Школьный тур олимпиады по химии. Всероссийская олимпиада по химии (школьный этап)

Всероссийская олимпиада школьников по химии проходит в четыре этапа. Школьный и муниципальный чаще всего проводятся для учащихся 7-11 классов, в один, теоретический, тур...

На региональном этапе могут участвовать только 9-11 классы, а также добавляется еще один тур - практический. Заключительный этап проводится для 9-11 классов в три тура: два теоретических и практический.

Олимпиадные задания по химии часто требуют от участников дополнительных знаний из других областей, например, физики, биологии, геологии, географии. Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады получают льготы при поступлении в вузы на профильные направления.

Первые химические олимпиады школьников состоялись в Москве и Ленинграде в 1938 году. Первая Всесоюзная олимпиада прошла в 1967 году.

Что нового

Как участвовать

  1. Сообщите о вашем намерении участвовать в олимпиаде своему учителю по предмету, классному руководителю, завучу или ответственному за олимпиады в школе.
  2. Узнайте в вашей школе, в какие дни и где будет проходить школьный этап.
  3. Приходите на олимпиаду и участвуйте.
  4. Узнайте свои результаты и проходные баллы на следующий этап в своей школе.
  5. Участвуйте в муниципальном этапе. Узнайте у своего учителя, где будет проводиться олимпиада.
  6. Узнайте результаты, внимательно просмотрите свою работу и сравните с критериями, задайте вопросы жюри.
  7. Дождитесь проходных баллов на региональный этап.
  8. Узнайте, где и когда будет проходить соревнование на сайте организатора олимпиады или у ответственного за проведение соревнования в вашем регионе.
  9. Изучите требования к проведению регионального этапа. Уточните, нужно ли взять с собой лабораторный халат, резиновые перчатки или очки на экспериментальный тур.
  10. Участвуйте в региональном этапе.
  11. Дождитесь своих результатов. Посмотрите работы и сравните их с критериями оценивания. Задайте вопросы жюри по проверке, если не согласны с их ответами - идите на апелляцию.
  12. Ждите, когда объявят проходные баллы на заключительный этап.
  13. Организатор олимпиады в регионе должен связаться с вами и сообщить нужную информацию о финале.
  14. Участвуйте в заключительном этапе и соблюдайте технику безопасности в лаборатории!

Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 8 класс

Задание 1. ТЕСТ Выберите один правильный ответ(1 балл за каждый ответ)

1. Сколько элементов, простые вещества которых неметаллы, представлены сегодня в периодической системе химических элементов д.И. Менделеева?
1) 12 2)22 3)44 4)89
3. Какой элемент назван в честь небесного тела - спутника Земли:
1. Со - кобальт 2. Те - теллур 3. Sе - селен 4. U - уран
3.. Какой элемент назван в честь мифического героя, укравшего огонь у богов:
1. Та - тантал 2. Тh - торий 3. Nb - ниобий 4. Pm - прометий 4.К чистым веществам относится 1) уксус 2) дистиллированная вода 3) воздух 4) молоко 5. Является веществом:1) капля росы;2) медная монета;3) кусочек мела; 4) ртуть. 6.Одинаковую относительную массу имеют вещества,формулы которых: 1)CuSO 4 и CuS 2) CuS и CuO 3) CuO и Cu 2 S 4) CuSO 4 и Cu 2 S 7.Массовая доля серы в серной кислоте H 2 S0 4 равна: 1. 2,04%. 2. 65,31%. 3. 32,65%. 4.3,2%

Задание 2. Вопросы «ЭРУДИЦИОНа»

1.Какие химические элементы названы в честь стран? Приведите не менее четырех названий. Укажите количество протонов и нейтронов, содержащихся в ядрах атомов, названных вами элементах.(за каждое название и страну-1б,протоны и нейтроны-1б)- (8баллов )

2 .Вы - пилот самолета, летящего из Сибири в Ярославль. Самолет везёт слитки самого распространённого металла в природе. Сколько лет пилоту? (1балла)
Дополнительный вопрос: какой металл вёз самолет? Почему этот металл в 1827 г. стоил 1200 рублей за 1 кг, а в 1900 г. - 1 рубль?(2 балла)

