"фонетика, орфоэпия, графика, орфография". Конспект занятия " Понятие о фонетике, графике, орфоэпии

Областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Ангарский техникум строительных технологий»

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

методические указания к

практическим занятиям

по учебной дисциплине

«Русский язык»

Ангарск, 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

    Пояснительная записка

    Учебно-тематический план

    Фонетика

    1. Основные сведения

      План фонетического разбора

      Пример фонетического разбора

      Задание для самостоятельной работы

4. Орфоэпия

4.1. . Основные сведения об орфоэпии

4.2. Составление устных высказываний

4.3. Практикум

5. Графика

5.1. Основные сведения « Графика»

5.2 План составления письменного высказывания

5.3. Практикум

6. Орфография

6.1. Основные сведения « Орфография»

7. Словарь терминов

8. Список используемой литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания для практических занятий разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык», федеральными государственными стандартами для обучающихся СПО.

Целью пособия является усвоение методов и приемов в выполнении фонетического разбора, создание устных и письменных высказываний (работа с использованием, орфоэпического словаря),выполнение упражнений

Умение выполнять задания является основным показателем творческого уровня усвоения учебной дисциплины.

Для удобства работы с пособием все задания снабжены указанием и наглядным выполнением. Методическое пособие поможет обучающимся усвоить теоретические знания по русскому языку и их практическое приложение.

Уровень качества усвоения знаний обучающихся оценивается в рамках итогового тестирования.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

выполнение фонетического разбора

создание устных и письменных высказываний (работа с использованием орфоэпического словаря)

выполнение упражнений

выполнение работы над ошибками диктанта

3. Фонетика

3.1. Основные сведения:

    запишите слово,

    поставьте ударение, разделите его на слоги.

    запишите в столбик все буквы слова, рядом в квадратных скобках укажите звуки, которые обозначают буквы при произношении. # я [й][а], м [м], к [к], а [а]

    дайте характеристику каждому звуку. У гласных укажите ударность-безударность. У согласных звуков напишите звонкий - глухой, парный - непарный (по звонкости - глухости), твердый - мягкий, сонорный (если звук является таковым).

я [й]- согласный, звонкий непарный, мягкий, сонорный,

[а]- гласный, ударный.

м [м]- согласный, звонкий непарный, твердый.

к [к]- согласный, глухой парный, твердый.

а [а]- гласный, безударный.

    посчитайте и запишите на следующей строке количество букв и звуков в слове.

    объясните несоответствие между буквами и звуками.

Обратите внимание

Буквы Ъ и Ь при произношении звуков не обозначают, в квадратных скобках ставится прочерк, характеристика звуку не дается.

Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие в начале слова, после Ъ и Ь знаков, после гласных, обозначают согласный звук [й] и гласный звук [э, о, у, а] соответственно.

3.2. План фонетического разбора

    Запишите слово

    Поставьте ударение

    Запишите справа транскрипцию слова, разделяем его на слоги

    Охарактеризуйте все звуки, записывая сверху вниз

    Ударный / безударный, для гласных

    Звонкий – глухой (пара), твердый – мягкий (пара), для согласных

    Укажите какой буквой обозначен каждый звук

    Подсчитаем количество звуков и букв

    Объясним несоответствия между звуками и буквами.

3.3. Пример разбора:

О[о]-гласный, ударный

С[с]-соглавный,глухой,мякий, парный

Е[и]-гласный, безударный

Н[н]-согдасный, звонкий, мягкий, непарный

Ь[ь]

5 букв, 4 звука

3.4. Задание для самостоятельной работы:

Выполнить фонетический разбор следующих слов: мрачный, подол, неестественный, обвиняемый, эффективный, противовоспалительный, университет, радио, объявление, дедушка, семейный, изъян, обезьяна.

4. Орфоэпия

4.1. Основные сведения об орфоэпии

Орфоэпия изучает нормы современного русского литературного произношения.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка

1. В некоторых заимствованных словах на месте буквы о в безударном положении произносится [о]. Например: трио – три´[о], кредо – кре´д[о].

2. На месте звонких согласных на конце слова произносятся соответствующие глухие. Например: вёз – вё[с], друг – дру[к], рад – ра[т], дуб – ду[п] .

Если слово имеет два звонких согласных на конце, то они заменяются соответствующими глухими. Например: лязг – ля[ск], дрозд – дро[ст].

3. Звонкие согласные, стоящие перед глухими, заменяются соответствующими глухими. Например: отвезти – отве[с’т’]и, робкий – ро[пк’]ий, вход – [фхот], обклеить – о[пк]леить, намажьте – нама[шт’]е.

4. Глухие согласные, стоящие перед звонкими, заменяются соответствующими звонкими. Например: косьба – ко[з’б]а, женитьба – жени[д’б]а, также – та[гж]е, экзамен – э[гз]амен.

5. Твёрдые согласные перед мягкими могут смягчаться. Ср.: шероховатость – шероховато[с’т’], кандидат – ка[н’д’]идат; требовать – [тр’]ебовать, бритва – [бр’]итва.

В некоторых случаях допускаются варианты. Например: звезда – [зв’]езда и допуст. устар. [з’в’]езда, мысль – мы[сл’] и допуст. мы[с’л’].

6. На месте буквы г в абсолютном большинстве слов произносится звук [г]. Например: голова – [г]олова, гранат – [г]ранат. В отдельных словах буква г обозначает звук [h]. Например: ага – а[h]а, ого – о[h]о.

7. В окончаниях -ого, -его на месте буквы г произносится [в].

Например: моего – мое[в]о, умного – умно[в]о, синего – сине[в]о, второго – второ[в]о.

8. Буквы ж и ш обозначают твёрдые согласные звуки [ж] и [ш]. Например: шар – [ш]ар, жалоба – [ж]алоба, брошюра – бро[ш]юра, парашют – пара[ш]ют, шина – [ш]ина, жир – [ж]ир.

Звук [ш’] произносится только в слове пшют и его производных.

О произношении слова жюри. Ср.: «жю´ри, нескл. с. не рек. [жу]ри»; «ЖЮРИ´, ср., нескл. (не рекомендуется произношение [жури´]); «жюри´ [жу и допуст. устар. жю]…»

9. В заимствованных словах согласный перед е может произноситься двояко:

а) мягко, например: архитектор – архи[т’э´]ктор, музей – му[з’э´]й, крем – к[р’э]м, шинель – ши[н’э´]ль, термин – [т’э´]рмин, пресса – п[р’э´]сса и др.;

б) твёрдо, например: адекватный – а[дэ]кватный, бизнес – биз[нэ]с, компьютер – компью[тэ]р, тест – [тэ]ст и др.

В некоторых словах допускаются варианты. Например: декан – [дэ]кан и [д’э]кан, терапевт – [т’э]рапевт и допуст. [тэ]рапевт.

10. Буква щ обозначает звук [ш] в слове помощник и его производных.

О произношении слова всенощная. Ср.: «все´нощная, -ой [шн]»; «все´нощная. Произносится [все´ношная]»; «все´нощная [допуст. шн]…»

11. Сочетание гк произносится как [хк].

Например: легко – ле[хк]о, мягкий – мя[х’к’]ий.

12. Сочетание чт в слове что и производных от него произносится как [шт].

Например: что-то – [шт]о-то, кое-что – кое-[шт]о, ничто – ни[шт]о.

В слове нечто сочетание чт произносится как [чт].

13. Сочетания сш и зш на стыке морфем или на стыке предлога и следующего слова произносятся как [шш].

Например: сшитый – [шш]итый, бесшумный – бес[шш]умный, без шапки – бе[шш]апки.

14. Сочетание сж на стыке морфем или на стыке предлога и следующего слова произносится как [жж].

Например: сжёг – [жж]ёг, с жадностью – [жж]адностью.

15. Сочетания сч и зч на стыке корня и суффикса, а также двух суффиксов произносится как [ш’ш’].

Например: разносчик – разно[ш’ш’]ик, грузчик – гру[ш’ш’]ик, заносчивый –

зано[ш’ш’]ивый, песчаный – пе[ш’ш’]аный, веснушчатый – весну[ш’ш’]атый.

16. Сочетание сч в корне слова произносится как [ш’ш’].

Например: счастье – [ш’ш’]астье, считать – [ш’ш’]итать.

17. Сочетание сч на стыке приставки и корня произносится как [ш’ч’].

Например: расчертить – ра[ш’ч’]ертить, исчерченный – и[ш’ч’]ерченный, бесчисленный – бе[ш’ч’]исленный.

18. Сочетание сщ произносится как [ш’ш’].

Например: расщепить – ра[ш’ш’]епить, исщипать – и[ш’ш’]ипать.

19. Сочетание жч произносится как [ш’ш’]. Например: мужчина – му[ш’ш’]ина, перебежчик – перебе[ш’ш’]ик.

20. Сочетания зж и жж произносятся как [ж’ж’] и как [жж]. Например: визжать – ви[ж’ж’]ать и ви[жж]ать, езжу – е[ж’ж’]у и е[жж]у, позже – по[ж’ж’]е и по[жж]е, сожжённый – со[жж]ённый и допуст. со[ж’ж’]ённый, дрожжи – дро[ж’ж’]и и допуст. дро[жж]и.

Наибольшее распространение в настоящее время получает произношение [жж].

21. Сочетания льон и ньон произносится как [л’jон] и [н’jон]. Например: бульон – бу[л’jо´н], каньон – ка[н’jо´н].

22. Сочетания -ться и -тся произносится как [цъ]. Например: умывается – умывае[цъ], улыбаться – улыба[цъ].

23. Сочетание чн может произноситься двояко:

а) [чн] – речной – ре[чн]ой, ночной – но[чн]ой, дачник – да[чн]ик, личность –

ли[чн]ость и др.;

б) [шн] – яичница – яи[шн]ица, скучно – ску[шн]о, нарочно – наро[шн]о, скворечник – скворе[шн]ик, Ильинична – Ильини[шн]а.

Наиболее распространённым в настоящее время является произношение [чн].

В некоторых словах допускаются варианты. Например: булочная – було[чн]ая и було[шн]ая; порядочный – порядо[чн]ый и порядо[шн]ый.

24. В сочетаниях стн, здн, стл, ндс, нтс, рдц, стл средний согласный, как правило, не произносится. Например: честный – че[сн]ый, шестнадцать – ше[сн]адцать, поздно – по[зн]о, звёздный – звё[зн]ый, счастливый – сча[сл’]ивый, завистливый – зави[сл’]ивый, гигантский – гиган[ск’]ий <вариант – гига[нцcк’]ий>, голландский – гола[нс]кий, сердце – се[рц]е. Ср.: бездна – бе[здн]а, аспирантка – аспира[нтк]а и др.

25. В сочетаниях вств и лнц не произносится первый звук. Например: здравствуй – здра[ств]уй, солнце – со[нц]е.

4.2. Составление устных высказываний:

Устное высказывание – это не только одно из олимпиадных заданий, не только подготовленное выступление на конференции, собрании и др.; это, если задуматься, наш повседневный акт общения – в более «упрощенном» виде. Если в быту мы не особо изобретательны – не вклиниваем в речь метафоры, не изобретаем эпитеты, не используем цитаты, то для речи подготовленной – для достижения поставленной цели – многое из этого пригодится. Итак, устное высказывание должно быть эффективным, т.е. должно соответствовать цели выступления и ожидаемым результатам.

Устное высказывание: основные принципы чтобы сделать речь эффективной, необходимо руководствоваться некоторыми полезными принципами.

    необходимо держать зрительный контакт. Аудитория не верит тому, кто «сидит» в своем листочке, – такой человек не создает впечатление уверенного, отлично владеющего материалом оратора.

    ведите себя естественно. Говорите спокойно и четко, дышите ровно – установите для себя приемлемый «темп» происходящего и не отклоняйтесь от него. Сделайте

    свое общение с аудиторией живым и увлеченным – это охарактеризует Вас как многостороннюю личность, отличного специалиста и блестящего оратора.

    держите голосовой контакт. Не делайте выступление монотонным: активно используйте возможности речевого аппарата – выделяйте голосом особенно важные места, акцентируйте внимание на нужных моментах доклада и др.

    следите за тем, чтобы структура Вашего высказывания была понятна не только Вам, но и Вашему адресату. Любая речь требует логичного изложения, поэтому продумайтеструктуру своего выступления: заинтересуйте слушателя зачином, привлеките его внимание; последовательно изложите свои доводы в основной части выступления, подавайте их «дозированно», не перегружая фактами, аргументируйте свои мысли, проиллюстрируйте их; лаконично подведите итоги, очертите круг сфер, где можно было бы продолжить исследование и др.

Устное выступление – это не только 10 минут «тематического» выступления, но и красивая, грамотная речь в обычной жизни.

4.3. Практикум

Составьте устное высказывание на следующие темы: здоровье нации; молодежь XXI века; репетитор или самообразование?

5. Графика.

5.1. Основные сведения « Графика»

Графика (греч. graphike, от grapho - пишу, черчу, рисую) - совокупность всех средств данной письменности, система отношений между буквами письма и звуками (фонемами) речи, а также сами начертания букв, знаков.

Письменная речь – это речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная.

5.2. План составления письменного высказывания:

    Вступление.

    Проблема, над которой размышляет автор.

    Современный русский литературный язык. Фонетика, орфоэпия, графика и орфография. Князев С.В., Пожарицкая С.К.

    2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2011. - 430 с.

    Предлагаемое учебное пособие ориентировано на программу раздела «фонетика» общего курса «Современный русский язык» филологических факультетов университетов и педагогических институтов. В нем учтены последние достижения фонетической науки, объективно излагаются разные концепции и способы описания одного и того же объекта. Для студентов филологических факультетов высших учебных заведений.

    Формат: pdf

    Размер: 5,3 Мб

    Смотреть, скачать: drive.google

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    ПРЕДИСЛОВИЕ 3
    ВВЕДЕНИЕ 7
    Язык как предмет лингвистики 7
    Назначение языка 7
    Устройство языка. Знак 9
    Язык и речь 10
    Разновидности языковых систем 13
    Лингвистика 14
    Фонетика: предмет, задачи и разделы.
    Виды фонетических описаний 16
    Звуковые средства языка 18
    ЧАСТЬ I . СУБСТАНЦИОНАЛЬНАЯ ФОНЕТИКА 25
    СЕГМЕНТНАЯ ФОНЕТИКА 27
    Артикуляционный аспект фонетических описаний. .27
    Устройство речевого аппарата 28
    Звук речи. Гласные и согласные 31
    Основные компоненты речепроизводства 32
    Инициация 32
    Артикуляция 33
    Фонация 41
    Артикуляционная классификация звуков русского языка 48
    Контекстные изменения фонетических единиц 54
    Транскрипция 58
    Фонетическая транскрипция 59
    Транскрипция и экспериментальная фонетика 60
    Транскрипция и орфоэпия 61
    Русская фонетическая транскрипция 62
    Знаки фонетической транскрипции 65
    Обозначение гласных звуков 66
    Обозначение согласных звуков 72
    Акустический аспект фонетических описаний 75
    Предмет акустической фонетики 75
    Физическая природа звука 76
    Виды колебаний. Периодические и непериодические колебания 77
    Объективные свойства звуков и их субъективные корреляты. ..78
    Распространение звуковых волн 79
    Простой (чистый) тон - гармоническое колебание 80
    Комплексные звуки. Спектральное разложение Фурье 85
    Резонанс 89
    Акустическая теория речепроизводства 91
    Форманта. F-картина 93
    Основные способы изучения акустических свойств речи 94
    Образование гласных звуков 96
    Соотношение артикуляционных и акустических характеристик гласных 99
    Коартикуляционные изменения гласных 104
    Акустические свойства согласных 105
    Преобразование акустического сигнала в цифровую форму (оцифровка) 108
    Алгоритм анализа спектрограмм 110
    Перцептивный аспект фонетических описаний 110
    Этапы процесса восприятия 110
    Прием и преобразование акустического сигнала 111
    Полезные признаки звукового сигнала (акустические ключи) .117
    Лингвистический этап восприятия 123
    Методы изучения восприятия 127
    СУПЕРСЕГМЕНТНАЯ ФОНЕТИКА 129
    Сегментные и суперсегментные единицы 129
    Слог 131
    Структура слога 132
    Функции слога 133
    Признаки слога 133
    Шкала сонорности 136
    Универсальные принципы организации слога 139
    Основные теории слогоделения в русском языке 140
    Иерархическая упорядоченность универсальных принципов строения слога 146
    Алгоритм слогоделения в русском языке 149
    Фонетическое слово (такт) 156
    Ударение 157
    Функции ударения 157
    Фонетические корреляты ударения 158
    Словесное ударение в русском языке 159
    Побочное ударение 163
    Структурные типы ударения 163
    Синтагма 165
    Интонация 166
    Просодические средства и их реализация 166
    Интонационная система Е.А. Брызгуновой 171
    Перцептивная интонология С. Оде 177
    Комбинаторная модель интонации 179
    Сильные и слабые фразовые позиции 184
    Пограничные сигналы 186
    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ БАЗА РУССКОГО ЯЗЫКА 189
    ЧАСТЬ П. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА(ФОНОЛОГИЯ) 191
    Звук речи. Звукотип 193
    Фонема 197
    Фонологические идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ 203
    Ленинградская (Петербургская) фонологическая школа 206
    Фонологическая теория Пражской лингвистической школы 212
    Московская фонологическая школа 219
    Состав фонем русского языка 229
    Сильные и слабые позиции 231
    Фонетическая реализация согласных фонем русского языка 235
    Фонетическая реализация гласных фонем 243
    Фонологическая теория Р.И. Аванесова (1956) 246
    Фонематическая транскрипция МФШ 249
    Морф офонематическая транскрипция 250
    Сповофонематическая транскрипция 272
    Динамические модели в фонологии 277
    Стандартная модель порождающей фонологии 278
    Современные фонологические модели 284
    Интегральная модель звукового поведения 289
    ЧАСТЬ III. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ 295
    Суперсегментные особенности разговорной речи 300
    Сегментные особенности разговорной речи 303
    Статус разговорной речи 308
    ЧАСТЬ IV . ОРФОЭПИЯ 313
    Произносительные варианты в области вокализма 322
    Произносительные варианты в области консонантизма 326
    Произношение отдельных грамматических форм 333
    Хронологические варианты орфоэпической нормы 337
    Произношение и написание 339
    Ударение 341
    Территориальные разновидности орфоэпической нормы 349
    ЧАСТЬ V. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ 355
    ГРАФИКА 361
    Основные положения теории графики 361
    Графическая система русского языка 365
    Из истории русской графики 370
    ОРФОГРАФИЯ 376
    Основные понятия теории орфографии. Принципы орфографии 376
    Орфографическая система русского языка 382
    Из истории русской орфографии 386
    УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ 395
    ПРИЛОЖЕНИЯ 401
    Приложение А. Артикуляционные профили некоторых звуков русского языка 403
    Приложение Б. Акустика 407
    Приложение В. Динамические спектрограммы 418
    Приложение Г. Интонограммы 422
    Приложение Д. Транскрипционная система IPA 424

