Тема VIII. Основы мастерства публичного выступления

Величайший римский политик и писатель, повлиявший на ораторское искусство – Марк Туллий Цицерон стал основоположником образцовой латинской прозы. Часть трактатов, работ и других сочинений сохранились до наших дней, по ним мы отследим развитие философии, литературы и истории того времени.

Ораторы и политики, в разные исторические эпохи, изучали его стилистику и использовали мудрость для создания собственных речей. Прошли тысячелетия, а учения Цицерона не утратили своей актуальности. Сегодня мы используем наследие Цицерона для совершенствования собственной речи.

Марк Тулий родился в 106г. до н. э. в Арпине. В юности он с братом переехал в Рим, где учился у философов, последователей идей Эпикура, и правоведов. В 76 он был избран квестором, так началась его юридическая и политическая карьера. Обширные знания в праве, философии и политике; дальновидность и красноречие обеспечили успех. Самые известные из речей оратора:

  • против Верреса;
  • против Катилины;
  • в защиту Росция из Америи;
  • в защиту Архии;
  • в защиту Сестия;
  • о консульских провинциях;
  • против Марка Антония.

Постепенно Цицерон стал уделять внимание праву и теории государства, вопросам этики и морали. Это отражено в трех работах «О государстве», «О законах» и «Об ораторе». Марк Тулий отличался преданностью и бескорыстным служением на благо римского государства. К тому же он так владел мастерством красноречия, что привлекал любого слушателя на свою сторону. Риторика – так называлось это искусство в Риме.

Он был идеалистом во всем. Стремился применить свое учение не только в политике или праве, но и в обучении. Серьезное отношение к духовной и практической составляющим поставило великого оратора на первое место в педагогике. Его борьба за правое дело сослужила ему плохую службу. В 43г. до н. э. Цицерона убили на почве политических интриг.

Роль риторики в истории

Нам сложно осознать значение устной речи в культуре античности. Тогда она пользовалась почтением всех слоев общества. Во времена Рима книги писались вручную. Их было крайне мало. Люди учили любимые произведения наизусть. Работы писателей, поэтов и ораторов записывались за тем, чтобы читать произведения вслух для больших аудиторий, и так передавать мудрость и знания.

В те времена авторы не придумывали книги с интересным сюжетом. Они красиво излагали исторические, географические и естественно-научные знания. Выступления ораторов имели не только практическую, но и художественную ценность. Это было настоящее искусство. Не зря Цицерон говорил о том, что мастера слова должны доставлять удовольствие своими выступлениями.

Еще важнее тот факт, что именно риторика играла главную роль в государственных и правовых делах. Яркие речи, которые трогали души слушателей, влияли на решения и исход голосований. Сегодня политика утратила это мастерство. Агитирующие тексты мы читаем в новостных статьях, а политики читают выступления с листа или экрана. Очень мало тех, кто излагает свои мысли без подсказок, понятно и красиво.

Три главных трактата Цицерона

Цицерон написал три трактата важных для искусства риторики. В них автор раскрыл проблемы и дал подробные теоретические и практические рекомендации ораторам и философам.

  • Об ораторе
  • Оратор

На написание работ Марка Туллия сподвигло недовольство риторическим образованием. Он писал об идеале, образце, к которому обязан стремиться каждый, кто решил овладеть ораторским искусством. Для него важным вопросом было разностороннее развитие, знание основ истории, права, философии. Бессмысленные речи он считал главным показателем низкой квалификации. Ко всем публичным выступлениям он предъявлял следующие требования.

  • Стиль речи должен соответствовать теме. Нельзя «говоря о водостоках» употреблять пышные слова, о величии римского народа рассуждать низко и просто».
  • Речи нужна смысловая нагрузка. Она должна быть понятна слушателям.
  • Метафоры и сравнения помогают аудитории понять обсуждаемый вопрос.
  • Дикция, речевой ритм, чистый выговор – основа, без которой невозможно стать оратором.

Три работы подробно описывают структуры разных типов речей и законы их построения. Говорят об эмоциональной и смысловой нагрузке на разные части текста. Писатель считал, что одних природных талантов мало, для того чтобы овладеть искусством слова и стать хорошим писателем, оратором или поэтом. Обучение и оттачивание мастерства имели большее значение.

Краткое содержание трактатов Цицерона

Три трактата собрали весь ораторский опыт Марка Туллия на форуме, в политике и суде. Это не практический учебник, а художественное произведение, анализ исторических событий, личностей и мнение о них.

В трактатах «Об ораторе», «Брут» и «Оратор» он рассуждает о причинах, которые повлияли на то, что хороших мастеров слова были единицы. По его мнению, красноречие – слишком сложная наука, требующая профессионального мастерства и знаний. Тексты без научной подоплеки и глубокого смысла не имеют ценности.

Первое произведение написано как диалог, между Марком Антонием и Крассом. Итогом дискуссии становится понимание того, что искусство риторики, требует обучения у лучших ученых в разных областях знаний. При этом нельзя забывать, что говорить для собрания людей – это не то же самое, что говорить в среде образованных людей. Требуется работа над стилем и качеством речей.

Второе произведение подробно описывает историю развития философии и ораторства. Когда автор написал произведение «Брут», он отослал его Марку Юнию Бруту, стороннику аттицизма, который критиковался Цицероном за отсутствие фигур речи и простоту. Брут попросил разъяснить ему некоторые части текста, которые считал сомнительными.

Так, появился третий трактат «Оратор», который, по сути, был длинным письмом с разъяснениями. Именно там описан идеальный оратор, который умеет доказывать свои мысли, доставляет удовольствие подготовленными речами и умеет вдохновлять сердца.

Классификация выступлений

Цицерон разделял ораторов на три типа. Каждый из них он подробно описал в своем труде «Об ораторе».

  • Первые были резкими, суровыми и решительными. Они задевали сердца слушателей разнообразными, категоричными и торжественными речами. В них не было стеснения. Это были мощные и напористые личности.
  • Вторые являлись противоположностью первым. Их речи осторожны и предусмотрительны. Они разъясняли публике суть, поучая слушателей. Объясняли вопрос со всех сторон. Их выступления были прозрачными и сжатыми. Без лишнего пафоса. Как наставления учителей ученикам.
  • Последние были чем-то средним. Они не относились ни к первым, ни ко вторым.

Классификация сделана по авторам, а не по стилям речи, что нам кажется привычнее. Великий оратор считал, что стиль исходит не из темы, а из подачи текста автором. Хороший мастер слова доставлял удовольствие слушателям в своей характерной, манере. Он не умалял значение темы, выбор речевого колорита для конкретной аудитории и обстоятельств. Но подчеркивал, что разносторонне подкованный человек представит себя лучше, чем дилетант. Одно и то же можно сказать пламенно и ярко или вкрадчиво и спокойно. Это зависит от того, кто выступает.

