Опросник САН: самочувствие, активность, настроение (В. Доскин, Н.А

Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идёт о ребёнке, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почему так важно вовремя диагностировать и устранить в случае необходимости любые нарушения, связанные с областью эмоций и чувств. Одним из эффективных способов определения самочувствия, настроения и общей активности является методика САН.

Описание методики «Самочувствие, активность, настроение»

Методика САН была предложена в 1973 году группой учёных 1 Московского медицинского института имени Сеченова. В состав разработчиков входили В. А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников. Тест представляет собой 30 пар слов, описывающих общие состояния, степень эмоциональной и физической активности и настроения человека. В качестве целей исследования учёные выделили:

  • оценку психического состояния испытуемого;
  • выявление психоэмоциональной реакции на умственную нагрузку;
  • определение биологических ритмов, свойственных физиологическим и психическим функциям.
  • старт обучения в школе;
  • переход в среднее звено;
  • начало пубертатного периода;
  • поступление в старшие классы и окончание школы.

Таким образом, методика САН может использоваться для диагностики детей любого возраста.

Процедура тестирования САН

Возможен как групповой способ проведения диагностики, так и индивидуальный. Использование один на один с испытуемым рекомендуется в том случае, если ребёнок неуверенно читает и испытывает трудности с пониманием значения всех слов-состояний, на анализе которых и построен тест. Временных ограничений для детей нет, но стоит указать на то, что ответ должен быть дан быстро - первое пришедшее в голову. Только так можно рассчитывать на объективность результатов теста.

В работе с дошкольниками и младшими школьниками важно разбирать каждую пару слов, чтобы у испытуемого не возникло непонимания сути вопроса.

Инструкция по организации диагностики:

Файл: Стимульный материал

Обработка и интерпретация результатов (обсчёт)

Индекс 3, обозначающий неудовлетворительное состояние, оценивается в 1 балл, индекс 2 - 2 очка, 3 - 3 балла. За отметку 0 засчитываем ребёнку 4 очка. Индекс 1, обозначающий слабую выраженность положительного состояния, оценивается в 5 баллов, 2 - в 6, 3 - в 7. Таким образом, за негативное испытуемый получает низкие баллы, а за позитивное - высокие. После обсчёта нужно вывести общую сумму оценок, ориентируясь на таблицу (ключ):

По общей сумме - от 10 до 70 баллов - можно определить состояние испытуемого на текущий момент времени:

  • меньше 30 - плохой показатель;
  • от 30 до 50 - средний;
  • больше 50 - высокий.

Ряд источников предлагает несколько иную систему подсчёта: полученные результаты по каждой шкале нужно поделить на 10. В результате получится средний балл:

  • больше 4 - благоприятное состояние;
  • 5–5,5 - нормальные показатели;
  • меньше 4 - плохое значение.

Первые испытания методики состоялись на группе студентов 1 Московского медицинского института имени Сеченова. Средние показатели у испытуемых были в диапазоне от 5 до 5,5 баллов. В начале 2000-х эксперимент был повторён. У той же возрастной группы учащихся значения снизились до 3–3,5 баллов.

Обратите внимание, что для составления объективной картины психоэмоционального состояния ребёнка важно также учитывать соотношение показателей. Так, если малыш отдохнул, находится в хорошем расположении духа, то его оценки активности, настроения и самочувствия будут примерно одинаковы. А вот если усталость или напряжение нарастает, то значения самочувствия и активности будут существенно ниже, чем настроения.

Методика САН - удобный инструмент диагностики для определения психоэмоционального состояния школьника в разном возрасте. С помощью теста можно оценить не только психическое состояние испытуемого, но и выявить биологические ритмы, связанные с процессами в организме ребёнка.

Методика САН (Самочувствие. Активность. Настроение) разработана в 1973 г. авторским коллективом (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, М. П. Мирошников, В. Б. Шарай) и направлена на изучение актуального самочувствия, настроения и активности испытуемого.

Методика применяется с целью отслеживания изменений в эмоциональном и функциональном состояниях испытуемого в начале и в заключение консультации; для изучения кривых работоспособности, диагностики утомления и других видов функциональных состояний. Методика может использоваться также в исследованиях по эргономике, физиологии, гигиене труда, при работе со студентами, спортсменами. Может использоваться в качестве метода экспресс-диагностики актуального функционального состояния.

Процедура диагностики

ИНСТРУКЦИЯ

«Вам необходимо выразить количеством баллов от 1 до 4 свое состояние, имея в виду, что баллы «1» и «2» соответствуют оценкам левого столбца, а баллы «3» и «4» - правого. Отвечать следует на каждый вопрос, считая, что баллы «1» и «4» более близки к предлагаемым оценкам, а баллы «2» и «3» означают меньшее согласие с предлагаемыми оценками».

