Сценарий мероприятия ко дню юного героя антифашиста. Классный час "день юного героя антифашиста" День героев антифашистов 8 февраля

8 февраля – День памяти юного героя-антифашиста 8 февраля - день мужества и патриотизма. День юного героя-антифашиста отмечается в мире с 1964 года, который утвержден был очередной Ассамблеей ООН, в честь погибших участников антифашистских демонстраций - французского школьника Даниэля Фери (1962) и иракского мальчика Фадыла Джамаля (1963) . Так получилось, что в этот день были расстреляны пять мальчишек-парижан лицея "Бюффон", Жана Мари Аргуса, Пьера Бенуа, Жана Бодрее, Пьера Грела, Люсьена Легро не предавших своих друзей-подпольщиков в годы Второй мировой войны. В этот же день были расстреляны герои-молодогвардейцы Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин, Семен Остапенко, (1943) в захваченном фашистами Краснодоне. Совпадения, может быть, и случайные, но они существуют, дополняя этот день исторической ответственностью. Так давайте с вами разберёмся кто такой антифашист. Антифашист - человек, несогласный с идеологией фашизма или участвующий в антифашистских акциях. Фашизм - течение, которое несёт за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение людей другой расы. В этот день особое внимание безусловно заслуживают пионеры-герои Великой Отечественной. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришёл час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. Боря Кулешин. Военный корабль Черноморского флота, лидер эскадренных миноносцев "Ташкент", принимал участие в боевых операциях при обороне города-героя Севастополя в Великую Отечественную войну. На этом корабле нес службу двенадцатилетний юнга Боря Кулешин. Весна 1942 года. На севастопольском причале у трапа боевого корабля "Ташкент" - мальчишка. Он хочет вместе со всеми бить врага, гнать его с родной земли. Боре Кулешину всего 12 лет, но он хорошо знает, что такое война: это родной город в руинах и пожарищах, это гибель на фронте отца, это разлука с мамой, угнанной в Германию. Мальчик уговаривает командира взять его на корабль. Море, бомбы, взрывы. Самолеты бомбят. На борту корабля Боря подает зе-нитчикам тяжелые обоймы со снарядами - одну за другой, не зная ус-талости, не ведая страха, а в промежутках между сражениями помогает раненым, ухаживает за ними. Более 2 - х героических лет провел Боря на мо-ре, на военном корабле, сражаясь с фашистами за свободу нашей Родины. В небе, как Аркаша Каманин. Аркадий Каманин. Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, лётчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. А ещё всегда рядом друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов. Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти. Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром использовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил! В партизанском отряде, как Леня Голиков. Лёня Голиков. Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады... 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. Валя Зенкина. Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости. А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец - иной возможности спасти их жизнь не было, - маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы. И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. Володя Дубинин. Жизнь партизанского отряда в Старокарантинских каменоломнях Крыма зависела, как и у других партизан от Полесья до Орла, от оружия, еды и воды. Но главным была разведка. Если в Брянских лесах партизанам в какой-то мере было проще - хоть и лес, но небо открыто, и можно было выйти из чащи, чтоб осмотреться, то в каменоломнях жизнь была совсем другой. Над головой каменная толща, а все известные выходы закупорены немцами. И разведка, самая опасная часть деятельности отряда, в таких условиях становилась предприятием, которое требовало наибольшего риска. А посылали в разведку - самых младших. Пацан пролезет там, где взрослый застрянет, у него глаз позорче, и смелости порой побольше. Смерть для него - абстракция, а гибель в бою - почетна. Тринадцатилетний партизан Дубинин успел стать глазами партизанского отряда, и не в последнюю очередь именно от него зависели жизни людей. За что он и получил боевую награду, которая не всякому взрослому доставалась - орден Боевого Красного знамени. За полтора месяца командир группы юных разведчиков пионер Владимир Никифорович Дубинин ходил на поверхность семь раз. Он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах у немецких часовых. В один из походов он узнал, что немцы собираются затопить каменоломни, и успел предупредить командование отряда. Благодаря вовремя возведенным перекрытиям отряд остался цел и планы немцев были сорваны. Юный партизан приносил командованию сведения о численности гарнизона, перемещениях военных и мероприятиях немцев. Володя Дубинин погиб 2 января 1942 года, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням. В подполье, как Володя Щербацевич. Володя Щербацевич. Володя жил в Минске. Его отец погиб в финскую войну. Мама была врач. Когда пришли фашисты, они выхаживали раненых бойцов и переправляли к партизанам. Несколько раз Володя был ранен. Ему помогали его друзья. Однажды, по поддельным документам, они вывезли целый грузовик с военно-пленными к партизанам. Освобождение военнопленных было для всех главной задачей. В сентябре внезапно начались облавы, а в домах минчах скрывалось еще много раненых, бежавших из плена: Их выдал свой, он был предателем. Арестовали Володю полицаи. Допросы, пытки. Болит все тело, знобит, нет сил подняться с холодного каменного пола. Но он ничего не рассказал фашистам. 26 октября 1941 года гитлеровцы казнили Володю и его маму. К месту казни оккупанты согнали жителей, чтобы устрашить их, а из толпы неслось гневное: "Не простим!". Ни одного дня фашисты не чувствовали себя хозяевами в Минске. Среди бойцов этого фронта был Володя Щербацевич - минский пионер. Незадолго до его казни 16 августа 1941 года газета "Правда" писала: "Наши дети - героические, великолепные советские дети, с мужеством взрослых, с разумом взрослых борются теперь за Родину. И их борьба - это наиболее убедительная документация нашей правды. Их борьба - это самое страшное обвинение, которое когда-нибудь история предъявит подлому врагу, изучая события наших дней". И поныне взошедший на эшафот минский парнишка обвиняет зачинщиков войны. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок. Мы рассказали лишь о некоторых из тех, кто беззаветно любил Родину и мужественно сражался с фашистами. Вечно будет жить в наших сердцах память о юных героях, отдавших свою жизнь за свободу и счастье людей. О тех, кто шёл плечом к плечу с отцами и братьями в бой, о тех, кто сражался с врагом в суровые годы Великой Отечественной войны. Горько и больно говорить, что и сейчас мир не спокоен, не стабилен. В разных точках земли возникают межнациональные конфликты и воины, совершаются акты терроризма. Жертвами становятся десятки тысяч мирных жителей, среди них дети. Ломаются судьбы, уничтожаются материальные, культурные, духовные ценности. И каждый из нас понимает, что такого быть не должно. Каждое утро над Землёй должно вставать мирное солнце, каждый вечер заходить. Каждый день на Земле должны рождаться тысячи детей. Они появляются на свет, чтобы жить и видеть прекрасное были расстреляны пять мальчишек-парижан лицея "Бюффон",. Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.