Как писать речь

Практический подход мастеров слова актуален до сих пор. Как в любом искусстве, в нем есть свои законы. Методы написания текстов, для выступлений, придуманные тысячелетия назад, используют сегодня, без изменений. Марк Тулий Цицерон, как оратор, настоятельно рекомендовал использовать следующий план.

  • Продумать суть выступления.
  • Изучить предмет.
  • Написать тезисы в логическом порядке. Это будет план текста.
  • Продумать доводы по каждому спорному пункту.
  • Создать понятные метафоры.
  • Написать текст.
  • Запомнить речь.
  • Выступить перед слушателями.

При этом необходимо выполнить несколько задач.

  • Заслужить доверие слушателей.
  • Четко и понятно рассказать суть, изъясняясь чисто, в стилистике соответствующей теме.
  • Обозначить спорный вопрос и ответить на него.
  • Укрепить свое положение в глазах аудитории.
  • Опровергнуть точку зрения противника.
  • В заключение речи, нужно придать себе значимость и понизить положения соперников.

Выступление можно разделить на три части: написание, запоминание, представление. Если речь читается с листа, она вызывает меньше доверия. Автор должен знать, о чем говорит.

Как Цицерон запоминал свои речи

Речи, которые произносились на форуме, были длинными. Бумаги тогда еще не было, нельзя было написать себе подсказки. Для запоминания большого количества информации Марк Туллий использовал пространственное воображение. Он разработал простой и удобный метод.

  • Для того чтобы запомнить речь, следовало продумать символичные образы, которые ассоциируются с ключевыми словами, фактами, датами и цифрами. Этот метод называется мнемотехникой. Опорными точками для своих образов ораторы использовали колонны форума. Каждая, из которых, символизировала тему монолога. По ходу речи оратор переходил от одной колонны к другой, вспоминая план речи.
  • Запомнить большое количество образов и связать их между собой сложно. Проще создать матрицу образов. Это основа метода. Для этого тему разбивают на смысловые блоки и придумывают по 7–10 образов для каждого из них. Потом проверяют, насколько хорошо в памяти запечатлен каждый блок. После этого связывают блоки между собой в смысловую матрицу. А потом привязывают эти образы к пространству, которое будет подсказывать следующие тезисы.

Риторика Цицерона сыграла важную роль в становлении многих авторов. Вся античная эпоха была временем устной речи. С появлением пергамента и бумаги это искусство пошло на спад. Но писать европейцы учились по работам этого мастера слова. Соблюдая принципы, которые сохранились в его произведениях. Его талант очаровывал многих писателей всех последующих эпох. Они изучали тексты для того, чтобы использовать его приемы убеждения. Он до сих пор является триумфатором, чье наследие подает пример авторам.

Находятся его трактаты об ораторском искусстве. Некоторые из них он предназначал служить для знатных молодых римлян руководствами к изучению правил ораторства. Материал он брал отчасти из греческих трактатов красноречия, отчасти из собственного богатого опыта. Характер этих трактатов по преимуществу практический. Ещё будучи юношею, написал трактат «Rhetorica, seu, de inventione» («Риторика, Или об изобретении»). Занимаясь этой работою, он хотел не столько учить других, сколько учиться сам. Это юношеский, сухой трактат, разделенный на две книги; он очень сходен по содержанию с написанным раньше его трактатом Корнифиция, так называемым трактатом о риторике «для Геренния», ad Herennium; вероятно оба они заимствованы из одних и тех же греческих источников. Сам Цицерон считал этот свой труд незрелым и хотел заменить его другими, лучшими работами.

Одною из них был трактат «Об ораторе», посвященный брату Квинту и состоящий из трех книг. Он написан блестящим, заботливо отделанным слогом. Цицерон написал его около 55 года, когда волнения в Риме заставили его воздерживаться от политической деятельности, и он имел досуг для менее тревожных занятий. Трактат «Об ораторе» имеет форму разговора между тремя знаменитыми ораторами: Луцием Крассом, Квинтом Сцеволой и Марком Антонием Старшим. В нем обрисовывается идеал, к которому должен стремиться оратор, потом объясняется, какие средства ведут к достижению цели: оратору нужно научное и философское образование, природное дарование, упражнение. Во второй книге излагаются правила изобретения, расположения и произношения речей, сообразно их предназначение.

Бюст Цицерона. Середина I в. н. э.

Дополнениями к этому превосходному трактату могут считаться два небольшие сочинения, написанные в 46 и 44 годах, и оба посвященные Бруту . Одно из них, «Брут или о знаменитых ораторах», излагает историю римского красноречия, дает важные для нас, обыкновенно превосходные, иногда и небеспристрастные характеристики римских ораторов, представляет сведения и о ходе развития самого Цицерона. В другом трактате, называющемся «Оратор», прекрасном и по содержанию и по форме, Цицерон передает Бруту выведенные им из собственного опыта соображения о разных стилях красноречия, форме речей, и на основании этих выводов показывает средства к наилучшей выработке ораторского таланта.

Менее важны три другие трактата об ораторском искусстве: 1) Topica (44 г.), теория доказательств диалектика в применении к ораторскому искусству, составленная по «Топике» Аристотеля и написанная по просьбе юриста Требация; 2) трактат о частях ораторской речи (De partitione oratoria), написанный Цицероном для его сына Марка, и в разговорной форме излагающий по греческим руководствам основные правила риторики; 3) и наконец трактат «о наилучшем стиле красноречия» (De optimo genere oratorum), нечто вроде предисловия к переводу речей Эсхина и Демосфена «О венке »; Цицерон отдает здесь сдержанному аттическому стилю красноречия предпочтение перед вычурным азиатским.

Вопросы:

1. Из каких основных частей состоит риторическое учение?

2. Какими правилами необходимо руководствоваться при разработке содержания выступления? Какие требования предъявляются к публичному выступлению?

3. Какие типы композиций существуют?

4. Какими способами говорящий может обеспечить контакт с аудиторией?

5. Что такое диалогизация текста?

6. Какие лексические и синтаксические особенности выступления способствуют его более легкому восприятию?

7. В чем отличие зачина и завязки выступления?

8. В чем суть «законов края» речи?

Упражнения:

1. Вершина римского красноречия – ораторское искусство Цицерона. Прочитайте отрывок из трактата Цицерона «Оратор». Озаглавьте каждый пункт плана подготовки публичного выступления, предложенного Цицероном, соответствующим риторическим термином. Описание какой части античного риторического канона отсутствует в анализируемом фрагменте?