БЛАНК ОПРОСНИКА

№ п/п

Оценки

Баллы

Оценки

Самочувствие хорошее

1 2 3 4

Самочувствие плохое

Чувствую себя сильным

1 2 3 4

Чувствую себя слабым

Пассивный

1 2 3 4

Активный

Малоподвижный

1 2 3 4

Подвижный

Веселый

1 2 3 4

Грустный

Хорошее настроение

1 2 3 4

Плохое настроение

Работоспособный

1 2 3 4

Разбитый

Полный сил

1 2 3 4

Обессиленный

Медлительный

1 2 3 4

Быстрый

Бездеятельный

1 2 3 4

Деятельный

Счастливый

1 2 3 4

Несчастный

Жизнерадостный

1 2 3 4

Мрачный

Напряженный

1 2 3 4

Расслабленный

Здоровый

1 2 3 4

Больной

Безучастный

1 2 3 4

Увлеченный

Равнодушный

1 2 3 4

Заинтересованный

Восторженный

1 2 3 4

Унылый

Радостный

1 2 3 4

Печальный

Отдохнувший

1 2 3 4

Усталый

Свежий

1 2 3 4

Изнуренный

Сонливый

1 2 3 4

Возбужденный

Желание отдохнуть

1 2 3 4

Желание работать

Спокойный

1 2 3 4

Взволнованный

Оптимистичный

1 2 3 4

Пессимистичный

Выносливый

1 2 3 4

Утомляемый

Бодрый

1 2 3 4

Вялый

Соображать трудно

1 2 3 4

Соображать легко

Рассеянный

1 2 3 4

Внимательный

Полный надежд

1 2 3 4

Разочарованный

Довольный

1 2 3 4

Недовольный

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты обрабатываются следующим образом: там, где стоит знак (X), осуществляется обратный подсчет баллов: вместо 1,2, 3,4 считается соответственно 4, 3, 2,1 баллов.

Минимальное количество баллов по каждому из трех параметров состояния - 10, максимальное - 40 (на каждый параметр - самочувствие, активность и настроение - имеется по 10 оценок). Для сопоставимости результатов самооценки вводится коэффициент Кх2. Тогда могут быть получены 4 обычные градации состояний по интервалам: 20-34,35-49, 50-64, 65-80. Условно они могут быть отнесены к ситуативным проявлениям меланхолии, флегматии, сангвинии и холерии соответственно.

Параметры

№ оценок

Самочувствие

1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26

Общая активность

3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28

Настроение

5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30

(Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие.- М., 2006.)

Инструкция. Вам предлагается описать свое состояние с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики.

Участникам раздаются бланки, которые они заполняют.

Ф.И.О.________ возраст______ класс _____ дата______

“+” признаки7 6 5 4 3 2 1 “-”признаки

1.Самочувствие хорошее

Самочувствие плохое

2. Чувствую себя сильным

Чувствую себя слабым

3. Активный

Пассивный

4. Подвижный

Малоподвижный

5. Весёлый

Грустный

6. Хорошее настроение

Плохое настроение

7. Работоспособный

Разбитый

8. Полный сил

Обессиленный

9. Быстрый

Медлительный

10. Деятельный

Бездеятельный

11. Счастливый

Несчастный

12. Жизнерадостный

13. Расслабленный

Напряжённый

14. Здоровый

15. Увлечённый

Безучастный

16. Неравнодушный

Равнодушный

17. Восторженный

18. Радостный

Печальный

19. Отдохнувший

20. Свежий

Изнурённый

21. С ясным сознанием

Сонливый

22. Желание работать

Желание отдохнуть

23. Спокойный

Возбуждённый

24. Оптимистичный

Пессимистичный

25. Выносливый

Утомляемый

26. Бодрый

27. Соображать легко

Соображать трудно

28. Внимательный

Рассеянный

29. Полный надежд

Разочарованный

30. Довольный

Недовольный

Обработка данных. При подсчёте крайняя степень выраженности положительного признака оценивается в 7 баллов, крайняя степень выраженности отрицательного признака оценивается в 1 балл , средняя степень - в 4 балла ; не забывать о существовании промежуточных степеней , которые оцениваются соответственно 6, 5, 3, 2 баллами. Баллы группируются в три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них:

Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность (сумма баллов по шкалам) : 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение (сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого. Оценки ниже 4 баллов свидетельствуют о неблагоприятном состоянии испытуемого. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5-6 баллов (подсчёт ведётся по всем трём шкалам в отдельности - самочувствие, активность, настроение).

Примечание. Данным тестом можно пользоваться как только возникает необходимость выяснить состояние своего самочувствия, активности, настроения.

Изучение социально-психологического климата в классном коллективе

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (Л.Г.Жедуновой).

Цель: изучение психологической атмосферы в коллективе.

