"сложносочиненное предложение и его синтаксические синонимы". Творческая работа на тему «К вопросу о синтаксической синонимии Что такое синтаксический синоним предложения примеры

Открытый урок русского языка в 8 классе «Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль».Автор – Орешко Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Снежская СОШ» п.Путёвка Брянского района Брянской области.

1. Сформировать понятие о синтаксических синонимах главных членов предложения, их текстообразующей роли.

2. Развивать умение подбирать синтаксические синонимы главных членов предложения, предупреждать ошибки в употреблении синтаксических синонимов главных членов предложения, формировать исследовательские навыки в работе учащихся, повторить материал о типах подчинительной связи в словосочетаниях, закрепить пунктуационные и орфографические навыки, обогатить синтаксический строй детской речи.

3. Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, к личности и творчеству А.С.Пушкина.

Ход урока:

1.Орг. момент

2.Подготовка к восприятию

Я читаю Пушкина.

Пушкин – это здорово!

Звонкими игрушками

Все слова подобраны.

А ему ведь выпали

В жизни испытания…

Не мешайте всхлипывать:

Пушкина читаю я!

Эту стихотворную миниатюру написал 6-летний мальчик, Даня Шимко. Смотрите, как интересно восприятие пушкинской лирики ребёнком – и чувство необыкновенной ясности, звонкости языка поэзии и проникновение в самую душу стихотворных строк. Неслучайно на сегодняшнем открытом уроке обращаемся к личности и творчеству поэта –

Пушкин и Царскосельский лицей – эти понятия неотделимы друг от друга.

3. Составление ученических ассоциаций, подготовка к проведению словарной работы

Великий русский поэт серебряного века А.Блок говорил: «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни».

Какие ассоциации возникают у вас с именем Пушкин?

4. Словарная работа

Составьте словосочетания с данными словами, вставьте пропущенные орфограммы

истинный личность

талант поражать

гениальная искусство

5. Повторение пройденного о словосочетании, типах подчинительной связи в словосочетаниях

Вы говорили о Пушкине-лирике, кажется бесспорным, что любовная лирика Пушкина является непревзойдённой. Вспомним стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Задание следующее: выписать на слух по 1 примеру словосочетаний на каждый тип подчинительной связи – согласование, управление, примыкание. Произведите разбор словосочетаний (слабым – текст)

Выступление подготовленного ученика, у доски – 2 учащихся

Проверка

6. Задание «Найти пару»

Найти пару, записать предложение, графически объяснить условия постановки знака препинания

Часть предложения

Часть предложения

А.С.Пушкин

это значит нарисовать целостную картину жизни.

Создать художественное произведение

Талант поэта

рождать радость.

величайшая гордость нашей литературы.

год трагической гибели поэта.

Проверка

Какую пунктограмму мы повторили?

7. Объяснение нового материала

Посмотрите, ребята, как сформулирована тема нашего урока… Вдумайтесь в формулировку, определите наши цели., используя модели УЗНАТЬ, ПОНЯТЬ

Пойдём от общего к частному.

Давайте вспомним, что такое синонимы.

(Синонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию, но близкие по значению.)

Чем отличаются друг от друга синонимы?

Каково значение синонимов в нашей речи?

(Расширяя словарный состав языка, синонимы одновременно и обогащают наш язык, делают его ярче, выразительнее, разнообразнее. Знание синонимов необходимо для того, чтобы уметь выразить свою мысль наиболее точно, со всеми необходимыми оттенками, выбрав нужное слово из ряда других, близких по значению.)

Какие группы образуют синонимы?

Реализация индивидуального задания (Справочник лингвистических терминов Д. Э. Розенталя)

Различают синонимы лексические, стилистические и синтаксические.

Лексические синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения. (красный – алый)

Стилистические синонимы отличаются стилистической окраской, сферой употребления: лик–лицо-физиономия-мордашка; удовлетворительно–тройка-трояк.

Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать работу-приступить к работе; возле дома – около дома).

Работа в парах. Сравните два отрывка.

1 . Я умирал от скуки. Время шло. Писем из Белгородской крепости я не получал. Все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпимой. Неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.

2. Я умирал от скуки. Время шло, а писем из белгородской крепости я не получал, так как все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпима, и неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.

– Найдите синтаксическую синонимию в 2-х текстах. Чем отличаются синтаксические конструкции этих предложений?

( Первый состоит из простых предложений, во втором – простые предложения объединены в сложные).

– Какой из отрывков, по вашему, принадлежит А.С. Пушкину? Обоснуйте свое мнение.

( А.С. Пушкину принадлежит первый отрывок, т.к. сложными предложениями нельзя передать напряженность, волнение, а Гринёв напряжен, его сердце замирает от страха за любимую девушку. Автор в своем тексте стремится передать события текущего момента, поэтому и используются простые короткие предложения.)

8. Первичное закрепление. Анализ текста. Работа красным-синим карандашом.

- Синонимы подлежащего и сказуемого. Чем могут быть выражены синонимы подлежащего? Синонимы сказуемого? Работаем с текстом.

Пушкин будет актуален всегда . Поэт и его творчество будут востребованы. Он, может быть, как никто другой, показал, что расовые, национальные и религиозны предрассудки формируются на низком уровне духовного сознания. И что они вполне преодолимы, если человек в своём воспитании и образовании будет нацелен на единство разнообразия в самом главном: в поиске Бога, истины, справедливости, в устремлении к добру и красоте.