3.Вы входите в малознакомую квартиру, которая затемнена. Электричество отключено, но есть две лампы: газовая и керосиновая. Что Вы зажжете в первую очередь? (1 балл)
Дополнительный вопрос: где еще применяется газ (предположите, какой) и керосин?(2 балла)

4. Чтобы Золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала древесные стружки с мелкими железными гвоздями, сахар и речным песком и велела Золушке очистить сахар, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните, как можно быстро справиться с заданием мачехи. (3б)

5.Кто из нас не мечтал разыскать сокровища, спрятанные когда-то, в глубине веков, морскими пиратами?! Если разгадаете головоломку, то узнаете, как наверняка найти настоящий клад.(6 баллов)

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 9 класс

Тест. 1. Наибольшую молекулярную массу имеет 1) BaCl 2 2) ВаS0 4 3) Ва 3 (Р0 4 ) 2 ; 4) Ва 3 Р 2 .

2. Трехэлементное вещество - это... 1) серная кислота; 2) негашеная известь (оксид кальция); 3) хлорид железа (III); 4) медный купорос.

З. Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции (СuОН) 2 С0 3 + НС1 = СuС1 2 + С0 2 + ...

1)10: 2)11; 3)12;4)9.

4. Количество вещества (моль), содержащееся в 6,255 г хлорида фосфора (V)

5. Число протонов и нейтронов в ядре изотопа 40 К

1) р = 20, n=19; 2)р = 40, n = 19; 3)р= 19, n = 21: 4)р = 21,n=19.

6. Реакция, в результате которой выпадает осадок

1) КОН + НС1; 2) К 2 С0 3 + Н 2 S0 4 ; 3) Cu(OH) 2 +HNO 3 ; 4) Nа 2 S + Рb(N0 3 ) 2 .

7 В 250 мл воды растворили 150 г хлорида кальция. Массовая доля соли в растворе (в процентах) равна:

1) 60; 2) 37,5; 3) 75; 4) 62,5

Задачи

1. При взаимодействии 9,6 г оксида металла (III) с серной кислотой образуется 24 г сульфата металла (III). Определите металл. (3 балла)

2. Напишите уравнения реакций, при помощи которых, используя простые вещества кальций, фосфор и кислород, можно получить фосфат кальция. (2 балла)

3. 50 г смеси карбонатов бария и натрия растворили в избытке соляной кислоты. Добавление к полученному в результате реакций раствору избытка раствора сульфата натрия приводит к выпадению 46,6 г осадка. (7 баллов)

Напишите уравнения протекающих реакций и определите массовые доли (в %) карбонатов в смеси.

4. Осуществите цепочку превращений:

S X 1 X 2 X 3 X 4 X 5

(5 баллов )

5. Какие из ионов не могут находиться в одном растворе? Почему?

Ba 2+ ; H + ; CL - ; OH - ; SO 4 2- .

Ответ подтвердите ионными уравнениями. Запишите не менее двух молекулярных уравнений, соответствующих вашим сокращённым ионным уравнениям.

(4 балла)

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 10 класс

Тест. К каждому заданию даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный ответ. Запишите номер задания и поставьте номер выбранного ответа.

1. Наибольшую молекулярную массу имеет

1)СН 3 С1; 2)СН 2 С1 2 ; 3)СНС1 3 ; 4) СС1 4 .

2. Трехэлементное вещество - это...

1)С 2 Н 5 ОН; 2)С 2 Н 6 ; 3) СН 3 N0 2 ; 4) СН 2 (NН 2 )-СООН.

3. Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции

C 3 H 8 +O 2 ? CO 2 + H 2 O

1)10: 2)11: 3)12: 4)13.

4. Количество вещества (моль), содержащееся в 2,97 г С 2 Н 4 С1 2

1)0,5; 2)0,3; 3)0,03; 4)0,15.

5. Реакция, в результате которой растворяется осадок

1) Кальций + Вг 2 ; 2) К 2 С0 3 + Н 2 S0 4 ; 3) Сu(ОН) 2 + НNО 3 ; 4) С 2 Н 4 + КМn0 4 + Н 2 0

6. В соединении С 2 Н 5 Э массовая доля элемента 55,04%. Неизвестный
элемент - это …

1) фосфор; 2) хлор; 3) азот; 4) бром.

