«Карманные линкоры»: неудачник и счастливчик гитлеровского флота. Тяжелый крейсер лютцов - петропавловск- таллин- днепр Немецкий тяжелый крейсер лютцов


Недостроенный немецкий тяжелый крейсер «Лютцов» во время буксировки в СССР

17 сентября 1942 года советские моряки и рабочие Балтийского завода провели уникальную операцию по скрытому подъему тяжелого крейсера «Петропавловск», потопленного немецкой артиллерией ровного год назад, 17 сентября 1941 года при первом штурме Ленинграда.


Прямо под носом у гитлеровцев «Петропавловск» был поднят и отбуксирован вверх по Неве в безопасное место. С помощью кессонов рабочие-судоремонтники заварили корпус корабля, получивший пробоины от 53 прямых попаданий 210-миллиметровых снарядов, восстановили основные и вспомогательные механизмы, пожарную, водоотливную и осушительную системы крейсера. Одновременно была введена в строй и артиллерия корабля. Уже в конце декабря 1942 года «Петропавловск» под командованием капитана II ранга С. Глуховцева вновь открыл огонь по гитлеровским укреплениям.

Тяжелый крейсер «Петропавловск», изначально носивший имя «Лютцов», был заложен 2 августа 1937 года на верфи фирмы «Дешимаг АГ Вессер» в Берлине и спущен на воду 1 июля 1939 года. Готовый лишь на 70% корабль был в конце 1939 года был продан СССР за 106,5 млн. золотых марок. 31 мая 1940 года германские буксиры привели корабль к верфи Балтийского завода, который приступил к его достройке. Несмотря на то, что немцы, не желая усиливать своего будущего противника, всячески задерживали поставки механизмов и вооружения для крейсера, а затем и вовсе отозвали инженерно-технический персонал, осуществлявший монтаж оборудования, к лету 1941 года корабль уже был практически закончен, хотя ни одно из его помещений не было окончательно достроено. Из вооружения корабля были установлены лишь 1-ая и 4-ая 203-мм орудийные башни и 1x2 - 37-мм и 8 - 20-мм зенитных автоматов. Крейсер хода не имел, но и в таком состоянии уже мог вести огонь. 15 августа 1941 года на «Петропавловске» был поднят советский военно-морской флаг. К этому времени его экипаж составлял 408 человек. 7 сентября 1941 года, когда немецко-фашистские войска подошли к Ленинграду, «Петропавловск», как и все корабли Краснознаменной Балтики, стал оказывать артиллерийское содействие сухопутным войскам.


Немецкий тяжелый крейсер «Лютцов» во время его осмотра советской приемной комиссией

11 сентября 1941 года во время боевой стрельбы на 22-ом выстреле взрывом снаряда в канале разорвало ствол левого орудия башни № 1. С каждым днем возрастала напряженность боев. В ночь на 17 сентября «Петропавловск» вел непрерывный огонь по войскам противника, которые вплотную подошли к Ленинграду. Утром 17 сентября гитлеровская артиллерия с дистанции три километра стала расстреливать неподвижный крейсер прямой наводкой. Не имея возможности маневрировать, корабль в этот день получил 53 прямых попадания 210-миллиметровых снарядов. Через пробоины площадью до 30 квадратных метров внутрь корпуса начала проникать вода. Медленно затопляясь, «Петропавловск» крепился на левый борт и через 6 часов с дифферентом на нос лег на грунт.

После подъема крейсер вернулся в состав Балтийского ВМФ. 1944 году крейсер участвовал в снятии блокады Ленинграда, когда 10 дней подряд сокрушал оборону врага. Им была проведена 31 артиллерийская стрельба и выпущено 1036 203-мм снарядов.

11 марта 1953 года крейсер был переклассифицирован в несамоходное учебное судно и переименован в «Днепр», а в конце 50-х годов пущен на слом.


Плавказарма "Днепр" (бывший крейсер "Петропавловск/Таллин") в середине 50-х годов.

Если у Вас есть дополнительная информация или фотоснимки, связанные с этим событием, просим публиковать их в комментариях этого поста.

Информация о фотоснимках.

