Как первый император китая искал эликсир жизни. Первый император китая заставил всю страну искать "эликсир вечной жизни" 1 правитель китая

Первый император Китая Цинь Шихуанди был буквально одержим идеей поиска эликсира жизни, прежде чем умер в возрасте 49 лет в 210 г. до нашей эры. Об этом свидетельствуют новые археологические находки.

Артефакты из колодца

Китайский император Цинь Шихуанди, создавший всемирно известную терракотовую армию, во время своего правления объявил общенациональную «охоту» за мифическим зельем. Эти поиски упоминаются в древних текстах, написанных приблизительно 2000 лет назад. Их обнаружили в провинции Хунань на дне колодца в 2002 году.

Тысячи деревянных дощечек, на которых писали в Китае до изобретения бумаги, содержат текст императорского указа, а также неудовлетворительные ответы местных властей, которые свидетельствуют о том, что ключ к вечной жизни был ими не найден. Только в местности Лангья, по-видимому, считали, что трава, собранная на одной из расположенных там гор, может быть полезной для создания эликсира бессмертия.

Морские экспедиции

Император, впрочем, не ограничивался поисками в своих владениях. По его повелению эликсир жизни искали и в других местах. Древние источники сообщают, что предсказатель и маг Сюй Фу предпринял два морских путешествия с целью найти мифическую гору-остров Пэнлай, где обитали небожители. Предполагалось, что рецепт вожделенного эликсира можно отыскать именно там.

Поиски средства, дарующего бессмертие, были для Цинь Шихуанди не просто капризом. О том, насколько серьезно император относился к этой идее, свидетельствуют 8 тысяч терракотовых воинов, представлявших его армию, включая лошадей и колесницы. Когда первый китайский император скончался, все это воинство поместили в огромный мавзолей, чтобы защищать повелителя в загробной жизни.

На протяжении долгих столетий глиняная армия исправно несла службу, охраняя покой Цинь Шихуанди, пока не вмешался случай.

Одно из величайших археологических открытий

Весной 1974 года Янг Жифа, крестьянин китайской провинции Шэньси, вместе с пятью братьями и соседом копал в поле колодец. Неожиданно их лопаты ударили по терракотовой голове, которую они приняли за голову статуи Будды. То, что случайно обнаружили китайские крестьяне, оказалось одной из значимых археологических находок XX века.

К счастью, в стране уже прошел пик «культурной революции», когда варварски разрушались исторические памятники, хоть как-то связанные с монархическим периодом. Теперь Китай стал инвестировать в туризм и создание новых музеев. Таким образом, терракотовая армия Цинь Шихуанди была спасена от уничтожения.

Сегодня место раскопок посещает не менее 1,5 млн туристов ежегодно, чтобы осмотреть мавзолей, который иногда называют восьмым чудом света. А посмотреть действительно есть на что.

Масштаб мавзолея сравним с площадью древнего города. Ядром погребального комплекса является пирамида, которая когда-то возвышалась на 100 м. Сейчас она значительно ниже, но все равно хорошо заметна.

Что же касается терракотовой армии, то она должна была охранять секреты подземной империи Цинь Шихуанди. И похоже, что с этой задачей она справляется отлично. Ведь гробница Цинь Шихуанди до этого момента не открыта.

Тайны правителя

Предполагается, что причиной смерти императора стало отравление ртутью, которую, как считалось в древности, добавляли в напитки мудрецы, жившие тысячи лет. Вероятно, одержимый идеей бессмертия император, мог испробовать на себе этот «чудодейственный» рецепт.

Установить истину пока не представляется возможным, поскольку вход в гробницу остается запечатанным. Исследователи опасаются, что воздействие воздуха может нанести ей непоправимый ущерб. Их беспокойство обосновано, так как в начале раскопок лак, которым были покрыты фигуры терракотовых воинов, свернулся за 15 секунд после контакта с воздухом.

Кроме того, в древних хрониках говорится, что погребальная камера императора окружена рекой из ртути и луками-самострелами. Насколько это соответствует действительности, неизвестно. Но вечный сон Цинь Шихуанди - строителя Великой китайской стены и создателя терракотовой армии, пока не нарушен.

