 – 3, А14 – 3, А15 – 4, А16 – 1, А17 – 2, А18 – 1, А19 – 2, А20 – 2, А21 – 4, А22 – 1, А23 – 3, А24 – 1, А25 – 1, А26 – 2, А27 – 2, А28 – 2.

Часть В

В1. А, В, Д.

В2. Заполненная таблица, выглядит следующим образом.

Таблица. Сравнение первозверей с пресмыкающимися

В3. Б, В, Г, Е, И, К.

Часть С

С1. Чем меньше масса животного, тем выше скорость обмена веществ, тем больше пищи ему необходимо для получения достаточного количества энергии.

С2. Качество коровьего молока определяется его жирностью. Чем выше жирность молока, тем выше его качество. Вместе с тем очень жирное молоко может вести к нарушению обмена веществ, например у человека.

С3. Без ферментов вещества, поступающие с пищей, расщеплялись бы в организме крайне медленно, иногда сотнями лет. Понятно, что при такой скорости расщепления питательных веществ жизнь ни возникнуть, ни существовать не могла бы.

С4. Яйцеклетки млекопитающих защищены телом матери и снабжаются ее питательными веществами. Им не нужен дополнительный запас этих веществ, как зародышам птиц или пресмыкающихся. Родившийся плод вскармливается материнским молоком.

С5. Жаберные щели, хорду, нервную трубку и кишку.

С6. Животные являются потребителями органических веществ. В процессе жизнедеятельности они также потребляют кислород и минеральные вещест-ва, а выделяют в окружающую среду углекислый газ, воду, органические остатки. Почвенные животные включают химические элементы в круговорот веществ. Останки умерших животных минерализуются редуцентами. Минеральные вещества усваиваются растениями, а растения снова потребляются животными.

Тема: «Эволюция органического мира»

Часть А

А1 – 2, А2 – 1, А3 – 4, А4 – 2, А5 – 4, А6 – 3, А7 – 2, А8 – 1, А9 – 1, А10 – 2, А11 – 3, А12 – 2, А13 – 2, А14 – 3, А15 – 2, А16 – 1, А17 – 2, А18 – 3, А19 – 4.

Часть В

В1. А, В, Д.

В2. А, Б, Д, Е, З, И.

В3. А – 4, 5; Б – 1, 2, 3, 6.

В4. Б, А, Г, В, Д.

Часть С

С1. У лягушек может высыхать кожа при перегреве. Лягушки тесно связаны с водой: размножение, развитие зародыша происходят в воде.

С2. Высокий рост и копыта могли возникнуть в связи с жизнью на открытых пространствах. Необходимость далеко видеть и быстро убегать привели к таким приспособлениям, как развитие третьего пальца, хорошего слуха и зрения.

С3. Как правило, индивидуальные различия между особями одного вида определяются наследственной изменчивостью. Так, даже две собаки одной породы отличаются друг от друга. Бывают и отличия, вызванные только влиянием внешней среды. Однако они встречаются и у однояйцовых близнецов и вызваны, например, содержанием в разных условиях.

С4. Да, можно. Клетки простейших обладают всеми свойствами, присущими целостному организму, – обменом веществ, способностью к росту, размножению, развитию, приспособленностью к условиям среды.

С5. Высокой скоростью размножения, стабильностью условий среды, в которой они обитают, хорошей приспособленностью к этим условиям, микроскопическими размерами.

С6. Появление многоклеточности способствовало возникновению разнообразия органического мира, появлению растений и животных разных классов, их расселению в разных средах обитания, влиянию на формирование облика Земли.

С7. Сегментация тела, хорошее развитие органов чувств, наличие личиночной стадии, развивающейся в воде.

С8. Появление третьего зародышевого листка – мезодермы обеспечило развитие опорно-двигательной системы – сначала мышц, а затем и скелета у хордовых животных. Это позволило животным занять различные среды обитания и достичь высокого уровня организации.

С9. Органы дыхания изменялись в направлении от жабр с жаберными щелями, затем жабр, прикрытых жаберными крышками, к легким. У земноводных легкие были с небольшой рабочей поверхностью, почти гладкие, а затем появились ячеистые легкие с большой рабочей поверхностью у остальных хордовых.

С10. Сердце в своем развитии прошло стадии двухкамерного, трехкамерного, трехкамерного с неполной перегородкой и четырехкамерного.