"Лютцов"

Последний из заложенных германских тяжелых крейсеров ждала наиболее странная судьба. После спуска на воду, состоявшегося спустя 2 года после закладки, 1 июля 1939 года, его достройка значительно замедлилась. Причиной стал недостаток рабочей силы и первые сбои доныне работавшей как часы германской промышленности. С большими задержками поступили лопатки для турбин, что замедлило установку всех главных механизмов. Но судьбу корабля решила не техника, а политика. 23 августа 1939 года Германия и Советский Союз подписали пакт о ненападении, предусматривавший, в частности, интенсивный экономический обмен. СССР поставлял большое количества продовольствия и сырья, собираясь в ответ получить современную военную технику. В соответствии со вполне разумными соображениями Сталина: "Корабль, купленный у предполагаемого противника, равен двум: на один больше у нас и на один меньше у врага", особое внимание уделялось попыткам закупить большие боевые корабли. Дебатировались чуть ли не все единицы германского флота, однако реально немцам пришлось поступиться только одним - "Лютцовым". Выбор этот еще раз показывает, что тяжелые крейсера представляли наименьший интерес для Гитлера, уже втянутого в войну с сильными морскими противниками и потерявшего надежду добиться морского паритета с Британией в традиционных сбалансированных флотах. Так что потеря корабля, не слишком пригодного для индивидуальных рейдерских действий вследствие своей энергетической установки, не могла сильно сказаться на планах немецкого флота, явно неспособного на прямое столкновение в бою с английским. С другой стороны, СССР получал один из самых современных и совершенных в техническом отношении крейсеров, хотя и в незаконченном состоянии.

11 февраля 1940 года состоялось подписание соглашения о закупке "Лютцова". За 104 млн. рейхсмарок СССР получал корабль, законченный по верхнюю палубу, имевший часть надстроек и мостика, а также две нижние башни главного калибра (впрочем, орудия были установлены только в носовой). На этом, собственно, заканчивается история немецкого тяжелого крейсера "Лютцов" и начинается история советского боевого судна, сначала получившего обозначение "проект 53", а с 25 сентября и название "Петропавловск". История эта заслуживает отдельной книги. Коротко отметим лишь наиболее важные моменты. 15 апреля "покупка" при помощи буксиров покинула верфь "Дешимаг" и 31 мая была отбуксирована в Ленинград, на Балтийский завод. Для продолжения работ вместе с кораблем прибыла целая делегация в составе 70 инженеров и техников, под руководством инженер-контр-адмирала Фейге. Дале началась игра с нечестными намерениями. По германско-советским планам предполагалось ввести "Петропавловск" в строй к 1942 году, однако уже осенью работы заметно замедлились - по вине немецкой стороны. Война с Советским Союзом уже была решена, и усиливать противника немцы не хотели. Поставки сначала затягивались, а затем вовсе прекратились. Объяснения германского правительства заключались в многочисленных ссылках на затруднения в связи с войной с Англией и Францией. Весной 1941 года контр-адмирал Фейге отправился в Германию в "отпуск по болезни", из которого уже не вернулся. Затем стали уезжать остальные специалисты; последний из них покинул Советский Союз 21 июня, всего за несколько часов до германского нападения. Неудивительно, что к началу Великой Отечественной войны тяжелый крейсер находился лишь в 70%-ной готовности, причем отсутствовало большинство оборудования. Орудия имелись только в поставленных вместе с кораблем носовой и кормовой пониженных башнях; кроме того, из Германии прибыло несколько легких зениток (установлено 1 спаренная 37-мм установка и восемь 20-мм автоматов). Тем не менее, рабочие завода и команда во главе с капитаном 2 ранга А.Г.Ванифатером прилагали все усилия, чтобы привести крейсер хотя бы в условно боеспособное состояние. 15 августа на "Петропавловске" был поднят военно-морской флаг и он вступил в состав советского флота. В соответствии со своим состоянием крейсер включили в отряд вновь строящихся военных кораблей КБФ. К этому времени над корпусом возвышался первый уровень надстройки, основание носового и кормового мости­ков, труба и временная нижняя часть задней мачты.

Когда противник вплотную приблизился к Ленинграду, нашлась работа для 8-дюймовок новой единицы. 7 сентября "Петропавловск" впервые открыл огонь по германским войскам. Очевидно, немцы сочли в свое время, что снаряды без орудий не слишком опасны, и поставили весь боекомплект, нанеся себе двойной удар, сократив резерв боезапаса для своих тяжелых крейсеров и дав возможность вести стрельбу из четырех орудий советского корабля практически без ограничений. Только в течение первой недели с момента подключения "Петропавловска" к действиям против войск, он выпустил 676 снарядов. Однако 17 сентября снаряд с немецкой батареи попал в корпус и вывел из строя единственный источник энергии крейсера - помещение генераторов №3. Команде пришлось не только прервать стрельбу; она оказалась беспомощной против огня от последующих попаданий, поскольку прекратилась подача воды в пожарные магистрали. В течение несчастного дня 17 сентября беспомощный корабль получил около 50 попаданий снарядами разных калибров. В корпус поступило много воды и 19 августа крейсер сел на фунт. От опрокидывания его уберегла только стенка набережной, на которую "Петропавловск" навалился бортом. Команда потеряла 30 человек, в том числе 10 убитыми.

