Проблемный анализ произведения. Структурирование процесса анализа проблемы

Ежедневно каждому человеку приходится решать бесконечное множество проблем самого разного уровня. К примеру, выбор того, что будет съедено на завтрак - это решение проблемы. Определение вида транспорта, который довезет до работы - тоже является решением проблемы. Ежедневно люди находят ответы на огромное количество вопросов, связанных с самыми разными сферами жизнедеятельности.

Но чем является сама проблема? Что входит в это понятие? Иметь представление об этом необходимо, чтобы найти максимально эффективное решение вне зависимости от того, о какой из сфер жизнедеятельности идет речь.

Что же такое «проблема»? Определение

Проблема является не чем иным, как сложным вопросом практического или же теоретического характера, требующим рассмотрения, изучения или же анализа и решения. Другим определением этого понятия является представление проблемы в виде цепочки противоречивых или же сложных ситуаций.

В научной сфере проблема - это наличие многих противоположных или же двусмысленных позиций в отношении какого-либо одного явления, предмета, процесса, объекта. Научная проблема, как и любая другая, требует верной постановки, всестороннего анализа и изучения, разработки теории решения и ее практического применения.

В обычной жизни понятие проблемы является более простым. Как правило, в него входят два пункта - желаемая цель и путь к ее достижению. Для получения результата также требуются верная постановка вопроса и всесторонний анализ проблемы.

Что такое анализ? Определение

"Анализ" - это греческое слово, смысл которого в русском языке выражают такие понятия: разборка, разделение, расчленение на составляющие части, разложение на компоненты. То есть анализом называют детальное рассмотрение чего-либо, а не целостное восприятие.

Определение же звучит следующим образом: это метод, способ исследования чего-либо, основой которого является вычленение отдельных составляющих элементов, деталей и их методичное, всестороннее изучение.

Анализ - способ познания, применяемый во всех научных и жизненных областях по отношению к абсолютно любому явлению, объекту, процессу, предмету, действию.

Чем является анализ по отношению к проблеме?

Поскольку анализировать возможно абсолютно любое явление, событие, объект или же что-то еще, относящееся как к научной области, так и к сфере жизнедеятельности, то при решении различных вопросов данный способ, безусловно, применяется.

Анализ проблемы - это планирование совокупности, последовательности действий, ведущих от ее непосредственного определения или же постановки до разрешения или же достижения необходимого результата, цели.

Что входит в это понятие? Обобщенное представление

Процесс, приводящий к достижению целей или результатов, состоит из нескольких обязательных этапов, которые имеются всегда, вне зависимости от того, к какой области относится рассматриваемая проблема.

Анализ и решение проблем на практике неразделимы и включают в себя следующие моменты:

  • выявление;
  • точное определение или же постановка;
  • детальное рассмотрение, сбор нужной информации и изучение;
  • нахождение путей разрешения;
  • применение и достижение результата.

Данный перечень тезисов достаточно легко можно проиллюстрировать простым примером, наблюдаемым всеми людьми ежедневно в быту.

Человек слышит звон будильника, его мозг тут же выявляет проблему - наступило утро. Человек потягивается, зевает, садится и думает, чем заняться сначала - умыться, посетить туалетную комнату или приготовить кофе. Это процесс точного определения задачи или же постановка конкретной проблемы. Человек идет на кухню, обнаруживает, что зерна в кофемашине закончились, начинает осматривать содержимое полок шкафчиков в поисках упаковки или же банки с растворимым напитком. Это сбор информации, детальное рассмотрение и изучение возможных вариантов решения. Человек находит упаковку растворимого напитка, вскрывает ее, достает чашку и ставит на плиту чайник. Эти действия являются нахождением и воплощением путей разрешения проблемы. Человек наливает воду в чашку и пьет свой утренний кофе - это достижение цели, получение результата, или же решение проблемы.

Данный анализ проблемы, а точнее, система этапов от ее выявления до решения, применим абсолютно к любому вопросу или задаче вне зависимости от сферы жизнедеятельности или уровня сложности.

Существуют ли более узкие понятия?