    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Предлагаемое учебное пособие ориентировано на программу раздела «Фонетика» общего курса «Современный русский язык»1, который читается на отделении «Русский язык и литература» филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. В основе его лежит многолетний опыт чтения данного курса авторами учебного пособия в МГУ.
    Мы стремились отразить в этом учебном пособии достижения фонетической науки последних десятилетий - а следует отметить, что эти десятилетия характеризуются не только появлением огромного количества новых фактов, полученных в результате применения естественно-научных методов исследования, но и выработкой принципиально новых подходов к описанию звуковой коммуникации. Таким образом, своей основной задачей мы считали системное изложение фактов русского языка в соответствии с современными представлениями об устройстве фонетического компонента языка2. Этим обусловлено включение некоторых разделов, ранее отсутствовавших в учебниках (таких как «Перцептивный аспект фонетических описаний», «Артикуляционная база русского языка», «Разговорная речь»), а также существенное расширение сведений из области речепроизводства и речевой акустики (при изложении основ перцептивной фонетики мы основывались на тех сведениях, которые содержатся в главе «Восприятие речи» книги СВ. Кодзасова и О.Ф. Кривновой «Общая фонетика», поскольку в ней обобщаются результаты важнейших и самых последних исследований в этой области).
    Одной из важнейших задач вузовского учебника мы считаем объективное изложение разных концепций, разных способов описания одного и того же объекта, которое позволяет студенту сделать свой собственный выбор. В соответствии с этим в главе «Суперсегментная фонетика» в разделе «Слог» излагаются основные теории структуры слога и слогоделения, включая самую современную - теорию оптимальности, а в разделе «Интонация» изложение концепции Е.А. Брызгуновой дополнено изложением комбинаторной модели интонации в соответствии с последними достижениями в этой области на основе работ СВ. Кодзасова и С. Оде.

    Фонетика. Фонология.

    Орфоэпия. Графика.

    Орфография.

    Государственное образовательное учреждение высшего

    и профессионального обучения

    «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Л.В. Марченко, Т.Л. Павленко, А.Ф. Пантелеев

    Современный русский язык.

    Фонетика. Фонология.

    Орфоэпия. Графика. Орфография

    Учебное пособие для студентов

    отделения славянской и западноевропейской филологии,

    филологического отделения (стационара и ОЗО)

    Ростов-на-Дону

    Современный русский язык. Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография. Учебное пособие для студентов отделения славянской и западноевропейской филологии, филологического отделения (стационара и ОЗО) / Марченко Л.В., Павленко Т.Л., Пантелеев А.Ф. – Ростов-на-Дону, 2004. – с.

    Учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом. В пособии даются: теоретические сведения по основным разделам программы – фонетике, фонологии, графике; краткий словарь терминов, планы практических занятий, задания и упражнения к ним; задания для самоконтроля, тесты, варианты контрольных работ; схемы и образцы фонетического, фонологического, графического, орфографического, орфоэпического анализа языковых единиц, а также список научной и учебной литературы, словарей; вопросы к экзамену.

    Т.Л. Павленко, кандидат филологических наук,

    профессор,

    А.Ф. Пантелеев, кандидат филологических наук,

    Научный редактор – Т.Л. Павленко, кандидат филологических наук,

    профессор.

    Рецензенты – В.П. Малащенко, доктор филологических наук, профессор,

    Е.В. Шейко, кандидат филологических наук, доцент.

    I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 6

    ФОНЕТИКА

    § 1. Понятие о фонетической транскрипции. Правила транскрибирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………………………..с. 6

    § 2. Классификация гласных звуков.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с. 8

    § 3. Классификация согласных звуков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 8

    § 4. Позиционная мена и позиционные изменения звуков.. . . . . . . . . . . . . с. 12

    § 5. Позиционная мена гласных звуков.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 13

    § 6. Позиционная мена согласных звуков.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 18

    § 7. Позиционные изменения гласных звуков.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 22

    § 8. Позиционные изменения согласных звуков.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с. 24

    § 9. Фонетический слог. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с. 26

    ФОНОЛОГИЯ.

    § 10. Понятие о фонеме как единице языка. Фонема и звук.. . . . . . . . . . . с. 30

    § 11. Система гласных фонем. Сильные и слабые позиции

    гласных фонем………………………………………………………………...с. 33

    § 12. Система согласных фонем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 38

    § 13. Сильные и слабые позиции согласных фонем.. . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 41

    ГРАФИКА

    § 14. Предмет графики как научной дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 47

    § 15. Характеристика русского алфавита. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 47

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 51

    II. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 54

    III. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 71

    IV. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. . . . . . . . . . . . с 115

    V. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 123

    Контрольная работа №1 по теме «Фонетика» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 123

    Контрольная работа №2 по темам «Фонетика. Фонология. Графика.» . . с. 139

    VI. ТЕСТЫ ПО ТЕМАМ «ФОНЕТИКА. ФОНОЛОГИЯ.

    ГРАФИКА»………………………………………………………с. 141

    VII. СХЕМЫ И ОБРАЗЦЫ АНАЛИЗА ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ. . . . с. 155

    VIII. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 178

    IX. ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 183


    I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ

    ФОНЕТИКА

    Классификация гласных звуков

    Гласные звуки современного русского языка классифицируются по трем признакам:

    1. по степени подъема языка при образовании гласного звука;

    2. по признаку ряда (по месту подъема языка), т.е. по движению языка по горизонтали в ротовой полости;

    3. по отношению к лабиализации, т.е. участию/неучастию губ в образовании гласного звука.

    Сонорные являются самыми звучными из всех согласных звуков. В их образовании участвует голос при незначительном участии шума (примерно 75% - голос, 25 % - шум).

    Шумными являются те согласные, при образовании которых шум преобладает над голосом либо голос полностью отсутствует. Шумные звонкие согласные состоят из шума с небольшим участием голоса (примерно 75% - шум, 25% голос). Шумные глухие образуются без участия голоса, полностью состоят из шума.

    Многие шумные согласные объединяются в пары по участию голоса и шума. Парными являются шумные согласные, различающиеся только одним этим признаком (при общности других): [б] - [п]; [б’] - [п’] и др. Сонорные согласные не имеют пары по признаку «участие голоса и шума».

    Примечание: Перечень согласных, парных и непарных по участию голоса и шума, см. в разделе «Фонология».

    2. Место образования шума

    Деление согласных на губные и язычные связано с тем, какие активные органы речи участвуют в их образовании: губы или язык. В образовании губных согласных активную роль выполняет нижняя губа, в образовании язычных согласных – язык. Активные (движущиеся) органы речи взаимодействуют с пассивными, к которым относятся верхняя губа, альвеолы, зубы, твердое небо. Так, при образовании губно-губных согласных нижняя губа смыкается с верхней губой, а при образовании губно-зубных согласных тот же активный орган – нижняя губа - сближается с верхними зубами. Язычные согласные делятся на три группы в зависимости от того, передняя, средняя или задняя часть языка выполняет активную роль при образовании звука. Группа переднеязычных согласных является неоднородной. В зависимости от того, с каким пассивным органом сближается передняя часть языка, выделяются переднеязычные зубные (язык движется по направлению к верхним зубам) и переднеязычные небно-зубные (язык сближается с альвеолами, поднимаясь в передней части к твердому небу).

    3. Способ образования шума

    По способу образования шума выделяется несколько групп согласных. При образовании смычных (взрывных) согласных активный орган, сближаясь с пассивным, образует смычку, при преодолении которой происходит взрыв, т.к. воздушная струя с силой разрывает преграду. Смычные согласные очень краткие, их часто называют мгновенными звуками. Щелевые (фрикативные) согласные образуются неполным сближением активного и пассивного органов, между которыми остается щель. Струя воздуха проходит через щель относительно свободно, однако трением воздуха о стенки щели создается шум. Отсутствие взрыва при преодолении преграды позволяет щелевым согласным приобретать долготу, что невозможно для смычных звуков. Аффрикаты являются сложными по образованию звуками: в начальной стадии артикуляции образуется смычка, однако ожидаемого взрыва не происходит, преграда размыкается, переходя из смычки в щель, через которую воздух выходит из ротовой полости. Аффрикаты, таким образом, совмещают в себе признаки смычных и щелевых согласных. Смычно-проходные согласные образуются путем полного смыкания активного органа с пассивным, воздух проходит одновременно через полость рта и полость носа. В зависимости от того, каким образом воздух проходит через преграду, выделяются смычно-проходные носовые и смычно-проходные боковые (ртовые) звуки. Согласные, при образовании которых кончик языка вибрирует, то смыкается, то размыкается с альвеолами при прохождении струи воздуха, называются дрожащими (вибрантами ).

