Н с лесков левша основная тема. Н.С

Сегодня в читательском дневнике появился рассказ Левша Лескова, вот и вам мы предлагаем познакомиться с анализом произведения, который облегчит вам работу на уроке литературы.

Лесков рассказ Левша

Николай Лесков сказку «Левша» написал в 1881 году. Свой рассказ Лесков подписал еще как Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе. Когда читаешь Лескова и его работу Левша дабы пересказать произведение, знакомишься с императором Александром Первым, который за границей восхищается умельцами и не слышит своего сопровождающего Платова, который утверждает, что и в России мастера не хуже. Поражает императора блоха, сделанная англичанами, ведь она была настолько правдоподобной и такой маленькой, что можно было рассмотреть ее под микроскопом.

После смерти императора, править страной стал Николай Первый, который захотел, чтобы русские мастера превзошли англичан и они превзошли, ведь тульские умельцы, которых автор описывает как хромых и косых, сумели подковать ту самую стальную блоху. И здесь мы знакомимся с Левшой, который не побоялся отправиться к императору, дабы показать старания мастеров. Не побоялся он поехать и за границу, где хотел принести пользу для своей страны, ведь он старался все замечать и подмечать. Причем Левша оказался настоящим патриотом, ведь англичане предлагали ему остаться, предлагали хорошие условия для жизни и работы, но нет, Левша уехал назад, на Родину, ведь для русского мужика, ничего нет лучшего, как жить в своей стране, пусть даже там не ценится его талант и умения.

А ведь у Левши как и у других русских умельцев золотые руки и очень жалко, что такая горькая судьба ожидала нашего героя. Когда Левша возвращался домой, то встретился ему английский моряк с которым они пили, не просыхая, допились до чертиков. Прямо с корабля его увозят в полицию, откуда переправляют в больницу и кладут его, как нищего, без документов, на пол. Здесь очень хочется, чтобы Левшу забрали, спасли, но увы. Его английский друг очень поздно находит его. Левша умирает, но при этом даже здесь он думает о том, как оказаться полезным для государства. Он просит передать просьбу, чтобы солдаты не чистили оружие камнями, ведь за границей так не делают от этого их оружие находится в лучшем состоянии.

Лесков Левша главные герои

В сказе Лескова Левша главным героем является непосредственно сам Левша, имя которого не называет автор ведь это больше собирательный образ. Левша — это неказистый мужичок, который обладал такими чертами характера, как патриотизм, отверженность, трудолюбие. У него настоящий талант и им восхищаются за границей, предлагая остаться там навсегда и выбрать невест. Но, Левша рвется домой. На его долю выпало много испытаний, но всегда он помнил о Родине, и даже в предсмертный час он старается передать военную тайну, которая бы помогла в крымской войне, вот только этот секрет не передали и, как результат, война была проиграна.

Также героями рассказа является Платов — казачий атаман, который раскрыл обман англичан и который был также патриотом своей страны. Патриотом был и Николай, ведь он гордится страной и ее умельцам, а вот Александр Первый восхищался всем заграничным, таланты своих же людей не замечал.

Есть и такой герой, как Чернышев. Именно Чернышев помешал сообщить важную новость, которую передал Левша, поэтому патриотом такого человека трудно назвать.

Лесков Левша главная мысль

Как мне кажется в произведении Лескова Левша главной мыслью является то, что и в нашей стране есть замечательные умельцы, мастера, которые не только не хуже, но и лучше заграничных и они не продаются. Их нельзя купить ни за гроши ни за почести, они готовы служить своей стране даже тогда, когда в самой стране их таланты не ценятся. Так было тогда, так есть и сейчас и от этого грустно.

Колоритный характер даровитого русского человека, мера его творческих возможностей и его судьба в России оказываются в центре внимания Лескова и в более позднем его произведении — знаменитом сказе о косом Левше (1882).

Сознавая известную родственность этой повести «Очарованному страннику», Лесковнамеревался впоследствии опубликовать оба этих произведения вместе под общим названием «Молодцы».

Однако если в «Очарованном страннике» главный герой выведен автором далеко за границы своего «биографического» времени, то Левша, напротив, несравненно более жестким образом привязан к нему, и это обстоятельство значительно меняет общую тональность произведения.

В раскрытии характера этого замечательного русского самородка Лесков активно использует традиции народного сказа, устного предания, прибаутки. Следуя своему постоянному стремлению к подлинности изображения народной жизни, писатель особенно дорожит теми выработанными фольклором специфическими приемами повествования, которые сводят почти на нет возможную пристрастность в освещении лиц и событий, обеспечивая максимальную объективность рассказа.

В основе сюжета сказа лежит характерный для народного эпоса мотив состязания, соперничества, борьбы, затрагивающей интересы всей нации.

Столь широкое содержание конфликта, который таится за внешне эксцентрической и забавной историей английской диковинки, определяет собой в сказе всю систему авторских оценок, существенно отличных от тех, к которым склоняется благодушно настроенный повествователь.

Верный своему убеждению в том, что общественное призвание художника — «переустанавливать точки зрения» (ложные в свете высшей истины), Лесков так организует движение сюжета в своем сказе, что наиболее далекими от заботы о национальных и государственных интересах России предстают именно те, кому в первую очередь надлежит радеть о престиже страны, — ее высшие правители, цари.

