Формирование экологической грамотности младших школьников. Основ экологической грамотности

Разделы: Начальная школа , Экология

Период начальной школы в жизни ребёнка можно рассматривать как первую ступень обогащения знаниями о природном и социальном окружении, знакомства с общей целостной картиной мира, воспитания нравственного и эстетического отношения к нему. Система экологического просвещения и воспитания в начальной школе имеет особое значение, так как вопросы сохранения окружающей среды выходят на первый план – без этого невозможна жизнь Человека. В то же время стало очевидным, что сегодняшнее критическое состояние природной среды обусловлено ошибочным экологическим поведением людей. Реализовать воспитательный подход можно в системе занимательных воспитательных занятий.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

показать необходимость:

  • экологического правового воспитания младших школьников;
  • формирования нового отношения к природе, основанного на неразрывной связи человека с природой;
  • формирования активной жизненной позиции по вопросам охраны природы.

ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

11 ст.42 Конституции РФ

В основе этого права лежит государственная политика, заключающаяся в заботе государства об окружающей среде, мерах по обеспечению экологически чистых производств, предотвращении загрязнений воздуха, воды, почв: установлении нормативов предельно допустимого вредного воздействия на окружающую среду: ликвидации последствий аварий и экологических катастроф; создании государственных экологических и иных фондов, аккумулирующих средства на охрану природы.

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ НА ТЕРРИТОРИИ МАРКСОВСКОГО РАЙОНА

Выписка из программы развития района на 2016-2018 гг.
Собрание Марксовского муниципального района Саратовской области
Экология

Рост объемов производств, большие антропогенные нагрузки на окружающую среду, наличие предприятий с низким уровнем технической оснащенности, растущее количество автотранспортных средств, постоянное увеличение площадей для размещения отходов являются причинами негативного воздействия на окружающую среду, сверхнормативное загрязнение в результате хозяйственной и иной деятельности атмосферного воздуха, водоемов, почв отрицательным образом сказывается на состоянии здоровья жителей района.

РАБОТА ОУ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предусматривают в числе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательных программ формирование у обучающихся основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования в области обществознания и естествознания (окружающий мир) должны отражать: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Успешная реализация возможностей экологического образования учащихся может быть достигнута при осуществлении всех форм обучения: урочная и внеурочная работа, исследовательская работа учащихся по разным предметам, включающая в себя элементы экологии. Эти формы работы активизируют познавательную деятельность учащихся, воспитывают бережное отношение к природе.

Обучающиеся начальных классов МОУ – СОШ с.Подлесное состояли в Саратовском отделении всероссийского общества “Охраны природы”. На протяжении ряда лет принимали участие во всероссийских конкурсах-играх “ЧиП”, “Гелиантус”, олимпиадах разного уровня по естествознанию.

Экологическое воспитание в нашей школе ведётся по следующим направлениям:

ВЫВОДЫ

Стало очевидным, что сегодняшнее критическое состояние природной среды обусловлено ошибочным экологическим поведением людей. Планомерная работа по экологическому правовому воспитанию младших школьников является неотъемлемой частью работы образовательного учреждения. Сочетание знаний основ экологических проблем с практической деятельностью позволяет воспитать экологически культурного гражданина.

Школа – идеальный центр для воспитания и формирования экологической культуры.

2015-2016 уч. год. По результатам диагностики развития экологической культуры обучающихся во 2-4 классах 60% показали высокий уровень, 27% средний уровень, 13% низкий уровень.

Экологическое образование это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций и нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды.

Используемая литература.

1. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. - 1999. - №1.

2. Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. - 2000. №6.

3. Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. - 1998. №6.

4. И.В. Цветкова “Экология для начальной школы”.

5. С. К. Зайцева “Экология для младших школьников”, журнал “Начальная школа. Плюс до и после” № 4, 2005г.

6. В. А. Иванов, Т. Ю. Пастухова “Научное общество учащихся” “Путь к природе”, 2005 г.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.// Москва“Просвещение” 2005.

8. Конституция РФ// Москва ЭКСМО. 2014.

9 .https://yandex.ru/images/search

Разделы: Начальная школа , Экология

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», - говорил тургеневский герой. Долгое время свои отношения с природой человек выстраивал по этому принципу. Однако то, что воспитывалось веками – потребительский подход к природе - очень трудно изменить. И здесь особое значение приобретает экологическое образование.

Особая роль в начальной школе отводится учебному предмету «Окружающий мир» , являющимся интегрированным курсом и направленным на формирование социального опыта учащихся, осознание ими элементарного взаимодействия в системе «человек, природа, общество». Воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к среде обитания и правил поведения в природе.

По УМК «Школа России» я работаю второй год.

