Она сидела на полу лирический герой. Анализ стихотворения «Она сидела на полу» Тютчева

Любовная лирика Ф. Тютчева относится к самым ярким и волнующим страницам творчества этого талантливого поэта. Стихи, которые автор посвящал избранницам, просто переполнены эмоциональностью, чувственностью, а нередко даже трагизмом.

История написания

История написания произведения может помочь читателю сделать правильный стихотворный анализ. «Она сидела на полу...» Тютчев написал уже в зрелом возрасте. Когда поэту было 47 лет, он был уважаемым человеком и счастливым семьянином. Но так случилось, что в этот момент Федор влюбился в девушку 24 лет - Елену Денисьеву. Его чувство оказалось взаимным, и между двумя людьми вспыхнул бурный роман, который безмятежно протекал до тех пор, пока не выяснилось, что Елена ждет ребенка. В обществе разразился грандиозный скандал, он не мог не коснуться законной супруги Тютчева - Элеоноры. Измену мужа она переживала очень болезненно. В момент отчаяния ею была уничтожена значительная часть переписки с Федором, которая содержала в себе большое количество стихов, посвященных именно ей. Произведения были безвозвратно утеряны. Это грустное событие описано поэтом в стихотворении «Она сидела на полу...». Ф. Тютчев написал его в 1858 году.

Любовь к Елене стала и радостью, и горем в жизни поэта. Он не смог развестись с женой, но отказаться от счастья с Денисьевой у него также не получилось. Так, просуществовал почти 14 лет. Тютчев прожил дольше обеих женщин, но свои чувства и благодарность он сохранил в своем сердце и к одной, и ко второй.

Анализ стихотворения «Она сидела на полу...» Ф. Тютчева

Очень часто в произведениях Федора Тютчева описаны такие чувства, которые человек переживает в некие переломные моменты своей жизни. Известное стихотворение «Она сидела на полу...» имеет четыре строфы, и каждая наполнена не только чувством, но и глубоким смыслом. С помощью некоторых слов автору удалось передать эмоции так, чтобы каждый читатель смог прочувствовать состояние героини стихотворения.

Первая строфа

В первой строфе повествуется о женщине, которая разбирает старые письма, сидя на полу. Здесь не нужен даже междустрочный анализ. «Она сидела на полу» - Тютчев только с помощью этих четырех слов смог передать часть тех эмоций, что чувствовала женщина. Только в ее позе уже можно уловить страдания и беззащитность. Далее читателю становится ясно, что вся эта груда писем когда-то была очень дорога для героини. Именно поэтому она сначала берет каждый листок в руки, а затем отбрасывает в сторону. Автор дает понять, что на данный момент они уже ничего не значат для нее.

Вторая строфа

Вторая строфа доносит до читателя настоящую человеческую трагедию. Такие глаголы, как "сидела", "глядела", "брала", "разбирала", помогают сделать ("Она сидела на полу..."). Тютчев с помощью этих слов изображает поведение героини. Все и употребляются только в Это добавляет характер воспоминания. При этом подчеркивается тягостность момента ностальгии.

В конце второй строфы присутствует многоточие, которое означает паузу, как бы незаконченную мысль. В этом многоточии можно увидеть страдания души главной героини по счастливой прошлой жизни.

Третья строфа

В этих строках показаны воспоминания женщины. Героиня перебирает в памяти пережитые ею счастливые минуты, которые уже ничего не значат в настоящее время и которые уже никогда не вернуть. Словосочетание «сколько жизни» в первой строчке образует смысловое кольцо со словом «убитой» в последней строке. Этот момент усиливает ощущение переживаний и глубокого трагизма.

Четвертая строфа

С помощью последней строфы можно провести заключительный анализ «Она сидела на полу...». Тютчев показывает читателю человека, который, вероятно, является виновником всех страданий героини. Этот человек прочувствовал всю боль, которую переживала женщина в тот момент. Он даже готов перед ней упасть на колени, но в то же время понимает, что уже невозможно ничего изменить, чувства обречены, их нельзя возобновить, как ни старайся.

Мнение Толстого

Лев Толстой данное стихотворение отметил двумя буквами «Т. Ч.», что означает "Тютчев. Чувство". Известный писатель считал, что в этом стихотворении поэт смог передать те чувства, которые практически невозможно выразить с помощью слов. В жизни бывают такие моменты, когда в человеке борется большое количество эмоций, что очень сложно объяснить, а Тютчеву удалось это передать в своем стихотворении.