Разумеется, анализ как способ изучения может иметь отношение не только к системе этапов от определения проблемы до ее решения в целом, но и к каждому из составляющих моментов в отдельности. Применим этот способ познания и к понятиям, имеющим прямое отношение к проблеме, но не являющимся частями пути, который позволяет достичь ее решения.

Например, анализ состояния проблемы - это изучение самого рассматриваемого явления, предмета, объекта, события, а не какого-либо из этапов плана решения. Разумеется, собственные аналитические методы характерны и для каждого типа проблем.

Как классифицируются проблемы?

Классификация проблем для каждой отдельной сферы научной или иной деятельности применяется собственная. К примеру, разделение проблем на типы в сфере управления финансами будет отличаться от классификации, используемой в детском дошкольном учреждении или же институте, изучающем ядерные реакторы.

Обобщенно же классифицируются все проблемы в соответствии с:

  • системным уровнем или же по их глобальности;
  • вероятностью прогнозирования;
  • сложностью.

Под глобальностью или же системным уровнем понимается размер спектра явлений, предметов, объектов или же чего-то иного, охватываемого проблемой. Например, проблема может касаться всего человечества или же только одной личности. Глобальные проблемы обычно связаны с изменениями в климатических условиях, загрязнением окружающей среды, космическими катаклизмами, стихийными бедствиями и прочими аналогичными вещами.

В соответствии с вероятностью прогнозирования, проблемы делятся на пару крупных типов:

  • плохо предсказуемые, внезапные, самообразующиеся;
  • ожидаемые, закономерные, возникшие по конкретным причинам.

К плохо прогнозируемым, самообразующимся проблемам относятся те, которые появляются неожиданно, вне воли человека и вне зависимости от его действий. Например, землетрясение или же замыкание в электрической проводке - это плохо прогнозируемые и непредсказуемые проблемы.

Ко второму типу относятся проблемы неизбежные, ожидаемые и легко прогнозируемые. Например, покупка школьных принадлежностей в конце лета при наличии в семье ребенка старше семи лет, но младше шестнадцати - ожидаемая и неизбежная проблема.

В чем отличие простой проблемы от сложной?

По степени сложности проблемы делятся на две большие группы:

  • легко и быстро решаемые;
  • требующие поэтапного достижения результата путем выявления и ликвидации сопутствующих, более мелких задач.

Иными словами, проблемы могут быть:

  • простыми;
  • сложными.

Сложная проблема - это прекращение гонки вооружений и достижение мира с открытыми государственными границами. Чтобы решить эти вопросы, потребуется разрешить бесконечное множество совершенно разных проблем. Таким образом, для сложных вопросов характерна внутренняя многозадачность и требуется отдельный тщательный анализ проблем процессов их решений.

Простая же проблема характеризуется одной напрямую. Как правило, для ее решения нужен обобщенный системный анализ проблемы, включающий в себя только основные этапы. Например, приготовление яичницы - это простая проблема. Хотя если человеку придется пойти в магазин и приобрести сковородку, то задача из простой станет уже усложненной.

В чем цель проведения анализа?

Цель анализа проблемы напрямую зависит от того, что под этим термином понимается в отдельном, конкретном случае. Например, если рассматривается какая-либо концепция или же идея, то первичная цель аналитики - четкое формулирование задач и их постановка.

Также целевым назначением анализа может быть сбор информации, выявление всех возможных вариантов решения поставленной задачи и прочие аналогичные моменты.

Также аналитика может изучать и причины, приведшие к возникновению какого-либо вопроса или задачи. Например, анализ социальной проблемы включает в себя такие пункты, как выявление, обозначение и изучение причин, приведших к какому-либо явлению, процессу, кризису или чему-то другому. Также аналитики, работающие с социальными направлениями, изучают и вероятность прогнозирования того или иного явления. Помимо этого, анализ прогноза возникновения той или иной проблемы широко применяется в планировании в рамках торговой сферы. Например, проблема приобретения подарков перед Рождеством легко прогнозируется. Аналитики изучают такие факторы, как уровень дохода, востребованность определенных брендов, моду и прочие, на основании чего выдается перечень рекомендаций по составлению ассортимента и ценовым критериям.