Высказанные в духе патриархальной морали хвалебные характеристики монархов не только не получают потом подтверждения в развитии событий, но наоборот, с самого начала повествования вступают в резкое противоречие с объективным смыслом конкретных ситуаций, в которых предстают перед читателем эти коронованные особы.

Так, царь-победитель Александр, совершающий свое развлекательное путешествие по Европе, точно забыв о великих силах своего народа, легко и бездумно поддается влиянию англичан, желающих его «чужестранностью пленить» и «от русских отвлечь». Доверчиво взирает он на все их специально заготовленные раритеты. Раньше, чем они сами на то надеются, начинает болеть за их интересы и с поразительной быстротой приходит к безапелляционному выводу, что «мы, русские, со своим значением никуда не годимся».

Во всех перипетиях своих отношений с англичанами он предстает человеком «безнатурным», легко управляемым чужой волей, в данном случае — волей тех, кому в будущей войне предстоитвыступить в качестве врагов России и нанести ей сильнейшее поражение. В более позднем своем сатирическом произведении Лесков назовет таких людей, как Александр, «чертовыми куклами» и сделает их главной мишенью своей сатиры.

Восторженно принимая «коварный» подарок англичан — металлическую блоху, Александр далек от того, чтобы подумать о возможном соперничестве с ними в столь диковинном искусстве. Он капитулирует без борьбы.

Несравненно более активное отношение к английской блохе, которое проявляет другой русский царь (Николай I), таит в себе, тем не менее, некий компрометирующий его смысл: это активность особого рода, диктуемая более всего мелкими личными побуждениями, жаждой самоутверждения, тщеславием, апломбом.

Восторг Николая, который он изъявляет при виде подкованной туляками блохи, далек от собственно патриотического воодушевления, от бескорыстного любования чудом человеческого труда, искусства, находчивости.

Истинную подоплеку этого восторга выдает реплика самого Николая: «Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут». Подвергнутая «русским пересмотрам» блоха для царя — это более всего вещественное доказательство верноподданнической преданности ему всех русских людей, новых проявлений которой так алчет его уязвленная недавним «смятением» душа.

Истинными вершителями событий, направленных к возвеличению славы России, выступают в сказе Левша и его товарищи — те тульские мастера, искусству которых и препоручают английскую диковину. Именно они являют своим поведением истинное достоинство, спокойную твердость духа, полное создание национальной ответственности.

Обдумывая сложившуюся ситуацию они судят о ней, не допуская никаких перехлестов оценок в ту или иную сторону: «...аглицкая нацыя тоже не глупая, а довольно даже хитрая, и искусство в ней с большим смыслом Против нее, — говорят, — надо взяться подумавши и с божьим благословением». Такое поведение, свободное от пустой суетности, особенно рельефно контрастирует с мелочностью побуждений русских царей.

В таком повороте сюжета находит свое выражение излюбленная мысль писателя о «маленьких великих людях», которые, стоя в стороне от исторических событий, вершат исторические судьбы страны. «Эти прямые и надежные люди», — так с уважением и сердечным теплом отзовется о них Лесков в своем более позднем рассказе «Человек на часах», сближаясь в оценке демократической массы с Л. Толстым.

Однако это в высшей степени уважительное отношение писателя к тульским мастерам вовсе не исключает в сказе мягкой иронии по отношению к ним. Лесков далек здесь от идеализации народных возможностей, он трезво оценивает их. Писатель учитывал роль социально-исторических обстоятельств, ограничивающихтворческие силы народа, накладывающих на многие русские изобретения печать шутовской эксцентричности или практической несообразности.

С этой точки зрения для понимания общего смысла сказа принципиально важно, что сам результат «безотдышной», самоотверженной и вдохновенной работы тульских мастеров таит в себе «коварную» двойственность впечатления: им действительно удается сотворить чудо — подковать «нимфозорию». И тем не менее их превосходство не абсолютно. Подкованная на глазок блоха не может более «дансе танцевать». «Усовершенствованная» английская диковинка оказывается в то же время безнадежно поломанной.

В развитии сюжета этот прискорбный для престижа русского изобретательства момент получает свое определенное объяснение, важное для понимания общей мысли сказа. Как справедливо судят англичане, русские мастера, проявившие поразительную дерзость воображения, очевидно, «расчета силы» не знали, и Левше приходится согласиться с этим: «Об этом, — говорит, — спору нет, что мы в науках не зашлись...».

Так в изображении удивительной работы тульских мастеров, одновременно и возвышающей их над заморскими соперниками и выявляющей их известную слабость, выражает себя чуждая каких бы то ни было примирительно-апологетических тенденций горькая, тревожная мысль Лескова о русской непросвещенности, которая жестоким образом гнетет и сковывает великие силы и возможности народа, обрекая его на ряд поражений и неудач.

Вопрос о том, что может русский человек, сразу влечет за собой в сказе Лескова другие не менее важные вопросы: как этот человек живет, имеет ли он, подобно английским мастерам, «абсолютные обстоятельства» для развития своего таланта, с каким отношением к себе он сталкивается со стороны власть имущих, как складывается его судьба.

Правда, ни рассказчик, ни сам Левша, свыкшиеся с давно сложившимся в России определенным порядком вещей (контрастирующим с тем, который Платов и Левша увидели в Англии), не задают себе этих вопросов, однако писатель предпринимает особые меры к тому, чтобы они с неотвратимой неизбежностью встали в сознании его читателей.