    Классификация слогов

    Фонетические слоги классифицируются по нескольким признакам:

    1) по характеру конечного звука: закрытые и открытые.

    Открытый фонетический слог – слог, оканчивающийся на гласный: [р/\-бо- тъ], [н/\ - фстр’`ê- чу ], [ту -мá-ны ]

    Закрытый фонетический слог – слог, который оканчивается на согласный звук (в том числе и Й): [ч`äй-н’и к].

    2) по характеру начального звука: неприкрытые и прикрытые.

    Прикрытый фонетический слог – слог, который начинается с согласного звука: [слý -жбъ], [к/\-рáбл’]. Неприкрытыми называются слоги, начинающиеся гласными звуками: , [и -глá].

    3) по месту в слове: начальные, серединные, конечные.

    4) по отношению к ударению: ударные и безударные – предударные (первый предударный, второй предударный) и заударные.

    Ударный слог отличается от других наибольшей силой и длительностью произношения гласного звука, а также большей напряженностью артикуляции. В безударных слогах происходит редукция гласных звуков: в первом предударном, находящемся непосредственно перед ударным слогом, редукция гласных меньше, чем во втором предударном прикрытом слоге и заударных слогах.

    Правила слогораздела

    Слогораздел – граница между слогами, следующими друг за другом в речевой цепи. В существующих теориях слога имеются в виду разные основания при определении границы слога. Согласно теории сонорности (Р.И.Аванесов, М.В.Панов и др.), слогораздел проходит в месте наибольшего спада звучности.

    Структуру слогов принято изображать схематически. При этом условно звучность элементов, составляющих слог, обозначают цифрами: 4 (самая высокая звучность) – это звучность гласных, 3 – звучность сонорных, 2 – звучность звонких шумных, 1 – звучность шумных глухих. При слогоделении учитываются: 1) количество гласных, 2) количество согласных, находящихся между гласными, и 3) качество этих согласных.

    Основные правила деления слов на фонетические слоги таковы:

    1. Если между гласными находится согласный звук, то он всегда отходит к последующему слогу: [б’и е _ р’ ó -зъ], [п/\ -л’`ế - м’и -къ]

    2. Если между гласными находится несколько шумных, то все они отходят к последующему слогу: [хл/\ -пý -шкъ], [ст/\-рó -шкъ].

    3. Если между гласными находятся два сонорных, то оба сонорных могут быть отнесены к последующему слогу: [в/\ - лнá], [к/\- рмá]. Либо граница слогов устанавливается между двумя сонорными: [в/\л - нá], [к/\р - мá].

    4. Если между гласными оказывается сочетание шумного с сонорным, то все они отходят к последующему слогу: [п’и - с’мó], [с’т’и е - клó].

    5. Если между гласными находится сонорный в сочетании с шумным, то слогораздел проходит между этими звуками: [к/\н - в’éрт], [кáр - тъ].

    6. Если между гласными находится сочетание [j] с любым другим согласным, то [j] всегда отходит к предыдущему слогу: [тá·ŭ - нъ], [крá·й - н’и й].

    Деление слова на слоги – явление чисто фонетическое. Оно не совпадает с членением слова на морфемы, например: в слове петь 2 две морфемы (пе/ть), но один слог [п’êт’]; в слове писать 3 морфемы (пис/а/ть) и 2 слога [п’и /сá т’]. Слогоделение на стыке морфем имеет свои особенности, что обусловлено действующими в языке законами. Так, не допускается употребление двух одинаковых согласных в пределах одного фонетического слога. Поэтому, если стечение двух согласных наблюдается на стыке приставки и корня, слогораздел проходит между одинаковыми согласными и тогда предшествующий слог становится закрытым, например: [б’ьс-с’и е р-д’`ế-чны й]. Если же такое стечение наблюдается в пределах одной морфемы, сочетание согласных упрощается за счет сокращения долготы, и тогда слогораздел проходит после гласного: [и -м:у -н’и - т’éт]

    ФОНОЛОГИЯ

    Система гласных фонем.

    Система согласных фонем

    Фонологическая система русского языка имеет консонантный характер, т.е. определяющими в ней являются согласные фонемы. Во-первых, согласных фонем гораздо больше, чем гласных. Во-вторых, согласные фонемы объединяются в многочленные соотносительные ряды по глухости/звонкости и твердости/мягкости, вследствие чего различительная способность согласных фонем намного больше, чем у гласных. В-третьих, согласные фонемы влияют на качество аллофонов гласных фонем: срв. <и′гр>,<си́грαıн > – во втором слове в результате влияния твердой согласной фонемы <с> гласная фонемы <и> реализуется в аллофоне [ы].

    В систему согласных фонем входят 39 согласных, однако вопрос о количестве согласных фонем является спорным. Сторонники СПбФШ считают, что в систему языка входят 35 согласных. Звуки [ж’:] и [ш’:] рассматриваются как аллофоны фонем <ж> и <ш>. Профессор М.В. Панов, представитель МФШ, включает в систему согласных 34 фонемы, определяя звуки [г’], [к’], [х’] как аллофоны заднеязычных фонем <г>, <к>, <х>. Однако профессор В.В. Иванов и другие сторонники МФШ признают <г’>, <к’>, <х’> самостоятельными фонемами, т.к. они выступают в тех же фонетических позициях, что и твердые заднеязычные, участвуют в различении звуковых оболочек слов, словоформ и морфем. Различия между твердыми и мягкими заднеязычными часто позиционно обусловлены: мягкие [г’], [к’], [х’] выступают перед гласными переднего ряда, а твердые [г], [к], [х] – перед гласными непереднего ряда. Однако в словах иноязычного происхождения и в некоторых русских лексемах на стыке морфем мягкие заднеязычные выступают в положении перед гласными [а], [о], [у], например: [г’˙о́]те; риди[к’˙у́]ль и т.д. Следовательно, <г>, <к>, <х> - <г’>, <к’>, <х’> являются такими же членами соотносительного ряда по твердости/мягкости, как и <б> - <б’>, <в> - <в’> и др. Заднеязычные фонемы, противопоставленные по признаку твердости/мягкости, выполняют в современном русском языке смыслоразличительную функцию, например: <го́>ты - <г’о́>те; <ку>ри́ - <к’у>ри́, <ко>т – т<к’о>т.

    Соотносительный ряд согласных по глухости/звонкости насчитывает 28 фонемы (14 пар). Не входят в этот соотносительный ряд сонорные фонемы <л>, <л’>, <м>, <м’>, <н>, <н’>, <р>, <р’>, , а также непарные шумные глухие <ц>, <ч’>.

    Соотносительный ряд согласных по твердости/мягкости насчитывает 32 фонемы (16 пар). Не входят в соотносительный ряд непарные твердые фонемы <ж>, <ш>, <ц> и непарные мягкие фонемы <ж’:>, <ш’:>, <ч’>, .

    Соотносительный ряд согласных по глухости/звонкости Соотносительный ряд согласных по твердости/мягкости
    Шумные звонкие Шумные глухие Твердые Мягкие
    <б> <б’> <в> <в’> <г> <г’> <д> <д’> <ж> <ж’:> <з> <з’> [γ] [γ’] <п> <п’> <ф> <ф’> <к> <к’> <т> <т’> <ш> <ш’:> <с> <с’> <х> <х’> <б> <в> <г> <д> <з> <к> <л> <м> <н> <п> <р> <с> <т> <ф> <х> [γ] <б’> <в’> <г’> <д’> <з’> <к’> <л’> <м’> <н’> <п’> <р’> <с’> <т’> <ф’> <х’> [γ’]
    Непарные сонорные Непарные глухие Непарные твердые Непарные мягкие
    <л>, <л’>, <м>, <м’>, <н>, <н’>, <р>, <р’>, <ц>, <ч’> <ж>, <ш>, <ц> <ж’:>, <ш’:>, <ч’>,

    По глухости/звонкости

    Парные по глухости/звонкости фонемы четко различаются в позиции перед любой гласной фонемой, перед сонорной фонемой и перед сильными фонемами <в> - <в’>. В этих позициях парные согласные фонемы выполняют сигнификативную функцию, т.е. сохраняют способность различать звуковые оболочки слов, словоформ и морфем, например: а́м - <з>а́м; <к>о́лос - <г>о́лос. Данные позиции являются сильными позициями фонем, противопоставленных по глухости/звонкости.