Ход проведения. Каждому школьнику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества:

9 8 7 6 5 4 3 2 1

Дружелюбие

Враждебность

Согласие

Несогласие

Удовлетворённость

Неудовлетворённость

Увлечённость

Равнодушие

Результативность

Нерезультативность

Теплота взаимоотношений

Холодность взаимоотношений

Сотрудничество

Отсутствие сотрудничества

Взаимная поддержка

Недоброжелательность

Занимательность

Успешность

Неуспешность

Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата и наоборот. Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление средней для коллектива оценки атмосферы.

Методика « Наши отношения»

(Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.-М.,1988.)

Цель: выявление степени удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплочённости, или наоборот, конфликтности) может быть предложена серия утверждений:

      Наш класс очень дружный и сплочённый.

      Наш класс дружный.

      В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

      В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

      Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

      Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или её отсутствие):

        В нашем классе принято помогать без напоминания.

        В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

        В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит ученик.

        В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

        В нашем классе не принято помогать друг другу.

        В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Те суждения, которые отмечены большинством учащихся свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосферы в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Чтобы оценивать самочувствие, активность и настроение, был разработан специальный опросник. Его создали сотрудники Первого Московского медицинского института им. И. М. Сеченова. А если более конкретно, то в 1973 году опросник САН разрабатывали В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошников. Об особенностях этого тестирования рассказывается в статье.

Каким образом используется опросник

Тест востребован для оценки При этом он отображает самочувствие не только пациентов медицинских учреждений, но и здоровых людей. Исследование направлено на определение Они представлены периодически повторяющимися изменениями особенностей, силы явлений и процессов биологического характера. Также это касается индивидуальных особенностей, отображающих психофизиологические функции.

Прохождение тестирования состоит в соотношении состояния с психологическими признаками. Опросник САН очень удобен в использовании. Он представлен в виде шкалы с индексами (3 2 1 0 1 2 3). Испытуемому предлагается 30 пар слов, для которых свойственно противоположное значение. Задание состоит том, чтобы выбрать и обвести в кружок по 1 цифре на каждой шкале. Выбранное значение должно наиболее точно отражать состояние человека, каким оно является в момент проведения теста.

Составляющие опросника

Используя бланк, можно анализировать своё самочувствие в настоящий момент времени. Суть состоит в том, что всегда сформировано из нескольких характеристик.

Опросник САН выявляет такие особенности:

  1. Самочувствие, состоящее из силы, утомляемости и здоровья.
  2. Активность - из подвижности, скорости протекания функций.
  3. Настроение, составляемое характеристиками эмоционального состояния.

Именно эти характеристики показывают, как чувствует себя опрашиваемый в данный момент времени. Благодаря тестированию становится ясным общее состояние здоровья, степень подвижности, а также эмоциональный фон.

Структура теста

Опросник САН составлен из 30 пар противоположных качеств, характеризующих самочувствие. Ответы на них помогают разобраться в себе, отображая меру проявления каждой характеристики в данный момент времени. При прохождении теста нужно максимально точно описывать своё состояние. Для этого в каждой из приведенных пар нужно выбирать особенность, с помощью которой можно отобразить состояние в данный момент времени. С этой целью следует выбирать цифру, которая максимально точно соответствует ощущениям в данный момент времени.

Каждая из шкал имеет средний балл, который равен 4. Вот таким образом устроен опросник САН. Самочувствие, активность, настроение определяются как благоприятные, когда оценка превышает 4 балла. А вот если значение является меньшим, то нельзя судить о хорошем отношении к происходящему в этот момент времени. Для нормальных оценок состояния свойственен диапазон 5,0-5,5 баллов.

Самочувствие

Одной из подлежащих анализу особенностей является то, как индивидуум чувствует себя. Она представляет собой совокупность субъективных ощущений. Таким образом происходит выявление особенностей физиологического и психологического комфорта. Направление чувств и мыслей также определяется, если попробовать в действии опросник САН.

Интерпретация результатов свидетельствует о том, что самочувствие представлено некоторой обобщающей характеристикой. Это может быть бодрость, недомогание и прочие. Подобные эмоции могут вызывать дискомфорт в разных частях тела.

Активность

Деятельность является общей характеристикой живых существ. При этом собственная динамика состоит в том, чтобы преобразовывать или поддерживать жизненно значимые взаимоотношения с внешними раздражителями. Этому сопутствует определённое разделение. Оно представлено видами активности:

  1. Химической.
  2. Активностью сознания.
  3. Физической, нервной, психической активностью.
  4. Группы.
  5. Личности.
  6. Общества.

Активность напрямую связана с тем, каким образом происходит прогнозирование развития событий. Это касается самой среды, а также положения живого организма в ней.

Кроме того, это сфера проявления темперамента. Она определяется широтой взаимодействия человека и окружающей среды (социальной и физической). Этот параметр определяет самочувствие, отвечающее характеристикам:

  1. Инертность.
  2. Пассивность.
  3. Инициативность.
  4. Спокойствие.
  5. Стремительность.
  6. Активность.