Великие завоеватели Рудычева Ирина Анатольевна

Цинь Шихуанди - первый император объединенного Китая

Так же как и в других древнейших цивилизациях, в Древнем Китае верили в жизнь после смерти, или, как мы привыкли говорить, в загробную жизнь. Китайцы верили, что в потустороннем мире они будут жить так же, как и на земле. Считалось, что чем больше у человека богатств, чем роскошнее он живет, тем больше богатств и слуг нужны и после смерти. Поэтому китайские императоры начинали строительство своих гробниц заранее. Как правило, императорские гробницы ни чем не уступали дворцам, в которых правители жили при жизни. Древние китайцы были уверены, что люди, которые окружают правителя и прислуживают ему в этом мире, несомненно, продолжат выполнение своих обязанностей и в загробной жизни. Когда умирал представитель родовитой знати, то в загробное путешествие с ним отправлялись не только предметы роскоши и деньги, вместе с хозяином уходили и его слуги. Так, например, китайские правители государства Шан (XVI–XI вв. до н. э.) погребали в своих гробницах прислугу и наложниц, чтобы те сопровождали их в загробной жизни. А тысячу лет спустя их далеким потомкам, завершающим земной путь, было достаточно снарядить с собой статуи из камня или терракоты, дабы не чувствовать себя одинокими в потустороннем мире. Однако никто не отправлялся в мир иной с такой многочисленной свитой, как великий император и объединитель Китая Цинь Шихуанди. Хотя к тому времени человеческие жертвоприношения в Китае уже не практиковались, в лучший мир с деспотом отправили не только многотысячную Терракотовую армию, но и всех тех, кому следовало обслуживать усопшего, - бездетных жен, наложниц и слуг.

Цинь Шихуанди - первый император объединенного Китая - вошел в историю как властный и жестокий, но мудрый правитель, реализовавший сразу два грандиозных проекта. Во-первых, он объединил шесть разрозненных мелких государств, на которые в то время делился Китай, и в 221 году до н. э. создал обширную империю, превратив ее в самое могущественное государство Азии. Впервые в истории Китай стал единым, а Шихуанди принял титул «первого императора». Второй несомненной заслугой этого могущественного властителя стало то, что он соединил уже существовавшие оборонительные сооружения и, подчинив их единому замыслу, построил одно из самых уникальных и грандиозных сооружений всех времен и народов - Великую Китайскую стену.

Ин Чжэн, в будущем Цинь Шихуанди, появился на свет в 259 году до нашей эры в Ханьдане (в княжестве Чжао), где его отец Чжуан Сянван, сын вана от простой наложницы, был заложником. При рождении ему было дано имя Чжэн - «первый» (по названию месяца рождения, первого в календаре). Матерью будущего правителя была наложница, прежде состоявшая в связи с влиятельным придворным Люй Бувэем. Именно благодаря интригам последнего Чжэн унаследовал престол, что породило слухи, будто Люй Бувэй - настоящий отец Чжэна. Уже в 13 лет Ин Чжэн занял место правителя одного из феодальных царств Китая - царства Цинь, которое было самым могущественным государством в Поднебесной. Государственное устройство этого царства отличалось мощной военной машиной и многочисленной бюрократией. Все шло к объединению Китая во главе с династией Цинь. Однако государства Среднего Китая смотрели на Шэньси (горная северная страна, служившая ядром циньских владений) как на варварскую окраину. До 238 года Чжэн считался несовершеннолетним, и всеми государственными делами занимался Люй Бувэй как регент и первый министр. Чжэн был многим обязан ему, прежде всего укреплением своего авторитета во дворце. Люй Бувэй учил своего подопечного: «Тот, кто желает побед над другими, должен одержать победу над собой. Тот, кто хочет судить людей, должен научиться судить самого себя. Тот, кто стремится познать других, должен познать самого себя».

В эти годы будущий император впитал популярную при дворе тоталитарную идеологию легизма, наиболее ярким представителем которого в то время был Хань Фэй. Взрослея, настойчивый и своенравный Ин Чжэн стремился к сосредоточению в своих руках всей полноты власти и, судя по всему, отнюдь не собирался идти на поводу у своего первого советника. Обряд посвящения в совершеннолетие должен был состояться в 238 году, когда Ин Чжэну исполнялось двадцать два года. Имеющийся исторический материал свидетельствует о том, что за год до этого события Люй Бувэй пытался сместить Ин Чжэна. Еще за несколько лет до этого он приблизил к его матери одного из своих помощников, Лао Ая, пожаловав ему почетный титул. Лао Ай очень скоро добился ее расположения и стал пользоваться неограниченной властью. В 238 году до н. э. Лао Ай похитил царскую печать и вместе с группой своих приверженцев, мобилизовав часть правительственных войск, пытался захватить дворец Цинянь, где в то время находился Ин Чжэн. Однако юному правителю удалось раскрыть этот заговор - Лао Ай и девятнадцать крупных чиновников, руководителей заговора, были казнены вместе со всеми членами своих родов; свыше четырех тысяч семей, замешанных в заговоре, были лишены рангов и сосланы в далекую Сычуань. Все воины, участвовавшие в подавлении мятежа Лао Ая, были повышены в звании на один ранг. В 237 году до н. э. Ин Чжэн отстранил от должности организатора заговора Люй Бувэя. Продолжавшиеся аресты и пытки участников мятежа, по-видимому, тревожили бывшего первого советника. Страшась дальнейших разоблачений и надвигавшейся казни, Люй Бувэй в 234 году до н. э. покончил жизнь самоубийством. Жестоко расправившись с мятежниками и наведя порядок внутри царства, Ин Чжэн приступил к внешним завоеваниям.

