Кто написал степь. Тема и идея произведения чехова степь

Повесть «Степь» Чехов написал в конце 1880-х годов. Это был период, когда автор размышлял, анализировал свои жизненные ценности, стремился отыскать новые способы повествования. Это отразилось на содержании «Степи» - в ней встречаются совершенно новые, не встречавшиеся ранее у Чехова принципы строения повествования. Произведение «Степь» является как бы экспериментом, в ходе которого ищутся новые стилистические пути.

У повести довольно простой сюжет: из родного дома в город везут Егорушку - мальчика лет девяти, чтобы отдать его в гимназию. Вместе с ним едут «два М-ских обывателя» - купец Кузьмичов, который является дядей Егорушки, и священник отец Христофор. Кузьмичов и Христофор едут продавать шерсть, а Егорушку захватили по пути. На протяжении всего времени поездки мальчик получает новые впечатления, которые в ходе повествования чередуются с мыслями и комментариями автора. В этом и заключается сюжет повести, в которой все - степь, природа, люди описывается через восприятие Егорушки.

В «Степи» некоторые черты характера и внешность героев описываются глазами Егорушки. Но когда требуется изобразить развернутую характеристику героев, то это делается от имени автора, который как бы передает более высокий уровень сознания.

Кузьмичов в повести предстает как противник дополнительного образования и считает отправку племянника на учебу в гимназию капризом своей сестры. Это служит причиной его постоянных упреков в адрес Егорушки. Кузьмичова постоянно преследует страх, что им не удастся догнать купца Варламова, которому они со священником хотят продать шерсть по выгодной цене.

Отец Христофор представлен в повести человеком мягким и легкомысленным. За какое бы дело в своей жизни он ни брался - оно его, как правило, мало интересовало, а главным для него были суетливость, характерная для всякого мероприятия, и общение с людьми. И во время поездки в город он интересовался не столько шерстью или купцом Варламовым, а долгой дорогой, разговорами в пути, едой не вовремя.

Купец Варламов изображен в повести вездесущим и неуловимым человеком. На протяжении всего пути можно встретить его имя.

Образ степи соединяет в себе два противоположных друг другу настроения: тоска, одиночество и жажда красоты, предвкушение скорой счастливой жизни. Бричка, в которой едут герои повести, теряется в бескрайних просторах равнины посреди трав, выжженных солнцем. Куда ни бросишь взгляд - везде мерещится тоска, равнодушие и безжизненность.

Чеховские пейзажи в произведении одновременно и символичны, и реалистичны. Их оригинальность связана с мастерством писателя, который смог передать действительность посредством детского восприятия.

В завершение поездки Егорушка вступает на новый этап своей жизни, он становится совсем другим, более взрослым. Он будто пережил важную своей жизни, почувствовав, что вместе с этими людьми для него навсегда исчезло всё то, что было пережито до настоящего момента.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение

Ответ оставил Гость

Повесть «Степь была написана Чеховым в конце 1880-ых годов, когда писатель переживал некий духовный кризис, у него происходило переосмысление, переоценка жизненных ценностей. В письме к Д. Григоровичу он пишет: «В Западной Европе люди погибают оттого, что жить тесно и душно, у нас же оттого, что жить просторно... Простора так много, что маленькому человечку нет сил ориентироваться...»
И действительно, на протяжении всей повести, которая представляет собой «историю одной поездки», мы наблюдаем за героями, которые не могут найти общий язык с миром, раскрыться, в полной мере взаимодействовать с ним.
Сюжет повести очень прост: девятилетнего мальчика Егорушку везут из родного дома в город, чтобы отдать в гимназию. Его спутниками являются купец Кузьмичов, дядя Егорушки, и отец Христофор, священник. Те, впечатление, которые получает мальчик во время поездки, перемежающиеся комментариями и мыслями автора, и являются сюжетом повести.
Почти сразу в произведение входит трагическая нота: Егорушка, уезжая из дома, «чувствовал себя в высшей степени несчастным человеком и хотел плакать». Этот трагизм будет развиваться на протяжении всей повести, показывая неразрешимость конфликта между миром и человеком, их противопоставлением.
Путешествие героев происходит в степи, огромное место в повести отводится описанию этой «стихии». Почему? Мне кажется, что именно степь у Чехова и олицетворяет окружающий мир, действительность, с которой люди не могут найти общего языка и страдают от этого. Но важно, что степь описана в лирических, очень теплых тонах. То есть сам автор, по большому счету, считает реальную жизнь красивой, благожелательной к человеку, теплой, но живущей по своим законам, познать которые и принять нужно героям повести. Но, к сожалению, у них это, как мы понимаем, не получается.
В русской литературе существует несколько прекрасных описаний русской степи. Это, конечно, степь Гоголя («Тарас Бульба»), степь Тургенева («Лес и степь» в «Записках охотника») и степь Чехова. У Чехова эта «стихия» одушевляется, уподобляется живому человеку, целому миру, существующему по своим законам.
Важно, что мы видим степь с двух позиций: глазами мальчика Егорушки и глазами самого автора. Это позволяет более полно ее описать, дать ей более точную и яркую характеристику.
У Егорушки детское восприятие мира, похожее, может быть, на сказку, а может, на игру. У него ветряная мельница – маленький человечек, размахивающий руками; чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем (а не молнией); перекати-поле бегут, спотыкаясь и прыгая; в дождь по дороге прыгают пузыри. И этот взгляд показывает величественность, эпохальность, грандиозность степи, ее древнее происхождение и вечное существование, которое закончится только с концом существования самой земли. И на этом фоне так заметна кратковременность и быстротечность жизни человека.
Сам же Чехов подчеркивает разноликость степи. Июльская степь на глазах героев меняется несколько раз: вот она широкая и величественная, улыбающаяся; то вдруг обманутая степь замирает; то поднимает ропот, все кружит и затуманивает солнце. А также автор говорит о красоте степи.
Вообще, это чеховское описание очень лирично и «художественно». Здесь используются олицетворения и метафоры: роса испарилась, воздух застыл, трава и бурьян подняли ропот, чернота дыхнула белым огнем. Есть лирические и изобразительные эпитеты: широкая, бесконечная равнина (изобразительные), обманутая степь, загорелые холмы (лирические).
Мне кажется, что у Чехова степь по-особому одухотворена: сбросила полутень, улыбнулась и засверкала росой. Солнце над ней, как хозяйка по утрам, тихо, без хлопот принялось за свою работу. За ее описанием видится капризная девушка, часто меняющая свой нрав.
Эту повесть со всей смелостью можно назвать философской. Писатель показывает, что в материальном отношении «маленький человечек» бесспорно уступает необъятному «простору» степи. Но именно человек наделён духовной жизнью, которой не имеет природный мир. Это расхождение материального и духовного начал бытия и составляет философский стержень сюжета. Наиболее четко это проявляется в пассаже о древней дороге, требующей сказочных гигантов, которых нет в действительности. Ни один из персонажей не соразмерен бескрайней степи, и это противопоставление пронизывает всю повесть.
Но и сам человек страдает от своей «беспомощности», от неумения жить в полной гармонии с миром. Это мы видим в лирическом пассаже о томлении самой степи, испускающей «безнадёжный» призыв: «певца! певца!»
Важно, что само это томление приписывается степи томящимся в её просторе человеком, «вживляется» в её немую плоть из «всего того, что сам сумел увидеть и постичь душою.

