Народные сказки о добре. Сказка про добрые дела

Сказка о добре для детей 4-7 лет " Путешествие Ежинки".

Михайлова Олеся Евгеньевна, воспитатель, МБДОУ " Детский сад общеразвивающего вида № 60", город Воронеж.
Описание: Данная сказка учит детей быть добрыми, отзывчивыми. В сказке рассказывается о там, как Ежинка, не думав о своей беде, помогала девочкам. Она будет полезна для чтения воспитателям детям и родителям для домашнего чтения.
Цель: осознание детьми,того, что доброта,одно из главных качеств человека, что на добро надо отвечать добром.
Задачи:
формировать нравственные качества у дошкольников,в процессе чтения сказок,желание совершать добро всем;
развивать чуткость к художественному слову, память,связную речь,внимание.
воспитывать у детей интерес к чтению сказок, веру в добро и чудеса, умение прийти на помощь в трудную минуту.
Вот такая удивительная история произошла в нашем волшебном лесу. Ее мне поведал старичок Лесовичок и обязательно просил вам рассказать, так что слушайте.
Живут в его лесу мама Ежиха и ее дочка Ежинка. Однажды Ежинка решила прогуляться, завидев поляну цветов, она пошла к ней, думая: « Нарву цветов сейчас и маме подарю, то- то она обрадуется». Букет получился очень красивый и Ежинка побежала быстрее домой, чтобы обрадовать маму.
И надо же такому случиться - налетел сильный ветер и стал вырывать из рук букет.
-Видно мой букетик ветру приглянулся? Нет уж не отдам, я его для мамы рвала! - промолвила Ежинка. И с этими словами поднялась в воздух и полетела.
« Ничего,- думала Ежинка,- сейчас он со мной поиграет и назад меня вернет»
Но ветер и не думал этого делать, он рассердился, что Ежинка ему не отдала букет и понес он ее далеко от ее леса, и опустил в другой лес.
Осмотрелась Ежинка: лес необычный, деревья какие- то странные, таких она никогда и не видывала. Увидев тропинку, она побрела по ней.
Идет она, видит девочка сидит и плачет возле яблоньки.
- Здравствуй, девочка! Что случилось?- спрашивает Ежинка.
- Здравствуй! Да вот батюшка сказал, яблоки с яблони собрать к вечеру, до вечера чуть- чуть осталось, а яблок на дереве еще видимо не видимо, как мне не плакать, не поспею, отец накажет,- отвечает ей девочка.
-Не плачь, милая, я тебе помогу. Ты яблоню тряси, а я их носить буду на своих иголочках.
Так и поступили.


- Спасибо!Как же ты к нам в лес попала? Чем же мне тебя отблагодарить? - спрашивает девочка.
Поведала Ежинка ей свою историю.
- Рада бы тебе помочь, да не знаю как,- ответила ей девочка,- но я обязательно, что - нибудь придумаю.
- Хорошо,- ответила Ежинка,- а я дальше пойду.
Идет, она идет, видит другая девочка сидит на камне и плачет.
- Здравствуй, девочка, чего плачешь?- спрашивает Ежинка.
- Здравствуй. Да вот батюшка сказал, ему рубашку зашить, а у меня иголочка сломалась, как мне не плакать,- отвечает ей девочка.
- Нашла из-за чего рыдать, посмотри сколько у меня их, выбирай любую,- и Ежинка подставила свои иголочки.


Девочка взяла иголочку и с радостью принялась за работу. Окончив ее, она и спрашивает:
- Спасибо тебе. Чем же мне тебя отблагодарить?
И ей рассказала свою историю Ежинка. И та тоже обещала ей помочь.
А Ежинка дальше пошла. Смотрит еще девочка сидит и плачет.
- Здравствуй. Что пригорюнилась, милая,- спрашивает Ежинка,- чем я тебе могу помочь?
-Здравствуй. Да чем ты мне поможешь, послал меня батюшка в лес по грибы, а я все обыскала, а грибов так и не нашла.
- Я тебе помогу, у меня нюх всем нюхам нюх, а ты за мной иди и грибы собирай.