Анализ проблемы развития той или иной отрасли преследует уже совершенно иные цели. Они заключаются в обозначении приоритетных на текущий момент направлений и выявлении возможных путей достижения результатов в их рамках.

Каковы методы аналитики?

Конечно же, аналитическая работа не сводится к поиску информации путем опросов или же чтения письменных источников.

Основные методы анализа проблем:

  • гистограмма - наглядное представление любых количественных или иных данных, графики;
  • «контрольные листки» - занесение полученной информации в таблицы;
  • стратификация - разделение имеющегося валового материала на группы по конкретным признакам или характеристикам.

Основное отличие стратификации от классификации в том, что этот метод не только разделяет имеющиеся данные на конкретные группы, но и позволяет выявить взаимосвязь между причинами и следствиями.

Кроме того, самостоятельная работа может быть организована по исследованию проблем отведенных для самостоятельного изучения. Тогда методические указания будут иметь следующий вид:

Задание 1 . Определение исследовательской проблемы (10 баллов).

1. Выделить объект и предмет исследования.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию. Тот подраздел, в рамках которого и будет проходить исследование.

Предмет исследования – это определенный аспект проблемы, в котором выделяется свойство объекта или рассматриваются определенные взаимодействия или взаимовлияния в границах объекта исследования.

Объект исследования шире, чем предмет.

2. Ставится цель исследования и определяются его задачи.

Цель ориентирована на его конечный результат и дает ответ на вопрос: «для чего проводится исследование?». Цель у любого исследования одна.

Задачи детализируют цель исследования. Отвечая на вопросы, поставленные в задачах, мы тем самым достигаем цели исследования.

Цель исследования и задачи представляют собой взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено взаимосвязано со всеми остальными.

3. Составление глоссария по проблеме.

Выделить ключевые понятия , которыми Вы будете оперировать при исследовании проблемы (5-8 понятий). Дать определение каждому понятию.

Ключевые понятия – обобщающие понятия, которые несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают предмет, его признак, состояние или действие.

4. Конструирование структурно логической схемы отражающей взаимосвязи и взаимодействия в рамках предметного поля проблемы.

Структурно логическая схемасвязывает ключевые слова в алгоритмическую последовательность и отражает логику развития исследования.

Этапы создания структурно-логических схем:

1. Изучение материала по проблеме, с выделением незнакомых слов. Определение незнакомых слов необходимо найти в словаре.

2. Выделить ключевые слова по проблеме.

3. Выявить основные причинно-следственные связи по принципу (цель – задача; задача – задача).

4. Преобразовать все записи графически и символически.

5. По мере расширения и углубления знаний по теме исследования дополнение схемы и ее переработка.

При составлении логических схем необходимо руководствоваться следующими требованиями:

Простота схематического представления, выражающаяся в минимальном количестве схемных элементов и их связей;

Целевая и смысловая значимость элементов и связей должно быть иерархически отражено в пространстве схемы. В связи с этим необходимо выделить основные и вспомогательные блоки. (Например: цель – основной блок; задачи вспомогательные, необходимые для решения цели);

Согласование элементов и связей внутри схемы;

Наглядность, для чего используются средства графики, форм, цветовых оттенков, а также цифровой, диаграммный иллюстративный материал.

Задание 2. Анализ эволюции взглядов на проблему (10 баллов).

Анализ эволюции взглядов предполагает сравнительный анализ работ классиков политической мысли (3-4).

2. Выделить 5 -6 ключевых положений по проблеме в каждой работе.

3. Определить критерии для сравнения.

4. Выявить общие черты и различия в ключевых положениях авторов (оформить в виде таблицы).

5. После проведения сравнительного исследования необходимо сделать вывод, где указать: а) как влияла на анализ проблемы автором историческая ситуация; б) выделить основные подходы к исследованию проблемы; в) указать в рамках какого подхода будет проходить ваше исследование и аргументировать почему. Возможен интегративный подход, который объединяет несколько точек зрения.