Для многих и сейчас остается актуальным произведение «Она сидела на полу...». Анализ стихотворения показал, что такой момент может случиться в жизни каждого человека. Возможно, для кого-то данный шедевр является вершиной творчества, а для кого-то - просто поэзией. Можно сказать лишь одно: такие строки никого не оставят равнодушным.

Стихотворение «Она сидела на полу» Тютчев написал в 1858 г. Оно было напечатано в том же году в журнале «Русская беседа» во втором томе.

Предполагается, что стихотворение посвящено второй жене Тютчева Эрнестине. Отношения Тютчева с женщинами были запутанными. Первая его жена Элеонора умерла при трагических обстоятельствах, но вскоре Тютчев женился на Эрнестине. Он был знаком с Эрнестиной задолго до смерти первой жены. Но на втором десятке лет счастливого брака с Эрнестиной ситуация повторилась. В 1849 г. Тютчев полюбил Елену Денисьеву, которая была почти в два раза младше его. С этих пор долгих 14 лет, до смерти Денисьевой, Тютчев разрывался между двумя женщинами. Эрнестина была мудра и сохранила брак. Но она должна была испытывать отчаяние. Именно таково состояние героини стихотворения «Она сидела на полу».

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к жанру интимной лирики. Оно написано в лучших традициях романтизма. Лирический герой и героиня стихотворения описаны в момент наивысшего напряжения чувств, они одиноки и готовы к действию, но отказываются от него как от бесполезного. Накал страстей ещё усиливается, не находя разрядки.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из четырёх катренов. Первый, второй и четвёртый – жанровая сценка, описание разбирающей груду писем женщины (первые две строфы) и наблюдающего за этим лирического героя (последняя строфа). В третьей строфе лирический герой обращается к содержанию разбираемых писем, которое ему известно, потому что он сам писал их.

Тема стихотворения – конфликт между когда-то близкими людьми, угасшие чувства. Основная мысль: любовь, даже угасшая, не оставляет человека никогда, живая в его сердце как грусть, сожаление, боль, которые останутся с ним навечно.

Тропы и образы

Образ героини лишён каких бы то ни было подробностей. У неё нет ни внешности, ни имени, заменённого местоимением она . И всё же образ женщины очень конкретен. Через внешность (позу и действия) Тютчев передаёт её внутренний мир.

Начало стихотворения должно было шокировать читателя 19 в. Это наша современница может сидеть в джинсах на полу и рыться в бумагах. Если дворянка в 19 в. сидит на полу, это значит, что в её жизни случилось что-то вопиющее, что у неё просто подкосились ноги или она не в себе.

Отношение героини к письмам как к остывшей золе (сравнение) означает, что они были для неё бесполезными и бессмысленными. Но героиня всё-таки берёт их в руки. Очевидно, она выбрасывает только письма, принадлежащие лирическому герою.

Описав смятение в душе героини, Тютчев обращается к единственной в стихотворении её характеристике – взгляду, который называется чудным, то есть странным (хотя в оригинальном слове чудно глядела ударение на у , очевидно, для ритма).

В сравнении второй строфы вся суть состояния героини, вся гамма её чувств. Её взгляд сравнивается со взглядом душ на оставленное тело. Это и сожаление, и облегчение, и освобождение, и шаг к новому, и несомненное окончание земной жизни. Письма для героини мертвы, как мертвы отношения с человеком, их написавшим. Недаром же Тютчев использует эпитет знакомые листы, как будто говорит о людях. С другой стороны, листы знакомы не только героине. Лирический герой узнаёт в них свои письма.

В третьей строфе как раз появляется мотив убитой любви и радости. Эта строфа отличатся от трёх других по эмоциональному накалу. Внешне всё по-прежнему остаётся спокойным, но из сердца лирического героя вырываются восклицания, подчёркнутые междометием о . Жизнь прошлого, оставшуюся в письмах, Тютчев характеризует как невозвратимо пережитую , а минуты называет горестными (эпитеты).

Мотив смерти остаётся и в четвёртой строфе. Лирическому герою «страшно грустно». Слово страшно – более сильное наречие, чем очень . Грусть была настолько сильна, как будто он ощутил присутствии милой тени (эпитет), то есть вспомнил об умершей. Эта покойница и есть любовь. Причастие присущая – старославянизм, означающий находящаяся здесь же . Сегодня мы бы сказали присутствующая .

Лирический герой, в отличие от героини, не теряет головы. Он молча стоит в стороне и раскаивается в чём-то, готов пасть на колени, но не падает. То ли он чувствует бесполезность такого поступка, то ли не признаёт до конца свою вину. Но мужская фигура, возвышающаяся над в изнеможении сидящей на полу женской – символ неразрешимости конфликта между влюблёнными.

Стихотворение «Она сидела на полу» совершенно не нуждается в контексте биографии Тютчева, оно понятно любому независимо от того, знаком ли он с жизнью поэта. Но всё-таки стихотворение автобиографично. Эрнестина знала о Денисьевой и смогла жить с этим знанием. Кроме того, Тютчев действительно написал ей «груду писем» (эпитет), многие из которых она уничтожила, так что некоторые стихотворения, ей посвящённые, оказались безвозвратно утерянными.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Рифмовка перекрёстная, мужская и женская рифмы чередуются.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»

Написанное Тютчевым в конце пятидесятых годов XIX столетия стихотворение «Она сидела на полу» по праву считается одним из наиболее волнующих и запоминающихся произведений в любовной лирике поэта. По мнению литературных знатоков, оно посвящалось его второй жене Эрнестине, которая поддерживала поэта в самые непростые моменты его жизни, и прощала ему все обиды и измены. Выдающийся поэт, уже находясь в довольно зрелом возрасте (47 лет), полюбил девицу дворянского происхождения Елену Денисьеву, которая по возрасту годилась ему в дочери (ей было 24 года), это яркое чувство и невозможность быть с любимым человеком (он так и не решился расстаться с женой) он пронес через всю жизнь. Тютчев на протяжении 14 лет разрывался между чувствами к жене и нежданной поздней любви к Денисьевой, пережил их обеих и пронес через годы чувство благодарности к ним, трепетного поклонения, нежности и искреннего восхищения.

Главная тема стихотворения

Стихотворение «Она сидела на полу», состоящее из четырех строф, наполнено трагизмом и не лишено глубокого философского смысла. Первая строфа показывает нам сидящую на полу женщину, перебирающую груду писем, некогда бывшие для неё были очень важными и ценными. Теперь судя по жестам, которые нам описывает автор («брала их в руки и бросала»), они стали для неё просто бесполезной грудой бумаги подобно «остывшей золе», некогда горевшей и пылающей, ныне обугленной и холодной.

Во второй строфе стихотворения пред глазами читателей разворачивается картина самой настоящей человеческой трагедии. Поза женщины, сидящей на полу, её глаза полные тоски о прошедшем, все это подчеркивает глубину отчаяния лирической героини, её полную беззащитность и тоску. Тягость воспоминаний, которые вызывают у неё только боль и страдание, переданы автором глаголами в прошедшем времени (сидела, глядела, бросала, разбирала). Поставленное в конце строфы многоточие показывает, что мысль не закончена и женская душа мучается и страдает от воспоминаний о прошлой жизни, некогда счастливой и беззаботной, которая не вернется.

Третья строфа пронизана воспоминаниями о прошлой жизни, чувствами и эмоциями о тех счастливых днях, женщина перебирает в памяти пережитые моменты счастья и осознает, что в настоящем ничего не сохранилось, чувства убиты и сломлены, к прошлому нет возврата.

Четвертая строфа показывает нам человека, который становится свидетелей данной трагической картины и, судя по всему, он и есть главный виновник страданий этой женщины. Сейчас он осознает, сколько боли и горя он причинил этому родному для себя человеку, искренне раскаивается и готов молить о прощении на коленях. И в тот же момент он понимает, что эти жесты совершенно ни к чему, их чувства полны обреченности и прошлое никогда не вернется. Сам он уже стал для героини не конкретным мужчиной, а неким бестелесным фантомом, «милой тенью», и это вызывает у поэта чувство легкой грусти и печали, как будто одну из главных станиц его жизненной книги перевернули и к ней никогда уже не будет возврата.

Структурный анализ стихотворения

Для усиления общей экспрессии и передачи минорного настроения стихотворения автором применяются разнообразные лексические и синтаксические повторы. Душевный раздрай главной героини передан развернутым метафорическим сравнением «глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», оно как нельзя лучше подчеркивает необратимость разрыва и невозможность вернуться в прошлое.

Именно вследствие весьма непростых взаимоотношений поэта с женщинами, любовная поэзия Тютчева пропитана чувством трагизма и печали, она описывает важные моменты в жизни людей, вынужденных принимать судьбоносные решения, имеющие влияние на всю их будущую жизнь. Любовь для него - глубокое и сильное чувство, которое способно как наделить человека крыльями и поднять его над землей, так и погрузить в бездны горя и отчаяния. Поэт считал, что любовь практически всегда трагедия, её итог уже предрешен заранее, и тем не менее, это не мешает быть чувству любви самым сильным и желанным для каждого человека, живущего на этой земле.

Можно с твердой уверенностью сказать, что любой человек, прочитавший это стихотворение, поймет его по-своему. Для одних это шедевр, для других просто стихи, но однозначно то, что никого данное произведение не оставит равнодушным, оно навсегда останется в его душе и сердце.

Любовную лирику Ф. Тютчева следует читать в контексте биографии поэта, интимные стихотворения - ключик к его душе и самым сокровенным переживаниям. Стихотворение, о котором пойдет речь в статье, изучают в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Она сидела на полу» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1858 г., в период, когда сердце поэта разрывалось между двумя женщинами - Еленой Денисьевой и женой Эрнестиной. Посвящены строки Эрнестине.

Тема стихотворения – страдания женщины от несчастливой любви.

Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя, наблюдающего за страданиями женщины. По смыслу произведение делится на несколько частей: описание женщины, с письмами, рассказ о письмах, воспроизведение чувств, испытуемых лирическим героем.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «любви и радости убитой» , «души смотрят с высоты на ими брошенное тело».

Эпитеты «знакомые листы» , «горестные минуты» .

Сравнения «как остывшую золу, брала их в руки», «так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени».

История создания

История создания произведения связана с любовью поэта к молоденькой девушке Елене Денисьевой. Познакомились они в 1849 году. Елена на 23 года была младше Тютчева, но возраст не стал помехой для развития сильных чувств. Елена узнала, что ждет ребенка. Скрывать отношения уже не получалось. Пара терпела осуждения общества, но любовь между Тютчевым и Денисьевой не угасла на протяжение 14 лет - до смерти Елены.

Элеонора Тютчева тяжело переживала измену мужа. Эмоции захлестывали женщину, во время такого душевного надрыва она уничтожила письма, некогда написанные мужем. В них были и любовные стихотворения, которые навсегда развеялись с пеплом. Картину уничтожения писем как-то увидел Тютчев. Она навсегда осталась в его памяти. В 1858 году было написано анализированное стихотворение. Та, кому посвящено произведение, оказалась женщиной, обладавшей редким умением прощать. После смерти Денисьевой Тютчев вернулся в семью, Элеонора приняла любимого мужчину.

Тема

Поэт раскрывает тему несчастливой любви. Сцена, описанная в анализируемом произведении, не нова для русской литературы, особенность ее в том, что она выхвачена из жизни. Внимание автора обращено не столько на события, сколько на эмоции и чувства героев.

В центре стихотворения два образа - женщина, которая сжигает письма и ее возлюбленный, наблюдающий эту печальную картину. Возлюбленный является лирическим героем.

Вначале произведения рассказывается о женщине, которая перебирала письма. Героиня смотрела на них необычно, понимая, что возможности возвратить былое нет. Мы пока не знаем, кем были написаны строки, занавес этой тайны автор приоткрывает в четвертом катрене. В ней читатель узнает, что женщина держала в руках любовные послания. Переписка, видимо, велась достаточно долгое время, о чем свидетельствуют строки: «О сколько жизни было тут, невозвратимо пережитой» .

Наконец, в последнем четверостишии появляется образ возлюбленного. Эти строки написаны от первого лица, так автор показывает, кто наблюдал за горьким расставанием с любовью. Мужчина признается, что не осмеливался подойти к близкому человеку, попытаться успокоить, хоть и «пасть готов был на колени» . В тот момент он чувствовал лишь страшную грусть.

Композиция

Анализируемое произведение - монолог-воспоминания лирического героя, который стал свидетелем того, как его любимая сжигала письма. Разбор стихотворения по смыслу позволяет поделить его на несколько частей: описание женщины, с письмами, рассказ о письмах, воспроизведение чувств, испытуемых лирическим героем. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.

Жанр

Жанр стихотворения - элегия, так как лирический герой с грустью рассказывает о пережитом. Стихотворный размер - четырехстопный ямб. Ф. Тютчев использовал перекрестную АВАВ рифмовку.

Средства выразительности

Поэт не перенасыщает произведение средствами выразительности, поэтому их можно найти не в каждом стихе. Тем не менее, тропы помогают раскрыть тему, показать чувства и эмоции героев.

В тексте есть метафоры - «любви и радости убитой» , « души смотрят с высоты на ими брошенное тело» ; эпитеты - «знакомые листы» , «горестные минуты» ; сравнения - «как остывшую золу, брала их в руки», «так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени».

Эмоции лирического героя подчеркиваются при помощи интонации. В третьей строфе, где его захлестывает волна воспоминаний, автор использует риторические восклицания.

Это стихотворение все насквозь пропитано грустью и тоской по ушедшим чувствам. И, даже не зная истории его создания, читатель оказывается затронут глубиной любовной лирики и понимает его смысл.

А между тем, посвящено оно было жене Тютчева. Поэт уже в зрелом возрасте и будучи женат, влюбился в другую девушку. И связь их длилась довольно долго. О ней узнала его жена. И хоть она смогла простить измену мужу и жить с ним дальше, пережито это было очень болезненно.

Однажды, Тютчев застал ее за тем занятием, которое и описывает позже в своем стихотворении. Она перебирала их старую переписку. Были там и стихи, посвященные только ей одной.

Чувство тоски и сожаления, а так же беспомощности в сложившейся ситуации переполнили тогда поэта и нашли свое отражение в этих строках. С какой грустью он, незримый в произведении, смотрит со стороны на то, как некогда единственная его любимая женщина разбирала эту бумажную груду.

И сравнение писем с остывшей золой перекликается и с остывшими чувствами автора. Хотя он и продолжал на протяжении всей оставшейся жизни любить обоих женщин, но к жене чувства были все же уже не те. Смотря с грустью на эту сцену, поэту хочется броситься на колени и все вернуть. Но осознание того, что это уже не исправишь, превращает все эти порывы в тень. Как и себя он представляет в этом произведении тенью, наблюдающей за происходящим. Все ушло, остались лишь воспоминания, запечатленные на этих старых пожелтевших листах.

Анализ стихотворения Она сидела на полу Тютчева

Стихотворение Ф.Тютчева «Она сидела на полу», написанное в 1858 году, пронизано слово за словом и строка за строкой невероятно сильным и огненно пылающем чувством. После первого знакомства с этим шедевром, чувствуется не только эмоциональная глубина, но и вся горесть, разрушительная сила послевкусия любви. Проблема данного стихотворения - безвозвратный уход когда-то пылающих чувств.

В первой строфе перед нами предстает замученная горем женщина: «Она сидела на полу». Она сидит не потому, что не способна встать, а потому что сила внутренних чувств уныния на столько велика, что поглощает все её физические силы. Письма отображают её остывшую и охладившуюся, в результате погасшей любви, жизнь. Бросание писем является криком души от нахлынувших воспоминаний.

Во второй строфе автор снова использует удивительное, и в тот час такое точное сравнение, в целях придать выразительности и силы ощущений свидетелям этой драмы. Женщина смотрит на письма, «как души смотрят с высоты на ими брошенное тело». Её воспоминание не только в мыслях, но и в руках, в руках, которые некогда чувствовали любовь дорогого человека.

Апофеоз всей трагичности отображен в третьей строфе. Здесь автор передает осознание и понимание, что финал уже состоялся, и возродить еще недавно горящее огнем чувство не предстоит возможным.

Раскаявшийся участник трагедии, наблюдающий за страдающей жертвой любви, предстает в четвертой строфе. С одной стороны он готов просить прощения и действовать, но с другой – он понимает, что этот лишь внутри него, в действительности - любовь исчезла и возвратить её невозможно.

В произведении используются разные эпитеты для усиления испытываемых чувств: «знакомой», «горестной», «милой». Множественность сложных предложений навевает небывалую и запутанную силу чувств читателям. Актуальность произведения никогда не затмится, так как любовь – вечна.

Анализ стихотворения Она сидела на полу по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Вечер нежный. Сумрак важный Мандельштама

    «Вечер нежный. Сумрак влажный…» так начинается поэтическое произведение известного поэта XX века Осипа Мандельштама, написанное в 1910 году, когда автор проходил обучение в Сорбонне.

    Произведение «Учись у них – у дуба, у березы» Афанасий Фет написал в начале 80-х годов. К этому моменту формирование романтической поэзии автора было на самом пике и как раз широко развивалась тема человека и природы