Так и сделали, не прошло и часа, а у девочки уже полная корзина грибов.
- Спасибо, тебе Ежинка. А как ты сюда попала, я тебя раньше здесь не видела,- спрашивает девочка.
И ей рассказала Ежинка о своем путешествие.
- Как же мне тебе помочь,- задумалась девочка,- придумала, пойдем к моему батюшке, уж он-то нам поможет.
Взяла девочка Ежинку на руки и пошла к своему дому.
А так тем временем и две сестрицы собрались. Вот и батюшка подъехал.
Увидал он, что все его наказы выполнены, обрадовался, поцеловал дочерей и говорит им:
- Просите у меня какие хотите подарки, ничего не пожалею!


Сестрицы переглянулись и рассказали, кто им помог справиться с отцовскими наказами.
- Что ж, - сказал отец,- долг платежом красен, помогу и я Ежинки. И вас, за то, что вы не себе просили, а Ежинке, без подарков не оставлю.
Вышел отец на крыльцо и крикнул:
- Ветер - ветерок, мой дружок, Поскорее прилетай и Ежинку выручай!
Тут же лес зашумел и прилетел ветерок, подхватил он Ежинку, вместе с букетом и понес в родные края.
- До свидания, спасибо вам! - прокричала Ежинка.
- До свидание, Ежинка, - донеслось до нее.
А тем временем в лесу мама Ежиха места себе не находит, ждет где ее доченька запропастилась. Зашла в норку поглядеть, нет ли там. Вышла, а Ежинка уже возле норы стоит и букетик маме протягивает.
-Это тебе, дорогая мамочка, - с этими словами, она обняла маму.
- Ты где была так долго, а уже заволновалась?- спросила мама.
-Я хотела тебе сделать сюрприз, но тут…..И Ежинка рассказала маме все, что с ней произошло.
Мама погладила свою доченьку по колючкам и сказала:
-Я горжусь тобой! Знай: надо делать добро и оно обязательно к тебе вернется.


Вот такая удивительная история произошла в нашем волшебном лесу. Мне ее рассказал старичок Лесовичок, я ее вам, а вы непременно расскажите другим.

Когда мы говорим, что эта сказка про доброту, то люди начинают улыбаться, вспоминать что-то хорошее. Лучи добра обладают магической силой. Не существует пути к доброте; доброта – это и есть путь.

Сказка про доброту и Петушка

Жил-был Петушок. Его домом был славный курятник на окраине птичьего двора. Петушок был добрым и отзывчивым. Он всегда заботился о младших, приносил им потерявшиеся зернышки.

Утром Петушок ходил на работу. Как только огромное золотое солнышко появлялось на горизонте, петушок громко кричал:

— Ку-ка-ре-ку!

Все были рады, что Петушок ответственно относился к своим обязанностям. «Проспать» — такого слова для петуха не существовало. Если звучало весёлое «Ку-ка-ре-ку!», то жители птичьего двора точно знали, что сейчас раннее утро, впереди новый день и ещё много дел можно сделать.

Но вот однажды Петушок отправился на вечернюю прогулку к плетню. И вдруг он увидел, как кто-то барахтается в канаве. Он внимательно посмотрел вниз и увидел маленького гусёнка, который непонятным образом забрался сюда и угодил в канаву. Петушок попытался спасти бедолагу, но у него ничего не вышло.

Смеркалось. Птичья братия активно готовилась ко сну. О гусёнке, похоже, никто не вспомнил. И тогда Петушок принял решение – надо кукарекать. И он начал.

Старый гусь нашёл его у плетня и спросил, почему кукареканье происходит в столь неурочный час? Петух показал в канаве барахтающегося малыша. Старый гусь, опытный и мудрый, немедленно помог бедняге.

А на птичьем дворе недовольно ворчали:

— Петушок зазнался, кричит, когда хочет. Нам это не нравится. Надо же, ночь на пороге – а он кукарекать вздумал!