М.Т.Цицерон. Оратор (фрагмент)

Оратор должен заботиться о трех вещах – что сказать, где сказать и как сказать…

Что сказать - нахождение. Действительно, найти и выбрать, что сказать, - великое дело; это - как бы душа в теле; но это забота скорее здорового смысла, чем красноречия, а в ка­ком деле можно обойтись без здорового смысла? Конечно, тот ора­тор, в котором мы ищем совершенства, будет знать, откуда извлечь основания и доводы. О чем бы ни говорилось в судебной или поли­тической речи, выяснению подлежит, во-первых, имел ли место поступок, во-вторых, как его определить и, в-третьих, как его рас­ценить. Первый вопрос разрешается доказательствами, второй - определениями, третий - понятиями о правоте и неправоте...

Где сказать - расположение. А с какой заботою он расположит все, что найдет! - Ибо такова вторая из трех забот оратора. Конечно, он возведет к своему предмету достойные под­ступы и пышные преддверия, он с первого натиска овладеет вни­манием, утвердит свои мнения, отразит и обессилит противные, по­ставит самые веские доводы частью в начало, частью в конец, а между ними вдвинет слабые.

Как сказать. Итак, мы описали бегло и вкратце, каким должен быть ораторов в отношении первых двух частей красноре­чия. Но, как мы уже сказали, эти части при всей их значительности и важности требуют меньше искусства и труда; зато когда он найдет, что сказать и где сказать, то несравненно важнее будет позаботиться, как сказать.

Одним по сердцу текучая округленность слов, и они считают красноречием безостановочную речь; другие любят отдельные расчлененные отрезки с остановками и передышками. Что может быть более различно? Однако и в том и в другом есть нечто пре­восходное. Одни изощряются в спокойствии, плавности и как бы в чистоте и призрачности своего рода речи; другие, пользуясь жесткими и строгими словами, стремятся к своеобразной скорбности слова. А так как мы только что установили разделение, что один желают казаться важными, другие простыми, третьи умеренными то сколько мы насчитали родов речи, столько же оказывается и родов ораторов.

Произнесение. Если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных - мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся - трогательности. Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний - низкого, высокою и переменного - достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства в напевах.

Движениями он будет владеть так, чтобы в них не было ничего лишнего. Держаться он будет прямо и стройно, расхаживать - изредка и ненамного, выступать вперед - с умеренностью и тоже нечасто; никакой расслабленности шеи, никакой игры пальцами - он не будет даже отбивать ритм суставом зато, владея всем своим телом, он может наклонять стан, как подобает мужу, простирать руки в напряженных местах и от­екать их в спокойных.

А какое достоинство. Какую привлекательность изобразит его лицо, которое выразительностью уступит только голосу! При этом должно избегать всякого излишества, всякого кривляния, но зато искусно владеть взглядом. Ибо как лицо есть изображение души, так глаза - ее выражение. А насколько им быть веселыми или печальными, покажут сами предметы, о которых будет идти речь.

2. Прочитайте поговорки. Придумайте короткие рекомендации начинающему оратору, которые включали бы в качестве компонента эти поговорки.

Образец: Речь вести – не лапти плести. – Любое устное высказывание должно быть подготовленным. Нельзя надеяться, что ты сможешь хорошо выступить без подготовки.

1. Знай боле, а говори мене. 2. Где много слов, там мало толку. 3. Лучше уж недоговорить, чем переговорить. 4. Не все сказывай, что поминается. 5. Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо. 6. Живое слово дороже мертвой буквы.

3. Начните выступление на тему «Студенческая семья» («Проблема платного здравоохранения/образования», «Современная реклама», «Компьютер в нашей жизни»), используя разные виды завязок (обращение к событию, времени, месту; возбуждение любопытства; демонстрация какого-либо предмета; рассказ о себе, своем личном опыте, случае из жизни; цитирование; исторический эпизод и т.д.).

4. Прочитайте концовки выступлений. Какие из них правильные, какие – неправильные?

1. Все. До свидания. 2. А в заключение расскажу вам анекдот, который я недавно услышал… 3. Я закончил. 4. Вот и все. К сожалению, я очень многое не рассказал, потому что у меня было мало времени. 5. До свидания. Хотелось бы, чтобы в следующий раз вы меня внимательнее слушали. Аудитория у вас невнимательная. 6. Благодарю вас за внимание. Приятно было у вас выступать. 7. Итак, сделаем вывод: если каждый будет ответственно относиться к своим обязанностям, у нас в стране будет благополучие и порядок. 8. Все, я закончил. Извините, если я говорил слишком долго. 9. Желаю вам всем хорошо провести предстоящие праздники. Всего вам доброго! 10. Если есть вопросы, я готов на них ответить.

5. Упростите фразу синтаксически и лексически, разбив ее на несколько предложений и подготовив таким образом к восприятию на слух.

1. В принципе имеется несколько важных причин, объясняющих, почему молодежь не любит слушать симфоническую музыку, предпочитая ей легкую, а также почему современные молодые люди предпочитают танцевальную музыку серьезной. 2. следует срочно приложить все необходимые усилия для ликвидации негативных последствий произошедшего, создав комиссию из специалистов, имевших опыт работы в подобных ситуациях.

6. Диалогизируйте приводимые ниже высказывания: введите в них элементы диалога, превратите часть высказывания в вопрос к аудитории, замените книжные фразы и слова разговорными и т.д.

Образец: На улицах нашего города зимой воцаряется настоящий хаос, связанный с отсутствием достаточного количества снегоуборочной техники – весь город обслуживает всего 20 снегоуборочных машин, да и из них до половины постоянно в ремонте, поэтому снег с проезжей части убирается крайне медленно, что и приводит к постоянным пробкам. - Каждую зиму все мы ждем с большим опасением – а вдруг опять выпадет много снега. Как выглядит наш город после снегопада? Все улицы завалены снегом. Машины буксуют, люди опаздывают на работу и все на свете проклинают. Почему же не убирают снег с наших улиц? А как вы думаете, сколько у нас в миллионном городе снегоуборочных машин? Всего 20. А сколько из них работает? От силы половина. Остальные поломаны. Вот поэтому у нас такие пробки зимой на улицах.

1. Трудно понять тех взрослых, которые говорят, что молодежь ленива, что в ее среде одни наркоманы и пьяницы. Это говорится лишь для того, чтобы снять с себя ответственность за воспитание детей.

2. Глядя на нынешний состав городской Думы, однозначно можно сказать, что руководителей профессионалов, руководителей-производственников в ней единицы.