Основные темы разделов:

  1. Где мы живём
  2. Природа
  3. Жизнь города и села
  4. Здоровье и безопасность
  5. Общение
  6. Путешествие

В конце каждого раздела даются темы для проектов, но сами презентации проектов проводятся в конце первого и второго полугодия. В первом классе дети готовили небольшие сообщения по этим разделам, с помощью родителей выполняли презентации на ватманах. Во втором классе дети выполняют эту работу в группе. Они делятся той информацией, которая у них сохранилась с первого года, объединяют её, дополняют новым найденным материалом. Защиту проводят выбранные ученики каждой группы.

Есть темы, которые очень интересуют детей, но их нет в проектах. Ребята сами с увлечением берутся за эти темы и затем делятся своими находками. Так получилось с работой по теме «Звёздное небо», в разделе природа. Мы изучили созвездия, на внеурочном занятии «Моя Астрахань» познакомились с Астраханским планетарием и его сотрудниками, которые нам сообщили о творческом конкурсе и ребята, объединившись в группу решили участвовать.

Во время сезонных экскурсий дети наблюдают за изменениями в природе, собирают природный материал, создают поделки, помогают зимующим птицам, строят кормушки и ждут гостей. Рассказывают о своих домашних питомцах и уходе за ними. В зимнее время устраивают огород на своих окнах и выращивают бобовые.

Элементы экологического образования могут быть включены на любых уроках: русского языка (словарная работа, диктанты, изложения), математики (при решении и составлении задач), литературного чтения (при обсуждении стихотворений, прозы).

На уроках русского языка, на этапе развития речи, детям можно предложить задания экологического содержания, объяснить значение пословиц и поговорок о природе.

Дети составляют рассказы по картинкам на заданную тему, например, "Что мне рассказал весной скворец".

Тексты для диктантов, изложений, проверочного списывания подбираю так, чтобы они помогали ребёнку понять и прочувствовать взаимосвязь и взаимозависимость всего живого в этом мире, пробуждая чувство прекрасного.

Основы экологического образования и воспитания формируются и на уроках математики. Детям нравятся задачи, в которых они могут познакомиться с жизнью природы. Во 2 классе дети сами начинают составлять задачи, используя знания, полученные на других уроках. При этом учащиеся учатся решать задачи, получают новые сведения о природе и развивают речь, память, мышление.

Большие возможности для экологического образования заложены в уроках литературного чтения. Я уделяю внимание развитию мотивации охранять природу путём образного познания мира. Важное место в формировании эстетических мотивов охраны природы занимает литературный анализ лирических стихотворений русских поэтов. Дети учатся чувствовать "настроение природы", высказывать своё видение окружающего мира, находить необычное в обычных предметах.

Экологическая работа проводится и с родителями: на родительских собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях.

Разнообразная кропотливая работа даёт хорошие результаты. На основе диагностики можно сделать вывод: дети задают больше вопросов, вопросы становятся более глубокими по смыслу. У ребят возникает желание искать ответы на вопросы самостоятельно. Ребята не просто созерцают природу, но и переживают, волнуются, радуются, сопереживают, овладевают навыками ухода за животными и растениями.

Работа по экологическому воспитанию ведётся и за пределами школы. Экскурсии имеют большое воспитательно-образовательное значение. Они обеспечивают непосредственное общение ребят с природой в разные сезоны.

Я стараюсь учить детей видеть не только красоту природы, но и необдуманное истребление её людьми.

Экологическое воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач на данный момент. Это очень трудная, но интересная работа.

Одним из принципов экологического воспитания является непрерывность. Об этом нужно помнить и отражать этот принцип в своей работе с детьми.

Достаточно новым направлением совершенствования экологического образования в начальной школе становится проблема управления самостоятельной деятельностью младших школьников по изучению окружающей среды с помощью заданий, ставящих ребёнка в положение исследователя, открывателя природных тайн и загадок.

В процессе работы можно использовать следующие виды деятельности:

  • сюжетно-ролевые игры;
  • практическая деятельность;
  • детское творчество;
  • общение с природой;
  • экспериментирование;
  • речевая деятельность: обмен информацией, впечатлениями;
  • наблюдение;
  • чтение книг, посещение выставок, музеев, кинозалов.

Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности младшего школьника.

Задачи экологического воспитания в начальной школе требуют целенаправленной систематической работы. Экологическое образование невозможно без интеграции всех учебных предметов и внеклассных мероприятий. Детей необходимо знакомит с особенностями природы родного края. Изучение осуществляется по принципу: от близкого к далёкому - от родного города, края - ко всей стране, а затем к другим странам и континентам.

Целью экологического воспитания и образования младших школьников является достижение положительных учебных и воспитательных результатов именно на этом этапе школьного образования. У ребят формируются начала экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

1

Статья посвящена одному из важных направлений современного образования – формированию экологической грамотности. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке таких наук, как педагогика, география и экология. Проведен анализ становления понятия «экологическая грамотность». Автором предложено отличающееся, от других ученых видение понятия экологическая грамотность, которое наиболее полно может найти применение в современных школах. Значительное внимание уделяется экологической доктрине Российской Федерации, а именно вопросам, посвященным экологическому образованию и просвещению. Особое внимание уделено анализу стратегии и программы непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2011–2015 гг. Автор приходит к выводу, что существуют некоторые проблемы в вопросах формирования экологической грамотности, которые по силам частично решить группе заинтересованных лиц, например, педагогам.

