Плеоназмы и ляпалиссиады в вашей жизни. Тавтология в русском языке Что тавтология в русском языке примеры

Тавтология

Тавтология

ТАВТОЛОГИЯ (греческое - tautologéō - «говорю то же самое») - термин античной стилистики, обозначающий повторение однозначных или тех же слов. Античная стилистика подводит многословие речи под три понятия: периссология - накопление одинаковых по значению слов, напр. синонимов; макрология - обременение речи излишними пояснениями, напр. придаточными предложениями; тавтология - буквальное повторение тех же слов. Новейшая стилистика применяет ко всем этим понятиям общее обозначение - тавтология. Пример тавтологии из кельтской поэзии, вообще широко пользующейся тавтологией как художественным приемом: «...Ибо в битве, в борьбе и в бою, казалось ему, они были равны...» «Легче пасть от копья силы, смелости и ловкости боевой, чем от копья позора, стыда и поношения» («Ирландские саги», пер. А. Смирнова).
Благодаря особенностям семантического развития языка (см. Семантика), в частности благодаря ослаблению первоначального значения, изменению социальной оценки и забвению этимологии слова, Т. возможна в языке в целом ряде случаев, не воспринимаясь как таковая: «черные чернила» (так как могут быть «цветные чернила») и т. п. Отсюда - возможность ряда риторических и стилистических фигур, построенных на Т. Особенно большое значение приобретает Т. в системах ритмической речи, построенных на параллелизме.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Тавтология

ТАВТОЛОГИЯ - повторение одних и тех же слов, выражений и т. п. как, например, в былине о Соловье-разбойнике:

Под Черниговым силушки черным-черно,

Черным-черно, как черна ворона.

Тавтология - прием чрезвычайно употребительный в так наз. устном эпосе с его любовным выписыванием деталей и длительным задерживанием на последних внимания слушателей. Обилие тавтологии в произведениях народной словесности несомненно также связано с особым «певческим» характером их исполнения, при котором тавтологии служили для заполнения «музыкального» «времени». Такой ритмический характер носят порой тавтологии и в литературе. Это, напр., совершенно очевидно в известном стихотворении Бальмонта: «Я мечтою ловил уходящие тени», где соответственно расположенные тавтологии дают ритм восхождения. См., напр., строфу:

«Я мечтою ловил уходящие тени,

«Уходящие тени погасавшего дня.

«Я на башню всходил, и дрожали ступени,

«И дрожали ступени под ногой у меня».

Велико значение тавтологии для выявления и поддержания определенной эмоциональной настроенности. Так, тавтологиями пестрят молитвы, заклинания и т. п., где повторностью утверждается настойчивость моления, неизбежность ожидаемых результатов и т. д. В стих. Лермонтова «Благодарность» (1840), тавтологическое «за все, за все» первого стиха («За все, за все тебя благодарю я») сразу же определяет всю насыщенность этого стиха. Действительно, сам по себе этот первый стих является только первой ступенью градации (см. это слово), ибо после него, постепенно наростая, расположены отдельные моменты страшной Лермонтовской «благодарности» богу «за тайные мучения страстей...», «за горечь слез...», «за месть врагов и клевету друзей...», «за жар души, растраченный в пустыне..». Но, несмотря на то, что указанный первый стих, будучи первой ступенью градации , должен быть по своему положению самым слабым ее членом, именно он сгущает в себе все остальные моменты градации , и к нему возвращается в конце концов последняя в завершающем ее стихе, где поэт благодарит бога:

За все, чем я обманут в жизни был.

Вот это-то значение первого, слабого члена градации, как основного, и раскрыто сразу же тавтологией «за все, за все», начинающей первый стих...