А утром на птичьем собрании старый гусь поблагодарил спасителя:

— Ты сделал доброе дело, Петушок. Молодец, друг, не растерялся!

Старый гусь ещё долго говорил про добро, про добрые поступки.

Петушок скромно молчал. Молчали и те, кто ещё совсем недавно ворчал на него…

Вопросы и задания к сказке

О каком домашнем животном идёт речь в сказке?

В чём заключалась работа Петушка?

Как связаны между собой петух и солнце?

Где Петушок нашёл гусёнка?

Почему Петушок закукарекал в неурочное время?

Кто спас гусёнка?

Почему мы говорим, что эта сказка про доброту?

Какие пословицы подходят к сказке?

Добротой свет стоит.
Ценна помощь вовремя.
Доброму везде дорога.

Главный смысл сказки заключается в том, что спасти жизнь живого существа – это важнее, чем соблюсти установленные порядки.

Сочиняем сказку

«Сказка о добром сердце»

Жила – была девочка. Она гуляла и увидела маленького щенка. Щенок скулил. Он хотел есть. Девочка взяла с собой его, привела домой и накормила. Щеночек от радости лизнул ей руку и подумал: «Какое доброе сердце, спасибо!»

Слепцов Никита, ученик 3 «б» класса

Жил – был мальчик, его звали Филипп. Он всем помогал: он давал белке орехи, зайцу он давал морковь, ёжику он давал грибы, лошадям – яблоки. Для птиц он делал кормушки и ложил туда семечки.

Однажды Филипп пошел в лес и заблудился. Он встретил тех зверей, и они помогли выйти ему из леса. Мальчик вернулся в свою деревню.

Так доброта Филиппа помогла ему в беде. Добротой платят за доброту!

Черемкин Кеша, ученик 3 «б» класса

«Сказка о добром сердце»

Жила – была одна семья. У этой семьи были прекрасные цветы. Они их поливали раз в неделю и хорошо за цветами ухаживали. Это очень нравилось цветам и они раскрыли свои добрые сердца всем людям на земле. Цветы всегда дают хороший воздух, притягивают красотой и ароматом.

Глядя на них создается у всех хорошее настроение и хочется улыбаться и смеяться. Цветы – это красота! Цветы – это радость для всех! Только для хороших людей они будут приносить радость.

Демина Настя. Ученица 3 «б» класса

Однажды вышло сердце погулять и увидело гриб, по которому ползали муравьи. Сердцу стало жаль грибок, и оно согнало всех муравьев. Идет, идет дальше и увидело сердце бабочку, которая запуталась в паутине. Помогло сердечко, и бабочка спокойно улетела. Так сердце сияло от радости, что всем помогает и будет еще помогать, ведь те, кто попал в беду, сейчас ее новые друзья.

Уварова Полина, ученица 3 «б» класса

«Сказка о добром сердце»

Жил – был мальчик, звали его Коля. Мальчик гулял с друзьями и увидел, что бабушка не может перейти дорогу. Коля сказал: «Бабушка, тебе помочь перейти дорогу?». А бабушка говорит: «Помоги пожалуйста». Коля помог, его поблагодарили, он пошел домой.

У мамы Коли было много трудностей, но мальчик всегда ей помогал: мыл посуду, стирал. Пыль вытирал, уборку делали вместе с мамой. И за собой убирал. Уроки делал сам.

Однажды случился один случай. Девочка и мальчик спорили, кто будет кататься на качелях. А Коля их рассудил. Он сказал, чтобы они катались по очереди. Доброе сердце мальчика всегда приходило всем на помощь.

Уваров Гоша, ученик 3 «б» класса

«Добрая линейка»

Однажды дети ушли из школы, а одна ученица забыла линейку. Вдруг эта линейка ожила. А все ученики и ученицы оставили тетради. Им нужно было начертить прямоугольник. Маша это задание не смогла выполнить, потому что у нее не было линейки. Тогда тетрадь обратилась к линейке и к карандашу. Они охотно согласились помочь. Линейка и карандаш дружно взялись за работу и начертили прямоугольник. Тетрадь поблагодарила их и закрылась. Добро всех делает хорошим!