7. Молярная масса газа массой 1,26 г, занимающего объем 0,672 л (н.у.),
равна

1)44; 2)28; 3)32; 4)42.

Задачи

1. При сгорании 28 г смеси метана и этана получили 41,44 л углекислого газа (н.у.).

Определите состав смеси углеводородов в массовых долях. (8 баллов)

2. Расставьте коэффициенты в схемах следующих реакций

KMnO 4 + H 2 O 2 + H 2 SO 4 → K 2 SO 4 + MnSO 4 + H 2 O + O 2 (3балла)

3.Какую массу соды можно получить из 10 л (н.у.) CO 2 и 30 г NaOH? Сделайте отдельно расчеты для питьевой, кристаллической и кальцинированной соды, дайте этим веществам номенклатурные названия.(6баллов)

4. Относительная плотность паров органического вещества по метану равна 4,625. Определите молекулярную формулу этого вещества, напишите структурную формулу и дайте ему название, если массовая доля углерода в нём равна 64,86%; водорода – 13,52%; кислорода – 21,62%. 5 баллов 5. В четырех пробирках без надписей находятся водные растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, карбоната калия и сульфата алюминия. Предложите способ определения содержимого каждой пробирки, не применяя дополнительных реактивов.( 6баллов)

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 11 класс

1.В уравнении реакции, схема которой
KMnO 4 + HCl = KCl + MnCl 2 + Cl 2 + H 2 O
коэффициент перед формулой восстановителя равен:
1)5; 2)10; 3)12; 4) 16.

2.Какой углевод в организме человека играет главную роль в энергетическом обмене:
1) фруктоза; 2) сахароза; 3) крахмал; 4) глюкоза?

3.Обнаружить в растворе карбонат-ионы можно с помощью:
1) гидроксида натрия; 2) азотной кислоты; 3) хлорида калия; 4) лакмуса. 4.Для обнаружения в составе белков остатков ароматических аминокислот используют :
1) ксантопротеиновую реакцию; 2) биуретовую реакцию;
3) реакцию этерификации; 4) реакцию гидролиза. 5.Озоновые дыры
не возникают в результате воздействия на озон атмосферы 1.Оксидов азота; 2.Соединений фтора; 3.Водяного пара; 4.Соединений хлора 6.Парниковый эффект, то есть результат различной проницаемости разных веществ и материалов для разных видов энергии(световой и тепловой) не наблюдается: 1В русской бане 2.В теплицах 3.В атмосфере Земли 4.В автомобиле с закрытыми стеклами в солнечный день 7.Сколько - связей в молекуле уксусной кислоты. 1.6 2.7 3.5 4.1

Задачи

1. Сколько изомеров у C 5 H 12 . Запишите их структурные формулы и дайте каждому веществу названия по заместительной номенклатуре. Какой из этих изомеров имеет наибольшую температуру кипения. Рассчитайте относительную плотность паров этого соединения по воздуху .

2.Определите молекулярную формулу алкена, если известно, что одно и то же количество его, взаимодействуя с различными галогеноводородами, образует, соответственно, или 5,23 г хлорпроизводного, или 8,2 г бромпроизводного.

напишите уравнения реакций

CH 4 С 2 Н 2 X 1 CH 3 – С X 2

4.Состав каменного угля одного из месторождений (в массовых долях): C – 82,2%;

H – 4,6%; S – 1%; N – 1,2%; H 2 O – 1%; зола 10 %. Определите объём воздуха (н.у.),

Который потребуется для полного сгорания 1 кг такого угля.

5. В пробирках находятся следующие вещества: фенол, этиловый спирт, глюкоза, глицерин и уксусная кислота. Используя в качестве реагентов сухую соль карбоната натрия, растворы брома, сульфата меди и гидроксида натрия, предложите способ определения содержимого каждой пробирки.


, 2011-12 учебный год

Задача 11-1 .

Что такое «тяжелая вода»? Сколько, примерно, протонов, нейтронов и электронов содержит образец такой воды массой 10 г? Какой газ выделится при взаимодействии этой порции «тяжелой воды» с избытком натрия? Напишите уравнение реакции и определите массу газа. (10 баллов)

Задача 11-2.