Сочинение

Повесть «Степь была написана Чеховым в конце 1880-ых годов, когда писатель переживал некий духовный кризис, у него происходило переосмысление, переоценка жизненных ценностей. В письме к Д. Григоровичу он пишет: «В Западной Европе люди погибают оттого, что жить тесно и душно, у нас же оттого, что жить просторно … Простора так много, что маленькому человечку нет сил ориентироваться…»

И действительно, на протяжении всей повести, которая представляет собой «историю одной поездки», мы наблюдаем за героями, которые не могут найти общий язык с миром, раскрыться, в полной мере взаимодействовать с ним.

Сюжет повести очень прост: девятилетнего мальчика Егорушку везут из родного дома в город, чтобы отдать в гимназию. Его спутниками являются купец Кузьмичов, дядя Егорушки, и отец Христофор, священник. Те, впечатление, которые получает мальчик во время поездки, перемежающиеся комментариями и мыслями автора, и являются сюжетом повести.

Почти сразу в произведение входит трагическая нота: Егорушка, уезжая из дома, «чувствовал себя в высшей степени несчастным человеком и хотел плакать». Этот трагизм будет развиваться на протяжении всей повести, показывая неразрешимость конфликта между миром и человеком, их противопоставлением.

Путешествие героев происходит в степи, огромное место в повести отводится описанию этой «стихии». Почему? Мне кажется, что именно степь у Чехова и олицетворяет окружающий мир, действительность, с которой люди не могут найти общего языка и страдают от этого. Но важно, что степь описана в лирических, очень теплых тонах. То есть сам автор, по большому счету, считает реальную жизнь красивой, благожелательной к человеку, теплой, но живущей по своим законам, познать которые и принять нужно героям повести. Но, к сожалению, у них это, как мы понимаем, не получается.

В русской литературе существует несколько прекрасных описаний русской степи. Это, конечно, степь Гоголя («Тарас Бульба»), степь Тургенева («Лес и степь» в «Записках охотника») и степь Чехова. У Чехова эта «стихия» одушевляется, уподобляется живому человеку, целому миру, существующему по своим законам.

Важно, что мы видим степь с двух позиций: глазами мальчика Егорушки и глазами самого автора. Это позволяет более полно ее описать, дать ей более точную и яркую характеристику.

У Егорушки детское восприятие мира, похожее, может быть, на сказку, а может, на игру. У него ветряная мельница — маленький человечек, размахивающий руками; чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем (а не молнией); перекати-поле бегут, спотыкаясь и прыгая; в дождь по дороге прыгают пузыри. И этот взгляд показывает величественность, эпохальность, грандиозность степи, ее древнее происхождение и вечное существование, которое закончится только с концом существования самой земли. И на этом фоне так заметна кратковременность и быстротечность жизни человека.

Сам же Чехов подчеркивает разноликость степи. Июльская степь на глазах героев меняется несколько раз: вот она широкая и величественная, улыбающаяся; то вдруг обманутая степь замирает; то поднимает ропот, все кружит и затуманивает солнце. А также автор говорит о красоте степи.

Вообще, это чеховское описание очень лирично и «художественно». Здесь используются олицетворения и метафоры: роса испарилась, воздух застыл, трава и бурьян подняли ропот, чернота дыхнула белым огнем. Есть лирические и изобразительные эпитеты: широкая, бесконечная равнина (изобразительные), обманутая степь, загорелые холмы (лирические).

Мне кажется, что у Чехова степь по-особому одухотворена: сбросила полутень, улыбнулась и засверкала росой. Солнце над ней, как хозяйка по утрам, тихо, без хлопот принялось за свою работу. За ее описанием видится капризная девушка, часто меняющая свой нрав.

Эту повесть со всей смелостью можно назвать философской. Писатель показывает, что в материальном отношении «маленький человечек» бесспорно уступает необъятному «простору» степи. Но именно человек наделён духовной жизнью, которой не имеет природный мир. Это расхождение материального и духовного начал бытия и составляет философский стержень сюжета. Наиболее четко это проявляется в пассаже о древней дороге, требующей сказочных гигантов, которых нет в действительности. Ни один из персонажей не соразмерен бескрайней степи, и это противопоставление пронизывает всю повесть.