Задание 3. Кейс-стади (case-study) (15 баллов).

Кейс-стади (case-study) – это метод обучения основанный на разборе практических ситуаций.

При рассмотрении берутся современные практические ситуации, имевшие место или имеющие место в российской политике. Ситуация не должна выходить за пределы пяти последних лет.

Основные понятия, используемые в кейс-методе: «ситуация» и «анализ».

Ситуация – некое состояние, которое содержит в себе определённые противоречия и характеризуется высокой степенью нестабильности. Ситуация как правило имеет потенциал к изменению, и эти изменения зависят от деятельности людей, участвующих в ситуации.

В данной работе необходимо провестипроблемный анализ:

· выделить проблему в исследуемой практической ситуации;

· проанализировать контекст ситуации и его влияние на развитие проблемы;

· выявить возможные варианты развития ситуации

· сконструировать пути оптимизации деятельности по решению проблемы.

Оформление кейса:

1. титульный лист с кратким, запоминающимся названием кейса указываются автор и год написания);

2. введение: указывается время начала действия, кратко характеризуется ситуация;



3. основная часть: выделяется основное противоречие или проблема, дается описание контекста ситуации (исторический контекст; контекст места; состав участников их интересы и способы влияния на принятие решения; особенности действий участников), комментарии ситуации автором и анализ возможных вариантов развития ситуации;

4. заключение: возможное решение проблемы и аргументация, почему данное решение является оптимальным.

Задание 4 . Электронная конференция (15 баллов).

Итогом теоретического и практического анализа проблемы становятся тезисы студента на электронную конференцию.

Анализ - наиболее сложный и ответственный этап работы. Методические опасности:

Можно очень подробно анализировать à избыточная информация;

Слишком лаконичный à интеллектуальный дефицит.

Методическое условие: анализ должен быть избирательным.

Специфика анализа: (1) анализ имеет содержательную сторону (концепция); (2) он обладает определённой структурой, протяжённостью во времени, предполагается членимость на микротемы, или проблемы, нужно органично стыковать эти части.

М.А. Рыбникова «Работа словесников в школе»: надо выбрать из всего курса 2-3 произведения, и весь год их изучать. Потом поменяла точку зрения.

(3) анализ обладает обучающей функцией как процесс включающий разнообразную деятельность учащихся и стимулирующий их литературное развитие.

Виды анализа:

Обзорный (выбранный круг вопросов);

Выборочно направленный (текст рассматривается под углом зрения определённой проблемы);

Детальный (подробный разбор главы или эпизода);

Скрытый (те приёмы, которые относятся к эмоциональной сфере).

Путь анализа - последовательность разбора, своеобразный сюжет рассмотрения литературного произведения. Виды: целостный, пообразный, проблемный. Могут дополнять друг друга. Выбор пути определяется спецификой самого текста, методическими целями, уровнем развития учеников.

(1) Вслед за автором, или целостный. В основе - сюжетно-композиционный анализ. Ученики следят за развитием сюжета, выделяют основные эпизоды, мотивируют поступки героев. Недостаточность: анализ сосредоточен в рамках одного эпизода, и потому не может достаточно глубоко прояснить связи отдельного фрагмента текста со всем текстом. Наиболее плодотворен в среднем звене (5-8 классы): читательская культура невелика, объёма знаний недостаточно, и тогда постепенное движение от эпизода к эпизоду и формируют читательские умения и навыки (компетенции). Не следует увлекаться разбором всех эпизодов: это рассеивает внимание и утомляет школьников.

Поздняя позиция М.А. Рыбникова : «Если подробно остановиться на одной главе, то остальные нужно читать быстро».

В среднем звене используют и скрытый анализ.

Этот путь анализа может быть полезен и в старших классах: и в этом возрасте можно встретить учеников с невысоким уровнем литературного развития. В анализе драматического произведения - только вслед за автором. Сохраняются ценностные качества, приобретённые школьниками в предшествующем периоде.