В полностью небоеспособном состоянии "Петропавловск" простоял год. Только 10 сентября следующего 1942 года удалось полностью восстано­вить водонепроницаемость корпуса, и ночью с 16 на 17 сентября ввести его в док Балтийского завода. Работы продолжались в течение всего следующего года, и уже в 1944 году вновь заговорили три оставшихся 203-мм орудия (левая пушка в носовой башне была полностью выведена из строя в 1941-м). Крейсер принял участие в Красносельско-Ропшинской наступательной операции, выпустив за 31 обстрел 1036 снарядов. На окончательном вводе его в строй поставили крест, так что сбережение орудий и боезапаса уже не имело никакого смысла. 1 сентября "Петропавловск" переименовали в "Таллин". Война приближалась к концу, но в судьбе многострадального корабля никаких изменений не происходило. После победы появилась принципиальная возможность завершить начатое пять лет назад дело, поскольку советские кораблестроители получили в свои руки поврежденный и недостроенный "Зейдлиц". Однако благоразумие возобладало и чужеродный, уже устаревший крейсер так и не достраивался. Его некоторое время использовали в качестве несамоходного учебного судна, а затем - плавучей казармы (11 марта 1953 года переименован в "Днепр", а 27 декабря 1956-го получил обозначение "ПКЗ-112").

3 апреля 1958 года бывший "Лютцов" исключили из списков флота и отбуксировали на корабельное "кладбище" в Кронштадте, где в течение 1959-1960 годов его разобрали на металл.

«Лютцов» - пятый тяжёлый крейсер типа «Адмирал Хиппер», планировавшийся к принятию на вооружение германских Кригсмарине. Заложен в 1937 году, спущен на воду в 1939 году. В феврале 1940 года продан Советскому Союзу,

получил название «Петропавловск», в августе 1941 года в условно боеготовом состоянии включён в состав ВМФ СССР, участвовал в обороне Ленинграда от немецко-фашистских войск.

В сентябре 1944 года переименован в «Таллин», в 1953 году - «Днепр», в 1956 году - «ПКЗ-12». Достройка его закончена не была, в 1958 году корабль исключён из списков советского флота, а в 1959 - 1960 годах разобран на металлолом.

История создания и особенности конструкции

В июне 1936 года произошло утверждение начала постройки двух дополнительных больших крейсеров, аналогичных первым трём единицам типа «Адмирал Хиппер», но вооружённых 12-ю 150-мм орудиями.
Это был политический шаг, призванный продемонстрировать стремление Германии к нахождению в рамках правового поля международных морских договоров. В июле последовал заказ как на сами корабли, так и на башни и орудия к ним.

Конструкции оснований башен ГК были спроектированы согласно специальному требованию с диаметром, аналогичным таковому для 203-мм артустановок первых трёх кораблей типа «Хиппер».
Особым требованием предлагалось спроектировать основания башен таким образом, чтобы они имели тот же диаметр, что и двухорудийные 203-мм установки тяжёлых крейсеров.
Это делалось для того, чтобы при необходимости провести быстрое перевооружение на 203-мм орудия. Но уже в 1937 году крейсера, получившие литерные обозначения «К» и «L», было решено строить в качестве тяжёлых, изначально с 203-мм артиллерией.

Строительство

Пятый, и последний крейсер типа «Адмирал Хиппер» был заложен 2 августа 1937 года на верфи фирмы DeSchiMAG в Бремене, где уже находился в постройке его собрат «Зейдлиц». При постройке корабль имел литерное обозначение «L», при спуске на воду 1 июля 1939 года получил имя «Лютцов».
До этого это же имя в германском флоте носил линейный крейсер типа «Дерфлингер», погибший в ходе Ютландского сражения 31 мая 1916 года. Оба корабля были названы в честь Адольфа фон Лютцова - немецкого национального героя, барона, возглавившего партизанскую войну в тылу войск Наполеона, оккупировавшего Германию.

После спуска корабля на воду его достройка замедлилась, причиной чему послужил недостаток рабочей силы и некоторые сбои в германской промышленности. В частности, с большими задержками поступили лопатки для турбин, что замедлило установку всех главных механизмов.