С11. Кровеносная система всех хордовых замкнутая. Однако у рыб – один круг кровообращения, у остальных классов – два круга кровообращения. В кровеносной системе изменялся и уровень смешанности крови. Так, например, у пресмыкающихся кровь более насыщена кислородом, чем у земноводных, а у птиц и млекопитающих произошло полное разделение крови на венозную и артериальную.

С12. Нервная система изменялась в направлении развития передних отделов головного мозга и мозжечка. У пресмыкающихся появилась кора головного мозга, которая наибольшее развитие получила у млекопитающих. Мозжечок лучше всего развит у птиц. Большие полушария мозга наибольшего развития достигли у приматов.

С13. Эволюционная теория, единственная из со-временных научных теорий, логично объясняющая причины и механизм появления приспособленности организмов к условиям окружающей среды. Эта теория также объясняет причины разнообразия органического мира.

С14. Нет, неверно. Совсем не самые сильные бактерии и простейшие выживают в самых сложных условиях. Воробей не сильнее вороны, но он вполне может опередить ее в добывании хлебных крошек. Выживает всегда наиболее приспособленный – незаметный, быстрый, умный, сильный, хитрый, т.е. тот, кто способен победить в конкурентной борьбе за существование, тот, кто что-то способен делать лучше других.

С15. Хвосты у этих собак купируют сразу после рождения. Отсутствие хвоста у этих пород – признак ненаследственный. А наличие хвоста – признак наследственный. Так же, как у прыгуна в высоту, совсем не обязательно рождаются прыгуны в высоту.

С16. В результате естественного отбора появля-ются особи с новыми, относительно полезными в определенных условиях среды, приспособлениями. Кроме того, отбор постепенно приводит к образованию новых видов.

Ответы к итоговой контрольной работе

Часть А

А1 – 3, А2 – 2, А3 – 4, А4 – 3, А5 – 3, А6 – 1, А7 – 1, А8 – 3, А9 – 4, А10 – 2, А11 – 3, А12 – 1, А13 – 1, А14 – 4, А15 – 2, А16 – 1, А17 – 3, А18 – 4, А19 – 4, А20 – 3, А21 – 1, А22 – 3, А23 – 3, А24 – 3, А25 – 2, А26 – 1, А27 – 2, А28 – 1, А29 – 3, А30 – 2, А31 – 3, А32 – 4, А33 – 4, А34 – 2, А35 – 3, А36 – 3, А37 – 4, А38 – 4, А39 – 2, А40 – 1, А41 – 2, А42 – 2, А43 – 3, А44 – 1, А45 – 2, А46 – 3, А47 – 1, А48 – 4, А49 – 4, А50 – 3, А51 – 3, А52 – 4, А53 – 3, А54 – 1, А55 – 3, А56 – 3, А57 – 4, А58 – 2, А59 – 3.

Часть В

В1. Б, В, Д.

В2. В, Г, Е.

В3. Б, В, Г.

В4. А – 1, 2, 6; Б – 3, 4, 5.

В5. А – 1, 4, 6; Б – 2, 3, 5.

В6. А – 2, 3, 6; Б – 1, 4, 5.

В7. В, Г, А, Б, Ж, Е, Д.

Часть С

С1. Пищеварительные и сократительные.

С2. 1. Кишечнополостные – трехслойные , беспозвоночные животные. 3. Размножаются только вегетативным способом. 4. Включают классы: Гидроидные, Сцифоидные, Жгутиконосцы.

С3. Плацентарное развитие обеспечивает следующие преимущества: защиту и вынашивание плода в теле матери, эффективное поступление питательных веществ через плаценту, относительно длительное развитие плода и последующее вскармливание детенышей молоком. Таким образом плацентарное развитие обеспечило более надежную защиту плода как во время беременности, так и в послеродовой период.

Животные 2017

1. Паук крестовик относится к классу паукообразных, так как у него

1) тело состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка

2) тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка

3) на голове нет усиков

4) на голове одна пара усиков

5) три пары ног

6) четыре пары ног

2. В каком случае поведение животных можно отнести к инстинктам?

1) нерестовые миграции рыб 2) реакции инфузории на поваренную соль

3) сбор нектара и пыльцы пчелами 4) передвижение эвглены зеленой в освещенное место

5) реакция аквариумных рыб на постукивание кормушки 6) откладывание кукушкой яиц в гнезда птиц

3.

3) личинка похожа на взрослое насекомое 4) личинка непохожа на взрослое насекомое

4. У пресноводной гидры, медузы и кораллового полипа

1) тело состоит из двух слоев клеток

2) органы состоят из тканей

3) замкнутая кровеносная система

4) тело имеет лучевую симметрию

5) в наружном слое тела располагаются стрекательные клетки

6) каждая клетка выполняет все функции живого организма

5. Какие признаки характерны для животных?