Смесь карбида алюминия и сульфида алюминия обработали избытком раствора гидроксида натрия, при этом смесь полностью растворилась, и выделилось 6,72 л газа (н. у.) Через полученный раствор пропустили углекислый газ до прекращения выпадения осадка, масса которого после прокаливания составила 40,8 г. Напишите уравнения реакций. Определите массовые доли веществ в исходной смеси (10 баллов)

Задача 11-3.

Напишите уравнения реакций, соответствующих следующей схеме

Cu2O Х1 https://pandia.ru/text/80/218/images/image003_274.gif" width="83" height="36 src="> Х3 DIV_ADBLOCK718">

Задача 11-5.

После занятия химического кружка восьмиклассников в лаборатории осталось пять колб с растворами. На первой колбе было написано "иодид калия", на второй – "карбонат калия", на третьей – "соляная кислота", на четвертой – "хлорид меди" и на пятой – "гидроксид бария". Десятиклассники Маша и Саша сразу увидели, что что-то здесь не так – колба с хлоридом меди была подписана неправильно. «Надо проверить и другие растворы» - решили друзья, и поспорили, кто это сделает быстрее.

Маша взяла немного раствора из первой колбы, и прилила к ней раствор из второй. Выделился газ. Тогда Маша к раствору из первой колбы прилила раствор из третьей – выпал белый осадок. «Этого достаточно» - решила Маша и подошла к Саше.

А Саша к этому времени уже налил немного растворов из четырех колб в четыре пробирки и прибавил к ним уже известный раствор хлорида меди. В одной пробирке у него раствор стал темно-коричневым и выпал желтый осадок, в другой был осадок синего цвета, еще в одной – зеленоватый, и только в одной – ничего не произошло. «Мне тоже все понятно!» - сказал он. А у восьмиклассников остались вопросы:

а) Как Маша и Саша сразу поняли, что хлорид меди подписан неправильно?

б) Какие реакции провела Маша? Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций. На основании ее опытов определите, в какой колбе находился какой раствор.

в) Какие реакции провел Саша? Напишите уравнения и этих реакций.

г) Есть ли среди проведенных реакций окислительно-восстановительные? Если да, укажите окислитель и восстановитель, напишите электронные уравнения. (10 баллов)

Решение и критерии оценивания

Задача 11-1 . «Тяжелая вода» - оксид дейтерия, D2O. (2 балла)

Дейтерий - изотоп водорода , в состав ядра атома которого входит 1 протон и 1 нейтрон, относительная атомная масса дейтерия равна 2. Молярная масса D2O равна 20 г/моль, следовательно, предложенный образец содержит n = m/M = 10/20 = 0,5 моль тяжелой воды. (2 балла)

Число молекул N= n·NA, следовательно: N(D2O) = 3·1023 молекул.

Состав атома дейтерия D(1p+1n+1e) кислорода O(8p+8n+8e), следовательно, в состав одной молекулы входит по 10 протонов, нейтронов и электронов. Значит, в образце тяжелой воды массой 10 г будет содержаться по 3·1024 этих частиц. (2 балла)

Уравнение реакции 2Na + 2D2O = D2 + 2NaOD

Выделяется «тяжелый водород» с молярной массой 4 г/моль. (2 балла)

По уравнению:

n(D2) = n(D2O)/2 = 0,25 моль; m(D2) = M·n = 0,25·4 = 1 г (2 балла)

Всего 10 баллов.

Задача 11-2. Карбид и сульфид алюминия полностью гидролизуются водой:

Al4C3 + 12H2O = 4Al(OH)3 + 3CH4 (1) (1 балл)

Al2S3 + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2S (2) (1 балл)

Гидроксид алюминия и сероводород тут же реагируют со щелочью:

Al(OH)3 + NaOH = Na (3) (1 балл)

H2S + 2NaOH = Na2S + 2H2O (4) (1 балл)

При пропускании в раствор углекислого газа:

Na + CO2 = Al(OH)3↓ + NaHCO3 (5) (1 балл)

При прокаливании: 2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O (6) (1 балл)

Количество вещества метана: n(CH4)=V/VM = 6,72/22,4 = 0,3 моль

По уравнению 1: n(Al4C3) = n(CH4)/3 = 0,1 моль

n(Al2O3) = m/M = 40,8/102 = 0,4 моль

n(Al)общее = n(Al2O3)·2 = 0,8 моль; n(Al)карбид = n(Al4C3)·4 = 0,4 моль


n(Al)сульфид = n(Al)общее - n(Al)карбид = 0,8-0,4 = 0,4 моль

n(Al2S3) = n(Al)сульфид / 2 = 0,4/2 = 0,2 моль (2 балла)

Массы (m=M·n): m(Al4C3) = 144·0,1 = 14,4 г;

m(Al2S3) = 150·0,2 = 30 г; m(смеси) = 14,4+30 = 44,4 г.