Трофимов Игорь, ученик 3 «б» класса

Дети часто слышат от взрослых такие слова, как «добро» и «доброта». С определенного момента они начинают задумываться над тем, что же означают эти понятия?

Что такое доброта? Кого называют добрым человеком? И зачем надо быть добрым? С младенческого возраста ребенок окружен заботой и вниманием родителей, близких, родственников. Эта доброта, проявляемая к нему, кажется ребенку совершенно естественной. И если вовремя не объяснить малышу, что доброе отношение надо не только принимать от окружающих, но и самому уметь проявлять добрые чувства, он может вырасти эгоистом, не способным проявлять добрые чувства. Чтобы этого не произошло, важно рассказать ребенку о том, что такое доброта и зачем надо быть добрым.

Что же такое доброта?

Добротой называют искреннее желание человека помогать другим людям, делать для них добрые дела. Еще в древности люди поняли одну простую истину, которая стала главным правилом доброго человека. Эта истина гласит: «Не делай другому того, чего себе не желаешь». Если человек плохо относится к окружающим его людям, он никогда не добьется доброго к себе отношения. А вот если относиться к людям по-доброму, то и люди будут с добром относиться к тебе.

Еще люди поняли, что умение быть добрым делает человека счастливым. Знаменитый древнегреческий философ Платон сказал так: «Стараясь о счастье других, мы находим собственное счастье». И действительно, человек, который проявляет искренние добрые чувства к тем, с кем он общается, гораздо счастливее в жизни, чем эгоистичные личности, озабоченные лишь тем, чтобы привлечь к себе внимание и заботу окружающих.

Доброта — признак силы

То, что добрые люди более счастливы в жизни, объясняется еще и тем, что доброта – признак духовной силы человека. А сильный духом человек самостоятелен в своих поступках настолько, что способен не только обеспечить собственное благополучие, но еще и помогать окружающим его людям, проявлять к ним доброту.

Какие чувства свойственны доброму человеку? В первую очередь это любовь. Любовь к родителям, к близким людям, к друзьям. Еще для доброго человека свойственно чувство благодарности. За добрые дела принято благодарить. И благодарность можно выразить не только словами, но и ответными добрыми делами. Добрый человек способен и на проявление таких чувств, как сопереживание, сострадание, милосердие. Именно благодаря добрым людям получают помощь те, кто в ней нуждается больше всего – пожилые люди, инвалиды, люди с тяжелыми заболеваниями и те, кто просто попали в тяжелую жизненную ситуацию.

Путь к доброте

Как научить ребенка доброте? Доброту можно воспитать только добротой. С детства рядом с ребенком находятся его родители, близкие родственники, воспитатели, учителя. Показывая ребенку, что такое доброе отношение к окружающим, взрослые подают пример малышу, задают ему модель правильного поведения в обществе. При этом важно еще показать ребенку, что искренняя доброта характеризуется скромностью. Истинно добрый человек никогда не потребует ничего взамен за сделанное доброе дело и не станет хвалиться окружающим своими добрыми поступками.

Важно отличать доброго человека от «добренького». Добреньким принято называть такого человека, который проявляет только показную доброту и при этом не испытывает искренних добрых чувств к тем, кому он помогает. Такая ненастоящая «доброта» не особо поможет человеку стать действительно сильным духом и самостоятельной личностью.

Доброта и общество

Доброта важна не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Если в обществе будет много истинно добрых людей, такое общество будет развиваться и процветать. Ведь там, где люди бескорыстно и искренне помогают друг другу, работа спорится, и все дела успешно выполняются. Поэтому доброта важна как для развития любого общества, так и для прогресса человечества в целом.