1) по способу питания – автотрофы 2) питаются готовыми органическими веществами

3) большинство активно передвигаются 4) большинство практически неподвижны

5) по способу питания – гетеротрофы 6) клетки имеют хлоропласты и оболочку из клетчатки

6. В чем проявляется сходство археоптерикса с пресмыкающимися?

1) тело покрыто перьями 2) имеет длинный хвост

3) задние конечности имеют удлиненную цевку 4) на ногах 4 пальца (3 направлены вперед, 1 – назад)

5) на челюстях имеются зубы 6) пальцы с когтями на передних конечностях

7. По каким признакам определяется принадлежность археоптерикса к классу птиц?

1) тело покрыто перьями 2) на передних конечностях три пальца с когтями

3) на задних конечностях удлиненная кость – цевка 4) на ногах 4 пальца (3 направлены вперед, 1 – назад)

5) на челюстях зубы 6) грудина небольшая, без киля

8. Выберите признаки, относящиеся к простейшим животным

1) клетка – целостный организм 2) органеллы передвижения временные или постоянные

3) эукариотические одноклеточные организмы 4) прокариотические одноклеточные организмы

5) многоклеточные организмы 6) реагируют на изменение окружающей среды с помощью рефлекса

9. Выберите признаки, относящиеся только к кишечнополостным животным

1) трёхслойное строение тела 2) двусторонняя симметрия

3) двухслойное строение тела 4) в цикле развития присутствует стадия полипа

10. Выберите три правильных утверждения из шести. К признакам кольчатых червей относят

1) окологлоточное нервное кольцо и отходящие от него нервные стволы с ответвлениями

2) щетинки на члениках тела

3) окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка

4) слабое развитие или отсутствие органов чувств

5) наличие замкнутой кровеносной системы

6) питание тканями органов тела человека

11. Выберите три верных ответа из шести. К ленточным червям относятся

1) эхинококк 2) свиной цепень 3) широкий лентец

4) кошачья двуустка 5) печёночный сосальщик 6) молочно–белая планария

12. Выбрать три утверждения из шести предложенных. Какие признаки характерны для речных раков

1) тело разделено на головогрудь и брюшко 2) тело покрыто раковиной

3) органы выделения – зелёные железы 4) имеют три пары ходильных ног

5) питание хемотрофное, продуценты 6) дышат растворённым в воде кислородом

13. Выбрать три утверждения из шести предложенных. Признаками насекомых являются

1) дыхание растворённым в воде кислородом 2) деление тела на головогрудь и брюшко

3) трахейное дыхание 4) одна пара сложных (фасеточных) глаз

5) четыре пары ходильных конечностей 6) деление тела на голову, грудь и брюшко

14. Усложнение организации костных рыб по сравнению с хрящевыми проявляется в

1) наличии у большинства видов плавательного пузыря 2) отсутствии плавательного пузыря

3) хрящевой основе внутреннего скелета 4) окостенении скелета

5) формировании жаберных крышек 6) отсутствии жаберных крышек

15. Каковы особенности органов кровообращения и дыхания земноводных?

1) сердце трёхкамерное без перегородки в желудочке,

3) один круг кровообращения,

4) два круга кровообращения,

5) на всех стадиях развития дышат с помощью лёгких,

6) на стадии взрослого животного дышат с помощью лёгких и кожи.

16. Какие особенности строения характерны для лягушек?

1) развитие происходит в воде, яйцеклетка без защитных оболочек,

2) дыхание кожно–лёгочное,

3) развитие происходит только на суше,

4) дыхание кожное,

5) сердце трёхкамерное, два круга кровообращения,

6) сердце четырёхкамерное, два круга кровообращения.

17. Какие из названных признаков обеспечили черепахам приспособленность к жизни на суше?

1) Развитие зародышевых оболочек, 2) появление двух кругов кровообращения,

3) внутреннее оплодотворение, 4) роговые образования кожи – чешуи, щитки,

5) четырёхкамерное сердце с полной перегородкой, 6) трёхкамерное сердце без перегородки.

18. Выберите признаки, характеризующие прогрессивную эволюцию рептилий.

1) кожное дыхание, 2) развитие плотной яйцевой оболочки,

3) появление второго круга кровообращения, 4) холоднокровность,

5) усиление функции лёгких, 6) возникновение неполной перегородки в желудочке сердца.