После заключения Пакта о ненападении между Германией и СССР 23 августа 1939 года, активизировалось военно-техническое сотрудничество двух стран. СССР поставлял в Германию много сырья и продовольствия, в обмен же желал получить образцы новейшей военной техники.
11 февраля 1940 года крейсер «Лютцов», будучи в недостроенном состоянии (корабль был закончен по верхнюю палубу, имел часть надстроек и мостика, а также две нижние башни главного калибра с орудиями, установленными только в носовой из них), был продан Советскому Союзу за 104 миллиона рейхсмарок.
Крейсер, получивший обозначение «проект 53», c 15 апреля по 31 мая был отбуксирован в Ленинград, на Балтийский завод. Вместе с крейсером прибыла инженерная делегация из Германии для продолжения работ.
Однако в связи с планировавшейся войной с СССР Германия не желала усиливать своего будущего противника и поэтому всячески затягивала поставку основных комплектующих. К началу Великой Отечественной войны корабль находился в 70 % готовности.

Великая Отечественная Война

15 августа 1941 года на «Петропавловске» был поднят военно-морской флаг и он вступил в состав советского флота (в условно боеготовом состоянии, на самом деле корабль продолжал оставаться недостроенным). Командир - капитан 2 ранга А. Г. Ванифатьев.

В ходе войны крейсер применял установленные на нём 4 203-мм орудия по береговым целям. В сентябре 1941 тяжело повреждён многочисленными попаданиями снарядов. 1 сентября 1944 года «Петропавловск» переименовали в «Таллин».

После войны

После окончания Великой Отечественной Войны крейсер «Таллин» так и не был достроен. Некоторое время он использовался в качестве несамоходного учебного судна, а затем - плавучей казармы (11 марта 1953 года переименован в «Днепр», а 27 декабря 1956-го получил обозначение «ПКЗ-112»).
3 апреля 1958 года исключён из списков флота в течение 1959 - 1960 годов разобран на металлолом.

Основные характеристики:

Водоизмещение стандартное - 14 240 т, полное - 19 800 т.
Длина 199,5 м (по ватерлинии), 212,5 м (между перпендикулярами).
Ширина 21,8 м.
Осадка 5,9 - 7,2 м.
Бронирование борт - 40…80…70 мм,
траверсы - 80 мм,
палуба - 30 + 30 мм (скосы 50),
башни - 160…50 мм,
рубка - 150…50 мм,
барбеты - 80 мм.
Двигатели 3 ТЗА, 9 паровых котлов.
Мощность 132 000 л. с.
Скорость хода 32 узла.
Дальность плавания 6800 морских миль на скорости 16 узлов.
Экипаж 1400 - 1600 человек.

Вооружение:

Артиллерия 4 × 2 - 203-мм/60 SK C/34.
Зенитная артиллерия 6 × 2 - 105-мм/65, 6 × 2 - 37-мм/83, 10 × 1 - 20-мм/65.
Минно-торпедное вооружение 4 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата.
Авиационная группа 1 катапульта, 3 - 4 гидросамолёта.


Недостроенный "Лютцов" ведет огонь по наступающим на Ленинград немецким войскам

В 1940 году в рамках активного товарообмена с Третьим Рейхом, СССР прикупил за 104млн. рейхсмарок недостроенный тяжелый крейсер класса "Адмирал Хиппер". У немцев он назывался "Лютцов" (достаточно популярное у них название - в Первую мировую войну это имя носил линейный крейсер погибший в Ютландском сражении, во Вторую мировую - это имя уже после продажи тяжелого крейсера, получил карманный линкор "Дойчланд). У нас этот корабль назвали сначала "Таллин", а затем переименовали в "Петропавловск".

По достижению 100% готовности, "Лютцов" должен был бы обладать следующими ТТХ:

Водоизмещение стандартное 13900 т, 3 гребных винта, мощность трех турбозубчатых агрегатов 132 000 л.с., скорость хода 32 узла, Длина между перпендикулярами 200 м, ширина 21,6. среднее углубление 4,57 м. Дальность плавания 18-узловым ходом 6800 миль. Бронирование: пояс 127 мм, палуба 102 мм, башни 127 мм. Вооружение: 8 — 203 мм орудий, 12 — 105-мм зениток, 12 — 37-мм, 8 — 20-мм зениток, 12 торпедных аппаратов, 3 самолета.
www.battleships.spb.ru/0980/tallinn.html

Систершип "Лютцова", тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер". В ходе войны оба корабля оказались по разные стороны баррикад.