- Какова роль синтаксических синонимов главных членов предложения? (с их помощью можно избежать повторов, разнообразить речь, выбрать тот или иной стиль оформления)

9. Выполнение задания «Корректор».

- Говорят, А. Т. Твардовский делил советских писателей на тех, кто читал «Капитанскую дочку» и на тех, кто не читал. Нужно признать, что художественное чутьё замечательного поэта и главного редактора позволило ему изобрести тест абсолютно безошибочный. Простота пушкинского письма в «Капитанской дочке» создаёт иллюзию заурядного бытописания, являясь на самом деле вершиной словотворчества. Мы поработаем сейчас с материалом статьи для пушкинского альманаха, внесём необходимые коррективы.

- Устраните речевые ошибки в тексте, подберите синтаксические синонимы к выделенным словам.

- Когда пришёл час испытаний для героев пушкинской повести, когда Белогорскую крепость захватили бунтовщики во главе с Пугачёвым и ценою жизни стало предательство, тогда же пришло время нравственного выбора для всех и для каждого. Швабрин не просто переходит в стан Пугачёва. Швабрин присягает Пугачёву, признавая в нём императора , целуя при этом руку. Когда Гринёва, вынув из петли, подводят к Пугачёву и предлагают сделать то же самое, Петя испытал вот что: «…я предпочёл бы самую лютую казнь такому подлому унижению».

10 . Реализация задания в паре.

- Я просила Алёну и Зою произвести анализ вариантов ЕГЭ , для того чтобы выяснить практическую актуальность сегодняшней темы урока. Пожалуйста, девочки, представьте результаты вашей работы.

(На синонимии синтаксических конструкций основаны такие задания Единого Государственного Экзамена, как задания А4 – синонимия СПП с придаточным обстоятельственным с ПП с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, задание А26 – синонимия СПП с придаточным определительным с ПП с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, в задании В7 использование синтаксической синонимии позволяет избежать речевых ошибок, служит средством связи предложений в тексте, используется также при выполнении задания В8 как средство выразительности. Для темы сегодняшнего урока актуально рассмотрение заданий В7 ЕГЭ).

11. Выполнение задания В7 ЕГЭ

Среди предложений 1-5 найдите такие, в которых последовательно употреблены синтаксические синонимы подлежащего, запишите номера данных предложений.

(1) Пушкин умирал…(2.)Поэт лежал в кабинете, на диване, окруженный книгами своей библиотеки.(3.) Он окинул их угасавшим взглядом.(4).Для него каждая стоявшая на полках книга была живым организмом, жившим своей особой жизнью….(5.)И томик Байрона на английском языке, полученный в декабре 1825 года от Анны Керн, напоминал о «чудном мгновеньи», пережитом поэтом в дни Михайловской ссылки …. (6)Друзья и книги были неизменными спутниками его короткой бурной жизни. (7)Выходя из дома, он всегда брал с собой какую-нибудь книгу….(8.)Друзья и книги…. (9). Обернувшись к книгам, Пушкин тихо промолвил: «Прощайте, друзья!...» (По А. Гессену)

12. Подведение итогов урока

– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока?

Подведите итоги урока, используя опорные модели:

ПОНИМАЮ…

Кроме того, мне хотелось бы, чтобы вы знали и помнили слова Белинского о творчестве Пушкина: «Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека.» Читайте, ребята Пушкина, воспитывайте в себе людей.

13. Домашнее задание :

1.- весь класс – подготовиться к контрольному словарному диктанту по упр. 160

2- сильн.- найти и выписать 4 предложения из текста повести «Капитанская дочка», иллюстрирующие тему урока.

3- класс – упр 155 (1).

3 "Сложносочиненное предложение и его синтаксические синонимы"

Россия, Смоленская область,г.Вязьма

МБОУ СОШ №5

Учитель русского языка и литературы

Смирнова Марина Евгеньевна

"Сложносочиненное предложение и его синтаксические синонимы"

Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Цели: 1. Образовательная. Повторить группы сложносочиненных

предложений по союзам и по значению, научить расставлять знаки

препинания в сложносочиненном предложении. Выяснить, какие по

структуре предложения могут выступать в качестве синтаксических

синонимов ССП, научить правильно употреблять их в речи и использовать в

тексте. Повторить изученные орфограммы и пунктограммы.

2. Развивающая. Совершенствовать умение анализировать текст, учить

внимательно относиться к слову, работать над обогащением словарного

запаса обучающихся, способствовать развитию быстроты реакции,

мышления, внимания, речи и памяти.

3. Воспитательная. Воспитание уважения к родному языку и его богатству.

Формировать интерес к творчеству А.С. Грибоедова, коммуникативные

Оборудование: презентация, текст и вопросы к нему у каждого на парте,

учебник Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А.

«Русский язык» 9 класс.

Едва ли какой другой язык мира

обладает таким богатством

синонимических оборотов, как язык русский.

В.В. Виноградов.

План: 1. Орг. момент. Сообщение темы. Постановка целевых задач.

