Игра фразеологизмы наши их значения ваши. Познавательная игра по русскому языку Фразеологизмы"

, Начальная школа

Внеклассная работа по русскому языку проводится в школе, где функционирует группа продлённого дня. На мероприятиях присутствуют разновозрастные учащиеся, которые делятся на группы по желанию. Таким образом, работа проходит в форме игры. Ведущим может быть член школьного самоуправления. Возможны поощрения, такие как грамоты, номинации: "Самым Активным", "Самым Сообразительным", "Самым Творческим". Темы занятий должны быть универсальными, чтобы в них могли принять участие обучающиеся 1 - 4 классов. В качестве примера одно из таких мероприятий.

Цели:

  • обогащение словарного запаса обучающихся;
  • развитие воображения детей;
  • поддержание интереса к изучению русского языка;
  • охват дополнительными занятиями по предмету слабоуспевающих учеников.

Подготовительная работа.

  • На уроках изобразительного искусства подготовить иллюстрации к фразеологизмам.
  • Выбрать членов жюри из школьного самоуправления.
  • Набрать команды.
  • Составить столы для групповой работы.

Организация мероприятия.

Ведущий:

Ребята, посмотрите на оформление кабинета. Вот на иллюстрации волк в овечьей шкуре, вот белая ворона, а вот кто - то на седьмом небе. Как вы думаете, чему посвящена наша игра? Правильно, это фразеологизмы.

Задание 1: дать определение, что такое "фразеологизм". (Время на обсуждение 2 минуты)

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов.

Во фразеологии закреплен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей.

Задание 2: (время на обсуждение 2 минуты)

Разминка.

Выберите нужное слово.

Объясните значение фразеологизма:

  • Кровь с (кофе, молоком, чаем)
  • Тянуть кота за (шерсть, уши, хвост)
  • Лезть в (бочку, бутылку, ванну)
  • Как об стенку (фасоль, камни, горох)
  • Убить двух (медведей, зайцев, мышек)
  • Дело в (коробке, рукаве, шляпе)
  • Ни рыба ни (мясо, яйца, пирожки)
  • Писать как курица (пером, лапой, клювом)
  • Крутить (обруч, пальцем, носом)

Задание 3 (время на обсуждение 2 минуты)

Подбери подходящий фразеологизм к предложению

1 команда

"Приходить в отчаяние, горевать"

  • Брать быка за рога
  • Рвать на части
  • Набрать в рот воды
  • Рвать на ходу подмётки
  • Рвать на себе волосы
  • Расхлёбывать кашу
  • Приходить в рассудок

2 команда

"Стать более собранным, деятельным"

  • Взять на себя труд
  • Много взять на себя
  • Взять себя в руки
  • Взять под своё крылышко
  • Взять свои слова обратно
  • Взять слово
  • Ни дать ни взять

3 команда

"Жить в постоянной вражде"

  • Как угорелая кошка
  • Как сыр в масле кататься
  • Как слону дробинка
  • Как кошка с собакой
  • Как свинья в апельсинах
  • Как рыба в воде
  • Как сивый мерин

4 команда

"Безответственно говорить, обещать что-либо"

  • Лить крокодиловы слёзы
  • Брать слова обратно
  • Погорячим следам
  • Ловить на слове
  • За словом в карман не лезет
  • Бросать слова на ветер
  • Красное словцо

Задание 4

Ведущий: В этом задании нет времени на обсуждение. Отвечает тот член команды, на которого укажет ведущий.

Найди верное объяснение фразеологизма

1 команда

"Валять дурака"

2 команда

"Положить зубы на полку"

  • Вынуть вставную челюсть и оставить её на полке
  • Страдать от зубной боли
  • Ограничивать себя в самом необходимом, голодать

3 команда

"Кошки скребут на душе"

  • Кошки сильно поцарапали
  • Тосковать по кошкам
  • Грустно, тоскливо, беспокойно

4 команда

"Искры из глаз посыпались"

  • Глаза блестят от счастья
  • Ощутить сильную боль
  • Редкое заболевание глаз
  • "Заморить червячка"
  • Слегка утолить голод
  • Убить червяка
  • Выпить таблетку от глистов

Задание 5

Объясни значение фразеологизмов

1 команда

  • Вертится на языке
  • Бросает в краску

2 команда

  • Набрать в рот воды
  • Чесать языком

3 команда

  • Море по колено
  • От корки до корки

4 команда

  • Комар носа не подточит
  • Как корова языком слизала

Задание 6 (время на обсуждение 3 минуты)

Ведущий: Каждая команда получит 4 иллюстрации, которые вы подготовили на уроках изобразительного искусства. Подберите подходящий к иллюстрации фразеологизм.