(2) Изучение системы образов произведения. Рассмотрение образов литературных героев часто оказывается непременным условием анализа и в средней школе, особенно в 7-8 классах. Обострённое внимание к нравственным ценностям. Внимание к образу Гринёва. Почему Маша Миронова выбрала простого гвардейца Гринёва остроумному Швабрина. !!! Не сводить пообразный анализ к выявлению главных и второстепенных, положительных и отрицательных героев.

(3) Проблемный путь анализа. Увеличение количества информации à поиск иных путей обучения, чем простое сообщение знаний. Активизация ученика. Смена роли учителя: не контролёр, а помощник. Ученик самостоятелен. Побуждение к сотворчеству. В основе урока - проблемный вопрос. Специфика: (а) создание альтернативы, построение на парадоксе, противоречии; (б) широта, глобальность; (в) возникает на стыке ученического восприятия и логики писателя.

Пример. Ход урока по Пушкину: ассоциации. Упоминание о Цветаевой («Мой Пушкин»). Блок о Пушкине. «Весёлый» и «лёгкий», но не все стихи такие. Почему весёлый и лёгкий? Как Пушкину удавалось преодолеть трагедию?

Проблемный вопрос возникает не сразу, а в результате многих действий.

!!! Должна быть обращённость к ученику, иначе теряется проблемность.

Проблемный вопрос à проблемная ситуация. Должна быть разноречивость.

Проблемный анализ предполагает вопрос, сформулированный учителем, который (вопрос) организует процесс изучения проблемы. Проблемный анализ - это система вопросов, ведущих к созданию проблемной ситуации (одной или больше). Вопрос , поиски ответа на который определяет последующий анализ, называют перспективным .

Преимущества методики перспективных вопросов:

Ученики видят определённую трудность, возникает желание её преодолеть;

Анализ становится целеустремлённым, то есть имеет перспективу, направленность;

Преодолевается дробность анализа, подчёркивается взаимосвязь художественных элементов произведения.

Отличия проблемного вопроса от вопроса, ведущего к размышлению:

Он может выступать в форме противоречия, разрешимого для учеников;

Он должен обнаруживать второй план фактов, не очевидный для учеников смысловой подтекст;

Он должен быть задачей, увлекательной для школьников, входить в круг его интересов и соответствовать природе художественного произведения;

Он должен быть ёмким, охватывать не единичный факт, а явление в целом.

Проблемный вопрос, как правило, выявляет связи отдельных элементов художественного текста.

Проблемный вопрос ведёт к созданию проблемной ситуации, которая строится как сопоставление различных точек зрения. Уровень проблемной ситуации определяется этапом развития школьников:

5-6 классы: опора на событийную канву произведения;

7-8 классы: нравственная проблематика;

9-11 классы: предполагается выявление традиции и новаторства.

Цели и задачи проблемной ситуации зависят от их места в изучении произведения. На всех этапах должны быть созданы проблемные ситуации с помощью проблемных вопросов. Проблемная ситуация может быть создана путём столкновения разных точек зрения, сопоставления литературного текста с другими видами искусства, выявления несходства читательского восприятия учеников с мнением писателя, обнаружения некоторого противоречия в образе героя. Во всех этих вариантах непременное условие - выбор и доказательство своей точки зрения.

Проблемная ситуация не замыкается рамками одного урока. Каждый урок - развитие общей идеи всех уроков, происходит углубление поисковых мотивов, анализа.

Особенности изучения биографии писателя в школе:

Какие события в жизни писателя надо актуализировать?

Какие факты нужно развернуть в зримую картины?

Какой отпечаток накладывает личность художника на всё произведение?

Цель биографической справки? К какой мысли надо подвести учеников? Какие качества характера, таланта художника надо подчеркнуть?

Отобрать такие факты, события, чтобы они (1) отвечали поставленным целям урока; (2) чтобы они подготавливали к восприятию произведений, которые будут изучаться; (3) были бы интересны определённому возрасту и органичны для самого автора.

Основная цель изучения биографии писателя - эмоциональная (вызвать интерес к личности). Нужно обратить внимание на логику изложения материала.

Опасности:

Опасность фактографии;

Опасность сухого, неэмоционального изложения материала;

Если даём доклад ученику - опасность неподготовленности ученика. Лучше этого не делать.

Нужно давать домашнее задание: вопросы викторины или кроссворда по биографии. Перед лекцией по биографии - установочные вопросы.

Можно попросить детей подобрать эпиграф к этому уроку. Можно - составить хронологическую таблицу. Сопоставить факты биографии с мыслями, идеями, отражаемыми в произведении.

Для того чтобы охарактеризовать проблемный путь анализа, необходимо уточнить такие понятия, как проблемное обучение, проблемный вопрос, проблемная ситуация.

В проблемном обучении органически слиты обогащение ученика знаниями и развитие его творческих способностей. Проблемное обучение является одним из путей постижения сложного учебного материала. Оно воспитывает концепционность мышления, способствует развитию системного подхода к явлениям, который свойствен современной науке. И в этом заключена еще одна из причин обращения современной школы к проблемному обучению.

Проблемное преподавание - один из путей активизации учебного процесса. Попытаемся выделить это явление, уловить его своеобразие.

Изучая в IX классе творчество Чехова, мы можем, например, поручить ученикам найти произведения, в которых выражен протест писателя против рабства и произвола. Школьники самостоятельно выбирают рассказы «Хамелеон», «Маска», «Унтер Пришибеев», готовят их пересказ, выразительное чтение наиболее ярких эпизодов. Такая работа активизирует учебный процесс, требует самостоятельных усилий, но, в сущности, эта репродуктивная деятельность. Она необходима, как такой элемент учебного процесса, когда происходит накопление знаний, воспроизведение фактов. При этом осуществляется, разумеется, и осмысление материала. Однако это осмысление носит стихийный характер, не программируется заданием учителя, во многом зависит от усилий и качеств ученика. Другое дело, когда мы предлагаем классу, назвав те же рассказы, подумать над вопросом: «Почему Чехов часто объединяет в одном лице грубый произвол и рабскую приниженность?» Ответ на этот вопрос осуществляется уже как поисковая деятельность. Чтобы ответить на подобный вопрос, ученики должны не только воспроизвести материал, но обнаружить в нем самые существенные связи. Здесь уровень осмысления и его характер определен требованием учителя. Здесь необходим серьезный «сдвиг» в постижении Чехова и собственном развитии. Школьники не могут выполнить это задание, минуя широкое и новое для них обобщение. Вывод, к которому они приходят, анализируя рассказы Чехова, примерно таков. Рабство и деспотизм одинаково ненавистны Чехову. Рабство не только следствие деспотизма, оно порождает произвол. Только там, где нет рабов, не может быть деспотов. Эти явления органически связаны друг с другом. Таким образом, проблемное обучение, опираясь на репродуктивную деятельность, требует от учащихся непрерывного развития, новых выводов.

Потребность в проблемном обучении особенно остро чувствуют преподаватели литературы. Часто литературный разбор в школе обречен на неудачу лишь потому, что ученики не ощущают потребности в анализе. Вне этой потребности литературный анализ становится в глазах школьников самоцельной, неоправданной операцией. Проблемное преподавание возбуждает интерес к литературе, проявляет в учениках потребность в анализе.

Проблемное изучение подчас понималось как выделение нравственных, эстетических, философских и политических вопросов в литературном разборе, концентрация литературного материала вокруг проблем, существенных для развития ученика, его складывающегося мировоззрения.

Проблемное обучение представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций, в ходе которых ученик с помощью и под руководством учителя овладевает содержанием предмета, способами его изучения и развивает в себе качества, необходимые для творческого отношения к науке и жизни.

Уровень проблемной ситуации и характер проблемного вопроса зависят от степени литературной развитости учеников определяются педагогическими целями обучения.

Создание проблемной ситуации требует прежде всего найти острый вопрос, который явится началом, завязкой проблемного подхода к теме.