Отмеченное выше значение тавтологии в народной словесности для закрепления внимания слушателя на некоторых частностях описания, повествования и т. п., можно также обнаружить и в литературе. Гоголь, например, часто пользуется тавтологиями для того, чтобы нарочитой остановкой на какой-нибудь незначительной детали по контрасту вызвать ощущение комического в отношении к живописуемому. Вспомним хотя бы описание бекеши Ив. Ив. в «Повести о том, как поссорился Ив. Ив. с Ив. Ник.». «Славная бекеша у Ив. Ив... А какие смушки! Фу, ты пропасть, какие смушки...» или же тавтологическое: «Прекрасный человек Ив. Ив.», которым начинаются отдельные моменты характеристики Ив. Ив., причем для усиления тавтологий в виде доказательства «прекрасности» Ив. Ив. следует то описание его дома, то любовь его к детям и т. п... Чисто звучальная сторона тавтологий дает основание пользоваться ими, как рифмами. В соответствии с указанием Валерия Брюсова (см. его «Опыты»), эти рифмы, в которых повторяется одно и то же слово , следует отличать от рифм омонимических (см. «Омоним». Примеры тавтологических рифм у Пушкина (приведены Брюсовым):

1) Вот на берег вышли гости,

Царь Салтан зовет их в гости.

2) Женка, что за сапоги...

Где ты видишь сапоги?

Я. Зунделович. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Тавтология" в других словарях:

    Тавтология … Орфографический словарь-справочник

    - (греч., от tauto то же, и logos слово). Выражение одной и той же идеи различными однозначащими словами; ненужное повторение в других выражения сказанного уже раньше. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    В обычном языке: повторение того, что уже было сказано. Напр.: «Стол есть стол». Т. бессодержательна и пуста, она не несет никакой информации, и от нее стремятся избавиться как от ненужного балласта, загромождающего речь и затрудняющего общение.… … Философская энциклопедия

    Тавтология: Тавтология (риторика) (от др. греч. ταυτολογία) риторическая фигура, представляющая собой повторение одних и тех же или близких по смыслу слов. Тавтология (логика) тождественно истинное высказывание, инвариантное… … Википедия

    Повторение, ошибка, масло масляное, высказывание, круг, суждение Словарь русских синонимов. тавтология масло масляное (разг.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    Тавтология - Тавтология ♦ Tautologie Суждение, которое всегда истинно – либо потому, что предикат лишь повторяет субъект («Бог есть Бог»), либо потому, что оно остается справедливым независимо от своего содержания и даже независимо от истинного значения… … Философский словарь Спонвиля

    Тавтология - ТАВТОЛОГИЯ повторение одних и тех же слов, выражений и т. п. как, например, в былине о Соловье разбойнике: Под Черниговым силушки черным черно, Черным черно, как черна ворона. Тавтология прием чрезвычайно употребительный в так наз … Словарь литературных терминов

    тавтология - и, ж. tautologie f. 1. Повторное обозначение уже названного понятия словом или выражением, не уточняющим смысла выраженного понятия (используется как стилистический прием). БАС 1. Если одного общего места мало, то примемся за тавтологию этого… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от греческого tauto то же самое и logos слово), содержательная избыточность высказывания, проявляющаяся в сочетании или повторении одних и тех же или близких по смыслу слов (истинная правда, целиком и полностью); может усиливать эмоциональное … Современная энциклопедия

Тавтология – это неоправданное повторение одно­коренных слов. Сущность тавтологии традиционно иллю­стрируют словосочетанием масло масляное, и мы не будем отказываться от этой традиции. Соединение двух слов, ка­залось бы, должно нести какой-то смысл, ведь минимальное суждение состоит из двух компонентов, субъекта и предика­та, или данного (того, о чем идет речь) и нового (того, о чем сообщается). В этом отношении предложение Волга – это река информативно, даже несмотря на то, что мы давно это знаем. А вот выражение масло масляное никакой информа­ции не несет.

С тавтологией часто смешивают повтор, который возни­кает в том случае, когда мы используем два однокоренных слова, которые существенно различаются по смыслу.