ω(Al4C3) = 14,4/44,4 = 0,324 = 32,4%;

ω(Al2S3) = 100% - 32,4% = 67,6% (2 балла)

Всего 10 баллов.

Задача 11- 3 .

Уравнения реакций:

Cu2O + 3H2SO4 = 2CuSO4 +SO2­+3H2O

Cu2O – восстановитель, H2SO4 – окислитель 2 балла

CuSO4 + BaCl2 = CuCl2 + BaSO4¯; 1 балл

CuCl2 + 2KOH = 2КCl + Cu(OH)2¯ 1 балл

2Cu(OH)2 + CH2(OH)-(CHOH)4-CHO = Cu2O + CH2(OH)-(CHOH)4-COOH + 2H2O

глюкоза – восстановитель, Cu(OH)2 – окислитель 2 балла

образуется глюконовая кислота CH2(OH)-(CHOH)4-COOH 2 балла

Всего 8 баллов.

Задача 11-4 .

Сравнив формулу вещества А (C7H8О) с формулой соответствующего алкана C7H14 видим, что она подчиняется формуле (CnHn-6О). Это показывает, что в состав структуры входит фенильный фрагмент. В соответствии с этим веществу с составом C7H8О можно предложить три наиболее вероятных структуры:

CH3-C6H4ОН (1), CH3-O-C6H5 (2), C6H5-CH2-OH (3) 3 балла

Из них первое относится к классу фенолов (реагирует с Na и NaOH), второе – к простым эфирам (не реагирует ни с Na, ни с NaOH), и только третье – бензиловый спирт удовлетворяет условиям задачи и реагирует только с натрием:

2C6H5-CH2-OH + 2Na → 2C6H5-CH2-ONa + H2 2 балла

Окисление спирта приводит к соответствующему альдегиду Б:

C6H5-CH2-OH + CuO → C6H5-CHO + Cu + H2O (бензойный альдегид) 1 балл

Альдегид легко окисляется до бензойной кислоты В:

2C6H5-CH2-OH + O2 → 2C6H5-COOH + H2O 1 балл

Уравнения реакций бензойной кислоты:

C6H5-COOH + NaOH → C6H5-COONa + H2O 1 балл

2C6H5-COOH + 2Na → 2C6H5-COONa + H2 1 балл

C6H5-COOH + C2H5OH → C6H5-COOC2H5 + H2O

В последней реакции образуется сложный эфир, этилбензоат – вещество Г. 1 балл

Всего 10 баллов.

Задача 11-5.

а) Растворы всех веществ бесцветны, а разбавленный раствор хлорида меди(II) имеет голубую окраску, поэтому определить, в какой колбе он находился, не составляло труда. (1 балл)

б) Реакция с выделением газа могла пройти только такая:

K2CO3 + 2HCl = 2KCl + CO2 + H2O; CO32– + 2H+ = H2O + CO2

значит, в первых двух колбах находятся K2CO3 и HCl. Соляная кислота не может дать осадок ни с одним из растворов. А карбонат калия может дать белый осадок только с гидроксидом бария:

K2CO3 + Ba(OH)2 = BaCO3↓ + 2 KOH; CO32– + Ba2+ = BaCO3↓

Следовательно, в первой колбе - карбонат калия, во второй - соляная кислота, в третьей – гидроксид бария. CuCl2 не может быть в четвертой колбе – он был подписан неправильно, значит он в пятой колбе. А в четвертой – раствор иодида калия. (3 балла)

в) Реакции с раствором хлорида меди(II):

2CuCl2 + 4KI = 2CuI↓ + 4KCl + I2; 2Cu2+ + 4I–= 2CuI↓ + I2;

Иод придает раствору бурый цвет, осадок CuI белого цвета, но из-за поглощенного иода кажется желтым. (1 балл)

CuCl2 + Ba(OH)2 = Cu(OH)2↓ + BaCl2; Cu2+ + 2OH – = Cu(OH)2↓;

синий осадок гидроксида меди. (1 балл)

2CuCl2 +2K2CO3 + H2O = (CuOH)2CO3+ 4KCl +CO2;

2Cu2+ +2CO32– + H2O = (CuOH)2CO3↓ + CO2; (1 балл)

зеленоватый осадок основного карбоната меди.