  • Бросить перчатку
  • Душа в пятки ушла
  • Бить баклуши
  • Работать засучив рукава
  • На седьмом небе
  • После дождичка в четверг
  • На блюдечке с золотой каёмочкой
  • Съесть пуд соли
  • Задать головомойку
  • Зарубить на носу
  • Белая ворона
  • Из мухи делать слона
  • Скатертью дорога
  • Витать в облаках
  • На краю земли
  • Волк в овечьей шкуре

Подведение итогов.

Награждение команд - победителей.

Игры по теме «Фразеологизмы»

Аукцион

В этой игре побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насе комых.

Покупать кота в мешке, волка ноги кормят, всяк кулик своё болото хвалит, куры не клюют, крокодиловы слёзы, комар носа не подточит, когда рак свистнет, мартышкин труд, подложить свинью, кот наплакал, первая ласточка, умирающий ле бедь, брать быка за рога, блоху подковать, надуться как мышь на крупу, хорош гусь, упрямый осёл, носиться как курица с яйцом, мрут как мухи красный как рак, как собак нерезаных и т. п.

Замени фразеологизмом

Учитель называет слова. Нужно заменить их фразеологическими оборотами.

Метко - не в бровь, а в глаз; неожиданно - как снег на голову; тесно - яблоку негде упасть; темно - хоть глаз выколи; опытный - стреляный воробей; мокрый - ни одной сухой нитки; молчать - держать язык за зубами; хвалить - возносить до небес; обманывать - водить вокруг пальца; бить - намять бока; исчезать - рассеиваться как дым, мало – кот наплакал, много – куры не клюют, худой – кожа да кости, далеко – за тридевять земель и т. п.

Подбери синонимы

К фразеологизмам, которые читает учитель, нужно подобрать синонимичные фразеологиче ские обороты.

Кот наплакал - с гулькин нос, с мизинец, капля в море, не густо, всего ничего, по пальцам пересчитать можно, раз-два и обчёл ся.

Во всю прыть - что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счёта, в мгновение ока, раз-два! и готово, не успеешь моргнуть.

В тот же миг - сию минуту, не долго думая, не мешкая, не тратя времени, с места в карьер, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мановению волшебной палочки, по щучьему велению.

Видимо-невидимо - тьма тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавляй, пруд пруди, как собак нерезаных, конца-краю нет.

Географические названия

Учитель засекает время (2-3 мин.). Нужно подобрать как можно больше фразеологиче ских оборотов, в которых встречаются топони мы.

Москва не сразу строилась; Москва слезам н е верит; как швед под Полтавой; коломенская верста; в огороде бузина, а в Киеве дядька; конотопская ведьма; во всю Ивановскую; открывать Америку; галопом по Европам, китайская стена, язык до Киева доведёт...

Имена собственные

Учитель засекает время (2-3 мин.). За это время нужно подобрать как можно больше фразеологических оборотов, в которых встре чаются имена собственные.

Авгиевы конюшни; ахиллесова пята; нить Ариадны; дамоклов меч; танталовы муки; сизифов труд; а Васька слушает да ест; я ему про Фому, а он мне про Ерёму; мели, Емеля, - твоя неделя; на Маланьину свадьбу; Фома неверующий; куда Макар телят не гонял; драть как Сидорову козу; Федот, да не тот; двуликий Янус; мамаево нашествие; иудин поцелуй; лавры Герострата...

Кто больше

В этой игре побеждает тот, кто назовёт как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются имена числительные.

Один на один, в один голос, от горшка два вершка, в двух словах, на все четыре стороны, ноль без палочки, знать как свои пять пальцев, семеро одного не ждут, лить слёзы в три ручья, как телеге пятое колесо, сидеть в четырёх стенах, меж двух огней, опять двадцать пять, один за всех и все за одного, один в поле не воин, давать сто очков вперёд, семь пятниц на неделе, согнуться в три погибели, ни два ни полтора, заблудиться в трёх соснах...