экология

география

грамотность

педагогика

экологическая грамотность

1. Василенко В.А. Экология и экономика: проблемы и поиски путей устойчивого развития. – Новосибирск, 1997. – 123 с.

2. Грамотность // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1972. – Т. 7. – С. 245.

3. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. – Ростов н/Д.: Март, 2002. – 320 с.

4. Лаптев И.П. Теоретические основы охраны природы. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1975. – 276 с.

5. Методика обучения географии в школе: метод. пособие для студентов геогр. специальностей высш. пед. учеб. заведений и учителей географии / под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение, 1997. – 320 с.

6. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М. : Языки русской культуры, 2000. – 224 с.

7. Ноосферный путь устойчивого развития России и мира / П.Т. Драчев [и др.]. – М.: ПР Стайл, 2002. – 472 с.

8. Пахомов Ю.Н. Формирование экочеловека: методологические принципы и программные установки. – СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2002. – 124 с.

9. Протасов В.Ф. Экология. – М. : Финансы и статистика, 2005. – 380 с.

10. Родзевич Н. Н. Экологическая глобализация // География в школе. – 2005. – № 4. – С. 8–15.

11. Флеенко А.В. Реализация принципов эколого-географического образования в школе / А.В. Флеенко. – Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 255 с.

12. Сергеева Т.К. Экологический туризм. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 358 с.

13. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии / под ред. Н.В. Абаева. – Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма, 1992. – 160 с.

По мнению ученых, в России существует не менее чем 15-летнее отставание уровня экологического образования от мирового . А ведь от состояния российского экологического потенциала (Россия занимает 1/8 часть площади всей суши на планете) зависят возможности всех стран мира, и, прежде всего, государств Северного полушария. Россия отнесена ООН к странам с наихудшей экологической обстановкой: 15 % ее территории - зоны экологического бедствия и экологического неблагополучия. Конституция (ст. 42), основной закон РФ предусматривает право на здоровую и благоприятную окружающую природную среду. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической грамотности, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В центре географической науки находится использование пространства человеком и изменения, которые он вносит в мир, поэтому она помогает понять новую картину мира, основанную на глобализации . Вследствие определения насущной необходимости формирования экологической грамотности населения важным становится экологизация образования и воспитания. Именно этот процесс оказывается существенной составляющей требований к модели современного образования, которая синтезирует процессы интеллектуализации, гуманизации, внедрения инноваций и интеграций знаний. Потребность в повышении уровня экологической грамотности связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека.

Качество окружающей среды определяет здоровье - основное право человека и главную цель развития цивилизации. В ст. 74 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» сказано, что овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от профиля, обеспечивается обязательным преподаванием экологических знаний. Обязательность преподавания экологических знаний относится к числу важнейших принципов экологической политики России. Поэтому педагоги в доступной и понятной для учеников форме, уже со школьного возраста должны разъяснять и внушать им, что правомерно, а что нет, и как вести себя в окружающей их природе .

Об объединении широких слоев населения для практического участия в природоохранных мероприятиях в 1975 г. говорил И.П. Лаптев . Н.В. Абаев отмечал, что творцами идей, образов и понятий духовного постижения окружающего мира начинает создаваться общество, в котором экологическое образование и воспитание, к сожалению, еще очень слабо изучено, а, следовательно, природа будет страдать от экологической неграмотности людей.

В Большой Советской энциклопедии под понятием «грамотность» понимается определенная степень владения навыками устной и письменной речи, которые являются одним из важнейших показателей культурного уровня населения .

Термин «экология», обозначающий «науку, изучающую взаимосвязи между живыми организмами, включая человека, с окружающей их средой» ввел Э. Геккель в 1866 году. Предмет изучения экологии окончательно определился в 1935 году, когда А. Тенсли было сформулировано определение экосистемы как «совокупности организмов и неживых компонентов их обитания, находящихся в функциональных взаимосвязях». С течением времени объем знаний об экосистемах постепенно перешел в качество, за рубежом оформившись в «науку об окружающей среде», или энвайроментологию. У нас она разветвилась на геоэкологию, глобальную экологию, прикладную экологию, социальную экологию и др. Взаимосвязи «общество-природа» во второй половине и в конце XX века настолько обострились, что накопленная информация об этих локальных и глобальных обострениях не могла не инициировать сначала интерес, а затем потребность в новой образовательной области «Экология», или, как привычнее звучит: «экологическое образование» (за рубежом: «Образование в области окружающей среды»).

