Прежде чем обижаться. Психология обиды и самозащита

Обида - это опасный коктейль из злости, жалости и несбывшихся надежд. Обиженный человек постепенно разрушает себя изнутри, думая о ситуации, которая вызвала разочарование.

Почему люди обижаются?

Обида - это чувство, что съедает изнутри. Она основана на ложных ожиданиях, жалости к себе и злости на обидчика, кто совершил несправедливое действие. Люди могут обижаться на что угодно, винить "судьбу-злодейку", других и даже самих себя.

Психологи говорят, что это чувство родом из детства - ребенок страдает от недостатка общения с семьей или друзьями начинает обижаться, тем самым, пытаясь вызвать реакцию у других. То же можно сказать и о неудачных попытках самоутверждения, например, взрослые не оценили старания ребенка, вовремя не похвалили его и т. д. ребенок обижается, изменяет ход событий, чтобы обратить на себя внимание.

В сознании зрелого человека чувство обиды возникает в ответ на доставленное оскорбление, огорчение, насмешку, отрицательную обратную связь, игнорирование просьбы и причинение боли - физической или психической. Обижаясь, человек хочет, чтобы к нему изменилось отношение, например, больше считались с его мнением и желанием, проявляли больше внимания. Зачастую люди никогда не признают это открыто, предпочитая показать невербальными способами: взглядом, нежеланием разговаривать с обидчиком или даже видеть его.

На самом деле обида - это глубоко подавленный гнев, по сути, она направлена внутрь, а не наружу, поэтому она очень разрушительна.

С ледяной тишиной и презрительным видом обиженный человек пытается "наказать" обидчика, чтобы тот понял, что ошибся и раскаялся.

Однако, неоднократно проигрывая в голове ситуацию, которая причинила боль, «жертва» в первую очередь наказывает сама себя. Казалось бы, обида защищает нашу самооценку, но это обман. Это повышает раздражительность, портит настроение, заставляет видеть мир черно-белым. Более того, это болезненное чувство часто мешает мыслить здраво и принимать правильные решения.

Если вовремя не остановить обиду, она может стать основой такого чувства, как месть и ненависть. Некоторые специалисты в области медицины утверждают, что хроническая обида может стать причиной серьезных разрушающих заболеваний, таких как рак и цирроз печени. Избавление от этой гнетущей болезни может стать прощение. Простив своего обидчика, «жертва» обретает свободу.

Все люди умеют обижаться. Некоторые настолько преуспели в этом, что каждый день портят жизнь себе и окружающим. Тяжело ходить под грузом обид на родителей, друзей, жену, мужа, детей. Пришло время избавиться от обид, чтобы позволить себе испытывать куда более приятные чувства.

1. Чтобы перестать обижаться, нужно помнить, что вам никто ничего не должен. Теперь вспомните одну из последних ситуаций, когда вы почувствовали обиду, воспроизведите её в памяти, но с осознанием того, что никто вам ничего не должен. Вам все еще больно? Чем больше вы практикуете, тем легче вам будет принять это. И тогда вам не придет в голову, как кто-то может вас обидеть.

2. Чтобы перестать обижаться, нужно отбросить все эмоции, разбить событие на несколько мелких и посмотреть, что получится в сухом остатке. Результатом будут совершенно нейтральные действия. Проигрывайте так ситуации, когда вам кажется, что кто-то вас обидел.

3. Чтобы пресечь обиду, будьте виртуальным переводчиком. Например, если в толпе человек бросил вам в след: «Что ты делаешь!», следует включить переводчика с хамского языка на интеллигентный. И тогда перевод будет: «Извините, но это была моя нога, и это действительно больно». Обиды явно не будет, вы можете даже посочувствовать.

4. Если вас оскорбляют саркастические высказывания в ваш адрес, вспомните фразу: «Если вы хотите избежать критики, ничего не делайте, ничего не говорите, и будьте ничем.» Эти колкости в ваш адрес знак того, что вы не стоите на одном месте и чего-то добились в жизни. И чем выше вы поднимаетесь, тем больше вы будете слышать критику.