Рассказывая, например, с какой «церемонией» ездил Платов, выполняя государев наказ, Лесков живописует фигуры «свистовых» казаков, которые сидят по обе стороны от ямщицкого облучка и на протяжении всего пути беспрестанно обливают своею возницу ударами нагаек. «Эти меры побуждения действовали до того успешно, что нигде лошадей ни у одной станции нельзя было удержать, а всегда сто скачков мимо остановочного места перескакивали...».

На фоне такого изображения «быстрой русской езды», контрастного знаменитому гоголовскому описанию, весьма двусмысленнымкажется пояснительное замечание рассказчика: «Так в тогдашнее время все требовалось очень в аккурате и в строгости, чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала». Мера язвительности этой формулы становится еще более очевидной при сопоставлении ее с аналогичной репликой Щедрина.

В «Истории одного города», еще более резко обличающей русский деспотизм, о появлении градоначальника Брудастого говорится так: «Он прискакал в Глупов, как говорится, во все лопатки (время было такое, что нельзя было терять ни одной минуты), и едва вломился в пределы городского выгона, как тут же, на самой границе, пересек уйму ямщиков».

Сам рассказчик не делает ударения на подобных подробностях, он говорит о них вскользь, походя, как бы между прочим. Однако все эти вошедшие в его повествование «мелочи» русской жизни — хитроумное сечение ямщиков, грубая платовская ругань в адрес тульских мастеров, едва не случившийся арест Левши, которого везут в Петербург в передке платовской кибитки, скоропалительность его отъезда в Англию — все это явления одного порядка, аккумулирующие в себе общий дух русской жизни николаевских времен с ее разнузданным самовластьем одних и бесправием других, дух, внушающий автору самое горькое чувство.

Насыщенные горестными подробностями гибели Левши последние главы повести еще более настойчиво фокусируют внимание читателя на положении личности в России, где «за человека страшно».

Талантливый мастер, художник своего дела, глубоко преданный своему отечеству, умирает всеми забытый в коридоре Обуховской больницы для бедных, не успев послужить своей стране последним советом. Такое завершение сюжета, заключающее в себе горький парадокс, усиливает звучание гуманистической темы сказа — трагической судьбы в России талантливого человека, обреченного уморить в себе без достойного применения массу возможностей.

Мысль о беззащитности в России талантливой личности была одной из самых горьких и неотступных дум писателя, представая в самых различных вариациях в его художественном творчестве, статьях и письмах. О трагической судьбе крепостного артиста рассказывает Лесков в одном из своих наиболее известных и сильных рассказов — «Тупейный художник» (1883). В «Русских общественных заметках» (1869) он сетует на то, что ни в одной европейской стране немыслимо столь неуважительное отношение к писателю, как в России.

В позднем письме к А. И. Фаресову он делает знаменательное замечание (по поводу возникших резких оценок критических статей М. О. Меньшикова): «А вообще можно и должно держаться такого правила, что умных и даровитых людей надо беречь, а не швыряться ими, как попало; а у нас не так. О нас Пушкин сказал:

Здесь человека берегут,

Как на турецкой перестрелке

Оттого их так и много! Меня, однако, литература больше терзает, чем занимает. Мне по ней всегда видно, что мы народ дикий и ни с чем не можем обращаться бережно: „гнем — не парим, сломим — не тужим“».

Общая концепция повести о Левше, несмотря на скорбный финал, оптимистична. «Секрет» этого оптимизма — в авторском осмыслении личности Левши, ее творческих и нравственных ресурсов. Как ни тяжело Левше выдерживать «сюрпризы» русской жизни, и в этих обстоятельствах он не только проявляет удивительную дерзость воображения и фанатическую одержимость работой, но и нравственную крепость, истинное чувство собственного достоинства, чистоту патриотического чувства.

Он не робеет перед Платовым, учиняющим ему жестокую выволочку. И во дворце, где он вынужден предстать перед царем в самом неприбранном виде, не в пример трусливым придворным он не только не обнаруживает никаких признаков робости, но держится достойно и просто, как человек, знающий истинную цену себе и своему труду; спокойно разговаривает с самим царем.

Душевно несломленным остается Левша и в горьких обстоятельствах своей преждевременной кончины: до последней минуты он сосредоточен на мысли не о своем возможном спасении, а на том выведанном им у англичан военном секрете, который может сослужить службу России. Как бы удостоверяя важность этого последнего его жизненного помысла, народная легенда, которую передает повествователь, связывает поражение России в Крымской войне именно с тем, что никто тогда не внял голосу Левши.

В «Литературном объяснении» по поводу этого рассказа Лесков соглашался с мнением одного из рецензентов, что там, где стоит «Левша», надо читать «русский народ». В финале самого сказа характер главного героя легенды не случайно называется эпическим, олицетворением мифа, созданного народной фантазией.

В великом богатстве духовных и творческих возможностей народа, который сохраняет великую жизнестойкость и человечность вопреки всем стесняющим его обстоятельствам, Лесков и черпал свою веру в будущее, которою проникнут его сказ о Левше.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

«Левша» — трогательная история о мастере, всю свою жизнь посвятившем работе на благо родины. Лесков создаёт множество литературных образов, живущих и действующих в обстановке давно минувших дней.

В 1881 году в журнале «Русь» публикуется «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе». Позже автор включит произведение в сборник «Праведники».

Вымышленное и действительное переплетаются в едином целом. В основу сюжета положены правдивые события, позволяющие адекватно воспринимать описанные в произведении характеры.

