Великое княжество Литовское, Русское, Жемайтийское и иных ВКЛ —. Русско-литовское княжество, его роль в русской истории В каком веке было основано литовское государство

Великое Княжество Литовское начало формироваться в период значительных изменений во внешнеполитической обстановке.

Во время становления государства проходило завоевание огромной территории Руси монголо-татарами. Этот факт являлся благоприятным, так как Великое Княжество Литовское таким образом было защищено от вторжения с восточной стороны на ближайшее столетие.

Со второй половины 12 века литовцы были разделены на две К первой относили верхнюю Литву (аукштайте), ко второй - нижнюю или «Жмудь» (жемайте).

Следует отметить, что литовцы находились на более низком уровне в чем восточнославянские народы. Постепенно литовские князья в некоторых русских городах утверждаются на столах. После того, как Миндовг (князь Литвы) уничтожает своих противников, происходит «централизация». В этот период начинает формироваться ядро нового государства. Великое Княжество Литовское и Русское продолжает развиваться и при приемниках князя Миндовга, в частности во времена правления Гедимина. При его княжении в состав государства вошли территории верхней Литвы, а также присоединенные к ним территории Черной Руси (Понеманья). Великое Княжество Литовское присоединило к себе и часть Турово-Пинской и Полоцкой земель.

Столица государства на протяжении определенного периода находилась на российской территории в городе Новгородок Литовский. Затем ее перенесли в Вильно.

Дело по формированию нового государства, которое начали первые Литвы (Гедимин и Миндовг), после них продолжили Кейстут и Ольгерд. Между ними были разделены функции. Так, оборона страны от рыцарей лежала на плечах Кейстута, Ольгерд же занимался захватом русских территорий. В результате, Великое Княжество Литовское присоединило к себе Киевскую, Полоцкую, Волынскую, Чернигово-Северскую территории, а также Подолье. Древнерусские земли при этом обладали автономным статусом.

В конце 14 века в Польском государстве пресеклась династия правителей. На польский престол взошла дочь Людовика Ядвига. После коронации был заключен брак между Ядвигой и Ягайло (наследником Ольгерда).

После свадьбы Ягайло и Ядвиги в 1385 году была подписана Кревская уния (союз Литвы и Польши). Кроме того, произошло крещение Литвы языческой в католическую веру. Это привело к ослаблению православной веры и устранению языческой религии.

В 1413 году была заключена С ее подписания начинается процесс полонизации княжества и распространения католицизма. Кроме того, с заключением Городельской унии начали создаваться предпосылки для наступления Польши на русские территории Великого Княжества.

Условия, которые создавались в государстве, способствовали В исторических источниках она называется «восстанием Свидригайло» (сына Ольгерда). Литва раскололась на две части. Сигизмунд (сын Кейстута) сел в Литве. На русских землях княжить начал Свидригайло. Его восстание было подавлено.

После смерти Сигизмунда на престол взошел Казимир. В период его правления литовские земли объединяются, восстанавливается основа униатской политики. Однако они остаются весьма неустойчивыми.

Продолжили деятельность Казимира его преемники - Сигизмунд и Александр. После них правление взял Сигизмунд-Август. В условиях непрекращающейся борьбы между Российским государством и Литвой в 1569 была заключена в Польше Люблинская уния. Она имела очень большое значение в историческом развитии Центральной и Восточной Европы. После заключения унии появилась Речь Посполитая - новая держава, в составе которой Великое Княжество сумело сохранить определенную самостоятельность.

В древности литовские племена занимали северные земли почти до нынешнего Тамбова. Но затем они слились с угро-финским и славянским населением. Литовские племена сохранились только в Прибалтике и Белоруссии. Центральную часть этого ареала занимало племя литва или литовцы, западнее жила жмудь, ещё дальше на запад обитали пруссы. На востоке современных белорусских земель жили ятваги, а племя голядь располагалось в районе Коломны.

Из этих разрозненных племён создал единое княжество литовский князь Миндовг. После его убийства заговорщиками в 1263 году литовские князья вплоть до начала XIV века боролись между собой за власть. Победителем в этих междоусобных войнах оказался князь Гедимин (правил 1316-1341). Именно ему Великое княжество Литовское в XIV веке обязано успешной завоевательной политикой.

Самым первым завоеванием стала Чёрная Русь. Это местность возле города Гродно – самая западная часть Руси. Затем Гедимин подчинил Минск, Полоцк, Витебск. После этого литовцы проникли в Галицию и на Волынь. Но Галицию Гедимину покорить не удалось. Её заняли поляки, а литовцы обосновались лишь в восточной Волыни и стали готовиться к походу на Киев.

Чёрная Русь на карте

В описываемое время Киев уже потерял было величие, но княживший в городе Станислав решил защищать себя и горожан до конца. В 1321 году он вступил в бой с войском Гедимина, но потерпел поражение. А победившие литовцы осадили Киев. Киевляне вынуждены были подчиниться великому литовскому князю на основе вассалитета. То есть вся собственность киевлянам была оставлена, но киевский князь попал в полное подчинение к победителям.

После взятия Киева литовское войско продолжило военную экспансию. В результате этого были завоёваны русские города до Курска и Чернигова. Так, при Гедимине и его сыне Ольгерде возникло Великое княжество Литовское в XIV веке. Оно продолжило свою завоевательную политику после смерти Гедимина, когда на политическую арену вышли его сыновья Ольгерд и Кейстут.

Братья разделили сферы влияния. Кейстут обосновался в Жмуди и противостоял немцам, а Ольгерд проводил завоевательную политику в русских землях. Следует заметить, что Ольгерд и его племянник Витовт формально приняли православие. Литовские князья женились на русских княжнах и объединяли вокруг себя Рюриковичей из Турово-Пинской земли. То есть они исподволь включали русские земли в состав Великого княжества Литовского.

Ольгерду удалось подчинить огромную территорию до Чёрного моря и Дона. В 1363 году литовцы разбили татар у Синих Вод (река Синюха) и овладели западной частью степи между Днепром и устьем Дуная. Таким образом, они вышли к Чёрному морю. Но Литва продолжала оставаться зажатой между православной Русью и католической Европой. Литовцы вели активные войны с Тевтонским и Ливонским орденами, а поэтому их союзником могла стать Польша.

Польша в то время находилась в состоянии глубочайшего кризиса. Её периодически терзали и анти папистские немецкие ордена, и чехи, захватившие Краков и прилегающие к нему земли. Последних с трудом выгнал польский король Владислав Локетек из династии Пястов. В 1370 году эта династия прекратила своё существование, и польским королём стал француз Людовик Анжуйский. Он передал корону своей дочери Ядвиге. Той польские магнаты настоятельно посоветовали сочетаться законным браком с литовским князем Ягайлой – сыном Ольгерда. Тем самым поляки хотели объединить Польшу с Литвой и остановить немецкую экспансию.

В 1385 году Ягайло женился на Ядвиге и стал полноправным властителем Литвы и Польши в соответствии с Кревской унией. В 1387 году население Литвы официально приняло католическую веру. Однако не все встретили это с восторгом. Те литовцы, которые связали себя с русскими, католичество принимать не захотели.

Этим воспользовался двоюродный брат Ягайло Витовт. Он возглавил оппозицию и повёл борьбу за великокняжеский престол. Этот человек искал союзников и среди литовцев, и среди поляков, и среди русских, и среди крестоносцев. Оппозиция была настолько сильная, что в 1392 году Ягайло заключил с Витовтом Островское соглашение. По нему великим князем литовским стал Витовт, а Ягайло присвоил себе титул верховного князя Литвы.