5. Наконец, прежде чем обижаться, подумайте, зачем вы это делаете. Решится ли ваша проблема таким образом? Или вы используете обиду как средство манипуляции, чтобы получить то, чего хотите. В любом случае перестаньте обижаться, гоните это чувство прочь, и вашей душе всегда будут благоухать цветы.

6. Представьте, что прошло много лет, пять или десять. Посмотрите на ситуацию из будущего. Вы через десять лет будете переживать и плакать? Вряд ли даже будете помнить. Тогда какой смысл держать обиду и мысленно грызть себя.

7. Нет смысла обижаться на конструктивную критику. Наоборот, это хороший повод посмотреть на себя и свою работу со стороны и может что-то изменить. Ну, если вы считаете, что вы безупречны, то нет никаких причин для обиды. Не критикуют только тех, кто ничего не делает.

8. Попробуйте встать на место вашего обидчика и посмотреть на ситуацию его глазами. Как бы вы повели себя на его месте? Может быть, вы были неправы, и ваш оппонент просто не мог контролировать свои эмоции. Простите его и забудьте про обиды с легким сердцем.

9. Смена обстановки. Часто люди нервничают и обижаются по пустякам, когда нервная система истощена. Съездите в отпуск, познакомьтесь с новыми людьми, изучите новые места. По возвращению вы не будете помнить обиды, которые отравляли вашу жизнь.

10. Вы также можете пожалеть обидчика. Психологи считают, что не может счастливый человек хотеть обидеть или унизить другого - он, наоборот, будет готов поддержать вас и сделать счастливым. Поэтому помните, что обидчик в душе чувствует себя плохо. И унижая вас, он пытается облегчить свое страдание.

Обида - это такой маленький и очень симпатичный зверёк. С виду он совсем безобидный. И если с ним правильно обращаться, то вреда он вам не принесёт.

Обида, если не пытаться её поселить в своем доме, прекрасно живёт на воле и никогда никого не трогает. Но все попытки завладеть Обидой, сделать её своей, кончаются всегда плачевно...

Зверёк этот очень маленький и юркий, он может случайно попасть в тело любого человека. Человек это сразу почувствует, ему становится обидно.

А зверёк кричит человеку: «Я нечаянно попался! Выпусти меня! Мне здесь темно и страшно! Я хочу к маме!»

Но люди давно разучились понимать языки тварей земных, особенно таких маленьких зверьков...

Есть такие люди, которые сразу отпускают обиду. Но есть и такие, которые ни за что не хотят её отпускать. Они сразу называют Обиду своею и носятся с ней, как с самой дорогой игрушкой. Постоянно думают о ней, и даже ночью просыпаются от великих дум о ней.

А Обиде всё равно не нравится жить с человеком. Она крутится, ищет выход, но сама она никогда не найдёт пути. Такой вот непутёвый зверёк.

Да и человек тоже непутёвый. Сжался весь и ни за что не выпускает уже свою Обиду. Жалко отдавать. А зверёк то голодный и кушать ему очень хочется. Вот и начинает он потихоньку кушать человека изнутри. И человек чувствует это: то там заболит, то здесь. Так болит, что слезы катятся из глаз. Но поскольку он не понимает от чего это, то и не связывает это недомогание с обидой. А дальше человек привыкает к ней от безысходности, и Обида тоже потихонечку привыкает к своему хозяину: кушает, растёт, жиреет Обида и совсем перестаёт двигаться.

Находит внутри человека что-нибудь вкусненькое, присасывается и сосёт и гложет. Так и говорят про таких людей: «Обида гложет».

И, в конце концов, Обида так прирастает к человеку, что становится частью его. Человек с каждым днем слабеет, а Обида внутри все толстеет и толстеет.

И невдомёк человеку, что только и надо - взять и отпустить обиду!

Пусть себе живёт, в своё удовольствие и будет опять маленькой, юркой и худенькой!

И человеку без неё легче живётся, потому что от Обиды он часто плачет и болеет. Обида - это такой маленький зверёк.