19. Приспособления к жизни в воде, сформировавшиеся в процессе эволюции у китов:

1) превращение передних конечностей в ласты, 2) дыхание кислородом, растворённым в воде,

3) дыхание кислородом воздуха, 4) обтекаемая форма тела,

5) развитый подкожный слой жира, 6) постоянная температура тела.

20. Киты, как и другие млекопитающие:

1) дышат кислородом воздуха,

2) дышат кислородом, растворённым в воде,

3) имеют обтекаемую форму тела,

4) имеют четырёхкамерное сердце,

5) передвигаются с помощью ласт и хвостового плавника,

6) обладают постоянной температурой тела и интенсивным обменом веществ.

21. Выберите характерные особенности органов кровообращения и дыхания млекопитающих:

1) сердце четырёхкамерное, дыхание лёгочное,

2) сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке,

3) один круг кровообращения,

4) два круга кровообращения,

5) в лёгкие поступает артериальная кровь,

6) в лёгкие поступает венозная кровь.

22. Выберите признаки, характерные для класса Млекопитающие.

1) развиваются из трёх зародышевых листков,

2) размножаются только половым путём,

3) есть стрекательные клетки,

4) органы дыхания – жабры, трахеи, лёгкие,

5) теплокровные, в основном плацентарные животные,

6) нервная система представлена брюшной нервной цепочкой.

23. Выберите наиболее существенные эволюционные приобретения млекопитающих.

1) плацента, 2) возникновение реакций матричного синтеза, 3) теплокровность,

4) прикреплённость к месту обитания, 5) связь с водой, 6) дифференциация зубов.

24. У насекомых с полным превращением

1) три стадии развития 2) четыре стадии развития

3) личинка похожа на взрослое насекомое 4) личинка не похожа на взрослое насекомое

5) за стадией личинки следует стадия куколки 6) во взрослое насекомое превращается личинка

25. Выберите три верных ответа из шести. Для животной клетки характерно наличие

1) рибосом 2) хлоропластов 3) оформленного ядра

4) целлюлозной клеточной стенки 5) комплекса Гольджи 6) одной кольцевой хромосомы

26. У насекомых с неполным превращением

1) три стадии развития 2) внешнее оплодотворение

3) личинка похожа на кольчатого червя 4) личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым

5) за стадией личинки следует стадия куколки 6) личинка превращается во взрослое насекомое

27. К костным рыбам относятся: 1. акулы 2. осетры 3. стерляди 4. скаты 5. ланцетники 6. сазаны

28. Выберите представителей животных, развитие которых происходит со сменой хозяев.

1. печеночный сосальщик 2. домашняя муха 3. бычий цепень

4. широкий лентец 5. майский жук 6. пиявка медицинская

29. Выберите признаки, являющиеся общими для членистоногих и моллюсков.

Ответ запишите цифрами без пробелов.

1. лучевая симметрия тела 2. двусторонняя симметрия тела 3. трехслойное строение тела

4. сегментация тела 5. хитиновый покров 6. незамкнутая кровеносная система

30. Непереваренные остатки пищи выводятся через ротовое отверстие у

1) планарии 2) гидры 3) аскариды 4) комара 5) медузы 6) кальмара

31. Выберите три ответа. Для земноводных, в отличие от пресмыкающихся, характерно

1) внутреннее оплодотворение 2) наружное оплодотворение 3) откладывание яиц в воду

4) размножение на суше 5) развитие с метаморфозом 6) развитие без превращения

1) развитие личинки в теле хозяина 2) размножение половым путём

3) наличие плотной кутикулы 4) наличие двусторонней симметрии тела

5) наличие кожно-мускульного мешка 6) образование большого числа яиц

33. Млекопитающие отличаются от пресмыкающихся наличием следующих признаков:

1) волосяной покров 2) трёхкамерное сердце 3) потовые железы

4) развитие плаценты 5) кожа сухая 6) непостоянная температура тела

34. Какие из приведенных животных имеют мантию и мантийную полость?

1) Скорпион 2) Каракатица 3) Беззубка 4) Дождевой червь 5) Виноградная улитка 6) Планария

35. Животные, имеющие первичную полость тела, - это

1) бычий цепень 2) аскарида 3) острица 4) ришта 5) свиной солитёр 6) печёночный сосальщик

36. Выберите организмы, у которых органы выделения представлены почками.

1) речной рак 2) дождевой червь 3) рыба 4) пчела 5) ящерица 6) лягушка

37. Какие из приведённых ниже животных относятся к первичноротым?