    В позиции абсолютного конца слова фонемы, парные по глухости/звонкости, теряют различительную способность, перестают выполнять сигнификативную функцию, т.к. в этой позиции не могут выступать звонкие согласные фонемы, например: до́<г>а – до́<к>а но до́<к 1 >. Позицией нейтрализации, т.е. неразличения шумных звонких/глухих, является также позиция перед любой шумной фонемой, кроме <в> - <в’>. В позиции перед шумными звонкими согласными могут выступать только шумные звонкие звуки, в позиции перед шумными глухими – только шумные глухие, например: у́<з>ок - у́<с 1 >ко; поя<с>о́к – поя<с 1 >ки́. Следовательно, фонемы <з> и <с> утрачивают различительную способность, заменяясь одной слабой фонемой <с 1 >.

    Сведения о позициях фонем обобщим при помощи таблицы.

    По твердости/мягкости

    В сильной позиции могут выступать обе фонемы, парные по признаку твердости/мягкости, сохраняя смыслоразличительную способность. Например, в позиции перед гласной фонемой: <лу́к> - <л’у́к>. Следует отметить, что сильной по твердости/мягкости является и позиция перед <е>, т.к. в этой позиции могут выступать в корневых морфемах как мягкие, так и твердые фонемы, например: <ме́>тр (учитель, наставник) - <м’е́>тр. В позиции абсолютного конца слова, где не различаются глухие/звонкие фонемы, могут выступать как твердые, так мягкие фонемы, парные по данному признаку, например: кро́<фı> -кро́<ф’ı>. Перед заднеязычной фонемой сохраняют свою различительную способность переднеязычные и губные фонемы, имеющие пары по твердости/мягкости, например: Се<рг’>е́й - се<р’г’>е́ ; пле́<т 1 к>а – ся́<т’ı-к>а; со́<пı к>а - сы́<п’ıк>а.

    В слабой позиции по твердости/мягкости нейтрализуется из оппозиции фонем по данному признаку, фонемы утрачивают различительную способность. Например, в позиции перед зубной или небно-зубной переднеязычной фонемой может выступать только твердая губная фонема: <п 2 р’>иве́т; о<п 2 р>о́с. В позиции перед твердой переднеязычной фонемой реализуются только твердые зубные фонемы: <з 2 на́л> - <с 2 -на́м’и>. В данной позиции не различаются твердые и мягкие переднеязычные.

    Сведения о сильных и слабых позициях согласных фонем, парных по признаку твердости/мягкости, можно представить в виде таблицы:

    Сильные позиции по твердости/мягкости Слабые позиции по твердости/мягкости
    1. Перед гласной фонемой, в том числе перед фонемой <е> <да́>ма - <д’а́>дя; <со́>к - <с’о́>к; интер<не́>т - <н’е́>т 1. Позиция любой согласной фонемы перед фонемой в пределах одной морфемы (в этой позиции могут выступать только мягкие согласные фонемы): <р’jа´н αı>
    2. В абсолютном конце слова пло́<т 1 >- пло́́<т’ 1 >; мо́<л> - мо́<л’> 2. Губные фонемы перед переднеязычными (могут выступать только твердые губные) <п 2 р>а́во; <п 2 р’>еде́л
    3. Переднеязычные фонемы перед заднеязычными сте́<нк>а - Сте́<н’к>а; ва́<рк>а - Ва́<р’- к>а 3. Переднеязычные зубные фонемы перед зубными и небно-зубными (перед мягкими фонемами выступают только мягкие аллофоны фонем, перед твердыми фонемами – только твердые аллофоны): <з 2 л’и́т’>; < с 2 л’и́т’>; <з 2 ло́j>; <с 2 ло́j>. Исключение: фонемы <л> - <л’>; <н> - <н’> (см.: «Сильные позиции по твердости/мягкости», № 6)
    4. Губные фонемы перед заднеязычными со́<п 1 к>а - сы́<п’ 1 -к>а; ста́<ф 1 к>а - ста́<ф’ 1 -к>а 4. Небно-зубные <р> - <р’> перед губно-зубными и переднеязычными (могут выступать только твердые аллофоны фонем): <р 2 в’о́т 1 >; <р 2 ва́л>
    5. Переднеязычные фонемы перед губно-губными фонемами <см>о́й - во<с’м>о́й; то́<рб>а - гу<р’б>а́ 5. Губные согласные фонемы перед губными: <р’и́ф 2 мα 1 > (Им.п.); <р’и́ф 2 м’α 1 > (Д.п., Пр.п.)
    6. Фонемы <л> и <л’> перед любой согласной фонемой, кроме ко́<лб>а - па<л’б>а́; по<лк>а́- по́<л’к>а; по́<лн>ый - во́<л’н>ый 6. Заднеязычные фонемы перед любой согласной фонемой: <к 2 ну́т 1 >, <мок 2 н’ α 1 т 1 >
    7. Фонемы <н> и <н’> перед фонемами <ж> и <ш> пла<нш>е́т - ме́<н’ш>е; ма<нж>е́т - де<н’ж>а́та

    Примечание: Более подробно о слабых позициях согласных по твердости/мягкости см.: Аванесов Р.И.Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956, с. 175-182.

    Фонема может находиться в сильной позиции одновременно по глухости/звонкости и по твердости/мягкости. Эта позиция называется абсолютно сильной, например, позиция перед гласной фонемой: <до́>м - <то́>м; <до́>м - и<д’о́>м. Есть позиции, в которых различается глухость/звонкость у парных фонем, но не различается твердость/мягкость, например: <с 2 р>а́зу - <з 2 р>а́зы. В определенных положениях фонема сохраняет способность дифференцироваться от парных по твердости/мягкости, но выступает в слабой позиции по глухости/звонкости, например, в позиции абсолютного конца слова: кро́<ф ı > - кро́<ф’ ı >, шка́<ф ı > - ве́р<ф’ ı >. Абсолютно слабые фонемы выступают в позициях, в которых утрачиваются противопоставления как по глухости/звонкости, так и по твердости/мягкости. Например, шумные переднеязычные зубные в позиции перед шумными переднеязычными зубными и небно-зубными не различаются с парными им по глухости/звонкости и по твердости/мягкости фонемами: <с 3 т>о́н. Фонема <с 3 > находится в абсолютно слабой позиции, т.к. перед шумным глухим согласным может выступать только шумный глухой, а перед твердым зубным согласным в составе корня употребляется только твердый зубной, т.е. нет различения <с>- <з>; <с> - <с’>.

    § 14. Предмет графики как научной дисциплины

    Графикой (от греч. grapho – пишу) называется раздел науки о языке, изучающий начертательные знаки (графические средства) и соотношения между буквами и звуками (фонемами). К графическим средствам относят: буквы, знаки препинания, пробел между словами, отступ (абзац), апострóф, знак ударения и некоторые другие знаки. Однако основными графическими средствами русского языка являются буквы.

    Буквы, расположенные в определенном порядке, составляют алфавит. В русском алфавите 33 буквы. Каждая буква может употребляться в двух разновидностях: как прописная (большая) и строчная (малая). Некоторые различия букв наблюдаются также в печатных и рукописных текстах.

    Однозначные гласные буквы

    Двузначные гласные буквы

    Однозначные согласные буквы

    Двузначные согласные буквы

    Согласные буквы Звуковые значения букв Примеры
    б [б] либо [б’] Бас, бязь
    в [в] либо [в’] Воз, вёз
    г [г] либо [г’] Год, Гёте
    д [д] либо [д’] Дом, идём
    з [з] либо [з’] Зонт, зёрна
    к [к] либо [к’] Кот, ткёт
    л [л] либо [л’] Лавр, лязг
    м [м] либо [м’] Маг, мягкий
    н [н] либо [н’] Нос, нёбо
    п [п] либо [п’] Пони, пёс
    р [р] либо [р’] Рад, ряд
    с [с] либо [с’] Сад, сядь
    т [т] либо [т’] Танец, тянет
    ф [ф] либо [ф’] Фокус, Фёкла
    х [х] либо [х’] Хэнд, хек

    § 16. Слоговой принцип русской графики

    В русском языке единицей письма является не буква, а слог. Такой слог, обычно представляющий собой сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики активно действует при обозначении парных по твердости-мягкости согласных фонем. Обозначающие их буквы являются двузначными. Например, буква т употребляется для обозначения и твердой, и мягкой фонемы: ср. станут - стянут.

    Отсутствие в русском алфавите отдельных букв для парных твердых, парных мягких согласных фонем компенсируется наличием в нашей графике начертаний, используемых при передаче гласных фонем. Так, буквы а, о, у, э, ы указывают на твердость согласного, парного по твердости-мягкости, обозначенного предшествующей согласной буквой, а буквы я, ё, ю, е, и на мягкость согласных (ср.: рад - ряд, мол - мёл, тук - тюк, сэр - сер, был - бил). Так как буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости, двузначны, то без учета последующей буквы нельзя определить, каково качество парных по твердости-мягкости согласных фонем, передаваемых согласными буквами. Например: буква м в слове мёд обозначает фонему <м’>, значение которой выявляется в графическом слоге мё: буква ё обозначает гласную фонему <о> и указывает на мягкость предшествующей согласной фонемы, обозначенной буквой м . В слове же март буква м обозначает фонему <м>, значение буквы м выявляется в графическом слоге ма , в котором буква а указывает на твердость согласного, обозначенного предшествующей согласной буквой, и передает фонему <а>. В конце слова и перед согласными мягкость согласных, парных по твердости-мягкости, обозначается сочетанием согласной буквы с особой буквой ь , например: соль, тень, полька, сдать.

    Слоговой принцип применяется также к обозначению согласной фонемы (йот). Согласный палатальный обозначается особой буквой й только в том случае, когда слог заканчивается этим звуком, следующим за гласным (ср.: пой - пойте, лей - лейте, весной, слепой и т.п.). В других положениях палатальный звук вместе со следующим гласным звуком обозначается одной буквой, а именно: я - , ё - , е - , ю - . Слоговой принцип графики нужен и при уточнении звукового значения двузначных гласных букв я, е, ё, ю, и, которые при употреблении в слоге после согласных букв передают только одну гласную фонему: пять <п’а́т’ 1 >, вёл <в’о́л>, а в позициях абсолютного начала слова, после гласных букв, после разделительных ъ и ь обозначают две фонемы – и соответствующую гласную фонему, например: ел , поет <пαjо́т>, сольем <сαл’jо́м>.

    Применение слогового принципа в русской графике является очень удобным решением вопроса о правилах передачи на письме парных твердых и мягких согласных, а также звука [j]: сокращается количество букв, значительно экономится место путем устранения написаний с отдельно обозначаемым йотом. Однако слоговой принцип применяется в графике русского языка далеко не всегда.

    В русской графике встречается ряд отступлений от слогового принципа . Основными из них являются следующие:

    1)обозначение гласных фонем после согласных, непарных по твердости-мягкости. Так, после букв, передающих всегда твердые согласные <ж>, <ш>, <ц>, гласные фонемы обозначаются, вопреки слоговому принципу, буквами и, е, ё, изредка ю, я (ср. жир, ширь, жест, шест, жёлоб, шёпот, брошюра, жюри, парашют, цифра, цепь, Коцюбинский, Цявловский и т.п.);

    2) после букв, обозначающих всегда мягкие <ч>, <щ>, вопреки слоговому принципу, пишутся буквы а, о, у (ср. чаша, чокнуться, чудо, пища, Щорс, щука и т.п.); Эти отступления становятся возможными потому, что при использовании однозначных букв не нужны дополнительные указания на характер значения со стороны других букв.

    3) написания иноязычных (чаще французских) слов с ьо вместо ё (бульон; срв. бельём, пьём и т.п.);

    4) написание сложносокращенных слов с ьо, ьа, ьу и йу (сельокруг, сельаэродром, Дальуголь, стройучасток);

    5) написание в начале иноязычных слов йо вместо ё (йот, йод, Йоркшир, Нью-Йорк; срв. ёж, ёрш).

    Кроме указанных отступлений в применении слогового принципа, можно отметить в русской графике отсутствие особой буквы для фонемы [ж’:] (дрожжи, визжу, езжу и т.п.).


    III. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

    Занятие №1

    Литература

    1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. С. 275-329 (таблицы).

    2. Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 112-114, 119-124

    3. Русский язык: Учебник для 5-го класса/ Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М., 2002. С. 49-55, 60-66

    4. Семиотика, лингвистика, поэтика: К столетию со дня рождения А.А. Реформатского. М., 2004. С. 105-108, 589-590.

    5. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В. Панов. М., 1984.

    I . Вопросы для проверки домашнего задания:

    1. Объясните, в чём суть понятий «гласные звуки» и «согласные звуки».

    2. Укажите различия между гласными и согласными звуками.

    3. Охарактеризуйте гласные и согласные звуки в слове «лабораторная» (учитывая все критерии классификации).

    4. Расскажите, в какие системные соотношения входят согласные звуки. Почему важно знать системные соотношения согласных звуков? Установите системные соотношения согласных в слове «лабораторная».

    5. Выясните, каков лингвистический смысл «Печальной повести о ј-ике»:

    «Жил-был ј-ик. Несмотря на то, что его окружала звонкая и шумная толпа гласных и согласных, он чувствовал себя очень одиноким и несчастным.

    Можно ещё примириться с тем, что вполне грамотные и культурные люди пожимают плечами, когда им напоминают о его существовании: кроме них есть лингвисты, оказывающие ему, ј-ику, достаточное внимание и уважение. Но то, что собратья-фонемы никак не хотят принять его в свою семью, - это уж совсем невыносимо!

    У всех фонем есть родственники, у одних больше, у других меньше. Есть такие счастливцы, как фонема <д>: мало того, что она образует пары по глухости/звонкости (<д> - <т>) и твёрдости/мягкости (<д> - <д’>), она гордится ещё тем, что входит в «цепочку» <б> - <д> - <г> и «пучок»

    <д> - <з>

    <н> - <л>!

    Конечно, не всем так везёт. Но даже у фонемы <ж’:> (откровенно говоря, её мало кто произносит, да и встречается она всего в нескольких словах!) есть пара - <ш’:>.

    А у ј-ика нет никого. Он, конечно, и мечтать не смеет о замкнутой паре, но могли бы его пустить хоть в «цепочку» <в’> - <з’> - < ј>!

    У ј-ика осталась последняя надежда: если сонорные согласные примут его в свою компанию, то целых восемь фонем - <н>, <н’>,<м>, <м’>,<л>, <л’>,<р>, <р’> - окажутся ему не совсем чужими.

    Но что же он услышал в ответ!

    - Подумать только, что этот фрикативный йот вообразил себя сонорным! Неужели он не знает, что все мы образуемся при свободном проходе воздуха, мы - носовые, боковые и дрожащие! А он образует обыкновенную щель, как <з>, <с>, <ж>, <ш>, <х>! Ведь они преспокойно называются шумными!

    - Но у меня нет глухой пары – умоляюще проговорил ј-ик <…>.

    Задумавшись, ј-ик не заметил, как стало тихо. Согласные фонемы забыли о его существовании, принявшись опять за ассимиляцию, диссимиляцию, оглушение, озвончение и тому подобные будничные повседневные дела. А он, ј-ик, никогда больше не пытался найти родственную душу. Он так и остался одиноким и несчастным в богатой системе русского языка». (Йот. Н.)

    Примечание: Н. Йот – шуточный псевдоним известного языковеда Н.А. Еськовой, работавшей в аспирантуре под руководством А.А. Реформатского и написавшей эту лингвистическую сказку вслед за серьёзным научным исследованием на тему «Фонема <ј> в современном русском литературном языке». См.: Семиотика, лингвистика, поэтика: К столетию со дня рождения А.А. Реформатского. – М., 2004. С. 105-108, 589-590.

    6. Расскажите, что такое позиционная мена согласных звуков. Назовите типы позиционной мены согласных. Приведите прим

    Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка.

    Орфоэпия - наука о нормах произношения.

    Графика - раздел языкознания, изучающий принципы отражения звучащей речи на письме, а также сами эти принципы.

    Орфография - раздел языкознания, изучающий систему правил правописания морфем в словах разных частей речи, не регулируемых правилами графики, а также сами орфографические правила.

    Звук и буква

    Звук - это минимальная, нечленимая единица звучащей речи. Буква - графический знак для обозначения звука на письме, то есть рисунок. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и воспринимаются зрением. Звуки есть в любом языке, независимо от того, имеет он письменность или нет; звучащая речь первична по отношению к речи, записанной буквами; в фонографических языках буквы отображают звучащую речь (в отличие от языков с иероглифической письменностью, где отображение находят не звуки, а значения).

    В отличие от других языковых единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения), звук сам по себе не имеет значения . Функция звуков сводится к формированию и различению морфем и слов (мал - мол - мыл ).

    В русском алфавите 33 буквы: : Аа - «а», Бб - «бэ», Вв - «вэ», Гг - «гэ», Дд - «дэ», Ее - «е», Ёё - «ё», Жж - «жэ», Зз - «зэ», Ии - «и», Йй - «й», Кк - «ка», Лл - «эль», Мм - «эм», Нн - «эн», Оо - «о», Пп - «пэ», Рр - «эр», Сс - «эс», Тт - «тэ», Уу - «у», Фф - «эф», Хх - «ха», Цц - «цэ», Чч - «че», Шш - «ша», Щщ - «ща», ъ - «твёрдый знак», Ыы - «ы», ь - «мягкий знак», Ээ - «э», Юю - «ю», Яя - «я». Русский алфавит называют кириллическим, или кириллицей.

    Буквы имеют строчный вариант (буква в строке не возвышается над остальными буквами) и прописной (буква отличается от строчной высотой). Нет прописного варианта у букв ъ и ь, а прописная буква Ы употребляется только в иноязычных именах собственных для передачи реального произношения (в начале русских слов звук [ы] не встречается).

    10 букв предназначены для обозначения гласных звуков и условно называются гласными (а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е ), 21 буква предназначена для обозначения согласных звуков и условно называется согласной (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ ), ъ и ь не относят ни к гласным, ни к согласным и называют графическими знаками.