День памяти юного героя-антифашиста

Цель : познакомить детей с юными героями-антифашистами, пионерами-героями Великой Отечественной войны;

прививать стремление изучать историю родной страны;

воспитывать чувства патриотизма, любовь к Родине, сострадание к людям.

Ход мероприятия

Слайд 1

Вед. Памяти юных мальчиков и девочек, которые боролись и умирали за свободу и счастье своей Родины, своего народа, мы посвящаем наше торжественное мероприятие.

Слайд 2

Вед. 8 февраля отмечается День юного героя-антифашиста, который утвержден был Ассамблеей ООН в 1964 г. Выбор даты 8 февраля был сделан не случайно.

В РАЗНЫЕ ГОДЫ и в РАЗНЫХ СТРАНАХ мира на 8 февраля выпали случаи гибели юных героев, участвующих в борьбе против фашистов. Вспомним сегодня их имена, скажем им слова любви и благодарности.

Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Сколько вас? Попробуй перечислить!

Не сочтёшь, а впрочем – всё равно.

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, лёгком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

Слайд 3

Вед. 22 июня 1941 года. Над европейской частью самого большого государства планеты Советского Союза поднимается утренняя заря.

На фоне «Довоенного вальса».

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Слайд 4

Вед. Через пять минут немецко-фашистские захватчики вероломно вторглись на территорию Союза Советских Социалистических Республик – началась Великая Отечественная война.

Разве погибнуть

Ты нам завещала,

Жизнь обещала,

Любовь обещала,

Разве для смерти

Рождаются дети,

Разве хотела ты

Нашей смерти,

Ударило в небо! –

Ты помнишь,

Родина тихо сказала:

«Вставайте

На помощь…»

Славы никто

У тебя не выпрашивал,

Просто был выбор у каждого…

Хором:

Я или Родина.

Слайды о пионерах-героях.

Слайд 5

Вед. Юные герои не только помогали в тылу, наравне со взрослыми они ходили в разведку и приносили важные сведения в партизанские отряды, совершали легендарные подвиги. Это Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Валя Котик и многие многие другие. Эти мальчишки и девчонки были посмертно удостоены звания Героя Советского Союза, но Родина помнит о них, им воздвигнуты памятники, и многие школы борются за честь носить имя этих отважных пионеров-героев.

Слайд 6

Лёня Голиков.

Он был, как и мы, школьником. Жил в деревне, в Новгородской области. В 1941 году стал партизаном, ходил в разведку, вместе с товарищами взрывал вражеские склады, мосты. Однажды Лёня подбил гранатой легковой автомобиль, в котором ехал фашистский генерал. Генерал бросился бежать, но Леня метким выстрелом уложил захватчика, забрал портфель с ценными документами и доставил в партизанский лагерь.

В апреле 1944 года небольшую группу партизан настигли фашисты. Надо было пробраться к лесу через поле. Но фашистские пулемётчики сеяли по полю смерть. Командир партизан полз первым, в руке у него был вещевой мешок с важными документами. Вдруг Лёня увидел, что командир ранен. Он схватил мешок и пополз дальше, чтобы спасти документы. Совсем немного оставалось до леса, когда что-то кольнуло мальчика в грудь. Шевелиться он уже не мог. Документы подхватил другой партизан. Лёне Голикову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 7

Марат Казей.

Марат проснулся от громкого голоса командира: «Скорее к лесу! Фашисты!» Вражеский пулемётчик трещал и трещал – люди падали под свист пуль. Марат отстреливался до последнего снаряда. А затем он встал в полный рост и пошёл прямо на врагов, зажав в руке последнюю гранату. Вместе с фашистами взорвался и Марат Казей. Юному белорусскому пионеру посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 8

Валя Котик.

Родился в селе колхозного плотника в украинском селе Хмелевка. В 6 лет пошел в школу. 7 ноября 1939 года на торжественном сборе принят в пионеры.

Валик ходил по городу, и слезы душили его. Немцы сожгли домик-музей Николая Островского, превратили школу в конюшню.

Он стал подпольщиком, потом ушел в партизаны, и начались дерзкие мальчишечьи вылазки с диверсиями и поджогами.

Он прожил 14 лет и еще неделю. В одном из боёв мальчик был смертельно ранен. Посмертно пионеру Вале Котику было присвоено звание Героя Советского Союза.

Стоит теперь в городе Москве памятник Вале Котику. И в селе Шепетовка, где жил Валя, тоже установлен памятник. А по морям и океанам плавает корабль «Валя Котик».

Известный советский поэт Михаил Светлов посвятил юному партизану стихи:

Мы вспоминаем о боях недавних,

В них совершен был подвиг не один.

Вошел в семью героев наших славных

Отважный мальчик – Котик Валентин.

Слайд 9

Зина Портнова.

Ленинградскую школьницу Зину Портнову война застала на белорусской земле, куда она вместе со своей сестрой Галей приехала погостить на каникулы. Зина пришла к партизанам и вместе с ними ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки. Однажды Зина отправилась на боевое задание, но по дороге была схвачена немцами. На допросе, схватив пистолет со стола, она убила фашиста-гестаповца. Вторым выстрелом Зина уничтожила офицера, вбежавшего в кабинет. Девочка выскочила через окно в сад и побежала к реке. Но вражеская пуля настигла её. Посмертно Зине Портновой, 14-летней школьнице, было присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 10

Витя Коробков

Родился в семье рабочего, вырос в Феодосии. За отличную учёбу дважды был награждён путёвкой в пионерский лагерь «Артек». Во время немецкой оккупации Крыма он помогал своему отцу, члену городской подпольной организации. Через Витю Коробкова поддерживалась связь между членами партизанских групп, скрывавшихся в старокрымском лесу. Собирал сведения о враге, принимал участие в печати и распространении листовок. Позже стал разведчиком 3-ей бригады Восточного объединения партизан Крыма. В феврале 1944 года отец и сын Коробковы пришли в Феодосию с очередным заданием, но через 2 дня были арестованы гестаповцами. Более двух недель их допрашивали и пытали в гестапо, потом расстреляли. За пять дней до казни Вите Коробкову исполнилось пятнадцать лет.