1) дождевой червь 2) минога 3) пчела 4) ланцетник 5) морской ёж 6) беззубка

38. Какие из приведённых ниже животных относятся к вторичноротым?

1) виноградная улитка 2) морская звезда 3) аскарида 4) карась 5) человек 6) дрозофила

39. Сходство ракообразных, паукообразных и насекомых состоит в том, что у них

1) тело состоит из отделов 2) нервная система в виде трубки

3) конечности разделены на сегменты 4) покров состоит из хитина

5) одинаковое количество усиков 6) замкнутая кровеносная система

40. Какие из перечисленных ароморфозов привели к возникновению рептилий? Выберите три ответа.

1) появление грудной клетки для засасывания воздуха в легкие

2) возникновение покрова из ороговевших чешуй

3) формирование пятипалых конечностей 4) появление оболочек яиц

5) возникновение кожного дыхания 6) появление второго круга кровообращения

41. Выберите из приведённых примеров ароморфозы (усложнения организации).

1) Возникновение четырехкамерного сердца у млекопитающих.

2) Возникновение кровеносных сосудов мозга у птиц.

3) Возникновение системы кровоснабжения печени у пресмыкающихся.

4) Возникновение двух кругов кровообращения у земноводных.

5) Возникновение кровеносной системы у кольчатых червей.

6) Возникновение капиллярной системы в жабрах рыб.

42. Выберите три верных ответа из шести.

Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг,

изображённый на рисунке, то для этого животного характерны

1) четырёхкамерное сердце 2) наружное оплодотворение

3) кожные покровы с чешуйками или щитками 4) постоянная температура тела

5) ячеистые лёгкие 6) развитие зародыша в матке

43. Прочитайте текст. Известно, что рыжий кенгуру относится к семейству сумчатых млекопитающих. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже текста три предложения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1) Рост самца большого рыжего кенгуру составляет 1,5 метра (2) Рыжий кенгуру может прыгать на 13,5 метра в длину, 3,3 в высоту. (3) Питается рыжий кенгуру травами степей и полупустынь, злаками и

другими цветковыми растениями. (4) Подобно другим сумчатым, самка кенгуру рожает крошечного детеныша весом 1 г и 2 см длинной, который хватается за шерсть матери, заползает в сумку. (5) В сумке

детеныш хватает один из сосков и прирастает к нему губами на 2,5 месяца. Сил сосать у него нет, поэтому самка впрыскивает ему молоко в рот благодаря сокращению специальных мышц живота. (6) Повзрослев,

кенгуренок начинает совершать короткие вылазки из сумки матери, тут же запрыгивая обратно при малейшем шорохе.

44 . Прочитайте текст. Известно, что обыкновенный бегемот, или гиппопотам, - крупное полу водное травоядное млекопитающее. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите цифры. (1) Масса крупных самцов достигает 4 тонн, длина тела 3 метра, высота в плечах до 165см. Ноздри, глаза и уши несколько приподняты, что позволяет бегемоту дышать, смотреть и слышать, оставаясь почти полностью под водой. (2) Характерной особенность бегемота является его полуводный образ жизни - большую часть времени он проводит в воде, выходя на сушу только ночью на несколько часов для кормежки. (3) Шкура бегемота имеет серо-коричневый цвет с розоватым оттенков и достигает толщины 4см. (4) Общая длина пищеварительного тракта (желудок и кишечник) составляет 60 метров, что позволяет бегемоту значительно полнее усваивать клетчатку из растений. (5) Половой диморфизм выражен слабо, самки меньше самцов на 10%. (6) Бегемот относится к отряду парнокопытных, так как его конечности имеют четыре пальца, каждый из которых оканчивается подобием копытца.

45. Проанализируйте таблицу «Одноклеточные животные». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Одноклеточные животные

Представитель

Амеба обыкновенная

Эвглена зеленая

Питание

(А)

Автотрофное (на свету), гетеротрофное (в темноте)

(Б)

Ложноножки

Жгутики

Выделение

Сократительная вакуоль

(В)

    Автотрофное 2. 2 сократительные вакуоли 3. Сократительная вакуоль

46. Рассмотрите скелет птицы, как называются части скелета,

обозначенные цифрами 1 и 2, какое значение они имеют.