г) Окислительно-восстановительной является только реакция хлорида меди(II) с иодидом калия. При этом иодид-ион является восстановителем:

2I-1 – 2e = I20, ион меди – окислителем: Cu+2 + 1e = Cu+1 (3 балла)

Всего 10 баллов.

Максимальное количество баллов – 48

Время выполнения - 3 часа

Школьный этап всероссийской олимпиады по химии 2016 год.

9 КЛАСС

ЧАСТЬ 1 (тест)

К каждому заданию даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный ответ. Запишите номер задания и поставьте номер выбранного ответа.

1. Наибольшую молекулярную массу имеет

1) BaCl 2 2)ВаS0 4 3) Ва 3 (Р0 4) 2 ; 4) Ва 3 Р 2 . (1 балл)

2. Трехэлементное вещество - это...

1) серная кислота; 2) негашеная известь (оксид кальция);

3) хлорид железа (III); 4) медный купорос. (1 балл)

З. Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции

(СuОН) 2 С0 3 + НС1 = СuС1 2 + С0 2 + ... (2 балла )

1)10: 2)11; 3)12; 4)9.

4. Количество вещества (моль), содержащееся в 6,255 г хлорида фосфора (V) (2 балла)

1)0,5; 2)0,3; 3)0,03; 4)0,15.

5. Масса (в граммах) навески нитрата алюминия, в которой содержится 3,612∙10 23 атомов азота

1)127,8; 2)42,6; 3)213; 4)14,2. (2 балла)

6. Число протонов и нейтронов в ядре изотопа 40 К

1) р = 20, n=19; 2)р = 40, n = 19; 3)р= 19,n = 21: 4)р= 21,n=19. (2 балл)

7. Реакция, в результате которой выпадает осадок

1) КОН + НС1;2) К 2 С0 3 + Н 2 S0 4 ;3) Cu(OH) 2 +HNO 3 ; 4) Nа 2 S + Рb(N0 3) 2 . (2балла)

8. При взаимодействии смеси цинка (5,2г) и карбоната цинка (5,0 г) с соляной кислотой выделяются газы объемом (н.у.) (2 балла)

1)0,896 л; 2) 1,792 л; 3)2,688 л: 4) 22,4 л.

9. В 250 мл воды растворили 150 г хлорида кальция. Массовая доля соли в растворе (в процентах) равна:

1) 60; 2) 37,5; 3) 75; 4) 62,5 (2 балла)

10. Молярная масса газа массой 0,84 г, занимающего объем 672 мл (н.у.), равна

1)44; 2)28; 3)32; 4)16. (2 балла)

Итого 18 баллов

ЧАСТЬ 2 (цепочки превращений)

    Прочитайте текст.

Шел солдат по полю, решил привал сделать, письмо написать родным, да нечем. Тут он нашел черный камешек, попробовал – рисует. Написал этим камешком письмо, да поспать решил. Бросил камешек в огонь – тот вспыхнул, только дым пошел. Дождь дым остановил, к земле прибил; водица текла тяжелая, известковая. Стала сохнуть вода, кое-где осталась, а где высохла – там уже белые камешки лежали. Проснулся солдат, удивился, как дождь из черного камешка белый сделал. Взял он белый камешек, провел им по белому валуну, глядь – а он рисует. Удивился солдат и пошел дальше.

