Сообщение каким был человек. Сообщение на тему человек

Что такое человек? Что это за существа, живущие на Земле и называющие себя людьми? Например, Максим Горький утверждал, что "человек — это звучит гордо" . Многие считают, что человек — это высшее существо на Земле. В связи с этим у меня возникает вопрос. Если это действительно так, и человек — это высшее существо, то много ли на Земле живёт таких людей?

Есть очень много людей-роботов, действующих механистически. Кто они? Являются ли они человеческими существами, или нет? Ведь сказать кому-то, что он не человек, а робот, — это очень большое оскорбление. Наверное, это мало кому понравится.

Так что же есть человек? Когда рождается ребёнок, говорят, что родился новый человек. Что же с ним происходит дальше в ходе так называемого развития или взросления? В нём формируется личность или эго. А что это такое? Не является ли это определённым набором привычек, называемых чертами характера? А ведь характер — это и есть стереотипный способ реагирования на внешнее и внутреннее влияние окружающей обстановки. Это механизм.

Мне бы хотелось разобраться в том, является ли личность человеком? Мы имеем тело и то, что потом там формируется, то есть личность. Когда говорят о каком-то человеке, то имеют в виду его личность, не правда ли? О нём могут сказать, что он добрый, честный, пунктуальный или завистливый, раздражительный, бессовестный и тому подобное. Существует много всяких определений личности, в представлении большинства личность и человек — одно и то же.

Но, если человек — это высшее существо, это звучит гордо, то почему же он так живёт? Если мы непредвзято посмотрим на то, как живут люди, то не сможем не увидеть постоянных конфликтов в отношениях между людьми, приводящих к войнам и убийствам. Разве может кто-то называть себя высшим существом, уничтожая при этом другое, подобное ему существо? Уничтожая даже не потому, что у него есть какая-то биологическая необходимость в этом. Животные поедают друг друга. Это мы видим в природе. Но они не делают этого, когда они не голодны. У них нет каких-либо поводов для убийства. Человек человеком не питается, при этом количество людей, убитых людьми, огромно. Может ли такое существо называть себя высшим?

А если мы предположим, что человек — это высшее существо, то может ли называть себя такое существо человеком? Кто-то ответит примерно так: "Да, кто-то убивает, но это не люди, это бандиты. Я не такой. Я это не делаю и не сделаю". Но так ли это? Разве в каждом человеке нет того, что есть во всем человечестве? Разве каждый человек не вносит свою лепту в то, что происходит и происходило на Земле? Ведь война, конфликт — это следствие разделённости, фрагментарности восприятия человеком самого себя, когда один фрагмент ума осуждает другой его же фрагмент. Это и есть основная причина конфликтов и войн. Но разве в каждом из нас нет этой разделённости? Разве каждый из нас не привносит эту разделённость в мир, в котором мы живём? Можно ли назвать себя человеком, когда внутренне ты разделён?

Может быть, ты просто боишься закона, наказания и поэтому не доводишь свои внутренние и внешние конфликты до чего-то такого уголовно-наказуемого? Но ведь суть и причина любого конфликта одна и та же. Это внутренняя психологическая разделённость. Допустим, у меня есть убеждения, которые я не хочу менять. При этом я не привлекался, не сидел и с законом никаких особых дел не имел. Но значит ли это, что я не внёс свою лепту в различные конфликты и войны, происходящие сейчас в различных местах земного шара? Разве их причинами не являются те же самые убеждения, с которыми не только не хотят расставаться, но и навязывают их силой другим?

Вот я сижу перед телевизором, смотрю репортаж об очередном вооружённом конфликте и говорю: "Что же это такое творится? Это необходимо прекратить, куда смотрит правительство?" А разве я сам не такой же? Разве я со своими убеждениями легко расстаюсь? Разве никогда не пытался навязывать их кому-то другому? Так что же такое человек?

Человеческие существа имеют большую способность к размножению и выживаемость. Многие виды животных и растений не смогли выжить в изменяющихся условиях жизни на Земле или смогли выжить только в определённых местах, где существуют необходимые для них условия. Человек же выживает в самых разных обстоятельствах и условиях. Это одна из отличительных особенностей вида — возможность приспосабливаться и выживать при изменении условий, причём не только физических, но и психологических.

При этом какому-то отдельно взятому человеку условия жизни других людей могут показаться кошмарными и невыносимыми. Он говорит, что лучше и не жить вовсе, чем жить в таких условиях. Если же он поговорит с этими другими людьми, то может выяснить, что их вполне устраивает то, как они живут, они привыкли и в принципе менять ничего не хотят. Человек может приспособиться к чему угодно. Мне кажется, что нет ничего, к чему человек не мог бы приспособиться. То есть, особенность вида заключается в том, что он очень выживаем. Но это жизнь в аду. Это адова жизнь, если посмотреть непредвзято.

Да, человек привыкает к чему угодно — и на войне, и в тюрьме, в самых невыносимых и безумных условиях он всё равно находит свои удовольствия и печали. При этом он говорит, что так оно и должно быть, что никак по-другому оно и не может быть. Человек привыкает к чему угодно, но если посмотреть непредвзято на то, как живут люди, то разве такая жизнь достойна высшего существа? И тогда возникает вопрос: кто же создал таких существ и обрёк их на такую жизнь? Если человек — это высшее существо, то разве так оно должно жить? Или человек выполняет какую-то совершенно другую роль? А его потрясающая выживаемость, приспособляемость, нежелание осознанно менять себя необходимо природе для каких-то целей? Ведь если бы природу это не устраивало, то этот вид не развивался бы так. Значит, это устраивает её по каким-то причинам. Но устраивает ли это самого человека?

Если мы посмотрим непредвзято, то увидим, что большинство людей не хотят ничего другого. Да, многие скажут, что вокруг немало ужасного, плохого, но очень мало кто готов к действительно серьёзным изменениям своей жизни. Не просто разговорам, а действиям. Так что же это за вид? Что же это такое — человек? Может быть, это только возможность человека? Может быть, это просто возможность для того, чтобы действительно стать человеком? Как из куколки рождается бабочка, так, может быть, из того, что называется сейчас "человек", рождается действительно Человек? Может быть, каждый из нас имеет возможность стать Человеком, но не использует её, считая, что уже им является? Но тогда что же такое есть сейчас человек?

Что мы имеем? Во-первых, тело. Тело даёт возможность находиться в материальном мире: передвигаться, делать что-то, видеть, слышать, чувствовать хотя бы то, что связано непосредственно с этим материальным миром. Но что же находится в теле, что управляет им? Что скажут по этому поводу, например, психологи? Психологи будут говорить о личности, её формировании, особенностях, характеристиках, факторах, влияющих на неё. Они приведут множество определений личности и способов её описания. Множество всяких классификаций, которые описывают то, что находится в теле, то есть личность.

А что такое личность? Говорят, что личностью надо ещё стать. Подростку говорят: "Ты ещё не личность, но можешь стать ею" . Есть определённые представления о том, что такое настоящая личность. Есть, например, представления о том, что такое настоящая личность мужчины, настоящая личность женщины. Именно на них и ориентируются при воспитании. Само воспитание и является формированием этих личностных черт, особенностей характера. Так что же формируется в теле: человек или личность? На мой взгляд, это очень существенный вопрос. Как видите, я не считаю само собой разумеющимся то, что личность и есть человек. Я предполагаю, что человек — это что-то совсем другое. Поэтому я и спрашиваю: а что же воспитывают в ребёнке? И мне представляется, что воспитывается именно личность. Личность как набор определённых представлений, привычек, верований, черт и особенностей, которые позволяют в этом теле сформироваться чему-то, что является личностью, а затем этой личности войти в социальную среду.