Указом Президиума Верховного Совета СССР Витя Коробков посмертно был награждён медалью «За отвагу».

Слайд 11

Лара Михеенко.
В начале войны Лариса была у бабушки. Деревню заняли фашисты. Однажды ночью с двумя старшими подругами ушла из деревни девочки ушли к партизанам. В штабе вначале отказались принять "таких маленьких": ну какие из них партизаны! Но как же много могут сделать для Родины даже совсем юные ее граждане! Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Участвовала она и в боевых операциях... Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли. В Указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: "Посмертно".

Слайд 12

Вед. Ребята, мы не можем сегодня назвать имена всех юных героев, сражавшихся в годы войны с фашистами. Здесь, на нашей выставке, вы видите книги о подвигах молодых патриотов. Спрашивайте эти книги в библиотеках города. Читайте их. Мы должны знать имена тех, кто отдал свои жизни за наше счастливое будущее.

Песня «Орленок»

Слайд 13

Вед. И в зимнюю стужу, и в жаркое лето – всегда здесь живые цветы.

Слайды: возложение цветов.

Они согревают холодный мрамор.

Пусть на минуту, пусть на мгновение.

Эта благодарная память согревает и нас, живых, даёт нам веру в свои силы.

Как горько нам стоять у обелиска

И видеть там стоящих матерей.

Мы головы свои склоняем низко,

Земной поклон за ваших сыновей.

Считайте нас своими сыновьями,

Считайте нас своими дочерьми.

Детей своих вы в битвах потеряли,

И все мы стали вашими детьми.

Слайд 14

Вед. 8 февраля 1962 года. Трудящиеся города Парижа во Франции вышли на демонстрацию в знак протеста против кровавой войны, против фашистов. Рабочие несли лозунги и транспаранты: «Мир Алжиру!», «Нет войне!» В первом ряду демонстрантов шёл невысокий паренёк – Даниэль Фери, французский мальчик, который каждое утро продавал на улицах Парижа газеты. Его все знали и любили. Но демонстрантов поджидали фашисты. Мальчик не слышал предательских выстрелов. Он упал на мостовую, сраженный фашистской пулей.

В Париже мальчишка, обычный жилец,

Мальчишка обычных 15-ти лет.

Ярче факел, ярче гори!

Помнит весь мир Даниэля Фери!

Вед. А ровно через год - 8 февраля 1963 года, в другой стране – Ираке – в тюрьме от нечеловеческих пыток умер другой мальчик – Фадыл Джамаль.

Он отказался выдать фашистам товарищей своего отца. Фадылу было только 15 лет.

Снова зима, и снова февраль,

Стал героем Фадыл Джамаль!

Люди помнят, никто не забыл, вместе с другими боролся Фадыл.

И вот решётка, пытки, сталь –

Погиб героем Фадыл Джамаль!

Звучит «1941»В.Лебедева-Кумача.

Слайд «Враг не пройдет».

Вед. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, советский народ вступил в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.

Герои минувших немеркнущих лет,

Мы их не забудем – девчонок, мальчишек,

Чья жизнь молодая за нас отдана.

Мы в сердце своём, как на знамени, пишем

Простые и гордые их имена.

Вед. В этот же день, 8 февраля 1943 года во французском городе Бефоне нацисты расстреляли пятерых лицеистов, участников Сопротивления.

Слайд 15

Вед. А в нашей стране рядом с отцами и старшими братьями в шеренги бойцов стали совсем юные мальчишки и девчонки. Отложив недочитанные книжки и школьные учебники, они взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками, неутомимо работали в цехах заводов и на колхозных полях, вдохновляемые одной мыслью: «Все – для фронта, всё – для победы».

Слайд 16

Слайды: детские испуганные лица;

девочки у станка;

юный партизан.

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать девчонки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

Ветры в походные трубы трубили,

Дождь отбивал барабанную дробь.

Ребята-герои в разведку ходили

Сквозь чащу лесов и болотную топь.

Вед. До войны это были самые обыкновенные девчонки и мальчишки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, разбивали носы и коленки. Пришел час – они показали, каким может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее захватчикам

Герои не забудутся, поверьте!

Пускай давно закончилась война,

Но до сих пор все дети

Погибших выкликают имена.

Вед. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Много мальчиков и девочек погибли в борьбе за мирное будущее, Имена у них разные, но часто их взрослые называли «орлятами». Орлята – значит отважные, смелые. Им, орлятам, нашей огромной страны, сынам и дочерям полков, детям из партизанских отрядов наш низкий поклон и слова благодарности.

Слайд 17

Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Вместе с нами вы шагали рядом

Дорогами, которым нет конца.

Рядом с вами не выносят фальши

Наши беспокойные сердца.

И сильнее кажемся мы втрое,

Словно тоже крещены огнём.

Юные, безусые герои,

Перед вдруг ожившим строем

Мы сегодня мысленно идём.

И в руках у нас не автоматы,

А цветы – весенний дар земли.

Той земли, которую когда-то

Защищали, сберегли солдаты,

Чтоб весной цветы на ней цвели.

Вед. Склоним голову перед памятью тех, кто не вернулся, кто остался на полях сражений, умер от холода и голода, скончался от полученных ран в фашистских застенках. Почтим и память всех погибших минутой молчания.

Пускай сердца волнуясь замирают,

На мирные дела пускай зовут,

Герои никогда не умирают,

Герои в нашей памяти живут!

Слайд 18

А мы заявляем: войны нам не надо!

Пусть на планете слышится смех!

Мамы и радость пусть будут у всех!

Песня «Несовместимы- дети и война».

День юного героя-антифашиста отмечается в мире с 1964 года, который утвержден был очередной Ассамблеей ООН, в честь погибших участников антифашистских демонстраций - французского школьника Даниэля Фери (1962) и иракского мальчика Фадыла Джамаля (1963) .