В попытках подчинить разрозненные царства Ин Чжэн не гнушался никакими методами - ни созданием обширной шпионской сети, ни подкупом и взятками, ни помощью мудрых советников, первое место среди которых занял влиятельный сановник, выходец из царства Чу, Ли Сы. Обладавший огромной работоспособностью и аналитическим талантом, позднее этот человек занял при дворе Цинь Шихуанди должность главного советника (иначе - премьер-министра или канцлера). За время исполнения этих обязанностей Ли Сы определял политику и идеологию Циньского государства, в соответствии с его идеями государство превратилось в жестокую военизированную машину управляемую сложным бюрократическим аппаратом. Под началом Ли Сы были упорядочены меры и веса, приведена к единому стандарту китайская письменность и введен единый шрифт. Ли Сы, как и Цинь Шихуанди, был яростным противником конфуцианства, и впоследствии многие ученые, являвшиеся сторонниками этого учения, подвергались жестоким репрессиям.

В 230 году по совету Ли Сы Ин Чжэн отправил огромную армию против соседнего царства Хань. Циньцы разбили ханьские войска, захватили в плен ханьского царя Ань Вана и заняли всю территорию царства, превратив его в циньский округ. Это было первое царство, завоеванное Цинь. В последующие годы циньская армия захватила царства Чжао (в 228 г.), Вэй (в 225 г.), Янь (в 222 г.) и Ци (в 221 г.). «Как шелковичный червь пожирает лист тутового дерева», говорится в «Исторических записках», так молодой царь покорил шесть крупных царств. В тридцатидевятилетнем возрасте Ин Чжэн впервые в истории объединил весь Китай. «Такой незначительный человек, как я, - с ложной скромностью заявлял Чжэн, - поднял войска для того, чтобы наказать мятежных князей, и с помощью священной силы предков наказал их, как они того заслужили, и водворил, наконец, в империи мир».

Всего 17 лет понадобилось Ин Чжэну, чтобы завоевать все шесть царств, на которые в то время делился Китай, и объединить их в одно мощное государство, столицей которого стал город Сиань. Историки считают, что многие сотни тысяч погибли или стали пленными в ходе завоевания, которое раздвинуло границы владений Чжэна от западных плоскогорий до восточных морей, между которыми пролегает около 1200 миль, и сделало его первым правителем объединенного Китая.

Итак, к 221 году царство Цинь победоносно закончило длительную борьбу за объединение страны. На месте разрозненных царств создается единая империя с централизованной властью. Одержав блестящую победу, Ин Чжэн все же понимал, что одной военной силы недостаточно для того, чтобы прочно удержать в своих руках территорию, население которой в три с лишним раза превышало число жителей царства Цинь. Поэтому сразу же после завершения военных действий он провел серию мероприятий, направленных на укрепление завоеванных позиций. Прежде всего Ин Чжэн обнародовал указ, в котором перечислил все грехи шести царей, якобы «творивших смуту» и препятствовавших водворению мира в Поднебесной. Ин Чжэн заявил, что в гибели шести царств повинны в первую очередь их правители, которые пытались уничтожить Цинь. Издание подобного указа было необходимо для морального оправдания как самого завоевания, так и тех жестоких методов, при помощи которых оно совершалось. Вторым шагом к упрочению верховной власти Цинь над всей завоеванной территорией являлось принятие Ин Чжэном нового, более высокого титула, нежели царский. Его завоевание, как он считал, не имело аналогов в истории и давало ему заслуженное право на новое имя и титул. Судя по сообщению древнекитайского историографа Сыма Цяня, Ин Чжэн предложил своим приближенным обсудить выбор его тронного имени.

Основываясь на предложениях своих советников, Ин Чжэн принял тронное имя Цинь Шихуанди. Чтобы показать свое превосходство над обычным царем - ваном, правитель выбрал себе титул «хуан», что означает «августейший повелитель». К этому титулу он добавил слово «ши», означающее «первый», и слово «ди», которое через тысячелетие стало означать «император», а первоначально означало «божественный правитель». Выбранный императором титул был созвучен имени одного из величайших персонажей древних китайских мифов и национальной истории - Хуанди, Желтому Владыке. Ин Чжэн, приняв имя Цинь Шихуанди, полагал, что его самого и его потомков ждет великая слава Хуанди. «Мы - Первый Император, - величественно объявил он, - и наши наследники будут известны как Второй Император, Третий Император и так далее, в бесконечной череде поколений». Первоначально термины «хуан» (властитель, августейший) и «ди» (император) употреблялись порознь, а их дальнейшее объединение было призвано подчеркнуть единовластие и могущество правителя огромного государства. Созданный таким образом императорский титул просуществовал очень долго - до Синьхайской революции 1912 года, до самого конца имперской эры.