9. 346

10. 235

11. 123

12. 136

13. 346

14. 145

15. 146

16. 125

17. 134

18. 256

19. 145

20. 146

21. 146

22. 125

23. 136

24. 245

25. 135

26. 146

27. 236

28. 1 34

29. 236

30. 125

31. 235

32. 136

33. 134

34. 235

35. 234

36. 356

37. 136

38. 245

39. 134

40. 124

41. 145

42. 146

43. 456

44. 124

45. 653

46.

1) Под цифрой один - киль, под цифрой 2 - цевка - приспособление для полета,

2) Киль (вырост грудины) - к нему прикрепляются сильные грудные мышцы, двигающие крылья.

3) Цевка (часть костей предплюсны и все плюсневые кости срослись и образовали единую

кость) - дополнительная кость для мягких приземлений и обеспечивает способность не

падать с веток (или, длинная цевка помогает птице лучше отталкиваться при взлете и бегать по земле).

Простейшие - одноклеточные животные, тело которых состоит из одной клетки. Однако их нельзя рассматривать как просто организованные формы, потому что морфологически клетка простейших равноценна клетке многоклеточного организма. В физиологическом отношении клетка простейших - целостный организм, которому присущи все проявления жизни: обмен веществ, раздражимость, рост, размножение и т. д. Роль органов у них выполняют органоиды.

Простейшие были открыты в 1675 году голландским естествоиспытателем Антуаном ван Ливенгуком. В первой классификации животных, предложенной в 1759 году шведским ботаником Карлом Линнеем, простейшие были объединены в один род под названием «хаос» (Chaos), который входил в тип червей. Только в 1845 году Келликер и Зибольд выделили их в самостоятельный тип животных. И лишь совсем недавно, в 1980 году Левайн установил для простейших отдельное подцарство

Различают от 5 до 7 типов простейших, каждый тип включает несколько классов. К настоящему времени описано более 30 тыс. видов, существует же их гораздо больше.

Происхождение одноклеточных

Как изветсно, первые живые существа возникли в первобытном мировом океане и были похожи на мельчайшие слизистые комочки. У них не было ни ядер, ни вакуолей, ни других частей клеток, но они могли расти, поглощая из окружающей среды питательные вещества, размножаться. В результате действия естественного отбора эти организмы постепенно усложнялись. От них и произошли первые одноклетчные организмы, имеющие ядра. Как установлено, они на самых ранних этапах эволюции живой природы дали начало одноклеточным животным и примитивным грибам. Их предками были древнейшие одноклеточные организмы - простейшие жгутиковые (так считают многие биологи).

Выводы:

1. Первым из животных на Земле появились одноклеточные животные, относящиеся к простейшим.

2. Среди простейших имеются не только одноклеточные формы, но и колониальные (вольвокс).

Общая характеристика простейших

1. Простейшие - одноклеточные животные, тело которых состоит из одной клетки. Морфологически клетка простейших равноценна клетке многоклеточного организма. В физиологическом отношении клетка простейших - целостный организм, которому присущи все проявления жизни: обмен веществ, раздражимость, рост, размножение и т. д. Роль органов у них выполняют органоиды.

2. Это широко распространенная группа животных, находящаяся в состоянии биологического прогресса. В ходе эволюции они приобрели многочисленные приспособления к условиям жизни в разных средах обитания (моря, пресные водоемы, сырая почва, жидкая среда других организмов).

3. Размеры простейших микроскопически малы. Их тело (клетка) состоит из цитоплазмы, в которой различают наружный слой - эктоплазму и внутрений - эндоплазму. У большинства видов клетка снаружи покрыта оболочкой, она придает животному постоянную форму (исключение - саркодовые). В эндоплазме, помимо органоидов, присущих всем клеткам, находятся органоиды, выполняющие функции пищеварения, выделения, движения (жгутики, реснички), защиты (трихоцисты у инфузорий), светочуствительный глазок (у свободноживущих жгутиковых).

4. По способу питания - это типичные гетеротрофные организмы (исключение эвглена зеленая).

5. Дышат всей поверхностью тела.

7. Размножение осуществляется бесполым или половым путем.

8. Простейшие как полноценные живые организмы реагируют на воздействие внешней среды, т.е. обладают раздражимостью, которая проявляется в различных движениях (таксисах). Различают положительные таксисы (когда животные движется к раздражителю) и отрицательные таксисы (когда уходит от раздражителя).

9. Инцистирование - важная биологическая черта простейших - это способность при попадании в неблагоприятные условия образовывать цисту. Инцистирование обеспечивает не только переживание неблагоприятных условий, но и способствует широкому расселению.