Возьмем, к примеру, словосочетание современное вре­мя. Оно вполне осмысленно. С одной стороны, есть слово время, которое мы можем использовать как синоним для слов период, эпоха, дни. С другой стороны, есть слово со­временный, которое также может быть употреблено умест­но. Ведь современный – это относящийся к той эпохе, к которой принадлежит говорящий; имеющий место сейчас, а не в прошлом или будущем. Времена бывают разные, и некоторые из них действительно современные, а некоторые нет. Все вроде бы правильно, но беда в том, что повтор кор­ней – современное время – звучит плохо, затрудняет вос­приятие мысли, стоящей за словами. Поэтому от одного из слов необходимо отказаться. Мы либо заменяем слово время (современная эпоха), либо заменяем слово современное (наше время).

Повтор может быть важным средством выразительности, а потому иногда уместен в художественной литературе или публицистике: «Писатель пописывает. Читатель почитыва ет», – как писал (или пописывал?) когда-то М.Е. Салтыков- Щедрин. Не правда ли, звучит хорошо? А к тому же иро­нично… Но в официально-деловом и научном стилях такие повторы следует исключить, потому что это противоречит специфике этих стилей.

В некоторых случаях тавтология неиз­бежна, а потому считается допустимой. На­пример, мы вряд ли можем исправить такие словосочетания, как рисовать рисунок или варить варенье. Замена на синонимы здесь вряд ли поможет, потому что полноценных наименований- синонимов для соответствующих явлений нет. Рисунок – это не обязательно набросок, а тем более картина-, и варе­нье – это не то же самое, что джем или повидло.

Здесь искали:

  • что такое тавтология в русском языке
  • тавтология примеры
  • сочиненте на тнмц как избежать тофтологии в тектсте

Понятие тавтологии знакомо еще со времен школьной скамьи. Тогда учителя без лишних пояснений утверждали, что ее следует избегать любой ценой, так как это некрасиво и неправильно звучит. Именно поэтому многие, отвечая на вопрос о том, что такое тавтология, приводят пример наподобие масло масляное.

На самом деле термин не всегда указывает на грубые изъяны речи, может использоваться в качестве литературного приема и оживить речь.

Термин появился еще в Древней Греции. Во времена античности греки именовали так ситуацию, когда говорилось то же самое.

Что такое тавтология в современности – это уже другой вопрос.

Под этим термином подразумевают повторение однокоренных слов в определенном предложении, части текста.

Встречается это выражение не только в литературе и лингвистике, но и в философии.

В философской логике, к примеру, термин обозначает выражение, которое будет оставаться истинным в любой ситуации.

Повторение однокоренных, сходных по морфемам и даже значению слов - вот что обычно значит тавтология. Чаще ее использование является неоправданным - разговор получается некрасивым и сложным для восприятия.

Лучше удалить встречающиеся однокоренные слова и сходные по лексическому значению - так станет проще воспринимать текст, и предложение будет короче.

Возьмите на заметку! Использование повторов не всегда бывает лишним - оно может служить для выражения большей экспрессивности. А это значит, что применение их в литературе оправдано.

Примеры тавтологии

Что такое тавтология, продемонстрируют примеры. С лингвистической точки зрения оправданы выражения, к примеру:

  • пришли холодные холода;
  • в аду позора и стыда.

Хоть в них и встречаются повторения однокоренных слов и схожих по значению, это не уродует словесность, а наоборот, делает ее более яркой и дает понять, что имелось в виду.

В то же время лингвистически неуместно употребление пресловутых масло масляное. Примеры:

  • случился случай;
  • заплатить зарплату.

Не требуют дополнительных слов в связке, так как они достаточно хорошо самостоятельно характеризуют ситуацию.

Тавтология в Википедии определяется в двух категориях: в риторике и логике.

В риторике, как пишет Википедия, термин обозначает повторение одних и тех же близких по звучанию и смыслу слов.

Может использоваться как литературный прием для большего убеждения слушателя. В логике этим термином обозначается высказывание, которое будет инвариантно, то есть правдиво, относительно значений своих компонентов.

Тавтология в русском языке определяется с помощью риторических и логических фигур речи. Похожее значение имеет плеонизм - наличие избыточности в речи.