Учитель. Тема нашего урока «Сложносочиненное предложение и его

синтаксические синонимы». Наша задача – повторить основные вопросы,

изученные в теме «Сложносочиненное предложение», повторить группы

ССП по союзам и по значению, научиться правильно расставлять знаки

препинания в ССП, выяснить, какие по структуре предложения могут

выступать в качестве синтаксических синонимов ССП, научиться правильно

употреблять их в речи и использовать в тексте. Обратимся к словам

известного русского ученого-лингвиста В.В. Виноградова, которые мы взяли

в качестве эпиграфа к нашему уроку. Как вы понимаете это высказывание?

(Слайд № 1).

(Прокомментировать в конце урока). В качестве языкового материала мы

будем использовать текст знаменитой комедии А.С. Грибоедова «Горе от

ума», вспомним, какие вопросы в ней были поставлены и актуальны ли они в

наше время. Для нас, живущих на Смоленщине, творчество А.С. Грибоедова

особенно дорого, так как в тридцати километрах от Вязьмы располагается

музей - заповедник Хмелита - имение дяди А.С.Грибоедова, где не раз

бывал в детстве будущий драматург (Слайды № 2,3).

2. Проверка домашнего задания (параграф №8 –теоретический материал

(слайды № 4-7), упр.). В это время ученик вставляет пропущенные буквы в

слова, записанные на доске.

Мирово…рение писателя, зам…рать от восторга, зам…реть неожида…о,

прогре…ивные взгляды, пр…возглашать принципы равенства, подл…нное

иску…тво, д…стоинство человека, в…схищаться живописью, обл…чать

пороки, коло…альные дост…жения, обществе…ая польза.

Какие орфограммы мы повторили?

Для какого стиля речи характерно употребление этой лексики?

Составить предложения (по рядам): ССП, СПП, БСП.

Могут ли различные по структуре предложения выступать в качестве

синтаксических синонимов, когда в них выражается одна и та же мысль?

3. Сообщение обучающегося (слайды № 8-10).

Синонимика сложных предложений.

Синтаксические синонимы - это параллельные синтаксические

конструкции, соотносимые по построению и близкие по значению.

Синтаксические синонимы различаются по смыслу или стилистически.

Синонимическое богатство русского языка включает в себя различные типы

синонимов, например, лексические синонимы, то есть слова-синонимы;

фразеологические синонимы, то есть фразеологизмы - синонимы;

синтаксические синонимы.

Одну и ту же мысль можно выразить разными синтаксическими

способами, используя как сочинительные, так и подчинительные связи,

обозначая эти связи как с помощью союзов и союзных слов, так и - в

бессоюзных предложениях - при помощи интонации. Синонимия различных

синтаксических конструкций является одним из основных средств

стилистического варьирования речи, она способствует гибкости и

выразительности языка. При этом синтаксические синонимы могут

использоваться и в пределах одного речевого стиля, и в разных стилях,

отличаясь друг от друга стилистической окраской.

Синтаксическими синонимами являются:

1) Союзные и бессоюзные сложные предложения.

/Я узнал, что поезд приходит в шесть часов.

Я узнал: поезд приходит в шесть часов/.

2) Простые предложения с обособленными членами и

сложноподчиненные предложения.

/Передо мной расстилался песчаный берег, усыпанный ракушками.

Передо мной расстилался песчаный берег, который был усыпан

ракушками/.

3) Простые распространенные предложения и сложносочиненные.

/Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц.

Время было позднее, но в лесу еще можно было слышать пение птиц/.

4) Сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения.

/Посыльный не пришел, и отнести письмо попросили меня.

Посыльный не пришел, так что отнести письмо попросили меня/.

Сложные союзные предложения и бессоюзные различаются по основным

сферам своего распространения: так как в бессоюзных предложениях

главную роль для связи их частей играет интонация, то естественно, что

бессоюзие широко используется в устно-разговорной речи. В книжно-

письменной речи интонация не может непосредственно служить для

выражения отношений между частями высказывания - для этого

используются союзы и союзные слова. Поэтому в стилях книжно-письменной речи больше распространены разные типы сложноподчинённых

и сложносочиненных предложений

Синонимы играют очень важную роль в языке, потому что, передавая

тонкие оттенки, разные стороны понятия, они дают возможность точнее

выразить мысль, яснее представить конкретную ситуацию.

4. Учитель. В бессмертной комедии А.С. Грибоедова используется ССП.

Многие из них являются афоризмами. Вспомним некоторые из них.

Расставьте знаки препинания, охарактеризуйте предложения, составьте

схемы. Вспомните, кому из героев принадлежат реплики. В чем особенности

речи персонажей комедии? (Слайд № 11). Если это возможно, подберите

синтаксические синонимы к данным предложениям. Задание выполняется по

вариантам – по пять предложений каждому варианту (групповая форма

1. Всю ночь читает (не)былицы и вот плоды от этих книг.

2. В семнадцать лет вы ра(с,з)цвели прелестно (не)подражаемо и это

вам извес(т)но.

3. Вчера был бал а завтра будет два.

4. Забылись музыкой и время шло так плавно.

5. Сидим а на дворе давно уж побелело.

6. Свежо предание а вери(т,ть)ся с трудом.

7. Дома новы а предрассудки стары.

8. Я странен а не странен кто (ж)?

9. То Софьи Павловны на свете нет пригоже то Софья Павловна

10. Чины людьми даю(т,ть)ся а люди могут обмануться.

Ответы обучающихся.