Закончи фразеологизм

Учитель начинает фразеологический оборот. Ученики должны его закончить.

Дрожит...(как осиновый лист), катается... (как сыр в масле), выводить... (на чистую воду), держать... (в ежовых рукавицах), поразить...(как гром среди ясного неба), вариться... (в собственном соку), сидеть... (сложа руки), знать... (как свои пять пальцев).

Угадай профессию

Учитель называет фразеологические обороты. Нужно определить, среди представителей каких профессий они появились.

Стричь под одну гребёнку, на живую нитку, сложить оружие, брать на прицел, закидывать удочку, ни сучка ни задоринки и т. д.

Вести начало от кого, от чего . Происходить. [Фёдор: ] Подумаешь: и сами ведь породой Мы хвастаться не можем; от татар ведь Начало мы ведём! (А. К. Толстой. Царь Борис).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Вести начало" в других словарях:

    вести начало - происходить, иметь своим началом, вести свое начало Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Вести начало - от кого, от чего. Книжн. Происходить, начинаться с кого л., с чего л. ФСРЯ, 61; БТС, 120 …

    вести - беседу вести действие, продолжение вести активную работу действие вести беседу действие, продолжение вести бизнес действие, продолжение вести боевые действия действие, продолжение вести бои действие, продолжение вести большую игру … …

    вести́ - веду, ведёшь; прош. вёл, вела, ло; прич. наст. ведущий; прич. прош. ведший; прич. страд. наст. ведомый; деепр. ведя; несов. 1. перех. Идя вместе, направлять движение, помогать идти. И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы… … Малый академический словарь

    начало - брать начало действие вести начало действие, продолжение давать начало действие, каузация дать начало действие, каузация ждать начала модальность, ожидание класть начало действие начало положит действие ожидать начала модальность … Глагольной сочетаемости непредметных имён

    начало - ▲ граница который, предшествующий, объект < > конец начало граница, предшествующая объекту; место возникновения; граница отсутствия с существованием. начать, ся (начался год. работа только еще начинается). начинать, ся с … Идеографический словарь русского языка

    НАЧАЛО - Ни начала, ни конца, ходит как вокруг кольца. Народн. Неодобр. О действиях бестолкового человека. ДП, 449. От (с) начала (начина) быта. Пск. То же, что от начала века. СПП 2001, 55. От (с) начала века. Орл., Пск. Издавна, с давних времён. СОГ… … Большой словарь русских поговорок

    ВЕСТИ - и (прост.) весть, веду, ведёшь, прош. вр. вёл, вела; ведший, несовер. (срн. водить). 1. кого что. Помогая итти, направлять движение кого нибудь. Вести больного. || Итти с кем нибудь, сопровождать кого нибудь, показывая дорогу. Вести слепого.… … Толковый словарь Ушакова

    Вести FM - Южный Урал ФГУП ВГТРК ГТРК Южный Урал ГРК Вести FM Южный Урал Город … Википедия

    вести - Вести себя хорошо, дурно и т. п. быть хорошего, дурного и т. п. поведения. Слушайся маму, веди себя хорошо. Вести свой род от кого считать себя потомком кого н. Мы (гуси) свой знатный род ведем от тех гусей, к рым некогда был должен… … Фразеологический словарь русского языка

Книги

  • Начало , Виктор Мишин. Он потерял всё, но получил Второй шанс. Шанс прожить жизнь так, как подобает настоящему честному человеку. Он - Сергей Новиков. Во время перезахоронения останков деда, пропавшего во время… Купить за 201 руб
  • Начало пчеловодного дела , В. Н. Корж. В настоящей книге дан весь необходимый для начинающего пчеловода объем знаний, который поможет ему грамотно начать и вести пчеловодное дело. Здесь, в частности, приводятся: общие сведения о… Купить за 176 руб
  • Начало пчеловодного дела Общие сведения о пчелиной семье Основные приемы ухода за пчелами Продукты пчеловодства Пасечный инвентарь , Корж В.. В настоящей книге дан весь необходимый для начинающего пчеловода объем знаний, который поможет ему грамотно начать и вести пчеловодное дело.. Здесь, в частности, приводятся: общие сведения о…