Заключение

Если вы часто обижаетесь на чьи-то слова или действия, это повод проанализировать свое поведение. Вполне возможно, что никто не собирался вас оскорбить, и вся эта ситуация яйца выеденного не стоит. С обидами на мелочи надо бороться. Они отравляют жизнь и портят нервы, занижают самооценку.

Обратитесь к специалисту, если вы не можете справиться с постоянным чувством обиды. Психолог поможет вам понять причины вашего поведения и научиться справляться с этим чувством.

В чем правда, брат? Всем борцам за правду посвящается.

Не знаю как вам, а мне уже надоело для каждого моего слова добавлять «объяснялки» на случай, если оно кого-нибудь обидело. Такое чувство, что, если я опубликую статью без оглядки на все возможные негативные чувства, которые эта статья даже опосредовано способна вызвать, возникает риск получить в ответ шквал гневных мнений. Если я что-то пишу или комментирую, я семь раз отмеряю прежде, чем отправляю свои слова в сеть, чтобы никого ненароком не обидеть.

В мире, где приветствуется терпение и признание, люди часто бывают обидчивыми, особенно некоторые христиане. Слишком часто мы ведем себя как сторожевые псы, вынюхивающие повсюду «лакомые кусочки», на которые можно поставить ярлыки «обидности, бестактности и даже еретичности».

Русский язык, при всем его богатстве, не дает нам абсолютной возможности избежать ситуации, когда кто-нибудь, да и обидится. Нам остается лишь стараться ясно выражать свои мысли, а если есть какие-то «провокационные» темы – не подливать масла в огонь излишней провокационностью.

Похоже в моде новый тренд – обижаться.

Итак, если вы вдруг столкнулись с твитом/блогом/статьей/проповедью/выберите свой вариант , где позиция кажется вам неправильной и обидной, задайте себе несколько вопросов прежде, чем «хвататься за ружье» и открывать огонь:

Так ли это важно?

Бывают ситуации, когда высказать что-то против какой-нибудь идеи очень важно. Нас должна раздражать несправедливость и для восстановления справедливости есть множество праведных способов. Но бывает и так, что споры ведутся вокруг личных мнений и мелких разногласий, и так ли важно об этом спорить?

Фиксируясь на вещах, которые ценны для Бога, мы теряем способность обижаться по пустякам. Мы должны остановиться и подумать, что действительно важно в срезе вечности, в срезе Божьего Царства. Что действительно имеет значение? У нас, как христиан, есть обширные моральные обязательства, но есть еще и просто куча разных, не особо важных тем для дискуссий.

Мой ли это бой?

Ваше родство во Христе не дает вам права вмешиваться в любой круг обсуждения. Некоторые верующие вклиниваются в любую дискуссию между братьями и сестрами, думая, что это их обязанность – участвовать и принимать чью-то сторону.

Вопрос лишь в том, есть ли у вас достаточные личные взаимоотношения с человеком, которого вы хотите обличить или поправить? Если человек публично искажает ваши общие ценности и вашу веру, помните о том, что мы все однажды будем отвечать перед Богом за все свои дела и слова. Бог – тот самый главный Судья. В век полного растворения человека в медиапространстве нам не стоит поддаваться искушению всегда заявлять о своей позиции и объявлять, кто прав, а кто нет, будь это богословская или политическая дискуссия.

Ищу ли я смирения?

Павел пишет церкви в Филиппах: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя». Иногда в конфликте, свидетелем которого вы становитесь, есть что-то, что раскрывает определенные вещи в вашем собственном сердце, показывает ваши собственные желания и эгоистические приоритеты. Будьте готовы признать свою неправоту и покаяться. Иногда вы действительно правы, а противоположная сторона полностью неправа. И бывает особо трудно, если та сторона просто этого не видит и не может признать. Но перед тем, как обидеться и послать конфликт на новый виток эскалации, попробуйте в смирении задать вопрос: способна ли ваша правота добавить что-нибудь в копилку вечности, не выступаете ли в данной ситуации в роли Судьи всего человечества?

А что я не знаю?