Колоссальная кампания по объединению Поднебесной была завершена. Прежняя столица царства Цинь, город Сяньян на реке Вэйхэ (совр. Сиань), была (в 221 году до н. э.) объявлена столицей империи. Туда были переведены сановники и вельможи всех завоеванных царств. Когда завершилось объединение всей страны, встал вопрос о том, как быть с завоеванными царствами. Некоторые сановники советовали императору Шихуанди отправить туда правителями своих сыновей. Однако глава судебного приказа Ли Сы не согласился с таким решением и, ссылаясь на печальный пример династии Чжоу, заявил: «Чжоуские Вэнь-ван и У-ван жаловали владения во множестве сыновьям, младшим братьям и членам своей фамилии, но впоследствии их потомки стали отчужденными и сражались друг с другом как заклятые враги, владетельные князья все чаще нападали и убивали друг друга, а чжоуский Сын Неба не был в состоянии прекратить эти междоусобицы. Ныне, благодаря вашим необыкновенным дарованиям, вся земля среди морей объединена в одно целое и разделена на области и уезды. Если теперь всех сыновей ваших и заслуженных чиновников щедро одарить доходами от поступающих податей, то этого будет вполне достаточно, и Поднебесной станет легче управлять. Отсутствие различных мнений о Поднебесной - вот средство к установлению спокойствия и мира. Если же снова поставить в княжествах владетельных князей, будет плохо». Цинь Шихуанди последовал этому совету. Опасаясь междоусобных войн, он отказался предоставлять самостоятельные земельные владения своим сыновьям, мотивируя это заботой о сохранении мира в Поднебесной. Тем самым он укрепил свою личную власть.

Из книги Пегая орда. История «древнего» Китая. автора Носовский Глеб Владимирович

2.5. Древнейший китайский Желтый император, открывший эпоху «Великого начала» в Китае - это первый император манжурской династии Ши-цзу-Чжан-ХУАН-ДИ Шунь-чжи (1644–1662) Итак, кто был на самом деле древнейшим китайским Желтым императором, открывшим эпоху «Великого начала» в

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Первый император Китая повелел… Император Цинь Шихуанди покорил все остальные княжества и объединил Китай, основав династию Цинь. Намереваясь установить централизованное правление и предотвратить возрождение крупных независимых феодалов, он приказал разрушить те

Из книги Человек в зеркале истории [Отравители. Безумцы. Короли] автора Басовская Наталия Ивановна

Цинь Шихуанди: первый император Китая В российских школьных учебниках истории о Древнем Китае рассказано не очень подробно. Вряд ли каждому понятно, что III век до нашей эры, когда первый император Китая объединил враждующие разобщенные царства, - это и время Пунических

Из книги Антигерои истории [Злодеи. Тираны. Предатели] автора Басовская Наталия Ивановна

Цинь Шихуанди, первый император Китая В российских школьных учебниках истории о Древнем Китае рассказано не очень подробно. Вряд ли каждому понятно, что III век до н. э., когда первый император Китая объединил враждующие разобщенные царства, - это и время Пунических войн

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Объединение Китая. Империя Цинь В IV в. до н. э. в нескольких крупных княжествах были проведены реформы легистского образца, окончательно уничтожившие обломки старого социального порядка, увеличившие социальную мобильность и поощрявшие частную инициативу, собственность

Из книги От Клеопатры до Карла Маркса [Самые захватывающие истории поражений и побед великих людей] автора Басовская Наталия Ивановна

Цинь Шихуанди. Первый император Китая В российских школьных учебниках истории о Древнем Китае рассказано не очень подробно. Вряд ли каждому понятно, что III век до н. э., когда первый император Китая объединил враждующие разобщенные царства, – это и время Пунических войн

Из книги 100 великих тайн археологии автора Волков Александр Викторович

автора Рудычева Ирина Анатольевна

Реформы Цинь Шихуанди Успешное управление только что объединенными государствами, где господствовали свои, местные, обычаи и законы, присущие только этому царству, было невозможно без введения единого для всех общеимперского законодательства. С разрешения этого