Микровывод. В речи Чацкого часто встречаются ССП с

противительными союзами. Чацкий говорит живым, метким языком. Он

обличает крепостное право, протестует против крепостнического гнета,

против всего иностранного. Его протест связан с глубоким уважением к

русскому языку, к русской национальной культуре.

Фамусов – московский барин, он говорит житейским языком, в его речи

преобладают простые предложения или ССП, связанные соединительными

5. Работа с текстом.

борьбе с рабством и невежеством. Страстные монологи героя защищают

новое передовое и против этого нового ополчаются в комедии фамусовы

и скалозубы.

Недаром комедия ходила по рукам в рукописи и наизусть повторялись

ее афоризмы. Комедия была необычайно актуальна а слова Чацкого о

крепостных приводили современников в ярость.

Основная мысль. Тип речи. Стиль текста.

Выписать ССП, расставить знаки препинания.

Устно заменить ССП синтаксическими синонимами. Что изменится?

(Меняются отношения между простыми предложениями, входящими в

состав сложного).

6. Конструирование (по рядам). (Слайд №12).

Из двух простых предложений составить:

Сложносочиненное предложение;

Сложноподчиненное предложение;

Бессоюзное сложное предложение.

1. Грибоедов чудотворно преобразил нашу речь.

2. Мы до сих пор учимся у него ясности, простоте и музыкальности.

Можем ли мы сказать, что получившиеся предложения - синтаксические

синонимы? Почему?

Выполнить синтаксический разбор ССП.

7. Пользуясь материалами сегодняшнего урока (текст, словарный

диктант), дайте развернутый ответ на проблемный вопрос, используя

ССП и его синтаксические синонимы (по вариантам).

Актуальна ли комедия А.С. Грибоедова сегодня? Почему?

Как вы понимаете смысл фразы Чацкого «Служить бы рад, прислуживаться

Возможный вариант выполненного задания.

Фразу «Служить бы рад, прислуживаться тошно» я понимаю так.

Каждый человек в нашей стране должен найти достойное место в жизни, а

для этого надо много учиться. Важно быть порядочным человеком и

продвигаться по служебной лестнице, заслуживая этого, а не льстя

вышестоящим лицам, как это делает один из героев комедии Молчалин.

Чацкий же негодует против лести, угодничества и лицемерия. Чацким

руководит не стремление к чинам и богатству, а интерес к делу, любовь к

нему, служение общественной пользе.

Таким образом, фраза Чацкого актуальна и сегодня.

8. Вернуться к эпиграфу. Прокомментировать слова В.В. Виноградова.

Предполагаемый ответ. Слова известного лингвиста В.В. Виноградова я

понимаю так. Русский язык очень богат. Одна из отличительных черт

русского языка – это возможность одну и ту же мысль выразить по-разному.

Это касается не только лексики, но и синтаксических конструкций. Важно,

чтобы мы могли использовать это в нашей речи.

Продолжи фразу: «Сегодня я понял, что…»

«Было сложно, но…»

«Теперь я уверен, что…».

Итог урока. Таким образом, мы повторили основные вопросы, изученные в

теме «Сложносочиненное предложение», выяснили, какие по структуре

предложения могут выступать в качестве синтаксических синонимов

сложносочиненного предложения, учились правильно употреблять их в речи

и использовать в тексте.

Домашнее задание. Готовиться к контрольному диктанту, п. 8.

Литература.

1. Бабайцева В. В. Обучение русскому языку в 9 классе. – М:

Просвещение, 1991

2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов С.Ю., Чешко Л.А. Русский

язык 9 класс. – М.: Просвещение,2010

3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе. – М.: Просвещение,

4. Грибоедов Ф.С. Горе от ума. – Л.: Детская литература, 1972

5. Карпушин С.В, Ковалева Е.С., Рудь Л.Г. Язык русской классики.

СИНТАКСИЧЕСКАЯ СИНОНИМИЯ КАК ИСТОЧНИК БОГАТСТВА И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ РЕЧИ

Цели : обобщить знания о синтаксической синонимии; повторить трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения, повторить сведения о принципах построения предложений различного вида и взаимосвязи синтаксических принципов с пунктуацией; развивать навыки редактирования текста.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы:исследовательский, самостоятельная работа, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

1. Орфоэпическая пятиминутка в рамках подготовки к ЕГЭ (задание А1).

2. Задание «Дай толкование слова» (задание А2).

3. Экспресс-опрос (по вариантам).

На экране:

Вариант 1. Определите способ связи и средства ее выражения:

1) Наш класс; 2) чей-то взгляд; 3) несколько человек; 4) один из нас; 5) любить рыбалку; 6) очень любя; 7) весело шагать; 8) шагать по пригоркам; 9) по крутым пригоркам; 10) не слишком крутым.

Вариант 2. Дополните до словосочетаний. Определите способы связи.

1) Обидеться … – обида …;

2) образоваться …– образован …;

3) обосновываться … – обоснование …;

4) наполнить … – наполнять …;

5) уверенность … – увериться … .

Задание для всех. Образуйте с каждым из следующих слов по 3 словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи.

1) Способность; 2) что-нибудь; 3) прогулка; 4) счастливый; 5) решение.

2. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Запись на доске. А28. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.

2) Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.

3) Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях, со своим ароматным запахом.

4) Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд. (Для выполнения этого задания потребуются знание синтаксиса, умение осуществлять подбор синонимических конструкций для замены придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом.)