Но и сам человек страдает от своей «беспомощности», от неумения жить в полной гармонии с миром. Это мы видим в лирическом пассаже о томлении самой степи, испускающей «безнадёжный» призыв: «певца! певца!»

Важно, что само это томление приписывается степи томящимся в её просторе человеком, «вживляется» в её немую плоть из «всего того, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда … во всём, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни…» Только в гармонии и единении, в преодолении трагического разлада Чехов в видит «спасение» человека, возможность его полного развития и реализации всех его сил.

Но, к сожалению, пока это невозможно. Все герои повести живут в своем субъективном мире, не имеющем ничего общего с реальностью. Все люди в «Степи», несмотря на их контрастность, схожи в одном - невозможности постичь реальный мир.

Так, Егорушка живет в своем мире детских фантазий: «Его сонный мозг совсем отказывался от обыкновенных мыслей, туманился и удерживал одни только сказочные, фантастические образы, которые имеют то удобство, что как-то сами собой … зарождаются в мозгу и сами … исчезают бесследно…»

Варламов живет «сознанием силы и привычной власти над степью». Кузьмичов, «фанатик своего дела», живет лишь им и даже во сне не забывает о своих заботах. Отец Христофор, «человек мягкий, легкомысленный и смешливый», увлекается не делом, а сопряженными с ним «суетой и общением с людьми».

Но мысль Чехова и пафос всей повести сводится в стремлению преодоления разлада между миром и человеком. Символом этого являются птицы, густо населяющие степь. Именно они самые близкие человеку обитатели степи. И именно они напоминают и героям, и читателям о стремлении к свободе, развитию, полноте прекрасной жизни, так свойственной Человеку.

Повесть "Степь" Чехова, краткое содержание которой описано в данной статье, является одним из самых известных произведений автора. Оно было написано в 1888 году. В основу легли авторские впечатления, сформировавшиеся под влиянием путешествия по Приазовью, состоявшегося годом ранее. Некоторые исследователи, в том числе и родной брат писателя по имени Александр, считают произведение автобиографическим. Напечатана эта повесть впервые была в том же 1888 году в популярном журнале "Северный вестник".

О чем?

Повесть "Степь" Чехова, краткое содержание это подтверждает, одно из увлекательнейших ранних произведений автора. С ним он, по сути, дебютировал в большой литературе. Именно это произведение Чехова стало первым, отмеченным многочисленными критиками. После "Степи" Чехова стали воспринимать как полноценного автора. Современники отмечали, что совершенный им прорыв означает начало новой жизни писателя.

"Степь" Чехова, краткое содержание которой описано в этой статье, привлекает читателя, в первую очередь, не действием. Ее главное преимущество заключается в удивительно точном и прекрасном описании окружающей природы и внутреннего мира русского человека.

Чехов в повести "Степь", краткое содержание которой не может не заинтересовать читателя, с особой нежностью и любовью описывает все, что встречается на его пути. Это отношение к окружающему миру ярко выделяется на лице одного из главных героев - Егорушки, который чувствует эти места. Каждый взмах крыла пролетающей мимо птицы приводит его в искренний восторг. Можно с уверенностью сказать, что это чувствовал и сам автор, когда побывал в этих местах.

Выдающий русский писатель

"Степь" Чехова в кратком содержании позволяет в полной мере составить представление о раннем этапе творчества отечественного прозаика. Сам автор появился на свет 1860 году в Ростовской области. Он родился в городе Таганроге. Им было написано огромное количество произведений. Многие из них - совсем небольшие по формату, зато они наполнены глубоким смыслом. Это рассказы, повести и пьесы. На сегодняшний день Антон Павлович Чехов считается одним из величайших российских писателей не только в нашей стране, но и во всем мире.