Составьте цепочку превращений и решите ее. (8 баллов )

(10 баллов)

ЧАСТЬ 3 (задачи)

    Конструкторы первых космических кораблей и подводных лодок столкнулись с проблемой: как поддерживать на судне или космической станции постоянный состав воздуха, т.е. как избавиться от избытка углекислого газа и возобновить запас кислорода? Решение было найдено изящное - надо превратить СО 2 в О 2 ! Для этого было предложено использовать надпероксид калия (КО 2), который образуется при сгорании калия в кислороде. При взаимодействии надпероксида калия с углекислым газом выделяется кислород в свободном виде (атомы кислорода являются и окислителем, и восстановителем одновременно). Составьте уравнения реакций, о которых идет речь в тексте. Зная, что в сутки человек выделят в среднем 0,51 м 3 углекислого газа, рассчитайте, какое количество надпероксида калия должно быть на борту космической станции, чтобы обеспечить жизнедеятельность экипажа, состоящего из трех человек в течение месяца (30 дней). (24 балла)

    Юный химик получил от учителя четыре склянки без этикеток, содержащие растворы гидроксида калия, хлорида цинка, хлорида бария и сульфида калия. Концентрация веществ в каждом из выданных растворов составляла 0,1 моль/л. Как, не используя дополнительные реактивы и имея в своем распоряжении только фенолфталеиновую бумагу (бумагу, пропитанную спиртовым раствором фенолфталеина), определить содержимое склянок? Предложите последовательность действий юного химика. Запишите уравнения происходящих реакций. (40 баллов )

Школьный этап всероссийской олимпиады по химии ОТВЕТЫ

9 КЛАСС

ЧАСТЬ 1Тест.

Номер задания

Вариант ответа

Количество баллов

Итого 18 баллов

ЧАСТЬ 2 Цепочки превращений.

Задание 11

Количество баллов

Составлена цепочка

C-CO 2 -H 2 CO 3 -CaCO 3

1 уравнение

2 уравнение

CO 2 +H 2 O=H 2 CO 3

3 уравнение

H 2 CO 3 + CaO =CaCO 3 +H 2 O

Итого 8 баллов

Задание 12

записано уравнение реакции 1

CuSO 4 + 2KOH = Cu(OH) 2 ↓ + K 2 SO 4

2 балла

записано уравнение реакции 2

Cu(OH) 2 = CuO + H 2 O (нагревание)

2 балла

записано уравнение реакции 3

CuO + H 2 = Cu + H 2 O

2 балла

записано уравнение реакции 4

Cu + HgSO 4 = CuSO 4 + Hg

2балла

записано уравнение реакции 5

CuSO 4 + Ba(NO 3) 2 = BaSO 4 ↓ +Cu(NO 3) 2

2 балла

Итого 10 баллов

ЧАСТЬ 3 Задачи.

Задание 13.

Записано уравнение реакции сгорания калия в кислороде

5 баллов

Записано уравнение реакции взаимодействия надпероксида калия с углекислым газом

4KO 2 + 2CO 2 = 2K 2 CO 3 + 3O 2

5 баллов

Рассчитано количество надпероксида калия, которое должно быть на борту.

В сутки человек выделяет углекислого газа 0,51 м 3 = 510 л, что составляет 510л: 22,4л/моль = 22,77 моль, чтобы его утилизировать требуется в 2 раза больше надпероксида калия, т.е. 45,54 моль или 3,23 кг.
Для работы в течении 30 дней для троих человек потребуется 3,23кг х 30 дней х 3человек = 290,27кг надпероксида калия.

14 баллов

Итого 24 балла

Задание 14

Фенолфталеин принимает малиновую окраску в щелочной среде. Окраска появляется в растворах гидроксида калия и сульфида калия:
К 2 S + НОН КНS + КОН

Определяем, в какой склянке находятся гидроксид калия и сульфид калия.
Приливаем к пробам растворов, в которых окраска фенолфталеина не изменилась, содержимое одной из склянок. Если выпадает белый осадок, не растворяющийся в избытке раствора реактива – это раствор сульфида калия, а анализируемый раствор содержит хлорид цинка.
К 2 S + ZnCl 2 = ZnS↓ + 2КCl

Если выпадает студенистый осадок, растворимый в избытке реактива, то приливаемый раствор содержит гидроксид калия, а анализируемый раствор содержит хлорид цинка.
2КОН + ZnCl 2 = Zn(ОН) 2 ↓ + 2КСl
Zn(ОН) 2 ↓ + 2КОН = К 2 или
Zn(ОН) 2 ↓ + 2КОН = К 2 ZnО 2 + 2Н 2 О

В склянке, к пробам которой при приливании растворов К 2 S и КОН видимых изменений не происходит, содержится хлорид бария.