Ваша жизнь уникальна, ваши ценности и мнения – результат вашего жизненного пути. У человека, с которым вы спорите тоже есть уникальный жизненный путь. Каждый из нас получает свою уникальную порцию радостей и горя. Жизнь состоит не только из того, что видно на первый взгляд. Возможно, ваш оппонент проходит через жизненные трудности и боль, решает какие-то определенные проблемы в своей жизни или характере. Дайте людям немного благодати, старайтесь думать о них лучшее, откажитесь «читать человека между строк», не стоит сразу бежать к ним с обличениями их мнения и позиции.

Нам не нужно оправдывать плохое поведение, но всегда было бы неплохо признавать, что нам не видна вся картина. В Притчах 26:11 говорится о глупом человеке, который всегда возвращается к своей глупости, и лишь потом – об опасности видеть себя мудрым человеком.

Дайте людям немного благодати, старайтесь думать о них лучшее, откажитесь «читать человека между строк», не стоит сразу бежать к ним с обличениями их мнения и позиции.

Время от времени вы будете попадать в ситуации, когда нужно принять бой, и ваш оппонент – человек, которого вы хорошо знаете. Очень важно в такой ситуации задать себе два последний вопроса:

Могу ли я это изменить? А должен ли?

Если вы об этом думали, если долго несли эту ношу, молились и искали смирения, взвесили все мнения, нашли библейские обоснования для того, чтобы вступить в бой, тогда можно «идти в атаку» и обличать того, кого нужно обличать.

Возможно, идти в атаку будет мучительно и почти неуместно, но ведь иногда можно и на чьи-то ноги наступить, даже если это ноги царя. Когда у вас есть мнение, которое важно озвучить, важно для вас, важно для остальных, возможно, пришло время представить свое мнение вашему обидчику. Христианам заповедано обличать в любви. Наша атака обязана быть приправлена благодатью, особенно, когда слова обидчиком встречены без особой радости. Этот мир (интернет – особенно) полон вещей, которые могут нас обидеть. Но всегда есть выбор: обидеться или пройти мимо. Если мы не зацикливаемся на обидах, у нас есть прекрасная возможность избежать фарисейского самооправдания, в котором Иисус обличал религиозных Своих современников – эти люди настолько погрязли в своей религиозности, что в упор не разглядели Мессию, когда Тот пришел к ним. Я не хочу за дебатами и аргументами проглядеть Христа, когда Тот войдет в мою комнату. Потому что все пройдет, и однажды мы увидим Христа. И это самое главное.

Похоже в моде новый тренд – обижаться.

В мире, где приветствуется терпение и признание, люди часто бывают обидчивыми, особенно некоторые христиане. Слишком часто мы ведем себя как сторожевые псы, вынюхивающие повсюду «лакомые кусочки», на которые можно поставить ярлыки «недуховности, неправильности и даже еретичности».

Не знаю как вам, а мне уже надоело для каждого моего слова добавлять «объяснялки» на случай, если оно кого-нибудь обидело. Такое чувство, что, если я опубликую статью без оглядки на все возможные негативные чувства, которые эта статья даже опосредовано способна вызвать, возникает риск получить в ответ шквал гневных мнений. Если я что-то пишу или комментирую, я семь раз отмеряю прежде, чем отправляю свои слова в сеть, чтобы никого ненароком не обидеть.

Русский язык, при всем его богатстве, не дает нам абсолютной возможности избежать ситуации, когда кто-нибудь, да и обидится. Нам остается только стараться ясно выражать свои мысли, а если есть какие-то «провокационные» темы – не подливать масла в огонь излишней провокационностью.

Итак, если вы вдруг столкнулись с твитом/блогом/статьей/проповедью (выберите свой вариант), где позиция кажется вам неправильной и обидной, задайте себе несколько вопросов прежде, чем «хвататься за ружье» и открывать огонь:

Так ли это важно?

Бывают ситуации, когда высказать что-то против какой-нибудь идеи очень важно. Нас должна раздражать несправедливость и для восстановления справедливости есть множество праведных способов. Но бывает и так, что споры ведутся вокруг личных мнений и мелких разногласий, и так ли важно об этом спорить?