Великое княжество Литовское в XIV веке на карте

Витовт продолжил завоевания русских земель и в 1395 году захватил Смоленск. Вскоре он отказался подчиняться Ягайло и, благодаря союзу с татарами, присоединил к Литве большую территорию Дикого поля. Так Великое княжество Литовское в XIV веке значительно расширило свои границы. Однако в 1399 году военное счастье от Витовта отвернулось. Он потерял Смоленск и часть других земель. В 1401 году Литва настолько ослабла, что вновь заключила союз с Польшей – Виленско-Радомскую унию.

После этого Витовт опять приобрёл серьёзный политический вес. В 1406 году между Московской Русью и Литвой была установлена официальная граница. С Тевтонским орденом Литовское княжество вело успешную борьбу. В 1410 году произошла Грюнвальдская битва, в которой рыцари-крестоносцы потерпели сокрушительное поражение. В последние годы своего правления Витовт стремился вновь отделить Литву от Польши и с этой целью решил короноваться. Но эта задумка окончилась неудачей.

Таким образом, Великое княжество Литовское в XIV веке стало сильным в военном и политическом отношении государством. Оно объединилось, заметно расширило свои границы и приобрело высокий международный авторитет. Важным историческим событием стало и принятие католичества. Данный шаг сблизил Литву с Европой, но отдалил от Руси. Это сыграло большую политическую роль в последующих веках .

Алексей Стариков

ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ (ВКЛ), государство в Восточной Европе в 13-16 веках. Этническое ядро - земля Лиетува в Аукштайтии.

Формирование ВКЛ . Союз литовских земель, включавший Лиетуву, области Упиты и Делтувы, Шяуляй и часть Жемайтии, впервые упоминается в 1219 году. В 1230-40-е годы превращение этого союза во главе с князем Лиетувы Миндовгом (Миндаугасом) в единое государство было ускорено угрозой, исходившей от Тевтонского ордена. В борьбе с ним ВКЛ претендовало на роль объединителя земель балтов к югу от Западной Двины. В 1236 году в битве при Сауле литовцы и жемайты разгромили войско крестоносцев. К середине 13 века в состав ВКЛ вошла Чёрная Русь. С середины 13 века в Литве проповедовали монахи духовных орденов. Для сдерживания наступления ордена и усиления своей власти Миндовг принял католичество (1251), короновался (1253) и заручился обещанием папы Римского Александра IV на коронацию сына. Под давлением жемайтов, разбивших войска Ливонского ордена при Дурбене (1260), Миндовг порвал с католичеством. Однако с конца 13 века, после убийства Миндовга и внутренней усобицы, конец которой положил Тройден (Трайдянис; 1269-1281/82), вопрос о принятии Литвой католичества вновь неоднократно поднимался. Литовские князья связывали его решение с прекращением агрессии Ливонского ордена.

ВКЛ развивалось как полиэтничное и поликонфессиональное государство, что способствовало установлению власти дуумвиров (обычно братьев) - великого князя (резиденция - Вильно, ныне Вильнюс) и его соправителя (резиденция - Троки, ныне Тракай), между которыми распределялась политическая власть в различных частях ВКЛ: Будикид (Бутигейдис) (1280-е годы - около 1290) и Пукувер-Будивид (Пукуверас-Бутвидас) (1280-е годы - около 1295); Витень (Витянис) (около 1295-1316) и Гедимин (Гедиминас).

Со 2-й половины 13 века развиваются города Вильно, Троки, Ковно (ныне Каунас), Гродно, Новогрудок и др., экономическому росту которых способствовала политика великих князей, направленная на поощрение торговли, установление международных торговых связей, привлечение в ВКЛ европейских купцов и ремесленников.

В 1307 году к ВКЛ было присоединено Полоцкое княжество.

Расцвет ВКЛ . В период единоличного княжения родоначальника династии Гедиминовичей Гедимина (1316-1341) и правления его сыновей - Ольгерда (Альгирдаса) (1345-77) и Кейстута (Кястутиса) (1345-77, 1381-82) произошло значительное укрепление ВКЛ. В ходе наступления на русские земли в 1310-1320-е годы в состав ВКЛ вошли Друцкое, Витебское, Минское, Пинское, Туровское и Слуцкое княжества, около 1360 года - Брянское княжество, около 1362 - Киевское княжество, в 1360-е годы - Черниговское княжество, в 1340-70-е годы - Волынь. Присоединяемые княжества заключали с ВКЛ договор-ряд; сохранялись границы княжеств, структура управления, иммунитетные права местных феодалов, в мелких княжествах - местные династии. Вассальными повинностями знати были выплата дани и участие в военных действиях. Некоторые представители знати (Ходкевичи, Острожские и др.) вошли в состав верхушки крупнейших землевладельцев ВКЛ, играли большую роль в политической жизни. К середине 14 века было остановлено активное наступление крестоносцев на границах Литвы; начался период длительных позиционных войн с периодическими вторжениями ордена в Жемайтию и литовцев в Пруссию и Земгалию. Тогда же Жемайтия, сохраняя широкую автономию, постепенно интегрировалась в ВКЛ. Правители ВКЛ выступали соперниками московских князей в объединении русских земель: они поддерживали Тверское княжество в борьбе с Московским великим княжеством, а в ходе Ольгерда походов литовские войска трижды пытались захватить Москву.

Борьба за власть после смерти Ольгерда между его братом Кейстутом и сыном Ягайло, поддержанным Тевтонским орденом, закончилась в 1382 году победой последнего. Возобновление войны с орденом в 1383 году вынудило Ягайло обратиться к Польше. В результате Кревской унии 1385 года Ягайло с 1386 года стал одновременно королём Польши и великим князем литовским. Привилеи Ягайло (1387, 1389) определили статус католичества как государственной религии и закрепили иммунитетные права католической церкви. При этом великие князья литовские неоднократно пытались добиться учреждения особой митрополии в ВКЛ, так как православие, хотя и не имевшее статуса государственной церкви, сохранялось в русских землях и городах (православными были и некоторые князья, например, Гедиминовичи, правившие в русских княжествах). Одновременно принимались меры для предотвращения распространения православия на этнически литовских землях. В 1388 году войну против Ягайло начал его двоюродный брат, сын Кейстута - Витовт (Витаутас), поддержанный жемайтами и Тевтонским орденом. Конфликт закончился подписанием Островского договора (1392), по которому Витовт стал правителем ВКЛ; был уточнён также статус ВКЛ в новом государственно-политическом образовании. В 1393 году Витовт заключил мирный договор с Новгородом. С 1395 года Витовт в документах официально именуется великим князем. По Салинскому договору ВКЛ с Тевтонским орденом (1398) Новгород признавался зоной интересов Литвы, Псков - Ливонского ордена; Жемайтия была передана Тевтонскому ордену. По Виленско-Радомской унии 1401 года ВКЛ оставалось самостоятельным государством в союзе с Польшей. В 1404 году Витовту удалось присоединить к ВКЛ Смоленское княжество. Уния с Польшей способствовала победам в борьбе с Тевтонским орденом (Грюнвальдская битва 1410 года; возвращение Жемайтии в 1409-10-е годы, окончательно в 142 году). По Городельской унии 1413 года на феодалов-католиков ВКЛ были распространены права польской шляхты. Привилеи 1432, 1434 годов уравняли в некоторых экономических и политических правах православную и католическую знать. «Руским» (старобелорусским) был в 15-16 веках язык канцелярии ВКЛ. К 1430-м годам ВКЛ расширилось до верховьев реки Ока и Чёрного моря, отвоевало часть южнорусских земель у Золотой Орды и включало территории современной Литвы, Белоруссии, а также части современной Украины и России. В 14-15 веках в ВКЛ формировалось крупное феодальное землевладение. Многие города получили магдебургское право, стали центрами многонациональной культуры.