Настроение

Указанное качество представлено продолжительными состояниями, для которых характерна устойчивость. Так устроен опросник САН. Интерпретация предполагает оценивание эмоционального фона, характеризующего подавленное или приподнятое настроение. представляет собой реакцию на последствия определённых событий. Это касается и их значения в отношении общих ожиданий, жизненных планов и интересов.

При этом важна чёткая идентификация состояния. Это может быть скука или восторг, радость. В отличие от ощущений, настроение направляется на один или другой объект. Его вызывает какой-то повод, причина. При этом немаловажным является присутствие эмоционального отклика на любые воздействия.

Как происходит обработка данных

За ним следует индекс 2, который соответствует такому же числу баллов. А 1 принимается за 3 балла и так далее. Полюса шкалы претерпевают постоянные изменения. Индекс 3 с противоположной стороны становится равен 7 баллам. Для положительных состояний свойственны высокие значения, а для отрицательных - наиболее низкие. По приведенным баллам следует рассчитать среднее арифметическое. Это нужно делать в целом, а также отдельно, в зависимости от активности, настроения и самочувствия.

Подобный тест очень эффективен и прост. Особенно удобно проходить его онлайн, каждый раз заполняя чистое поле. Хотя можно воспользоваться распечаткой и ручкой, чтобы выявить особенности своего самочувствия. Он может быть проведен профессионалом или с целью удовлетворения личного интереса.

Методика САН является разновидностью опросников состояний и настроений. Разработан В. А. Доскиным, Н.А.Лаврентьевой, В. Б. Шарай, М. П. Мирошниковым в 1973 г. При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния - самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений.

Самочувствие - это комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности состояния человека, направление мыслей чувств и т.п. Самочувствие может быть представлено в виде некоторой обобщающей характеристики (плохое/хорошее самочувствие, бодрость, недомогание и т.п.), а также может быть локализовано по отношению к определенным формам ощущения (ощущение дискомфорта в различных частях тела).

Активность - 1) всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей с окружающей средой, имеющее свою иерархию: химическая, физическая нервная психическая активность, активность сознания, личности, группы, общества. Активность строится в соответствии с вероятностным прогнозированием развития событий в среде и положением в ней организма; 2) одна из сфер проявления темперамента которая определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с физической и социальной средой. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным или стремительным.

Настроение - сравнительно продолжительные, устойчивые состояния человека которое может быть представлено как: 1) эмоциональный фон (приподнятое, подавленное) т.е. являться эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия конкретных событий, а на их значение для субъекта в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий; 2) четкое идентифицируемое состояние (скука, печаль, тоска, страх, увлеченность, радость, восторг и пр.). Настроение в отличие от чувств всегда направлено на тот или иной объект. Настроение будучи вызванным определенной причиной, конкретным поводом, проявляется в особенностях эмоционального отклика человека на воздействия любого характера.



Обработка результатов.

При обработке результатов исследования оценки пересчитываются в «сырые» баллы от 1 до 7 (крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары - в 7). При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются.

Вариант 1 . Полученные баллы группируются в соответствии с ключам в три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие: 1, 2, 7, 8, 13, 14,19, 20, 25, 26.

Активность: 3, 4, 9, 10, 15,16, 21, 22, 27, 28.

Настроение: 5, 6,11, 12, 17, 18, 23, 24,29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10.

Интерпретация. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого.Оценки ниже 4 баллов свидетельствуют о не благоприятном состоянии испытуемого.Оценки состояния лежащие в диапазоне 5,0-5,5 баллов свидетельствуют о нормальном состоянии испытуемого.Следует учитывать, что при анализе функционального состояния испытуемого важны не только значения отдельных показателей САН, но и их соотношение.

Вариант 2. Сумма баллов, набранная испытуемым по всем 30 шкалам, делится на 30.

Интерпретация.

1-3 балла - человек, у которого преобладает плохое настроение

3,5-4,5 балла - человек, у которого доминирует изменчивое настроение или такой человек, который сам не в состоянии оценить свое настроение как хорошее или плохое.

5-7 баллов - человек, у которого чаще всего доминирует хорошее настроение

Типовая карта методики САН

Инструкция : «Вам предлагается описать свое состояние в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».

Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым
Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный
Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный
Веселый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный
Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение
Работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый
Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный
Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый
Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный
Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный
Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный
Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный
Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной
Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный
Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный
Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый
Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный
Отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 Усталый
Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный
Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденный
Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать
Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный
Оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный
Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Утомляемый
Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый
Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко
Рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный
Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный
Довольный 3 2 1 0 1 2 3 Недовольный

Глава 4. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в начальной школе (по ФГОС)