Н.Н. Моисеев отмечал , что экологическими знаниями, подобно арифметике, должны обладать все, независимо от специальности и характера работы, места обитания и цвета кожи. Основными источниками воздействия на любого человека с целью формирования экологически грамотной личности, согласно принятию идей Ю.Н. Пахомова , можно считать образование, средства массовой информации, правовую систему и др.

В 1978 г. на XIV Генеральной ассамблеей Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) принята Всемирная стратегия охраны природы. Основная идея стратегии заключается в том, что в современных условиях глобальное воздействие на биосферу неизбежно, и реальная охрана природы возможна лишь при рациональном использовании природных ресурсов и международном сотрудничестве в этой области .

В 1987 году Всемирная Комиссия по охране окружающей среды и развитию при ООН призвала создать новый документ, который сформировал бы фундаментальные принципы устойчивого развития. Затем идея Декларации (хартии) Земли обсуждалась в 1992 году в Рио-де-Жанейро во время Саммита Земли. Хартия Земли - это документ, содержащий фундаментальные принципы для создания устойчивого и мирного глобального общества в XXI веке. Декларация Земли является своеобразным аналогом Декларации прав человека, но Хартия Земли ‒ в области охраны окружающей среды .

2002 год вписан в историю России как год перемен в экологической политике страны. В этом году вышли в свет: «Экологическая доктрина Российской Федерации» - документ, разработанный совместными усилиями органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, общественных организаций, деловых и научных кругов России; Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-Ф3 .

На основе идей В.Ф. Протасова можно сказать, что экологическая доктрина Российской Федерации определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в стране единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период. Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния. Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития страны и государственная политика в области экологии должны быть взаимоувязаны, поскольку здоровье, социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве. Экологическая доктрина базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах, на международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук; оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения; признании важного значения природных систем Российской Федерации для глобальных биосферных процессов; учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

Экологическая доктрина Российской Федерации состоит из отдельных пунктов, одним из интересных, на наш взгляд, является часть, посвященная экологическому образованию и просвещению. Основной задачей в этих областях является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии. Для этого необходимы:

Создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения;

Включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;

Усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности;

Подготовка и переподготовка в области экологии педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития Российской Федерации;

Включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий;

Государственная поддержка деятельности системы образования и просвещения, осуществляющей экологическое просвещение и образование;

Разработка стандартов образования, ориентированных на разъяснение опросов устойчивого развития Российской Федерации;

Развитие системы подготовки в области экологии руководящих работников различных сфер производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов.

В Томской области в 2005 году для формирования региональной политики в системе непрерывного экологического образования, планов и программ по ее реализации был создан Координационный Совет по вопросам непрерывного экологического образования. В 2006 году разработана и утверждена «Стратегия развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2006-2010 гг.», а в 2008 году - Программа «Непрерывное экологическое образование и просвещение Томской области на 2008-2010 гг.» с перечнем мероприятий и источниками финансирования. Работу данного Координационного Совета можно считать успешной, именно поэтому в 2011 году принимается «Стратегия развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2011-2020 гг.» и программа «Непрерывное экологическое образование и просвещение населения Томской области на 2011-2015 гг.». Проанализировав данные программы, автор пришла к выводу, что основные принципы формирования экологически грамотного человека заключаются в следующем:

1. Обязательность и приоритетность экологических знаний в системе образования.

2. Системность и непрерывность образования в области экологии.

3. Направленность образования в области экологии на решение практических задач по сохранению и восстановлению окружающей природной среды, ресурсосберегающему природопользованию.

4. Всеобщность и комплексность.

5. Направленность на выработку у людей бережного отношения к окружающей среде, понимание личной ответственности за ее сохранение, восстановление и приумножение.

6. Гласность разработки и реализации программ экологического образования и просвещения.

7. Преемственность отечественного и мирового опыта по формированию экологической образованности населения.

8. Межрегиональное и международное сотрудничество в сфере формирования экологически образованного человека.

Формы реализации формирования экологически грамотного человека:

1. Обязательное преподавание экологических знаний в общеобразовательных учреждениях.

2. Эколого-просветительская деятельность общественных объединений, средств массовой информации и дополнительных образовательных учреждений для детей.

3. Организация и проведение научно-практических конференций, семинаров и симпозиумов по проблемам экологического образования.

5. Распространение экологических знаний библиотеками и другими учреждениями учебно-просветительского характера.

Становление формирования экологически грамотного человека открывает путь к созданию экологически ориентированного общества, т.е. общества, построенного на экологических принципах.

На наш взгляд, достаточно важным событием в России можно назвать тот факт, что 2013 год в России объявлен президентом В.В. Путиным «Годом охраны окружающей среды», аналогичное постановление подписал и губернатор Томской области С.А. Жвачкин. Все это еще раз говорит о значимости экологической грамотности всех слоев населения, и в первую очередь, школьников.