Стране нужны работники и солдаты. Таким образом, ребёнок становится ещё одним работником или солдатом общества. Так кто же воспитывает ребёнка: родители или общество? У меня есть такой вопрос. Кому же принадлежит ребёнок? Кажется, что родителям, но именно через родителей воспитывается и прививается то, что необходимо обществу. Родители уже являются членами общества. Теперь у них уже появилось некое тело, в котором нужно воспитать, создать личность, которая станет ещё одним членом общества. Так кому же принадлежит эта личность: родителям или обществу? И следующий вопрос: а кому принадлежат родители? Кто-то может сказать, что никому не принадлежат. Но, если посмотреть непредвзято, то мы увидим, что всё то, что большинством обычно называется человеком, является личностью, а личность — это некое сочетание того, что задано обществом. Там нет ничего, кроме того, что есть в обществе. Это определённый фрагмент общества, который называется личностью.

Так что же такое человек? Что же такое личность? Хочет ли личность стать человеком?

Что такое личность?

Это просто фрагмент общества, в котором каким-то образом сконцентрированы определённые взгляды, убеждения, мнения и верования, которые существуют в той или иной структуре общества. Является ли тогда личность чем-то индивидуальным? Что происходит, когда такая личность исчезает?

Вы, наверное, знаете, как собирается автомобиль. Берутся разные части, из которых он состоит, потом они собираются. И это становится автомобилем. А если я возьму и планомерно разберу всё это, что называется автомобилем, на части, а потом их разнесу в разные места, то смогу ли я сказать, что этот набор разрозненных частей есть автомобиль? Только что был автомобиль. Сейчас его уже нет, есть просто набор каких-то частей. Вы можете назвать это автомобилем?

Так что же такое личность? Когда различные фрагменты каких-то убеждений, верований, мыслей концентрируются в одном месте, скажем, в теле, а также в уме, всё это называется личностью, человеком. А вот если взять то, что называется личностью, и разложить на составляющие её части, то есть на различные убеждения, верования, мнения, из которых она состоит. Что останется? Что-нибудь останется? Возьмём конкретную личность. Допустим, что у неё есть убеждения. Каждое из них я возьму, выделю и отложу. У неё есть какие-то верования. Я и их возьму, выделю и отложу. Потом у неё есть некоторые предпочтения, например, физического характера. Их я тоже выделю и отложу. Что останется? Я взял и разложил эту личность на составляющие её части.

Теперь каждую из этих частей я верну к тому источнику, от которого она пришла. Например, человек сильно уверен в том, что спасти страну может только коммунизм. У него такое сильное убеждение, потому что он коммунист. Я беру это убеждение и возвращаю его тому, кто является его хозяином и создателем, то есть, в коммунистическое общество. Дальше мы берём у него ещё какое-то убеждение. Например, что женщина должна руководить мужчиной. Или наоборот, мужчина должен руководить женщиной. Я опять беру это убеждение и возвращаю туда, откуда оно пришло.

Как вы думаете, я смогу найти все источники, откуда пришли эти убеждения? Это определённые фрагменты общества. Определённые убеждения сконцентрированы в каких-то определённых фрагментах данного общества, то есть в каких-то группах людей-носителей этих убеждений. Таким образом, любую личность можно разложить на составные части, а эти части вернуть туда, откуда они были взяты. В результате этого, что же останется в теле? Я имею в виду не физиологию тела, а психологию личности.

Человека называют социальным животным. Так вот: мы видим, что в человеке действительно есть социальное, то есть то, что пришло от социума, и есть то, что от животного. И если мы возьмём и уберём всё, пришедшее от социума, а это и есть личность, то останется просто животное, ходящее на двух ногах.

Мы говорили, что ум есть штаб-квартира формирования личности. В него закладываются определённые представления, убеждения, верования и так далее. Дальше ум начинает использовать сердце, эмоциональную сферу для того, чтобы насыщать все эти представления энергией. И что же мы тогда имеем? Социальное животное? Но обычно животное убивает другое животное только тогда, когда оно голодно, когда инстинкт заставляет его искать пищу. Человеческое же существо может убить другого человека не из-за голода, а из-за каких-то других соображений, которые родились в его личности. Так что же даёт эта социальная "надстройка", то есть личность, делает ли она человека более гуманным по сравнению с обычным животным?

Так вот, посмотрите, какую эволюцию совершило человеческое существо, перейдя из животного состояния в состояние социального животного. У животного нет убеждений, поэтому оно не может убивать из-за убеждений. Оно может убивать, только когда оно голодно. Личность же будет убивать из-за убеждений. Например, из-за убеждения в том, что она является самой сильной, или же из-за своего желания владеть чем-то: женщиной, мужчиной, городом, положением, статусом, машиной, предприятием или ещё чем-то.

Физиологический голод удовлетворяется определённым количеством пищи. Личностный голод неутолим. Ущемлённое самолюбие, ревность, гнев, обида — это реакция личности на неудовлетворённые желания, ради удовлетворения которых она может убивать других. Причём делая это обдуманно. Человек совершает убийства обдуманно. Кто ещё на Земле совершает убийства обдуманно?

Возьмём войну. Очень много жизней уносят войны. Разве генералы не обдумывают, как лучше уничтожить врага? Это организованное убийство, и оно уносит огромное количество жизней. Мы, конечно, можем сказать, что лично ко мне это не относится. Я никого не убивал, и убивать не собираюсь. Но разве каждый из нас не несёт в своей личности разделённость и конфликт?

Сообщение о том, что кто-то небрежен в соблюдении заповеди, которую многие не выполняют

К сожалению, существует ряд заповедей, которые в некоторых общинах находятся в таком пренебрежении, что, если какие-то евреи их не выполняют, никто их не осуждает. Тем не менее, если мы расскажем, что человек небрежен в исполнении такого рода заповеди, мы будем виновны в совершении греха лашон-ара .

Элиэзер не понимает важности изучения Торы и редко садится за учебу. Запрещено сообщать об этом другим людям, даже если многие окружающие небрежны в исполнении этой заповеди.

Клара рассказала группе друзей вымышленную историю о своем героическом поступке. Дора знает, что большая часть рассказа - сознательное искажение действительности, т.е., по сути, фантазия рассказчика. Доре очень хочется вывести Клару на чистую воду, чтоб все знали, что она лгунья, но ей запрещено так поступать. Больше того, Доре запрещено говорить, что не весь рассказ является правдой, - если от такого заявления никто не выиграет. Поэтому любой комментарий Доры на тему рассказа Клары - лашон-ара .

Простой человек, соблюдающий заповеди, ведет себя по отношению к ним осторожно, чтобы не нарушать ни одной из них, но иногда и у него происходят срывы. Если мы видим, что он совершил ошибку, но считаем возможным оправдать его (судя о его действиях с хорошей стороны) - мы обязаны судить его благосклонно. В таком случае нам запрещено сообщать другим о его проступке. Возможно, он не отдает себе отчета в том, что то или иное действие запрещено, и поэтому из раза в раз повторяет его; т.е. всему виной элементарное незнание. Может быть, он не осознает тяжести своего нарушения. Или, например, считает, что так поступать разрешает закон, но некоторые люди взяли на себя добавочные ограничения, которые вовсе необязательны; он же, не собираясь поступать по всей строгости, выбрал для себя более легкую линию поведения, - и не понимает, что тем самым нарушает закон.