– Перед вами одно из заданий ЕГЭ. Определите, какие знания и умения потребуются для его выполнения.

Обратите внимание! (Запись на экране.)

Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, если: в главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово (тот, того и т. п.) , если союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом, если сказуемое выражено формой будущего времени, если придаточная часть присоединяется союзным словом где .

3. Этап первичной проверки понимания изученного.

Она без памяти любила сына, в котором видела черты своего покойного мужа.

Приходи на мой концерт, который состоится в нашей школе.

Трудно забыть места, где прошло твое детство.

– Итак, вернемся к заданию А28.

Вопрос: изменился ли смысл высказывания при преобразовании сложного предложения в простое, осложненное причастным оборотом? Выполняя замену, мы использовали синтаксический синоним. Попробуйте дать определение синтаксической синонимии.

На экране – определение:

Синтаксическая синонимия – это различные синтаксические конструкции, близкие по значению, но разные по форме выражения и оттенкам значения.

4. Этап закрепления и применения изученного.

Задания для учащихся «Проверь себя».

1. Комментированный диктант с грамматическим заданием.

Объясните условия выбора трудных, на ваш взгляд, орфограмм. Замените придаточные определительные предложения обособленными определениями.

В продолжение долгих часов Андрей остается наедине со своим учителем Даниилом Черным, который открывает юному художнику тайны живописи. От того далекого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублев запечатлен с гордо поднятой головой. Неизвестный автор в Рублеве увидел не гордыню, которая на Руси считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство.

2. Работа в парах.

Сравните два отрывка.

1. Я умирал от скуки. Время шло. Писем из Белогорской крепости я не получал. Все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпимой. Неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.

2. Я умирал от скуки. Время шло, а писем из Белогорской крепости я не получал, так как все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпима, и неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.

– Найдите синтаксическую синонимию в обоих текстах. Чем отличаются синтаксические конструкции этих предложений? (Первый состоит из простых предложений, во втором – простые предложения объединены в сложные.)

– Какой из отрывков, по-вашему, принадлежит А. С. Пушкину? Обоснуйте свое мнение. (А. С. Пушкину принадлежит первый отрывок, так как сложными предложениями нельзя передать напряженность, волнение, а Гринев напряжен, его сердце замирает от страха за любимую девушку. Автор в своем тексте стремится передать события текущего момента, поэтому и используются простые короткие предложения. Сложные предложения из второго текста сопоставляют два факта: прошедшее время и отсутствие писем, а также объясняют причину их отсутствия и помогают осмыслить события.)

– Как вы думаете, часто ли употребляется синтаксическая синонимия? (Да, потому что синонимия дает говорящему и пишущему свободу выбора языковых средств.)

Обобщение учителя.

Следует помнить, однако, что синонимы близки по значению, но не тождественны. Мы это наблюдали, когда анализировали текст из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина. Синонимические возможности синтаксиса достаточно большие. Они основываются на тождественной ситуации, близости грамматических конструкций, близости лексического состава. С одним типом синтаксической синонимии мы уже познакомились, когда сравнивали два текста. Каким? (Замена простых предложений сложными.)

– Сложные предложения – признак литературной, развитой речи. Это нужно учитывать при выполнении заданий части С.

Слайд . Наступил поздний зимний вечер. – Поздний вечер. Зима.

Не сделать это задание вовремя. – Не сделаем это задание вовремя.

– Чем отличаются эти предложения? (Односоставные и двусоставные.)

– О какой синонимии пойдет речь? (О еще одном типе синонимии – синонимии двусоставных и односоставных предложений.)

5. Этап информации о домашнем задании.

Разноуровневое домашнее задание, предложенное учителем.

1) Подберите синтаксические конструкции, синонимичные всему высказыванию или отдельным его частям. Охарактеризуйте произошедшие в предложении изменения. (Тексты распечатаны.)

Зима начала хозяйничать над землей, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето. (К. Паустовский.) (Хотя зима начала хозяйничать над землей, мы знали, что, разгребая рыхлый снег, найдем там свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда трещит огонь и рядом зимуют синицы, поэтому зима и показалась нам такой же прекрасной, как лето.)

2) Творческий уровень: письменно составить план-конспект ответа по теме «Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи».

ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА: ВОПРОСЫ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СИНОНИМИИ

Микнис Диана Тугаудасовна

аспирант МПГУ, Москва

e-mail: [email protected]

LINGUISTICS OF THE TEXT: QUESTIONS ON SYNTACTIC SYNONYMY

Diana Miknis

Postgraduate Student

The Moscow State Pedagogical University

e-mail: [email protected]

Аннотация . В статье раскрывается взгляд на синтаксическую синонимию как важный для языка и речи ресурс.

Abstract. The article reveals the view of the syntactic synonymy as important resource for speech and language.

Ключевые слова: грамматические синонимы, синтаксическая синонимия, языковые средства.

Keywords: grammatical synonyms, syntactic synonymy, language tools

Синтаксическая синонимия является одним из источников обогащения языка выразительными средствами, в ней постоянно наблюдается поиск новых возможностей плана выражения, поэтому она представляет особый интерес для разработки проблем, связанных с борьбой за культуру речи, с изучением языка и стиля художественной литературы и публичных выступлений, с задачами построения стилистики. Синонимичные связи и отношения обнаруживаются в самых различных сферах языка: в лексике, во фразеологии, морфологии и синтаксисе, и это во многомопределяет исследования текста. Значение этой проблемы и ее решений возросло в связи с появлением такой области, как лингвистика текста.