В соответствии со вполне разумными соображениями Сталина: "Корабль, купленный у предполагаемого противника, равен двум: на один больше у нас и на один меньше у врага" , особое внимание уделялось попыткам закупить большие боевые корабли. Дебатировались чуть ли не все единицы германского флота, однако реально немцам пришлось поступиться только одним - "Лютцовым". Выбор этот еще раз показывает, что тяжелые крейсера представляли наименьший интерес для Гитлера, уже втянутого в войну с сильными морскими противниками и потерявшего надежду добиться морского паритета с Британией в традиционных сбалансированных флотах. Так что потеря корабля, не слишком пригодного для индивидуальных рейдерских действий вследствие своей энергетической установки, не могла сильно сказаться на планах немецкого флота, явно неспособного на прямое столкновение в бою с английским. С другой стороны, СССР получал один из самых современных и совершенных в техническом отношении крейсеров, хотя и в незаконченном состоянии.

Немного о состоянии корабля:
К лету 1941 года крейсер уже находился в 70-процентной готовности. Однако ни одно из его помещений окончательно не было достроено. Из вооружения корабля были установлены лишь 1-я и 4-я двухорудийные башни главного калибра да малокалиберная зенитная артиллерия.
www.shipandship.chat.ru/military/c031.ht m
немцы обязались достроить его в Советском Союзе и в согласованные сроки укомплектовать недостающим оборудованием, вооружением и боеприпасами. Недостроенный крейсер был переведен в Ленинград. Поставки недостающего оборудования в 1940 году вначале шли исправно, по согласованному графику, но с начала 1941 года начались перебои. До нападения Германии на Советский Союз фирма поставила лишь половину артиллерии главного калибра, но при этом — полный боезапас к орудиям.
www.kriegsmarine.ru/lutzov_tallin.php

Стоимость.

Собственно, что мы видим, за солидные деньги (об этом чуть позже) у потенциального противника покупается дорогостоящий недостроенный корабль. Ничего не напоминает? Касательно цен - 104млн. рейхсмарок - много это или мало?
Скажем постройка одного из самых известных кораблей Второй мировой войны, линкора "Бисмарк" обошлась казне Рейха в 196,8млн. рейсхмарок.


Дорогостоящая игрушка Гитлера - линкор "Бисмарк"

Один тяжелый танк "Тигр" обходился в среднем в 800тыс. рейхсмарок. То есть, не трудно заметить, сколь дорогим игрушками были крупные боевые корабли основных классов. Собственно, в случае с пресловутым "Мистралем" не трудно установить, что цена покупки одного корабля - это десятки единиц той же бронетехники современных образцов
Разумеется, надо помнить, что стоимость постройки такого корабля в стране производителе и стоимость продажи его другой стране - это несколько разные вещи, поэтому не исключено, что в стоимости "Лютцова" есть некий торговый процент. Как собственно весьма вероятно такой процент заложен и в предлагаемом нам "Мистрале". Само собой, в этом отношение целиком и полностью понятно желание наших адмиралов строить эти корабли у себя - в этом случае помимо прочих выгод, можно избежать излишней переплаты.

Необходимость


Вопрос о том, зачем Сталину понадобился "Лютцов" весьма интересен. При всей слабости Кригсмарине, ВМФ СССР уступал ему по целому ряду показателей и даже покупка "Лютцова" мало что меняла. Тем более корабль был в средней степени готовности. Ход событий на Балтике, где Балтфлот был почти всю войну заперт на своих базах, это отлично показал - тяжелые корабли больше проявили себя в защите Ленинграда, нежели в сугубо морских операциях.
Крейсер "Максим Горький"
В результате этого, недостроенный крейсер использовался в ходе войны как плавучая батарея методично расстреливая по немцам поставленный ими же боезапас.

Когда противник вплотную приблизился к Ленинграду, нашлась работа для 8-дюймовок новой единицы. 7 сентября "Петропавловск" впервые открыл огонь по германским войскам. Очевидно, немцы сочли в свое время, что снаряды без орудий не слишком опасны, и поставили весь боекомплект, нанеся себе двойной удар, сократив резерв боезапаса для своих тяжелых крейсеров и дав возможность вести стрельбу из четырех орудий советского корабля практически без ограничений. Только в течение первой недели с момента подключения "Петропавловска" к действиям против войск, он выпустил 676 снарядов. Однако 17 сентября снаряд с немецкой батареи попал в корпус и вывел из строя единственный источник энергии крейсера - помещение генераторов №3. Команде пришлось не только прервать стрельбу; она оказалась беспомощной против огня от последующих попаданий, поскольку прекратилась подача воды в пожарные магистрали. В течение несчастного дня 17 сентября беспомощный корабль получил около 50 попаданий снарядами разных калибров. В корпус поступило много воды и 19 августа крейсер сел на фунт. От опрокидывания его уберегла только стенка набережной, на которую "Петропавловск" навалился бортом. Команда потеряла 30 человек, в том числе 10 убитыми.
www.wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Hipp er/11.htm