10. Это самый древний тип животных. К наиболее древним классам этого типа следует относить жгутиковых и саркодовых, которые произошли от примитивной, вымершей к настоящему времени группы эукариотических гетеротрофных организмов. Инфузории связаны в своем происхождении со жгутиковыми. От жгутиковых (через колониальные формы) произошли и все многоклеточные животные.

Тип включает следующие классы:

жгутиковые, саркодовые или корненожки, инфузории, споровики и другие.

А) мутация Y -хромосомы

Б) мутация Х-хромосомы

В) мутация в хромосомах клетки печени

Г) мутация в яйцеклетке

Д) мутация в клетках кожи

Е) мутация в нервных клетках

23. В чем заключается биологический смысл гипотезы чистоты гамет?

24. Объясните, как связаны открытия Г. Менделя с открытием мейоза,

гена, структуры и функций ДНК.

25. Какова роль наследственности и изменчивости в формировании приспособленности организмов к условиям окружающей среды?

26. В последние десятилетия люди очень озабочены проблемами сохранения окружающей среды. Назовите несколько причин для такой озабоченности.

27. Выберите явления, имеющие отношение к результатам отдаленной гибридизации.

А) Снижение продуктивности первого поколения гибридов

Б) Создание «бестера» - гибрида белуги и стерляди

В) Усиление продуктивности гибридов первого поколения

Г) Выявление рецессивных признаков у первого поколения

Д) Отсутствие потомства у особей первого поколения

Е) Возрастание плодовитости гибридов

28. Назовите три научных теории.

А) Установление структуры ДНК

Б) Учение о строении цветка

В) Учение о хромосомной наследственности

Г) Учение об эволюции органического мира

Д) Открытие ядра в клетке

Е) Утверждение о единстве строения живых организмов

29. Соотнесите фамилии известных селекционеров и их научные работы.

30. Три фермера конкурента занимаются селекцией картофеля. У каждого различные методы селекции. Первый выводит несколько чистых линий, скрещивает их между собой в разных комбинациях, полученные гибриды отбирает и снова повторяет цикл. Второй ежегодно скрещивает гетерозисные формы друг с другом. Третий берет две чистые линии и повторяет методику первого фермера. Кто из фермеров победит в этой конкуренции? Ответ докажите.

31. Расположите в правильной последовательности этапы создания генетически измененных организмов.

А) Введение вектора гена в бактериальную клетку

Б) Отбор клеток с дополнительным геном

В) Создание условий для наследования и экспрессии гена

Г) Объединение созданного гена с вектором

Д) Получение гена, кодирующего интересующий признак

Е) Практическое использование трансформированных клеток для

продуцирования белка

Примечание. Вектор гена - это молекула ДНК, способная к репликации в той клетке, в которую будут подсаживать ген.

32.Какие науки являются теоретической основой селекции?

33. В чем заключаются прогрессивные черты таких направлений, как

биотехнология и генная инженерия?

34. В чем заключаются этические проблемы клонирования людей?

Раздел 4. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ,

ИХ СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

РОЛЬ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

КЛАССИФИКАЦИЯ

1. Чем отличаются грибы от растений?

2. По каким признакам отличают царство грибов от царства
животных?

3. В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению
с мхами? Приведите не менее трёх признаков.

4. Чем отличается семя сосны от споры папоротника и в чём
их сходство?

5. Какие приспособления к жизни на суше сформировались у
растений в процессе эволюции? Приведите не менее трёх
примеров.

6. По каким признакам растения семейств Лилейные и Злаки
относят к классу Однодольные? Укажите не менее 4-х при-
знаков.

7. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера
предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Плоские черви - это трехслойные животные. 2. К типу
Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду
и печеночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое
уплощенное тело. 4. У них более развита нервная система, чем у
кольчатых червей. 5. Плоские черви - раздельнополые животные, откладывают яйца.

8. Чем отличается кровеносная система членистоногих от
кровеносной системы кольчатых червей? Укажите не менее 3-х признаков, которые доказывают эти отличия.

9. Один из ароморфозов у насекомых - появление трахейного
дыхания. Каково строение трахей и их значение в жизни
насекомых?

10. Чем костные рыбы отличаются от хрящевых? Назовите
не менее 3-х отличий.

11. Какие ароморфозы позволили древним земноводным освоить
сушу?

12. Почему крокодилов и водных черепах относят к классу Пре-
смыкающиеся? Укажите не менее 4-х признаков.

13. Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно-воздушной среде обитания? Укажите не
менее трех примеров.

14. Какие ароморфозы обеспечили теплокровность млекопитающим? Укажите не менее 3-х ароморфных признаков.

15. Какие функции выполняют кожные железы млекопитающих?

16. Укажите признаки, по которым вибрион отличается от бактериофага.

А) Состоит из РНК и белка

Б) Размножается делением

В) Имеется кольцевая ДНК, расположенная в цитоплазме

Г) Прикрепляется к бактериальной клетке

Д) Относится к прокариотам

Е) Проявляет свойства жизни только внутри организма

17. Выберите имена ученых, внесших серьезный вклад в борьбу с инфекционными заболеваниями.

А) Ч. Дарвин

Б) И.П. Павлов

В) Л. Пастер

Г) И.И. Мечников

Д) И.М. Сеченов

18. Выберите пункты, указывающие на роль бактерий в природе.

А) Образуют плесень на продуктах

Б) Разрушают мертвые органические вещества до минеральных

В) Образуют микоризы с растениями

Д) Живут в симбиозе с водорослью, образуя лишайник

Е) Улучшают азотное питание растений

19. Выберите правильные утверждения.

А) Мхи относятся к споровым растениям

Б) Спорофитом кукушкина льна является листостебельная часть растения

В) У мхов впервые появляются проводящие ткани

Г) Оплодотворение у мхов не зависит от воды

Д) У кукушкина льна на гаметофите созревает несколько спорофитов

Е) Спорофиты кукушкина льна образуются на женских растениях

20. Укажите пункты, в которых названы признаки сходства кукушкина

льна и сфагнума.

А) Есть ризоиды

Б) Есть фотосинтезирующие клетки

В) Есть воздухоносные клетки

Г) Есть спорангии

Д) Образует гаметы

Е) Спорофиты представлены несколькими спорангиями

21. Выберите признаки покрытосеменных растений.

А) Оплодотворение происходит с участием воды

Б) Спорофит представлен спорангием со спорами

В) Гаметофит представлен пылинкой

Г) Оплодотворение происходит в цветке

Д) Семена располагаются открыто на чешуях побегов

Е) Встречаются все жизненные формы

22. Соотнесите признаки растений с отделами, в которых они находятся.

23. Расставьте растения в той последовательности, в которой их предки появились на Земле.

А) Папоротник орляк

Б) Цианеи

Д) Кукушкин лен

24. Чем отличаются покрытосеменные растения от растений остальных

25. В чем проявляется разнообразие и приспособленность покрытосеменных к образу жизни?

26. Почему покрытосеменные растения нуждаются в особенной охране?

27. Назовите приспособления растений, которые одновременно служили бы адаптациями к противоположным условиям среды (холод - жара, засуха -влага и т.д.).

28. Выберите признаки, относящиеся только к простейшим животным.

А) Клетка - часть целого организма

Б) Органеллы передвижения временные или постоянные

В) Эукариотические одноклеточные организмы

Г) Прокариотические одноклеточные организмы

Д) Способ полового размножения некоторых представителей -

конъюгация (обмен ядрами)

29. Выберите признаки, относящиеся только к кишечнополостным животным.

А) Трехслойное строение тела

Б) Двусторонняя симметрия

В) Двуслойное строение тела

Г) В цикле развития присутствует стадия полипа

Е) Тело состоит из эктодермы, энтодермы и мезоглеи

30. Выберите признаки малощетинковых кольчатых червей.

Б) Тело сегментировано

В) Кишечник сквозной

Г) Гермафродиты

Д) Пищеварительной системы нет

Е) Кровеносной системы нет

31. Соотнесите признаки паукообразных и насекомых с классами, к которым они принадлежат.

32. Соотнесите признаки отрядов насекомых.

33. Соотнесите ароморфозы с классами животных, в которых они произошли.

34. Установите последовательность, в которой в соответствии со школьным учебником возникли перечисленные классы животных.

А) Многощетинковые кольчецы

Б) Насекомые

В) Саркодовые

Г) Сосальщики

Д) Пресмыкающиеся

Е) Земноводные

Ж) Двустворчатые моллюски

35.Какие типы вакуолей существуют у простейших животных?

36. Найдите ошибки в тексте:

1. Кишечнополостные - трехслойные, беспозвоночные животные.

2. Среди них встречаются как свободноживущие формы, так и прикрепленные к субстрату. 3. Размножаются только вегетативным способом. 4. Включают классы: гидроидные, сцифоидные, жгутиконосцы.

37. Докажите, что возникновение плацентарного развития плода - это значительный ароморфоз в процессе эволюции животных.