Так, император Александр I, сопровождаемый казаком Матвеем Платовым, действительно посещал Англию. В соответствии с его саном ему были оказаны должные почести.

Правдивая история Левши разворачивалась в 1785 году, когда два тульских оружейника, Сурнин и Леонтьев, по распоряжению императора отправляются в Англию с целью ознакомления с оружейным производством. Сурнин неутомим в приобретении новых знаний, а Леонтьев «погружается» в беспорядочную жизнь и «теряется» на чужбине. Спустя семь лет первый мастер возвращается домой, в Россию, и внедряет новшества с целью усовершенствования оружейного производства.

Считается, что мастер Сурнин является прототипом главного героя произведения.

Лесков широко использует фольклорный пласт. Так, фельетон о чудо-мастере Илье Юницыне, создающем крохотные замочки, по размеру не превышающие блохи, положен в основу образа Левши.

Реальный исторический материал гармонично встраивается в повествование.

Жанр, направление

По поводу жанровой принадлежности существуют разночтения. Одни авторы отдают предпочтение повести, другие – сказу. Что касается Н. С. Лескова, он настаивает, чтобы произведение определялось как сказ.

«Левшу» также характеризуют как «оружейную» или «цеховую» легенду, которая сложилась среди людей данной профессии.

По словам Николая Семеновича, истоком сказа является «баснословие», услышанное им в 1878 году от какого-то оружейного мастера в Сестрорецке. Легенда стала той отправной точкой, которая легла в основу замысла книги.

Любовь писателя к народу, восхищение его талантами, смекалкой нашло своё воплощение в рельефных персонажах. Произведение насыщено элементами волшебной сказки, крылатыми словами и выражениями, фольклорной сатирой.

Суть

Сюжет книги заставляет задумываться о том, может ли Россия по достоинству оценить своих талантов. Основные события произведения явно указывают на то, что и власть, чернь одинаково слепы и равнодушны по отношению к мастерам своего дела. Государь Александр I посещает Англию. Ему показывают изумительную работу «аглицких» мастеров — танцующую металлическую блоху. Он приобретает «диковину» и привозит её в Россию. На некоторое время о «нимфозории» забывают. Затем «шедевром» англичан заинтересовался император Николай I. Он отправляет к тульским оружейникам генерала Платова.

В Туле «мужественный старик» приказывает трем мастерам сделать что-нибудь более искусное, нежели «аглицкая» блоха. Умельцы благодарят его за государево доверие и приступают к работе.

Спустя две недели приехавший за готовым изделием Платов, не разобравшись, что именно сделали оружейники, хватает Левшу и везет его во дворец к царю. Представ перед Николаем Павловичем, Левша показывает, какую работу они выполнили. Оказалось, что оружейники подковали «аглицкую» блоху. Император счастлив, что русские молодцы его не подвели.

Затем следует распоряжение государя отослать блоху обратно в Англию, дабы продемонстрировать мастерство русских оружейников. Левша сопровождает «нимфозорию». Англичане радушно его принимают. Заинтересовавшись его талантом, делают все возможное, чтобы русский умелец остался на чужбине. Но Левша отказывается. Он тоскует по родине и просит отправить его домой. Англичанам жалко его отпускать, но силой не удержишь.

На корабле мастер знакомится с полшкипером, говорящим по-русски. Знакомство заканчивается попойкой. В Петербурге полшкипера отправляют в госпиталь для иностранцев, а Левшу, больного, заключают в «холодный квартал» и обворовывают. Позже привозят умирать в простонародную Обуховскую больницу. Левша, доживая последние часы, просит доктора Мартын-Сольского сообщить государю важную информацию. Но до Николая I она не доходит, так как граф Чернышев слушать ничего об этом не желает. Вот, о чем говорится в произведении.

Главные герои и их характеристика

  1. Император Александр I – «враг труда». Отличается любознательностью, очень впечатлительный человек. Страдает меланхолией. Преклоняется перед иноземными чудесами, считая, что создавать их могут только англичане. Жалостлив и сердоболен, строит политику с англичанами, аккуратно сглаживая острые углы.
  2. Император Николай Павлович – честолюбивый «солдафон». Обладает прекрасной памятью. Не любит ни в чём уступать иностранцам. Верит в профессионализм своих подданных, доказывает несостоятельность иноземных мастеров. Однако простой человек его не интересует. Он никогда не задумывается, каким трудом достигается это мастерство.
  3. Платов Матвей Иванович – донской казак, граф. От его фигуры веет героизмом и размашистой удалью. Поистине легендарная личность, являющаяся живым воплощением храбрости и отваги. Обладает огромной выдержкой, силой воли. Безмерно любит родное отечество. Человек семейный, на чужбине скучает по родному хозяйству. Бесчувственно относится к чужеземным творениям. Верит, что русские люди все смогут сделать, на что ни взглянут. Нетерпелив. Не разобравшись, может избить простолюдина. Если же не прав, то непременно просит прощения, так как за образом жесткого и непобедимого атамана скрывается великодушное сердце.
  4. Тульские мастера – надежда нации. Они сведущи в «металлическом деле». Обладают смелым воображением. Прекрасные ружейники, верящие в чудо. Люди православные, полны церковного благочестия. Надеются на божью помощь в решении сложных задач. Чтят милостивое слово государево. Благодарят за оказываемое им доверие. Они олицетворяют русский народ и его хорошие качества, которые подробно описываются здесь .
  5. Косой левша – искусный оружейник. На щеке — родимое пятно. Носит старенький «озямчик» с крючочками. В скромном облике великого труженика скрывается светлый ум и добрая душа. Прежде чем взяться за какое важное дело, идет в церковь получить благословение. Характеристика и описание Левши подробно изложены в данном сочинении. Терпеливо переносит издевательства Платова, хотя не сделал ничего дурного. Позже прощает старого казака, не тая обиды в сердце. Левша искренен, говорит просто, без лести и хитрости. Безмерно любит отечество, ни за что не соглашается променять родину на благополучие и комфорт в Англии. Тяжело переносит разлуку с родными местами.
  6. Полшкипер – знакомый Левши, владеющий русским языком. Встретились на судне, направляющемся в Россию. Много пили вместе. После прибытия в Петербург проявляет заботу об оружейнике, пытаясь вызволить его из ужасных условий Обуховской больницы и найти человека, который бы передал государю важное сообщение от мастера.
  7. Доктор Мартын-Сольский – настоящий профессионал своего дела. Пытается помочь Левше преодолеть болезнь, но не успевает. Становится тем доверенным лицом, которому Левша сообщает секрет, предназначенный для государя.
  8. Граф Чернышев – недалекий военный министр, обладающий огромным самомнением. Презирает простой народ. Его мало интересует огнестрельное оружие. Из-за своей недалекости, узости мышления подставляет русское войско в сражениях с противником в Крымской войне.
  9. Темы и проблемы

    1. Тема русских талантов проходит красной нитью через все творчество Лескова. Левша без каких-либо стекольных увеличителей смог сделать маленькие гвоздики, чтобы с их помощью прибить подковы металлической блохе. Его фантазии нет предела. Но дело не только в таланте. Тульские оружейники – труженики, не умеющие отдыхать. Своим усердием они создают не только диковинные изделия, но и неповторимый национальный код, который передается из поколения в поколение.
    2. Тема патриотизма глубоко волновала Лескова. Умирая на холодном полу в больничном коридоре, Левша думает об отчизне. Он просит доктора найти возможность сообщить государю, что ружья чистить кирпичом нельзя, так как следствием этого станет их непригодность. Мартын-Сольский пытается передать военному министру, Чернышеву, данную информацию, но всё оказывается безрезультатным. До государя слова мастера не доходят, чистка же ружей продолжается до самой Крымской кампании. Возмутительно это непростительное пренебрежение царских чиновников к народу и к своему отечеству!
    3. Трагическая судьба Левши – отражение проблемы социальной несправедливости в России. Сказ Лескова носит одновременно и веселый, и печальный характер. Увлекает повествование о том, как тульские мастера подковывают блоху, демонстрируя самозабвенное отношение к труду. Параллельно с этим звучат серьезные размышления автора о непростых судьбах гениальных выходцев из народа. Проблема отношения к народным умельцам на родине и на чужбине волнует писателя. В Англии Левшу уважают, предлагают ему прекрасные условия для работы, а также стараются его заинтересовать различными диковинками. В России же он сталкивается с равнодушием и жестокостью.
    4. Проблема любви к родным местам , к родной природе. Родной уголок земли особенно дорог человеку. Воспоминания о нем пленяют душу и дают энергию для создания чего-то прекрасного. Многих, как и Левшу, тянет к отчизне, так как никакие иноземные блага не смогут заменить родительскую любовь, атмосферу отчего дома и искренность верных товарищей.
    5. Проблема отношения талантливых людей к труду . Мастера одержимы поиском новых идей. Это труженики, фанатично увлеченные своим делом. Многие из них «сгорают» на работе, так как на реализацию задуманного отдают всего себя без остатка.
    6. Проблематика власти . В чём проявляется истинная сила человека? Представители власти позволяют себе по отношению к простым людям выходить за рамки «дозволенного», кричать на них, пускать в ход кулаки. Народные умельцы со спокойным достоинством выдерживают подобное отношение господ. Истинная сила человека в уравновешенности и стойкости характера, а не в проявлении несдержанности и душевном обеднении. Лесков не может остаться в стороне от проблемы бессердечного отношения к людям, их бесправия и угнетения. Почему по отношению к народу применяется столько жестокости? Неужели он не заслуживает гуманного отношения? Бедного Левшу безразлично бросают умирать на холодном больничном полу, не сделав ничего, что могло бы ему хоть как-то помочь выкарабкаться из крепких уз болезни.

    Главная мысль

    Левша – символ талантливости русского народа. Еще один яркий образ из галереи «праведников» Лескова. Как бы ни было тяжело, праведник всегда выполняет обещанное, до последней капли отдает себя отечеству, ничего не требуя взамен. Любовь к родной земле, к государю творит чудеса и заставляет поверить в невозможное. Праведники возвышаются над чертою простой нравственности и бескорыстно делают добро – в этом их нравственная идея, их основная мысль.

    Многие государственные деятели этого не ценят, но в памяти народа всегда остаются примеры самоотверженного поведения и искренних, бескорыстных поступков тех людей, которые жили не ради себя, а ради славы и благополучия своего Отечества. Смысл их жизни – в процветании Отчизны.

    Особенности

    Собрав воедино яркие вспышки народного юмора и народной мудрости, создатель «Сказа» написал художественное произведение, отразившее целую эпоху русской жизни.

    Местами в «Левше» сложно определить, где заканчивается добро и начинается зло. В этом проявляется «коварство» стиля писателя. Он создает характеры подчас противоречивые, несущие в себе положительные и отрицательные черты. Так, мужественный старик Платов, являясь натурой героической, мог ни за что поднять руку на «маленького» человека.

    «Волшебник слова» — так назвал Горький Лескова после прочтения книги. Народный язык героев произведения – их яркая и точная характеристика. Речь каждого персонажа образная и самобытная. Она существует в унисон с его характером, помогая понять персонажа, его поступки. Русскому человеку свойственна изобретательность, поэтому он придумывает необычные неологизмы в духе «народной этимологии»: «пустяковина», «бюстры», «потюкивают», «валдахин», «мелкоскоп», «нимфозория» и т. д.

    Чему учит?

    Н. С. Лесков учит справедливому отношению к людям. Все равны перед Богом. Нужно судить о каждом человеке не по его социальной принадлежности, а по христианским поступкам и душевным качествам.

    Только тогда можно найти бриллиант, светящийся праведными лучами тепла и искренности.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Лесков Н.С. «Левша». Тема и основная идея сказа.

Подготовила Фомочкина М.А.

1.Вступительное слово учителя

Из черной рамы смотрит мне в глаза


Глазами жадными лицо Лескова,


Как затаенная гроза,


В изображенье умного Серова. ( , слайд 2)

Как вы думаете, о творчестве какого писателя мы с вами сегодня будем говорить? (назвали)

Сегодня у нас урок - праздник, урок открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о великом писателе. Открытие потому, что произведение, над которым мы будем работать сегодня, отличается необычностью повествования, где яркая игра со словом поражает с первых её строк.

Давайте попытаемся сформулировать тему сегодняшнего урока. Совершив небольшое путешествие на родину писателя, мы начнем разговор о его сказе «Левша». Попытаемся определить тему и идею этого произведения. Итак, тема нашего урока…..Запишем ее в тетрадь.

Теперь давайте попытаемся сформулировать цель нашего урока. Из перечня целей выберите ту, которая отвечает вам:

1. Составить собственное мнение о личности и творчестве Н. С. Лескова

2. На основе анализа первых глав произведения, определить его тему и центральную идею.

3. Научиться анализировать литературное произведение.

4. Свой вариант цели.

2. Заочное путешествие в город Орел.

Я приглашаю вас совершить путешествие в город Орел – город детства и юности Н.С.Лескова. Он до глубины души любил свою малую Родину и гордился ею.

Здесь, в Орле, был поставлен памятник писателю, который не перестает восхищать орловцев и гостей города. В центре – фигура писателя, отлитая в бронзе. «Умный, темпераментный, с колючими черными глазами, с душой сложной и причудливой, полной бунтующих страстей» – таким виделся Лесков современникам, таким изобразили его создатели памятника. А вокруг, поднятые на колоннах на высоту человеческого роста, оживают лесковские герои.

Среди них и главный герой сказа, о котором пойдет сегодня речь, тульский оружейник Левша, колдующий над наковальней с молоточком в левой руке. Он – олицетворение талантливости нашего народа.
Место, где возводили памятник, выбрано не случайно. Эта часть города связана с жизнью и творчеством Лескова.

Рядом с памятником находится здание мужской гимназии, в которой он учился. А это дом на Третьей Дворянской улице, где когда-то жил писатель, сейчас здесь дом-музей Н.С.Лескова. Мы можем побывать в его рабочем кабинете, тщательно воссозданном по фотографии, сделанной 5 марта 1895 года. Кабинет отразил не только вкусы, пристрастия, но и характер своего хозяина. Комната пестрая, яркая, своеобразная. Многочисленные старинные часы… Бесчисленные портреты, картины, длинный, узкий образ Божьей Матери. На столе – лампы, масса безделушек…

Мне хотелось бы добавить в экспозицию этого музея микроминиатюры современных мастеров, последователей Левши. На фото мы видим работы тульского левши Николая Алдунина.

Такие мастера – гордость русской земли.


Именно таким людям и посвятил Лесков свое произведении.

А кто-нибудь знает, как возник замысел сказа «Левши»?

Замысел "Левши" возник из поговорки "Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал", а вот еще один вариант этой пословицы в старых сборниках записана так "Туляки блоху подковали". Существуют также фольклорные рассказы о мастерстве тульских оружейников, которые отличались искусством изготовления миниатюрных предметов, еле видимых глазу или различимых только с помощью сильных линз.

Давайте обратимся к произведению. Откроем учебники стр… Произведение имеет подзаголовок. Давайте прочитаем его.

Чем он необычен? На что настраивает читателя?

(Здесь автор называет жанр произведения. "Сказ" (не "сказка") - звучит значительно. А что такое сказ? Знакомо вам это определение? (ответы, если не помнят, обратимся к учебнику) Сказ – это жанр эпоса, опирающийся на народные предание и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.

Какую еще информацию несет подзаголовок? Определяет содержание сказа.

"Стальная блоха" Некая забавная безделка? Хотя попробуй сделай ее! "Тульский": Тула - город мастеров. Главный герой явно неказист - левша, к тому же косой.

А теперь, давайте прочитаем первое предложение сказа. О чем оно говорит нам? Уже по первому предложению мы можем определить место и время действия.

-Когда и где происходит действие?

- Какие реальные исторические события лежат в основе рассказа о поездке Александра Павловича в Европу? (Поможет сноска .) После войны 1812 Россия – держава-победительница, Есть чем гордиться! Восхищаться! Есть чем подкрепить чувство национальной гордости. ( Действие происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном,упоминается Венский конгресс 1814-1815гг Поездка Александра I и Платова в Лондон - исторический факт)

Я предлагаю вам прослушать актерское чтение 1 главы. По ходу чтения вы будете следить по тексту и искать ответы на вопросы, предложенные вам в раздаточном материале. ОЗВУЧИТЬ!

    Как проявляют себя Александр 1 и Платов во время поездки?

4. Слушаем 1 главу (актёрское чтение)

5. Работа с текстом произведения

Особое внимание следует обратить на рассказчика, так как во многом именно этим образом определяется своеобразие произведения, его связь с фольклором.

    Итак, отвечаем на первый вопрос.
    Каким вы представляете себе рассказчика? Что это за человек? Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечии, инверсий, характерных для фольклорных произведений.

Рассказчик выступает от лица народа как его своеобразный рупор. Он передает не точку зрения отдельного человека, а воплощает «народный глас».

Прослушав первую главу, вы не могли не обратить внимание на необычное звучание многих слов.

я предлагаю вам побывать в роли переводчиков: вы должны «перевести» на современный русский язык следующие слова из лесковского произведения. Это вы можете сделать прямо в предложенных вам листах. Задание 2.

Буреметры морские – барометры морские

Преламут – перламутр

Верояции – вариации

Мелкоско п – микроскоп

Египетская керамида – египетская пирамида

Нимфозории – инфузории

Валдахин – балдахин

Пистоля - пистолет

Для чего Лесков «искажает» звучание этих слов? Рассказывая о чужеземных и малознакомых вещах, рассказчик, являясь простым, малограмотным человеком,
искажает их названия согласно своему представлению о них. Лесков вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания

Физминутка

С какими еще героями мы познакомились в первой главе. (Александр 1 и Платов)

Как проявляет они проявляют себя во время поездки?
Император "иностранным очень интересуется" и считает, "что мы, русские, со своим значением никуда не годимся". Даже героический Платов не смог доказать Александру I, что "у нас дома свое не хуже есть", "что и наши на что взглянут - все могут сделать, но только им полезного ученья нет".
Таким образом, противопоставляются 2 мнения, возникает ситуация спора, который должен быть разрешен.
Давайте снова вернемся к тексту и найдем цитаты, характеризующие отношения Александра 1 и Платова к тому, есть ли на русской земле талантливые умельцы. Найденные фразы запишите в сравнительную таблицу (задание 3)
Давайте вспомним, о чем идет речь в последующих прочитанных вами главах.

Чем хотели англичане поразить русского императора?

Почему пистолет вызвал такой интерес Александра 1?

В каких словах прозвучала обида императора за русских мастеров, не умеющих делать такие пистолеты?

Давайте дополним нашу сравнительную таблицу этой цитатой.

Как Платов сумел сконфузить англичан? Давайте найдем это в тексте и прочитаем.

Какую крошечную соринку увидел государь на серебряном блюде?

Найдите описание блохи и прочитайте его.

Какие слова сказал Александр 1 английским мастерам на прощание?

В чем расходились мнения Платова и Александра 1 на случившееся?

Итак, ребята, мы видим, что спор продолжается и остается еще не разрешенным.

8. Подведение итогов

Мы сегодня с вами проанализировали первые главы сказа. Это позволит нам определить тему и идею произведения. Давайте попытаемся их сформулировать.

Какова тема произведения? о тульском умельце, талант народных умельцев.

А идея: вызвать в читателе чувство гордости за Россию, её умельцев

Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Сегодня на уроке мы познакомились с талантливым русским писателем, Н.С.Лесковым, попытались проникнуть в мир его героев, вспомнили об особенностях сказа, попытались определить тему и идею произведения «Левша». Хочется верить, что герои Лескова найдут отклик в вашей душе.

Для того, чтобы я смогла оценить вашу работу на уроке, сдайте контрольные листы.

Домашнее задание: Дочитать произведение до конца. Составить план характеристики главного героя в тетради.

Николай Семёнович Лесков (1831-1895) - русский писатель. Фамилия его происходит от деда священнослужителя из села Лески. Детство Николая прошло в родовом хуторе Панино, где много времени он играл с крестьянскими детьми. Отсюда он узнал быт русского народа до мельчайших подробностей, что нашло отражение в творчестве. Как говорил сам писатель позднее: «…я вырос в народе… я с народом был свой человек…».

Известные произведения Лескова

На счету писателя множество романов, повестей, рассказов, пьес и очерков:

  • «Некуда».
  • «На ножах».
  • «Леди Макбет Мценского уезда» - по этой повести снят фильм.
  • «Левша».
  • «Очарованный странник».
  • «Житие одной бабы».
  • «Загадочный человек».
  • «Тупейный художник».

«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»

Н. С. Лесков рассказ «Левша» написал в 1881 г. и стилизовал его под сатирическую легенду. На прочтение оригинала рассказа потребуется от 45 до 60 мин. Прочтение обзора «Левша» (краткое содержание) занимает примерно 10 мин. Повествование в произведении идет от человека из народа, который не обучен грамоте и коверкает слова. Автор специально конструирует новые слова так. В рассказе поднимается проблема тяжести быта, самодержавия и невероятно трудных условий жизни простых русских людей того времени. Даже истинный талант, коим является Левша, Лесков не в силах наделить какими-либо благами на Родине. Давайте разбираться с произведением.

«Левша». Краткое содержание (главы 1-5)

Император России Александр I (с 1801 по 1825 года) после победы в войне с Наполеоном решил поехать по странам Европы и посмотреть достижения науки и техники союзных держав. Государя сопровождал генерал, видный полководец Отечественной войны 1812 года Платов (в рассказе - донской казак). Каждый раз, когда император начинал восхищаться чем-то ему показанным, то Платов уверял государя, что и у себя дома не хуже есть.

Однажды Платов с государем отправились в кунсткамеру редкое оружие смотреть. Платов сильно сконфузил англичан, продемонстрировав всем внутренний механизм показанного пистолета на котором с внутренней стороны красовалась надпись: «Иван Москвин во граде Туле».

В последней кунсткамере английские мастера подали императору поднос. На нем была маленькая заводная блоха с ключиком. В микроскоп можно было разглядеть, как блоха кадриль танцует. Император, не раздумывая, заплатил за блоху миллион серебром и увез ее в Россию в футляре из цельного бриллианта размером с грецкий орех. Платов до самого Петербурга молчал и курил, пребывая в сильной досаде.

После кончины Александра I блоха перешла к государю Николаю I. Когда он решил ее пересмотреть,то обнаружил блоху недвижимой. Полководец Платов рассказал императору все, что знал. Государь Николай Павлович был в восторге от увиденного танца кованой блохи, но в таланты русского народа не уверовал. А Платову поручил доказать превосходство отечественных мастеров над английским умением.

В рассказе появляется Левша. Краткое содержание (главы 6-14)

За работу взялись три самых искусных оружейных дел мастера из Тулы. Характеристика Левши дается автором очень скудная. Говорится лишь, что он был косой, с родимым пятном на щеке и редкими на висках волосами, которые были выдраны еще во времена учения. Перед ответственным делом отправились мастера помолиться иконе и совершить молебен. После вернулись домой, заперлись и две недели не выходили из избы, только молоточками по наковальням стучали в полной секретности при свете лампадки.

На обратном пути в Петербург Платов не смог завести блоху, так как имел толстые пальцы. Разозленный атаман запрыгнул в карету, а первого попавшегося оружейника бросил себе в ноги и повез его ответ перед государем держать.

После завода блохи ключиком ничего не произошло. Она продолжала недвижимо лежать на боку. Приволокли тульского оружейника, который все это время под охраной находился, и велели ответ держать за содеянный ущерб.

Принесли микроскоп и Левша показал государю, что тульские умельцы блоху подковали на все ноги подковками, да подписали на них свои имена. Оружейники с самого начала имели такой план. Левша же изготовил маленькие гвоздики, которыми подковы прибивали. Государь Левшу, как был он весь в пыли, обнял и поцеловал и велел отвезти обратно в Англию подкованную блоху, чтобы доказать, что русские мастера лучше английских.

Как Левша попадает в Лондон и что из этого получается (главы 15- 20)

Англичане приняли косого мастера очень хорошо. Они объяснили Левше, что не учли тульские мастера по неграмотности вес подков. Оттого-то блоха и не смогла кадриль танцевать. Предлагали Левше выучиться, остаться и жениться. Но верный Отчизне Левша через переводчика отвечал, что на чужбине не останется и иностранная жена ему не нужна. Ходил мастер и все удивлялся, как хорошо работается людям на английских заводах и какой хороший уход они от этого имеют. Долго водили Левшу по заводам и мануфактурам, пока в один день он спешно не стал в Россию проситься. Увидел он у англичан что-то такое, что непременно должен был государю сообщить.

На обратно пути из Лондона плыл Левша на корабле и в даль глядел, Родину высматривал. Заскучал Левша и стал пить наперегонки со шкипером корабля. Да так много пили они, что черта морского каждый увидел в пене за кормой. Чуть было не прыгнули с чертом обниматься. Пришлось их обоих в трюме запереть до самого возвращения.

Англичанин с корабля в больном виде попал в посольство, где имел уход и лекаря. А Левшу бросили на телегу и отвезли в бедняцкий район. Там его больного после плавания и перепоя обокрали и стали по бесплатным больницам на телеге возить по холоду. Но нигде не принимали человека без документов. Перекладывали с телеги на телегу и все роняли и роняли.

Когда англичанин пришел в себя, отыскал друга Левшу на полу в больничном коридоре. Одно только мастер просил - два слова государю сказать. Пока лекаря ждали, помирать Левша стал. Только успел он прошептать доктору, чтобы передали его слова государю - чтобы не чистили наши ружья битым кирпичом. Иначе они стрелять не годными станут. Англичане так не делают. Но доктору не позволили с государем увидеться. А ружья так и продолжали чистить кирпичной крошкой, что послужило одной из причин поражения в Крымской войне.

Основная мысль произведения

В своем самом известном произведении «Левша» Лесков пытался донести, что в России всегда было много небывалых умельцев. Но как трудно жилось крестьянам и талантливым людям, как трагично заканчивалась их бесславная жизнь. Яркий этому пример - Левша. Краткое содержание не передает всей красоты русского языка и подчеркнутости обозначенной проблемы. Для полного понимания всех принижений, несправедливости и забитости простых людей в царское время рекомендуется прочитать рассказ «Левша» в оригинале.