    Согласных звуков, чётко различающихся в русском языке (например, перед гласными), - 36: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [ж], [з], [з"], [й"], [к], [к"], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [п], [п"], [р], [р"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х"], [ц], [ч"], [ш], [щ"] (в речи людей старшего поколения в отдельных словах, таких, как дрожжи, вожжи, брызжет и др., может произноситься долгий мягкий согласный [ж"]). Согласных звуков в русском языке больше, чем согласных букв (36 и 21 соответственно). Причина этого состоит в одной из особенностей русской графики - в том, что мягкость парных согласных звуков в русском языке обозначается не согласной буквой, а гласной буквой (е, ё, ю, я, и ) или ь (мал [мал] - мял [м"ал], кон [кон] - конь [кон"]).

    Гласных букв 10: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е . Гласных звуков, различающихся под ударением, - 6: [а], [у], [о], [ы], [и], [э]. Таким образом, в русском языке гласных букв больше, чем гласных звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Они выполняют следующие функции:

    1) обозначают 2 звука ([й"а], [й"у], [й"о], [й"э]) в позиции после гласных, разделительных знаков и в начале фонетического слова: яма [й"́ама], моя [май"́а], объять [абй"́ат"];

    2) обозначают гласный и мягкость предшествующего парного по твёрдости / мягкости согласного звука: мёл [м"ол] - ср.: мол [мол] (исключение может составлять буква е в заимствованных словах, не обозначающая мягкости предшествующего согласного - пюре [п"ур́э]; поскольку целый ряд заимствованных по происхождению слов такого рода стал общеупотребительным в современном русском языке, можно сказать, что буква е в русском языке перестала обозначать мягкость предшествующего согласного звука, ср.: пос[т"э]ль - пас[тэ]ль);

    3) буквы е, ё, ю после непарного по твёрдости / мягкости согласного обозначают гласный звук [э], [о], [у]: шесть [шэс"т"], шёлк [шолк], парашют [параш́ут].

    Фонетическая транскрипция

    Для записи звучащей речи используется фонетическая транскрипция, которая построена на принципе однозначного соответствия между звуком и его графическим символом.

    Транскрипция заключается в квадратные скобки, в словах из двух или нескольких слогов обозначается ударение. Если два слова объединены единым ударением, они составляют одно фонетическое слово, которое записывается слитно или с помощью лиги: в сад [фсат], [ф сат].

    В транскрипции не принято писать прописные буквы и ставить знаки препинания (например, при транскрибировании предложений).

    В словах, состоящих более чем из одного слога, ставится ударение.

    Мягкость согласного звука обозначается апострофом: сел [с"эл].

    Три основных учебных комплекса предлагают не совсем одинаковое решение для обозначения мягких непарных согласных. Комплекс 1 обозначает мягкость у всех непарных ([ч"], [щ"], [й"]). Комплекс 2 в начале раздела фонетики не обозначает мягкости непарных ([ч], [щ], [й]), потом в учебнике теории мягкость обозначена у всех непарных мягких, как и в 1 комплексе ([ч"], [щ"], [й"]), а в учебнике практики звук [щ"] обозначен транскрипционным знаком [ш"], как это принято в высшей школе. Комплекс 3, как и комплекс 1, обозначает мягкость всех непарных мягких ([ч"], [щ"], ), при этом звук [й] обозначается, как это принято в высшей школе, при помощи [j] с той разницей, что в высшей школе мягкость [j] не обозначается, поскольку связана не с дополнительной, а с основной артикуляцией этого звука. Для лучшего запоминания того, что непарные [ч"], [щ"], [й"] являются именно мягкими, мы принимаем решение об обозначении их мягкости при помощи апострофа.

    Для записи гласных звуков используются следующие транскрипционные знаки: ударные гласные: [́а], [́о], [́у], [́и], [́ы], [́э], безударные: [а], [и], [ы], [у]. В транскрипции не используются йотированные гласные буквы я, ю, е, ё .

    Комплекс 3 для обозначения безударных гласных использует транскрипционные значки [а], [ы], [и], [у], [иэ] («и, склонное к э»), [ыэ] («ы, склонное с э»), [ъ] («ер»), [ь] («ерь»). Об их правильном употреблении будет сказано в разделе, посвящённом безударным гласным.

    Образование гласных и согласных звуков

    Звуки произносятся во время выдоха: выдыхаемая из лёгких струя воздуха проходит через гортань и ротовую полость. Если находящиеся в гортани голосовые связки напряжены и сближены, то выдыхаемый воздух вызывает их колебание, в результате чего возникнет голос (тон). Тон обязателен при произношении гласных и звонких согласных. Если голосовые связки расслаблены, тон не образуется. Такое положение органов речи присуще произношению глухих согласных.

    Пройдя гортань, воздушная струя попадает в полости глотки, рта, а иногда и носа.

    Произношение согласных обязательно связано с преодолением препятствия на пути воздушной струи, которое образуется нижней губой или языком при их сближении или смыкании с верхней губой, зубами или нёбом. Преодолевая созданную органами речи преграду (щель или смычку), воздушная струя образует шум , который является обязательной составляющей согласного звука: у звонких шум соединяется с тоном, у глухих он является единственным компонентом звука.

    Произношение гласных характеризуется работой голосовых связок и свободным проходом воздушной струи через ротовую полость. Поэтому в составе гласного звука присутствует голос и отсутствует шум. Специфическое звучание каждого гласного зависит от объёма и формы ротовой полости - положения языка и губ.

    Таким образом, с точки зрения соотношения голоса и шума в русском языке представлены три группы звуков: гласные состоят только из тона (голоса), звонкие согласные - из шума и голоса, глухие согласные - только из шума.

    Соотношение тона и шума у звонких согласных неодинаково: у парных звонких шума больше, чем тона, у непарных шума меньше, чем тона, поэтому глухие и парные звонкие в лингвистике называют шумными, а непарные звонкие [й"], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"] - сонорными.

    Гласные звуки и гласные буквы Ударные гласные

    В русском языке под ударением различается 6 гласных звуков: [́а], [́о], [́у], [́и], [́ы], [́э]. Эти звуки обозначаются на письме при помощи 10 гласных букв: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е .

    Звук [а] может быть обозначен на письме буквами а (мал [мал]) и я (мял [м"ал]).

    Звук [у] обозначается буквами у (буря [б́ур"а]) и ю (мюсли [м"́усл"и]).

    Звук [о] обозначается буквами о (мол [мол]) и ё (мёл [м"ол]); согласно сложившейся традиции в печатной литературе, не предназначенной для малышей или для обучения чтению и письму, вместо буквы ё употребляется буква е , если это не мешает пониманию смысла слова.

    Звук [ы] обозначается буквой ы (мыло [м́ыла]) и и - после ж, ш и ц (жить [жыт"], шить [шыт"], цирк [цырк]).

    Звук [и] обозначается буквой и (Мила [м"́ила]).

    Звук [э] обозначается буквой е (мера [м"́эра] или - после твёрдого согласного в некоторых заимствованиях - э (мэр [мэр]).

    1. Обучение фонетике ставит целью прежде всего решение практических задач – привитие учащимся прочных навыков правильного русского произношения. Значение правильного произношения определяется его коммуникативной функцией, т.к. искажение произношения звуков, неправильная постановка ударения или неправильное интонирование могут затруднить понимание или привести к неправильному пониманию высказывания. Л.В. Щерба отмечал, что «ошибки в произношении ничуть не лучше ошибок, например, в грамматическом роде имен существительных, в падеже и т.п., а зачастую являются хуже их, т.к. мешают осуществлению основной цели языка коммуникации, т.е. взаимопониманию».

    Это обстоятельство обуславливает исключительную важность работы по привитию правильных произносительных навыков в процессе обучения русскому языку в школе. Содержание обучения фонетике определяется программой по русскому языку, особое внимание уделяется совершенствованию артикуляционных навыков, работе над нормами ударения и интонацией. В результате изучения данного раздела ставится цель сформировать следующие умения и навыки:

    слышать и различать звуки;

    различать звуки и буквы;

    уметь акцентировать ударные слоги;

    в соответствии с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме;

    пользоваться алфавитом, орфографическим и орфоэпическим словарями.

    С фонетической системой русского языка учащиеся знакомятся еще в начальных классах, чисто практическим путем осваивая артикуляцию звуков родного языка, повторяя, подражая учителю. В 5 классе осуществляется изучение систематического курса русской фонетики, на основе теоретических знаний, включающих знакомство с фонетической системой русского языка (гласные, согласные звуки; твердые, мягкие, глухие, твердые и т.д.); сведения о фонетических процессах (оглушение, озвончение); ударение и т.д. Далее (до 9 класса) вопросы фонетики рассматриваются в связи с изучением других разделов курса. Полученные знания имеют большое значение при изучении орфографии, морфологии, словообразования.

    Фонетика представляет собой раздел языкознания, который изучает звуковую систему языка, а именно: звуки речи, их вари­анты, позиционные и исторические чередования, слогоделение, ударение, фонетическое слово. При этом фонетические единицы и закономерности их употребления в речи усваиваются детьми естественным путем, еще в дошкольном возрасте, как правило, до 3 - 5 лет, что происходит на основе восприятия речи окружаю­щих их взрослых и в практике собственной речевой деятельности.

    В начальной школе ребенок учится выделению слов из речевого потока, выделению в слове слогов и звуков, определению места ударения, соотнесению звука и буквы. Начиная с V класса школа учит орфографическим умениям и навыкам на основе звукобуквенного анализа и синтеза, фонетического и орфоэпического ана­лиза слова. В соответствии с программами разделы «Фонетика. Гра­фика. Орфография» или в других случаях «Фонетика. Графика. Орфо­эпия» изучаются в V классе. Однако следует отчетливо осознавать, что на основе фонетических умений и навыков изучаются все по­следующие темы, связанные со словообразованием и формообра­зованием, морфемным анализом слов и др.


    Обучение фонетике опирается на следующие методические (общеметодические) принципы: экстралингвистический; функциональный; принцип межуровневых и внутриуровневых связей; нормативно-стилистический; исторический.

    При обучении фонетике следует учитывать частнометодические принципы:

    опора на речевой слух учащихся; рассмотрение звука в морфеме; сопоставление звуков и букв.

    В процессе изучения фонетического материала выполняются фонетические упражнения. Среди них выделяются следующие (Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1997):

    Деление речевого потока на слова; слогоделение; звуковой и слоговой синтез (составление слогов и слов из звуков); соотнесение звуков и букв;

    Выделение и характеристика отдельных звуков - гласных и согласных (звонких и глухих, твердых и мягких) и пр.;

    Обнаружение и анализ чередований, объяснение их типов и причин;

    Обнаружение и объяснение действия законов фонетики (ре­дукция гласных [о], [а], оглушение звонких согласных и озвонче­ние глухих);

    Транскрибирование с мотивировкой и пр.

    Примеры таких упражнений:

    1. В данном тексте подчеркнуть слова, в которых количество звуков совпадает с количеством букв. Мир миру, дружба между народами, борьба за счастье людей – вот те ясные и благородные цели, которые ставит перед собой каждый человек.

    2. Составить рассказ, включив в него приводимые ниже слова, и затем выписать из него те слова, в которых букв больше, ем звуков. Снег, если, комья, буря, буран, метель, мрак, ночь, свет, юг, вьюга.

    3. В каких из следующих слов есть по два рядом стоящих гласных звука? Клюет, поохотился, мобилизует, появление, своей, наугад, паять, неудачный, поющий, боевой, приоткрыл, боязнь.

    Одним из видов языкового анализа в связи с изучением фонетического материала является фонетический разбор. В зависимости от учебных задач фонетический разбор может быть полным или выборочным, проводиться в письменной или устной форме. В школьной практике фонетический разбор представляет собой анализ звукового состава слова, который включает анализ звуков и др.).

    Орфоэпия в школьном курсе русского языка Орфоэпия – раздел лингвистики, изучающий «совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство ее звукового оформления в соответствии с норами национального языка, исторически выработавшимися и закрепившимися в литературном языке» (Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984).

    Наиболее приемлемым и обоснованным для школы следует принимать второй подход к объему понятия «орфоэпия», так как произношение и ударение есть специфические проявления устной речи, взаимосвязанные и взаимообусловленные, обычно неотражаемые в должной мере на письме. К тому же комплексное изуче­ние норм произношения и ударения в рамках орфоэпии позволяет оптимально решать задачи формирования и развития произноси­тельных умений и навыков.

    Произношение охватывает состав различаемых в данном язы­ке фонем, их качество, их изменения в определенных фонетиче­ских условиях, т. е. прежде всего - фонетическую систему. Несмот­ря на то что фонетическая система - основное в произношении, она не покрывает собой полностью понятия «произношение». Кроме того, в понятие «произношение» входит звуковое оформление от­дельных слов или групп в той мере, в какой оно не определяется системой языка. Так, например, в ряде слов на месте орфографи­ческого сочетания чн произносится [шн]: коне[шн]о, ску[шн]о, яи[шн]ица и др. В ряде случаев отмечается двоякое произношение: сливо[шн]ьш и сливо[ч"н]ый, було[шн]ая и було[ч"н]ая и др. При лю­бом произношении этих слов фонетическая система русского язы­ка в равной мере допускает оба сочетания - как [шн], так и [ч"н]. Таким образом, перед нами в данном случае явление, относящееся к произношению, но не определяющееся фонетической системой. Произношение звука [ш] или [ч"] перед [н] в каждом отдельном слове определяется традицией, принадлежностью слова к тому или иному стилю (высокому или разговорному), стилистической ок­рашенностью речи, но отнюдь не фонетическими условиями.

    Наконец, в понятие произношения входит звуковое оформле­ние отдельных грамматических форм (например, родительного падежа слов на -ого, -его; возвратных суффиксов глаголов; прила­гательных на -кий, -чий и т.п.), что выходит за рамки фонетиче­ской системы, но характеризует произношение как таковое. Все эти и подобные случаи, не всегда относящиеся к фонетической системе русского языка, тем не менее относятся к произношению. Следовательно, произношение представляет собой понятие более широкое, нежели фонетическая система, хотя она и служит базой произношения.

    Важной стороной орфоэпии является ударение, т.е. «звуковое выделение одного из слогов слова» (Р. И.Аванесов).

    Ударение в русском языке характеризуется следующими основ­ными признаками:

    1) ударный слог произносится с большей силой; ударение ха­рактеризуется большей громкостью ударного слога;

    2) ударный слог выделяется большей длительностью;

    3) ударный слог в отличие от безударного характеризуется зна­чительной напряженностью произносительного аппарата, а также усилением выдоха.

    Отличительные особенности русского ударения - его разноместность и подвижность. Русское ударение является разноместным, потому что может быть в слове на любом слоге (книга, руч­ка - на первом слоге; учебник, тетрадь - на втором; ударение, орфоэпия - на третьем и т.д.).

    Вместе с тем русское ударение, будучи в одних словах непод­вижным, в других является подвижным, так как при образовании разных грамматических форм одного и того же слова его место может меняться (сравните: календарь - календаря; дневник - днев­ника). В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. По данным ученых, большая часть слов русского языка (око­ло 96 %) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4 % являются наиболее употребительными словами, которые и со­ставляют базисную лексику языка 1 . К сожалению, твердых правил о том, на каком слоге ставить ударение, в большинстве случаев нет, и в каждом подобном случае необходимо запомнить слово вместе с ударением.

    Таким образом, ударение является весьма важной стороной оформления устной речи, хотя оно и не относится в русском язы­ке к области произношения в собственном смысле слова.

    Комплексное изучение норм произношения и ударения в рамках орфоэпии позволяет оптимально решать проблемы формирования и развития произносительных умений и навыков. Цель орфоэпических упражнений – развить речевой слух, формировать у учащихся устойчивые умения и навыки в самостоятельном решении вопросов произношения и ударения.

    В задачи обучения орфоэпии входит: 1) формирование и разви­тие речевого слуха учащихся, т. е. способности фиксировать внима­ние на фонетических особенностях звучащей речи, а также анали­зировать ее с точки зрения соблюдения норм литературного языка; 2) систематическая и целенаправленная работа по формированию орфоэпических умений и навыков на основе соответствующих зна­ний; 3) развитие у школьников языкового вкуса и чутья, неравно­душного отношения к ненормированному произношению, фор­мирование навыков речевого самоконтроля; 4) налаживание еди­ного речевого режима в школе; 5) языковое самообразование, ре­чевое самосовершенствование учителя (Львов М.Р. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5-9 классы. М., 1989).

    К наиболее типичным видам орфоэпических упражнений относятся следующие:

    1) прослушивание образцов произношения;

    2) повторение образцов, их копирование;

    3) работа со словарями ударения и произношения и др.

    Положительные результаты в обучении орфоэпии во многом зависят от видов упражнений, их регулярности и последовательности проведения. К сожалению, в современных школьных учебниках не прослеживается система орфоэпических упражнений, необходимо совершенствовать орфоэпическую работу на уроках русского языка.

    При обучении орфоэпии следует учитывать стили произноше­ния. Известно, что в произношении выделяются три стиля - раз­говорный, нейтральный и высокий. При обучении же русскому литературному произношению и ударению берется за основу ней­тральный стиль, объединяющий в себе черты высокого и разго­ворного стилей произношения. Это и понятно, поскольку нейт­ральные языковые, в частности фонетические, единицы уместны в любой обстановке общения, в любой речи и преобладают в уст­ных и письменных высказываниях любого рода, к тому же стили­стическая окрашенность языковых средств воспринимается только на фоне именно нейтральных единиц.

    Орфоэпия, будучи составной частью науки о языке, опирается на соответствующие нормы, под которыми понимается «совокуп­ность явлений, разрешенных системой языка и являющихся обя­зательными для всех носителей данного языка».

    Естественно, что литературный язык предполагает строгий от­бор языковых фактов в качестве нормы. При этом учитываются, с одной стороны, языковые традиции, в чем состоит устойчивость нормы, с другой - прогрессивные тенденции в развитии языка, и в этом проявляются динамизм и гибкость норм современного русского литературного языка.

    В методическом плане вопросы обучения графике и орфоэпии следует решать в сопоставительном плане, выявляя при этом соотношение между буквами и звуками. В орфоэпических ком­ментариях нуждается терминология этих разделов, особенности про­изношения названий ряда букв и др. Все это в свою очередь позво­лит исправить или предупредить орфоэпические ошибки, наибо­лее часто встречающиеся в речи школьников.