Определения не являются тождественными, так как плеонизм характеризует появление избыточности в рамках одного высказывания, тогда как она может касаться большего промежутка.

В русском языке не всегда удается избежать лексических повторов, особенно если речь идет о литературном произведении.

В таком случае авторам уже не приходиться задумываться над тем, тавтология ли это, а искать возможные выходы из сложившейся ситуации: подбирать , воспользоваться перефразировкой.

Словесная избыточность представляет собой ошибку в разговорной речи.

Она не несет в себе информации и засоряет разговор, затрудняет общение.

Однако в публицистике определение тавтологии оправдано, так как может служить для выражения экспрессивности, создания образа, усиления звучания.

Возьмите на заметку! В народном творчестве, особенно славянском, прием использовался очень часто, придавал особую экспрессивную окраску песням, частушкам, стихотворениям.

Использование в языке

Общее количество гласных – пять, ударная – вторая о. Часто многие, отвечая на вопрос, тавтология как пишется, отвечают, что вторая согласная - ф, видимо, по инерции думая, что это так из-за латинского происхождения слова, которое изобилует этой буквой.

Тавтология в художественной литературе, особенно славянских народов, распространена широко. Объясняется это тем, что присутствует много прилагательных, причастий и деепричастий.

Желая придать речи большую выразительность для описания глаголов и существительных, их используют, и в результате этого получают повторения.

Если в прозе прием используют для создания экспрессивности, образа, привлечения внимания читателя к определенной фразе, то в жанре стихотворений прием позволяет создать эффект подъема.

Рассмотрев основные определения этого приема, можно прийти к выводу, что использование в риторике, логике, литературе оправдано в некоторых случаях.

В то же время в обычной разговорной речи его следует избегать.

Что такое тавтология, определяется через культуру речи и деловое общение. Согласно терминологии МТИ, повторение слов, схожих по смыслу и звучанию, должно использоваться крайне редко и в тех случаях, когда это полностью оправдано ситуацией.

В противном случае использование избыточных слов нагружает разговор, делает его безграмотным и неправильным.

Примеры использования часто встречаются литературе, как в прозе, так и поэзии.

Сознательная литературная тавтология – оправданный прием.

С его помощью можно добиться экспрессивности выражения, создать необходимый образ.

Интересно в связи с этим, что сознательная используется для того, чтоб показать “безграмотность” определенного персонажа.

Так как использование однокоренных и сходных по значению слов в разговорной речи недопустимо, те, кто не знаком с этими правилами, то есть люди необразованные, не придают этому значения.

Тавтология это стилистическая и риторическая фигура, которая представляет собой намеренное использование однокоренных или одних и тех же слов; излишний повтор одинаковых слов в речи, определяемый как лексический дефект. Тавтология является разновидностью плеоназма, который относится к фигурам прибавления в стилистике.

Примеры тавтологии

Крайняя крайность, закон есть закон, за далью – даль, гроза грозой.

Тавтология в народном творчестве

Тавтология широко распространена в народном творчестве. По принципу повтора слов, образованных от одного корня, построены многие пословицы, поговорки и речения: «Дружба дружбой, а служба службой», «От добра добра не ищут», «Вольному воля», «Без вины виноват», что обусловлено прежде всего устным происхождением выражений. Обилие тавтологий в фольклоре также связано с «певческим» характером произведений народной словесности. Кроме того, тавтология – частое явление в молитвах.

Стилистический приём тавтологии

В языке ораторов и литераторов тавтология является риторическим и стилистическим приёмом, который усиливает лексическую выразительность и экспрессивность речи. Тавтологию использовали великие русские писатели А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, К. Д. Бальмонт и др.