Мы обязаны судить о человеке, соблюдающем заповеди, исключительно с оправдывающей точки зрения. И если у нас остается сомнение в истинных причинах его предосудительного поведения, нам следует предположить, что существуют некие факторы, нам неизвестные, заставившие его так поступить, и, если бы они были нам известны, мы бы его извинили. Более того, нам запрещено недолюбливать этого человека из-за его ошибок.

Шейна Фридман соблюдает заповеди, но одевается недостаточно скромно. Если кто-нибудь объяснит Шейне, что скромность в одежде не просто похвальна, но является обязательным элементом жизни по Торе, то она будет одеваться по-другому. Ее подруге Поле Збарской запрещено унижать Шейну, рассказывая другим о том, что она одевается нескромно. Поля достигнет большего, если поговорит с Шейной лично.

Господин Бергер соблюдает законы субботы. Но поскольку он никогда серьезно не учился в учебных заведениях еврейской системы образования, он не знаком со многими тонкими деталями субботних запретов. Его знакомый, господин Нойман, замечает, что Бергер нарушил в какой-то детали святость субботы. Ему запрещено рассказывать об этом окружающим. Вместо этого Нойману следует тактично поговорить с Бергером, показав, как надо правильно соблюдать субботу.

В в е д е н и е

Современный человек в сложном, противоречивом обществе сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и принятия оптимальных решений. Сложность современного общества постоянно ставит его в условия неопределенности, когда сложно провести оценку ситуации и сделать правильный выбор. Такое положение современного человека – это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения окружающего его мира людей, их поведения.

Человек – весьма сложное существо, которое помимо особых, имеет и свойства, объединяющие его с остальными существами. Так, человек есть существо биологическое и подчиняется законам природы. Как биологическое существо, он есть результат длительной эволюции и имеет ряд определенных характеристик, а также способность приспосабливаться к различным ситуациям, чтобы сохраниться как вид. Но человек есть существо, наделенное психикой. Его психические свойства и его жизнь есть результат биопсихологической эволюции, в которой значительное место занимает трудовая деятельность. Наконец, человек есть общественное существо, сформировавшееся в ходе общественного развития.

Социология исходит из того, что человек есть природное существо, но не просто природное, а человеческое природное существо, и что человеческую природу нельзя объяснить лишь натуралистически, ибо человек не только является продуктом общественно-исторического развития, но и сам создает общество посредством отношений, в которые он вступает.

Социология, стремясь объяснить человеческое общество как особую часть природы, возникшую в результате взаимодействия людей, пытаясь дать социологическое понятие человека, открывает и указывает прежде всего на те особенности человека, которые делают его человеком, которые являются сущностными и из которых проистекают все остальные его особенности. Исходя из понимания человека как существа практического такими его особенностями являются: творчество, свобода и социальность.

Творчество – характерный признак человека. Посредством его человек производит нечто, до сих пор не существовавшее, реализуя свой предварительный замысел. Творчество выступает субъективным актом, в котором субъект опромедчивает себя в процессе созидания. По сути в процессе творчества, созидания, человек превращает мир ценностей в мир реальности. Поэтому человек есть не только существо, которое мыслит, но и существо, которое творит.

Свобода как существенное свойство человека неотделима от творчества. Ибо проявить и реализовать себя в творчестве может лишь свободный субъект, так же как и свобода заключается в возможности творчества. Свобода состоит в выборе между двумя несколькими возможностями. Однако необходимо отличать психологическую сторону выбора от его духовной стороны, т.е. от выбора, в котором человек проявляет себя как существо, которое создает духовные творения и совершает выбор не только на основе психологической свободы, но и на основе и под влиянием создаваемых им духовных творений.

Социальность является тем свойством человека, которое имеет наибольшее значение для социологии.Человек неизбежно тяготеет к обществу, поскольку он не может проявить и реализовать себя без другого человека. По сути человеку необходимо общество других людей, чтобы проявить себя человеком. Точно также все свойства человека направлены на других людей и существуют потому, что существуют другие люди. В то же время социология, изучая социальность человека, присущую человеческой природе и созданную в обществе, не имеет права забывать о самосознании человека, его свободе и творчестве.

Кроме перечисленных, существует еще целый ряд свойств человека, характеризующих его как существо своеобразное. Наиболее значительными из этих свойств являются способность человека к использованию знаков и коммуникации (при помощи знаков, а прежде всего – при помощи языка), способность быть ответственным и вести себя в соответствии с создаваемыми им нормами. Поэтому социология, исследуя возникновение общества и человека, изучает также и возникновение этих свойств (которыми человек отличается от других существ), стремясь узнать, в какой мере эти свойства или их зачатки были присущи первобытному человеку, а в какой они есть результат жизни человека в обществе.

С точки зрения социологии, человека можно определить как общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия.

Основная часть

    Человек с точки зрения человека

Свойство задумываться о себе самом – специфическое свойство человека, проявление его разумности.

Человек, высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно – исторической деятельности и культуры. Человек – предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др.

Натура человеческая может проявляться весьма многообразно, но в чем-то непременно обнаруживается коренное свойство, качество человека. Постичь сущность – это значит с точки зрения философии выявить ту главную черту (или несколько), свойственную именно человеку.

Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире – одна из основных проблем в истории философской мысли. В древней китайской, индийской, греческой философии человек мыслится как часть космоса, некоторого единого сверхвременного «порядка» и «строя» бытия (природы), как «малый мир», микрокосм (Демокрит) – отражение и символ Вселенной, макрокосма. Природа понималась как живой организм, а человек – как сочетание разных элементов, или стихий «космоса». Одному из древнекитайских мудрецов принадлежат слова: «Меж Небом и Землей человек драгоценнее всего». При этом мир создан не ради человека, поэтому человек не вправе диктовать свою волю природе. Он признан следовать естественности, в крайнем случае «упорядочивать», преодолевать сбои, происходящие время от времени, но он ответственен за свои деяния на высшем «космическом» уровне.

Человек содержит в себе все основные элементы (стихии) космоса, состоит из тела и души (тела, души, духа), рассматриваемых как два аспекта единой реальности (аристотелизм) или как две разнородные субстанции (платонизм). В учении о переселении душ, развитом индийской философией, граница между живыми существами (растениями, животными, человеком, богами) оказывается подвижной; однако только человеку присуще стремление к «освобождению» от пут эмпирического существования с его законом кармы – сансары. Суть этого учения состоит в том, что душа человека после его смерти не погибает, а находит себе другое пристанище. Во что именно она воплотится, зависит от поведения человека в теперешней жизни: за мысленный грех – в представителя низшей касты, за словесных – в животное, за греховный поступок – в неодушевленный предмет. Человеку и только человеку приписывалось стремление и способность освобождаться от предопределенности через нравственное благородство, раскрепощение души, что дает возможность достичь величия.

Античная философия обогатила науку пониманием различий между законами природы и человеческого мира. Было выделено противоречие: «неизменные законы природы – изменчивые человеческие установления». Человек как духовно-телесное существо был главным содержанием всей древнегреческой культуры, особенно во времена расцвета. Философ Гераклит утверждал: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом», «Из людей мудрейший, по сравнению с Богом, покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному». А сами греческие боги предстают величественными и вместе с тем человечными.

Греческая философия, провозгласившая тезис о человеке как о мере всего существующего, ориентировалась на его разум, призывала к самопознанию. Изречение «Познай самого себя», высеченное при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одним из путеводных в развитии наук о человеке.

В христианстве библейское представление о человеке как «образе и подобии бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы личности Христа и возможности. Такое соединение открывало возможность внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати, преодоления греховности и смертности тела через бессмертие души.

Эпоха Возрождения дала науке представление о безграничности творческих возможностей человека. Идея философа ХV в. Пико делла Мирандола заключалась в том что человек занимает особое положение в мироздании, поскольку он причастен всему земному и небесному, от низшего до наивысшего. В сочетании со свободой выбора предназначение человека дает ему творческую способность самоопределения. Человек-творец уподобляется Богу. В этот период философы восхищались человеком, провозглашали гимны его разуму, талантам, творческому началу.

В последующие эпохи представления о человеке расширялись, обогащались. В ХVII в. Декарт высказал идею о том, что единственным достоверным свидетельством человеческого существования является мышление («Мыслю – следовательно существую»). Именно от этого тезиса ведет линию представление о разумности как специфической особенности человека, его сущности. Декарту же принадлежит мысль о том, что живое тело является своего рода машиной, которая, с одной стороны, испытывает влияния сознания, а с другой – способно воздействовать на него.

Для представителя классической немецкой философии ХVIII в. И.Канта вопрос «Что такое человек? » формулируется как основной вопрос философии, а человек предстает как существо, принадлежащее двум различным мирам – природной необходимости и нравственной свободе. В немецкой философии XVIII-XIX в.в. ведущим являлось представление о человеке как творце духовной жизни, культуры, носителе всеобщего идеального начала – духа или разума.

Марксистско-ленинский анализ проблемы человека предполагает выявление социальной сущности, конкретно-исторической детерминации его сознания и деятельности, различных исторических форм бытия человека и его образа жизни и др.

Общественной истории человеку предшествовала его естественная предыстория: зачатки трудоспособной деятельности у человекообразных обезьян, развитие стадных отношений высших животных, развитие звуковых и двигательных средств сигнализации. Определяющим условие реализации этих предпосылок становления человека марксизм считает труд, возникновение которого ознаменовало собой превращение человекообразной обезьяны в человека. Человек, в отличии от животных, не просто приспосабливается к коренным изменениям в условиях своего существования, а объединяясь в совместном труде, преобразует их в соответствии со своими постоянно растущими потребностями, создает мир материальной и духовной культуры. Культура творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой.

Человек есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Как живой организм человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям, на уровне сознательной психике и личности человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Морфологическая, физическая организация человека является высшим уровнем организации материи в известной нам части мироздания. Человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков. Это кристаллизация осуществляется и через приобщение к культурной традиции, и через механизм биологической наследственности. Ребенок наследует запас генетической информации через специфически человеческое строение тела, структуру мозга, нервной системы, задатков. Однако природные задатки развиваются и реализуются только в условиях социального образа жизни в процессе общения ребенка со взрослыми.

Проявление биологических закономерностей жизни человека носит социально обусловленный характер. Жизнь человека детерминируется единой системой условий, в которую входит как биологические, так и социальные элементы. При этом биологические составляющие этой единой системы играют роль лишь необходимых условий, а не движущих сил развития. Действия человека, образ его мыслей и чувств зависят от объективных исторических условий, в которых он живет, от особенностей той социальной группы, класса, интересы которых он сознательно или бессознательно представляет. Содержание духовной жизни человека и законы его жизни наследственно не запрограммированы. Но это никак нельзя сказать о некоторых потенциальных способностях к творческой деятельности, об индивидуальных особенностей дарования, которые формируются обществом, но на основе наследственных задатков.

Перед каждым вступающим в жизнь человеком простирается мир вещей и социальных образований, в которых воплощена, опредмечена деятельность предшествующих поколений. Именно этот очеловеченный мир, в котором каждый предмет и процесс как бы заряжен человеческим смыслом, социальной функцией, целью, и окружает человека. При этом достижения человеческой культуры не даны человеку в готовом виде в воплощающих их объективных условиях, а лишь заданы в них. Освоение социальных исторически сложившихся форм деятельности – главное условие и решающий механизм индивидуального становления человека. Чтобы сделать эти формы своими личными способностями и частью своей индивидуальности, человек с раннего детства вводится в такое общение со взрослыми, которое выражается в виде подражания, учения и обучения. В результате этого индивидуально развивающийся человек овладевает способностями разумно действовать с орудиями труда, с различными рода символами, словами, с представлениями и понятиями, со всей совокупностью социальных норм.

В процессе приобщения культуры у человека вырабатываются механизмы его самоконтроля, выражающиеся в способности волевыми усилиями регулировать широкий диапазон влечений, инстинктов. Этот самоконтроль по существу является социальным контролем. Чем более интенсивно развивается человечество, тем все более сложными оказываются проблемы образования и воспитания, формирования человека как личности.

Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и грамматики, эстетические вкусы формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Каждый отдельный человек представляет собой неповторимую индивидуальность и вместе с тем он несет в себе некую родовую сущность. Он выступает как личность когда достигает самосознания, понимания своих социальных функций, осмысления себя как субъекта исторического процесса. Становление личности связано с процессом общественной дифференциации, выделением отдельного индивида из коллектива по мере развития личных прав и обязанностей.

    Индивид и индивидуальность

Как часто о человеке заметном, выделяющемся среди других приходится слышать: «Он – индивидуальность!». Близко по звучанию к этому слову и понятие индивид. В бытовой речи эти слова употребляют как равнозначные. Однако наука различает их по смыслу.

Понятие индивид в первые использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. Так он перевел с греческого слова «атом», что означало неделимый и относилась к мельчайшим и неделимым, по мнению древних философов, слагаемым окружающего мира. Термин «индивид» характеризует человека как одного из людей. Этот термин означает и то, на сколько типичными являются признаки определенной общности для разных ее представителей (царь Иван Грозный).

Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека с точки зрения его самобытности, особенности. При этом имеется ввиду, что особенности зависят от общества, от условий, в которых формировался тот или иной представитель рода человеческого.

Термин «индивидуальность» дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств. Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть различной. Живописца, скульптора, архитектора, ученого, инженера Леонардо да Винчи, государственного деятеля, историка, поэта, военного теоретика Никколо Макиавелли отличало своеобразие, оригинальность, яркая самобытность. Их можно отнести к индивидуальностям, и личностям. Близкое по значению слово « личность» обычно сопровождается эпитетами «сильная», «энергичная». Тем самым подчеркивается самостоятельность, способность проявлять энергию, не терять своего лица.

Понятием «индивидуальность» в биологии обозначают специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств. В психологии под индивидуальностью понимают целостную характеристику определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности.

Философия рассматривает индивидуальность как неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая и природные, и общественные.

Если индивид рассматривается как представитель общности, то индивидуальность – как своеобразие проявлений человека подчеркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. Таким образом, в человеке воплощается в единстве типичное и неповторимое.

Чтобы уяснить различие между терминами «индивид» и «индивидуальность», обратимся к примеру. 20 марта 1809 года в Сорочинцах в семье помещика Василия Гоголя – Яновского родился сын, крещенный именем Николай. Это был один из родившихся в этот день помещичьих сыновей, нареченных Николаями, то есть индивид. Если бы он скончался в день рождения, то так и остался бы в памяти своих близких как индивид. Новорожденного отличали признаки, характерные только для него (рост, цвет волос, глаз, строение тела). По свидетельству знавших Гоголя с рождения, он был очень худ и слаб. Позднее у него появились черты, связанные с взрослением, обучением, индивидуальным стилем жизни - он рано начал читать, с 5 лет писал стихи, прилежно учился в гимназии, стал литератором, за творчеством которого следила читающая Россия. В нем проявилась яркая индивидуальность, то есть те черты, свойства, признаки, которые отличали именно Гоголя.

Однако личность Гоголя проявилась не только в своеобразии индивидуальных черт. Он воплощал определенный тип личности и сам был личностью незаурядной.

3. Индивид и общество

Пытаясь открыть законы общества, выяснить законы, по которым живет и развивается человек, социология интересуется отношением, существующим между обществом и индивидом.

Существуют различные теории, которые сводят общества к индивидам или рассматривают индивида как всего лишь часть, «молекулу» общества. Человек и общество диалектически взаимосвязаны. Они не могут рассматриваться изолировано, отдельно друг от друга: нет общества без человека, но и человек существует только в обществе. Человек в своим отношением к природе создает себя как общественное существо и творит при этом историю, отчего и история есть не что иное, как деятельность человека, реализующего свои цели. По сути отношения между человеком и обществом в своей основе определяется тем, что человек как человеческое существо проявляет себя, раскрывая свою родовую сущность в процессе труда, что возможно лишь в условиях общества, то есть тогда, когда поведение многих индивидов взаимосвязано, в процессе производства, когда люди изменяют существующее и создают новое, воздействуя друг на друга и создавая друг друга и себя самих.

Сущность общества заключается во взаимных отношениях и взаимной деятельности индивидов, а сущность человека есть совокупность общественных отношений. Индивид и общество являются двумя сторонами одного явления – социальной истории человечества.

Отношение между человеком и обществом является сложным. Эта сложность воздействия человека на общества и общества на человека проистекает из того, что человек как отдельный индивид появляется на свет с определенными психическими склонностями, которые лишь в обществе в продолжение жизни в общественном коллективе развиваются и через развития которых индивид становится личностью.

4.Личность

Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью (ибо тогда не с чем и не с кем сравнивать его свойства), а тем более личностью.

Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Другое значение – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующий индивида как члена того или иного общества.

В обоих определениях подчеркиваются связи индивида, личности и общества. В науке проявляются два подхода к личности.

Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Другие люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. Человек, обладающий разумом, постоянно сам себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявления личности и общественных условий, в которых она действует.

Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе проявляет себя в самых разных обстоятельствах, в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Например, взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов одних действий при родовом строе, других – в современном обществе.

Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли – работника, семьянина, спортсмена и т.д. Он совершает поступки, проявляет себя деятельно и сознательно. Он может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, упорным или ленивым спортсменом и т.д. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает «плавание по воли случая».

Личность как единство особенностей, свойств, формируется в результате взаимодействия организма и общественной среды. Важнейшими свойствами личности является ее творческая способность, которая проявляется в способности изменить внешний мир, а также во внутренней потребности в творчестве, социальность, которая отражает включенность в социальный коллектив и общественный характер человеческой природы, субъективность - выражение своеобразной индивидуальности и целостность, в которой выражается организация со всеми психосоцальными характеристиками и которые обеспечивают относительное единство поведения в различных ситуациях. Люди устанавливают взаимоотношения и согласуют между собой свое поведение как личности, и в этом взаимосвязанном поведении проявляются личные качества индивида такие, как совесть, характер, отношения к общественным ценностям. Таким образом, то, что отдельные люди представляют собой как личности, индивидуальности, имеет большое значение для характера отношений, которые они устанавливают в обществе своим взаимосвязанным поведением.

С другой стороны и общество, более или менее организовано, через специальные институты оказывает влияние на всякого индивида, т.е. на формирование личности. Именно в обществе развертывается процесс превращения биологического индивида в личность. Этот процесс называется социализацией.

5.Социализация личности.

Известно, сто младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственности, а также с неповторимо индивидуальным повторением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который называется социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация – процесс посредством которого индивидом устанавливаются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляются уникальность данного индивида как личности.

Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия общества на индивида с целью формирования личности, которая отвечает потребностям данного общества.

Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального – довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он сознает, что мужчина – это папа, женщина – это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус мужчины), к специфическим именам, обозначающих отдельных индивидов, включая его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие Я, осознавая при этом, что становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного Я. Все дальнейшее формирование человека как личности – это построение собственного Я на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение.

Если ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и воспитывался в среде животных то, как показало изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире, они не имеют собственного Я. У них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.

Известный американский психолог Ч. Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличая своего Я от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного Я происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Каждый человек, по предположению. Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Например, девушке ее родители и знакомые говорят, что она хороша собой и прекрасно выглядит. Если эти утверждения повторяются достаточно часто, более или менее постоянно и разными людьми, то девушка, в конечном счете, ощущает себя хорошенькой и действует как красивое создание. Но даже хорошенькая девушка будет чувствовать себя гадким утенком, если с раннего возраста ее родители или знакомые будут разочаровывать ее и относится к ней, как к некрасивой.

Такие рассуждения привели Ч. Кули к мысли о том, что личностный Я - образ не рождается только в связи с объективными факторами. Самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время как поистине способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, ощущает мучительное чувство некомпетентности и его способности могут практически парализованы. Именно через отношения с другими людьми, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.

Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Дж. Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального Я. В соответствии с концепцией Дж. Мида «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я – образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого».

Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая человек со смущением представляет себе, как он выглядит в глазах остальных. Он ставит себя на их место и представляет, что они думают о нем.

Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Исполнение роли – это действие, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли претендует на игру.

Два наиболее часто применяемых термина, отражающих отражение человеком своего собственного Я и степень социализации личности, - это идентичность и самоуважение. Под идентичностью понимаются ощущение существования уникальной индивидуальности, отдельной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей. Например, представитель определенной нации стремится к культурным образцам своей нации, сопоставляя их с культурными образцами других наций. Ощущение индивидом идентичности с группой значительной степени зависит от индивидуальных или групповых потребностей, удовлетворение которых приводит к повышению его престижа в глазах «обобщенного другого». Часто люди определяют идентичность по признаку расы, национальности, религии или роду занятий. Наличие этих признаков у индивида может означать низкий или высокий престиж в глазах тех, кто имеет значение для данной личности, кто оказывает влияние на ее поведение.

Наблюдаются такие ситуации, когда индивиды ведут тяжелую и часто бесполезную борьбу на каком-либо поприще только из-за того, что они идентифицируют себя с другими индивидами и своим поведением стремятся заслужить их одобрение и повысить свой престиж. Чувство самоуважения также социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать себя недостойным и неспособным.

Процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой Я – образ на основании того, как о ней думают, как оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой Я – образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

6. Исторические личности

Понятие «историческая личность» обычно отражает связь деятельности политического руководителя с крупными историческими событиями, на ход которых он накладывает свой исторический отпечаток. Деятельность исторических личностей может быть оценена с учетом особенностей того периода, когда он жил, его морального выбора, нравственности его поступков, оценка может быть отрицательной или многозначной, учитывающей положительные и негативные стороны деятельности той или иной деятельности.

Науки известно и понятие «выдающаяся личность», характеризующее деятельность людей, ставших олицетворением коренных прогрессивных преобразований. «Великий человек, - писал

Г. Плеханов, - велик … тем что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени … Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других.. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества. Он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущем развитием общественных отношений. Он берет на себя почин удовлетворения этих нужд».

Историческим личностям свойственны: стремление служить общему благу государства и народа, беззаветное мужество, необходимые для этого служения стремление и умение вникнуть в условия русской жизни, в самые основы сложившихся общественных отношений, чтобы здесь найти причины пережитых бедствий; отрешенность от национальной замкнутости и исключительности; совестливость во всех делах, в том числе в дипломатии; стремление сообщать преобразовательным порывам и помыслам вид таких простых, отчетливых и убедительных планов, в разумность и исполнимость которых хотелось верить, польза которых была очевидна всем.

7. Духовный мир личности.

Человек, особенно в годы юности, все чаще задумывается о жизненном пути, стремится к самому себе сознательно, саморазвиваться, самовоспитываться. Этот процесс возвышения человека один из философов назвал «человеческим самостроительством».

Духовная жизнь людей охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых..

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь обладает важным личным качеством, он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов, и помыслов определяющих направленность всей деятельности. Духовность включает в себя душевность, дружелюбие в отношениях между людьми. Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Отмечается, что духовное – это характеристика и практики, а не только сознания.

И напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен.

В основе духовной жизни - сознание. Сознание – это такая форма психической деятельности и духовной жизни, благодаря которой человек осмысливает, понимает окружающий его мир и свое собственное место в этом мире, формирует свое отношение к миру, определяет свою деятельность в нем.

Заключение

Мысль о том, что человек не может жить вне общества, теперь уже ни у кого не вызывает сомнения. А значит, и цивилизованное существование человека не возможно вне окружающей его культуре. Рождаясь, человек не выбирает, как и своих родителей, ту культурно-историческую среду, в которой ему предстоит прожить свой век. Условием для нормальной жизнедеятельности человека и общества является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек – необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества.

Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность, поэтому во все века и поныне человека самыми разными способами учат, наставляют, упрашивают, подстрекают, угрожают, бранят, поощряют, берегут, подавляют, заставляют … Если бы человек в такой «пестрой среде» культурного воздействия подчинялся бы всем призывам и любому нажиму, то он неизбежно был бы вовлечен в вихрь хауса, духовно расколот на сотни и тысячи частей. Но этого не происходит.

Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в исключительно противоречивых условиях человек может лишь в том случае, если он сформировался как личность. Быть личность – значит иметь способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за свой выбор, уметь противостоять многим отрицательным воздействиям.

Чем сложнее мир и богаче палитра жизненных устремлений, тем актуальнее проблема свободы выбора собственной жизненной позиции.

Не нужно особого воображения, чтобы представить, сколь мощный поток информации обрушивается сегодня на человека, с какой силой воздействует он на его сознание и чувства. В этой ситуации особое значение приобретает избирательное отношение к источникам информации, к ее содержанию, а такое отношение напрямую зависит от мировоззрения личности, степени развития ее мышления, системы ценностных ориентаций.

Суть заключается в новой постановке коренных вопросов: если прежде был вопрос: «Какой человек нужен обществу? », то сегодня к нему прибавляется еще один: «Какое общество в полной мере соответствует возможностям человека, его эгоистическим и нравственным требованиям к удобствам комфортности, не наносит ущерб его человеческому достоинству, чувству свободы, красоты и нравственной удовлетворенности? ». Общечеловеческий разум ищет ответ на этот вопрос. Но для цивилизации важно, что он уже поставлен: сам человек нуждается в защите не меньше, чем окружающая его социальная и природная среда.

Список используемой литературы

1. Д. Маркович «Общая социология»

Ростов-на- Дону, Издательство Ростовского университета, 1993 г.

2. С.С. Фролов «Основы социологии»

Москва, Издательство «Юристъ», 1997г

3. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебникова «Человек и общество»

Москва, Издательство «Просвещение», 1996г.

4. Философский энциклопедический словарь

Москва, Издательство «Советская энциклопеция», 1983г.

Читайте самые интересные факты о человеке! Узнайте, на что способно ваше тело и ваш мозг! Чем мы отличается от любых других живых существ?

1. Почему мы не замечаем в себе ничего необычного?
2. Когда проявляются сверхспособности?
3. Невероятные факты о человеке!

Почему мы не замечаем в себе ничего необычного?

Средства массовой информации регулярно оповещают нас о людях с неординарными способностями, не поддающимися рациональному объяснению. Давно установлено, что психические способности человека огромны, а запас прочности тела потрясает воображение.

Но почему мы не видим этого в обычной жизни?

Если не считать людей, которые с рождения обладают удивительными способностями, и тех, кто развивает свой потенциал в течение жизни (методы развития сверхспособностей вы найдете ), то можно сказать, что большинство людей не обладает никакими сверхкачествами.

Однако это не так!

Когда проявляются сверхспособности?

Попадая в экстремальные условия, человек начинает проявлять способности, которые шокируют его самого. Феномены суперсилы, суперскорости, суперреакции и др. проявляются тогда, когда жизни человека или жизни его близких угрожает опасность.

Известны случаи, когда хрупкие женщины поднимали машину после аварии, чтобы достать своего ребенка.

Часто в чрезвычайных ситуациях бессознательно активируются все внутренние ресурсы человека, чтобы он мог выжить. Почему не всегда? Потому что наше тело и сознание не подготовлено к таким перегрузкам.

И тем не менее, даже в обычной жизни некоторые возможности нашего тела просто потрясают. Самое интересное, что вы не знали о себе до сих пор!

Невероятные факты о человеке!

Ниже вы найдете 50 удивительных фактов о человеке, которые подтверждены наукой!

1. Человеческое сердце , оснащено собственной системой жизнеобеспечения, и потому оно может биться еще некоторое время, если его вырвать из грудной клетки.

2. Желудочный сок обладает таким уровнем кислотности, что слизистая оболочка в желудке обновляется через каждые четыре дня.

3. Рецепторы носа способны распознавать почти 1 млрд. различных ароматов.

4. Во время чихания скорость выходящего воздуха составляет 158-160 км/ч.

5. Если все кровеносные сосуды выложить в одну линию, то можно 2,5 раза обернуть экватор, их длина составит 96 560 км.

6. Ежедневно человеческое сердце вырабатывает огромный объем энергии, его хватит на то, чтобы грузовик преодолел расстояние в 32 км. А за если суммировать энергию, выработанную за весь жизненный период, то этот грузовик смог бы дважды преодолеть путь до Луны.

7. Вес кожи , обновленной на протяжении жизни, доходит до 47-48 килограмм.

8. Некоторые люди утверждают, что на дневном безоблачном небосводе видна Андромеда. Это доказывает, что человеческий глаз способен рассмотреть крошечную светящуюся точку на расстоянии двух с половиной млн. св. лет.

9. Храп иногда достигает 78-80 децибел, что сравнимо со звуком работающей пневматической дрели. При этом, если уровень шума превышает 82-85 дцб, это считается критическим порогом для слуха.

10. Общим объемом слюны , выработанной при жизни, можно заполнить два спортивных бассейна.

11. Человек объединяет 7 октильонов (27 нулей) атомов и молекул. Общий возраст всех этих мельчайших частиц превышает десятки миллиардов лет.

13. Нейронные клетки в мозге создают импульсы, которые передаются со скоростью 240 км/ч.

14. Мало кто знает, но, помимо пяти основных чувств, человек наделен проприорецепци ей¹. Эта способность позволяет сознанию контролировать работу различных групп мышц, оценивать взаимное расположение частей тела относительно друг друга, а также ощущать объем и позу тела. Это объясняет, почему человек может точно прикоснуться к носу, не открывая глаз.

15. Когда человек слушает музыку, сердце подражает ее ритму.

16. Во время бодрствования мозг вырабатывает количество энергии , которой хватило бы, чтобы загорелась лампочка.

17. Кости человеческого скелета прочнее стали. Установлено, что кость, объемом 16 см³, теоретически может выдержать 8 600 кг.

18. Хоть кости и прочнее , чем сталь, 30% в их составе занимает вода.

19. Если сравнить глаз с видеокамерой , то разрешение матрицы было бы 575 Мп.

20. Невооруженный глаз человека распознает 10 млн. цветов и оттенков.

21. Если все нити ДНК в теле человека размотать в одну линию, это составит 16 млрд. км., что равно пути от Земли до Плутона и назад.

22. Если суммировать долговременную память человека на протяжении всей жизни, ее объем составит 1 квадрилион ед. инф.

23. Префронтальная кора головного мозга ², отвечающая за социальные связи и коммуникативные навыки, развивается до 40 лет.

24. Средняя продолжительность жизни достигает 68-75 лет. За это время сердечная мышца перекачивает почти 180 млн. литров крови, этого хватит на 200 вагонов-цистерн.

25. Человеческое тело производит кровяные тельца со скоростью 178 млн. в час.

26. Обычно, срок беременности составляет 9 месяцев, но не всегда. Самая долгая беременность протекала 12.5 месяцев.

27. Установлено, что если у беременной женщины происходит повреждение внутренних органов, ее ребенок в утробе делится с ней стволовыми клетками, чтобы их восстановить.

28. Ученые подсчитали: чтобы сделать один ша г, человек должен задействовать двести мышц.

29. В пупке человека ученые обнаружили около полутора тысяч видов неизвестных бактерий.

30. Удивительный факт – рост космонавтов в невесомости увеличивается на 5 см.

31. Каждая клетка тела содержит до шести млрд. ступеней ДНК человека.

32. Самая высокая активность зафиксирована во время полового акта. За возможность оплодотворить одну яйцеклетку сражаются от 200 до 500 млн. сперматозоидов.

33. Человек спит более двадцати лет своей жизни.

34. Установлено научным путем! Если посветить на колено сзади , то можно изменить циркадный ритм, то есть поменять режим бодрствования и сна.

35. Без пищи человеческий организм может прожить около двух месяцев.

36. Невероятно, но вкусовые рецепторы есть не только на поверхности языка! Оказывается, они есть на стенках желудка и кишечника, в головном мозге и даже в анальном отверстии.

37. Нейронные связи возникают в момент формирования долгосрочных воспоминаний.

38. Экспериментально установлено, что самое незначительное давление, оказываемое на человека другим человеком, способно изменить работу мозга и снизить степень сопереживания и сочувствия.

39. Если перестанет поступать кислород, то отмирание мозга начнется только через 4-8 минут.

40. 60% мозга — это жир.

41. В попытке предотвратить голодную смерть, мозг человека будет поедать сам себя.

42. Есть предположение, что страхи и фобии – это воспоминания, унаследованные от предков генетическим путем.

43. Эмоция — не что иное, как программируемая реакция человека на конкретный стимул.

44. Долговременная память обладает способностью создавать непрерывные и длительные изменения с строении мозга.

45. Если человек мимикой лица пытается отобразить любую эмоцию , то через несколько мгновений он сможет ее почувствовать!

46. Глаз в состоянии охватить лишь незначительный участок поля зрения за определенное время, поэтому, для создания общей картины, ему необходимо сделать 3-4 движения в 1 сек.

47. Воспоминания основаны не на фактах, а на воображении, поэтому могут всплывать неточные картины или возникать детали, которых не было ранее.

48. Забывчивость – защитная реакция мозга от чрезмерного количества информации. Это помогает обрабатывать информацию и ускоряет мыслительный процесс.

49. Мозг лучше работает во время фазы быстрого сна. Он может анализировать информацию и запоминать задачи.

50. Несмотря на все различия, многие вещи все люди видят под одним углом зрения . Так ученые в странах мира предложили людям изобразить на бумаге чашку с кофе. Все полученные рисунки были практически одинаковыми – чашка была нарисована чуть сверху и несколько смещена в сторону. Не было ни одного рисунка, где чашку изобразили бы сверху.

Эти удивительные факты о человеке подтверждают, что мы не только можем проявлять сверхспособности в экстремальных условиях, но и удивительны по своему строению.

Но как мало еще мы знаем о себе! До сих пор человек остается самым неизученным и самым непредсказуемым созданием во Вселенной.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Проприоцепция, проприорецепция - мышечное чувство - ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве (Википедия).

² Префронтальная кора головного мозга - отдел коры больших полушарий головного мозга, представляющий собой переднюю часть лобных долей (

Многие из нас хотя бы раз в жизни задавались вопросом о том, как появился человек. Не менее интересна загадка о возникновении Земли. Полностью снять завесу с этих тайн так никому и не удалось. Философы размышляли на данные темы на протяжении веков. На сегодняшний день ни мыслители, ни ученые не привели стопроцентные доказательства какой-либо теории, объясняющей, откуда появились люди на Земле. Предположений множество, но попробуем выделить четыре основные группы гипотез.

Теория эволюции

Как появился человек согласно этой теории? Считается, что он произошел от высших приматов. Постепенная трансформация вида происходила под влиянием естественного отбора. Выделяют четыре стадии этого процесса:

  • Период существования австралопитеков (альтернативное название - «южные обезьяны»). Они уже освоили прямохождение, были способны манипулировать различными предметами в руках и строили стадные отношения. Вес австралопитеков составлял примерно тридцать-сорок килограмм, а рост - 1,2-1,3 метра.
  • Питекантроп (древнейший человек). Кроме всех указанных выше характеристик появилось умение добывать огонь и обращаться с ним. В форме лицевого скелета и черепа все еще оставались обезьяньи черты.
  • Неандерталец (древний человек). Общее строение скелета было практически таким же, как и у современных людей, но череп имел некоторые отличия.
  • Современный человек. Появился в период позднего палеолита (от семидесяти до тридцати пяти тысяч лет назад).

Недостатки

Несостоятельность рассмотренной выше теории заключается в следующем: ученые так и не смогли объяснить, как по причине мутаций образовались более сложные формы жизни. Загвоздка в том, что в результате мутации происходит повреждение отдельных генов, следовательно, качество новой формы снижается. Ни один полезный результат данного процесса до сих пор не найден.

Гости с других планет

Эта версия того, как появился человек, основывается на предположении о внешнем вмешательстве в ход развития нашей планеты. Главенствующая роль в рассматриваемой теории отводится внеземным цивилизациям. Именно благодаря им и появились люди. Проще говоря, первый человек на Земле был прямым потомком инопланетянина. Есть и другие варианты. Среди наиболее распространенных следующие:

  • Человек разумный произошел благодаря возможностям генной инженерии.
  • Первые люди появились гомункулярным способом (в пробирке).
  • Эволюционное развитие жизни на Земле управляется высшим разумом.

Теория творения

Как появились на свет люди согласно этой гипотезе? Человек был сотворен самим Богом из ничего, или же материал использовался не биологический (если принимать во внимание креационизм). Согласно известнейшей библейской версии, первые люди - Ева и Адам - появились из глины. Среди представителей других народов и верований на этот счет имеются свои версии. Ни одна из них не требует доказательств. Главным аргументом является вера.

В некоторых современных теологических течениях рассматривается вариация эволюционной теории с поправкой на то, что первый человек на Земле появился от обезьяны, но по воле Бога.

Теория пространственной аномалии

Как появился человек согласно этой гипотезе? Она в некоторой степени напоминает эволюционную, но имеет свои особенности. Так, допускается наличие как случайных факторов, так и конкретной программы развития жизни. Имеет место гуманоидная триада (аура, материя и энергия) или пространственная аномалия. Последняя включает такой элемент, как антропогенез. Утверждается, что биосфера гуманоидных вселенных развивается по стандартному сценарию на уровне информационной субстанции (ауры). При благоприятных условиях происходит зарождение гуманоидного разума.

Подробнее об одной из распространенных теорий

Большинство консервативных ученых утверждает, что наши древнейшие предки - маленькие древесные зверьки, немного напоминавшие современных тупай. Они населяли Землю не менее шестидесяти пяти миллионов лет назад, в период вымирания динозавров. Примерно пятьдесят миллионов лет назад появились высокоорганизованные животные, схожие с обезьянами. С течением времени развитие одной из групп приматов пошло по особенному пути, который и привел к возникновению человекообразных обезьян двадцать пять миллионов лет назад.

Сегодня большинство представителей ста восьмидесяти групп приматов обитает в регионах тропиков или субтропиков. Но так было не всегда. Около пятидесяти миллионов лет назад климат на нашей планете был намного теплее, поэтому предки современных обезьян занимали гораздо более обширные территории.

Особенности жизни на деревьях

Ранние приматы в совершенстве освоили искусство древолазания. Для успешной жизни на высоте им пришлось научиться основательно цепляться за ветки и верно оценивать расстояние. Первое свойство удалось развить благодаря подвижным пальцам, а второе - при участии направленных вперед глаз, обеспечивающих так называемое бинокулярное зрение.

Невероятная история «Люси»

Д. Джохансену - американскому антропологу - в 1974 году удалось сделать одно очень важное открытие. Он проводил раскопки на территории Эфиопии и обнаружил останки самки вышеупомянутых «южных обезьян». Ее стали называть «Люси». Рост молодой самки составлял около одного метра. Зубы и мозг «Люси» имели много сходств с обезьяньими. Тем не менее, как предполагается, она передвигалась уже на своих двоих, пусть и кривых, ногах. До этой находки ученые были уверены в том, что «южные обезьяны» обитали на нашей планете около 2 миллионов лет назад. Что касается останков «Люси», их возраст - 3-3,6 млн лет. Таким образом, стало известно, что эти существа жили на Земле более чем на миллион лет раньше.

Человек, который никогда не жил

В 1912 году недалеко от Пилтдауна (Англия, Суссекс) археологи обнаружили несколько обломков черепа и сломанную лицевую кость нашего далекого предка. Необычная находка вызвала небывалый интерес общественности. Однако через некоторое время специалисты стали сомневаться в ценности находки. Вот почему в 1953 году была инициирована проверка возраста костей. Такого результата не ожидал никто. Выяснилось, что кость челюсти принадлежала орангутангу, жившему пятью веками ранее, а части черепа - современному человеку. Все останки просто покрыли особым составом, а зубы искусно подпилили, чтобы они обрели доисторический вид. «Шутник» так и не был найден.

Подробное рассмотрение эволюционных процессов и их результатов

История происхождения человека гласит: вначале эволюция происходила не так уж быстро. С момента появления нашего первого предка до освоения навыка делать наскальные рисунки прошло практически семь миллионов лет. Однако как только «человек мыслящий» обстоятельно обосновался на Земле, он начал стремительно развивать всевозможные способности. Так, всего лишь сто тысяч лет отделяют нас от вышеупомянутого наскального творчества. В настоящее время люди представляют собой господствующую форму жизни на планете. Мы даже смогли покинуть Землю и принялись осваивать космос.

Сейчас трудно представить, какими станут наши потомки через сто тысяч лет. Ясно одно: они будут совсем другими. К слову, мы вообще достаточно сильно изменились за последние четыре века. К примеру, современному солдату едва будут впору доспехи рыцарей пятнадцатого столетия. Средний рост воина тех времен - 160 см. Да и нынешняя супермодель вряд ли бы надела платье своей прапрабабушки, имевшей талию в 45 см и рост на 30 см ниже. Как отмечают ученые, если эволюционные процессы продолжат развиваться в том же направлении, наши лица станут более плоскими, а челюсть уменьшится. Наш мозг станет больше, а мы сами - выше.

Невыносимая жара

Согласно данным, полученным в ходе недавних исследований, древние люди освоили прямохождение с целью спасения от перегрева. Четыре миллиона лет назад по знойным африканским равнинам ходить на двух ногах было гораздо комфортнее. Среди главных преимуществ следующее: лучи солнца падали только на голову тому, кто ходил прямо. Ну а тот, кто продолжал передвигаться с согнутой спиной, перегревался гораздо больше. Люди, которые стали ходить на двух ногах, менее интенсивно потели, следовательно, для выживания им требовалось не так много воды. Это позволило человеку обойти других животных в непрестанной борьбе за существование.

Волосяной покров

Освоение прямохождения имело и другие существенные последствия. Так, двуногому существу больше не нужно было иметь такой обширный и густой волосяной покров, ранее оберегавший его спину от беспощадного солнца. В результате защищенной волосами осталась только голова. Таким образом, наши предки стали пресловутыми «голыми обезьянами».

Благостная прохлада

Начав ходить на двух своих ногах, наш предок словно приоткрыл одну из важных «эволюционных дверей». Приняв выпрямленную позу, он значительно отдалился от земли, а следовательно, и от жара, который она испускала. Мозг по этой причине стал перегреваться гораздо меньше. Прохладный ветерок, гулявший в одном-двух метрах над землей, дополнительно охлаждал организм. По вышеуказанным причинам мозг стал более крупным и деятельным.

Где появился первый человек?

Ученые находили и продолжают находить останки древних людей в самых разных местах планеты. Одни из самых широко известных раскопок проводились в долине недалеко от немецкого селения Неандер. Похожие останки позже обнаруживали во Франции и других странах. По той причине, что находки близ Неандера были самыми полными и интересными, наших самых древних предков стали называть неандертальцами.

Где появился первый человек современного типа? Ранее ученые считали, что это произошло в восточной части Африки, однако позже появилась версия о южных районах. Сделать выводы, опровергнувшие первоначальную теорию, помогли генетические исследования представителей коренных африканских племен. Тем не менее, подобные заключения находятся в противоречии с современными археологическими данными, поскольку наиболее древние останки современного в анатомическом плане человека нашли именно на востоке Африки - на территории таких современных стран, как Кения, Танзания и Эфиопия. Кроме того, имеющиеся на сегодняшний день сведения позволяют сделать вывод о том, что население вышеуказанных государств отличается наибольшей генетической изменчивостью, если сравнивать с представителями других регионов планеты. Данный факт дает право считать Африку отправной точкой всех волн распространения людей по Земле.

Заключение

Вопросы о том, сколько лет назад появился человек и где именно это произошло, до сих пор будоражат умы и ученых, и простых обывателей. Версий существует множество, и каждая из них имеет право на существование. К сожалению, с течением времени все сложнее докопаться до истины, поскольку годы неумолимо стирают с лица Земли свидетельства прошлого…