7. Охарактеризуйте приемы организации торжественной речи «Вечные ценности нашего Холдинга».

Вечные ценности нашего Холдинга – это:

Клиентоориентированность

Самое важное наше достояние – это наши клиенты. Вся деятельность Холдинга направлена на наиболее полное удовлетворение их потребностей. Мы стараемся достичь максимальной открытости в отношениях с нашими клиентами и стремимся обеспечить индивидуальный подход к решению проблем каждого из них.

Профессионализм

Высокий профессионализм сотрудников является залогом успеха нашей деятельности. Сегодня в Холдинге работают лучшие специалисты с серьезным опытом работы на рынке. Сотрудники компании – наш главный актив.

Надежность и доверие

Доверие наших клиентов и партнеров – это основа существования и развития бизнеса. Мы стараемся сделать все максимально возможное, чтобы наше сотрудничество с клиентами и партнерами развивалось на постоянной и долгой основе.

Инновационность

Мы находимся в постоянном поиске новых возможностей для наших клиентов, разрабатываем и внедряем новые эффективные технологии предоставления услуг, список которых постоянно расширяется.

Корпоративная политика

Мы ценим умение работать в команде и поощряем индивидуальную инициативу. Мы стараемся предоставить всем сотрудникам возможность реализовать свои лучшие качества, постоянно повышая уровень профессиональной подготовки.

Постоянное развитие

Мы постоянно совершенствуемся сами, совершенствуем свои продукты и технологии работы, что обеспечивает непрерывный рост как сотрудников, так и самой компании. (Из годового отчета Инвестиционного холдинга «ФИНАМ»)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Самостоятельная работа является обязательной составной частью Програм­мы по изучению курса "Русский язык и культура речи". Самостоятельная работа позволяет развивать лингвистическое мышление студентов, способствует выработке критичности в оценке разных грамматических и речевых ошибок, помогает формировать навыки работы со справочной и научной литературой по культуре речи стилистике, расширяет общекультурный кругозор.

Для самостоятельного изучения отводятся темы, которые хорошо разрабо­таны в учебниках и учебных пособиях и не представляют особой трудности для студентов. В целях развития навыков практического пользования языком, что является важным моментом в профессиональной подготовке специалиста лю­бого профиля, студентам предлагается самостоятельно изучить темы, связанные с описанием функционально-стилистических особенностей языковых единиц разных уровней и практикой их употребления в своей и чужой речи.

Во время самостоятельной подготовки студенты должны изучить необходи­мую научную и методическую литературу, предложенную по каждой теме, познакомиться с разными точками зрения на предмет изучения, сопоставить их.

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья. С вами Юрий Окунев.

Что нужно, чтобы стать выдающимся оратором? Ответ на этот вопрос дал римский оратор Марк Цицерон еще две тысячи лет назад. В современной риторике широко используются теоретические выкладки, описанные в его книге «Три трактата об ораторском искусстве» — тезисы Цицерона актуальны как никогда.

Знаете ли вы, кто такой Марк Туллий Цицерон? Видный римский политический деятель, историк, философ, правовед и просто умный человек, годы жизни которого относятся к I веку до н.э., Цицерон снискал славу бунтаря, борца за справедливость и мудрого правителя.

До последнего дыхания он борется за сохранение в Риме республиканского строя – того строя, который позволяет римским гражданам быть свободными и независимыми. Да, Цицерон – идеалист. И в ораторском искусстве он также стремится к идеалу, вершинам мастерства.

В 16-летнем возрасте юный Цицерон приезжает в Рим, чтобы обучиться основам римского права. С головой окунается юноша в мир ораторского искусства и в совершенстве осваивает премудрости выступлений под руководством известного в то время в Риме правоведа Квинта Муция Сцеволы.

Цицерон быстро приобрел славу сильнейшего оратора в Риме, им составлено:

  • более сотни публичных речей, судебных и политического характера;
  • свыше 800 писем;
  • написано 19 трактатов о государственном устройстве, праве, философии, истории и риторике.

Анализируя греческие и римские учения об искусстве выступать, Цицерон систематизирует знания и создает обобщенную теоретическую базу подготовки успешного оратора.

Три трактата о главном

За написание «Трех трактатов об ораторском искусстве» Цицерон взялся, будучи недовольным уровнем подготовки римских ораторов в то время. Автор утверждает о невозможности подмены истинного ораторского искусства пустым словоплетством и пышными фразами, лишенными всякого смысла. Не может быть речи без глубокого знания предмета.

По словам Цицерона, оратор – это человек, принимающий активное участие в жизни общества. Посредством красноречия производится правосудие, формируется нравственный уровень римлян, вершатся политические события, обеспечивается единое общественное сознание.

Исходя из этого, мастером ораторских выступлений может называться только тот, кто одинаково хорошо владеет всеми науками и может рассуждать одинаково свободно на любую тему.

  • Первый трактат «Об ораторе» написан в виде разговора между двумя известнейшими ораторами Рима Марком Антонием и Крассом. В ходе диалога вырисовывается идеал настоящего оратора – образованного, мудрого, красноречивого.
  • Во втором трактате «Брут» Цицерон поднимает вопросы истории развития риторики и философии. Автор выслал трактат оратору Марку Антонию Бруту, которого критиковал за простоту и отстутствие изысканности речи. Затем Брут попросил Цицерона разъяснить некоторые отрывки трактата, спорные по его мнению.
  • Так был написан третий трактат «Оратор», как длинное разъяснение к первым двум частям, где описывается, каким же должен быть настоящий оратор, мастерски владеющий стилем и умеющий вдохновлять сердца.

Стили и виды речей

Цицерон разделяет речи на судебные, форумные (политические) и хвалебные. Каждой речи присущ свой стиль.

Стили речи по Цицерону:

  • Простой (аттика) – отличают скромность и убедительность. В таких речах отсутствуют украшения, на первом месте стоят логика и факты.
  • Умеренный стиль – приятные речи, услаждающие слух и воздействующие на чувства. Для этого стиля характерно использование метафор и сравнений.
  • Пышный – максимальное использование ораторских приемов с целью внушить, побудить аудиторию к чему-либо, вызвать определенные чувства. В начале речи оратор говорит сдержанно, завоевывает доверие публики, постепенно переходит к пышным фразам, доводит свою речь до пафоса.

Настоящий оратор в совершенстве должен овладеть всеми тремя стилями, использовать их уместно. Простой стиль будет применим в отношении вещей, ничем не примечательных, умеренный – при описании повседневных явлений и пышный – для речей, посвященных великим событиям и людям.