Развитие ВКЛ во 2-й половине 15 - середине 16 века . В результате русско-литовских войн ВКЛ утратило Верховские княжества, Смоленск, Чернигов, Брянск, Новгород-Северский. С конца 15 века развернулась борьба ВКЛ с Крымским ханством. Вмешиваясь в войну между Рижским архиепископством и Ливонским орденом, правители ВКЛ стремились подчинить своему влиянию Ливонию. По Посвольским соглашениям 1557 года создан союз ВКЛ и Ливонии для противостояния Русскому государству. После начала Ливонской войны 1558-83 годов по Вильнюсскому договору 1559 года установлен сюзеренитет ВКЛ над Ливонским орденом. После 2-го Виленского перемирия (28.11.1561) орденские владения в Ливонии подверглись секуляризации и перешли под совместное владение ВКЛ и Польши.

С конца 15 века собирались сеймы (местные и общегосударственные) дворянства ВКЛ; привилеи 1447 и 1492 годов фактически поставили власть великого князя под контроль Рады панов - совета знати и высшего духовенства. Права феодального сословия ВКЛ закреплены Литовскими статутами (1529, 1566). В эпоху Реформации (середина 16 века) среди высшей знати ВКЛ (Радзивиллы и др.) широкое распространение получило протестантство (кальвинизм в форме реформатства). Некоторые магнаты русского происхождения (Сапеги, Оршанские, Ходкевичи и др.) в 15 - начале 16 века перешли в католичество.

В конце 15 - начале 16 века переход к денежной ренте сопровождался ростом эксплуатации крестьян и обострением борьбы между крестьянами и феодалами. В середине 16 века с развитием товарного хозяйства преобладала барщинная рента. С 1-й половины 16 века в ВКЛ развивалось книгопечатание на русском и литовском языках.

ВКЛ в составе Речи Посполитой. По условиям Люблинской унии 1569 года было создано новое государство - Речь Посполита во главе с польским королём, являвшимся одновременно великим князем литовским, которого на пожизненный срок выбирала шляхта Польши и ВКЛ. Создавался общий сейм, но ВКЛ и Польша сохраняли собственную администрацию, войско, финансы, судебную систему, законодательство. Шляхта получала равные права на владение землёй в любой части федерации. Под власть короля отошли Подляшское и Киевское воеводства, Волынь, Подолия.

Постепенно шло отмирание литовской государственности. В 1560-е годы по польскому образцу было организовано местное шляхетское самоуправление. В 1579 году в Вильнюсе открылся университет. В 1588 году был издан новый литовский статут, закрепивший победу крепостничества. В 17-18 веках происходила полонизация знати ВКЛ. К концу 17 века на польском языке говорила большая часть шляхты, с 1697 года польский - официальный язык канцелярии ВКЛ. Полностью ВКЛ ликвидировано в соответствии с Третьего мая 1791 года конституцией. В результате разделов Речи Посполитой территория ВКЛ отошла к Российской империи.

Лит.: Любавский М. К. Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно. М., 1910; Пашуто В. Т. Образование Литовского государства. М., 1959; Дворниченко А. Ю. Русские земли Великого княжества Литовского: (До начала XVI век): Очерки истории общины, сословий, государственности. СПб., 1993; Kiaupenè J. The Grand Duchy of Lithuania in East Central Europe or once again about the Lithuanian-Polish Union // Lithuanian Historical Studies. 1997. №2; Янин В. Л. Новгород и Литва. Пограничные ситуации XIII-XV в. М., 1998; Dubonis А. Lietuvos didziojo kunigaiksöio leiciai. Is Lietuvos ankstyviyij valstybiniij struktürq praeities. Vilnius, 1998; Blaszczyk G. Litwa na przelomie sredniowiecza i nowozytnosci: 1492-1596. Poznan, 2002; Petrauskas R. The Lithuanian nobility in the latefourteenth and early fifteenth centuries: composition and structure // Lithuanian Historical Studies. 2002. №7; Гудавичюс Э. История Литвы: с древнейших времен до 1569 г. М., 2005.

«1-й [гуляющий]: А это, братец ты мой, что такое?
2-й: А это литовское разорение. Битва — видишь? Как наши с Литвой бились.
1-й: Что ж это такое — Литва?
2-й: Так она Литва и есть.
1-й: А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала.
2-й: Не умею тебе сказать. С неба так с неба».

Эта цитата из драмы Островского «Гроза», написанной в 1859 году, как нельзя лучше характеризует образ западных соседей России, который сложился в со-знании ее жителей. Литва — это и балтский народ, и территория его прожива-ния, и, в широком смысле, созданное им государство и его жители. Несмотря на многовековое соседство Великого княжества Литовского с русскими зем-лями, а затем и с Россией, мы не найдем его развернутого образа ни в массовом сознании, ни в школьных учебниках, ни в научных трудах. Причем такая си-туация характерна не только для Российской империи и Советского Союза, когда умолчание о великом княжестве или создание его негативного образа было обусловлено политическими обстоятельствами, но и для наших дней, когда прежние ограничения сняты, объем научных знаний постоянно увели-чивается благодаря развитию национальных историографий и совершенство-ванию исследовательской техники, а проблемы коммуникации успешно пре-одолеваются. Для российской науки и общественного сознания характерны определенные образы. Негативный — то есть Литва как захватчик русских земель, который стремится «испортить» их обращением в католицизм, и вме-сте с тем слабое и нежизнеспособное государство, раздираемое внутренними противоречиями и обреченное на союз с Польшей вплоть до полного раство-рения в ней. Или образ позитивный — «другая Русь», выбравшая «демократи-ческий» путь, в отличие от России. Но в любом случае Великое княжество Литовское появляется на страницах учебников, публицистики, даже научной литературы спорадически, от случая к случаю, словно бог из машины древне-реческих трагедий. Что же это было за государство?

В Великом княжестве Литовском часто видят альтернативный путь развития Руси. Во многом так оно и есть, ведь это были земли, с одной стороны, доста-точно близкие культурно, населенные восточными славянами, — пусть истори-ческие судьбы восточных славян будущей России, Великороссии и населения Великого княжества Литовского и королевства Польского, потомки которого впоследствии стали украинцами и белорусами, уже тогда достаточно суще-ственно расходились.

С другой стороны, это принципиально иная модель социальных взаимоотно-шений, иная политическая культура. И это создавало определенную ситуацию выбора. Это очень хорошо видно по событиям эпохи московско-литовских войн, в особенности XVI века, когда перебежчики из Московского государства, из России направлялись именно на земли Великого княжества Литовского или Короны Польской, которая находилась в унии с ним.

Теперь нам надо все-таки разобраться, откуда же взялось Великое княжество Литовское как могущественный сосед, соперник России и вместе с тем — источник разнообразных влияний.