Впервые термин «грамматические синонимы» был употреблен А.М.Пешковским. Рассматривая вопрос о грамматической синонимии, он дает ей такое определение: «значения слов и словосочетаний, близкие друг другу по их грамматическому смыслу» . Его интересовало то, какими языковыми средствами может быть выражена одна и та же мысль. В основе его определения – близость разных конструкций по их грамматическому значению. Грамматические синонимы делятся А.М. Пешковским на две группы: а) морфологические, б) синтаксические. Кроме того, он замечает, что стилистические возможности в синтаксисе гораздо многообразнее и значительнее, чем в морфологии. В синтаксические синонимы А.М.Пешковским включаются различные случаи сближения по значению всевозможных грамматических форм (времен, наклонений), различные схемы построения предложения, предлоги и союзы, а также возможность замены имени существительного местоимением.

В дальнейшем в работах профессоров Е.М. Галкиной-Федорук, Г.И. Рихтер, А.И. Гвоздева, И.М. Ковтуновой, В.П. Сухотина, Е.И.Шендельс, В.Н. Ярцевой дается трактовка понятию синонимии в языке, особенно в синтаксисе. Рассмотрим следующие характеристики понятия синтаксической синонимии у различных авторов: определение, критерии синонимичности синтаксических конструкций, классификация. Так, профессор А.Н. Гвоздев под синтаксическими синонимами понимает «параллельные обороты речи, которые различаются тонкими оттенками в значениях и поэтому во многих случаях могут заменять один другой». В.П. Сухотин определяет синтаксические синонимы как «такие различающиеся по структуре соединения одних и тех же слов (словосочетания), а также предложения, их части и более сложные синтаксические образования данного языка в данную эпоху его развития, которые выражают однородные отношения и связи явлений реальной действительности».

Некоторые исследователи при определении синтаксической синонимии берут за основу то близость грамматического значения или сходные синтаксические отношения, то одно и то же содержание или тождественное общесмысловое значение. Примером этому могут служить следующие определения: «Синтаксическими синонимами как словосочетаний, так и предложений мы считаем такие конструкции, в которых содержится тождественное общесмысловое значение, создаваемое словами, лексически близкими по значению, выполняющими одинаковую функцию, но структурно различно организованных, однако способных замещать одна другую, например, в словосочетаниях: отцовский дом, дом отца; человек с кривым носом, кривоносый человек…» или «синтаксические синонимы – это любые синтаксические единицы, построенные по различным моделям, но обозначающие сходные синтаксические отношения» .

При анализе синтаксических синонимов могут рассматриваться предложения с различным порядком слов: предложения с прямым и инвертированным порядком слов, различные позиции членов предложения в составе предложения, словосочетания с различным возможным расположением их компонентов. На материале русского языка на возможность комбинирования в перестановках членов предложения указывал А.М. Пешковский. Он считал свободный порядок слов «главной сокровищницей синтаксической синонимики русского языка» .

Рассмотрим определение понятия синтаксической синонимии, которое дал И.М. Жилин: «Синтаксические синонимы – это модели таких синтаксических конструкций (предложений, оборотов, словосочетаний и различных предложенно-именных сочетаний), которые имеют тождественные или близкие смысловые значения, обладают адекватными грамматическими значениями, выражают сходные синтаксические отношения и способны в определенных условиях контекста к взаимозамене» .На наш взгляд, это определение наиболее точно отображает исследуемое понятие.

Иногда встречаются совершенно противоположные точки зрения по обсуждаемой теме в зависимости от определения критериев синонимичности синтаксических конструкций. Более правильной и признанной точкой зрения по этому вопросу считается мнение В.П. Сухотина, с которым можно, безусловно, согласиться: «… одним из наиболее важных объективных признаков синонимичности тех или иных синтаксических образований является возможность взаимозамен без нарушения основного значения сопоставляемых сочетаний. Взаимозаменяемость синтаксических конструкций – весьма существенный показатель синонимичности, хотя возможности такого рода взаимозамен ограничены» . По нашему мнению, взаимозаменяемость синтаксических конструкций – основной ресурс текстовой культуры носителя языка

Выделяется 5 критериев для установления синонимичности синтаксических моделей:

- возможность взаимозаменяемости синтаксических моделей в одинаковом синтаксическом окружении;

- тождественность (схожесть) смыслового значения различных по строению моделей. И действительно, изучая все точки зрения о значении понятия синтаксической синонимии, можно заметить, что каждый из ученых указывал на то, что синонимичные конструкции тождественны, имеют один и тот же смысл и значение;

- соответствие, совпадение грамматического значения и на этой основе выполнение моделями в структуре предложения одних и тех же синтаксических функций;

- общность структурного построения моделей;

- охват достаточно большой группы слов, которые могли бы служить

Для образования синонимических моделей.

Наиболее важным правомерно считается первый критерий. Он является общим для многих языков, а другие критерии могут видоизменяться. Поэтому этот критерий можно считать основным в русском языке при определении синтаксических моделей в тексте.

Л.Ю. Максимов различает межаспектные и внутриаспектные синонимы. Под межаспектными предполагается выявление всех возможных в языке способов передачи данного значения независимо от того, являются ли они грамматическими или нет. Внутриаспектными синонимами являются лишь однородные величины. В стилистическом плане выделяют книжные, разговорные и нейтральные синтаксические синонимы. Ученый приводит следующую, более подробную и более узкую классификацию грамматических синонимов:

Синонимичные модели на морфологическом уровне (лингвистика – языкознание, бегемот – гиппопотам );

Синонимичные модели словосочетаний в строе элементарного предложения (ехать полем – ехать по полю );

Синонимичные модели элементарных предложений (Студент сдает экзамен профессору - У студента принимает экзамен профессор; Кто хозяин этого дома? Кому принадлежит этот дом? Чей это дом? );

Синонимичные модели синтаксических единиц в составе сложного и осложненного предложения (Автор ознакомился с отзывом, написанным рецензентом - Автор ознакомился с отзывом, который написал рецензент. Анна ушла домой, потому что она плохо себя чувствует – Анна ушла домой, так как ей нездоровится .);

Синонимия придаточных предложений (Редактор несколько раз перечитал абзац, стараясь разобраться в терминологии - Редактор несколько раз перечитал абзац, так как хотел разобраться в терминологии .);

Синонимичные модели цельных сложных предложений или более усложненных синтаксических образований (Облицованный бело-розовым мрамором и гранитом, покрытый на своих пяти главах золотом, храм невесомо парил над всей Москвой с ее густыми улицами и холмами, блистая в ясную погоду своим центральным громадным куполом. – Храм, который облицован бело-розовым мрамором и гранитом и покрыт на своих пяти главах золотом, невесомо парил над густыми улицами и холмами Москвы, сверкая в ясную погоду своим центральным громадным куполом. ).

Именно эта классификация, на наш взгляд, может быть применена при анализе и построении текста. Необходимо помнить, что при замене конструкций синонимичными следует учитывать особенности построения каждого предложения и особенности каждого стиля речи. Иначе употребление тех или иных сочетаний может не соответствовать характерным особенностям данного стиля, а предложение может нести смысловую или грамматическую ошибку.

Таким образом, проблема синтаксической синонимии тесно связана с лингвистикой текста, вопросами его восприятия, понимания и интерпретации.

Список использованной литературы

  1. А.А. Хадеева-Быкова. Синтаксическая синонимия в английском языке. М.: издательство ИМО, 1959.
  2. А.Н. Гвоздев. Очерки по стилистике русского языка. М.: 1952.
  3. Галкина –Федорук Е.М. Синонимы в русском языке, 1958.
  4. И.М. Жилин. Синонимика в синтаксисе современного немецкого языка. Краснодар, 1974.
  5. Ковтунова И. И. О синтаксической синонимике. М., 1955.
  6. Максимов Л.Ю.О грамматической синонимии в русском языке. М., 1966.
  7. Пешковский А.М. «Принципы и приемы стилистического анализа и оценки художественной прозы». М.: Госиздат, 1930.
  8. Рихтер Г. И. Синтаксическая синонимика в современном русском литературном языке. «Русский язык», 1937.
  9. Сухотин В. П. Синтаксическая синонимика в современном русском языке. Москва, 1960.
  10. Шендельс Е. И. Понятие грамматической синонимии. ФН.1959, №1.
  11. Ярцева В. Н. О грамматических синонимах. М., 1958.

см. синонимические конструкции.

  • - Нарушение связи между членами простого предложения - Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Примеры ошибок: Выставка-просмотр открыт ежедневно. Правильно: Выставка-просмотр открыта ежедневно...

    Правила русского правописания

  • - члены предложения, обозначающие реальные актанты...
  • - в семиотике отношения между знаками...

    Толковый переводоведческий словарь

  • - преобразование синтаксического рисунка предложения, замена одной синтаксической конструкции другой или перегруппировка членов предложения без нарушения смысловой структуры фразы и смещения логического ударения...

    Толковый переводоведческий словарь

  • - преобразование синтаксической структуры предложения или одного синтаксического типа предложения в другой...

    Толковый переводоведческий словарь

  • - Тип диалектизмов, имеющих иную сочетаемость, нежели их эквиваленты в литературном языке: жили о реку – жили около реки, вы́йтить на пе́нзия – выйти на пенсию...
  • - Лексемы, омонимичные по форме слова, но различающиеся синтаксической ролью: матери отвечают – матери отвечают...

    Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

  • - Понятный каждому - понятный для каждого, приверженность науке - приверженность к науке. Дублеты словообразовательные. Беретик - березняк, речонка - речушка. Дублеты стилистические...
  • - Конструкции, близкие по значению, но выраженные различными синтаксическими единицами. Обычно образуются придаточными предложениями и членами простого предложения, чаще всего - обособленными оборотами...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Лингвистические категории, выражающие зависимость одних форм в высказывании от других. Падеж у имен существительных; падеж, число и род у имен прилагательных...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Отношения между компонентами словосочетания и отношения между членами предложения...