Оратор и чувства

Любой оратор, по утверждению Цицерона, обязан быть умелым психологом. Изучить до тонкости все движения человеческой души, знать причины тех или иных чувств, уметь аналогичные чувства провоцировать – вот настоящее умение и мастерство.

На протяжении всего выступления оратор то возбуждает, то успокаивает чувства слушателей, обращаясь попеременно к эмоциям радости, грусти, сожаления, гнева, умиления. От величины вызываемых оратором чувств зависит сила его речи.

Мастер красноречия способен властвовать над умами слушающих, подобно дирижерской палочке, выдергивая на поверхность человеческой души одни чувства и тут же сменяя их другими.

Идеал оратора по Цицерону

Каким же должен быть настоящий оратор по мнению Цицерона? Это оратор, отвечающий следующим требованиям:

  1. В первую очередь, это человек образованный и умный. Пальму первенства Цицерон отдает знаниям и практическим умениям.
  2. Человек, умеющий воздействовать на слушателя путем создания определенного эмоционального образа, умеющий внушать и властвовать над умами.
  3. Оратор обязан быть высоконравственным человеком. Цицерон сравнивает красноречие с мощным оружием, способным принести окружающим благо или непоправимое зло.
  4. Человек мудрый и опытный, который умеет рассуждать обо всех явлениях и событиях, встречающихся в жизни.
  5. Обладающий цепким умом, чувством юмора и определенным тактом. Оратор всегда должен иметь представление о степени уместности сказанных им слов для данной ситуации.

Идеальный оратор – это тот, кто умеет убеждать, доставлять своими речами истинное наслаждение, подчинять себе сознание слушателя.

По словам Цицерона, этого невозможно достичь, не работая над своей речью и произношением.

Сила слова

Древнеримский оратор утверждает, что слова должны быть простыми и обычными, понятными уху слушателя, без искусственности и напыщенности. Нежелательно употреблять старинные и редко встречающиеся слова. Предпочтение следует отдавать словам свежим, не приевшимся слуху, красивым, благозвучным, красочным.

Цицерон говорит о том, что каждый оратор обязан следить за чистотой произношения, обладать хорошо поставленным голосом и уметь изъясняться на чистом латинском языке, то есть в соответствии с общепринятыми нормативами морфологических форм и конструкций.

Алгоритм успеха

Цицерон придерживается риторического канона, введенного еще древними греками: изобретение речи, расположение мыслей по порядку, облечение мысли в слово, запоминание, произнесение речи.

Так же оратор выявляет основные задачи выступающего:

  1. Завоевать доверие и снисхождение публики;
  2. Изложить суть проблемы;
  3. Установить спорные утверждения;
  4. Донести свою точку зрения, в достаточной степени подкрепив ее аргументами и доказательствами;
  5. Проанализировать и опровергнуть мнение противника;
  6. Придать дополнительную красоту собственным утверждениям, окончательно победить оппонента.

Память

Составить хорошую речь, подобрать для нее красивые слова мало – все это надо еще и запомнить. Настоящий оратор – это тот, кто произносит свою речь по памяти, а не читает по бумажке.

Цицерон известен как создатель одного из методов , позволяющего запоминать большие объемы информации. Заключается данный метод в следующем:

  • Длинная речь разбивается на части по смыслу.
  • Каждой части соответствует своя матрица памяти (это может быть знакомое помещение или дорога).
  • Речь разбивается на отдельные образы, в определенной последовательности эти образы размещаются в матрице памяти путем прикрепления к предметам, там находящимся.
  • Вспоминая речь, оратор прохаживается по помещению (матрице памяти), смотрит на предметы, и запрограммированные образы автоматически всплывают в его памяти.

Подробнее с методом Цицерона можно ознакомиться .

Заключение

Итак, великий мастер слова Цицерон раскрыл перед нами секреты искусства выступлений. Настоящий оратор должен безупречно владеть словом, быть умным, образованным, обладать актерскими данными и уметь правильно составить речь. Как известно, предела совершенству нет.

Освоить навыки искусства выступлений можно самостоятельно, по учебникам, а можно с опытным тренером по риторике Екатериной Пестеревой. В ее авторский видеокурс «Язык мой – друг мой» включены лучшие упражнения для работы над дикцией, голосом и дыханием.

Научиться преодолевать страх перед публикой, подружиться с композицией речи и овладеть искусством самопрезентации вам поможет книга Евгении Шестаковой «Говори красиво и уверенно» .

Это все на сегодня. Оставляйте свои отзывы в комментариях, подписывайтесь на новости блога, не забывайте делиться понравившейся статьей с друзьями в соцсетях.

До новых встреч. Ваш Юрий Окунев.

МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И. Я. ЯКОВЛЕВА»

Кафедра коммуникационных технологий

по дисциплине «Риторика»

Тема: «Риторические взгляды Цицерона»

Выполнила студентка:

IV, СО-01-07, ФРФ

Смирнова Ася Петровна

Научный руководитель: Ваганова Е. А.

Чебоксары 2011

Введение ……………………………………………………………………3

1. Ораторское искусство древнего Рима и Греции…………………….5

2. Цицерон как оратор……………………………………………………8

Заключение ………………………………………………………………..16

Список литературы ……………………………………………………..17

Введение

«Кажется, для меня не существует ничего более прекрасного,

как умение силой слова владеть толпой слушателей, получить их сердца, направлять их волю куда захочешь и

предупреждать ее, откуда хочешь... »

(М.Т.Цицерон)

В истории человечества встречаются такие личности, которые, некогда появившись, проходят затем через века, через тысячелетия, через всю доступную нашему умственному взору смену эпох и поколений. Такие люди поистине «вечные спутники» человечества. Причем, когда мы говорим о них или имеем их в виду, то речь может идти о любой исторической эпохе и о любой области человеческой деятельности. Речь может идти о политических и государственных деятелях, о представителях науки, культуры, искусства. В этом смысле нет никаких ограничений, никаких условий. Условие лишь одно: ощутимый вклад, внесенный в развитие человеческого общества, его материального и духовного бытия. К числу таких «вечных спутников» человечества принадлежит, несомненно, и Марк Туллий Цицерон.

В историю риторики и ораторского искусства Цицерон вошел, прежде всего, как блестящий стилист и вдохновенный оратор, своими речами и письменными сочинениями много способствовавший построению, оформлению и убедительности публичных выступлений своих коллег и последователей. Он неизменно следовал завету величайшего оратора античности Демосфена, который говорил, что в ораторском искусстве «и первое дело, и второе, и третье есть произнесение».