Контакты Руси с Литвой происходили еще в XI веке, когда Ярослав Мудрый совершал походы в Прибалтику. Кстати говоря, тогда же был основан город Юрьев, названный в честь святого покровителя этого князя, — позднейший Дерпт, ныне Тарту в Эстонии. Тогда дело ограничилось нерегулярным взима-нием дани. К этому времени, возможно, уже существовали предпосылки скла-дывания Литовского государства. А реализовать их помогло соседство с бога-той, но ослабленной, разделившейся на множество княжеств Русью.

Если сначала литовцы участвовали в междоусобицах русских князей, то позже, во второй половине XII — начале XIII века, они перешли к собственным граби-тельским походам на Русь; их можно сравнить со знаменитыми походами ви-кингов или походами руси на Византию. Часто литовцев так и называют — викин-гами суши.

Это способствовало накоплению богатств, имущественному расслоению, за ко-то-рым следовало и социальное, и постепенному складыванию власти одного князя, который впоследствии в русских источниках будет назван великим князем.

Еще в 1219 году договор с волынскими князьями заключала группа из 21 литов-ского князя. А уже через два десятилетия один из них, Миндовг, стал править единолично. В 1238 году автор «Слова о погибели Русской земли» с носталь-гией вспоминал те времена, когда «Литва из болота на свет не выникываху». И кстати говоря, здесь он достаточно точно охарактеризовал область рассе-ле-ния литовцев: это действительно болотистые земли.

О размахе литовских походов ярко свидетельствует пассаж сочинения фран-цисканца Иоанна де Плано Карпини, или Джованни дель Пьяно Карпини, кото-рый в 40-е годы XIII века ездил к монгольскому хану Гуюку в Каракорум. Вот что он пишет о проезде по землям Южной Руси: «…мы ехали постоянно в смер-тельной опасности из-за литовцев, которые часто и тайно, насколько могли, делали набеги на землю Руссии и особенно в тех местах, через которые мы дол-жны были проезжать; и так как большая часть людей Руссии была пере-бита тата-рами или отведена в плен, то они поэтому отнюдь не могли оказать им сильное сопротивление…» Примерно тогда же, в первой половине или сере-дине XIII века, под властью Литвы Миндовга оказываются русские земли с та-кими городами, как Новгородок (современный Новогрудок), Слоним и Волко-выск.

Балтские народы и в частности литовцы оставались последними язычниками Европы. И уже в правление Миндовга, в первой половине XIII века, эта про-бле-ма стала очевидной. Миндовг сделал западный выбор: чтобы вести борьбу со своими родственниками за единовластие в Литве и вместе с тем противо-сто-ять Руси, он в 1251 году крестился по католическому обряду. Спустя два года ко-роновался — таким образом, стал первым и так и остался единственным коро-лем Литвы. Но в начале 1260-х годов, судя по всему, вернулся в язычество по по-литическим мотивам и выгнал или перебил христиан. Таким образом, Литва осталась языческой. Язычество оставило достаточно глубокий след в Лит-ве, так что следующая попытка христианизации, уже более удачная, была предпринята только в конце XIV века. В 1263 году первый литовский король был убит заговорщиками.

Итак, Миндовг погиб, но возникшее при нем Литовское государство не исчез-ло, а сохранилось. И более того, продолжало развиваться и продолжало рас-ши-рять свои пределы. Как считают ученые, примерно на рубеже XIII-XIV ве-ков утвер-ждается новая династия, которая по имени одного из своих представите-лей, княжившего в первой половине XIV века, князя Гедимина, получила имя Геди-миновичей. И при первых князьях этой династии, при том же Гедимине в част-ности, в составе Литовского государства оказались земли современной Белорус-сии — Полоцкая, Витебская, Менская (то есть, говоря по-современному, Мин-ская). Судя по всему, в орбиту литовского влияния в той или иной степени попал и Киев, уже к 1331 году. Ну а в 1340 году пресеклась по женской линии династия галицко-волынских князей, это положило начало многим десятиле-тиям борьбы между Литвой, Польшей и Венгрией за галицко-волынское на-следство.

Приобретения продолжили сыновья Гедимина, прежде всего на Руси действо-вали Ольгерд и его брат Кейстут. И эти приобретения были сосредоточены глав-ным образом в чернигово-северских и смоленских землях.

Как русские земли попадали под власть литовских князей? Это актуальный вопрос, поскольку часто приходится сталкиваться с диаметрально противопо-ложными точками зрения, но не очень понятно, как это происходило. Одни настаивают на завоевательном характере присоединения, другие — на добро-вольном и бескровном.

И то и другое представляется серьезным упрощением. Начать стоит с того, что источники, дошедшие до наших дней, просто не донесли до нас подробностей вхождения многих русских земель в состав Литовского государства; можно лишь констатировать, что та или иная часть Руси в тот или иной момент под-чинялась власти литовского князя. Военные походы литовцев не прекращались и выступали средством если не прямого завоевания, то во всяком случае дав-ления на русские земли. Например, согласно поздним источникам, Витебск был получен Ольгердом благодаря его женитьбе на дочери последнего мест-ного князя около 1320 года. Но в предшествующие десятилетия через этот регион неоднократно проходили литовские войска.

Сохранился очень интересный документ — жалоба рижан, рижских властей, витебскому князю конца XIII века. В ней упоминается целый военный лагерь литовцев под Витебском, из которого они ходили в стольный город княжества, чтобы продать плененных невольниц. О каком же добровольном присоедине-нии может идти речь, если мы видим целый военный лагерь вооруженных людей, отряды которых орудуют на тер-ритории княжества?

Были, конечно, и прямые завоевания. Пожалуй, самый яркий пример, подроб-но описанный в источниках, — это Смоленск, который был завоеван, более чем на столетие присоединен к Великому княжеству Литовскому в резуль-тате неско-льких походов конца XIV — начала XV века.

Здесь мы можем вернуться к тому вопросу, который уже затрагивался в начале лекции: в чем состояла альтернатива Великого княжества Литовского по отно-шению к Московской Руси как центра объединения русских земель? Это очень хорошо видно на примере социального строя тех русских земель, которые вошли в состав Великого княжества.

Сохранили свое влияние и свою собственность местные бояре и горожане (даже в завоеванном Смоленске) и православная церковь. Известно, что в Полоцке и Смоленске по-прежнему созывались вечевые собрания. Во многих крупных центрах сохранялись княжеские столы. Даже если на княжение садился Геди-минович, то в большинстве случаев такие князья принимали православие и ста-новились во многом своими, близкими для местного общества.

С некоторыми присоединенными землями литовские князья заключали до-говоры, которые потом легли в основу областных привилеев (древнейшими из них стали как раз полоцкий и витебский). Но, с другой стороны, уже на до-статочно раннем этапе истории Великого княжества Литовского проявляется западное влияние. По-скольку оно было такой большой, пограничной, контакт-ной зоной между рус-скими землями с одной стороны — и латинской католиче-ской Европой, это не могло не сказываться. А если мы еще вспомним о том, что на протяжении XIV столетия литовские князья постоянно находились перед выбором и неод-нократно задумывались, вели переговоры о крещении — по за-падному обряду или по восточному обряду, то становится ясно, что эти влия-ния, это своеоб-ра-зие должно было дать о себе знать еще в XIV веке.