Фиксируясь на вещах, которые ценны для Бога, мы теряем способность обижаться по пустякам. Мы должны остановиться и подумать, что действительно важно в срезе вечности, в срезе Божьего Царства. Что действительно имеет значение? У нас, как христиан, есть обширные моральные обязательства, но есть еще и просто куча разных, не особо важных тем для дискуссий.

Мой ли это бой?

Ваше родство во Христе не дает вам права вмешиваться в любой круг обсуждения. Некоторые верующие вклиниваются в любую дискуссию между братьями и сестрами, думая, что это их обязанность – участвовать и принимать чью-то сторону.

Вопрос лишь в том, есть ли у вас достаточные личные взаимоотношения с человеком, которого вы хотите обличить или поправить? Если человек публично искажает ваши общие ценности и вашу веру, помните о том, что мы все однажды будем отвечать перед Богом за все свои дела и слова. Бог – тот самый главный Судья. В век полного растворения человека в медиапространстве нам не стоит поддаваться искушению всегда заявлять о своей позиции и объявлять, кто прав, а кто нет, будь это богословская или политическая дискуссия.

Ищу ли я смирения?

Павел пишет церкви в Филиппах: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» . Иногда в конфликте, свидетелем которого вы становитесь, есть что-то, что раскрывает определенные вещи в вашем собственном сердце, показывает ваши собственные желания и эгоистические приоритеты. Будьте готовы признать свою неправоту и покаяться. Иногда вы действительно правы, а противоположная сторона полностью неправа. И бывает особо трудно, если та сторона просто этого не видит и не может признать. Но перед тем, как обидеться и послать конфликт на новый виток эскалации, попробуйте в смирении задать вопрос: способна ли ваша правота добавить что-нибудь в копилку вечности, не выступаете ли в данной ситуации в роли Судьи всего человечества?

А что я не знаю?

Ваша жизнь уникальна, ваши ценности и мнения – результат вашего жизненного пути. У человека, с которым вы спорите тоже есть уникальный жизненный путь. Каждый из нас получает свою уникальную порцию радостей и горя. Жизнь состоит не только из того, что видно на первый взгляд. Возможно, ваш оппонент проходит через жизненные трудности и боль, решает какие-то определенные проблемы в своей жизни или характере. Дайте людям немного благодати, старайтесь думать о них лучшее, откажитесь «читать человека между строк», не стоит сразу бежать к ним с обличениями их мнения и позиции.

Нам не нужно оправдывать плохое поведение, но всегда было бы неплохо признавать, что нам не видна вся картина. В Притчах 26:11 говорится о глупом человеке, который всегда возвращается к своей глупости, и лишь потом – об опасности видеть себя мудрым человеком.

Время от времени вы будете попадать в ситуации, когда нужно принять бой, и ваш оппонент – человек, которого вы хорошо знаете. Очень важно в такой ситуации задать себе два последний вопроса:

Могу ли я это изменить? А должен ли?

Если вы об этом думали, если вы долго несли эту ношу, молились и искали смирения, вы взвесили все мнения, вы нашли библейские обоснования для того, чтобы вступить в бой, можно идти в атаку и обличать того, кого нужно обличать.

Идти в атаку, возможно, будет мучительно и почти неуместно, но иногда ведь можно и на чьи-то ноги наступить, даже если это ноги царя. Когда у вас есть мнение, которое важно озвучить, важно для вас, важно для остальных, возможно, пришло время представить свое мнение вашему обидчику. Христианам заповедано обличать в любви. Наша атака обязана быть приправлена благодатью, особенно, когда слова обидчиком встречены без особой радости. Этот мир (интернет – особенно) полон вещей, которые могут нас обидеть. Но всегда есть выбор: обидеться или пройти мимо. Если мы не зацикливаемся на обидах, у нас есть прекрасная возможность избежать фарисейского самооправдания, в котором Иисус обличал религиозных Своих современников – эти люди настолько погрязли в своей религиозности, что в упор не разглядели Мессию, когда Тот пришел к ним. Я не хочу за дебатами и аргументами проглядеть Христа, когда Тот войдет в мою комнату. Потому что все пройдет, и однажды мы увидим Христа. И это самое главное.