    Словарь лингвистических терминов

  • - 1) Сложносочиненные предложения, в состав которых входят сложноподчиненные предложения. Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Тип диалектизмов, имеющих иную сочетаемость, нежели их эквиваленты в литературном языке: жили о реку – жили около реки, выйтить на пензия – выйти на пенсию...
  • - Лексемы, омонимичные по форме слова, но различающиеся синтаксической ролью: матери отвечают - матери отвечают...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Вид речевых ошибок, заключающихся в неверном построении словосочетаний, простых и сложных предложений, текстов...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Структуры, в которых предполагаемый агенс характеризуется обобщенностью, а не неизвестностью, неопределенностью, как в художественной и разговорной речи: В биологии часто пользуются понятием экосистемы...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"синтаксические синонимы" в книгах

Синтаксические раздумья

Из книги Колымские тетради автора Шаламов Варлам

Синтаксические раздумья Немало надобно вниманья, Чтобы постичь накоротке Значенье знаков препинанья В великом русском языке. Любая птичка-невеличка Умела истово, впопад Сажать привычные кавычки Вокруг зазубренных цитат. И нас сажали в одиночки, И на местах, почти

4.3. Синтаксические кальки

Из книги Язык русской эмигрантской прессы (1919-1939) автора Зеленин Александр

4.3. Синтаксические кальки У. Вайнрайх предложил отличать однословные заимствования от явлений интерференции, в которую вовлечены сложные слова или словосочетания (фразы). Во-первых, он упоминает так называемые «заимствованные переводы» (loan translations): все элементы

Синтаксические ошибки

Из книги Деловая переписка: учебное пособие автора Кирсанова Мария Владимировна

Синтаксические ошибки 1. Ошибки, связанные с несоответствием контекста и порядка словРассмотрим три примера: 1) К 20 декабря завод «Прогресс» выполнил план; 2) Завод «Прогресс» выполнил план к 20 декабря; 3) К 20 декабря выполнил план завод «Прогресс».В первом предложении

Оскорбительные синонимы

Из книги Компьютерные террористы [Новейшие технологии на службе преступного мира] автора Ревяко Татьяна Ивановна

Оскорбительные синонимы Microsoft привлекает известного мексиканского лингвиста, чтобы исправить тезаурус в испаноязычной версии Office. Представители компании встретились с профессором Луисом Фернандо Лара (Luis Fernando Lara), который является автором популярного испанского

Синонимы

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Синонимы Синонимы – слова близкого, смежного, почти одного значения. Процессу создания новых форм, новых, дифференцированных категорий в мысли соответствует в языке создание новых оттенков выражения – синонимов. Не всегда новый оттенок мысли получает и новое название;

Синонимы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СИ) автора БСЭ

Синонимы авторов

Из книги Справка по программе AlReader 2.5 автора olimo

Синонимы авторов Библиотекарь позволяет объединять одних и тех же авторов, указанных в книгах по-разному, с помощью файла синонимов. Этот файл должен иметь имя ALIASE.txt и находиться в каталоге с настройками программы.Пример строк в списке синонимов ПУШКИН А=ПУШКИН

6.81. Предлоги и их синтаксические функции

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

6.81. Предлоги и их синтаксические функции Предлоги относятся к служебным частям речи, связывающим между собой члены предложения. В отличие от союзов предлоги связывают неоднородные слова в предложении, т.е. выражают подчинительные связи. Они не могут связывать

2.1. Синтаксические правила

Из книги Программирование на языке Пролог автора Клоксин У.

2.1. Синтаксические правила Синтаксические правила языка описывают допустимые способы соединения слов. В соответствии с нормами английского языка предложение «I see a zebra» («я вижу зебру») является синтаксически правильным в отличие от предложения «zebra see I а» («зебра видит

1.1.3. Синтаксические выделения

Из книги Программирование для Linux. Профессиональный подход автора Митчелл Марк

1.1.3. Синтаксические выделения Помимо форматирования программного кода Emacs упрощает чтение файлов, написанных на C/C++, выделяя цветом различные синтаксические элементы. Например, ключевые слова могут быть выделены одним цветом, названия встроенных типов данных - другим, а

Синтаксические шаблоны

Из книги Firebird РУКОВОДСТВО РАЗРАБОТЧИКА БАЗ ДАННЫХ автора Борри Хелен

Синтаксические шаблоны Некоторые фрагменты кода представляют синтаксические шаблоны (syntax patterns), то есть модели кода, которые демонстрируют обязательные и необязательные элементы синтаксиса операторов SQL или команд командной строки.Для синтаксических шаблонов

Синтаксические проблемы

Из книги Как функции, не являющиеся методами, улучшают инкапсуляцию автора Мейерс Скотт

Синтаксические проблемы Возможно что Вы, как и многие люди, с которыми я обсуждал эту проблему, имеете представление относительно синтаксического смысла моего утверждения, что не методы и не друзья предпочтительнее методов. Возможно, что Вы даже "купились" на мои

3.5. Синонимы

Из книги Рекламный текст. Методика составления и оформления автора Бердышев Сергей Николаевич

3.5. Синонимы Синонимами называются слова с примерно одинаковым или полностью тождественным (контекстуально) лексическим значением, но имеющие совершенно разное написание и звучание. Синонимия крайне полезна как выразительное средство языка, поскольку расширяет

Синтаксические средства высказывания

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Синтаксические средства высказывания Не всякое сочетание двух или нескольких слов создает осмысленную систему или предложение.Лингвистика знает ряд объективных средств, которыми располагает язык, превращающий сочетание слов в осмысленное высказывание.В развитых

Сложные синтаксические структуры

Из книги Язык и сознание автора Лурия Александр Романович