В XIV веке Великое княжество Литовское находилось в непростом внешнеполи-тическом положении, потому что его история далеко не сводилась к экспансии на русские земли и к взаимоотношениям с соседними русскими землями и с Ор---дой. Огромной проблемой для Великого княжества Литовского в первое деся-тилетие его существования стала война с Тевтонским, или Немецким, ор-де-ном, который обосновался в Пруссии и Ливонии, то есть на берегах Бал-тийского мо-ря, и был призван нести христианство западного обряда язычни-кам и «невер-ным», в том числе «схизматикам», то есть раскольникам, отступ-никам, — так называли православных.

Более столетия войска ордена практически каждый год совершали по одному или несколько разорительных походов на Литву с целью подорвать ее силы. И конечно, на руку им играло то, что значительную часть Великого княжества Литовского составляли русские земли. Рыцари-крестоносцы всегда могли заяв-лять о потворстве литовских князей этим самым схизматикам. Тем более что некоторые князья Гедиминовичи сами принимали православие.

Это была проблема. Нужно было определяться, выбирать вектор внешнеполи-тического развития. И этот выбор — может быть, тогда об этом не задумыва-лись — определял судьбу Великого княжества Литовского на дол-гие годы, десятилетия и столетия вперед.

Литве суждено было креститься — но по какому обряду? Западному или во-сточ-ному? Этот вопрос стоял, можно сказать еще со времен Миндовга, а в XIV веке неоднократно предпринимались попытки переговоров. Мы больше всего знаем о переговорах литовских князей с западными политическими си-лами — с императорами, папами, польскими, мазовецкими правителями о кре-щении в католицизм. Но был и один момент, когда казалось, что вполне реаль-на перспектива православного крещения Литвы. Это конец XIV века, когда после смерти Ольгерда в Литве шла междоусобная борьба и великий князь Ягайло попытался заключить союз с Дмитрием Донским. Сохранилось упоми-нание о проекте брака Ягайло и дочери Дмитрия Донского. Но от него доста-точно скоро отказались. Потому что, с одной стороны, великий князь литов-ский оказывался бы на вторых ролях, а с другой, он получил гораздо более выгодное предложение — руки польской принцессы Ядвиги, что делало его польским королем.

Тут надо сказать, что этот момент, конец XIV века, важен еще в одном отноше-нии: очень часто можно услышать, что Великое княжество Литовское было альтернативой Москве в деле объединения или собирания русских земель, что русские земли вполне могли объединиться вокруг Вильны. Но возникает во-прос: а когда это могло произойти? И несостоявшийся брак Ягайло и дочери Дмитрия Донского представляется наиболее удачным моментом, когда такое объединение могло произойти.

Период конца XIV и первой трети — первой половины XV века стал важным, переломным моментом в истории Великого княжества Литовского. Это ска-залось и на его отношениях с соседями, и на внутренней жизни.

К концу XIV века великим князем литовским стал Витовт, двоюродный брат Ягайло, который крестился, стал польским королем Владиславом II и сохранил за собой титул верховного князя Литвы. Но реальная власть в Великом княже-стве Литовском все же принадлежала Витовту. При нем происходят многие важные перемены — как во внешнеполитических отношениях Великого кня-же-ства Литовского, так и в его внутренней жизни.

Витовту удалось присоединить Смоленск, более чем на век он отошел под власть Великого княжества Литовского. Ему, благодаря польской помощи, удалось одержать победу над Тевтонским орденом (знаменитая Грюнвальдская битва 1410 года). Благодаря этому в конечном счете удалось закрепить спорные с орденом земли — Жемайтию, Жемойть — за Великим княжеством Литов-ским. Это и очередные попытки экспансии на восток: Витовт воюет с Васи-лием I Московским, хотя Василий I был его зятем, был женат на его дочери Софье; впоследствии он совершает походы на Псков, на Новгород в 20-е годы XV века. Но не менее важны социальные перемены, которые произошли в Ве-ли-ком кня-жестве Литовском. А они вели в направлении все большей вестерни-зации этого государства и его общества.

Пожалуй, важнейшее нововведение Витовта состояло в том, что он стал разда-вать землю за службу своим подданым. Это нововведение впослед-ствии сыгра-ло злую шутку с Великим княжеством Литовским, потому что его жители уже не были заинтересованы в далеких, затратных военных походах — они были заинтересованы в хозяй-ственном развитии своих владений.

В середине и второй половине XV века Великим княжеством Литовским и Поль-ским королевством правил один и тот же человек, Казимир Ягеллон, или Казимир IV, польский король. Он вынужден был проводить время между двумя государствами, поэтому мог уделять не так много времени литовским делам. Он больше занимался западной политикой, войнами в Пруссии, в Че-хии — и как раз это время стало тем переломным моментом, который впослед-ствии позволил московским великим князьям повести очень активное наступ-ление на земли Великого княжества Литовского. А великие князья литовские оказались к этому не готовы в конце XV и первой половине XVI века.

Литовские князья стали наделять привилегиями не только литовских бояр, но и верхушку православной части общества. И постепенно все боярство стало именоваться на польско-чешский манер панами, а впоследствии вся знать по-лучила название шляхты. Это, конечно, было большое новшество в социальном плане. Это не просто смена названия, это еще и иное самосознание, чем у слу-жилых людей, скажем, Северо-Восточной Руси. Ведь шляхта участвовала в управ-лении государством, пусть и на первых порах номинально. А впослед-ствии и реально участвовала в выборах правителя, что принципиально отлича-ло Великое княжество Литовское от Московской Руси. И это была та причина во многом, по которой из России бежали в Великое княжество Литовское такие люди, как князь Андрей Михайлович Курбский. И, конечно, не только он, но и многие другие. Все-таки московских эмигрантов в Великом княжестве Литов-ском было достаточно много на протяжении всего XVI века.

Нельзя не отметить и такой момент, как трансформация древнерусского языка, который также испытывал все больше западных влияний на территории Вели-кого княжества Литовского и соседнего королевства Польского. Он обогащался словами, конструкциями из польского, чешского, немецкого, литовского, ла-тинского, даже венгерского языка, и так постепенно формировался язык, кото-рый ученые называют по-разному: «западнорусским», «старобелорусским», «староукраинским», «руским» (с одной «с»), «рутенским». Называть его можно по-разному в разных научных традициях, это допустимо, но факт состо-ит в том, что со временем он стал основой белорусского и украинского языков. А процесс их размежевания и формирования белорусского и украинского наро-дов усилился в особенности после Люблинской унии 1569 года, когда южные вое-водства Великого княжества Литовского — то есть территория современной Украины, входившая до этого в его состав, — перешли к польской короне.

Конечно, на исторические судьбы Западной Руси не может не влиять факт ее пребывания под властью правителей-иноверцев — сначала язычников, а за-тем католиков. Поначалу на русских землях Великого княжества Литов-ского сохраняла свое влияние православная церковь. Но уже в XIV веке литов-ские князья, — собственно, как и галицко-волынские Рюриковичи, а впоследствии польский король Казимир Великий, — пытались создать отдельную митропо-лию под властью константинопольского патриарха, которая никак не была бы связана с Московским великим княжеством.