Сказка о доброте «Муравей и мотылёк»
Автор сказки: Ирис Ревю

Жили-были муравей и мотылек. Жили не тужили, радовались солнечным дням и зеленому гулу леса.

Однажды муравей и мотылек встретились на полянке.

— Чем бы нам сегодня заняться? – думали они.

— А давай добрыми делами займемся, — предложил муравей.

И пошли они по лесу добрые дела делать. Помогли божьей коровке крышу починить, стрекозе крыльцо подправили, обувь сороконожки сдали в ремонт. У неё оказалось так много обуви, что друзья ходили к ежу-обувщику несколько раз.

Заглянули к старой бабочке, что жила у корявого пня, сделали ей красивые полочки в кладовке.

К вечеру друзья собрались домой. Они уже добрались до старой березы, как вдруг потемнело, и пошёл сильный дождь.

— Где бы спрятаться, где бы укрыться? — раздумывали они.

И вдруг услышали, как их кто-то зовёт. Это был светлячок. Он направил свет своего фонарика на муравья и мотылька, чтобы те в темноте видели, куда двигаться.

…И вот они на пороге дома светлячка.

Какое счастье, какая радость оказаться в теплом, уютном доме светлячка! Хозяин поставил на стол чай и сладкие баранки.

— У тебя доброе сердце, — сказали гости светлячку.

Тому было радостно слышать хорошие слова.

— От добрых друзей приятно слышать добрые слова, — сказал светлячок и улыбнулся.

***
Главный смысл сказки заключается в том, что очень важно, чтобы добрые отношения царили в этом мире. Доброта, добро – это, несомненно, лучше, чем равнодушие, безучастие, безразличие. С добром жить интереснее.

Сегодня каждый ребенок знает сказку «Золушка» или «Белоснежка и семь гномов», которые читают им родители. В этих сказках добро побеждает зло, а главные герои находят искреннюю любовь и живут долго и счастливо.

Воспитатели детского сада направляют своих воспитанников в нужное русло и постоянно говорят о том, что нужно быть добрым и сострадательным человеком. Все дети любят слушать сказки перед сном или в свободное время. , где добро побеждает зло, малыши воспринимают с особым интересом и вместе со сказочными героями переживают все происходящие события. Сказки c сайт помогают детям быть добрыми, искренними, любить людей и окружающий мир. Сказки про добро предоставляют уникальную возможность понять чужие страдания, боль и быть неравнодушными к ним.

Многочисленные исследования показывают, что сказки, где добротой пронизаны все ее страницы, являются отличным примером для подражания и дети в большинстве случаев хотят быть похожими на своих любимых сказочных героев. Эти сказки отличаются целеустремленностью, и каждая из них способна решить те или иные проблемы из жизни сказочных персонажей. Сказочная атмосфера и позитивный настрой помогают ребенку найти свой путь для решения некоторых проблем и трудностей.


Благодаря добрым сказкам дети стремятся брать пример с положительного сказочного героя, который посвящает себя борьбе с жестокостью и злом.

Много сказок о добре посвящено животным, где маленьких и беззащитных зверушек оберегают сильные их собратья. Дети особенно любят такие сказки, ведь маленькие животные вызывают у них сострадание и желание заботиться о них.

Медиками и психологами признано целительное действие доброй сказки на психику и нервную систему ребенка. Каждый взрослый может сам придумать сказку, где доброта и радость шагают рядом, а сказочные герои ведут вашего малыша в яркую и интересную страну невероятных событий и волшебства.


Сказки о добрых людях и их благородных поступках – это поучительные повествования, которые воспитывают в детях отзывчивость и трудолюбие, милосердие, умение дружить и любить друг друга. Коротенькая или длинная сказка на ночь о доброте и душевной красоте поможет вашему малышу научиться справляться с капризами, быть доброму и относиться с любовью ко всему окружающему его миру. Добрая сказка всегда заканчивается хорошо, и это помогает ребенку верить в чудо и силу добрых дел, благодаря которым сказочные герои всегда побеждают зло!