Итого 40 баллов

I этап

src="o-15/j-2015-1.jpg" width=283 height=255 border=0 align=right hspace=15 vspace=10>

I этап областной химической олимпиады учащихся основной школы прошел в феврале 2019 года и в нем приняло участие 193 школьника из областного центра, из других городов юга области и из сельских районов. По срвнению с прошлым годом число участников возросло на 9 человек (+4,7%).

Задания первого этапа как и в предыдушие годы состояли из тестовой части (9 вопросов базового и повышенного уровня сложности), ответы на которую оценивались максимально в 30 баллов, и 4-х задач с развернутым ответом, позволяющие получить еще до 70 баллов. Содержание заданий отвечало начальному этапу обучения химии. Оно требовало от участников знаний первоначальных химических понятий, основ химической номенклатуры, знания основных химических свойств 4-х классов неорганических соединений и владения типовыми методами химических расчетов: нахождения молярных масс веществ, количества вещества, числа атомов и молекул, расчеты по уравнениям реакций, с использованием понятия массовая и объемная доля.

На диаграмме показано распределение участников олимпиады по успешности результатов (сумме набранных баллов). 29 учащихся набрали 50 и более баллов, что составило 15% от всего числа участников. В тоже время 52 школьника (27%) получили менее 10 баллов. Все это говорит об отсутствии у многих участников достаточной подготовки.

На второй диаграмме показана успешность выполнения отдельных заданий олимпиады тремя группами участников: всего потока, 50% лучших участников и 15% - тех кто набрал более половины баллов. Видно, что для всех групп наибольшую сложность представляла задача №3, посвященная процессу разделения смеси, с использованием химических и физических процессов. Для более слабых групп трудной была также задача 1, требующая выведения формулы вещества на основе числа структурных единиц. Успешнее всего участники справлялись с тестовым заданием, хотя и здесь средний балл всего потока участников состаил 13,8 балла (46%).

Наибольших успехов в заочном туре олимпиады добились школьники гимназии №21 г Тюмени (учитель химии Змановская Г.И.), ФГКОУ "Тюменское президентское кадетское училище" (учитель химии Саранчина Н.В.), МАОУ СОШ №16 г. Тобольска (учитель химии Гринько С.Г.), МАОУ "Ярковская СОШ" (учитель химии Шараметова Л.Г.), МАОУ "СОШ № 1" г. Заводоуковска (учитель химии Золотавина Е.А.).

II этап

На II этап были приглашены школьники, набравшие более 70 баллов заочного этапа, 16 человек. К сожалению только 11 человек из них смогли реально принять участие в очном этапе. Этап проходил 29 марта в СОШ №63 г. Тюмени.

Задания II этапа по форме и содержанию были приближены к заданиям Всероссийской олимпиады школьников. Участникам было предложено решить 5 задач с развернутым ответом, содержательно отвечающим основным темам курса химии 8 класса: строение атома и периодическая система Д.И. Менделеева, количество вещества, расчеты по химическим уравнениям и составу растворов, объемы газов, основные классы неорганических соединений. Все задачи оценивались в 10 баллов, так что максимально участники могли набрать на этом этапе 50 баллов.

К сожалению, подготовка участников не позволила им набрать и половины возможного числа баллов. Наиболее сложной для них оказалась задача №3, Возможно потому, что она была велика по объему текста и количеству расчетов для ее решения, хотя сами расчеты не выходили за рамки типовых задач школьного курса (состав раствора, приготовление раствора заданной концентрации). Вызвало затруднение также использование постоянной Авогадро (задача №1), определение возможности протекания реакций ионного обмена (задача №5).

Тем не менее олимпиада выявила своего победителя. Лучший результат II этапа показал ученик гимназии №21 г. Тюмени, Виктор Николаев (учитель химии Змановская Г.И.). Близкие результаты показали Якушкина Анастасия (также гимназия №21) и Гавинович Алексей (Боровская СОШ, уч. химии Гавинович Ольга Алексеевна). На условном третьем месте Тюменцева Светлана (МАОУ "Ярковская СОШ", учитель химии Шараметова Л.Г.)

Поздравляем всех участников олимпиады "Юниор" с первым опытом участия в химической олимпиаде и желаем им и их наставникам новых, и более высоких результатов в олимпиадах следующего года!