Примечательно, что писательскую карьеру Чехов успевал совмещать с врачебной практикой. Лечением людей он занимался практически всю свою жизнь, порой, считая себя, в первую очередь, врачом, а не писателем. Известно его знаменитое выражение о том, что медицину он считает своей законной супругой, а вот литература для него только любовница. Но от связи с ней он не в состоянии отказаться.

Его по праву называют новатором в литературе. В своих произведениях он часто использовал неожиданные ходы. Его творчество оказало значительное влияние на будущее развитие литературы. Новаторские ходы можно встретить как раз в повести "Степь" Чехова. Краткое содержание позволит узнать о них больше.

Сюжет

В самом начале повести появляется персонаж Иван Иванович. Он на повозке везет своего любимого малолетнего племянника в город. Там подростку предстоит учиться в гимназии. Зовут мальчишку Егорушкой. Их сопровождает священник, настоятель местной церквушки. Он - добрый и отзывчивый, но в то же время практичный человек, что сразу заметно.

Егорушке грустно ехать в гимназию, потому что он покидает свой родной дом. Подозревает, что надолго. В пути им встречается множество различных людей. Например, привлекательная графиня Драницкая, состоятельный купец Варламов, семья евреев.

Так неспешно развивается сюжет у Чехова в "Степи". Краткое содержание, природа в котором должна играть одну из главных ролей, не может передать главных особенностей этого произведения, которые как раз и заключаются в описании окружающего мира.

Рассказывая об этой повести своим знакомым, Чехов отмечал, что рассчитывает с ее помощью открыть глаза сверстникам, показав, какой величественной и красивой оказывается окружающая их природа. Как прекрасны нетронутые просторы, которые так и ждут, чтобы какой-нибудь живописец их запечателел.

Путешествие купца, священника и племянника

Теперь подробнее взглянем на самих персонажей. Краткое содержание повести Чехова "Степь" позволяет их достаточно подробно изучить. Отец Христофор, настоятель местного храма, невысок ростом, ему уже 80 лет. Длинные сплетающиеся волосы постоянно развиваются на ветру. В город вместе с Иваном Ивановичем Кузьмичевым и Егорушкой он отправился, чтобы помочь в продаже шерсти на ярмарке.

В центре повествования, конечно же, находится Егорушка. Это мальчишка 9 лет. Он совсем еще ребенок, не до конца готовый оторваться от родного дома на такое длительное время. Но родители непреклонны - ему предстоит учиться в гимназии, получать хорошее образование, которое должно обеспечить ему безбедную жизнь.

Иван Иванович - его дядя. Мать приходится сестрой Кузьмичеву. Ольга Ивановна осталась вдовой после смерти отца Егорушки, коллежского секретаря. Она считает важным, чтобы Егорушка поступил в гимназию в крупном городе, где у него будет больше перспектив и возможностей.

Отец Христофор

Мальчик расстроен своим отъездом, с опаской ждет того, с чем встретится в новом большом и незнакомом городе. Священник пытается его поддержать всяческими способами. Он начинает ему рассказывать про свою молодость и учебу. Оказывается, что он был весьма образованным человеком, которому прочили большое будущее. У него была превосходная память, он блестяще знал историю, географию, арифметику, несколько иностранных языков.

Но родители не поддержали его в желании продолжать обучение и поступать в университет. Ему пришлось довольствоваться карьерой священника. Егорушке же выпадает отличный шанс реализовать все, о чем он мечтает.

Правда, с ним не согласен Кузьмичев. Он считает, что отдать Егорушку в гимназию в большом городе - не более, чем прихоть его сестры. Он уверен, что племянник способен и дома обучиться всему необходимому.

Остановка на ночлег

В дороге, встречаясь с различными людьми, у некоторых из них герои останавливаются, чтобы отдохнуть и набраться сил. На ночлег они располагаются у еврея Моисея Моисеевича, который старается всем угодить. Даже мальчику приносит вкусный пряник из своих запасов.