Таким образом, школьному учителю предстоит многое сделать в процессе формирования экологической грамотности не только детей, но и их родителей. Поскольку в настоящее время единого понятия экологической грамотности не существует , автор данной работы предлагает понимать под экологической грамотностью овладение и возможность применения определенных знаний, умений, навыков в жизни и развитии человечества. По нашему мнению, экологическая грамотность является совокупностью следующих элементов: экологическое образование - экологическое воспитание - экологическое мышление - экологическое сознание - экологическая культура, помноженные на психолого-педагогические особенности обучающихся и на педагогические технологии.

Таким образом, состояние проблемы формирования экологической грамотности школьников, на наш взгляд, отражается в следующем:

1. В экологической грамотности, которая должна составлять основу мировоззрения современного человека, поскольку она является главным условием его выживания на Земле;

2. В стратегии формирования экологической грамотности населения с учетом особенностей образования и просвещения в России;

3. В законодательной базе, которая нуждается в адаптации к реальному состоянию экологической грамотности населения нашей страны.

Автором с 2005 года ведутся исследования в области формирования экологической грамотности школьников. В начале исследования носили теоретический характер, а с 2007 года - практический. В МАОУ СОШ № 31 г. Томска работа по формированию экологической грамотности ведется с 1 по 11 класс. Экологические знания можно получить через следующие виды деятельности: интегрированные уроки, система дополнительного образования, внеурочная работа. Данная работа требует постоянного мониторинга (рисунок). Анализ диаграммы показывает, что системная и непрерывная работа по формированию экологически грамотного школьника, которая проводится автором уже 7 год, не остается бесследной: школьники с большим интересом занимаются перечисленными видами работ. Из диаграммы мы видим, что растет число обучающихся с высоким и средним уровнем экологической грамотности, в то время как число учеников с низким уровнем сокращается.

Мониторинг за уровнем сформированности экологической грамотности школьников МАОУ СОШ № 31 г. Томска, 2007-2012 гг.

Результатом работы с обучающимися школы № 31 г. Томска, на базе которой проводились исследования, является тот факт, что Департаментом общего образования Томской области 19.02.2010 г. был присвоен статус экспериментальной площадки по формированию экологической культуры, а с 30.05.2011 г. школа стала экологическим центром.

Рецензенты:

Евсеева Н.С., д.г.н., профессор, зав. кафедрой географии геолого-географического факультета Томского государственного университета, г. Томск;

Севастьянов В.В., д.г.н., доцент, профессор, Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск.

Работа поступила в редакцию 07.05.2013.

Библиографическая ссылка

Флеенко А.В. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-4. – С. 930-934;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31665 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Килевич Ксения Сергеевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: мгпу иппо
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Роль экскурсий в формировании экологической грамотности дошкольников и младших школьников
Дата публикации: 10.11.2016
Раздел: начальное образование