Чем же проблемный вопрос отличается от вопроса, рассчитанного на репродуктивную деятельность? Как правило, он сложен, иногда выступает в форме противоречия, однако разрешимого для учеников. Проблемный вопрос одновременно должен быть задачей, увлекательной для школьника, отвечать его потребностям, входить в круг его интересов и вместе с тем соответствовать природе художественного произведения, логике науки о литературе.

В проблемном вопросе непременно должна содержаться задача, способствующая развитию личности ученика, его мировоззрения, нравственного мира и эстетических реакций. Однако связь проблемного вопроса с идейным воспитанием школьников не должна приводить к ограничению, к прямой формулировке нравственных коллизий. Необходимо именно гармоническое сочетание эстетического и нравственного содержания в проблемном вопросе.

Проблемы литературного анализа неразрывно связаны с вопросами жизненно важными для общего развития учеников. При верно поставленном проблемном вопросе поиск истины объединяется с личной устремленностью ученика и ситуация затруднения, когда дети не могут разрешить проблему, опираясь лишь на прошлый опыт и представления, вызывает потребность в новых знаниях, более глубоком осмыслении материала.

В условиях проблемной ситуации отчетливо обнаруживаются позиции учеников. Задача учителя здесь сводится к тому, что он помогает выявиться разнообразным точкам зрения, выразительно сформулировать их. Необходимая для преподавателя в условиях проблемной ситуации объективность состоит в том, чтобы равно внимательно выслушивать аргументы учеников, несогласных друг с другом.

Затруднение, создавшее проблемную ситуацию, необязательно разрешается в диспуте. Проблемная ситуация может быть также разрешена и в лекции учителя, в его размышлении над проблемным вопросом, уже заинтересовавшим учеников.

Проблемные ситуации призваны разбудить и мысль, и художественную интуицию, и образное воображение учеников.

Учитель должен стремиться пронизывать школьный разбор литературного произведения важными мировоззренческими вопросами и разрешить их так, чтобы при этом происходили сдвиги в литературном развитии учеников. Поэтому проблемность не привилегия проблемного пути анализа, а общий принцип обучения в современной школе.

Проблемный анализ предполагает, что вопрос, возникший в сознании учащихся при чтении литературного произведения, организует сам процесс изучения.

Проблемная ситуация не замыкается рамками одного урока. Она должна предшествовать всему анализу в целом. Каждый урок оказывается развитием общей, исходной проблемной ситуации. Так в учениках пробуждается потребность в анализе произведения в целом, происходит углубление поисковых мотивов анализа на каждом уроке, создается непрерыв-ность разбора.


Похожая информация.


Стилистический анализ

Стилистический анализ (стиль – совокупность изобразительных приёмов в литературе и искусстве) – разбор языковых средств через подбор образных выражений авторского отношения к изображаемому в литературном произведении.

В черновике текста стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» (Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит) вместо слова великолепными автором использовано слово необозримыми. Это слово не содержит личностной оценки изображаемой картины природы, не пок4азывает авторского отношения. Слово же великолепными содержит в себе наивысшую степень восхищения, и мы понимаем, как автор относится к изображаемому: ему нравится зимнее утро, он в восторге от чудной картины зимы.

Л.Н. Толстой в были «Лев и собачка», начиная с заголовка, ласково называет действующее лицо «собачка»: «собачка легла, собачка вскочила, смотрел на собачку» и т.д. Только однажды автор использует другую форму слова: «Одному человеку захотелось поглядеть зверей; он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец». Кого характеризует это слово? В первую очередь, конечно, этого человека, который расплатился собачкой за посещение зверинца. Оно показывает его пренебрежительное, безжалостное отношение к жизни животного. Но это же слово говорит нам и об отношении Л.Н. Толстого к животным: автор во время всего повествования не позволяет себе иного названия, кроме уменьшительно-ласкательного – «собачка». И мы видим, что писатель противопоставляет своё отношение к животным жестокости и бесчеловечности упомянутого персонажа.

Сущность данного вида анализа заключается в выделении слова, образного выражения, которые употреблены автором по отношению к поступку, действующему лицу, картине природы и др. (Сначала такое слово называет сам учитель, позже его находят дети самостоятельно). Затем осуществляется анализ этого слова, образного выражения по вопросам: как автор назвал героя (поступок, картину природы)? Почему он так назвал? О чём нам это говорит? Какие чувства испытывает автор?

Конечно, данный вид анализа художественного текста в начальной школе не может занимать весь урок. Однако он должен обязательно дополнять анализ развития действия, чтобы обеспечить полноценное восприятие учащимися художественного произведения.

Проблемный анализ – Это разбор текста по проблемным вопросам.

Проблемному вопросу присущи следующие характеристики: наличие противоречия; увлекательность; возможность альтернативных ответов; ёмкость (способность охватить достаточно большой объём материала, иметь прямое отношение к идее художественного произведения).



Например, учитель читает быль Л.Н. Толстого «Лев и собачка». Дети заинтересованно слушают: «Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла…»

В этом месте, несмотря на трагизм происходящего, некоторые дети начинают хихикать. В чём дело? Хихикают как раз те, у кого уровень восприятия художественного произведения сюжетный, т.е. характеризуется поверхностным пониманием произведения. Истинное значение слово «издохла» (смерть, гибель животного) многим детям не знакомо. Они его чаще всего слышали в контексте ругательства, т.е. это слово выступает для них не как нормальное литературное слово, а как ругательное, плохое. Чтобы предупредить нежелательную реакцию на данное слово, учитель во время подготовки к восприятию художественного произведения даёт толкование слова «издохла» - это литературное слово, которое обозначает смерть животного. Затем учитель организует первичное восприятие произведения, читает текст: «Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой… Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер».

Как же так? Мы только что говорили о том, что по отношению к смерти животного нужно употреблять слово «издох». Почему Л.Н. Толстой написал не «лев издох», а «лев умер», т.е. употребил слово, которое используется по отношению к человеку? Вот он, проблемный вопрос, который содержит в себе противоречие, возможность альтернативных ответов и имеет прямое отношение к идее художественного произведения. Дети, конечно, могут дать разные ответы. Был и такой: «Как же Толстой мог сказать про льва «издох»? Он же сам – Лев!» Но мы должны подвести детей к пониманию главной мысли: словом «умер» писатель подчёркивает человечность поведения животного. В переживании трагедии лев поднимается до вершин человека.

В рассказе В. Осеевой «Хорошее» читаем: «Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать». Сделал ли Юрик что-нибудь хорошее? Нет, наоборот, он всех обидел: и сестрёнку, и няню, и Трезорку. Тогда почему же писательница назвала рассказ «Хорошее»? Что в нём хорошего?

После анализа развития действия в рассказе Л.Н. Толстого «Акула» учитель зачитывает предложение: «Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками», а затем задаёт проблемный вопрос: «Почему артиллерист упал и закрыл лицо руками?» Учащиеся по-разному ответят на этот вопрос. Опираясь на следующее предложение: «Что сделалось с акулой и мальчиками, мы не видали, потому что дым на минуту застлал нам глаза», дети выскажут предположение о том, что если всем дым застлал глаза, то артиллеристу, который был ближе всех к пушке, в глаза вообще мог попасть порох, ему было больно и т.п.

Тогда учитель просит прочитать следующий абзац: «Но когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот (а артиллерист лежит), потом ропот этот стал сильнее (а артиллерист продолжает лежать), и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Старший артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море». Когда артиллерист поднялся и открыл лицо? После того, как раздался громкий, радостный крик, который свидетельствовал о том, что всё в порядке, выстрел оказался удачным. Почему до тех пор он не вставал и лежал, закрыв лицо руками? Потому что боялся увидеть самое страшное – гибель детей. Старший артиллерист – человек-деятель, он всегда будет действовать в трудной и опасной ситуации, будет предпринимать всё, что в его силах, для спасения других. Он герой, но это не бездумный, бесшабашный человек. Он предпринял единственно возможное в данной ситуации, но предсказать результаты выстрела сложно. Вот он и закрыл лицо руками, чтобы не видеть самое страшное, что могло произойти, - ты своими руками убил собственное дитя.