Из книги Великие завоеватели автора Рудычева Ирина Анатольевна

Гробница императора Цинь Шихуанди До недавнего времени многотысячная Терракотовая армия отлично справлялась с той задачей, ради которой и была создана. Ведь как-никак ей полагалось охранять усыпальницу великого Цинь Шихуанди. Гробница Первого Императора Китая

Из книги 100 великих тайн Востока [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Космические устремления Цинь Шихуанди Великая Китайская стена столь огромна, что полностью ее не увидишь даже с борта самолета. Это единственное на Земле сооружение, хорошо видимое из космоса. О длине Китайской стены до сих пор спорят ученые, называя две цифры – свыше

Из книги Древние цивилизации автора Бонгард-Левин Григорий Максимович

«Чжаньго-Цинь-Ханьская эпоха для Китая была тем, чем стал греко-римский мир для

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Мавзолей императора Цинь Шихуанди Находится в 35 км от города Сианя, древней столицы Китая, построен в 221–259 гг. до н. э. для первого императора объединенного Китая.На его строительстве были заняты 700 тыс. рабочих. В подземном дворце размещается более 400 захоронений, его

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

1.1.8. Великий и страшный Цинь Шихуанди В России очень любят спорить о том, какое место в истории занимает И. В. Сталин. Как-то подзабылось, что в годы перестройки было опубликовано замечательное произведение писателя К. М. Симонова «Глазами человека моего поколения».

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Объединение Китая. Империя Цинь Экономический рост и развитие металлургии железа позволили китайским владетелям содержать более многочисленные и прекрасно вооруженные армии и вести более напряженные военные действия. Присвоение рангов за военные заслуги перед

Из книги Очерки истории Китая с древнейших времен до середины XVII века автора Смолин Георгий Яковлевич

КУЛЬТУРА КИТАЯ ЭПОХИ ЦИНЬ И ХАНЬ Первая китайская империя - Цинь - оставила превосходные памятники древней архитектуры - дворец Анфан и «восьмое чудо света» - Великую Китайскую стену. Стена, строительство которой было особенно значительным при Цинь Шихуанди,

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Цинь Шихуанди (259- 210 до н. э.) правил в 246-210 гг. до н. э.

О происхождении выдающегося китайского императора Ин Чжэна мало что известно. По некоторым сведениям, он был сыном циньского паря Чжуан-сян-вана от его любимой наложницы. При рождении он получил имя Чжэн, что значит «первый». В 13 лет после смерти отца Чжэн пришел к власти в царстве Цинь — одном из крупнейших и сильнейших государств в Китае. Чжэн приложил немало сил для того, чтобы объединить под своей властью всю страну. В 221 году до нашей эры он провозгласил себя Шихуанди, что по-китайски означает «первый священный император». Он сделал Китай самым могущественным государством в Азии.

Совершеннолетие Ин Чжэна наступило в 20 лет. До этого возраста всеми делами в царстве Цинь заведовал его регент, Люй Бувэй — один из самых мудрых и образованных людей того времени, который выполнял при дворе роль первого министра. Чжэн был многим обязан ему, прежде всего укреплением своего авторитета во дворце. Бувэй учил своего подопечного: «Тот, кто желает побед над другими, должен одержать победу над собой. Тот. кто хочет судить людей, должен научиться судить самого себя. Тот, кто стремится познать других, должен познать самого себя». О ветеринарной клнике "Зоостатус" здесь Чжэн усвоил эти постулаты, но усвоил и другое учение, которое утверждало равенство всех перед законом и Сыном Неба, то есть императором. Титулы и награды должны раздаваться подчиненным не по родословной линии, а по реальным заслугам.

Учение Чжэна закончилось, когда его провозгласили полноправным императором. Тогда он принялся наводить в царстве свой порядок.

Прежде всего велел выслать Бувэя, в котором подозревал заговорщика, казнил нескольких приближенных и создал строгую систему беспрекословной подчиненности. В последующие годы Шихуанди занялся присоединением к своему царству других царств Китая. Мечом и огнем прошелся он по многим территориям. Но только к 40 годам ему удалось впервые в истории объединить весь Китай, и он принял тронное имя — Цинь Шихуанди. Он разделил завоеванные царства на 36 областей, которые в свою очередь делились на уезды, где назначил своих наместников, которые подчинялись только ему и выполняли только его распоряжения.

Но наряду с жесткой централизованной системой управления Цинь Шихуанди провел также несколько реформ. Он учредил на территории объединенной империи единую систему мер и весов, стал чеканить единую монету, ввел единую письменность. Он велел делать колею одного размера — то есть у всех повозок должно было быть одно расстояние между колесами. Все эти реформы осуществлялись с большим трудом. Они не находили понимания ни у населения, ни у наместников. Шихуанди жестоко расправлялся с упрямцами: если человек нарушал закон, то казнили не только его, но и всю его семью, а дальних родственников осужденного превращали в государственных рабов.

Шихуанди установил единоличную деспотическую власть. Только так он мог удержаться на троне, только так в то время он мог управлять огромным централизованным государством.

Его большой заслугой является борьба против кочевников, которые нападали с севера. Он изгнал их за пределы своего царства, а чтобы никого не впускать в свои пределы, повелел начать строить… Великую Китайскую стену.

Из разных областей страны к северу сгонялись десятки тысяч китайцев, они денно и нощно трудились над возведением высоких неприступных стен. Эта крепость должна была тянуться до самого моря.

Немало времени Шихуанди посвятил созданию своей гробницы. Уже в наше время китайские археологи откопали эту гробницу. Это оказалось огромное подземное хранилище, в котором были закопаны 6 тысяч глиняных солдат в натуральную величину с лошадьми, с вооружением, которые должны были охранять покой усопшего великого императора.

МОСКВА, 28 дек - РИА Новости. Цинь Шихуанди, первый император Китая, действительно пытался достичь бессмертия и приказал всем жителям империи искать рецепт "эликсира вечной жизни", сообщает интернет-издание Live Science.

Ученые нашли следы легендарного "великого потопа" в Китае Археологи нашли следы того, что во времена династии Ся, к которой по легенде принадлежал основатель Китая, император Хуан-ди, действительно произошел мощный разлив реки Хуанхэ и "великий потоп" высотой в 38 метров, "побежденный" императором Юйем в 1920 году до нашей эры.

"Издание подобного указа и сам факт того, что люди действительно пытались его исполнить, говорит о том, что Ши Хуан-ди создал очень надежную и эффективную систему исполнительной и законодательной власти, позволявшую реализовать пожелания императора на уровне всей страны в то время, когда транспорт и системы связи фактически не существовали", — заявил Чуньлун Чжан (Zhang Chunlong), руководитель раскопок.

Основателем Китая традиционно считается "желтый император" Хуан-ди, правивший Поднебесной примерно в 2800 году до нашей эры. Легенды приписывают ему магические силы, в том числе необычно долгую жизнь и невероятную выносливость.

Его духовным наследником считал себя первый настоящий император единого Китая Цинь Шихуанди, в 221 году до нашей эры объединивший семь враждующих царств в единую империю с общим сводом законов и вертикалью власти. В последующие годы он приобрел репутацию жестокого, но справедливого правителя, принесшего в Китай порядок и покой.

Из-за масштабных проектов, таких как строительство Великой Стены и гигантского мавзолея в Сиане, а также из-за многочисленных покушений личность Шихуанди обросла не меньшим количеством легенд, чем у "желтого императора". Китайские археологи неожиданно выяснили, что в часть этих мифов верил сам правитель Китая. Об этом свидетельствует необычная находка в провинции Хунань.

Как рассказывает Чжан, его команда проводит раскопки в центральной части провинции уже более десяти лет. За это время археологам удалось найти тысячи артефактов времен Шихуанди, в том числе огромную коллекцию бамбуковых дощечек с самыми разными сведениями о жизни империи.

Недавно китайские археологи закончили анализ медицинской части этих архивов. Там обнаружился официальный указ Шихуанди, в котором он велел всем чиновникам и жителям Поднебесной искать "эликсир бессмертия" или собирать о нем сведения и незамедлительно передавать их в столицу.

Этот официальный документ, таким образом, подтверждает некоторые легенды, связанные с Шихуанди. Многие китайские хронисты того времени писали, что император был одержим мыслями о бессмертии и постоянно путешествовал по стране в поисках мудрецов или чего-то вроде "источника вечной молодости" из мифов Древней Греции, способного подарить ему вечную жизнь.

Археологи выяснили, когда появился первый шелк в Китае Первые шелковые ткани и традиции изготовления шелковых нитей появились в древнем Китае уже 8,5 тысячи лет назад, о чем свидетельствуют химические следы шелка в одной из гробниц в селе Цзяху, древнейшей стоянки людей в Поднебесной.

Этими поисками, как свидетельствуют таблички, открытые командой Чжана, занимался не только сам император, но и вся империя в целом. К примеру, правитель городка Дусян писал, что местные жители пока не нашли эликсир, а обитатели одной из деревень в современной провинции Шаньдун предлагали императору попробовать редкое растение, которое росло на горе неподалеку.

Возможно, что именно эти поиски погубили первого императора Китая — он умер в 39 лет из-за отравления ртутью. Она могла входить в состав "эликсиров бессмертия" на базе киновари (ярко-красного соединения ртути и серы), которые Шихуанди, как пишут хронисты, употреблял в последние годы жизни.

Царство Цинь в истории Древнего Китая заняло особое место. Его князь, покорив погрязших в междоусобицах соседей, создал единое государство. Этим военачальником был циньский ван по имени Ин Чжэн, ставший известным как первый китайский император Цинь Шихуанди.

От вана до императора

В IV веке до н. э. проблема политического объединения древнекитайских царств занимала умы передовых мыслителей той эпохи, когда постепенно создавались объективные предпосылки для создания единой страны, во главе которой восседал бы китайский император.

Объединение диктовалось логикой политической ситуации, сложившейся в V-III веках до н. э. Стремление к ликвидации самостоятельности соседних царств и поглощению их территории привело в это время к тому, что на месте многих десятков больших и малых наследственных владений осталось «семь сильнейших»: Чу, Ци, Чжао, Хань, Вэй, Янь и Цинь. Правители почти всех из них лелеяли планы полного разгрома своих соперников. Они надеялись, что первая династия китайских императоров будет основана ими.

Соперники в борьбе за объединение широко использовали тактику союзов с удаленными царствами. Известен «вертикальный» союз царств Чу и Чжао, направленный против «горизонтального союза» Цинь и Ци. Успех вначале сопутствовал Чу, однако последнее слово осталось за правителем Цинь.

В итоге императором стал Ин Чжэн, получивший символичное имя Цинь Шихуанди (название китайского императора переводится как «Первый император Цинь»).

Предпосылки объединения

Важнейшей предпосылкой разрушения прежних политических границ между царствами было развитие стойких экономических связей. Яркую картину укрепления торговых отношений между ними нарисовал в III веке до н. э. Сюньцзы, подчеркивавший важную роль экономических связей для удовлетворения естественных потребностей людей в тех продуктах, которые не производятся в местах их проживания.

Также в это время произошла частичная стихийная унификация платежной монеты. В V-III веках до н. э. на территории Среднекитайской равнины и смежных районов постепенно складываются большие экономические области, границы которых не совпадают с политическими границами царств. Простолюдины, торговцы и знать понимали, что для дальнейшего развития требуется «единый» китайский император, который бы стер внутриполитические границы в угоду экономике.

Формирование единого этноса

Еще одним фундаментальным поводом к объединению под властью Цинь Шихуанди стало практически сформировавшееся к тому времени общее этническое и культурное пространство. Происходила консолидация древних китайцев, несмотря на разделявшие их границы Срединных царств.

Складывание единого культурного стереотипа населения, стабилизация представлений о его общности, развитие этнического самосознания древних китайцев не только подготавливали почву для будущего объединения, но и делали его первоочередной задачей.

Реформы Цинь Шихуанди

Разгром шести царств, а также последовавшее объединение территорий были лишь робким шажком в формировании государства. Более важными стали непопулярные, но необходимые реформы, которые инициировал китайский император Цинь. Направлены они были на ликвидацию последствий длительной экономической и политической раздробленности.

Решительно ломая преграды, препятствовавшие налаживанию регулярных связей между всеми округами империи, Цинь Шихуанди уничтожил стены, разделявшие некоторые враждовавшие царства. Были сохранены лишь строения вдоль обширных северных границ, достроенные на недостающих местах и объединенные в одну Великую стену.

Также Шихуанди уделил большое внимание сооружению магистральных дорог, связывавших тогдашнюю столицу Сяньян с периферией. Одним из наиболее грандиозных строительных мероприятий такого рода была прокладка Прямого тракта, соединявшего окрестности Сяньяна с центром округа Цзююань (более 1400 км длиной).

Административные реформы

Этим реформам предшествовала ожесточенная борьба мнений по поводу того, каким образом следует организовать управление вновь присоединенными территориями, какой принцип положить в основу административной системы империи. Советник Ван Гуань настаивал на том, что по традиции, восходившей к чжоускому времени, окраинные земли страны должны быть отданы в наследственное владение родственникам императора.

Против этого решительно выступил Ли Сы, предложивший принципиально иной проект Китайский император принял предложения Ли Сы. Территория Поднебесной была разделена на 36 округов, каждый из которых состоял из уездов (сянь). Во главе округов стояли наместники, назначавшиеся непосредственно императором.

Кстати, сама по себе идея создания на вновь присоединенных территориях округов - административных единиц центрального подчинения - возникла еще в конце V века до н. э. Суть реформы Цинь Шихуанди выражалась в том, что он распространил систему округов на всю территорию своей империи. Границы новых образований не совпадали с территорией прежних царств периода Чжаньго и не соответствовали естественно-географическим рубежам, которые могли бы способствовать обособлению отдельных районов страны.

Культура и законодательство

К числу других важных мероприятий по укреплению централизованной власти императора также относятся:

  • введение единого законодательства;
  • унификация мер и весов;
  • реформа денежной системы;
  • введение единой письменности.

Реформы Цинь Шихуанди значительно способствовали укреплению как культурной, так и экономической общности населения империи. «Земли меж четырех морей были объединены,— писал по этому поводу Сыма Цянь,— заставы открыты, запреты на использование гор и озер смягчены. Поэтому богатые купцы получили возможность беспрепятственно разъезжать по всей Поднебесной, и не было такого места, куда бы не проникали товары для обмена».

Рабство и террор

Однако первый император не был образцом добродетели. Напротив, многие историки считают его тираном. К примеру, он фактически поощрял торговлю рабами, причем не только захваченными в военных походах пленными, но и жителями собственно Китая. Государство само массами обращало население в рабство за долги или за совершенные преступления, а затем продавало их рабовладельцам. Тюрьмы также превратились в рынки рабов. В стране был установлен жесточайший террор, по одному подозрению в недовольстве деятельностью императора все окрестное население подвергалось уничтожению. Несмотря на это, выросла преступность: нередки были случаи похищения людей в целях продажи их в рабство.

Преследование инакомыслящих

Китайский император Шихуанди подверг жестоким репрессиям конфуцианцев, проповедовавших традиционные принципы морали и гражданского долга, аскетизм. Многие из них были казнены или отправлены на каторжные работы, а все их книги были сожжены и впредь запрещены.

А что после?

В сочинении историка Сыма Цяня Шицзи (в «Исторических записках») упоминается, что император в 210 году скончался во время поездки по Китаю. Кончина государя настигла внезапно. Наследовавший трон его младший сын взошел на престол, когда внутренние социальные противоречия в стране значительно обострились. Эршихуан на первых порах пытался продолжать важнейшие мероприятия отца, всячески подчеркивая преемственность своей политики. С этой целью им был издан указ о том, что унификация мер и весов, предпринятая Цинь Шихуаном, остается в силе. Впрочем, народные волнения, умело используемые знатью, привели к тому, что первая династия китайских императоров Цинь покинула историческую арену.

Крах империи

Непопулярные решения Цинь Шихуанди вызывали протесты в самых разных социальных слоях. На него было совершено много покушений, а сразу после его смерти началось широкое восстание народных масс, уничтожившее его династию. Восставшие не пощадили даже гигантскую гробницу императора, которая была разграблена и частично сожжена.

В результате восстания к власти пришел Лю Бан (206-195 годы до н. э.), основатель новой династии императоров - Хань, который до этого был всего лишь старостой небольшой деревни. Он принял ряд мер по и уменьшению влияния олигархии. Так, торговцам и ростовщикам, а также их родственникам было запрещено занимать государственные должности. Купцов обложили повышенными налогами, были введены правила для богатых. В деревнях восстановили местное самоуправление, упраздненное Цинь Шихуанди.

  • Эпоха Ся до н. э.) - полумифическая династия, чье существование описано в преданиях, однако реальных доказательных археологических находок нет.
  • Эпоха Шан (1600-1100 до н. э.) - первая династия, чье существование подтверждено документально.
  • Эпоха Чжоу (1027-256 до н. э.), делится на 3 периода: западная Чжоу, Чуньцю и Чжаньго.
  • Цинь (221-206 до н. э.) - первая императорская династия.
  • Хань (202 до н. э. - 220 н. э.) - династия, основанная сельским старостой после народного восстания.
  • Эпоха Северных и Южных династий (220-589) - за несколько веков сменилась целая череда правителей и их династий: Вэй, Цзинь, Ци, Чжоу - северные; Су, Ци, Лян, Чэнь - южные.
  • Суй (581-618) и Тан (618-906) - эпоха расцвета науки, культуры, строительства, военного дела, дипломатии.
  • Период «Пяти династий» (906-960) - смутное время.
  • Сун (960-1270) - восстановление централизованной власти, ослабление военной мощи.
  • Юань (1271-1368) - правление завоевателей-монголов.
  • Мин (1368-1644) - основана бродячим монахом, возглавившим восстание против монголов. Характеризуется развитием товарного хозяйства.
  • Цин (1644-1911) - основана маньчжурами, воспользовавшимися неразберихой в стране, вызванной крестьянскими восстаниями и свержением последнего императора Мин.

Вывод

Цинь Шихуанди - один из известнейших исторических деятелей в древнекитайской истории. Его имя ассоциируется с Г. Х. Андерсена «Соловей и китайский император». Основателя династии Цинь можно поставить в ряд с именами Наполеона, Ленина - личностями, потрясшими до основания общество, коренным образом изменившими жизнь не только родного государства, но и многих соседей.