Роль экскурсий в формировании экологической грамотности

дошкольников и младших школьников
Килевич К.С., магистрант ИППО ГАОУ ВО МГПУ. Научный руководитель – Козина Е.Ф., к.п.н., доцент, ГАОУ ВО МГПУ г.Москва Аннотация. В статье обоснована необходимость формирования у детей дошкольного и младшего школьного возраста экологической грамотности; представлены разнообразные трактовки данного понятия, конечные цели процесса формирования, принципы организации и критерии оценки. Автор рассматривает экскурсию как оптимальную форму для формирования у воспитанников всех компонентов экограмотности. Ключевые слова: экологическая грамотность, экологически грамотная личность, формирование экологической грамотности, дошкольники, младшие школьники, экскурсия.
Annotation
. The necessity of forming for the children of preschool and junior school age of ecological literacy is reasonable in the article; various interpretations of this concept, ultimate goals of forming process, principles of organization and criteria of estimation, are presented. An author examines an excursion as optimal form for forming for the pupils of all of the tools of ecological literacy.
Keywords
: ecological literacy, ecologically literate personality, forming of ecological literacy, preschool children, junior schoolchildren, excursion. Реализация современных ФГОС ДО и ФГОС НОО в условиях глобализации обостряющихся экологических проблем предполагает формирование у ребенка экологической грамотности, под которой понимается уровень естественнонаучных знаний, специальных умений и навыков, а также нравственных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в природоохранной деятельности. «Это особый вид деятельности, который характеризуется совокупностью системы знаний и умений по экологии, уважительным, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде» . В целом экологически грамотная личность как ожидаемый результат данного процесса характеризуется тремя главными особенностями: 1) психологическая включенность в мир природы; 2) субъективный характер восприятия природных объектов; 3) стремление к взаимодействию с миром природы .
Формирование экологически грамотного человека необходимо начинать на эмоционально-аксиологическом уровне с дошкольного, а на осознанном «знаниевом» – с младшего школьного возраста, когда приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Однако анализ соответствующей литературы показал неоднозначность понимания его сути. В своей работе мы исходим из того, что это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, обеспечивающий становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Это предполагает решение в учебном процессе следующих актуальных задач: а) усвоение ребенком ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и наоборот; б) понимание многосторонней ценности Природы как источника материального и духовного развития общества; в) овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояния природной среды, принимать правильное решение по ее улучшению; г) выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе; д) формирования понятия о взаимосвязях в природе; е) развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера; ж) формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе. Показателями же сформированности экологической грамотности младшего школьника могут служить проявления: 1) выполнение ряда правил поведения в окружающей среде вошло в привычку – ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды; 2) развита потребность в заботливом отношении к тем или иным представителям животного и растительного мира; 3) вполне способен самостоятельно выбирать объекты своей экодеятельности; 4) потребность в знаниях экологического содержания пытается реализовать в свободное от уроков время; 5) доброта, отзывчивость, внимание к окружающим людям, природе сопровождается готовностью оказать помощь нуждающимся в ней. Поскольку конечная цель формирования у воспитанников экологической грамотности – ответственное отношение к окружающей среде, ее достижение, несмотря на очевидную деятельностно-естественнонаучную основу, не возможно исключительно в рамках одного учебного предмета (в ДОУ – тематического направления). Это сложный, комплексный процесс, в коем важная роль отводится межпредметным связям. Оптимальные возможности для становления экологической грамотности дошкольников и младших школьников представляет
смешанная модель, при которой все учебные дисциплины (ДОУ – направления работы) сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели, а координирующую роль возьмет на себя предмет естественнонаучного цикла – «Окружающий мир» . В целом процесс формирования экологической грамотности ребенка организуется в соответствии с принципами: 1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением и строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем. 2. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению. 3. Процесс формирования экологической грамотности воспитанников опирается на принципы систематичности, непрерывности и междисциплинарности в содержании, организации экологического развития. Со всей определенностью можно утверждать, что процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением и строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подхода к раскрытию современных экологических проблем; в основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению . Следовательно, экологическая грамотность предполагает наличие у индивида базовых социально- бытовых экологических знаний и умений, необходимых для осмысления конкретных экологических ситуаций, возникающих в повседневной жизни, способность и готовность совершать элементарные природоохранительные действия и адекватные поступки в ситуациях экологического характера . Содержание экологической грамотности как минимальной необходимой ступени в экологическом становлении личности определяется в рамках личностного контекста. Как считают В.А. Ермоленко, Р.Л. Перченок, С.Ю. Черноглазкин, экологическая грамотность связана с формированием обыденных (социально-бытовых) знаний и умений в области экологии, введением в практическую социально-бытовую экологию, где осваиваются элементарные знания об экологии жилища, поселений, пищи, досуга, производственных процессов и трудовой деятельности людей . Именно поэтому особое внимание необходимо уделять формам, методам и средствам формирования экологической грамотности, которые можно подразделить на разновидности: традиционные, активные, инновационные. Различаются следующие виды занятий: урок как традиционная форма (вводные, тематические уроки, уроки-лекции, уроки-беседы,
исследовательский метод, эксперимент, решение экологических задач и др.); специальные уроки (самостоятельная работа учащихся, учебные дискуссии, ролевые игры); внеклассная и внешкольная работа (исследовательский метод, эксперимент, решение экологических задач); факультативы, лекции, рассказ, просмотр кинофильмов, различные виды экскурсий, использование средств массовой информации . При этом наиболее оптимальными формами организации получения вышеперечисленных знаний и умений являются экскурсия, в том числе по экологической тропе (в ДОУ – экотропинке). Экскурсия – один из видов занятий и основная форма организации работы по формированию экологической грамотности, одна из трудоемких и сложных форм обучения. Ее преимущество в том, что она позволяет в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Так, знакомство с растениями, животными и условиями их обитания способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии во всем их разнообразии способствуют развитию детской наблюдательности, возникновению интереса к первозданной природе и социальной среде. Так, в ходе экскурсий на промышленные предприятия обучающиеся узнают об источниках загрязнений и их составе, о последствиях загрязнения окружающей среды и влиянии отходов на экологическую обстановку города, а также о способах утилизации и ликвидации загрязнителей. При этом формируется элементарное умение предвидеть последствия некоторых человеческих действий по отношению к окружающей среде и находить способы уменьшения влияния различных видов загрязнений на здоровье человека. Значительную роль в формировании экограмотности играет посещение экологических экспозиций в учреждениях культуры: музеев природы, краеведческих музеев, национальных парков, заповедников и т.д. . В целом акцентирование внимания экскурсантов на взаимосвязях наблюдаемых объектов и среды их обитания, характер взаимовлияния способствовало появлению особой разновидности – экологической экскурсии (от лат. «еxcursiо» – поездка), под которой понимается форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях . Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с их движением, что содействует укреплению здоровья . Находясь в лесу, на берегу реки и т.п., воспитанники собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т.д.). При этом у ребенка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и
беззащитному, слабому и нежному» (по В.А. Сухомлинскому). Все это составляет аксиологический компонент экскурсии. Задачи образовательного ее компонента заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе . Развивающий же стимулирует формирование у дошкольников и младших школьников: а) навыков наблюдения и наблюдательности как таковой; б) сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.); в) мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности); г) воображения и творческих способностей. То есть, при разработке экскурсии, нацеленных не только на формирование экологической грамотности ребенка, но и развитие в целом, важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. Экологическая же экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы: 1) между органами животных и растений и их функциями; 2) между средой обитания живых существ и особенностями их строения, образа жизни; 3) между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования; 4) между различными живыми существами в одной экосистеме. Поскольку большинство экскурсий в ДОУ и начальной школе носит комплексный характер, а использование всех их разновидностей направлено на воспитание у ребенка любви к природе и осознанного, бережного отношения к ней, все это способствует важному в свете реализации ФГОС НОО II поколения формированию экологической грамотности младших школьников. То есть, экскурсию модно рассматривать как наиболее эффективную форму последнего. Литература 1. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе / Н.Ф. Виноградова. – М.: Академия, 1999. – 133 с. 2. Добротин, Д.Ю. К методике изучения проблем здоровья и здорового образа жизни / Д.Ю. Добротин // Химия в школе. – 2013. – №6. – С.15-21. 3. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учебн. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2007. – 176 с. 4. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2009. – 528 с.
. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. – М.: Академия, 2008. – 496 с. 6. Козина, Е.Ф. Формирование экологической культуры младших школьников в условиях многообразия видов деятельности / Е.Ф. Козина // Проблемы формирования экологической культуры младших школьников: материалы кругл. стола преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов 19.12. 2013 г. / сост. М.С.Смирнова. – М.: Экон-информ, 2014. – С.7-11. 161 7. Кропочева, Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе / Т.Б. Кропочева // Начальная школа. – 2002. – № 1. – С.57-59. 8. Минаев, В.М. Внеклассная работа по природоведению / В.М. Минаев. – Мн.: Харвест, 2009. – 275 с. 9. Смирнова, М.С. Методические приемы формирования основ экологической культуры / М.С. Смирнова // Начальная школа. – 2014. – №9.– С.45- 49. 1 0 . P Damerell, C Howe, and E.J. Milner-Gulland. 2013. Child-orientated environmental education influences adult knowledge and household behaviour. Environmental Research Letters 8: 015016. 11. Laura Barraza. 1999. Children’s Drawings About the Environment. Environmental Education Research 5, 1: 49–66.

Формирование экологической грамотности младших школьников на уроках окружающего мира посредством заданий творческого характера

Известный педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Я глубоко убежден, что если в детстве человек переживает чувство изумления красотой родной природы, если, затаив дыхание, он слушает слова учителя о том, что видят его глаза, в эти часы пробуждается пульс его живой мысли. Благодаря этим часам общения с родной природой развиваются его умственные способности, в его духовную жизнь входит слово родной речи и становится его собственным богатством: в слове он выражает свои мысли, чувства, переживания. Гармония образа и слова, познания умом и познания сердцем – это и есть рождение того, что мы называем чувством любви к природе, к родному миру». Анализируя эти слова, я поняла, что большая роль в воспитании этого чувства принадлежит учителю начальных классов. На уроке окружающего мира я провела анкетирование учащихся и пришла к выводу, что негативный перечень во много раз превосходит перечень добрых дел. Подавляющее большинство детей усвоили негативные примеры и, в лучшем случае, заняли пассивную позицию «так не поступать». Подобная позиция соответствует низкому уровню развития экологической культуры. Дети с низким уровнем развития экологической культуры имеют слабое представление о той пользе, которую они сами уже сейчас смогут принести природе, городу, окружающим людям. Таким образом, в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения в развитии экологической грамотности младших школьников: учащиеся не в полной степени представляют, что в природе все взаимосвязано; у обучающихся отсутствуют экологические знания, нет ощущения, что человек - часть природы; дети не умеют оценивать свои поступки и поступки других людей по отношению к окружающей среде на основе предвидения возможных отрицательных последствий.

За последнее время вопросы охраны природы, экологические проблемы стали главными не только для ученых, но и для широких слоев населения, в том числе и младших школьников. В ФГОС начального общего образования среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение . Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения.

Актуальность проблемы продиктовала следующие задачи: 1. Проанализировать школьную программу и выявить ее возможности в экологическом образовании обучающихся. 2. Создать представление о сложных взаимоотношениях человека с природой. 3. Дать современные представления о биосфере, о роли водного и воздушного бассейнов, почвенного покрова, растительного и животного мира. 4. Воспитание ответственности за состояние природы, ее сохранение и улучшение в интересах будущих поколений.

Решение данной проблемы зависит от уровня общей культуры каждого человека на земле. Основы любой культуры закладываются в детском возрасте. Считаю, что необходимо, чтобы каждый день учащиеся делали для себя открытие, чтобы каждый шаг облагораживал душу ребенка. Этому способствует интегрированный курс Н.Я. Дмитриевой и А.Н.Казакова « Мы и окружающий мир» в системе Л.В. Занкова, основу которого составляют «Естествознание» и «Обществознание». Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную сферу активизирует эмоционально – чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли, к семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Важнейшим показателем сформированности экологической грамотности, экологической культуры личности является ● проявление ребенком интереса к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать; ● выполнение экологических правил поведения в окружающей среде становится нормой жизни, входит в привычку. Таким образом, речь идет о формировании экологической культуры как части общей культуры личности, представляющей собой совокупность экологически развитых интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер.

Для реализации поставленных задач использую в своей работе следующие средства: ● экологические сказки ●экологические задачи, задачи-рассказы ●конференции, пресс-конференции ●изучение растений и животных своей местности, занесенных в «Красную книгу» ●задания занимательного характера: интеллектуальные творческие игры, викторины, конкурсы рисунка-плаката «Защитим жизнь», «Береги Землю!»

Хорошим материалом для познания экологии является сказка. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит с окружающим миром, добром и злом. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей их средой, то сказка будет источником формирования элементарных экологических понятий. Но в экологических сказках не должны нарушаться экологические правила, свойства и действия сказочного героя не должны искажаться.

Цель экологической сказки – дать точную, научно-достоверную информацию. Основой экологической подготовки должны быть прочные биологические знания. В сказках даются представления о закономерностях в природе: о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира. В сказках очень точно подмечены особенности многих животных и растений, природных явлений, ландшафтов.

Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и сопереживания являются сказки, сочиненные самими детьми. Если ребенок сам придумал сказку, «связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, - значит, можно сказать, что он научился мыслить» (В.А.Сухомлинский) Перемещение в сказках центра внимания детей с человека на живую природу, которая создает и поддерживает среду обитания людей, позволяет формировать уважение к природе, ответственность за нее. Это и должно лежать в основе экологического воспитания детей.

Экологические задачи в начальной школе можно использовать как по теме, так и независимо от темы урока. В любом случае они будут активизировать внимание и мыслительную деятельность учеников, настраивать их на работу, способствующую творчеству и инициативе, повышающую эмоциональный фон урока. Текстовые задачи экологического содержания целесообразно применять на уроках для оценки как положительного, так и отрицательного влияния человека на природу. Экологические задачи не только стимулируют детскую любознательность, но и способствуют проявлению заботы и беспокойства о состоянии природы. Экологические задачи для младших школьников могут быть разного уровня сложности в зависимости от класса и подготовленности детей.

На уроках окружающего мира учащиеся овладевают навыками видеть проблему, выдвигать и доказывать гипотезы, выражать свои мысли устно и письменно. Учатся предъявлять результаты изысканий в виде схем, планов, моделей, поделок. Накопленные знания и умения следует закреплять и применять, т.е. нужен естественный выход, возможность реализовать свой опыт. Для того, чтобы дать детям почувствовать значимость их знаний, было решено провести ряд конференций.

Проводилась подготовительная работа, в результате которой рассматривались такие вопросы:

1.Что такое «конференция»?

2.Зачем нужны конференции?

3.Кому нужны конференции?

4.Нужны ли конференции школьникам?

5.Как люди готовятся к конференции?

6.А как готовиться к конференции нам?

7.Как нам организовать конференцию? Кто будут нашими гостями?

Увлекательна и полезна для учащихся работа над экологическими проектами:

«Моё дерево», «Реки нашего края», «Горы ценны не тем, что высоки, а тем, что богаты», «Помоги птицам зимой», «Растения и животные, занесенные в Красную книгу», «Земля- наш общий дом». Работая над проектами, учащиеся учатся работать с инструкциями, развивают навыки исследования, наблюдения, умение получать информацию из разных источников, анализировать её, Учатся работать со справочной литературой, вырабатывают навыки работы в интернете. При создании презентации проявляют творчество, для выступления перед аудиторией отрабатывают умение кратко формулировать свою мысль, аргументированно доказывать своё мнение.

Так как современные экологические изменения создают реальную угрозу жизни людей, учебно-воспитательная деятельность школы должна быть направлена на формирование экологической грамотности, экологической культуры учащихся, чтобы выросло поколение, которое будет охранять окружающую среду.

Приведенная система средств опыта способствует становлению экологической грамотности и формированию личностной позиции младших школьников. Вопросы культуры потребления природных ресурсов стояли в центре моей воспитательной работы с классом.