После заключения польско-литовской унии в конце XIV века католицизм ока-зался в привилегированном положении: католическое духовенство и миря-не наделялись исключительными правами, а правители-католики предприни-мали попытки обратить «схизматиков» в католицизм при помощи проповеди, пере-крестить их насильственно или заключить церковную унию с Римом. Но эти попытки не увенчивались особым успехом на протяжении долгого вре-мени. Самая масштабная такая попытка была связана с заключением Флорен-тийской унии. Она была заключена, можно сказать, на высшем уровне между Констан-тинополем, который был заинтересован в западной помощи против османского натиска, и Римом в 1439 году. При этом православные признали верховенство папы римского и догматику католической церкви, но сохранили традиционную обрядность. В Москве эта уния была отвергнута, а митрополит Исидор выну-жден был покинуть владения московских князей (но ему удалось сохранить цер-ковную власть над православной частью Великого княжества Литовского и Польского королевства).

Надо заметить, что при этом православные великого княжества мало интере-совались духовными традициями западного христианства и его догматически-ми отличиями от «греческой веры». Даже спустя несколько лет после заключе-ния Флорентийской унии православный киевский князь Александр (Олелько) Владимирович, человек незаурядного влияния и незаурядных связей, интере-совался у константинопольского патриарха: на каких условиях заключена уния? Тут стоит напомнить о том, что Киев оставался под властью литовских князей еще в первой трети XV века. При всех разрушениях во время монгольского наше-ствия, при всех татарских набегах начала этого столетия великий князь Литовский Витовт писал, что Киев является главой русских земель. Во многом это объяснялось тем, что в Киеве, номинально во всяком случае, находилась митрополичья кафедра.

Но постепенно судьбы православия литовского и православия остальной части Руси расходятся. Потому что, несмотря на некоторое время пребывания Литов-ской Руси под властью московского митрополита Ионы, уже в середине XV века она возвращается под власть константинопольских патриархов. Это означало раскол митрополии. В дальнейшем в жизни православной части общества, пра-вославной церкви в Великом княжестве Литовском и в Короне Польской на-блюдаются явления, которые привели к достаточно бурным событиям конца XVI и XVII века. Можно сказать, православная церковь этих земель пережива-ла настоящий кризис, поскольку епископами часто становились светские лица, вовсе не заботившиеся об интересах церкви, порой погрязшие в грехах. В этом большую роль сыграли светские правители, которые таким образом вознаграж-дали верных им лиц — жалуя им епископские кафедры. В ответ миряне объ-единялись в братства, такие как Виленское или Львовское, и напрямую обраща-лись в Константинополь. Это, конечно, вызывало у епископов опасения, что они потеряют свое влияние.

В 1596 году между православной иерархией польско-литовского государства, Речи Посполитой, и Римской курией была заключена Брестская уния. Она означала отход части местных православных в прямое подчинение Римско-католической церкви — притом что сохранялись основные обрядовые отличия от католицизма и лишь частично сглаживались догматические разногласия. На некоторое время православная иерархия в Великом княжестве Литовском, в Короне Польской вовсе прекратила свое существование. Все право-славные епископы оказались униатами. И лишь в 1620 году отдельная иерархия была восстановлена. А спустя несколько лет ее признала государственная власть.

В середине — второй половине XVII века Киевская православная митрополия отстаивала самобытный образ местного православия, но в результате факти-ческого нахождения Киева под властью Москвы перешла в подчинение Мо-сковского патриархата. К этому времени в Короне и Литве вновь было ограни-чено участие некатоликов (называемых диссидентами) в политической жизни, возможность получения высших должностей православными свелась к нулю, а православие находилось в весьма своеобразном положении, поскольку, с од-ной стороны, оно все чаще отождествлялось с Россией и ее религиозно-поли-тической культурой, но вместе с тем в самой России даже к православным выходцам из Речи Посполитой, как их называли — «белорусцам», духовен-ство относилось с явным недоверием. Предписывалось тщательно выяснять, как они приняли крещение, и крестить их повторно через троекратное погружение в купель, если до этого они крестились в православие через обливание (то есть так, как католики). Вот такой, казалось бы, внешний признак, но какое внима-ние ему придавалось при контактах единоверцев по разные стороны москов-ско-литовской границы.

Приведенный пример с требованием перекрещивания даже уже крещеных православных из Речи Посполитой очень хорошо показывает, как складывались отношения между Московским государством, или Русским государством, и Ве-ликим княжеством Литовским, а впоследствии польско-литовским государ-ством, о котором можно говорить с 1569 года, и на государственном уровне, и на уровне социальных и культурных контактов.

Восточные земли Речи Посполитой служили контактной зоной, и на ниве школь-ного образования, распространения книг и информации именно польско-литовское пограничье, которое часто назы-вают польским словом «кресы» (kresy), что значит «окраины», послужило пере-валочным пунктом между Московской Русью и Европой. Образцы высшей школы, и прежде всего богословской учености, вырабатыва-лись совместно православными Москвы и Речи Посполитой. Кириллическое книгопечатание зародилось в Кракове: именно там в 1491 году в типографии немецкого печат-ника Швайпольта Фиоля вышел «Октоих», или «Осмоглас-ник». Конечно, ни в коем случае нельзя забы-вать и о деятельности Франциска Скорины, который 500 лет назад начал печатать богослужебные книги.

По словам английского путешественника Джайлса Флетчера, в Москве в конце XVI века помнили, что первая типография была занесена в Россию из Польши. Даже если это преувеличение, московские печатники Иван Федоров и Петр Мсти-славец, издавшие первую датированную московскую книгу «Апостол» в 1564 году, вскоре оказались в эмиграции именно в Великом княжестве Литов-ском и Короне Польской, где они продолжили свою деятельность. Тут уместно вспомнить, конечно, об Острожской Библии.

Образцом для первых богословских школ русинов и московитов послужили иезуитские коллегии. В 1560-е годы орден иезуитов развернул свою деятель-ность сначала в Короне, а затем и в Литве. Иезуиты одну за другой открыли несколько школ для обучения «схизматиков», надеясь постепенно обратить в католицизм русское население. Тут следует добавить, что образователь-ная деятельность иезуитов, конечно, была связана и с католической реформой, когда католическая церковь пыталась через посредство образования восстано-вить позиции, утраченные в результате Реформации.

И вот иезуиты одну за другой открыли несколько школ для обучения схизма-тиков, то есть православных, надеясь постепенно обратить их в католицизм. Но их деятельность совпала по времени с расцветом богословского творчества самих православных, которые с воодушевлением восприняли образовательную концепцию католиков и сумели создать свои школы. Среди них — Острожская славяно-греко-латинская академия и Могилянская академия, по образцу кото-рых в конце XVII века в Москве возникла Славяно-греко-латинская академия.

Острожская типография в 1580-1581 годах выпустила первую полную печат-ную Библию, Острожскую Библию, которая вплоть до времен императрицы Елизаветы Петровны и позднее Библейского общества была принята за основу и в России. Ориентированные на латинские и греческие образцы «Грамматики» Лаврентия Зизания, а позднее Мелетия Смотрицкого служили прообразом и источником «Грамматики», напечатанной в Москве в 1648 году, по которой учился еще Михайло Ломоносов.

Интеллектуальный обмен приносил в Москву все новые идеи. Еще в первой половине XVI века в Москве получила известность «Космография» Себастьяна Мюнстера. В царском архиве Ивана Грозного хранилась «Хроника всего света» Марцина Бельского, в которой подробно рассказывалось об открытии Америки. В середине XVII века в Россию был доставлен «Большой атлас, или Космогра-фия» Яна Блау. Где, помимо географических знаний, излагались основы гелио-центрического учения Николая Коперника.

Своей светской печати в Москве практически не было ни в XVI, ни в XVII ве-ке — почти все изданные московскими типографиями книги носили церковно-учительный характер, а книги, заимствованные из русских земель польско-литовского государства, вызывали подозрения и неоднократно уничтожались по цензурным соображениям.

Конечно, на культурную жизнь оказывала влияние политическая жизнь Вели-кого княжества Литовского и Короны Польской, которые объединились в Речь Посполитую, и их взаимоотношения с Московским государством. А отношения эти оставались далеко не простыми, и, несмотря на определенные попытки сбли-жения, все-таки можно сказать, что государства не просто соперничали, но большую часть времени откровенно враждовали.

На тот момент литовско-московские отношения обострились уже при Иване III в конце XV века. Иван III достаточно хорошо представлял себе положение в Ве-ликом княжестве Литовском, его слабые стороны, и уже в 1478 году (год окон-чательного присоединения Новгорода к Московскому государству) Иван III заяв-ляет во всеуслышание о своих претензиях на Полоцк, Витебск и Смоленск, то есть города Литовской Руси.

В дальнейшем он воспользовался тем, что восточные земли Великого княже-ства Литов-ского были относительно слабо интегрированы в его состав, здесь власть вели-ких князей Литовских была наиболее слаба, опиралась на соглаше-ния с мест-ными князьями. Начинается целая серия московско-литовских войн, которые шли в конце XV и первой половине XVI века.

В этих условиях Великое княжество Литовское вынуждено было все более и бо-лее искать помощи со стороны Польши. До поры до времени их объединя-ла лишь личность монарха — один и тот же человек занимал престол и литов-ский, и польский. Но постепенно на повестку дня выходил вопрос не просто о личной или династической унии, но о реальной унии, которая подразумевает также объединение государственных институтов. После долгих тяжелых пере-говоров Польское королевство и Великое княжество Литовское заключили такую реальную унию, в Люблине, — Люблинскую унию 1569 года Так воз-никла Речь Посполитая. Это слово происходит от польского варианта слова «республика», то есть «общее дело», res publica.

За это Великое княжество заплатило высокую цену, поскольку в состав Короны Польской отошли Подляшское, Киевское и Волынское воеводства — огромные территории. Были ликвидированы и некоторые органы власти. Но вместе с тем следует отметить, что великое княжество далеко не утратило свою государ-ственность и, конечно, не могло в одночасье утратить особенности социаль-ного строя.

Вскоре династия Ягеллонов, потомков Владислава Ягайло, пресеклась. Послед-ний ее представитель — польский король и великий князь литовский Сигиз-мунд Август — умер в 1572 году. Встал вопрос о том, кто же будет новым пра-ви-телем. В Речи Посполитой последовала череда бескоролевий (то есть таких периодов, когда рассматривались те или иные кандидатуры на престол), при этом часть литовской шляхты поддерживала кандидатуры Ивана Грозного и его сына Фе-дора, рассчитывая, что это нормализует отношения с Россией. Надо сказать, что такие проекты выдвигались и раньше. Например, еще в нача-ле XVI века Василий III, тот самый, который присоединил Смоленск, только-только взойдя на престол, предлагал свою кандидатуру после смерти очеред-ного польско-литовского правителя Александра Ягеллона. Но ни тогда, ни во вто-рой половине XVI века эти проекты не были осуществлены. Истори-че-ские пути России и Великого княжества Литовского — теперь уже Речи Посполитой — расходились все больше. Конечно, в политической сфере это особенно сказы-валось. В конечном итоге победила кандидатура трансиль-ван-ского князя Сте-фана Батория, или Иштвана Батори, которому удалось перело-мить ход войны с Россией, Ливонской войны, в свою пользу — так, что она чуть не окон-чилась катастрофой для русского царя, поскольку ему удалось отвое-вать у Ивана Грозного Полоцк и организовать поход на Псков.

После этого на некоторое время устанавливаются относительно мирные вза-имо-отношения, поскольку литовская знать видела приоритет в борьбе со Шве-цией за Ливонию, и эти отношения обостряются лишь в начале XVII ве-ка, во время Смуты. Особенно после авантюры первого Дмитрия Самозванца, которую поддержали магнаты Польского королевства — Адам и Константин Вишневецкие и Ежи, или Юрий, Мнишек.

В 1610 году коронный гетман Станислав Жолкевский даже заключил договор с боярами, согласно которому московским царем провозглашался Владислав Ваза (будущий Владислав IV), сын правившего тогда Сигизмунда Вазы. Что интересно, некоторое время даже чеканились монеты с именем «русского царя Владислава Жигимонтовича». Но этот проект фактически так и не был реали-зован, Сигизмунд Ваза решил, что Смоленск важнее, что этим следует ограни-читься. И в итоге заложником этой ситуации стал польско-литов-ский гарни-зон, обосновавшийся в Московском Кремле. Он оказался осажден, в очень тяже-лом положении: попросту не хва-тало еды. Сохрани-лись очень яркие и страшные свидетельства об этом. В ко-нечном итоге в ноя-бре 1612 года этот гарнизон сдал Кремль Второму ополче-нию; а вскоре царем стал Михаил Федо-рович Романов. И спустя еще некоторое время Владислав IV отказался от пре-тензий на московский престол.

Можно сказать, маятник качнулся в обратную сторону в середине XVII века, когда запорожские казаки признали власть русского царя Алексея Михайло-вича. Началась война России с Речью Посполитой, и очень значительная часть Великого княжества Литовского, включая его столицу Вильну, на несколько лет оказалась под властью русского царя. Войны с Россией и Швецией середины XVII века и сопутствовавшая им эпидемия чумы принесли Великому княжеству Литовскому разорение и огромные людские потери, которые уже к концу сле-дующего столетия во многом облегчили установление российского господства в Речи Посполитой.

На протяжении нескольких веков, которые прошли с начала возвышения Вели-кого княжества Литовского, с одной стороны, и Московского княжества, а впо-следствии Русского государства, с другой стороны, они оставались доста-точно близкими соседями, поддерживали разные контакты — и на уровне государств, династий, и на уровне общества. Но при всем при этом западное влияние в Ве-ли-ком княжестве Литовском: крещение Литвы по латин-скому обряду, уния с Польшей, рецепция западных социальных порядков, — все это все более и бо-лее отдаляло две части Руси друг от друга. Конечно, этому способствовало и формирование белорусского и украинского народов на зем-лях, подчиненных власти великих князей литовских и королей польских.

То есть взаимное недоверие и взаимный интерес, миграции населения в обе сто-роны и культурные заимствования при заметных расхождениях социаль-ного, политического, экономического строя, надежды на помощь последнего православного правителя и верность собственным господарям-иноверцам — все эти черты необходимо иметь в виду, когда мы говорим о другой Руси.

История Великого Княжества Литовского от первых поселений до окончательного присоединения к Российской Империи

Великое Княжество Литовское - средневековое феодальное государство в Восточной Европе. В годы своего процветания государство простиралось от Балтийского моря до Черного. Княжество для своего времени было одним из самых развитых в Европе.
От первых племен до Миндовга
Первые люди заселили этот Прибалтийский район в 10 000- 9000 до н.э. Основным их занятием было скотоводство, земледелие и охота. В 9-12 веках н.э началось разложение первобытно-общинного строя. Первые упоминания о Литве в немецких источниках относят к началу 11 века. На Руси о княжестве стало известно с середины того же века. Начиная с этого периода Литва устраивала набеги на приграничные русские княжества. Доказательством существования раннефеодальных отношений может служить договор между Галицко-Волынским княжеством и близлежащими землями местных князей. После этого на исторической арене Литвы появляется князь Миндовг...
Правление Миндовга
Большая часть правления Миндовга была наполнена борьбой с Тевтонским орденом и Папской властью. В 1236 году состоялась битва при реке Сауле в ходе которой тевтонцы были опрокинуты и спасались бегством, это победа позволила ему сконцентрировать внимание на объединение литовских земель и дальнейшей экспансии на Русь. Приблизительно в 1240-ом году он был официально избран князем Литвы и принял титул Великого Князя Литовского. В это же время им была присоединена Западная Беларусь. Заключение мира с Папой Римским в 1251 позволило новоиспеченному князю усилить позиции своего государства. Вскоре после этого был заключен мир с Даниилом Галицким, однако вскоре его княжество захватили ордынские ханы, и он был вынужден напасть на своего зятя. Это было поводом для Миндовга начать завоевание юго-западных княжеств Руси.
В 1260 году произошла битве при озере Дурбе, ее причинной были разногласия между немцами и литовцами за северо-западные княжества, помимо этого крестоносцы все еще считали литовцев язычниками и не могли смириться с их положением при католической церкви. Битва была выиграна пруссами и литовцами. Орден понес большие потери и был вынужден капитулировать на неопределенный срок. Победа позволила Миндовгу разорвать мир с Папой Римским, и начать боевые действия против польских католиков.
В 1263 Миндовг был убит заговорщиками, мнений по поводу причин убийства существует немало.
Период междоусобиц и краткосрочных правлений
После смерти Великого Миндвога начался конфликт за трон. Сначала Тройнат сверг Товтивила, после самого Тройната сверг сын Миндвога Войшелк. Перед своей смертью он передал трон Андрею Шварну, который в скором времени умер. После него был Тройден, он проводил ту же политику что и Миндвог. Был убит Довмонтом. Предпоследнее десятилетие 13 века плохо освещено в источниках, лишь известно что правили некие Бутигейд и Будивид.
Витень и Гедимин
В 1292 году в княжестве воцаряется Витень. Он также проводил политику агрессии в отношении тевтонцев. Его имя связанно с освобождением Полоцка и его дальнейшим присоединением к Княжеству Литовскому. После него в течении 23 лет правит Гедимин, его родство с Витенем ставится под вопрос большим количеством историков. Все его правление прошло под знаменем присоединения русских земель к своему княжеству. Либеральная политика литовцев во многом помогала им в захвате земель, они не навязывали свои нравы и мирились с чужой религией. Он проводил политику против укрепления Москвы, для этого он заключил мир с католиками, тевтонами, поддерживал Тверь и Новгород и начала вводить католичество. В 1323 году Великий Князь Гедимин присоединил Волынь, и заимел своим вассалом город Киев. В 1331 году состоялась битва при при Пловцах против крестоносцев, которые по прежнему не признавали "литовских язычников" , в ней Княжество Литовское одержало победу. Сражение при Велюоне стала роковым для Гедимина. В нем он лишился своей жизни. Его правление укрепило
великокняжескую власть и усилило позиции Великого Княжества Литовского в Европе.
Дуалистическое правление Ольгерда и Кейстута
После гибели Гедимина княжество оказалась на гране распада, так как в нем не было определенного порядка престолонаследия. Ольгерд и Кейстут были самыми влиятельными из семи сыновей Гедимина, еще в 1341 и 1342 годах они вместе разбили крестоносцев и Орду, а в 1345 году сместили с великокняжеского престола Евнутия. Два брата разделили страну по сферам влияния, Ольгерду досталась Русь и Орда, а Кейстуту борьба с тевтонцами. В 1346 Ольгерд разграбил близлежащие новгородские земли. В 1349 он участвовал в смоленско-московском конфликте на стороне Смоленска, однако московский князь смог заручиться поддержкой хана Орды, и пригрозить Смоленску разграблением, тот в свою очередь был вынужден ретироваться, вскоре и сам Ольгерд отхватил от бывшего союзника Ржев. После смерти князя московского Литовское княжество продолжило захват русских земель. Начиная с 1362 года земли княжество расширяются на юг, за счет ослабления Орды, к Литве были присоединены огромные степные территории до Каспия. Помимо этого Великий князь Ольгерд без боя занял Киев, и открыл дорогу на Москву, а в 1370 и 72 годах даже совершал походы на нее, но оба раза были подписаны мирные договоры. Под конец жизни Ольгерд не вмешивался в политику других стран, и занимал позицию нейтралитета. Брат же его за все время двойного управления ни в каких крупных конфликтах не участвовал, но во время правления Ягайло сделал важный шаг, который завершился провалом..
Ягайло, Витовт и Польша
В 1377 Ольгерд умирает. Его приемником становится его сын Ягайло, который как и другие Великие Князья продолжал анти-московскую политику. В начале правления проводил политику сближения с Тевтонским Орденом, его действия не нравились Кейстуту, который в 1381 сверг его, но через год произошло обратное смещение. Кейстут был замучен в тюрьме,а его сыну Витовту удалось бежать. Он попросил помощи у Ливонского Ордена, из-за этого началась междоусобица, и в 1384 году братья заключили мир, и совместно ударили ливонцев, такое наступление завершилось удачно, была взята крепость Ковно. В 1385 году была подписана Кревская уния по которой Польша и Литва объединялись под властью Великого Литовского Князя, такое сближение было вызвано раздробленностью Польши и в необходимости ее спасения. Началось силовое распространение католичество в Литве, это не устраивало Витовта и православное население. В новом государстве вновь началась гражданская война. Однако продлилась она не долго, ибо Ягайло осознавал шаткость своего трона. По соглашению 1401 года Витовт признавался пожизненным Великим Князем Литвы без передачи трона кому-либо. Все еще продолжалась война на два фронта: на одном тевтонцы, а на другом русские. В 1406 произошло стояние на реке Угре, после которого между Россией и Литвой был заключен "вечный мир". И в 1410 году состоялась битва при Грюнвальде, в ходе которой польско-литовские войска нанесли сокрушительное поражение Тевтонскому Ордену. В данный период Литва достигла пика своего могущества.
Литва после Витовта
Витовт умер в 1430 году. После этого началась серия небольших политических конфликтов. Сначала князем выбрали Свидригайла, но союз Ягайло и Сигизмунда свергли его, и Сигизмунд стал литовским правителем, его правление продлилось до 1440 году, он был убит заговорщиками. После него князем стал Казимир, который в 1449 году подписал договор с Василием II о разделе сфер влияния в Восточной Европе. С 1480 года начались русско-литовские войны в ходе которых Литва потеряла 40 % своих территорий. В 1492 году Казимир умирает. Следующие правители проводили политику объединения с Польшей, князь Сигизмунд расширял права польской шляхты на литовские земли.
Речь Посполитая
В 1569 году была подписана Люблинская уния, по ней Польша с Литвой становились единым государством - Речью Посполитой, правитель страны выбирался всеобщим сеймом состоящим как из польской, так и из литовской элит . Общее польско-литовское государство пришло в упадок в начале 18 века. С этого момента оно стало под протекторат Российской Империи, а в ходе последнего раздела Речи Посполитой (1795) Великое Княжество Литовское прекратило свое существование.