Три трактата об ораторском искусстве отражают богатый опыт античной риторики и его собственный практический опыт крупнейшего римского оратора. Эти трактаты – «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах», «Оратор» – памятники античной теории словесности, античного гуманизма, имевшие глубокое влияние на всю европейскую культуру.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что риторике, как известно, более двух с половиной тысяч лет, однако немало проблем, затронутых во времена античности, волнуют нас и сегодня.

Целью данной работы является анализ вклада Цицерона в риторическое искусство.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ораторское искусство древнего Рима и Греции и риторическую концепцию Цицерона.

1. Ораторское искусство древнего Рима и Греции

Любовь к красивому слову, пространной и пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы - в «Илиаде» и «Одиссее». В речах, произносимых героями Гомера, заметно любование словом, его волшебной силой - так, оно там всегда «крылатое» и может поражать, как «оперенная стрела». В поэмах Гомера широко используется прямая речь в ее наиболее драматической форме - диалога. По объему диалогические части поэм намного превосходят повествовательные. Поэтому герои Гомера кажутся необыкновенно словоохотливыми, обилие и полнота их речей порой воспринимается современным читателем как растянутость и излишество 1 .

Сам характер греческой литературы благоприятствовал развитию ораторского искусства. Она была гораздо более «устной», если так можно выразиться, более рассчитанной на непосредственное восприятие слушателями, почитателями литературного таланта автора. Привыкнув к печатному слову, мы не всегда отдаем себе отчет в том, какими большими преимуществами обладает живое слово, звучащее в устах автора или чтеца, перед словом написанным. Непосредственный контакт с аудиторией, богатство интонации и мимики, пластика жеста и движения, наконец, само обаяние личности оратора позволяют добиться высокого эмоционального подъема в аудитории и, как правило, нужного эффектна. Публичная речь - это всегда искусство.

В Греции классической эпохи, для социального строя которой типична форма города-государства, полиса, в его самом развитом виде - рабовладельческой демократии, создались особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства. Верховным органом в государстве, - по крайней мере, номинально, было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь внимание народных масс (демоса), оратор должен был представить свои идеи наиболее привлекательным образом, убедительно опровергая при этом доводы своих противников. В такой ситуации форма речи и искусство выступающего играли, пожалуй, не меньшую роль, чем содержание самой речи. «Тем могуществом, которым обладает на войне железо, в политической жизни обладает слово», - утверждал Деметрий Фалеркий.

Практическими потребностями греческого общества была рождена теория красноречия, и обучение риторике стало высшей ступенью античного образования. 3дачам этого обучения отвечали создаваемые учебники и наставления. Они стали появляться с V века до н. э., но до нас почти не дошли. В IV веке до н. э. Аристотель уже пытается обобщить теоретические достижения риторики с философской точки зрения. Согласно Аристотелю, риторика исследует систему доказательств, при-меняемых в речи, ее слог и композицию: риторика мыслится Аристотелем как наука, тесно связанная с диалектикой (т. е. логикой). Аристотель определяет риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Он делит все речи на три вида: совещательные, судебные и эпидиктические (торжественные). Дело речей совещательных - склонять или отклонять, судебных - обвинять или оправдывать, эпидиктических-хвалить или порицать. Здесь же определяется тематика совещательных речей - это финансы, война и мир, защита страны, ввоз и вывоз продуктов, законодательство.

Из упомянутых трех жанров публичной речи в классической античности наиболее важным был жанр совещательный, или, иными словами, политическое красноречие.

В эпидиктических речах содержание часто отступало перед формой, и некоторые из дошедших до нас образцов оказываются ярким примером искусства ради искусства. Однако далеко не все эпидиктические речи были бессодержательными. Историк Фукидид включил в свое сочинение надгробное слово над телами павших афинских воинов, вложенное в уста Перикла. Эта речь, которую Фукидид с таким искусством вплел в ткань своего громадного исторического полотна, представляет собой изложенную в высокохудожественной форме политическую программу афинской демократии эпохи расцвета. Она является бесценным историческим документом, не говоря уже о ее эстетическом значении как памятника искусства 2 .

Развитию красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, которое со II в. до н. э. становится предметом тщательного изучения в специальных школах.

Со страстными речами выступали политические деятели, как, например, реформаторы братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был оратором исключительной силы. Увлекая народные массы даром слова, он в своих выступлениях пользовался и некоторыми театральными приемами 3 .

Среди римских ораторов широко, например, был распространен такой прием, как показ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу.

Как и Греки, Римляне выделяли два направления в красноречии: азианское и аттическое.

Для аттицизма же был характерен сжатый, простой язык, каким писали греческий оратор Лисий и историк Фукидид. Аттическому направлению в Риме следовали Юлий Цезарь, поэт Липиний Кальв, республиканец Марк Юлий Брут, которому Цицерон посвятил свой трактат «Брут».

Цицерон выработал свой, средний стиль, в котором сочетались особенности азианского и аттического направления.

2. Цицерон как оратор

Крупнейшим классиком античного красноречия и теоретиком ораторского искусства был древнеримский оратор и политик Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.). Цицерон родился 3 января 106 г. до н. э. в Арпине, маленьком городке Лация. Выходец из всадничества – торгово-денежного сословия, политически неравноправного с сенатской знатью, Цицерон сумел войти в сенат и достигнуть высших должностей исключительно благодаря своему риторическому таланту. Цицерон широко известен как знаменитый оратор, – его имя даже стало нарицательным, – значительно менее он известен как политический деятель и почти вовсе неизвестен как философ. Такое распределение "аспектов" его славы не случайно. Как представитель ораторского искусства и римской литературы, он прочно и на века вошел в историю мировой культуры; как политический деятель он имел отношение к такой эпохе и событиям, которые ныне интересуют лишь историков и, наконец, как философ он едва ли может считаться крупным и самостоятельным мыслителем, сказавшим в этой области какое-то новое слово. И, тем не менее, его философские произведения - представляют большой интерес.

Теория красноречия Цицерона занимает среднее положение между азианизмом и умеренным классическим аттицизмом. Цицерон считает, что основа ораторского искусства, прежде всего – глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение – пустая и ребяческая болтовня. Красноречие – это искусство, но труднейшее из искусств. Цицерон сетует на то, что красноречие среди всех наук и искусств имеет меньше всего представителей. И это не случайно. По его мнению, настоящих хороших ораторов мало, потому что красноречие - нечто такое, что дается труднее, чем это, кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений. «В самом деле, – пишет он, – ведь здесь необходимо усвоить себе самые разнообразные познания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту самой речи, и не только отбором, но и расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать, или возбуждать души слушателей. Ко всему этому должны присоединяться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость, как в отражении, так и в нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью. Кроме того, необходимо знать всю историю древности, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими правами. Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса?.. Наконец, что сказать мне о сокровищнице всех познаний – памяти? Ведь само собою, разумеется, что если наши мысли и слова, найденные и обдуманные, не будут поручены ей на хранение, то все достоинства оратора, как бы ни были они блестящи, пропадут даром».

Взгляды на риторическую науку Цицерон изложил в книгах «Об ораторе» (55 г. до н.э.), где представлен образ идеального оратора-философа, «Брут», или «О знаменитых ораторах» – история греческого и римского красноречия, «Оратор» (46 г. до н.э.), в которой рассматриваются вопросы стиля речи и пути достижения успеха выступления. Отмечая огромные возможности красноречия для воздействия на массы людей и управления ими, Цицерон считал его одним из главных орудий государства. Поэтому он был убежден в том, что любой государственный и общественный деятель должен владеть искусством публичной речи.

В трактатах разработана программа подготовки настоящего оратора, обладающего глубоким знанием предмета и усвоившего теорию красноречия. По Цицерону, начинать обучение надо с усвоения «общеизвестных и избитых правил», к которым относятся знания о цели выступления и задачах оратора, общих местах, родах красноречия, композиции речи, средствах её украшения и т.д. Не отрицая пользы упражнений в произнесении речей экспромтом, Цицерон подчеркивал важность заранее подготовленных речей: «... хоть и полезно говорить часто без приготовления, однако же гораздо полезнее дать себе время на размышление и зато уж говорить тщательней и старательней».

Трактат "Об ораторе" написан в форме диалога, которая обусловливает дискуссию. Сторонник практического красноречия Марк Антоний утверждает, что говорящему достаточно ясно изложить свой предмет. Свои взгляды Цицерон выражает устами Красса, считающего, что оратор должен разбираться и в риторической теории, и в художественной литературе, истории, философии и психологии.

В этом же трактате Цицерон касается построения и содержания речи, ее оформления. Видное место отводится языку, ритмичности и периодичности речи, ее произнесению, причем Цицерон ссылается на выступление актера, который мимикой, жестами добивается воздействия на душу слушателей. В первой части работы «Об ораторе» Цицерон старается создать идеал образованного оратора, оратора-политика, который был бы одновременно и философом, и историком, и знал бы право. История, философия и право были в то время общеобразовательными предметами. «Если же речь идет о том, что по-настоящему превосходно, – пишет Цицерон, – то пальма первенства принадлежит тому, кто и учен, и красноречив. Если мы согласимся назвать его и оратором, и философом, то и спорить не о чем, если же эти два понятия разделить, то философы окажутся ниже ораторов, потому что совершенный оратор обладает всеми знаниями философов, а философ далеко не всегда располагает красноречием оратора; и очень жаль, что философы этим пренебрегают, ибо оно, думается, могло бы послужить завершением их образования». Так возникает образ идеального оратора, образованного и тем самым поднимающегося над обыденным сознанием, над толпой, способного вести ее за собой.

Обязанность оратора заключается в следующем: найти что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести. Как видим, Цицерон придерживается установившейся классической схемы, согласно канону которой дается пятичастное деление риторического процесса, то есть весь путь «от мысли к звучащему публичному слову». Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения противника.

По мнению Цицерона, самое важное для оратора - это словесное выражение мысли и произнесение речи. Первое требование к речи - чистота и ясность языка (выражение мысли). Чистота и ясность вырабатываются обучением и совершенствуются посредством чтения образцовых ораторов и поэтов. Для чистоты речи необходимо безупречно выбирать слова, правильно пользоваться морфологическими формами. Ясность речи связана с правильным, нормативным произношением: оратору необходимо правильно управлять органами речи, дыханием и самими звуками речи. «Нехорошо, когда звуки выговариваются слишком подчеркнуто; нехорошо также, когда их затемняет излишняя небрежность; нехорошо, когда слово произносится слабым, умирающим голосом; нехорошо также, когда их произносят, пыхтя, как в одышке /.../, существуют, с одной стороны, такие недостатки, которые все стараются избегать, например, голос слабый, женственный или как бы немузыкальный, неблагозвучный и глухой. С другой стороны, есть такой недостаток, которого иные сознательно добиваются: так, некоторым нравится грубое мужицкое произношение, ибо им кажется, что оно вернее придает их речи оттенок старины». В понятие чистоты языка входила нормативность речи („Ясно, что для этого нужно говорить чистым латинским языком..."), то есть использование нормативного произношения и нормативных морфологических форм и конструкций. Но этого мало. Цицерон замечает: „Ведь никто никогда не восхищался оратором только за то, что он правильно говорит по-латыни. Если он этого не умеет, его просто осмеивают и не то, что за оратора, и за человека-то не считают".

Два других трактата «Брут» и «Оратор» посвящены одному из убийц Цезаря Марку Юнию Бруту. Трактат «Брут» – диалог, в нем участвуют Брут, Аттик и сам Цицерон. Однако это не живая беседа, произведение скорее можно назвать лекцией Цицерона, в которой излагается история римской риторики. Здесь есть, как мы уже упоминали, и полемические мысли: Цицерон критикует аттикизм. Написав это сочинение, Цицерон отправил его Бруту, который был в то время наместником Цизальпинской Галлии. Последний ответил, прося подробнее разъяснить некоторые положения или, возможно, с чем-то не соглашаясь.

Тогда Цицерон написал сочинение «Оратор» - завершающее произведение риторической трилогии. Это длинное письмо Бруту: обращаясь к нему, оратор разъясняет свое мнение. Он говорит о требованиях к совершенному оратору, его образованности и подчеркивает, что идеальный оратор тот, кто в своей речи и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю. Первое – его долг, второе – залог его популярности, третье – необходимое условие успеха.

«Оратор» Цицерона разделяется на пять частей. Эти пять частей представляют собой пять ступеней, пять уровней последовательного углубления в предмет. Первая ступень – вводная: вступление, понятие об идеальном образе оратора, самые общие требования к нему: со стороны содержания – философская образованность, со стороны формы – владение всеми тремя стилями. Простой стиль призван убедить, средний - усладить, высокий - взволновать и увлечь слушателя. Вторая ступень – специально-риторическая: ограничение темы судебным красноречием, рассмотрение "нахождения", "расположения" и – в нарушение обычного порядка – "произнесения"; словесное выражение временно отложено для более подробного анализа. Этот более подробный анализ словесного выражения представляет собой третью ступень: опять происходит отмежевание ораторского от неораторского слога, опять разбираются три стиля красноречия, опять говорится о философской и научной подготовке оратора и дополнительно рассматриваются некоторые частные вопросы слога. Из трех разделов учения о словесном выражении для дальнейшей разработки выбирается один – раздел о сочетании слов; это – четвертая ступень углубления в предмет. Наконец, из вопросов, составляющих раздел о сочетании слов, выделяется один и исследуется с наибольшей тщательностью и подробностью – это вопрос о ритме и его рассмотрение по четырем рубрикам (происхождение, причина, сущность, употребление) представляет собой пятую и последнюю ступень, предел углубления темы (168-237). После этого краткое заключение замыкает трактат. Переходы между этими пятью уровнями заботливо отмечены Цицероном. Первая часть открывается вводным посвящением Бруту, после чего Цицерон предупреждает о трудностях темы. Точно такое же посвящение и напоминание о трудностях темы повторено в начале второй части. Третья часть, о словесном выражении, снабжена своим маленьким введением. На стыке третьей и четвертой частей вдвинуто отступление: к лицу ли государственному деятелю рассуждать о риторике, углубляясь в такие мелкие технические подробности. И, наконец, пятая часть, о ритме, опять вводится особым вступлением, своеобразной апологией ритма, за которой даже следует отдельный план последующего изложения. Так, в пять приемов совершается постепенное раскрытие темы трактата: автор быстро разделывается с вопросами, мало его занимающими, чтобы переходить к вопросам все более и более важным и, наконец, углубиться в тему ораторского ритма, подробный разбор которой служит венцом сочинения. При этом вопросы, занимающие автора неотступно, возникают, повторяясь, на нескольких уровнях исследования: так, о философском образовании и о трех стилях красноречия подробно говорится дважды: в разделе вступительном и в разделе о словесном выражении 4 .

Проповедуя идеал оратора, Цицерон видел в ораторе гражданина высокой культуры, постоянно обогащающего свои знания чтением литературы, изучением истории, интересом к философии, праву, этике и эсте-тике.

Наиболее важным является вклад Цицерона в разработку и совершенствование приемов риторической обработки текста. Из древности дошла до нас пословица: «Трудно сказать короче, чем Цезарь, и пространнее, чем Цицерон». Гибкость его ума, полета его творческой и художественной фантазии. Каждая речь оратора - стройная логическая строение, украшена изысканными стилистическими средствами, где содержание и форма создает гармонию, составляют единую художественную целостность всесторонних и глубоких знаний, разнообразие чувств и совершенства изложения. Каждая его речь - это художественное произведение.

Исполнительское мастерство Цицерона было безупречным. Каждый жест оратора, его мимика, движения глаз, модуляция голоса возникли под влиянием соответствующего содержания произносимой речи, создавали великолепную гармонию, увлекая слушателей. Во многом успех вынесения определял голос, о котором оратор надо было всегда беспокоиться. Он имел сильный и красивый голос, хорошо поставленный, способный выражать самые разные чувства. Когда Цицерон обращал свои слова. Полные гнева против Катилины, голос был резким, порывистым. Звучал с большой силой, потому что эта речь содержит гневные и бурные интонации.

Все это можно передать только с помощью силы и модуляционных гибкости голоса. Природа щедро одарила оратора остротой и необыкновенной способностью вводить в текст речей различные виды смешного. Он довольно широко осветил теорию смешного в трактате "Об ораторе". Все это он умело применил эту острую оружие против противников. Ораторской прозе Цицерона принадлежит стилистическое совершенство и точность высказывания.

Блестящий стилист, умеющий выражать малейшие оттенки мысли, Цицерон явился создателем того изящного литературного языка, который считался образцом латинской прозы.

Заключение

Итак, в историю риторики и ораторского искусства Цицерон вошел, прежде всего, как блестящий стилист и вдохновенный оратор, своими речами и письменными сочинениями много способствовавший построению, оформлению и убедительности публичных выступлений своих коллег и последователей. Забота о стиле речи, ее эмоциональном воздействии на слушателя в дальнейшем стали постепенно возобладать над ее содержательностью и убедительностью. Тем самым из трех задач оратора: убеждать, услаждать и увлекать, о которых говорил Цицерон, после него риторика сосредоточилась на одной - услаждении слушателя.

Идеальный оратор, по Цицерону, - это человек, соединяющий в своей личности тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юриста, голос трагика и, наконец, жесты, мимику и грацию великих актеров.

Вклад Цицерона в сокровищницу мировой культуры неисчерпаем. Он неисчерпаем хотя бы потому, что современная (обычно называемая европейской) цивилизация - прямая наследница римской античности. Это известно достаточно широко, это общепризнано, но для нас сейчас важно подчеркнуть другое: в связующей цепи одним из немаловажных звеньев был сам Цицерон - его личность, его деятельность, его наследие. Как ни странно, этот особый характер посмертной славы сумел предугадать один из его современников, который про Цицерона сказал так: «Его триумф и лавры достойнее триумфа и лавров полководца, ибо расширивший пределы римского духа предпочтителен тому, кто расширил пределы римского господства». Современником, сказавшим эти слова, был Юлий Цезарь.

Наиболее важным является вклад Цицерона в разработку и совершенствование приемов риторической обработки текста.

Список литературы

    Зарецкая, Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н. Зарецкая. – М. : Дело, 2002. – 480 с.

    Кузнецов, И.Н. Риторика, или ораторское искусство / И.Н. Кузнецов. – М. : ЮНИТИ, 2004. – 424 с.

    Почикаева, Н.М. Основы ораторского искусства и культуры речи / Н.М. Почикаева. – М. : Феникс, 2003. – 320 с.

    Кохтев, Н.Н. Основы ораторской речи. Московский университет / Н.Н. Кохтев. – М. : 1992. – 521 с.

    Гаспарова, М.Л. Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве / М.Л. Гаспаров. – М. : "Наука", 1972. 75с.

    Мельникова, С.В. Деловая риторика (речевая культура делового общения): Учебное пособие / С.В. Мельникова. – УлГТУ. : 1999. – 106 с.

    Утченко, С. П. Цицерон и его время / С.П. Утченко. – М. : Мысль, 1972.

    взгляды Реферат >> Культура и искусство

    Подсистема (межличностное пространство). 2. Взгляд . 3. Оптико-кинетическая подсистема, которая... Аристотель, Демосфен, Марк Тулий Цицерон . Риторический идеал Древней Греции – ... волну), 2) визуальный (управление взглядом ), 3) смысловой (обеспечение адекватного...

  1. Риторика (4)

    Реферат >> Культура и искусство

    В эпоху Возрождения, специалисты интересовались риторическими и философскими сочинениями Цицерона , по последним знакомились с греческими... прозы. В эпоху Просвещения рационалистические философские взгляды Цицерона оказали влияние на Вольтера и Монтескье...