Так получилось, что в этот день были расстреляны пять мальчишек-парижан лицея "Бюффон", Жана Мари Аргуса, Пьера Бенуа, Жана Бодрее, Пьера Грела, Люсьена Легро не предавших своих друзей-подпольщиков в годы Второй мировой войны.

В этот же день были расстреляны герои-молодогвардейцы Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин, Семен Остапенко, (1943) в захваченном фашистами Краснодоне.

Совпадения, может быть, и случайные, но они существуют, дополняя этот день исторической ответственностью.

Так давайте с вами разберёмся кто такой антифашист.

Антифашист - человек, несогласный с идеологией фашизма или участвующий в антифашистских акциях.

Фашизм - течение, которое несёт за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение людей другой расы.

Антифашисты времён ВОВ.

В этот день особое внимание безусловно заслуживают пионеры-герои Великой Отечественной.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Пришёл час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.

Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин.

Боря Кулешин.

Военный корабль Черноморского флота, лидер эскадренных миноносцев "Ташкент", принимал участие в боевых операциях при обороне города-героя Севастополя в Великую Отечественную войну.

На этом корабле нес службу двенадцатилетний юнга Боря Кулешин.

Весна 1942 года. На севастопольском причале у трапа боевого корабля "Ташкент" - мальчишка. Он хочет вместе со всеми бить врага, гнать его с родной земли. Боре Кулешину всего 12 лет, но он хорошо знает, что такое война: это родной город в руинах и пожарищах, это гибель на фронте отца, это разлука с мамой, угнанной в Германию.

Мальчик уговаривает командира взять его на корабль.

Море, бомбы, взрывы. Самолеты бомбят. На борту корабля Боря подает зе-нитчикам тяжелые обоймы со снарядами - одну за другой, не зная ус-талости, не ведая страха, а в промежутках между сражениями помогает раненым, ухаживает за ними. Более 2 - х героических лет провел Боря на мо-ре, на военном корабле, сражаясь с фашистами за свободу нашей Родины.

В небе, как Аркаша Каманин.

Аркадий Каманин .

Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, лётчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. А ещё всегда рядом друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов. Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти.

Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром использовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром.

После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно.

Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.

До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!

В партизанском отряде, как Леня Голиков.

Лёня Голиков.

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

В Брестской крепости, как Валя Зенкина.

Валя Зенкина.

Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости.
А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам.

В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец - иной возможности спасти их жизнь не было, - маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы.

И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.

В керченских катакомбах, как Володя Дубинин.

Володя Дубинин.

Жизнь партизанского отряда в Старокарантинских каменоломнях Крыма зависела, как и у других партизан от Полесья до Орла, от оружия, еды и воды. Но главным была разведка. Если в Брянских лесах партизанам в какой-то мере было проще - хоть и лес, но небо открыто, и можно было выйти из чащи, чтоб осмотреться, то в каменоломнях жизнь была совсем другой. Над головой каменная толща, а все известные выходы закупорены немцами. И разведка, самая опасная часть деятельности отряда, в таких условиях становилась предприятием, которое требовало наибольшего риска. А посылали в разведку - самых младших. Пацан пролезет там, где взрослый застрянет, у него глаз позорче, и смелости порой побольше. Смерть для него - абстракция, а гибель в бою - почетна.

Тринадцатилетний партизан Дубинин успел стать глазами партизанского отряда, и не в последнюю очередь именно от него зависели жизни людей. За что он и получил боевую награду, которая не всякому взрослому доставалась - орден Боевого Красного знамени. За полтора месяца

командир группы юных разведчиков пионер Владимир Никифорович Дубинин ходил на поверхность семь раз. Он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах у немецких часовых. В один из походов он узнал, что немцы собираются затопить каменоломни, и успел предупредить командование отряда. Благодаря вовремя возведенным перекрытиям отряд остался цел и планы немцев были сорваны. Юный партизан приносил командованию сведения о численности гарнизона, перемещениях военных и мероприятиях немцев. Володя Дубинин погиб 2 января 1942 года, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.

В подполье, как Володя Щербацевич.

Володя Щербацевич.

Володя жил в Минске. Его отец погиб в финскую войну. Мама была врач.

Когда пришли фашисты, они выхаживали раненых бойцов и переправляли к партизанам. Несколько раз Володя был ранен. Ему помогали его друзья.

Однажды, по поддельным документам, они вывезли целый грузовик с военно-пленными к партизанам. Освобождение военнопленных было для всех главной задачей.

В сентябре внезапно начались облавы, а в домах минчах скрывалось еще много раненых, бежавших из плена:

Их выдал свой, он был предателем. Арестовали Володю полицаи.

Допросы, пытки. Болит все тело, знобит, нет сил подняться с холодного каменного пола. Но он ничего не рассказал фашистам.

26 октября 1941 года гитлеровцы казнили Володю и его маму. К месту казни оккупанты согнали жителей, чтобы устрашить их, а из толпы неслось гневное: "Не простим!".

Ни одного дня фашисты не чувствовали себя хозяевами в Минске. Среди бойцов этого фронта был Володя Щербацевич - минский пионер. Незадолго до его казни 16 августа 1941 года газета "Правда" писала: "Наши дети - героические, великолепные советские дети, с мужеством взрослых, с разумом взрослых борются теперь за Родину. И их борьба - это наиболее убедительная документация нашей правды. Их борьба - это самое страшное обвинение, которое когда-нибудь история предъявит подлому врагу, изучая события наших дней".

И поныне взошедший на эшафот минский парнишка обвиняет зачинщиков войны.

И ни на миг не дрогнули юные сердца!

Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

Мы рассказали лишь о некоторых из тех, кто беззаветно любил Родину и мужественно сражался с фашистами.

Вечно будет жить в наших сердцах память о юных героях, отдавших свою жизнь за свободу и счастье людей. О тех, кто шёл плечом к плечу с отцами и братьями в бой, о тех, кто сражался с врагом в суровые годы Великой Отечественной войны.

Горько и больно говорить, что и сейчас мир не спокоен, не стабилен. В разных точках земли возникают межнациональные конфликты и воины, совершаются акты терроризма. Жертвами становятся десятки тысяч мирных жителей, среди них дети. Ломаются судьбы, уничтожаются материальные, культурные, духовные ценности.

И каждый из нас понимает, что такого быть не должно.

Каждое утро над Землёй должно вставать мирное солнце, каждый вечер заходить. Каждый день на Земле должны рождаться тысячи детей. Они появляются на свет, чтобы жить и видеть прекрасное были расстреляны пять мальчишек-парижан лицея "Бюффон",.

Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Бузулука «Центр детского творчества «Радуга»

Конспект занятия для детей среднего возраста (10-12 лет)

Егорова Татьяна Сергеевна, педагог дополнительного образования,

г. Бузулук, 2015

Конспект занятия

Название кружка: «Из прошлого в будущее»

ФИО руководитель кружка Егорова Татьяна Сергеевна

Тема занятия: «8 февраля – День памяти юного героя-антифашиста»

Продолжительность занятия 1ч.20 мин

Количество обучающихся 15 человек

Возраст 10-12 лет

Тип занятия: практическое занятие

Форма организации работы: групповая

Место проведения занятия: каб №10

Цели и задачи:

познакомить детей с юными героями-антифашистами, пионерами-героями Великой Отечественной войны, воспитывать чувства долга, патриотизма и любви к своей Родине, чувства уважения к памяти героев, сострадание к людям, гражданской ответственности и гуманистического мировоззрения, развивать кругозор, пополнить словарный запас учащихся.

Оборудование к уроку: портреты юных героев, альбом «Пионеры Герои», мультимедийная презентация.

Ход занятия

    Организационная часть (3 мин)

    Основная часть (50 мин)

    Ведение в тему.

Из истории даты.

Читает педагог.

Жил мальчик на хуторе Минском,

За дальним кордоном лесным,

Когда появились фашисты,

Он стал партизанским связным.

Ходил он, как нищий, по селам

С холщовой сумой на плече,

В отцовских ботинках тяжелых

И мамином рваном плаще.

То в окна стучался немые,

То брел к старикам на покос.

И танк подрывался на мине,

И поезд летел под откос…

Забылось негромкое имя,

Осталась лишь кличка – Связной.

Он пережил осень и зиму.

Его расстреляли весной…

День юного героя-антифашиста отмечается в мире с 1964 года, который утвержден был очередной Ассамблеей ООН, в честь погибших участников антифашистских демонстраций - французского школьника Даниэля Фери (1962) и иракского мальчика Фадыла Джамаля (1963).

Так получилось, что в этот день были расстреляны пять мальчишек-парижан лицея «Бюффон», Жана Мари Аргуса, Пьера Бенуа, Жана Бодрее, Пьера Грела, Люсьена Легро не предавших своих друзей-подпольщиков в годы Второй мировой войны.

В этот же день были расстреляны герои-молодогвардейцы Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин, Семен Остапенко, (1943) в захваченном фашистами Краснодоне.

Совпадения, может быть, и случайные, но они существуют, дополняя этот день исторической ответственностью.

Так давайте с вами разберёмся кто такой антифашист.

Антифашист - человек, несогласный с идеологией или участвующий в антифашистских акциях.

Фашизм - течение, которое несёт за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение людей другой расы.

Антифашисты времён ВОВ.

В этот день особое внимание, безусловно, заслуживают пионеры-герои Великой Отечественной Войны.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали - прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Пришёл час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

    Выступления обучающихся с докладами о юных героях-антифашистов.

Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.

Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин.

Боря Кулешин.

Военный корабль Черноморского флота, лидер эскадренных миноносцев «Ташкент», принимал участие в боевых операциях при обороне города-героя Севастополя в Великую Отечественную войну.

На этом корабле нес службу двенадцатилетний юнга Боря Кулешин.

Весна 1942 года. На севастопольском причале у трапа боевого корабля «Ташкент» - мальчишка. Он хочет вместе со всеми бить врага, гнать его с родной земли. Боре Кулешину всего 12 лет, но он хорошо знает, что такое война: это родной город в руинах и пожарищах, это гибель на фронте отца, это разлука с мамой, угнанной в Германию.

Мальчик уговаривает командира взять его на корабль.

Море, бомбы, взрывы. Самолеты бомбят. На борту корабля Боря подает зенитчикам тяжелые обоймы со снарядами - одну за другой, не зная усталости, не ведая страха, а в промежутках между сражениями помогает раненым, ухаживает за ними. Более 2 - х героических лет провел Боря на море, на военном корабле, сражаясь с фашистами за свободу нашей Родины.

В небе, как Аркаша Каманин.

Разминка в движении (15 мин)

Аркадий Каманин.

Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, лётчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. А ещё всегда рядом друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов. Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти.

Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром использовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром.

После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно.

Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.

До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!

В партизанском отряде, как Леня Голиков.

Лёня Голиков.

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...

В Брестской крепости, как Валя Зенкина.

Валя Зенкина.

Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости. А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам.

В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец - иной возможности спасти их жизнь не было, - маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы.

И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.

В керченских катакомбах, как Володя Дубинин.

Володя Дубинин.

Жизнь партизанского отряда в Старокарантинских каменоломнях Крыма зависела, как и у других партизан от Полесья до Орла, от оружия, еды и воды. Но главным была разведка. Если в Брянских лесах партизанам в какой-то мере было проще - хоть и лес, но небо открыто, и можно было выйти из чащи, чтоб осмотреться, то в каменоломнях жизнь была совсем другой. Над головой каменная толща, а все известные выходы закупорены немцами. И разведка, самая опасная часть деятельности отряда, в таких условиях становилась предприятием, которое требовало наибольшего риска. А посылали в разведку - самых младших. Пацан пролезет там, где взрослый застрянет, у него глаз позорче, и смелости порой побольше. Смерть для него - абстракция, а гибель в бою - почетна.

Тринадцатилетний партизан Дубинин успел стать глазами партизанского отряда, и не в последнюю очередь именно от него зависели жизни людей. За что он и получил боевую награду, которая не всякому взрослому доставалась - орден Боевого Красного знамени. За полтора месяца

командир группы юных разведчиков пионер Владимир Никифорович Дубинин ходил на поверхность семь раз. Он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах у немецких часовых. В один из походов он узнал, что немцы собираются затопить каменоломни, и успел предупредить командование отряда. Благодаря вовремя возведенным перекрытиям отряд остался цел и планы немцев были сорваны. Юный партизан приносил командованию сведения о численности гарнизона, перемещениях военных и мероприятиях немцев. Володя Дубинин погиб 2 января 1942 года, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.

В подполье, как Володя Щербацевич.

Володя Щербацевич.

Володя жил в Минске. Его отец погиб в финскую войну. Мама была врач.

Когда пришли фашисты, они выхаживали раненых бойцов и переправляли к партизанам. Несколько раз Володя был ранен. Ему помогали его друзья.

Однажды, по поддельным документам, они вывезли целый грузовик с военно-пленными к партизанам. Освобождение военнопленных было для всех главной задачей.

В сентябре внезапно начались облавы, а в домах минчан скрывалось еще много раненых, бежавших из плена:

Их выдал свой, он был предателем. Арестовали Володю полицаи.

Допросы, пытки. Болит все тело, знобит, нет сил подняться с холодного каменного пола. Но он ничего не рассказал фашистам.

26 октября 1941 года гитлеровцы казнили Володю и его маму. К месту казни оккупанты согнали жителей, чтобы устрашить их, а из толпы неслось гневное: «Не простим!».

Ни одного дня фашисты не чувствовали себя хозяевами в Минске. Среди бойцов этого фронта был Володя Щербацевич - минский пионер. Незадолго до его казни 16 августа 1941 года газета «Правда» писала: «Наши дети - героические, великолепные советские дети, с мужеством взрослых, с разумом взрослых борются теперь за Родину. И их борьба - это наиболее убедительная документация нашей правды. Их борьба - это самое страшное обвинение, которое когда-нибудь история предъявит подлому врагу, изучая события наших дней».

И поныне взошедший на эшафот минский парнишка обвиняет зачинщиков войны.

И ни на миг не дрогнули юные сердца!

Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

Мы рассказали лишь о некоторых из тех, кто беззаветно любил Родину и мужественно сражался с фашистами.

III. Заключительная часть. Итог занятия. (10 мин)

Вечно будет жить в наших сердцах память о юных героях, отдавших свою жизнь за свободу и счастье людей. О тех, кто шёл плечом к плечу с отцами и братьями в бой, о тех, кто сражался с врагом в суровые годы Великой Отечественной войны.

Горько и больно говорить, что и сейчас мир не спокоен, не стабилен. В разных точках земли возникают межнациональные конфликты и воины, совершаются акты терроризма. Жертвами становятся десятки тысяч мирных жителей, среди них дети. Ломаются судьбы, уничтожаются материальные, культурные, духовные ценности.

И каждый из нас понимает, что такого быть не должно.

Каждое утро над Землёй должно вставать мирное солнце, каждый вечер заходить. Каждый день на Земле должны рождаться тысячи детей. Они появляются на свет, чтобы жить и видеть прекрасное были расстреляны пять мальчишек-парижан лицея «Бюффон».

Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов. (Дети зачитывает стихи, а в это время идет показ презентации)

1 -й ребенок - чтец

Мы - маленькие очевидцы,

Последние из могикан,

Нам до сих пор тревога снится,

И до сих пор отбой не дан.

2-й ребенок - чтец

Из теплой, полной снов постели,

Из комнат, где цветы цвели,

В бомбоубежища и щели

Мы ночью с бабушками шли.

3-й ребенок - чтец

Мы слез тогда уже не лили,

Мы знали вкус полынь-травы.

И с вами всю беду делили,

Как с нами хлеб делили вы.

4-й ребенок - чтец

Но что же, мы, зато, узнали,

Что значит выжить в трудный год,

Что значит - Родина за нами

И что такое наш народ

5-й ребёнок - чтец

В далекий год, постясь с учителями

Длину дорог, измерив фронтовых,

Они держали главный свой экзамен

И в танковых боях, и в штыковых.

Веселые, отважные, простые

В свой звездный час не дрогнули они

И в память о них по всей России

Горят сегодня вечные огни.

8 февраля в Российской Федерации и ряде зарубежных

стран отметят День юного героя-антифашиста.

Этот день отмечается ежегодно с 1964 года .

Почему?

Пятнадцатилетнего Даниэля Фери убили 8 февраля 1962 г.

во время антифашистской демонстрации трудящихся в г. Париже

А Фадыл Джамаль погиб ровно через год от пыток в иракской тюрьме

8 февраля 1943 года в Краснодоне были расстреляны фашистами

молодогвардейцы:

Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов,

Виктор Субботин. Семен Остапенко.

Также, 8 февраля 1943 год, во Франции, в Бефоне,

были расстреляны пять лицеистов, боровшихся против фашизма

на территории Франции....

Видите, казалось бы, совпадения,

и может быть, случайные, но они существуют,

дополняя этот день исторической ответственностью

День 8 февраля стал Днем памяти юных героев-антифашистов .

Классный час «День юного героя антифашиста»

Цели и задачи: формирование гражданского самосознания у молодого поколения, воспитание чувства патриотизма и уважительного отношения к историческому наследию Родины, повышение интереса у детей и подростков к боевому прошлому родного края.

Ход занятия

Учитель:

Каждое утро над Землей встает солнце, и каждый вечер оно заходит. Кажется, так было и будет вечно. Каждый день на Земле рождаются тысячи детей. Они появляются на свет, чтобы жить и видеть прекрасное.

Каждый день, прожив большую, полную побед и неудач жизнь, уходят из нее люди. И никто и ничто не вправе менять эти законы, установленные самой природой.

Плакат на доске

Память сердца не может молчать,
Всей земле мы должны прокричать:
"Пусть вечно помнит каждый на планете:
Бесчеловечен мир, в котором гибнут дети!"

8 февраля в Российской Федерации и ряде зарубежных стран отметят День юного героя-антифашиста. Этот день отмечается ежегодно с 1964 года. Одним из инициаторов этого дня является Мария Михайловна Солдатова.

А вы знаете, почему?

Ученик: («Я никогда не была в Париже» )- стихотворение

Я никогда не была в Париже

Ни в этот день, ни раньше,

Но я сегодня так ярко вижу

Его бульвары, мосты и башни.

Молчалив и суров Париж!

Плачут безлюдные улицы

Роняя тяжёлые капли воды

От боли дома сутулятся.

Цветы и снова цветы

Чёрные ленты горя

Франция, это сегодня ты

Провожаешь своих героев.

Учитель: Это стихотворение посвящено памяти 15-ти летнего борца за мир - французского мальчишки Даниэля Фери.(фото выводится на экран проектора)

Ученик:

8 февраля 1962 года заалели флагами улицы Парижа. Это трудящиеся вышли на демонстрацию в знак протеста против фашизма, с требованиями прекратить кровавую войну против алжирского народа. «Мир Алжиру!», «Нет - войне!» - было начертано на лозунгах. В рядах демонстрантов шел и юный разносчик газет Даниэль Фери. Из его рук рабочие каждое утро получали свежие номера «Юманите», от него не раз узнавали важную информацию. Он был своим в этой среде. Его любили.

Демонстрантов подстерегали фашисты – оасовцы, ярые сторонники войны в Алжире.

Демонстранты запели «Интернационал». Раздался выстрел. Даниэль не слышал его, он упал на мостовую сражённый пулей. От их предательских выстрелов и погиб Даниэль. Его хоронили с почестями на кладбище Пер- ла –шез.

Ученик:

8 февраля 1943 года в Краснодоне были расстреляны фашистами молодогвардейцы: Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин, Семен Остапенко. Также, 8 февраля 1943 год, во Франции, в Бефоне, были расстреляны пять лицеистов, боровшихся против фашизма на территории Франции....

Учитель:

Видите, казалось бы, совпадения, и может быть, случайные, но они существуют, дополняя этот день исторической ответственностью.

Ученик:

А 8 февраля 1964 года юные интернационалисты Москвы написали обращение к пионерам Советского Союза, к детям трудящихся всех стран: «Мы предлагаем день 8 февраля сделать традиционным днём памяти юных героев – наших сверстников, борцов против фашизма и империализма. Пусть в этот день все дети во всех уголках Земли, вспоминая о бессмертных подвигах юных борцов ещё теснее сомкнут свои ряды, ещё крепче возьмутся за руки и новыми делами укрепят мир и дружбу на всём земном шаре!»

Рождение новой традиции поддержал Международный комитет детских и юношеских организаций. С тех пор 8 февраля отмечается как день памяти и солидарности с юными борцами против фашизма.

Как вы понимаете слово «фашист»?
Фашист - сторонник и последователь фашизма, член фашистской партии.

А что такое "фашизм"?

Фашизм – течение, которое несёт за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение людей другой расы. Это форма открытой террористической диктатуры, направленная на уничтожение и подавление других рас и национальностей и национальностей, на подготовку агрессивных войн.

Как вы понимаете слово «антифашист»?

Враг фашизма, борец против фашизма. Противник фашизма, борец с фашизмом.

Ученик:

Весь под ногами шар земной

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они? (С. Щипачев)

Учитель:

В 1941 г, когда на Советский Союз, напали войска фашисткой Германии, набатным призывом прозвучали слова «Вставай, страна огромная!» в первые дни Великой Отечественной, когда гитлеровские полчища вероломно вторглись на нашу землю. 1418 дней и ночей бушевала война. Это были дни и месяцы, и годы всенародного подвига. Весь советский народ поднялся на священную борьбу против немецко-фашистских захватчиков. Тысячи мальчишек и девчонок в красных галстуках встали в шеренги бойцов - вместе с отцами и старшими братьями, со взрослыми на защиту Родины. Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к врагам. И ни на миг не дрогнули юные сердца.

Ученик:

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники, друзья. Отложив недочитанные книжки и школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками, неутомимо работали в цехах заводов и на колхозных полях, вдохновляемые одной мыслью: "Все для фронта - все для победы".

Учитель:

Им, юным мальчишкам и девчонкам всех стран мира, детям, которые боролись и умирали за свободу, демократию, равенство и счастье людей, за светлые идеалы, посвящается этот день 8 февраля - День юного героя-антифашиста.

Они ушли из жизни, когда им еще не было 18. Они любили эту жизнь и это солнце. Им хотелось видеть свой дом - Землю под чистым небом, не испачканным взрывами.

Ученик:

Более 68 лет прошло со дня победы в ВОВ, но и сегодня, и каждый год мы будем говорить о тех, кто сражался за нашу Родину. А сражались за неё не только взрослые, но и дети, наши ровесники и младше. Дети в ту суровую пору были не только жертвами. Они становились и воинами. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, они удостоились званий Героев Советского Союза, получали ордена, медали. А были они мальчишками и девчонками. И в указах о награждениях никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых.

Учитель:

Потому, что их воинская доблесть стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых. Фашизм – это страшное зло. Чтобы победить его, нашему народу понадобилось 4 долгих года. Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для советских людей. Она прошла через судьбы каждой семьи, коснулась своим дыханием всех - от мала до велика.

Ученик:

В годы войны ребята были разведчиками, работали на заводах, помогали раненным в госпиталях, были партизанами в тылу врага, занимались выпусками информационных бюллетеней, стенгазет, которые рассказывали о борьбе молодежи в разных странах мира против неравенства и несправедливости, против фашистских режимов.

Жертвой ВОВ стала ленинградская девочка Таня Савичева. Она жила в блокадном Ленинграде. Ее судьба стала символом страданий и героической стойкости ленинградцев в годы ВОВ. Умирая от голода, она отдавала последние крошки хлеба другим людям, из последних сил носила песок и воду на городские чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. Вела дневник, в котором рассказывала о том, как умирала от голода, холода, болезней ее семья. «Савичевы умерли все»- писала Таня в своем дневнике. Но Танечка не умерла. Ее, полуживую, не смогшую даже передвигаться, нашли и отправили после прорыва блокады в село Красный бор Горьковской области. Врачи и местные жители боролись за жизнь девочки, но Таня умерла, она угасла как жертва страшной войны. Последняя страничка дневника осталась недописанной.

Ученик:

-Марат Казей родился в деревне Станьково Дзержинского района в 1929 году. Сельский паренек в годы Великой Отечественной войны проявил лучшие человеческие качества, жизнью и смертью своей доказал преданность Родине.

Белорусскому школьнику Марату Казею было чуть больше тринадцати лет, когда он ушел к партизанам вместе со своей сестрой. Он стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Неуловимый маленький партизан проникал во вражеские гарнизоны, участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах, взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны. В мае 1944 года, когда Советская Армия была уже совсем близко и партизаны должны были вот-вот с ней соединиться, попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Марат поднялся во весь рост. Слетела с головы шапка. Он не нагнулся, чтобы её поднять. Со всех сторон наступали фашисты. Последний раз огрызнулся автомат Марата и замолчал. А круг фашистов всё сужался и сужался. Марат бросил гранату, потом другую и бросился вперёд в надежде прорваться в лес. Но перед ним опять стальные каски. Марат упал на одно колено, поднял последнюю гранату высоко над головою и как будто застыл. Солдаты отошли назад, а потом вновь бросились к нему. В этот момент послышалось, как в лесу заржали кони. Высоко в небе запел жаворонок. Марат взглянул на зелёную травку, на синие глазки подснежников…. Он подпустил врагов поближе и выдернул чеку… Взрыв. Послышались стоны. А на горке остался лежать Марат Казей. С затылка текла кровь, а большие синие глаза, казалось, смотрели на близкий лес, где ржали кони, цвели цветы, пели свои песни птицы.

Он не сдался живым.За мужество и бесстрашие, проявленные в борьбе с фашистами Марату Казею посмертно присвоено почетное звание Героя Советского Союза.

Ученик :

Ленинградская школьница Зина Портнова , вместе с младшей сестренкой Галей, в июне 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». В 1943 году стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала.

Морозным декабрьским днем пробиралась партизанская разведчица из леса в Оболь. Командование отряда поручило ей выяснить причину провала подпольной комсомольской организации, установить новые связи. Когда Зина, выполнив задание, спешила обратно в отряд, ее выследили и схватили. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы её не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. Выдержка и бесстрашие девушки приводили гитлеровцев в ярость. Ни льстивые уговоры, ни пытки не сломили воли советской патриотки. Ее били сапогами и прикладами, выламывали руки, морили голодом, но она не проронила ни слова, не выдала товарищей. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее снова схватили. Январским утром 1944 года после ужасных пыток Зину казнили..

За мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Зинаиде Мартыновне Портновой присвоено почетное звание Героя Советского Союза.

Ученик:

А этот мальчик из украинского города Шепетовки. Валя Котик. Можно подумать. Что мальчик с такой фамилией должен быть мягким, слабым. Котик… Но фамилия обманчива.Он стал разведчиком в партизанском отряде, бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железно-дорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. А кто расклеивал листовки в городе под носом немецкого часового? Кто перевозил в корзине, привязанной к велосипеду, оружия? Кто перерезал спрятанный в земле телефонный кабель? Кто взрывал вражеские поезда? Все он – Валя Котик. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль “Партизану Отечественной войны” II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут пацан, подросток. Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик .

-Лёня Голиков рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, что в Ленинградской области, он собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат, чтобы передать их партизанам. И сам остался в партизанском отряде. Воевал наравне со взрослыми. В свои десять с небольшим лет он в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Он участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал. Погиб весной 1943 года в неравном бою. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик:

Саша Бородулин. Уже зимой 1941-го он носил на гимнастерке орден Красного Знамени. Было за что. Саша вместе с партизанами дрался с гитлеровцами в открытом бою, участвовал в засадах, не раз ходил в разведку. Партизанам не повезло: каратели выследили отряд, взяли в кольцо. Трое суток партизаны уходили от преследования, прорывали окружение. Но каратели вновь и вновь преграждали им путь. Тогда командир отряда вызвал пятерых добровольцев, которые должны были огнем прикрыть отход основных партизанских сил. На призыв командира Саша Бородулин шагнул из строя первым. Отважной пятерке удалось на какое-то время задержать карателей. Но партизаны были обречены. Последним погиб Саша, шагнув навстречу врагам с гранатой в руках.

Ученик:

Витя Хоменко. Семиклассник Витя Хоменко делал вид, что прислуживает оккупантам, работая в офицерской столовой. Мыл посуду, топил плиту, протирал столы. И запоминал все, о чем говорят офицеры вермахта, расслабленные баварским пивом. Добытые Виктором сведения высоко ценились в подпольной организации “Николаевский центр”. Гитлеровцы приметили смышленого расторопного мальчика и сделали его посыльным при штабе. Естественно, партизанам становилось известным все, что содержалось в документах, которые попадали в руки Хоменко. Витя погиб в декабре 1942 года, замученный врагами, которым стало известно о связях мальчика с партизанами. Несмотря на самые страшные пытки, Витя не выдал врагам расположение партизанской базы, свои связи и пароли. Витя Хоменко посмертно удостоен ордена Отечественной войны I степени.

Учитель:

В годы войны одна шестилетняя девочка, эвакуированная в Сибирь, написала письмо а газету «Омская правда»:

«Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек, а теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем маленьким детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовём его «Малютка». Когда наш танк разобьёт Гитлера, мы поедем домой…»

Это письмо девочки вызвало горячий отклик у тысяч ребят. Дети Сибири прислали небольшие переводы на танк. Удалось собрать 179 тысяч рублей. На эти средства и был построен танк «Малютка». На нём сражалась Катя Петлюк.

Героями в годы ВОВ стали многие девочки и мальчики.

Давайте еще раз по очереди назовем имена некоторых из них:

Марат Казей Зина Портнова Валя Котик Леня Голиков Тихон Баран

Витя Кучерявый Володя Дубинин Лара Михеенко Миша Куприн
Зоя Космодемьянская
Надя Богданова Галя Комлева Юта Бондаровская Саша Бородулин Витя Коробков Витя Хоменко Валя Дончик Витя Пашкевич Валя Зенкина Лида Матвеева Саша Колесников (Сан Саныч) Олег Кошевой Любовь Шевцова Дмитрий Огурцов Виктор Субботин Семен Остапенко Валера Волков Нина Сагайдах.

Учитель:

Сегодня мы учимся у них верности, беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости. И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойными памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.

И сейчас на нашей планете неспокойно. Вспомним Ирак,Донбасс, Бислан, когда 1 сентября школьники оказались в заложниках у бандитов… Дети продолжают гибнуть.

Ученик:

Ученик:

Пускай сердца, волнуясь, замирают,

Когда в дорогу горны позовут.

Герои никогда не умирают

Герои в нашей памяти живут.

Помните! Через века, через года

Помните! О тех, кто уже не придёт Никогда