В строй, как полноценный тяжелый крейсер "Таллин/Петропавловск" так и не вошел - ни в ходе войны, ни после ее окончания.
Использовался в дальнейшей для различных не профильных задач, а потом логично разобран. Вот так вот - вроде бы купили дорогостоящий "недострой" весьма сомнительной ценности, достроить к войне не успели, по назначению не использовали. Это да, но ведь если посмотреть с другой стороны - ведь была от корабля и значительная польза, как оценить арт.поддержку оказанную в период обороны Ленинграда, когда судьба города висела на волоске? Во сколько обошлись те снаряды, которыми забрасывал немцев недостроенный крейсер? Вопрос риторический.

Сейчас идет много споров, зачем России "Мистраль". Надо понимать, что мы не Нострадамусы, и как пойдет история, мы с вами не знаем. Само собой, не исключен вариант, что вбухают в корабль массу денег, а отдачи от него будет с гулькин нос. Но надо так же и понимать, что возможны так же и ситуации, когда подобная покупка окупится с лихвой. Я не говорю, что покупка "Мистраля" однозначно правильная, но надо понимать, что такие весьма сомнительные покупки даже с точки зрения специалистов, в определенных обстоятельствах могут принести пользу. Ведь разумеется, когда брали у немцев "Лютцов" вряд ли могли себе представить, что пользу он принесет весьма неожиданным образом.
Касательно "Мистраля", важен конечно не только сам корабль, но и прилагающаяся к нему технологическая база, которую можно будет освоить (если нам конечно дадут) в ходе постройки кораблей этого класса на отечественных верфях. Собственно, можно вспомнить, что в 1939-1940 годах Советский Союз интересовался чертежами линкоров типа "Бисмарк", так как вопрос постройки крупных боевых кораблей был весьма актуален, как собственно и интерес к зарубежным аналогам. То есть интерес к иностранным кораблям, не есть прерогатива нынешнего правительства. Широко известны факты таких же дорогостоящих контрактов до 1917 года. Как видим, были такие факты и после Революции.


Дорогостоящий "кот в мешке"
Куда и как будут гонять наши адмиралы "Мистраль" вопрос конечно интересный - это уже от них зависит, как извлечь наибольшую пользу из дорогостоящей покупки. Собственно, лично я не вижу ничего криминального в таких закупках для наших ВМФ, особенно если удастся пробить контракт на постройку этих кораблей на наших верфях и доступ к технологиям французов.
В самом худшем случае, эти корабли позволят перебиться в период безвременья, пока у нас снова не запустят программы строительства крупных кораблей - уж лучше иметь хоть такие, чем вообще никаких. А серьезных крупных надводных кораблей до гипотетической реализации проектов по созданию АУГ и попыткам модернизации и ввода в строй атомных крейсеров типа "Орлан" у нас не предвидится. На безрыбье как говорится и рак рыба.
PS. Можно конечно попенять на развал нашей судостроительной промышленности, для которой по нынешним временам и постройка фрегатов с корветами почти подвиг, но это малопродуктивно. Корабли от этого не появятся, а они нужны уже сейчас, чтобы восполнять растущие дыры связанные с устареванием остатков советских ВМС. Так что лично я по поводу покупки испытываю осторожный оптимизм.

Почему именно он? Вероятно по причине его «неудачливости» - «Лютцов», как корабль, мне очень симпатичен, но даже в модельных реинкарнациях ему не везло - единственная из имеющихся моделей, выпущенная Heller’ом - невероятна по своей убогости. К тому же всегда хотел иметь в коллекции «карманника», но «Шпее» казался больно заезженным, да и к тому же чисто визуально не нравится его башнеподобная надстройка. Хотел попробовать себя в глубокой конверсии - скажу честно: устал. Проект длился без малого 2,5 года.

Немного истории

Корабль является головным в серии немецких "карманных линкоров" появившихся как результат ограничений Версальского договора, согласно которому послевоенная Германия не могла иметь больше 6 кораблей в классе линкоров, причем вновь строящиеся единицы не могли превышать по водоизмещению 10 000 "длинных" тонн, а калибр орудий ограничивался 280-мм (11 дюймов). Всего построено три единицы: "Дойчланд", "Адмирал Шеер" и "Адмирал Граф Шпее" ("Deutschland", "Admiral Scheer" и "Admiral Graf Spee").
"Дойчланд" (будущий "Лютцов"), был заложен 9.02.1928, спущен на воду 19.05.1931 на верфи фирмы "Дойче Верке" в Киле.

В межвоенное время выполнял представительские функции, «демонстрировал флаг». С 1933 г. - флангманский корабль ВМС Германии. В 1934-1936 гг. совершил визиты в Шотландию и Скандинавию, трансатлантический переход в Южную Америку, вместе с "Адмиралом Шеером" крейсировал в Северной и Центральной Атлантике.
Начавшаяся в 1936 году гражданская война в Испании призвала "карманные линкоры" на службу к Иберийскому полуострову. 19 июля германская эскадра в составе которой были в частности "Дойчланд" и "Адмирал Шеер" отправилась к берегам Испании, где приняла участие в эвакуации 9300 иностранцев. Тогда же корабль начали преследовать неудачи. Вечером 29 мая на рейде острова Ибица подвергся воздушному удару республиканской авиациии получил 2 бомбовых попадания. Одна бомба попала рядом с мостиком и взорвалась между палубами, а вторая упала рядом с третьим кормовым 150-мм орудием. В межпалубном пространстве разгорелся сильный пожар. Погибли 23 моряка,73 были ранены, многие получили ожоги. Самому кораблю пришлось срочно возвращаться на ремонт в Германию.
В марте 1939 г. С Адольфом Гитлером на борту принимал участие в оккупации Мемеля (Клайпеды).

Начало войны встретил в море - 24 августа 1939 г. вышел для рейдерства в Атлантику, на позиции южнее Гренландии. Но успехи его на этом поприще были более чем скромные: потопил только два судна против одиннадцати у «Шпее», (английское " Стоунгейт" и норвежское "Лоренц В. Хансен") общей вместимостью около 7000 тонн, и в ноябре 1939 г. вернулся в Германию.
В 1939 году броненосец «Дойчланд» переименован в тяжелый крейсер «Лютцов», но удачи ему это не прибавило. В ноябре 1939 г. выходил в Скагеррак на перехват торговых судов, но безрезультатно.

Возможность показать себя появилась во время вторжения в Норвегию 9 апреля 1940 г. Там он действовал в составе группы, предназначенной для оккупации Осло вместе с тяжелым крейсером "Блюхер", легким крейсером "Эмден", 3 миноносцами и несколькими малыми кораблями.

Но как мы все знаем, все пошло немного не по плану - норвеги наотрез не хотели сдаваться без боя и в ходе операции "Блюхер" был потоплен; "Лютцов", в свою очередь, получил три попадания 280-мм снарядами. Было выведено из строя центральное орудие носовой башни главного калибра, на корабле возник пожар. После захвата Осло поврежденный "карманный линкор" получил приказ срочно возвращаться в Киль. Но и путь домой оказался тернист: в ночь с 10 на 11 апреля около 2 часов ночи был атакован английской подводной лодкой "Спирфиш" и получил попадание торпеды. Корпус позади кормовой башни надломился (фактически корма оказалась полуоторванной), было затоплено 4 отсека; корабль принял около 1300 тонн воды. Корабль был отбуксирован в Киль, где и простоял на ремонте более полугода. Уже 9 июля 1940 г. во время бомбардировки Киля в корабль попала бомба. После рмонта фактически был готов к действиям лишь к началу 1941 г. Предполагалось, что в июле 1941 г. "Лютцов" отправится в новый атлантический рейд, однако этого не произошло. Во время этого ремонта внешний вид корабля существенно изменился: появился скошенный «атлантический» форштевень, заварен один из носовых якорных портов по левому борту, установлена размагничевающая система вдоль бортов.

13 июня был опять атакован британскими торпедоносцами "Бофорт", получил попадание в середину корпуса. Были затоплены два моторных отсека и один из отсеков с соединительными муфтами. "Лютцов" лишился хода, принял 1000 т воды и получил угрожающий крен - около 20°. Опять в Киль на ремонт - до января 1942 г.
В ходе операции "Ход конем" ("Россельшпрунг") в июле 1942 г. он должен был действовать против знаменитого конвоя PQ-17, но напоролся на не обозначенную на карте скалу еще до выхода из залива Боген, и вынужден был вернуться в Нарвик. Запланированный на лето рейд в Атлантику был вновь отменен.


В конце декабря 1942 г. принимал участие в операции "Радуга" ("Регенбоген") против конвоя JW-51B вместе с тяжелым крейсером "Адмирал Хиппер" и 6 эсминцами под командованием адмирала Кюмметца. Бой представлял собой ряд коротких схваток. "Адмирал Хиппер" был поврежден английскими крейсерами "Шеффилд" и "Ямайка", потоплены германские эсминцы "Фредерик Экольдт" и "Байтцен", у англичан потоплены эсминец ("Эшейтес") и тральщик; конвой практически не пострадал. Результатом этой операции явился приказ Гитлера, запрещавший дальнейшее активное использование крупных боевых кораблей.

В дальнейшем "Лютцов" формально оставался в строю, находясь в Нарвике - с уменьшенным экипажем, а в конце сентября 1943 г. "карманный линкор" перешел в Германию и был поставлен на очередной ремонт и модернизацию, который проходил до марта 1944 года в Лиепае (Либаве). Предполагалось, что после модернизации он станет чисто учебным судном.

С осени 1944 года "карманный линкор" "Лютцов" использовался в основном для поддержки отступающих немецких сухопутных войск на восточном фронте.
В апреле 1945 г. "Лютцов" находился в Свинемюнде. В середине месяца он был атакован английской авиацией. Близкие разрывы 5,5-тонных «Толлбоев» (прямых попаданий не было) причинили кораблю такие повреждения, что его корпус постепенно заполнился водой, и "Лютцов" сел на грунт на небольшой глубине. Его орудия по-прежнему продолжали принимать участие в оборонительных боях против советских войск.

4 мая 1945 г. при уходе немцев из Свинемюнде "Лютцов" был взорван командой; корпус полностью выгорел.

Но даже погибнуть с достоинством в итоге ему не удалось: весной 1946 г. советские спасатели подняли корабль, а 26 сентября «Лютцов» был окончательно затоплен в центральной части Балтийского моря 22 июля 1947 года после подрыва на нем нескольких фугасных авиабомб. Последнее его фото:

Вот такая незавидная и несколько бесполезная судьба у этого корабля, хотя - как посмотреть: меньше зла сделал зато.

Почему именно он?

Вероятно по причине его «неудачливости» - «Лютцов», как корабль, мне очень симпатичен, но даже в модельных реинкарнациях ему не везло - единственная из имеющихся моделей, выпущенная Heller’ом - невероятна по своей убогости. К тому же всегда хотел иметь в коллекции «карманника», но «Шпее» казался больно заезженным, да и к тому же чисто визуально не нравится его башнеподобная надстройка. Хотел попробовать себя в глубокой конверсии - скажу честно: устал. Проект длился без малого 2,5 года.

Сборка

Модель представляет корабль на 1942 год, на момент операции "Россельшпрунг", на которую он так и не попал. Этот период был выбран по причине интересного камуфляжа .
Использовалась литература (то что помню):
1) Pocket battleships of the Deutschland class автора Gerhard Koop и Klaus-Peter Schmulke
2) Marine-Arsenal, Die Panzerschiffe der Kriegsmarine special band 2, автор Siedfried Breyer
3) Marine-Arsenal, Panzerschiff “Deutschland “, автор Siedfried Breyer
4) Kagero, The heavy cruiser “Lutzow”
5) Momografie morskie 7, 9
6) Gunpower 17 German naval artillery 1

Афтермаркета было закуплено невероятное количество всякого разного. Не упомню все точно:
1) Набор на Шпее от Эдуарда
2) Набор на Шпее от Ка-моделс
3) Немецкие радары от Флайхока (FH350061)
4) Автоматы от Флайхока 3,7 см и 2 см (FH353001 и FH353002)
5) 20 мм четырехствольные зенитки (VTW35056) и набор немецких прожекторов (VTW35058) от Ветерана
6) Стволы всевозможные от Мастер Модел
7) Спасательные плоты смоляные (уже не помню от кого)

Процесс постройки более менее выложен в ветке форума, особо расписывать тут не стану. Скажу только, что родного в модели только корпус и самолет , да и то - оба подверглись доработкам. Остальное все самодел из пластика Evergreen разной толщины. Башни ГК, 150 мм и торпедные аппараты вылил из смолы, гиморойно конечно не очень удачно, но для первого раза - норм. Краски использовал Vallejo , смывку - готовой смывкой Vallejo, лак - Satin Vallejo. Всем крайне доволен - после Хумброла это просто праздник какой-то. Про саму модель Academia сказать хорошего ничего не могу, на соответствие прототипу (Шпее) не проверял. По качеству - невероятные дрова - хуже не видел. Еще использовал лодки из набора - пришлось закрыть брезентом, тк довести до ума нутрянку не представлялось возможным. Катера подверглись масштабной переделке. Выложу немного фото процесса:
Начало: вытесывание корпуса «Лютцова» из цельного массива «Шпее»:

Надстроечные будни:

Страсти по трубе:

Артиллерийско-крановые работы: