Основные идеи стоицизма. Учение стоиков

Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков («Стоя» - название портика в Афинах, где она была основана). Среди римских стоиков следует отметить Сенеку, Эпиктета, Антонина, Арриана, Марка Аврелия, Цицеро­на, Секста Эмпирика, Диогена Лаэртского и др. В виде полных книг до нас дошли лишь произведения римских стоиков - главным образом Сенеки, Марка Аврелия и Эпиктет.

Основателем данной философской школы считается Зенон из Китиона (не путать с Зеноном Элейским, автором так называемых «апорий» - парадоксов).

Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов.

Ранняя стоя (III - II вв. до н. э.), представители - Зенон, Клеанф, Хрисипп и др.;

Средняя стоя (II - I вв. до н. э.) - Панеттий, Посидоний;

Поздняя стоя (I в. до н. э. - III в. н. э.) - Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) - освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели - постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.

Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец , поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности). Настоящий мудрец, согласно стоикам, не боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии как науки умирать. Здесь образцом для стоиков был Сократ. Однако сходство стоиков с Сократом лишь в том, что они строят свою этику на знании. Но в отличие от Сократа, они ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия ко всему внешнему. Это безразличие они называют апатией (бесстрастием). Бесстрастие - вот их этический идеал.

Однако: «По кончине родителей надо погребать их как можно проще, как если бы их тело ничего не значило для нас, подобно ногтям или волосам, и как если бы мы не были обязаны ему подобным вниманием и заботливостью. Поэтому если мясо родителей годно для пищи, то пусть воспользуются им, как следует пользоваться и собственными членами, например, отрубленной ногой и тому подобным. Если же это мясо не годно для употребления, то пусть спрячут его, вырыв могилу, или по сожжении развеют его прах, или же выбросят подальше, не обратив на него никакого внимания, как на ногти или волосы» (Хрисипп). Список подобных цитат можно продолжить, и речь в них идет об оправданности самоубийства, допустимости в определенных ситуациях лжи, убийства, каннибализма, инцеста и т.д.

В основе стоического миропонимания, и всей стоической этики в качестве его концептуального осмысления, лежит фундаментальный опыт конечности и зависимости человеческого существования ; опыт, который заключается в ясном осознании трагического положения человека, подчиненного судьбе. Его рождение и смерть; внутренние законы его собственного естества; рисунок жизни; все то, к чему он стремится или пытается избегать, – все зависит от внешних причин и не находится целиком в его власти.

Однако другим, не менее значимым, опытом стоицизма является осознание человеческой свободы . Единственное, что полностью находится в нашей власти – разум и способность поступать согласно разуму; согласие расценивать нечто в качестве блага или зла и намерение поступать согласно этому. Сама природа даровала человеку возможность быть счастливым, невзирая на все превратности судьбы.

Философия стоиков подразделяется на три основные ча­сти: физику (философию природы), логику и этику (фи­лософию духа).

Физика стоиков составлена главным об­разом из учений их философских предшественников (Гераклита и др.) и потому не отличается особой ориги­нальностью.

В логике стоиков речь шла по преимуществу о проблемах теории познания - разуме, истине, ее источ­никах, а также о собственно логических вопросах.

К характерным чертам стоической философии также относятся:

Призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);

Признание добродетели высшим благом, а порока - единственным злом;

Определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;

Призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;

Признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;

Неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;

Оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;

Восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;

Высокий эстетизм в мыслях и поступках;

Осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;

Признание стремления к счастью высшей целью человека.

Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий.

Сенека (5 г. до н.э. - 65 г. н.э.) - крупный римский философ, воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал сильное и благотворное влияние на государственные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством.

В своих произведениях философ:

Проповедовал идеи добродетели;

Призывал не участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на себе, собственном духовном состоянии;

Приветствовал покой и созерцание;

Был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;

Верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;

Преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, «толпу»;

Считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;

Видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми счастья в жизни.

Марк Аврелий Антонин (121 - 180 гг. н. э.) - крупнейший римский философ-стоик, в 161 - 180 гг. - римский император. Написал философское произведение «К самому себе».

К основным идеям философии Марка Аврелия относятся:

Глубокое личное уважительное отношение к Богу;

Признание высшим мировым началом Бога;

Понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир и проникающей во все его части;

Объяснение всех происходящих вокруг событий Божественным промыслом;

Видение в качестве главной причины успеха любого государственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничества с Божественными силами;

Разделение внешнего мира, который неподвластен человеку, . и внутреннего мира, подвластного только человеку;

Признание основной причиной счастья отдельного человека - приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром;

Разделение души и разума;

Призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам, к следованию судьбе;

Размышления о конечности человеческой жизни, призывы ценить и максимально использовать возможности жизни;

Предпочтение пессимистического взгляда на явления окружающей действительности.

Стоицизм - это философия для строгих людей. Смысл, однако, не в том, чтобы быть суровым, а в том, чтобы принимать жизнь такой, какой она может быть: неприятной или радостной. Неприятности происходят, и мы не должны пытаться их избежать.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Объясните происхождение слова «стоик».

2. Какова основная идея стоической философии? Что такое фатализм?

3. Чем положительно фаталистическое воззрение на мир?

4. В чем заключается стоическое счастье?

В античных философских системах уже выражены философский материализм и идеализм, которые во многом повлияли на последующие философские концепции. История философии всегда была ареной борьбы двух основных направлений - материализма и идеализма. Непосредственность и в определенном смысле прямолинейность философского мышления древних греков и римлян дают возможность осознать и легче понять сущность важнейших проблем, которые сопровождают развитие философии от ее зарождения до нынешних дней.

В философском мышлении античности в гораздо более ясной форме, чем это происходит позже, проецируются мировоззренческие столкновения и борьба. Первоначальное единство философии и расширяющихся специальных научных познаний, их системное выделение объясняют весьма наглядно взаимосвязь философии и специальных (частных) наук. Философия пронизывает всю духовную жизнь античного общества, она была интегральном фактором античной культуры. Богатство античного философского мышления, постановка проблем и их решение были источником, из которого черпала философская мысль последующих тысячелетий.

Лекция пятая. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Средневековая философия, оторвавшись от одной мифологии – языческой, попала в плен другой мифологии – христианской, став «служанкой богословия», но сохранила за собой характер целостного, всеохватывающего мир миро -воззрения. Хроноло­гические рамки средневековой философии определяются, естественно, вре­менной протяженностью самой эпохи Средневековья. Начало Средневековья от­носят к окончательному падению Ри­ма и гибели последнего римского императора, малолет­него Ромула Августула в 476 г. Стандартная периодиза­ция - V-XV вв., тысяча лет существования средневеко­вой культуры.

Когда и с чего начина­ется Средневековье? - эта эпоха начинается тогда, когда корпус текстов Ветхого и Ново­го Завета обретает статус единственно безусловного текста.

В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности об открытости истины, об откровении в Священном Писании. Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах. Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него. На фоне греческой мудрости эта идея была совершенно новой.

На протяжении Средних веков в Европе и на Ближнем Востоке велась философская борьба. На одной стороне был авторитет церкви, которая считала, что религиозные догмы должны приниматься только на веру. С другой стороны стояли религиозные философы, которые стремились объединить религиозные идеи с философскими, взятыми из учений греческих классиков Платона и Аристотеля.

Полагалось, что человек рожден в истине, он должен постичь ее не ради себя, но ради нее самой, ибо ею был Бог. Считалось, что мир сотворен Богом не ради человека, но ради Слова, второй Божественной ипостаси, воплощением которой на земле являлся Христос в единстве Божественной и человеческой природы. Потому дальний мир изначально мыслился встроенным в высшую реальность, соответственно встраивался в нее и человеческий разум, определенным способом причащавшийся этой реальности - в силу врожденности человека в истину.

Причащенный разум - это определение средневекового разума; функции философии заключаются в том, чтобы обнаружить правильные пути для осуществления причастия: этот смысл и заключен в выражении «философия - служанка богословия» . Разум был мистически ориентирован, поскольку направлен на выявление сущности сотворившего мир Слова, а мистика рационально организована в силу того, что иначе как логически Логос и не мог быть представлен.

В истории средневековой философии выделяют различные периоды: патристику (II- X вв.) и схоластику (XI-XIV вв.). В каждом их этих периодов различают рационалистическую и мистическую линии. Рационалистические линии патристики и схоластики подробно описаны в соответствующих разделах, а мистические линии мы объединили в статью мистические учения средневековья .

Наряду с христианской, существовала арабская, т.е. мусульманская, и еврейская средневековые философии.

, 1–2 вв. н.э.). Цельные сочинения сохранились лишь от последнего периода. Это делает неизбежной реконструкцию стоицизма, который в настоящее время рассматривается как строгая система (окончательно оформленная Хрисиппом). Стоицизм (подобно кинизму, эпикуреизму и скептицизму) – практически ориентированная философия, целью которой является обоснование «мудрости» как этического идеала, но неординарная логико-онтологическая проблематика играет в ней принципиально важную роль. В области логики и физики наибольшее влияние на стоицизм оказали Аристотель и Мегарская школа ; этика формировалась под киническим влиянием, которому у Хрисигша и в Средней Стое стало сопутствовать платоническое и перипатетическое.

Учение стоицизма делится на логику, физику и этику. Структурная взаимосвязь трех частей служит выражением всеобщей «логичности» бытия, или единства законов мирового разума-логоса (прежде всего закона причинно-следственной связи) в сферах познания, мироустроения и морального целеполагания.

Универсальным средством анализа любой предметности выступают четыре взаимосвязанных класса предикатов, или категории: «субстрат» (ὑποκείμενον), «качество» (ποιόν), «состояние» (πὼς ἔχον), «состояние в отношении» (προς τί πώς έχον), содержательно эквивалентные 10 аристотелевским категориям.

ЛОГИКА – основополагающая часть стоицизма; ее задача – обосновать необходимые и всеобщие законы разума как законы познания, бытия и этического долженствования, а философствование – как строгую «научную» процедуру. Логическая часть делится на риторику и диалектику; последняя включает учение о критерии (гносеология) и учение об обозначающем и обозначаемом (грамматика, семантика и формальная логика, созданные Хрисиппом). Гносеология стоицизма – программный антипод платонической – исходит из того, что познание начинается с чувственного восприятия. Познавательный акт строится по схеме «впечатление» – «согласие» – «постижение»: содержание «впечатления» («отпечаток в душе») верифицируется в интеллектуальном акте «согласия» (συγκατάθεσις), приводящего к «постижению» (συγκατάληψις). Критерием его необманчивости является «постигающее представление» (φαντασία καταληπτική), возникающее только от реально наличной предметности и раскрывающее свое содержание с безусловной адекватностью и ясностью. В «представлениях» и «постижениях» происходит лишь первичный синтез чувственных данных – констатация восприятия некоторой предметности; но они не дают знания о ней и, в отличие от коррелятивных им логических высказываний (ἀξιώματα), не могут иметь предиката «истинный» или «ложный». Из однородных «постижений» в памяти складываются предварительные общие представления (προλήψεις, ἔννοιαι), образующие сферу первичного опыта. Чтобы войти в систему знания, опыт должен приобрести четкую аналитико-синтетическую структуру: это задача диалектики, изучающей в основном отношения бестелесных смыслов. Ее основой является семантика (находящая отклики в логико-семантических концепциях 20 в.), которая анализирует отношение слова-знака («выраженное слово», λόγος προφορικός), обозначаемого смысла («внутреннее слово» = «лектон», λόγος ἐνδιάθετος, λεκτόν) и вещественного денотата. Отношение знака и смысла на уровне «лектон» выступает первичной моделью причинно-следственных связей. Соотношение телесного и бестелесного в рамках телесного универсума является глобальной (и не имеющей решения) метапроблемой стоицизма: реально существуют только тела; бестелесное (пустота, место, время и «смыслы») налично иным образом.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Действуйте, исходя из своих принципов, а не по своему настроению. Это один из главных законов философии стоицизма, который поможет вам добиваться поставленных целей, доводить до ума начатое и, между делом, сделает счастливыми.

Философия стоицизма имеет множество граней, но мы обсудим одну из самых интересных с точки зрения саморазвития. Поэтому дадим собственное определение понятию. Стоицизм - это твердость и мужество в жизненных испытаниях.

Цель стоика в том, чтобы обрести внутренний мир, преодолевая невзгоды, практикуя самоконтроль, осознавая свои импульсы, эфемерную природу проблем и недолговечность существования. Стоицизм - это практики, которые помогают жить в соответствии с реальностью, а не вопреки ей.

Самое главное для учения стоицизма - это принципы. Однако без одного важного свойства характера практически невозможно их придерживаться.