Функции тавтологического приёма

Тавтология встречается в прозаических и поэтических текстах разных стилей. В контексте художественной речи тавтологический приём реализует смысловые и эмоциональные функции, среди которых значатся:

  • выделительная функция – тавтология усиливает убедительность высказывания, акцентирует внимание на деталях описания: «Она невольно думала их мыслями и чувствовала их чувствами» (Л. Н. Толстой);
  • временная функция – повтор слов обозначает длительность, продолжительность действия: «Марья-царевна дождалась ночи, развернула волшебную книгу, читала, читала, читала…» (русская народная сказка «Поди туда – не знаю куда»);
  • уточнительная функция – посредством тавтологии подчеркивается свойство предмета: «…на вершине лежала чёрная туча, такая чёрная, что на темном небе она казалась пятном» (М. Ю. Лермонтов);
  • множественная функция – повтор слов указывает на большое количество объектов: «… по улицам курьеры, курьеры, курьеры, курьеры… тридцать пять тысяч одних курьеров!» (Н. В. Гоголь);
  • экспрессивная функция – тавтология способствует усилению оживленности, торжественности художественной речи: «Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты…» (Н. В. Гоголь);
  • комическая функция – использование в одном контексте одинаковых слов или словосочетаний разных по значению формирует каламбуры: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда» (А. П. Чехов);
  • рифмообразующая функция – тавтология в поэтической речи служит средством образования рифм, которые получили название тавтологических:
    Вот на берег вышли гости,
    Царь Салтан зовет их в гости.
    (А. С. Пушкин)
  • ритмическая функция – тавтология применяется в поэзии для создания ритма. Повторное применение слов придает ритм восхождения стихотворению К. Д. Бальмонта:
    Я узнал, как ловить уходящие тени,
    Уходящие тени потускневшего дня,
    И все выше я шел, и дрожали ступени,
    И дрожали ступени под ногой у меня.
    (К. Д. Бальмонт)

Связь с другими стилистическими фигурами

На тавтологии основан ряд близких по функциональному предназначению стилистических приёмов художественной речи – анафора, градация, эпифора, обрамление, удвоение и т. д.

Тавтология как лексическая ошибка

Неуместный повтор слов для определения одного понятия, например: изобразить образ, снится во сне, приблизиться ближе, – это лексическая ошибка, которая приводит к снижению грамотности и культуры речи, поэтому следует избегать этого недочета. Вместе с тем, повтор однокоренных слов не во всех случаях относится к ошибке, если в языке нет равнозначных слов, тавтология неминуема (напр. редактор редактирует, чёрные чернила).

Слово тавтология произошло от греческого tauto и logos, что в переводе означает – то же самое (tauto) слово (logos).

тавтология

тавтоло гия , тавтологии, жен. (от греч. tauto - то же самое и logos - слово).

1. Разновидность плеоназма - повторение того же самого другими словами, а потому излишнее (лит. ).

2. В логике - суждение, в котором подлежащее тожественно со сказуемым (филос. ).

Словарь Ожегова

тавтология

ТАВТОЛО ГИЯ, и, ж. (книжн.). Повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла.

| прил. тавтологический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

тавтология

Энциклопедический словарь

тавтология

(от греч. tauto - то же самое и logos - слово),..

тавтология

(греч. tautología, от tautó ≈ то же самое и lógos ≈ слово),

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

тавтология

(греч. ταυτολογία от ταύτό или λέγείν - говорить то же самое) - термин стилистики, означающей ненужное повторение. Особенно часто название Т. применяется там, где мы имеем дело с повторением слов одного корня. От плеоназма (см.) Т. отличается тем, что не имеет оправдания не только с логической, но и с эмоциональной стороны. Плеоназм - "abundans super necessitatem oratio" (Квинтилиан) - грешит только против краткости; с точки зрения необходимости, о которой говорит Квинтилиан, действительно достаточно сказать: "им не воротиться", не прибавляя "им назад не воротиться", как сделал Жуковский; но это прибавление усиливает поэтическую сторону речи, увеличивает ее выразительность. Наоборот, Т. ничего не прибавляет и повторяет без всякой цели: Т. есть излишний плеоназм. У древних Т. называлась еще периссологией (περισσος - лишний) и баттологией (от имени киренейского царя Батта, заики, повторявшего слова, или поэта Батта, любителя ненужных длиннот).