В доме, где они останавливаются, помимо хозяина, живут его жена и дети. А также брат Соломон. Он - гордый человек, который не обращает внимания ни на деньги, ни на положение в обществе окружающих его людей. Поэтому в жизни ему приходится непросто.

Визит графини

Важным эпизодом повести становится приезд на постоялый двор графини Драницкой. Кузьмичев считает, что она - глупая женщина, однако при этом всех привлекающая своей красотой.

После выясняется, что Егоушка заболел в дороге. В городе его устраивают жить у старой подруги его матери. Одним словом, повесть насыщена интересными захватывающими событиями. Прочтите, и вы сами в этом убедитесь.

«Степь. История одной поездки» - повесть Антона Павловича Чехова , написана в 1888 году. Впервые была опубликована в журнале «Северный вестник», 1888, № 3 (цензурой разрешено 25 февраля), стр. 75-167. В основу повести легли впечатления автора от поездки по Приазовью весной 1887 года; брат писателя называл эту вещь автобиографической.

Сюжет

По сюжету повести дядя везет своего малолетнего племянника в гимназию. Их сопровождает добрый, но практичный настоятель местной церкви. Племянник Егорушка грустен оттого, что покинул родной дом. По дороге он встречает много новых людей, включая красивую графиню Драницкую, обозчиков, семейство униженных евреев, богатого купца Варламова. Автор увлечённо описывает степные пейзажи. В письме Д. В. Григоровичу он выражал надежду, что «повестушка… раскроет глаза моим сверстникам и покажет им, какое богатство, какие залежи красоты остаются пока еще нетронутыми и как ещё не тесно русскому художнику».

Персонажи

  • Иван Иванович Кузьмичёв - купец
  • отец Христофор Сирийский («маленький длинноволосый старичок») - настоятель N-ской церкви
  • мальчик Егорушка - девяти лет, посланный матерью, Ольгой Ивановной, вдовой коллежского секретаря и родной сестрой Кузьмичёва, поступать в гимназию
  • Варламов - пожилой купец, деловой и властный
  • Моисей Моисеич - еврей, хозяин постоялый двор
  • Соломон - брат Моисей Моисеича
  • графиня Драницкая - красивая, благородная, богатая женщина, которую, как говорит Кузьмичёв, «обирает» какой-то поляк Казимир Михайлыч: «…молодая да глупая. В голове ветер так и ходит»
  • Пантелей - старообрядец, он ест отдельно от всех кипарисовой ложкой с крестиком на черенке и пьёт воду из лампадки, рассказывает страшные истории непридуманые им
  • Емельян - старик
  • Дымов - молодой неженатый парень, который от скуки не знает куда себя девать
  • Вася - бывший певчий, простудившим себе горло и страдающим от невозможности больше петь
  • Кирюха - простой мужик
  • Настасья Петровна Тоскунова - подруга матери Егорушки, у которой его оставляют жить отец Христофор и Иван Иванович

Приём публикой

Именно эта повесть принесла молодому литератору первое признание, стала его дебютом в «большой литературе». Автор сообщал родственникам о реакции знакомых литераторов: «Первым прочёл Суворин и забыл выпить чашку чаю. При мне Анна Ивановна меняла ее три раза. Увлёкся старичина. Петерсен ходит на голове от восторга». Буренин увидел в повести прямое продолжение традиций Тургенева и Толстого . Д. С. Мирский считает «Степь» центральным произведением второго периода чеховского творчества, когда вместо крохотных рассказов он стал писать длинные повести для «толстых» журналов:

В своей массе журнальные критики не смогли оценить художественного новаторства Чехова. Автора упрекали в безыдейности и бессобытийности, в упоении мелочами быта, которые тормозят повествование и делают из повести произведение по преимуществу этнографическое. Для своего собрания сочинений Чехов значительно переработал изначальный текст повести.