Добродетель

Стоики считали самым важным свойством характера добродетель. Под «добродетелью» они понимали высшее развитие человеческой личности и выделяли четыре формы этого свойства:

Мудрость и благоразумие: включает неторопливое обдумывание, трезвое суждение, перспективу, здравый смысл.

Справедливость: включает добросердечие, доброжелательность, честное дело, службу другим людям.

Мужество и стойкость: включает храбрость, настойчивость, подлинность, уверенность.

Самодисциплина и умеренность: включает упорядоченность, самоконтроль, прощение, смирение.

В стоическом смысле вы можете быть добродетельным только в том случае, если будете практиковать все четыре формы. Стоики настаивали, что добродетель - сама по себе награда. Если вы действуете согласно разуму и своей природе, то не только становитесь лучше, но и обретаете счастье.

Во время развития своей личности вы будете сталкиваться с препятствиями - негативными привычками. Важно, чтобы вы принимали преграды и не убегали от них; необходимо научиться превращать их в топливо, которое будет вести вас к успешной и счастливой жизни.

Нашими гидами по стоицизму станут три его знаменитых лидера: Эпиктет, Марк Аврелий и Сенека.

Мы поделимся некоторыми из самых интересных и важных принципов из школы стоицизма, большинство из которых были сформулированы этими тремя мыслителями. Если вы введете их в свою жизнь, то они позитивно повлияют как на вашу работу, так и на взаимоотношения с окружающими.

11 принципов стоицизма

Мы часто совершаем нарочную ошибку, действуя, исходя из своего самочувствия, а не из своих принципов. Легче легкого сказать: «У меня сегодня не то настроение», чем вывести себя из нерабочего состояния и приняться за дело.

Принципы в стоицизме - это, пожалуй, самые актуальные и практические наборы правил для предпринимателей, писателей, художников и вообще представителей практически любой профессии. Стоики сосредотачиваются на двух вещах:

  1. Как мы можем вести полноценную, счастливую жизнь?
  2. Как мы можем стать лучше?

Как видим, они исходят из того, что нельзя стать счастливым, если ты не стал лучше, как личность, как человек, который помогает другим. Вот эти 11 принципов.

Признайте, что причина многих проблем – наша реакция

«Сегодня я избежал беспокойства. Или нет, я отбросил его, потому что оно было во мне, в моем собственном восприятии - не снаружи». Марк Аврелий

Не внешние силы заставляют нас что-то чувствовать. То, что мы говорим себе, создает наши чувства. Пустой документ, холст или огромный список дел не являются изначально стрессовыми - это стараются наши мысли.

Многие из нас хотят возложить ответственность и вину на окружающий мир, потому что это легко сделать. Но правда такова ­- все начинаются внутри, в наших умах.

Когда мы убегаем от реальности, то ничего не делаем и только наносим вред себе и подрываем свою самодисциплину. Перекладывание ответственности на других – верный способ ее загубить, потому что расслабляет нас.

В следующий раз, когда вы столкнетесь с препятствием и почувствуете сопротивление, не смотрите на то, что вокруг. Вместо этого загляните внутрь.

Не внешние силы заставляют нас что-то чувствовать. То, что мы говорим себе и создает наши чувства.

Найдите того, кого уважаете и оставайтесь честным

«Выбери того, чья жизнь и речь, и даже лицо, в котором отражается душа, тебе приятны; и пусть он всегда будет у тебя перед глазами, либо как хранитель, либо как пример. Нам нужен, я повторяю, кто-нибудь, по чьему образцу складывался бы наш нрав. Ведь криво прочерченную черту исправишь только по линейке». Сенека

Очень сильно идет вразрез с современным «не сравнивайте себя ни с кем», верно? Но большинству людей как раз таки нужны примеры для подражания. В минуты слабости гораздо продуктивнее воспользоваться уже проверенными решениями, чем самому заново набивать все шишки. Конечно, речь не о бездумном копировании и потворстве. Но что бы вы ни делали - создавали приложения или стартапы, или картины - всегда и везде есть люди, у которых можно поучиться. Изучите историю их жизни, работу, методы, успехи и неудачи. Прочтите их интервью или даже попытайтесь связаться с ними.

Всегда и везде задавайте себе вопрос: у кого я могу поучиться?

Признайте, что есть жизнь после неудачи

«Ни с кем не случается ничего, что не дано ему вынести. Вот с другим случилось то же самое, а он либо не ведает, что оно случилось, либо высказывает величие своего духа и остается уравновешен и не сломлен бедой. Так ведь это же страшно, чтобы неведение или похвальба были сильнее благоразумия». Марк Аврелий

Вы можете потратить месяцы или даже годы на проект, который в итоге будут критиковать или, что еще хуже, игнорировать. Не завышайте свои ожидания, особенно если вам еще есть чему учиться.

Помните, что если вас постигла неудача - это неважно. Имеет значение лишь то, как вы справитесь с ней: при помощи мыслей, эмоций, практики, характера и роста.

Нет неудач - нет роста.

Читайте и целенаправленно применяйте свои знания

«Не говорите, что вы читали книги. Покажите, что посредством них вы научились мыслить лучше, быть более разборчивым и мыслящим человеком. Книги - это тренировка для ума. Они очень полезны, но было бы ошибкой полагать, что развитие будет достигнуто просто за счет усвоения их содержимого». Эпиктет

Чтение книг по маркетингу, бизнесу или творчеству предоставит бесконечное количество концепций, которые могут быть связаны с развитием более глубокого понимания темы. Но то, что в конечном итоге сделает вас эффективным в своем ремесле - это применение знаний. Чтение готовит ваш разум, даже помогает избежать глупых ошибок, но в итоге оно должно привести к действию. Цель образования - усвоить знания, но в конечном счете они должны помочь вам действовать и принимать более разумные решения.

Учиться-практиковаться, учиться-практиковаться и еще раз учиться-практиковаться!

Бросайте себе вызов

«Я понимаю, Луцилий, что не только меняюсь к лучшему, но и становлюсь другим человеком. Я не хочу сказать, будто во мне уже нечего переделывать, да и надеюсь на это. Как может больше не быть такого, что надо бы исправить, поубавить или приподнять? Ведь если душа видит свои недостатки, которых прежде не знала, это свидетельствует, что она обратилась к лучшему. Некоторых больных надо поздравлять с тем, что они почувствовали себя больными». Сенека

Трудно изменить свои привычки, если вы не знаете главной причины того, почему вместо работы решили посмотреть пару смешных видео на YouTube. Важно помнить о побуждениях, которые мешают нам проявлять себя, привлекать людей, совершать дела и быть осознанным. Изучайте себя. .

Когда вы чувствуете сопротивление, используйте это как сигнал для продвижения вперед. Задача заключается в том, чтобы изменить свое мышление таким образом, чтобы воспринимать вызовы как возможности для роста.

Речь идет не о таланте или о каком-то бессознательном рефлексе. Практика самосознания - думать о своем мышлении, о том, как вы думаете, чувствуете и ведете себя - это мышца, которая со временем будет расти. Чем чаще вы ее используете, тем сильнее она становится.

Когда чувствуете сопротивление, используйте это как сигнал для продвижения вперед.

Знайте, на что тратите время

«Дергает тебя что-нибудь вторгающееся извне? Ну так дай себе досуг на то, чтобы узнать вновь что-нибудь хорошее, брось юлой вертеться. Правда же, остерегаться надо и другого оборота: ведь глупец и тот, кто деянием заполнил жизнь до изнеможения, а цели-то, куда направить все устремление, да разом и представление, не имеет». Марк Аврелий

Люди, которые достигают мастерства в своем деле, грамотно расставляют приоритеты. Они чтят свое время. Если бы мы могли прожить один день их жизни, насколько бы стыдно нам стало за то, как мы бездарно тратим свои драгоценные часы?

Наблюдать за чужой жизнью в Instagram или Вконтакте можно - чтобы сохранять связи и заводить новые. Но не обязательно на это тратить все свое время. Выделите его на что-то более важное.

Мелочи крадут годы.

Напоминайте себе: дела нельзя откладывать

«Поутру, когда медлишь вставать, пусть под рукой будет, что просыпаюсь на человеческое дело. И еще я ворчу, когда иду делать то, ради чего рожден и зачем проведен на свет? Или таково мое устроение, чтобы я под одеялом грелся?

«Так ведь сладко это! А ты значит трудился для того, чтобы сладко было? И ничего не ради того, чтобы трудиться и действовать? Не видишь ты разве травку, воробышков, муравьев, пауков, пчел, как они делают свое дело, соустрояют, насколько в их силах, мировой строй? И ты после этого не хочешь делать дело человека, не бежишь навстречу тому, что согласовано с твоей природой?». Марк Аврелий

Будьте осознанны

«Ничто, по моему мнению, не является лучшим доказательством хорошо упорядоченного ума, чем способность человека останавливаться именно там, где он есть, и проводить некоторое время в своей собственной компании». Сенека

Быть осознанным, а также учиться делать одно дело за раз - это привычка. Некоторые люди действительно хороши в этом, потому что они находят время на то, чтобы концентрироваться на настоящем моменте, иначе сойдут с ума.

Каждый день находите минуты, когда сможете просто сидеть, ничего не делать и ни о чем не думать. Неважно, где вы находитесь. Сделайте несколько глубоких вдохов, поставьте свой телефон на беззвучный режим и просто задумайтесь о серии событий, которые произошли в течение дня.

Когда вы работаете, будьте безжалостны к самим себе. Пусть ваш ум сосредоточится на задаче, которую вы пытаетесь выполнить, занимайтесь ею с усердием, терпением, внимательностью и заботой. Совсем скоро вы заметите, как меняется качество вашей жизни.

Когда работаете, будьте осознанны.

Напоминайте себе, что время - самый ценный ресурс

«Не живите так, как будто у вас есть бесконечные годы. Смерть затмит вас». Марк Аврелий

Это особый принцип стоицизма: помнить о смерти. Можно сказать, что стоики часто думали о ней, при этом не становясь параноиками. Это подстегивало и мотивировало их.

Мысли о смерти дают ощущение безотлагательности. Вы должны понимать, что уже прожили определенное количество дней. И это не значит, что впереди больше или как минимум столько же.

Этот принцип делает нас осознанными, щедрыми, внимательными, улучшает трудовую этику, обостряет чувство собственного достоинства, позволяет расти. Последнее, чего хочет каждый из нас - умереть с сожалением. Вряд ли на смертном одре вы будете жалеть о том, что мало времени провели в социальных сетях. Возьмите за правило меньше сравнивать, критиковать и потреблять; больше создавать, обучаться и жить.

«Мы должны охотиться за полезными знаниями, благородными высказываниями, способными к непосредственному практическому применению». Сенека.

Вы не владеете ничем

Ни машиной, ни лошадью, ничем. Чтобы применить этот стоический принцип на практике, нужно практиковать непривязанность, особенно в отношении материальных вещей. Наслаждайтесь ими, пока они есть, но поймите, что глупо иметь к ним глубокую эмоциональную привязанность, чтобы вас не постигло разочарование.

Нет ожиданий - нет разочарования.

Делайте меньше, но необходимое

«А не лучше ли необходимое делать – столько, сколько решит разум общественного по природе существа и так, как он решит? Потому как тут и будет благо-спокойствие не от прекрасного только, но еще и малого деяния. Ведь в большей части того, что мы говорим и делаем, необходимости нет, так что если отрезать все это, станешь много свободнее и невозмутимее. Вот отчего надо напоминать себе всякий раз: «Да точно ли это необходимо?». Марк Аврелий

Сегодня мы так сосредоточены на том, чтобы делать больше вещей, что забываем о том, что действительно важно. Что еще хуже, мы пытаемся преследовать нереалистичные цели. Наш список дел такой большой, что это сводит нас с ума.

Можно использовать принцип Парето и посвящать день двум-трем наиболее важным задачам, которые имеют наибольший вес.

Просмотрите на свой список дел и задайте себе следующие вопросы:

  • Каков идеальный результат, если я закончу эту задачу?
  • Как я могу автоматизировать эту задачу?
  • Как эта задача поможет мне или кому-то еще?

Примите тот факт, что ваше внимание, сила воли и ограничены. Сосредоточьтесь на главном.

Посвятите безраздельное внимание самому важному.

Книги

Книги по философии не терпят спешки и их вряд ли нужно читать по пять минут в день. Выделяйте на них больше часа за раз, отключайте все гаджеты и окунайтесь в мир глубокомысленных размышлений. Вникнуть в это сложное учение вам поможет первая книга из списка, которая адаптирована для тех, кто не может продраться сквозь витиеватые философские рассуждения.

  • «Как решают проблемы сильные люди» Райан Холидей.
  • «Наедине с собой. Размышления» Марк Аврелий.
  • «О благодеяниях» Луций Анней Сенека.
  • «История западной философии» Бертран Рассел.
  • «Старик и море» Эрнест Хемингуэй.
  • «Нравственные письма к Луцилию» Сенека.

Стоические принципы наверняка переживут многие новомодные мировоззренческие веяния, потому что основаны на формировании личности, терпении, характере и принципах, которые можно считать вечными. Применяйте их в своей жизни и вполне возможно, совсем скоро они ее изменят.

Желаем вам удачи!

ФИЛОСОФИЯ КИНИКОВ И СТОИКОВ

Киники - философская школа древней Греции сокра­товского периода. Основателем кинизма считается ученик Сократа Антифен, а его ярким представителем - Диоген Синопский. Антифен вел свои беседы в гимназии «Кино­сарг», проповедовал нетребовательность и умеренность. Не оставив никакого философского и литературного наследия, он прославился тем, что указал современникам «самый простой путь в жизни». Платон называл Диогена собакой, и даже памятник в конце жизни соотечественники воздвигли в виде собаки - на греческом «кинос» отсюда название школы - киники. За основу своей философии они приняли практическую мораль Сократа, присущее ему самооблада­ние, неприхотливость в еде и одежде. Однако эти нормы жизни киники не смогли подкрепить должным интеллек­туализмом и в результате скатились к идеалам самодоста­точной жизни. Признаком позднего кинизма является пре­небрежение к культуре и обычаям, переходящее в цинизм.

Латиняне называли киников циниками и постепенно слово «циник» приобрело негативное значение. Приемле­мым в цинизме считается попрание общественных нравст­венных норм. В основе такого поведения всегда обнаружи­вается духовная нищета.

Киническая философия пришлась на пору глубокого кризиca античного полиса и была поддержана многочис­ленной толпой состоящей из людей, не нашедших себе дос­тойнoro места в государстве. Возврат к подобному наблюдается и в современном обществе, сходство с образом жизни и философии киников есть у йогов, хиппи, панков и др. Но и в основе их философии отрицания ценностей современной культуры лежат те же причины, которые привели к кризису их античных предшественников - киников.

Философская школа стоиков стала ответом на распро­странение идей киников. Стоя - широко распространенное в древней Греции философское течение, основано за 300 лет до Р.Х. Зеноном из Китона. Он собирал своих учеников в одном из портиков в Афинах. Стоя - название портика (от­сюда «стоики»). Основная идея стоиков идентична идее философской школы киников - это освобождение от влия­ний внешнего мира. Но для достижения своей цели они из­брали не путь отрицания ценностей традиционной культу­ры, а пошли дорогой постоянного усовершенствования, мудрости, восприятия и приумножения лучших достижений культуры. Идеалом стоиков становится просвещенный че­ловек - мудрец, который, познав истину, освободился от влияния внешнего мира и ушел от мирской суеты.


Стоическая философия развивалась поэтапно:

1. Ранняя стоя (3-2 вв. до н.э.) - Зенон, Клеанф и др.

2. Средняя (2~ 1 вв. до н.э.) - Панеттий, Посидоний.

3. Поздняя (1 в. до н.э..-3 в. н.э.) - Сенека, М. Аврелий.

Характерные черты стоической философии: признание добродетели высшим благом, а порока - единственным злом, неучастие в жизни государства, признание законов государства лишь при условии их добродетели, аскетизм, стремление к счастью, призыв к жизни в согласии с приро­дой и Мировым Космическим Разумом, осуждение челове­ческих пороков. Во времена империи учение Стои превра­тилось в своего рода религию для народа. Для стоиков, ко­торые соединили в своей философии caмыe различные уче­ния, Бог и природа становятся сутью одного и того же, а че­ловек - частью этой богоприроды.

Наиболее известными представителями этого периода являются философы Сенека и Марк Аврелий.

Ceнека (5 г. до н.э. - 65 г. н.э.) - крупный римский фи­лософ, влиятельный политик, проповедовал идеи филосо­фии Стоики. Сенека утверждал философию как практиче­ское руководство к управлению государством.

Марк Аврелий (121-180 гг. н.э.) - крупнейший римский философ, римский император, автор философских произве­дений «К самому себе. Размышления», «Наедине с собой».

Учение Стои — стоицизм — охватывает почти шесть столетий. В его столь долгой истории различают три основные части: Древнюю, или Старшую Стою (конец IV в. до н.э. — середина II в. до н.э.), Среднюю (II вв. до н.э.) и Новую (I в. до н.э. — III в. н.э.).

Стоицизм как философское учение сочетал в себе элементы материализма и идеализма, атеизма и теизма. С течением времени идеалистическая тенденция в стоицизме нарастала, а сам стоицизм превратился в чисто этическое учение. Школа получила свое название от знаменитой художественной галереи Stoa Picelis («Расписанная Стоя»), портика на холме в Афинах, расписанного знаменитым греческим художником Полигнетом. Ее основателем считается Зенон из Кития с острова Кипр (336 — 264 гг. до н.э.), который проводил свои занятия под сводами этой галереи.
Попав в Афины, Зенон в течение двадцати лет знакомился с разными школами и философскими течениями: киниками, академиками, перипатетиками. А около 300 г. до н.э. основал свою школу. В трактате «О человеческой природе» он первым провозгласил, что «жить согласно с Природой — это то же самое, что жить согласно с добродетелью» и что это — основная цель человека. Этим он ориентировал стоическую философию на этику. Выдвинутый идеал он реализовал в своей жизни. Зенону также принадлежит идея соединить три части философии (логику, физику и этику) в единую систему.

Его последователями были Клеанф (331-232 гг. до н.э.) и Хрисипп (280 — 207 гг. до н.э.).

Наиболее яркими представителями Средней Стои являются Панетий (Панеций) и Посидоний (Посейдоний).
Благодаря Панетию (ок. 185 — ок. 110 гг. до н.э.) учение стоиков перешло из Греции в Рим.

Наиболее видными представителями римского стоицизма (Новой Стои) были Сенека , Эпиктет и Марк Аврелий . Они жили в разное время, различным было и их социальное положение. Но каждый последующий из них был знаком с трудами предшественника. Сенека (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.) — крупный римский сановник и богач, Эпиктет (50 — 138 гг. н.э.) — сперва раб, а потом нищий вольноотпущенник, Марк Аврелий (121 — 180 гг. н.э.) — римский император. Сенека известен как автор многих произведений, посвященных этическим проблемам: «Письма к Луцилию», «О стойкости философа»… Эпиктет сам ничего не писал, но его мысли зафиксировал ученик Арриан из Никомедии в трактатах «Рассуждения Эпиктета» и «Руководство Эпиктета». Марк Аврелий является автором знаменитых размышлений «К себе самому». Марк Аврелий — последний стоик античности, и, по сути, на нем стоицизм заканчивается. Стоическое учение во многом повлияло на формирование раннего христианства.

Каково же учение стоиков? Это была эклектическая школа, которая объединяла разные философские направления. Место и роль наук в учении стоиков определялись ими следующим сравнением: логика — это ограда, физика — плодоносная почва, этика — ее плоды. Главная задача философии — в этике; знание — лишь средство для приобретения мудрости, умения жить сообразно Природе. Таков идеал истинного мудреца. Счастье же состоит в свободе от страстей и в спокойствии духа.

Физика стоиков занималась изучением законов и явлений микро- и макрокосмоса.
Логика была своего рода психологией, изучала скрытые механизмы человеческого мышления, что давало возможность познавать и понимать видимые и невидимые явления в Природе и в Космосе.
Этика являлась философией жизни, или практической мудростью, то есть учением о морали.

Стоики признают четыре основных добродетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть. Главной добродетелью в стоической этике является умение жить в согласии с разумом.
В основе стоической этики лежит утверждение, что не следует искать причины человеческих проблем во внешнем мире, поскольку это — лишь внешнее проявление происходящего в человеческой душе.
Человек — часть великой Вселенной, он связан со всем существующим в ней и живет по ее законам. Поэтому проблемы и неудачи человека возникают из-за того, что он отрывается от Природы, от Божественного мира.
Ему надо вновь встретиться с Природой, с Богом, с самим собой. А встретиться с Богом — значит научиться видеть во всем проявление Божественного Промысла. Следует помнить, что многие вещи в мире не зависят от человека, однако он может изменить свое отношение к ним.

Основными задачами стоической философии были:

  • Воспитание внутренне свободного человека, не зависящего от внешних обстоятельств.
  • Воспитание внутренне сильного человека, способного выстоять в хаосе окружающего мира.
  • Пробуждение в человеке голоса Совести.
  • Воспитание веротерпимости и любви к людям.
  • Воспитание чувства юмора.
  • Умение применять все это на практике.