Словарь лингвистических терминов

тавтология

(греч. tautologia из tauto - то же самое + logos - слово).

1) Тождесловие, повторение сказанного другими словами, не вносящее ничего нового. Авторские слова - это слова автора.

2) Повторение в предложении однокоренных слов. В борьбе за свои права рабочие объединились воедино . Следует отметить следующие особенности произведения. К недостаткам пособия можно оТпнести недостаточное количество иллюстративного материала.

3) Неоправданная избыточность выражения. Более лучшее положение (в форме лучшее уже заключено значение сравнительной степени). Самые высочайшие вершины (в форме высочайшие уже заключено значение превосходной степени).

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

тавтология

Тавтология

♦ Tautologie

Суждение, которое всегда истинно – либо потому, что предикат лишь повторяет субъект («Бог есть Бог»), либо потому, что оно остается справедливым независимо от своего содержания и даже независимо от истинного значения составляющих его элементов. Формальная логика вся состоит из тавтологических высказываний. «Если р содержит в себе q, то если не-q, тогда не-p» (такой тип суждения называется modus tollens). Оно всегда справедливо, независимо от содержания и истинного значения р и q.

Нетрудно заметить , что слово «тавтология» в указанном значении не имеет уничижительного оттенка. Но даже в тех случаях, когда тавтология принимает форму простого повторения, она не обязательно предосудительна. Когда Парменид говорит, что «бытие есть», он использует тавтологию. Но это не только не служит основанием для опровержения это мысли, это делает ее неопровержимой.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

тавтология

(от греч. tauto - то же самое и logos - слово) - повторение тождественных по смыслу слов, удвоение понятия.

Рб: Язык. Изобразительно-выразительные средства

Род: Плеоназм

Пример:

яснее ясного

целиком и полностью

Разломали тесную темницу...

А. Пушкин. Песни западных славян

* "Тавтология во многих случаях усиливает эмоциональное воздействие речи, если вводится как оправданный стилистический прием, а не является результатом стилистической неряшливости" (В. Козловский). *

Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

тавтология

словесная избыточность выражения, когда в словосочетании какой-то смысл выражен дважды: полный аншлаг , свободная вакансия и т. п. Синонимом является термин плеоназм.

Тавтология может быть при соединении разнокорневых слов: памятный сувенир, маршрут движения автобуса (вместо маршрут автобуса), первый дебют, столетняя годовщина (лучше сказать: столетие), взаимосвязаны друг с другом, специфические особенности, потенциальные возможности, реальная действительность, самый оптимальный, мертвый труп и т. п.; или при соединении однокорневых слов: облокотился локтем на стол, распахнуть нараспашку, вы его видели в униженном виде, ясно объяснить, чувствовать какое-то сочувствие; ср. также: могут не смочь вам помочь; в организации этого совещания приняло участие несколько организаций (из выступления по радио). Можно услышать и молодой юноша, старый старик.

Мы привели примеры нежелательной тавтологии – «смазывающей» впечатление от речи. Но во многих случаях она допустима: окружены со всех сторон, на сегодняшний день, дело делать нужно!

Не следует, однако, считать ошибками намеренные случаи использования однокорневых слов в словосочетаниях или в фразах в качестве украшения речи: Лицом к лицу лица не увидать (С. Есенин), Вот сколько у меня припасов! И это все – еще не все! (антанаклаза). Все планы планируете (этимологическая фигура), глупее глупого, всем красавицам красавица, суета сует, царь царей.

Термины Киносемиотики

тавтология

(греч. tauto - тот же самый) - В традиционной логике - определение, в котором определяющее является простым повторением иными словами того, что мыслится в определяемом (Напр.: "Киносъемочный аппарат есть прибор для киносъемки" или в лекциях А.Тарковского: "Кинообраз - это образ самой жизни" и "Образом является отражение жизни"). Другое название - КРУГ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ.