Литосфера и человек воздействие литосферы на человека. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека

Тема: «Человек и литосфера» (обобщающий урок).

Цели урока:

  • Развить кругозор учащихся.
  • Закрепить полученные знаний и необходимые навыки.
  • Привить интерес к предмету через новые информационные технологии.

Техническое обеспечение: мультимедийный диск «География 8 класс», Характеристика природы (Рельеф и геологическое строение, Человек и литосфера, Стихийные бедствия, практика № 1, № 2 по теме «Рельеф», тест № 1 по теме «Рельеф»), раздаточный материал – схема «Взаимодействие человека и литосферы», проекты по защите окружающей среды были приготовлены на уроках географии, экологии и информационных технологий.

Эпиграфы урока:

«Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не воздушный лик, –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык»

Ф.И. Тютчев , русский поэт

«Человек – величайшая геологическая сила»

В.И. Вернадский , русский учёный

«Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу нам она мстит»

Ф. Энгельс , экономист, философ

ХОД УРОКА

Сформулировать цель урока ученику, используя эпиграфы (влияние человека на литосферу, а также влияние литосферы на человека)

План урока

  1. Природные ландшафты России
  2. Антропогенные ландшафты.
  3. Минеральные ресурсы.
  4. Рельеф и хозяйство.
  5. Воздействие на верхнюю часть литосферы.
  6. Искусственные грунты.
  7. Стихийные бедствия.

В конце урока ученики должны сделать вывод и заполнить схему «Взаимодействие человека и литосферы» (см. Приложение 1 )

Выполнение практики задания № 1 (на карту рельефа перенести крупные формы рельефа) задание № 2 (на карту строения земной коры перенести элементы). Первый ученик, который выполнил задание, разбирает географическую почту по терминам на тему «Рельеф».

По фрагментам описания, определить о каких территориях идёт речь.

Территория расположена на древней докембрийской платформе. Этим обусловлена главная особенность её рельефа – равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии, а также на побережье Днепра в его среднем течении.

(Русская (Восточно-Европейская) равнина)

Горная страна состоит из нескольких параллельных друг другу хребтов, протянувшихся в меридиональном направлении. Главная цепь гор образует водораздел между реками, текущими на Русскую равнину и на Западно-Сибрскую.

(Уральские горы)

Это самое крупное из горных сооружений, окаймляющих с юга Русскую равнину. Природа гор разнообразна. Большая часть региона – это высокие молодые горы.

(Северный Кавказ)

Одна из крупнейших равнин земного шара. Расположена между Уралом и Среднесибирским плоскогорьем на молодой плите. Много озёр и болот.

(Западно-Сибирская низменность)

Домашнее задание

Загадки о рельефе:

Что сперва в воде родится
А потом воды боится. (Соль)

Черён как ворон,
А греет, как солнце. (Уголь)

Белый как сахар но не сладкий
Пока руки им не испачкаешь,
Ума-разума не наберёшься. (Мел)

Без неё не поедет
На такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)

Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца. (Гранит)

От дождей, текущих вод
Он растёт из года в год. (Овраг)

Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

Бьёт источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живёт вулкан,
Фонтан вам тот известен. (Гейзер)

Росли по болоте растения.
Теперь это топливо и удобрения. (Торф)

Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали.
Делать краски и эмали. (Уголь)

Выполнение теста № 1 (см. Приложение 1 ) по теме «Рельеф» на оценку (первый освободившийся учащийся переписывает оценки с мониторов детей)

«Минеральные ресурсы»

Рассмотреть по карте размещение месторождений. Назовите, где они находятся. Как они располагаются?

Телетайпное сообщение учащегося: «Полезные ископаемые и добыча минерального сырья».

Минеральными ресурсами называют совокупность разнообразных полезных ископаемых в недрах в недрах определённой территории, пригодных для промышленного использования на современном этапе развития науки и техники.
Жизнь человека немыслима без широкого использования полезных ископаемых, т.к. это – и источники энергии (нефть, газ, уголь), и строительные материалы (песок, глина, известняк и др.), и агрономические руды (фосфорит, апатит, известковый туф и др.), и руды чёрных цветных металлов, и ещё очень многие, столь необходимые нам минеральные соединения.
Добыча минерального сырья ведётся различными способами. В одном случае – это открытый способ, когда месторождение как бы раскапывается и экскаваторы выбирают породу или руду, погружая их в мощные самосвалы. Так, например, ведётся разработка руды Курской магнитной аномалии, многочисленных песчаных и гравийных карьеров. Широко используется шахтный способ добычи полезных ископаемых (каменный уголь, многие руды цветных металлов). В этом случае на поверхность земли извлекается огромная масса породы, вокруг шахт появляются высокие сопки – терриконы, под которыми на долгие десятилетия оказываются погребёнными значительные площади плодородной земли. Под действием ветра и воды эти терриконы загрязняют окружающую территорию и воздух. Сильно загрязняется природная среда и при разведке нефтяных месторождений.
Дать определение «Рациональное использование полезных ископаемых и земельных ресурсов»
Привести примеры рекультивации Ярославских земель.
Итак, различия в строении земной коры во многом определяют особенности хозяйства отдельных территорий.

«Рельеф и хозяйство»

Проанализируйте график и сделайте вывод, как рельеф влияет на хозяйственную деятельность человека.

«Воздействие на верхнюю часть литосферы»

Хозяйственная деятельность человека изменяется строение верхней части литосферы до глубин нескольких км.
Проанализируйте схему, обратите внимание, сколько поступает в море рыхлого материала.
Телетайпное сообщение
Хозяйственная деятельность человека изменяет строение верхней части литосферы до глубины нескольких км. Это происходит при добыче полезных ископаемых, строительстве шахт и т.д. Количество извлекаемых горных пород составляет около 100 млрд. тонн в год. На месте извлечённых горных пород образуются крупные пустоты, только часть их засыпается, и поэтому общий объём подобных пустот растёт. Их наличие нарушает нормальное движение подземных вод. Откачка нефти, газа, взрывные работы в шахтах приводят к увеличению подвижности земных слоёв, а это приводит к искусственным землетрясениям.
Смыв почвы на полях Курской и Орловских областях при сильных ливнях может достигнуть 350 тонн с гектара. При этом поверхность почвы снижается на 2,5 см. При уборке картофеля и корнеплодов с полей выносится почва, масса которой составляет 5-10%. По данной причине поверхность пашни за 10 лет снижается на 1,5-3 см. в среднем.

«Искусственные грунты»

Проанализируйте карту и условные обозначения и сделайте вывод о том, какая территория России наиболее изменена и почему? Соотнесите свои знания с информацией. О чём не было сказано, дополните.
Хозяйственная деятельность изменяет облик поверхности литосферы т.е. её рельефа. Рельеф создаваемый в процессе хозяйственной деятельности, называется антропогенным. Извлечение из земной коры и перемещённые или переработанные горные породы слагают искусственные грунты. Они уже покрывают более 55% площади суши. Распространение искусственных грунтов неравномерно. В густонаселённых районов с большим количеством городов они покрывают почти всю территорию, а их мощность достигает нескольких десятков метров. Особенно интенсивно образование искусственных грунтов идёт в европейской части России, на Урале и на юге Сибири. Многие грунты образованы из различных отходов, экологически опасных.
Перечислите виды антропогенных ландшафтов.
Вспомним эпиграф урока, слова Ф. Энгельса «За каждую такую победу нам она мстит» Воздействие литосферы на человека может быть очень сильным, например, стихийные бедствия.
(Просмотр слайдов и видео роликов на экране)
Это последняя информация, которую учащиеся могут занести в схему. Делают вывод.
22 апреля – день Земли, день объединения жителей планеты в деле защиты окружающей среды.

Стихотворение Р.И. Рождественского:

Леса топорщатся, и степь клубится.
Жара изводит, и снега блестят.
Богаты мы!
Но считанные птицы
Над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озёрах.
И считанные рыбы ждут в реке.
И восковые считанные зёрна
Неслышно зреют в малом колоске.
Над запахом таёжной земляники
Полночный филин ухает из тьмы.
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы!

Список литературы:

  1. Атлас мира
  2. География России. Природа. И.И. Баринова М. «Дрофа» 2007 г.
  3. География: природа России Э.М. Раковская М. «Просвещение» 2007 г.
  4. География в школе № 3 2002 г
  5. Универсальная энциклопедия для юношества «Страны и народы»
    «Педагогика-пресс» М. 2006 г.
  6. «Экология. Ярославской области» учебное пособие для учащихся 8-9 классов. Ярославль Верхне-Волжское книжное издательство 2006 г.
  7. Энциклопедия для детей т. 3 География «Аванта+» М. 2008 г.
Тема: Литосфера и человек

Цели и задачи:

1. Изучить состав полезных ископаемых, особенности их размещения рудных и нерудных ископаемых.

2 Сформировать представление о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами.

3 Учить анализировать и делать выводы о влиянии природных процессов и явлений на условия жизни людей и их хозяйственную деятельность.

4 Познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых.

Оборудование:

Карты: физическая, тектоническая; коллекция полезных ископаемых, ноутбук, проектор, презентация.

Ход урока

Актуализация знаний

Верхний слой платформы, состоящий из известняков, глины, песчаников. (Осадочный чехол )

Выход на поверхность фундамента платформы. (Щит )

Древний устойчивый участок земной коры. (Платформа )

Молодая платформа. (Плита )

Какие существуют виды полезных ископаемых?

Какие полезные ископаемые характерны для территории России?

Как связанны понятия «бассейн» и «полезные ископаемые»?

1. Закономерности размещения полезных ископаемых .

Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в хозяйстве.

Скопления полезных ископаемых образуют месторождения.

Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейном.

Нерудные (неметаллические) в осадочных породах

Рудные (металлические) в магматических породах

Полезные ископаемые

Химич. Сырье (соли) апатиты, калийные соли, поваренная соль

В складчатых областях медные, полиметаллические, алюминиевые

На платформе (в фундаменте) железные, никелевые руды

Горючие нефть, газ, уголь

Исключение : на равнинах могут встречаться металлы только на щитах или в местах где осадочный чехол очень тонкий и близко к поверхности подходят магматические породы фундамента.

С помощью учебника и атласа заполняем таблицу:

Полезные ископаемые

Основные районы добычи

Крупные месторождения

Каменный уголь

Русская равнина

Горы Южной Сибири

Восточная Сибирь и Дальний Восток

Печорский бассейн

Кузнецкий, Иркутский бассейны

Тунгусский, Ленский, Южно-Якутский, Зырянский бассейны и остров Сахалин

Бурый уголь

Русская равнина

Горы Южной Сибири

Восточная Сибирь

Подмосковный бассейн

Канско-Ачинский бассейн

Ленский бассейн

Нефть

Русская равнина, Урал

Кавказ

Западная Сибирь

Дальний Восток

Печорский, Волго-

Уральский бассейны

Северо-Кавказский

Самотлор и другие месторождения

Сахалин

Газ

Русская равнина

Кавказ

Западная Сибирь

Печорское

Северо-Кавказское

Уренгой, Ямбург

Железные руды

Русская равнина

Урал

Горы Южной Сибири

Восточная Сибирь

КМА, Кольский полуостров

Магнитогорское

Абаканское, Таштагол,Рудногорское

Нижнеангарское,Нерюнгринское

Медные руды

Урал

Орское

Никелевые руды

Русская равнина

Урал

Горы Южной Сибири

Город Никель

Кыштым

Норильское

Полиметаллический руды

Урал

Горы Южной Сибири

Дальний Восток

Орское

Салаирское, Змеиногорское, Зыряновское, Нерчинское

Дальнегорск

Золото

Урал

Горы Южной Сибири

Сибаевское

Бодайбо

Фосфориты

Русская равнина

Горы Южной Сибири

Вятско-Камское, Егорьевское

Белкинское, Телекское

Асбест

Урал

Горы Южной Сибири

Асбест

Ильчирское, Молодежное

Алмазы

Восточная Сибирь

Мирный

Добывая полезные ископаемые, человек тем самым изменяет облик земли, нарушает природные ландшафты. Наибольшие изменения земной поверхности происходят при открытой разработке недр: отвалы пород, заброшенные карьеры. При подземной добыче часто происходят проседания поверхности.

Поэтому необходима рекультивация – мероприятия, направленные на восстановление нарушенных земель.

Задание по контурным картам:

Нефть и газ: Западно-Сибирская равнина, Волго-Уральский бассейн, Северный Кавказ, острова Сахалин;

Каменный уголь: Кузбасс, печорский, Донбасс, Тунгусский, Ленский, Южно-якутский бассейн;

Бурый уголь: Канско-Ачинский бассейн;

Железные руды: КМА, бассейн Ангары, Кольский полуостров, г. Норильск;

Медно-никелевые руды: Кольский п-ов, г. Норильск;

Алмазы: Якутия (г. Мирный), Архангельская область;

Золото: Забайкалье (Бодайбо;)

Соли калийные: Предуралье.

Какие виды стихийных бедствий связаны с процессами, происходящими в земной коре, вам известны ? (Землетрясения, извержения вулканов, обвалы, оползни, селевые потоки)

Стихийными называются явления, происходящие чаще всего неожиданно, неподвластные воле человека и, как правило, имеющие катастрофические последствия.

Большая часть территории страны не подвержена стихийным бедствиям, связанным с процессами в литосфере. Землетрясения, оползни, обвалы и т.п. характерны для горных районов. Единственный район современного вулканизма в нашей стране – Камчатка и Курильские острова.

Обозначьте на контурной карте районы распространения стихийных природных явлений, подписав названия необходимых природных объектов.

Закрепление:

Что такое минеральные ресурсы?

Что называется месторождением полезного ископаемого?

Что такое бассейн полезного ископаемого?

Что такое стихийное бедствие?

Д/З п 14, стр 93 итоговые задания по теме раздела.

Состояние покоя неизвестно нашей планете. Это касается не только внешних, но и внутренних процессов, что происходят в недрах Земли: её литосферные плиты постоянно двигаются. Правда, некоторые участки литосферы довольно устойчивы, другие же, особенно те, что находятся на стыках тектонических плит, чрезвычайно подвижны и постоянно содрогаются.

Естественно, подобное явление люди без внимания оставить не могли, а потому на протяжении всей своей истории изучали и объясняли его. Например, в Мьянме до сих пор сохранилась легенда о том, что наша планета оплетена огромным кольцом змей, и когда они начинают двигаться, земля начинает содрогаться. Подобные истории не могли надолго удовлетворить пытливые человеческие умы, и чтобы узнать правду, самые любопытные сверлили землю, рисовали карты, строили гипотезы и выдвигали предположения.

Понятие литосферы содержит в себе твёрдую оболочку Земли, состоящую из земной коры и пласта размягчённых горных пород, входящих в состав верхней мантии, астеносферы (её пластичный состав даёт возможность плитам, из которых состоит земная кора, передвигаться по ней со скоростью от 2 до 16 см в год). Интересно, что верхний слой литосферы упругий, а нижний – пластичный, что даёт возможность плитам при движении сохранять равновесие, несмотря на постоянные сотрясения.

Во время многочисленных исследований учёные пришли к выводу, что литосфера имеет неоднородную толщину, и во многом зависит от рельефа местности, под которым находится. Так, на суше её толщина составляет от 25 до 200 км (чем старше платформа, тем она больше, а самая тонкая находится под молодыми горными хребтами).

А вот самый тонкий пласт земной коры – под океанами: его средняя толщина колеблется от 7 до 10 км, а в отдельных регионах Тихого океана доходит даже до пяти. Слой самой толстой коры расположен по краям океанов, наиболее тонкий – под срединно-океаническими хребтами. Интересно, что литосфера еще полностью не сформировалась, и процесс этот продолжается поныне (в основном – под океаническим дном).

Из чего состоит земная кора

Строение литосферы под океанами и континентами отличается тем, что под океаническим дном нет гранитного слоя, так как океаническая кора во время своего формирования много раз подвергалась процессам плавления. Общими для океанической и материковой коры являются такие слои литосферы, как базальтовый и осадочный.


Таким образом, земная кора состоит в основном из горных пород, которые формируются во время остывания и кристаллизации магмы, по трещинам внедряющейся в литосферу. Если при этом магма не смогла просочиться на поверхность, то она сформировала такие крупнокристаллические горные породы, как гранит, габбро, диорит, вследствие ее медленного охлаждения и кристаллизации.

А вот магма, которая сумела выбраться наружу, за счёт быстрого остывания, образовала мелкие кристаллы – базальт, липарит, андезит.

Что касается осадочных пород, то они в литосфере Земли образовались по-разному: обломочные появились в результате разрушения песка, песчаников и глины, химические сформировались благодаря различным химическим реакциям в водных растворах — это гипс, соль, фосфориты. Органические были образованы растительными и известковыми остатками – мел, торф, известняк, уголь.

Интересно, что некоторые породы появились из-за полного или частичного изменения их состава: гранит трансформировался в гнейс, песчаник – в кварцит, известняк – в мрамор. Согласно научным исследованиям, учёным удалось установить, что литосфера состоит из:

  • Кислорода – 49%;
  • Кремния – 26%;
  • Алюминия – 7%;
  • Железа – 5%;
  • Кальция – 4%
  • В состав литосферы входит немало минералов, самые распространённые – шпат и кварц.


Что касается структуры литосферы, то здесь различают стабильные и подвижные зоны (иными словами, платформы и складчатые пояса). На тектонических картах всегда можно увидеть обозначенные границы как устойчивых, так и опасных территорий. Прежде всего это Тихоокеанское огненное кольцо (расположено по краям Тихого Океана), а также часть Альпийско-Гималайского сейсмического пояса (Южная Европа и Кавказ).

Описание платформ

Платформа – это практически неподвижные части земной коры, которые прошли очень долгий этап геологического формирования. Их возраст определяют по этапу образования кристаллического фундамента (гранитного и базальтового слоёв). Древние или докембрийские платформы на карте всегда находятся в центре континента, молодые – или на краю материка, или между докембрийскими платформами.

Горно-складчатая область

Горно-складчатая область была сформирована во время столкновения тектонических плит, что расположены на материке. Если горные хребты были сформированы недавно, возле них фиксируется повышенная сейсмическая активность и все они расположены по краям литосферных плит (более молодые массивы относятся к альпийскому и киммерийскому этапу образования). Более старые области, относящиеся к древней, палеозойской складчатости, могут располагаться как с краю материка, например, в Северной Америке и Австралии, так и по центру – в Евразии.


Интересно, что возраст горно-складчатых областей учёные устанавливают по самым молодым складкам. Поскольку горообразование происходит беспрестанно, это даёт возможность определить лишь временные рамки этапов развития нашей Земли. Например, наличие горного хребта посреди тектонической плиты свидетельствует о том, что когда-то здесь проходила граница.

Литосферные плиты

Несмотря на то, что литосфера на девяносто процентов состоит из четырнадцати литосферных плит, многие с этим утверждением не согласны и рисуют свои тектонические карты, говоря о том, что существует семь больших и около десяти малых. Это разделение довольно условно, поскольку с развитием науки учёные или выделяют новые плиты, или же признают определенные границы несуществующими, особенно когда речь идёт про малые плиты.

Стоит отметить, что самые крупные тектонические плиты очень хорошо различимы на карте и ими являются:

  • Тихоокеанская – самая большая плита планеты, вдоль границ которой происходят постоянные столкновения тектонических плит и образуются разломы – это является причиной её постоянного уменьшения;
  • Евразийская – покрывает почти всю территорию Евразии (кроме Индостана и Аравийского полуострова) и содержит наибольшую часть материковой коры;
  • Индо-Австралийская – в её состав входит австралийский континент и индийский субконтинент. Из-за постоянных столкновений с Евразийской плитой находится в процессе разлома;
  • Южно-Американская – состоит из южноамериканского материка и части Атлантического океана;
  • Северо-Американская – состоит из североамериканского континента, части северо-восточной Сибири, северо-западной части Атлантического и половины Северного Ледовитого океанов;
  • Африканская – состоит из африканского материка и океанической коры Атлантического и Индийского океанов. Интересно, что соседствующие с ней плиты движутся в противоположную от неё сторону, поэтому здесь находится наибольший разлом нашей планеты;
  • Антарктическая плита – состоит из материка Антарктида и близлежащей океанической коры. Из-за того, что плиту окружают срединно-океанические хребты, остальные материки от неё постоянно отодвигаются.

Движение тектонических плит

Литосферные плиты, соединяясь и разъединяясь, всё время изменяют свои очертания. Это даёт возможность учёным выдвигать теорию о том, что около 200 млн. лет назад литосфера имела лишь Пангею — один-единственный континент, впоследствии расколовшийся на части, которые начали постепенно отодвигаться друг от друга на очень маленькой скорости (в среднем около семи сантиметров в год).

Существует предположение, что благодаря движению литосферы, через 250 млн. лет на нашей планете сформируется новый континент за счёт объединения движущихся материков.

Когда происходит столкновение океанической и континентальной плит, край океанической коры погружается под материковую, при этом с другой стороны океанической плиты её граница расходится с соседствующей с ней плитой. Граница, вдоль которой происходит движение литосфер, называется зоной субдукции, где выделяют верхние и погружающиеся края плиты. Интересно, что плита, погружаясь в мантию, начинает плавиться при сдавливании верхней части земной коры, в результате чего образуются горы, а если к тому же прорывается магма – то и вулканы.

В местах, где тектонические плиты соприкасаются друг с другом, расположены зоны максимальной вулканической и сейсмической активности: во время движения и столкновения литосферы, земная кора разрушается, а когда они расходятся, образуются разломы и впадины (литосфера и рельеф Земли связаны друг с другом). Это является причиной того, что вдоль краёв тектонических плит расположены наиболее крупные формы рельефа Земли – горные хребты с активными вулканами и глубоководные желоба.

Рельеф

Не удивляет, что движение литосфер непосредственно влияет на внешний вид нашей планеты, а разнообразие рельефа Земли поражает (рельеф – это совокупность неровностей на земной поверхности, которые находятся над уровнем моря на разной высоте, а потому основные формы рельефа Земли условно делят на выпуклые (материки, горы) и вогнутые – океаны, речные долины, ущелья).

Стоит заметить, что суша занимает только 29% нашей планеты (149 млн. км2), а литосфера и рельеф Земли состоят в основном из равнин, гор и низкогорья. Что касается океана, то его средняя глубина составляет немногим меньше четырёх километров, а литосфера и рельеф Земли в океане состоят из материковой отмели, берегового склона, океанического ложа и абиссальных или глубоководных желобов. Большая часть океана обладает сложным и разнообразным рельефом: здесь есть равнины, котловины, плато, возвышенности, хребты высотой до 2 км.

Проблемы литосферы

Интенсивное развитие промышленности привело к тому, что человек и литосфера в последнее время стали чрезвычайно плохо уживаться друг с другом: загрязнение литосферы приобретает катастрофические масштабы. Произошло это вследствие возрастания промышленных отходов в совокупности с бытовым мусором и используемыми в сельском хозяйстве удобрениями и ядохимикатами, что негативно влияет на химический состав грунта и на живые организмы. Учёные подсчитали, что за год на одного человека припадает около одной тонны мусора, среди которых – 50 кг трудноразлагаемых отходов.

Сегодня загрязнение литосферы стало актуальной проблемой, поскольку природа не в состоянии справиться с ней самостоятельно: самоочищение земной коры происходит очень медленно, а потому вредные вещества постепенно накапливаются и со временем негативно воздействуют и на основного виновника возникшей проблемы – человека.

Данный урок является завершающим при изучении темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» части II «ПРИРОДА РОССИИ» в курсе 8 класса «География России» перед проведением практической работы. Урок комбинированный с применением информационных технологий.

Цель урока: Создать условия для формирования представлений о полезных ископаемых, об использовании полезных ископаемых, определить условия жизни человека на равнинах и в горах и создать условия для достижений результата.

Задачи урока: образовательные: сформировать представление о полезных ископаемых и их использовании, определить условия жизни человека на равнинах и в горах; развивающие: вызвать познавательный интерес к географическим знаниям и проблемам; учить школьников решать доступные для них географические задачи, вырабатывать у них комплексный подход к фактам, явлениям, процессам, умение мыслить пространственно, «привязывая» свои суждения к карте; работать над усвоением приёмов мышления, находить причинно-следственные связи; способствовать развитию у обучающихся таких способностей, как наблюдательность, память, воображение, внимание; воспитывающие: воспитывать целеустремлённость, самостоятельность, ответственность, стремление к самообразованию, толерантность, патриотизм. На уроке была обеспечена комплексность при выполнении поставленных задач.

Презентация к уроку "Человек и литосфера" (в действии) доступна по ссылке http://октябрьскоготнянская-школа.рф/images/presentation/chelovek_i_litosfera/человек_и_литосфера.swf

модифицированная версия игры "Литосфкра" доступна по ссылке http://октябрьскоготнянская-школа.рф/images/presentation/chelovek_i_litosfera/igra_litosfera.swf

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьскоготнянская средняя общеобразовательная школа»

Борисовского района Белгородской области

« ЧЕЛОВЕК И ЛИТОСФЕРА »

(открытый урок географии в 8 классе)

ПОДГОТОВИЛА:

учитель географии

МБОУ «Октябрьскоготнянская СОШ» Ряполова Т.Н.

Кулиновка,

2014 г.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ

Учитель Ряполова Т.Н.

Тема урока: Человек и литосфера

Цель урока: Создать условия для формирования представлений о полезных ископаемых, об использовании полезных ископаемых, определить условия жизни человека на равнинах и в горах и создать условия для достижений результата.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: проводить изучение полезных ископаемых своей местности, изучать и использовать способы запоминания географических объектов, выявлять и объяснять различные полезные ископаемые (горючие, рудные, нерудные, значение их для человека), приводить примеры различных полезных ископаемых в том числе для Белгородской области. Приводить примеры различных ископаемых гор и равнин.

Метапредметные: определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причины следственной связи, анализировать информацию (текстовую, иллюстрированную) для подготовки ответа на вопрос, использовать речевые свойства для выражения своих чувств, мыслей, работать в коллективах, в парах с выполнением различных ролей.

Личностные: осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, сформировать основы экологической культуры, любовь к Родине и взаимное уважение, осознание значимости литосферы, как части географической оболочки.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия:

География 8 класс, Дронов В.П., Лобжанидзе А. А., атлас 8 класс «Дрофа», карта строения земной коры, учебник «Природоведение» (картинки минералов, образцы горных пород и минералов)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

  1. Орг. момент.

Взаимные приветствия учителя и обучающихся; проверка отсутствующих; проверка подготовленности обучающихся к уроку; организация внимания.

Слайд 1,2

  1. Тест по теме «Рельеф и геология России»

Проверка знаний по теме

Слайд 2,3

Отвечают на вопросы теста, работают в парах: взаимо-проверка тестов. Слайд 5

  1. Изучение нового материала.

Сегодня мы продолжим изучение раздела «Природа России» и познакомимся с влиянием человека на литосферу.

Но сначала давайте вспомним, что такое литосфера?

Все мы знаем, что человек и природа взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом.

Человек в ходе своей деятельности влияет на природу, изменяет ее качество.

Слайды 5-7

Литосфера – это верхняя твердая оболочка Земли, состоящее из кристаллических и осадочных пород

А как вы думаете, влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность людей?

Да, конечно влияет.

Как влияет?

В земной коре находятся различные полезные ископаемые.

О полезных ископаемых расскажет Медведев Максим

Опережающее творческое домашнее задание

Демонстрация презентации

Слайды 9-19

Что такое полезные ископаемые?

Это минеральные образования земной коры, которые человек использует в хозяйстве.

Посмотрите внимательно таблицу. Посмотрите деление по вертикальному столбику и горизонтальному.

Металлические полезные ископаемые, иногда и неметаллические, например асбест, сера, графит – это рудные породы (руды черных и цветных металлов, благородные металлы)

Анализируют таблицу:

по физическому состоянию полезные ископаемые делятся на твердые, жидкие и газообразные, по составу и особенностям использования различают тоже 3 вида:

горючие

неметаллические

металлические

Какие полезные ископаемые относятся к нерудным?

Это неметаллические и негорючие твердые горные породы и минералы.

Наша страна богата различными полезными ископаемыми, но размещены они в земной коре неравномерно. В их распределении прослеживаются определенные закономерности. Отмечается тесная связь в размещении полезных ископаемых и геологическим строением и тектоникой.

Откройте стр. 10-11 атласа и посмотрите полезные ископаемые какого происхождения и какие наиболее распространены на платформах, плитах, щитах. А теперь посмотрите, какие полезные ископаемые распространены в горно-складчатых областях.

Это стройматериалы (песок, глина, гравий), также сера, апатиты, фосфориты и др.

Обучающиеся вспоминают строение платформ:

2 яруса, 1 ярус – это кристаллический фундамент, 2 ярус- осадочный чехол. Определяют, что на платформах в основном расположены такие полезные ископаемые как каменный и бурый уголь, нефть, газ – это горючие полезные ископаемые. На щитах – различные руды: железные, медные, никелевые и др. – рудные.

Горючие полезные ископаемые имеют осадочное происхождение, а рудные – магматическое и метаморфическое.

Обучающиеся зарисовывают рисунок.

В предгорных прогибах и межгорных впадинах распространены осадочные породы, в горах – рудные.

Обучающиеся рисуют схему в тетрадь .

В осадочном чехле платформ сформировались осадочные полезные ископаемые, в фундаменте платформ и в горах преобладают рудные полезные ископаемые.

Сделаем вывод по заданию: Попробуйте сказать, что такое месторождение?

Обучающиеся отвечают на вопрос

А большие по площади скопления образуют бассейны.

Расскажите о воздействии человека на литосферу при добыче полезных ископаемых.

Обучающиеся отвечают на вопрос

Воздействие равнинности территории России на деятельность человека?

Загадки

Обучающиеся отгадывают загадки

Практическая работа по контурным картам

Слайд 20

Обучающиеся заполняют контурные карты

  1. Физкульт-минутка

Слайд 22

Обучающиеся делают упражнения

  1. Творческая работа

Творческие задания

Слайды 23-26

Обучающиеся делают сообщения

Характер поверхности (рельеф) имеет боль-шое значение для жиз-ни и хозяйственной деятельности людей. И поселения во многом определяются формой рельефа.

Посмотрите таблицу на слайде 20

До какой высоты на-блюдаются благопри-ятные условия для ве-дения промышленного и гражданского строительства, ведения с/х и отдыха населения?

Добывая полезные ископа-емые, человек сильно изменя-ет облик Земли, нарушает при-родные ландшафты. Наибольшее изменение облика Земли происходит при откры-той разработке недр – появля-ются отвалы, заброшенные после отработки карьеры, безжизненные «индустриаль-ные пустыни», лишенные рас-тительности. При подземной добыче часто происходит про-седание земной поверхности над выработанными пластами, появляются терриконы, куда складываются пустые породы, поднятые наверх.

Выделяют жизнь людей на равнинах и в горах. Зарисовываем в тетрадь таблицу и по учебнику выписываем «+» и «-» жизни в горах и на равнинах.

Жизнь человека в горах (отвечает Мезенцева Мария)

Влияние человека на литосферу (отвечает Присада Марина)

Обучающийся отвечает на оценку.

Человек в ходе хозяйственной деятельности нарушает литосферу:

  1. Изменяется строение верхней части литосферы, залегание слоев горных пород – добыча полезных ископаемых, строительство шахт, карьеров, тоннелей.
  2. Изменяется поверхность литосферы, выравнивается, создаются мелкие или крупные углубления (канавы, каналы, котловины, насыпи и т.д.).
  3. Создают искусственные формы рельефа: здания, башни, плотины, мосты, которые влияют на движение температуры воздуха, сток поверхностных вод.
  1. Домашнее задание
  1. изучить § 16,
  2. составить кроссворд или викторину по теме «Литосфера»
  3. повторить §§ 12-15

Слайд 27-28 https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проверка пройденного материала

Проверь себя

Проверь себя № Вариант 1 № Вариант 2 1 В 1 Г 2 Б 2 Б 3 Б 3 А 4 А 4 Б 5 В 5 А, В, Е, З 6 А, В 6 А 7 А 7 Г, А, Б, В 8 В, Б, Г, А 8 Б «5» «4» «3» 8 6-7 4-5

Человек и литосфера

Значение литосферы Литосфера во многом определяет условия жизни и особенности хозяйственной деятельности человека. На ее поверхности люди живут, строят города и заводы, прокладывают дороги, возделывают поля; из недр добывают полезные ископаемые. Значительные территории подвержены стихийным бедствиям, связанным с литосферой.

Презентация на тему: «Полезные ископаемые» Выполнил: ученик 8 класса Медведев М.

Что такое полезные ископаемые Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве.

Виды полезных ископаемых

Полезные ископаемые платформ Рудные (приурочены к щитам и фундаменту платформ) Балтийский щит медные, никелевые руды Осадочные (приурочены к осадочному чехлу платформ) Крупные угольные бассейны Тунгусский, Ленский, Южно-Якутский, Донецкий

Полезные ископаемые складчатых областей Магматические герцинская складчатость Урал, Алтай Метаморфические Кайнозойская складчатость Кавказ, Срединный хребет

Месторождения – это крупные скопления руд. Всего из земной коры человек добывает более 200 видов ископаемых. Месторождения

Бассейны Бассейны – это группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

Россия – одна из самых богатых ресурсами страна мира В России имеются: крупные месторождения нефти, газа, угля, калийных солей, никеля, олова, алюминиевого сырья, вольфрама, золота, платины, асбеста, графита, слюды.

Практическая работа 73 72

Физкультминутка (наклоны вперед и назад) Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (вращение головой) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (возвращение на место) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

Творческие задания Жизнь и хозяйствование на равнинах Жизнь и хозяйствование в горах Воздействие человека на литосферу

Виды хозяйственной деятельности Виды хозяйственной деятельности Условия для их осуществления (максимально допустимая абсолютная высота) Благоприятные Ограниченно- благоприятные Неблагоприятные Промышленность и гражданское строительство до 1500 м 1500-2000 м более 2000 м Сельское хозяйство до 2500 м 2500-3000 м более 3000 м Отдых населения до 2000 м 2000-2500 м более 2500 м 71

Домашнее задание изучить § 16, составить кроссворд или викторину по теме «Литосфера» повторить §§ 12-15

Закрепление изученного материала ИГРА

Сегодня на уроке … … я узнал(а)… … я научился(ась)… … мне понравилось…

МБОУ « Октябрьскоготнянская СОШ» Борисовского района Белгородской области Открытый урок по географии на тему: «Человек и литосфера» Учитель: Ряполова Татьяна Николаевна


>>Человек и литосфера

§ 16. Человек и литосфера

Влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность людей? Безусловно! В земных недрах размещаются разнообразные полезные ископаемые (рис. 26).

Полезные ископаемые - минеральные образования земной коры, которые используются в хозяйстве.

По карте атласа найдите крупнейшие угольные бассейны России, месторождения нефти и газа.

Полезные ископаемые размещаются в земной коре неравномерно, но в их распределении есть определенные закономерности. В осадочном чехле платформ сформировались осадочные полезные ископаемые. В фундаменте платформ и в горах преобладают рудные полезные ископаемые. Таким образом, различия в строении земной коры во многом определяют особенности хозяйства отдельных территорий. Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а большие по площади скопления - бассейны.

Таблица 6

Виды полезных ископаемых

Таблица 7

Приведите другие причины расселения людей преимущественно на равнинах.

Поверхность земной коры - это место для населения человека и плацдарм для его деятельности. Прежде всего на размещение и жизнь людей влияют абсолютные высоты (табл. 7).

Жизнь и хозяйствование на равнинах. Исторически население всегда тяготело к равнинам. Это вполне объяснимо. Здесь проще вести хозяйство, легче строить здания и дороги.

Многие равнины почти полностью распаханы

Сложнее оценить влияние рельеф а на быт и традиции людей, их историю. Тем не менее такие попытки предпринимались. Например, в работах известного русского историка С. М. Соловьева можно найти рассуждения, позволяющие выстроить следующую схему.

Жизнь и хозяйствование в горах определяются разнообразием природных условий, присущих горным регионам.

Хотя Россия и равнинная страна, влияние гор на хозяйство и жизнь людей в ней очень велико. Это неудивительно, поскольку почти половина субъектов Российской Федерации имеет на своей территории горы .

Жизнь человека в горах протекает в сложных, порой экстремальных условиях. Это связано со значительными абсолютными высотами, сложным рельефом и климатом. Поэтому горы отличает более слабая освоенность территории по сравнению с равнинами.

Горам присуща своеобразная барьерная роль. Она проявляется как в природе, так и в жизни людей. Горы создают естественную преграду не только на пути рек и воздушных масс. Они препятсвуют и перемещению людей, затрудняя их проникновение в новые районы, контакты между носителями горных и равнинных территорий. Но по мере роста технических возможностей человека, развития современных средств эта особенность гор ослабевает.

Например, трасса одной из крупнейших железных дорог России - Байкало-Амурской магистрали пересекает 7 высоких хребтов (Байкальский, Буреинский, Кадарский и др.). Для их преодоления хребты были «пронизаны» туннелями.

Из-за сложных природных условий с экономической точки зрения горы не могут конкурировать с равнинами. Поэтому в горных регионах число видов хозяйственной деятельности ограничено. Преимущественно в них используются особые ресурсы, связанные с горным положением: минеральные, рекреационные, гидроэнергетические, иногда редкие горные растения.

В Кавказских горах построен Тырныаузский металлургический комбинат. Здесь ведется добыча молибдена и вольфрама. Руда добывается с помощью подземных взрывов. Затем она спускается по пробитым в скалах туннелям на специальную площадку. Здесь ее измельчают в порошок и по трубам подают на обогатительную фабрику. Пустую породу из-за ограниченности площадей размещают на склонах гор. Это создает опасность обвалов, осыпей, камнепадов, а при сильных дождях - и селевых потоков.

Но горы постепенно приобретают все новые функции: производственные, спортивные, оздоровительные . Даже большие абсолютные высоты привлекательны для любителей альпинизма, горно- лыжного спорта, приключенческого туризма.

Хозяйственная деятельность в горах связана высотной поясностью и разнообразием ландшафтов. Например, из-за суровых природных условий в горных районах азиатской части России сельское хозяйство ограничено сезонными миграциями животных.

Кроме того, горы - это многонациональные регионы. Из-за относительной недоступности горы служили убежищем для населения, вынужденного в силу различных обстоятельств (политических, экономических и др.)менять место жительства.


В крупных горных районах с высокими хребтами население селилось в глубоких и узких межгорных долинах. Контакты между соседями были затруднены. Поэтому горы, как правило, отличаются большим этническим разнообразием. В них проживают малочисленные народы со специфической культурой, бытом и особенностями хозяйства. Па Северном Кавказе проживает более 40 национальностей. Например, в Республике Дагестан только официальных языков - 12, а число языковых диалектов исчисляется десятками.

Важная социальная проблема развития горных районов заключается в том, что основные потребители их ресурсов находятся на равнинах, т, е. значительном расстоянии от гор. Осваивая горы, нужно помнить и о негативных сторонах этого процесса - деградации природы, разрушении культурно-этнических традиций и др.

Однако не только литосфера оказывает свое влияние на человека. Человек также воздействует на нее. И это воздействие многопланово. Современные технические возможности человечества стали настолько грандиозными, что, как подметил великий русский ученый В. И. Вернадский, "человек стал крупной геологической силой".

Нарушения литосферы, связанные с хозяйственной деятельностью человека, весьма разнообразны. Во-первых , изменяется строение верхней части литосферы, залегание слоев горных пород. Это происходит при добыче полезных ископаемых, строительстве карьеров, шахт, тоннелей, других подземных коммуникаций, проведении подземных ядерных взрывов.

Каждый год из земных недр извлекаются сотни миллионов тонн разнообразных полезных ископаемых. При этом только отходы горнопромышленного производства превышают 3 млрд т в год. На месте извлеченных горных пород в литосфере образуются пустоты. Только часть из них засыпается или закладывается, поэтому общий объем подобных пустот постоянно растет. Их наличие приводит к провалу грунтов, нарушению нормального движения подземных вод. Нарушает литосферу и бурение скважин, которое приняло огромный размах. Только в Западной Сибири их пробурено около 3 млн. Откачка нефти и газа из земных глубин увеличивает подвижность земных слоев и ведет к возникновению многочисленных антропогенных землетрясений! Так, в районе крупнейших нефтяных месторождений Поволжья только за 15 последних лет зафиксировано более 200 подобных землетрясений.

Во-вторых , изменяется поверхность литосферы. Она выравнивается, в ней создаются мелкие и крупные углубления (каналы, канавы, котлованы) или насыпи (отвалы горных пород, террасы на горных склонах).

Таким образом, теперь рельеф формируется не только внешними и внутренними силами природы, но и человеком (рис. 27).

Формы рельефа, создаваемые в процессе хозяйственной деятельности человека, называются антропогенным рельефом.

В-третьих , в ходе своей хозяйственной деятельности человек создает искусственные формы рельефа: здания, башни, плотины, мосты. Они так же, как и природные формы рельефа, изменяют поверхность литосферы, влияют на движение и температуру воздуха, сток поверхностных вод и пр.



Рис. 27. Виды антропогенного рельефа

Расскажите о воздействии искусственных <|юрм рельефа на различные природные процессы.

Это воздействие постоянно растет, поскольку искусственных форм рельефа становится все больше и больше (табл. 8). Особенно значительно их влияние в крупнейших городах. Например, летние температуры в крупнейших городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде) такие же, как на территориях, расположенных на 200-300 км южнее. Например, в Москве, при ее площади в 1000 км 2 , общая площадь искусственных форм рельефа составляет 300 км 2 . В городе уже практически не осталось крупных участков эстественной земной поверхности.

Таблица 8

Рост поверхности искусственных форм рельефа

Во многих странах мира, в том числе и в России, сформировались огромные зоны практически сплошной застройки, протягивающиеся на сотни километров.

Вопросы и задания

1. Перечислите особенности хозяйственной деятельности в горах.
2. Приведите примеры антропогенного рельефа в своей местности.


Итоговые задания по теме

1. От чего зависит размещение полезных ископаемых? Назовите и покажите по карте основные бассейны и месторождения.
2. Как влияет рельеф на жизнь и хозяйственную деятельность человека? Приведите примеры влияния человека на литосферу в нашей стране.
3. Докажите, что и в наше время продолжается процесс формирования рельефа.
4. Составьте сравнительную характеристику рельефа, геологического строения и полезных ископаемых Русской и Западно-Сибирской равнин, используя следующий план:

1) где расположена территория;
2) к какой тектонической структуре приурочена;
3) породы какого возраста слагают территорию;
4) средние, минимальные и максимальные высоты территории;
5) какие внешние процессы участвовали и участвуют в формировании рельефа;
6) какие формы рельефа созданы тем или иным процессом, их размещение;
7) какие стихийные явления связаны с тектоническим и геологическим строением, с особенностями рельефа, возможные меры борьбы с ними.

5. Составьте характеристику любого из горных массивов России, расположенных на юге Сибири, используя приведенный выше план.
6. Дайте характеристику рельефа своей области (края, республики).
7. Дайте оценку минерально-сырьевой базы России.
8. Докажите справедливость утверждения В. И. Вернадского: «Человек стал крупной геологической силой».

География России: Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. : учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе; под ред. В. П. Дронова. - 10-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2009. - 271 с. : ил., карт.

онлайн библиотека с учебниками и книгами, планы конспектов уроков по географии, задания по географии 8 класса

КУЛЬТУРА

Анализ произведения гробовщик пушкина Написано на Нижегородской
земле

Анализ произведения гробовщик пушкина Написано на Нижегородской земле

Евгения Сафонова, Петра-Дубравская школа, Самарская область Написано на Нижегородской земле О смысле повести Пушкина «ГРОБОВЩИК» Пушкинская проза представлена в современных программах в школе...
Сочинение на тему: Монастырь как символ неволи в поэме Мцыри, Лермонтов

Сочинение на тему: Монастырь как символ неволи в поэме Мцыри, Лермонтов

Сочинение Он прост: это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал...
О чём думает моя голова Рассказы люси

О чём думает моя голова Рассказы люси

Детская писательница Ирина Михайловна Пивоварова родилась в 1939 году в Москве в семье врача. Её отец хотел, чтобы и она стала врачом. Однако Ира с детства любила поэзию, прекрасно рисовала и после...
Пополнение запасов воды в велопоходе Какой запас пресной воды на земле

Пополнение запасов воды в велопоходе Какой запас пресной воды на земле

Ученым удалось выяснить, что на земле в настоящее время более 97,5 % всех водных запасов приходится на моря и океаны. Это факт подтверждает дефицит пресной воды, которая составляет только 2,5 % от...
Нико робин - личность и отношения Мисс олл сандей

Нико робин - личность и отношения Мисс олл сандей

Робин всю жизнь ненавидела таких людей, как он. И была проклята иметь с ними дело, но в очередной раз задумываясь над тем, что привело ее на место второго по важности человека в криминальной...
Медаль реди уолтерса. Медаль рэдли-уолтерса. Текущее игровое описание медали Бельтера

Медаль реди уолтерса. Медаль рэдли-уолтерса. Текущее игровое описание медали Бельтера

Рэдли-Уолтерс – настоящий мастер танкового боя. В годы Второй мировой войны он расправился с восемнадцатью немецкими танками и штурмовыми орудиями. Сидней – Командор Ордена "За военные заслуги",...
История российская - скачать бесплатно все книги серии История татищева читать

История российская - скачать бесплатно все книги серии История татищева читать

Более трагичной оказалась судьба трудов Василия Никитича Татищева (1686-1750), которые стали вообще как бы «утерянными». Талантливый историк много лет трудился для России, но был отвергнут, а его...
Русский акмеизм как литературное направление — основные черты и представители

Русский акмеизм как литературное направление — основные черты и представители

Акмеизм (от греч. akme - высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) - одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности...
Как назывались первые древние поселения

Как назывались первые древние поселения

Костёнковско-борщевский комплекс стоянок каменного века - палеолитические стоянки древнего человека, обнаруженные в районе села Костёнки в Хохольском районе Воронежской области. Памятники...
Что за новая звезда на небе

Что за новая звезда на небе

Уральцы озадачены: в ночном небе появилась неожиданно крупная и яркая звезда. Как передает корреспондент NDNews.ru , яркий источник света около 21 часа по местному времени виден над западным...